Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №136(15.12.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Демография. Миграция. Гражданство.



Владимир Путин проявил заботу о советском человеке

Президент предлагает продлить еще на два года срок, в течение которого жители государств, прежде входивших в состав СССР, могут получить российское гражданство в упрощенном порядке.

Коммерсантъ, № 227 (№ 3311) от 02.12.2005

Виктор Хамраев, Наталья Городецкая

01 декабря 2005года, Владимир Путин внес в Госдуму проект поправки к закону "О гражданстве", которая касается жителей государств, прежде входивших в состав СССР. Президент предлагает продлить еще на два года срок, в течение которого они могут получить российское гражданство в упрощенном порядке. Думцы принять поправку готовы, но правозащитники уверены, что она не облегчит жизнь гражданам из бывших советских республик.

Жесткий порядок оформления российского гражданства в отношении выходцев из ближнего зарубежья был введен в 2002 году с принятием новой версии закона "О гражданстве". Тогда всех бывших советских граждан, проживающих за пределами России, приравняли к иностранцам, распространив на них общий порядок вступления в гражданство. Они должны были сначала получить вид на жительство, потом прожить в РФ пять лет, и лишь после этого получали право обратиться за гражданством. При этом одним из условий предоставления гражданства стал "законный источник средств к существованию", наличие которого должен доказывать властям потенциальный россиянин.

Через год президент публично признал столь жесткий порядок ошибочным и предложил его смягчить, разрешив лицам из бывших советских республик получить российское гражданство в упрощенном порядке в случае обращения с соответствующим заявлением до 1 января 2006 года. Поправка касалась только тех "бывших советских", кто законно проживал в России на момент вступления в силу нового закона – 1 июля 2002 года.

Внесенная вчера поправка продлевает срок действия упрощенного порядка до 1 января 2008 года. Теперь еще в течение двух лет граждане из стран СНГ смогут рассчитывать на получение российского гражданства без вида на жительство, пятилетнего срока проживания, указания источников средств к существованию и экзамена на знание русского языка. Правда, им по-прежнему придется доказывать, что они на законных основаниях живут в России с лета 2002 года.

Начальник управления по вопросам гражданства Федеральной миграционной службы (ФМС) Николай Смородин сообщил Ъ, что в течение предстоящих двух лет ФМС предполагает выдать документы о гражданстве 500 тыс. человек. По его словам, это в принципе немного, поскольку в течение девяти месяцев этого года гражданство получили 400 тыс. человек.

Спикер Госдумы Борис Грызлов вчера отметил "особое значение" президентской поправки, которая связана с "поручением президента о выработке программы переселения соотечественников". Спикер уверен, что "законопроект будет рассмотрен в ближайшее время и его поддержит большинство депутатов". Глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин тоже уверен, что закон будет принят и это станет "восстановлением исторической справедливости для людей, которые мыслили себя как граждане единой страны". Проект, по мнению господина Плигина, "решает проблему, которую поднимают тысячи бывших граждан СССР".

"Ничего не произошло, есть только надежда, что хуже в ближайшее время не станет",– заочно возразила депутатам в беседе с Ъ глава общественного комитета помощи беженцам, член правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина. Закон о гражданстве действительно дает бывшим соотечественникам возможности для упрощенного получения гражданства, но, по мнению госпожи Ганнушкиной, "препятствием на пути этих возможностей становится закон "О правовом положении иностранных граждан"". Он "не дает никаких преференций" для бывших советских людей, но именно на него опираются чиновники, к которым жители стран СНГ обращаются с заявлением о получении гражданства. И с них все равно требуют пятилетнего срока проживания, а также доказательств того, что они смогут содержать себя три года исходя из прожиточного минимума: требуется "такой капитал, который рядовой гражданин не имеет", утверждает правозащитница.

