Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №138(15.01.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Демография. Миграция. Гражданство.



Тернистый путь «легализации».

Виктор Михайлов

По сообщениям в России, в первом полугодии 2005 года официально работали 236,5 тыс. граждан стран СНГ. В сравнении с тем же периодом прошлого года число гастарбайтеров увеличилось  на 74,4 тыс. человек. Больше всего трудовых мигрантов работало в России из Украины (40,1%), Таджикистана (14,8%) и Узбекистана (14,3%).

 В первом полугодии в Россию прибыл 80731 мигрант из СНГ. Больше всего прибыло мигрантов из Казахстана - 29 180, Украины - 13 780 и Узбекистана - 12 812.

Это только официальные данные, а сколько нелегальных и трудовых мигрантов находится в России на сегодняшний день на самом деле не знает никто. Принятые законы по гражданству, миграции, об иностранных гражданах только усугубили ситуацию, усложнили жизнь мигрантов, подавляющее большинство которых – российские соотечественники. О заколдованном круге проблем по регистрации, постановке на учёт