Помимо того все желающие стать россиянами должны "попасть в квоты", которые устанавливают регионы на основании постановлений и распоряжений правительства РФ. Сейчас действуют два вида квот: на привлечение иностранной рабочей силы и на временное проживание. Роднит эти квоты, по оценке госпожи Ганнушкиной, "только одно: полное отсутствие критериев, на основании которых они устанавливаются". Поэтому все регионы, по ее словам, "назначают квоты от фонаря". А иностранец, встав в очередь на выделение квоты, не имеет никаких гарантий, что в нее попадет.




Россия отказывается признать денонсацию Туркменией договора о двойном гражданстве.

Сообщение пресс-службы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

23.11.2005.,ЦентрАзия

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации информирует российских граждан, постоянно проживающих в Туркмении о том, что согласно ответу, поступившему из МИД Российской Федерации на его запрос, Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном "Об урегулировании вопросов двойного гражданства" от 23 декабря 1993г., вступившее в силу 18 мая 1995г., продолжает, по мнению российской стороны, оставаться действующим международно-правовым актом, поскольку туркменская сторона не выполнила в срок процедуру денонсации указанного Соглашения, а подписанный 10 апреля 2003 года

Протокол, прекращающий действие того же Соглашения, не был ратифицирован Россией в связи с предпринятыми после его подписания туркменской стороной мерами, которые ущемляют права российских граждан.

Из этого следует, что:

- граждане России, имеющие также туркменское гражданство и постоянно проживающие на территории Туркмении, выезжают/въезжают на территорию Туркмении без каких-либо виз или отметок в документах по предъявлению двух (российского и туркменского) паспортов;

- такой же порядок пересечения границы распространяется и на лиц с двойным гражданством, выехавших на постоянное место жительства за пределы Туркмении после 22 апреля 2003 г.;

- граждане России и Туркмении, выехавшие на постоянное жительство за границу до 22 апреля 2003г. и не обратившиеся в диппредставительства Туркмении за рубежом до 22 июня 2003 г. с письменным заявлением о подтверждении туркменского гражданства (о чем в туркменском паспорте проставлялась соответствующая отметка), рассматриваются как утратившие гражданство Туркмении. В этом случае при въезде, пребывании на территории страны и выезде из Туркмении на них в полной мере распространяется визовый режим, установленный для иностранных граждан. Для въезда в Туркмению этой категории лиц необходимо иметь туркменскую визу, выданную к загранпаспорту гражданина России. Что же касается вопроса оформления постоянно проживающим в Туркмении российским гражданам паспортов гражданина Российской Федерации (т.н. "внутренних российских паспортов"), то в настоящее время это можно сделать только по месту их временного пребывания на территории Российской Федерации на основании регистрационного учета.

На основании п.16 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (с изменениями от 25 сентября 1999 г., 5 января 2001 г., 22 января 2002 г., 2 июля 2003 г., 23 января 2004г.) паспорт выдается гражданину в 10-дневный срок со дня принятия документов органами внутренних дел.




Что нам ждать от мигрантов?

Вестник Форума, № 09 за 2005 год

Александр Рылов

Самая грозная проблема страны – вымирание её населения – стала предметом острых дискуссий в СМИ. Сложились два непримиримых мнения.

«Державники» ратуют за повышение собственной рождаемости. Они считают, что для России смерти подобен приём 700 тысяч иммигрантов в год, которые Гайдар со товарищи предлагают как лекарство от демографической катастрофы.

«Либералы» (они же «западники») утверждают, что падение рождаемости – проблема любого развитого государства. Ещё нигде её не удалось решить ни «инвестициями в многодетность», ни любыми другими мерами. Видимо, эта проблема вообще неразрешима. Человек на уровне своего генома может быть устроен так, что он сокращает свою детородную функцию, достигнув определённого материального и культурного уровня. Значит, как и другие развитые страны, Россия должна принимать мигрантов. Другого выхода для того, чтобы спастись от вымирания и сохранить свою экономику, у нас нет.

Центристы в лице правительственных деятелей обещают «и нашим, и вашим»: и детей-де растить поможем, и миграционную политику либерализуем. Однако никаких реальных дел не видно. За исключением разве что решения поднять в 2006 году пособие на ребёнка с 70 рублей в месяц до умопомрачительной суммы в 150 рублей.

На вопросы «Литературной Газеты» отвечает Жанна Антоновна Зайончковская, директор Центра миграционных исследований, заведующая лабораторией миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН.

— Как будет развиваться ситуация, если и далее год за годом «западники» и «державники» будут мутузить друг друга в СМИ, правительство – кормить нас обещаниями, а демографический вопрос – неукротимо обостряться?

– Я бы не стала так пессимистично оценивать ситуацию. Погоду в стране делает экономика, а не политики. Очень скоро, по прогнозам, уже в 2007–2008 годах дефицит труда ощутят большинство предприятий. Он ощущается и сейчас. Например, в Москве, вопреки всем разговорам о её переполнении мигрантами, 165 тысяч вакансий, только заявленных в Службу занятости. А сколько ещё не заявленных! Мигранты – это уже не только строители, дорожники, дворники, рыночные торговцы и грузчики. Без них не обходятся метро и другой общественный транспорт. Похожая ситуация в большинстве городов страны. Очень скоро дефицит работников громко заявит о себе и на промышленных предприятиях.

– Почему вы думаете, что ситуация на крупных предприятиях изменит погоду?

– Во-первых, недостаток работников на них сразу же скажется на росте экономики страны. Во-вторых, директора крупных предприятий – очень влиятельные люди на всех уровнях власти. Но особенно – на местном уровне, где эти предприятия – главные плательщики бюджета. Под их давлением миграционная политика либо быстро изменится, станет более либеральной, либо предприятия найдут способы действовать в обход законов, либо экономика страны забуксует.

– Что-то не верится в энергичность наших политиков…

– А в том-то и дело, что уже через несколько лет не они, и тем более не МВД, на которое сегодня абсолютно неправильно возложено решение миграционных проблем, станут главными игроками на этом поле. Это будет бизнес и экономика в целом.

Пора отказаться от иллюзии, что можно как-то обойтись без мигрантов. Необходимо, как того потребовал президент, развернуть нашу миграционную политику в сторону создания в России благоприятного климата для мигрантов, потому что дефицит труда невозможно преодолеть иначе, как изменив миграционную политику. Нам действительно потребуется около 700 тысяч иммигрантов в год, как говорит Егор Тимурович, а не 200 тысяч, как сейчас. Не надо думать, что «700 000» – фантастически высокая планка. Россия имела близкие к этому показатели в течение 80-х и в первой половине 90-х. Да и сейчас они были бы вполне достижимы, если бы не бюрократические барьеры на пути мигрантов, воздвигнутые в виде разрешительной по сути регистрации, излишне сложного оформления вида на жительство и гражданства.

– Но разве гастарбайтеры спасут Россию от вымирания?

– Мигранты – это не только гастарбайтеры (т.е. временные работники), но и те, кто становится постоянным жителем. Пропорция между теми и другими может регулироваться, но предпочтение всё же лучше отдать постоянным жителям. Ведь мигранты нужны прежде всего для того, чтобы заменить выходящих на пенсию работников. А разве временный работник может работать так же производительно, как постоянный? Кроме того, по данным разных стран, примерно 50% мигрантов, легальных и нелегальных, не мытьём, так катаньем становятся гражданами принявшей их страны. А если она проводит активную и целенаправленную политику по интеграции новосёлов в свой социум, то приживается большинство из них. Или даже почти все, как то бывает, например, с молодыми иностранцами, в т.ч. и с россиянами, получающими высшее образование в Европе и США.

Мигранты действительно повышают рождаемость, так как переезжают в основном молодые люди. Но вы ошибаетесь, если думаете, что мигранты сегодня нужны России, равно как когда-то турки понадобились Германии, негры и арабы – Франции лишь для того, чтобы поднять рождаемость, которая падает, как и у нас.

Экономика, нехватка рабочих рук были дирижёром миграционной политики этих стран. Никакая страна не стала бы принимать массовые потоки иноплеменных и инокультурных людей только лишь для того, чтобы остановить убыль населения. Дело в том, что убыль населения со временем чревата сокращением рабочей силы, количества призывников, студентов и т.п. Нелишне заметить, что в мире пока нет страны, которая бы явила пример роста экономики в условиях уменьшения числа занятых. Это относится и ко всем высокоразвитым странам, где производительность труда много выше, чем у нас.

Уже давно население почти всех западноевропейских стран удерживается на стабильном уровне или даже прирастает только за счёт приёма мигрантов. Прогнозируемый же до середины века миграционный прирост в Европейском сообществе превышает 700 тысяч человек в год, а в США – около миллиона.

Между 1989 и 2002 годами Россия по приёму мигрантов даже опережала Запад, имея миграционный прирост 5,6 миллиона человек, но даже этого было недостаточно, чтобы возместить естественную убыль населения. Возмещено было только три четверти этой убыли. Но в последние годы, как уже говорилось, прирост упал до минимума. В 2003 году он компенсировал лишь 4% естественной убыли, которая составила 889, а в 2004-м – 790 тысяч человек.

– Но несмотря на такое сокращение населения, наш ВВП ещё продолжает расти. Все издержки покрывает нефтяная скважина?

– Дело не в нефтяной скважине. Падение рождаемости ощущается экономикой не сразу. Ведь прежде чем дети выйдут на рынок труда, проходит в среднем 20 лет. Вот и создаётся впечатление, что население убывает, а ничего страшного не происходит, вроде бы мы живём как жили. Но это впечатление ложное. С 2006 г. у нас начнётся естественная убыль населения в трудоспособном возрасте, сначала небольшая, а затем принимающая обвальный характер: 200 тыс. чел. в 2006 г., но уже более 600 тыс. чел. в 2008 г. и более чем по 1 млн. чел. до 2020 г. Именно это и даёт основание утверждать, что в ближайшей перспективе труд будет если не самым, то одним из самых дефицитных ресурсов России.

Поскольку невозможно за короткое время обеспечить адекватный рост производительности труда, важным источником пополнения трудовых ресурсов страны должна стать иммиграция. Следовательно, перспективная миграционная политика страны – это иммиграционная политика.

Западноевропейские страны с высокоразвитой экономикой (Германия, Великобритания, Франция), раньше России столкнувшиеся с последствиями падения рождаемости, компенсировали дефицит труда именно за счёт иммиграции, не допустив пока что сокращения численности населения своих стран. Доля иммигрантов в населении Германии, Австрии, Бельгии достигает 9%, Швеции – 6%, Великобритании – 4% (1998), Франции – 6% (1990). Второй важной мерой, смягчающей дефицит труда в этих странах, был вынос производства в страны с дешёвой рабочей силой.

На этот счёт есть примеры и из жизни нашей страны. Первая пятилетка 60-х была провальной по рабочей силе, так как в рабочий возраст вступала молодёжь, родившаяся во время войны, когда, понятно, рождаемость бывает низка. Тогда не было убыли трудовых ресурсов, но их прирост в СССР сократился примерно вдвое – с 9–10 млн. чел. за пятилетку до 4–5. Прогнозы показывали, что этот спад кратковременный, но принятые контрмеры были серьёзны.

Службу в армии сократили с 3 до 2 лет. Ликвидировали 11-е классы школ, введённые за год или за два до этого. Пожилым разрешили работать с сохранением пенсий. На самообслуживание перевели наших бывших друзей по лагерю социалистических стран. Югославы и болгары стали сами заготавливать себе лес в Республике Коми. На некоторых заводах работали вьетнамцы и северные корейцы. В Москву и Санкт-Петербург начали привлекать лимитчиков... но были и болезненные меры.

– Почему в 2006 г. начнёт сокращаться трудоспособное население, если убыль у нас началась с 1992 г.? Ведь ещё не пройдёт 20 лет?

– Убыль населения (превышение смертности над рождаемостью) началась действительно с 1992 г., но рождаемость падает давно, последний скачок вниз был в 1967 г. Баланс же трудоспособных зависит не только от количества вливающейся на рынок труда молодёжи, но и от того, сколько людей выходит на пенсию. Число же последних определяется тем, какая была рождаемость 55–60 лет назад, в каких условиях прошла жизнь этих людей и сколько их дожило до старости. Вот и получается, что с 2006 г. молодёжь уже не может полностью заместить выходящих на пенсию.

– Спасти нас может только приём мигрантов? Но ведь это дорого. Значит, перестать вкладывать деньги в собственный народ, чтобы на нашей земле обустраивать чужестранцев?

– Ни в коем случае нельзя противопоставлять одно другому. Мигранты как раз и нужны для того, чтобы не допустить снижения уровня жизни «собственного», по вашему выражению, народа. Если не будет миграционного пополнения рабочей силы, то уже тем людям, которым сейчас примерно 40 лет, придётся снижать пенсию, так как некому будет на неё заработать. Придётся сильно урезать социальные льготы или же понижать зарплату, не говоря уже об увеличении возраста выхода на пенсию. Придётся закрывать предприятия и забыть об удвоении ВВП. Как видите, альтернативы крайне болезненны и отнюдь не ведут к лучшей жизни.

Потом, что значит вкладывать деньги в мигрантов? Мигранты не иждивенцы, они отрабатывают своё содержание, как и мы.

– «Державники» уверены, что после массового приёма мигрантов получим «неведомый народ», в котором переплавимся и исчезнем мы, русские.

– В восьмидесятые годы РСФСР принимала в год от 400 до 800 тысяч мигрантов, преимущественно выходцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья. А Москва начиная с 20-х годов прибавляла за каждые 10 лет более чем по миллиону мигрантов разных языков и народов. Россия в своё время выстояла под мощнейшим напором татаро-монголов. Мы, конечно, тоже изменились, но не исчезли. Устояла и русская культура.

– При всех недостатках советская власть была куда дееспособней нынешней и не такой коррумпированной.

– Действительно, коррупция – огромная опасность на пути решения миграционных проблем, как, впрочем, и многих других. На рынке мигрантского труда созрел мощнейший теневой бизнес. Этот бизнес состоит в вербовке тех же таджиков, узбеков и др., готовых отправиться в Россию, их перепродаже работодателям, трудоустройстве, оформлении фиктивных регистраций и так далее. Опасность этого бизнеса в том, что он окажет бешеное сопротивление любым реформам, выводящим его из тени и ставящим под контроль государства, который, разумеется, совершенно необходим.

Кроме коррупции, существует масса других опасностей, проблем, угроз, словом, «зол мигрантского нашествия». Но если сложить их на одну чашу весов, то всё вместе их перевесит зло наихудшее: коллапс экономики из-за нехватки рабочих рук. Поэтому независимо от милицейских запретов, споров в СМИ и воли политиков и даже нежелания части граждан Россия вынуждена будет принимать мигрантов.

У нас же есть только два варианта будущего. Либо миграция в Россию будет преимущественно узаконенной, прозрачной, насколько это возможно, контролируемой и управляемой; либо преимущественно теневой, как сейчас, со всем набором её неприятных издержек.

– Главный аргумент «державников»: нынешняя власть, даже если отважится на такую политику, не справится с приёмом сотен тысяч мигрантов, допустит страшную катастрофу. В одной из публикаций вы заметили, что к началу 2010-х годов нам не будет хватать мигрантов даже из бывших стран СНГ, и поэтому «…остаётся ждать наплыва иммигрантов из бедных стран Азии, Африки. Но прирастать мы будем в основном китайцами». А с Сибири и Дальнего Востока приходят сообщения, что китайцы уже, захватив в торговом бизнесе всё, что могли, начали скупать недвижимость через подставных лиц. Так что, распахнём им ворота настежь?

– Если и дальше будем только пугать себя миграционными угрозами, но ничего не делать в конструктивном плане для упорядочения процесса, возможно, и придётся открыть двери настежь. Мы катастрофически упускаем время, чтобы это предотвратить. Наша система регистрации не работает, система трудоустройства ещё хуже, рынки жилья, земли, с чем напрямую связано самообустройство мигрантов, почти заморожены, каналов для их законного бизнеса почти нет… СМИ только и трубят о миграционных угрозах, а потом мы удивляемся, почему население нетолерантно.

Вместе с тем нельзя не отметить определённые сдвиги в понимании значения миграционной проблемы. Например, Совет по вопросам управления и развития при правительстве Москвы подготовил специальный доклад «Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве», где легализация трудовых мигрантов признаётся важнейшим направлением миграционной политики.




Россия нуждается в иммигрантах, но боится их

11.11.2005., ИноСМИ

Майкл Менвилл , "The Washington Times", США

Москва - Глубоко укоренившееся недоверие к иностранцам препятствует иммигрантам заполнить вакуум, вызванный резким сокращением населения России, которое является последствием самоубийств, алкоголизма, заболеваний и спада рождаемости.

По мнению экономистов, Россия не сможет сохранить нынешний уровень жизни и даже заселить свои отдаленные регионы без притока иммигрантов, которые бы восполнили недостаток коренного населения. Но, по данным опросов, большинство россиян хочет сокращения числа иммигрантов, считая их источником преступности и конкурентами на рынке труда.

"В нашей стране существует иррациональный страх перед иммигрантами", - говорит Анатолий Вишневский, директор московского центра демографии и экологии человека. "Хотя наше правительство понимает потребность в иммигрантах, ему также известно, что это будет крайне непопулярно... Иммиграция - это единственная надежда для будущего нашей страны".

По оценкам Всемирного Банка, доклад которого был представлен в начале этого месяца, население России к 2050 г. сократится на 17%, с 144 до 119 миллионов. В докладе ООН прогнозируется еще более резкое снижение населения до 112 миллионов к 2050 г.

"Чтобы компенсировать эти потери, России нужно будет ежегодно принимать 1 миллион иммигрантов, что в три раза больше среднего официального уровня иммиграции за последние пятнадцать лет и в пять раз больше, чем официальный уровень иммиграции в последние годы", говорится в докладе Всемирного Банка.

Но эта логика не проникла в сознание двух десятков молодых активистов националистической партии "Родины", выказавших на улицах Москвы свое презрение к иностранцам.

Одевшись в халаты и тюбетейки, они изображали иммигрантов из бывшей советской Средней Азии, продающих червивое мясо и жидкость с этикеткой "ослиная моча". Один из активистов разогнал "торговцев" длинной метлой, в то время, как другие кричали: "Москва для москвичей" и "Иностранцы, долой".

Враждебность не ограничивается уличными сценками. В последние годы неоднократно совершались нападения на иностранных студентов - прокуратура города Воронежа в центральной России лишь за последний год отметила более 100 преступлений, совершенных в области против иностранцев.

В октябре в городе был убит 18-летний перуанский студент, а в прошлом году - студент медицинского института из Гвинеи-Бисау. В сентябре в Санкт-Петербурге был убит 29-летний студент из Конго.

В ходе опроса, проведенного летом среди 1600 россиян, 63% опрошенных обвинили иммигрантов в росте преступности, а 60% заявили, что они крадут рабочие места у российских граждан. Сорок процентов поддержали ужесточение и без того строгих миграционных процедур.

Спад населения России усилился с распадом Советского Союза, повлекшим за собой рост нищеты и общественного недовольства. Это означает, что все меньше семей могут позволить себе иметь более, чем одного ребенка. В то же время, алкоголизм, плохой рацион питания и высокий уровень самоубийств и несчастных случаев резко сократили продолжительность жизни, особенно, у мужчин.

Уровень смертности растет из-за инсультов, рака легких и желудка, туберкулеза и сердечных заболеваний, убивших в прошлом году больше всего людей. По словам специалистов, Россия также стоит на грани крупномасштабной эпидемии СПИД. Ожидается что к 2020 г. от этой болезни будет ежегодно умирать более 250 000 россиян.

Средняя продолжительность жизни российского мужчины составляет 58,6 лет, что меньше, чем в Бангладеш. В 1990 г. она составляла 63,4 года. Средняя россиянка живет 73 года. В Америке продолжительность жизни составляет 74,7 года для мужчин и 79,8 лет для женщин.

В середине 1990-х продолжительность жизни начала расти. Высшая точка - 60 лет - была достигнута в 1998 г., но разразившийся экономический кризис 1998 г. вновь привел к ее снижению.

В докладе российского Министерства здравоохранения отмечается, что за первые восемь месяцев 2005 г. население России сократилось более, чем на 500 000 человек, что на сегодняшний день является самым резким спадом численности населения в мирное время.




Калининград переманивает кадры из Балтии

12.12.2005, Вести сегодня

С Евгением Кулдышевым беседовала Наталья Севидова

Как мы уже сообщали, в конце минувшей недели Латвию посетили представители Калининградского регионального отделения партии "Единая Россия". Выступая на встрече с соотечественниками из Латвийско–Российской ассоциации сотрудничества, гости озвучили планы губернатора Георгия Бооса и правительства области по привлечению в регион квалифицированной рабочей силы из стран Балтии.

"Вести Сегодня" попыталась выяснить у координатора политсовета "Единой России" по межгосударственным связям Евгения Павловича Кулдышева, насколько серьезны и обоснованны расчеты на приезд прибалтов в самую западную "островную" область РФ.

— Евгений Павлович, есть такая негласная информация, что из российского бюджета или уже выделены, или планируется выделить чуть ли не 200 миллионов долларов, чтобы подготовить в Калининградской области рабочие места и жилье для специалистов и их семей из Прибалтики. Так ли это?

— В начале этого года в Администрации президента было создано управление по оказанию помощи соотечественникам, проживающим за рубежом. Возглавляет это управление Модест Колеров. Этому управлению действительно планируется выделить определенную сумму. Я не могу подтвердить, что это 200 миллионов, потому что эта сумма равна бюджету некоторых наших серьезных министерств. Но неоспоримо то, что на проблему возвращения соотечественников на родину наши власти обратили серьезное внимание. Деньги под этот процесс будут выделяться. Причем не спонтанно, как раньше. Теперь это будет постоянное бюджетное финансирование, то есть в ранге закона.

Президент Владимир Путин сказал, что Россия нуждается в притоке трудовых ресурсов в объеме одного миллиона человек. И указал, что стратегическим направлением политики России является сегодня привлечение людей. Поэтому отношение государства к миграции меняется, медленно, трудно, но меняется. Мы меняем сам принцип миграционной политики с запретительного на пригласительный. Вот мы получим отсюда анкеты, резюме желающих переселиться, будем их анализировать, смотреть, какие отрасли нуждаются в таких кадрах, разрабатывать механизм переселения. Мы полагаем, что должен быть заключен контракт между предпринимателем и переселенцем с указанием всех аспектов помощи при переезде. Надо сказать, что сама Калининградская область в 1946–1947 годах заполнялась населением по оргнабору — это та же самая миграция, только под другим соусом. Тогда людям тоже выдавали подъемные и как–то расселяли.

— Вы сказали, что в области заметен подъем экономики. Под этот рост планируется звать людей. А ресурсы самой России?

— Население нашей области стареет так же, как и везде. И количество пенсионеров все увеличивается. А экономически активное население области, поскольку мы находимся в островном положении, никак не подпитывается. Если раньше россияне могли свободно проехать к нам через Литву, то теперь, с введением визового режима с Литвой, этот поток из России почти иссяк. Приезжает не более тысячи человек в год. А смертность у нас, как и всюду, тоже достаточно велика. При таком дисбалансе наше народное хозяйство скоро начет испытывать кадровый голод. Поэтому и родилась идея позвать русскоязычных жителей из стран Балтии. Речь идет о 50 тысячах. Пока. Но впоследствии цифры могут и вырасти.

Сейчас правительство области разрабатывает программу экономического развития на ближайшие пять–восемь лет. Когда ее обсчитают, будет ясность, какова необходимость в трудовых ресурсах по обеспечению этой программы.

— Какие из отраслей в области развиваются наиболее динамично и нуждаются в кадрах?

— Ну, во–первых, сегодня в Калининградской области, мало кто это знает, производят 30% всех телевизоров российской сборки. Большими темпами развивается мебельная промышленность, причем не на уровне табуреток, а на уровне качественной европейской продукции. Там нужны мастера высокого класса. Поэтому наши мебельщики ездят на стажировку в Германию и Италию. Большой рост в мясоперерабатывающей промышленности — мы каждый день отправляем вагоны колбасы в Россию. Статус особой экономической зоны и 30–процентные налоговые льготы позволяют нашей области очень успешно развивать свое хозяйство.

К нам активно внедряются петербургские и московские фирмы, будет строиться завод по производству жидкокристаллических изделий (экраны компьютеров, телевизоров). Растет перевалка нефти: у РФ есть свое месторождение в Балтийском море, и, кроме того, из России поступает в порты Калининграда российская нефть для дальнейшей транспортировки в Европу.

В области очень много совместных фирм и проектов финских, польских, немецких фирм. И инвестиции западные идут, есть даже кипрские компании, которые вкладывают свои деньги в экономику Калининграда. Так что регион очень перспективен — это земля в центре Европы, транспортный узел, где соединяются железные и автомобильные дороги и морские пути. Европейская трасса Via Baltika, которая из Швеции спускается в Германию, пройдет и через Калининград. у нас есть и газопровод, который проложен через Литву. Все факторы собрались воедино, чтобы сделать область привлекательной для бизнеса. Так что приглашать будем только квалифицированную рабочую силу. Кому копать землю — вопрос не стоит.

— Из Латвии после ее вступления в ЕС десятки тысяч жителей уехали в Европу на заработки, которые там в десять раз выше. Вы уверены, что наши люди предпочтут поехать к вам, если у них есть возможность уехать на более богатый Запад?

— Не только деньги определяют выбор людей. Родина — это ведь не пустое понятие. Это то сообщество, в котором ты родился, вырос и воспитан, где можешь говорить на родном языке. И если русскому человеку предоставят возможность зарабатывать, пусть не столько, сколько в Ирландии, но достаточно, чтобы жить достойно, то, думаю, человек поедет в Россию. К тому же вся эта схема не нова. Вся Европа привлекает своих сограждан. Например, в Финляндии существует программа по привлечению соотечественников: они вытаскивают их из Литвы, Эстонии, Латвии, дают им пособия, помогают адаптироваться. Германия собирает на свою территорию немцев и из Прибалтики, и из Казахастана, и из Поволжья. Такой социальный опыт есть. И потом ведь многие уезжают в Ирландию временно — только на заработки, при этом вынуждены жить долго в разлуке с детьми, с семьей, а возвращаясь и потратив деньги, вновь должны думать о будущем. А мы предлагаем людям оседлость, стабильность и перспективы.

— На какие категории жителей Балтии вы в первую очередь рассчитываете?

— Во–первых, в Балтии проживают и граждане РФ. Им легче всего будет уладить формальности при переезде. Есть у вас и неграждане, которым сложнее выехать в Европу. Мы рассчитываем и на них — мы знаем, что среди них много хороших профессионалов. На мой взгляд, поставив какую–то часть своих жителей в категорию людей второго сорта, руководители вашей страны делают ошибку. Понятно, что человек, если он чувствует свою ущербность, постарается это каким–то образом исправить. Сейчас Россия вводит для соотечественников упрощенный порядок получения гражданства РФ, что облегчит этническим россиянам переезд в РФ. А ближе всего — Калининградская область. До нас ведь всего 6 часов езды на машине.

Калининград становится пионером нового подхода к миграционным процессам. Выступая в интервью по телевидению 27 сентября, Владимир Путин сказал слова, которые и легли в основу новой миграционной политики России: "Стратегический выбор России — это привлечение на постоянное место жительства в Российскую Федерацию тех людей, которые выбирают Россию в качестве своей родины. Мы будем это делать настойчиво, аккуратно, чтобы не создавать никаких проблем для нашего коренного населения и тех людей, которые проживают в своих странах".

— Спасибо за разъяснения.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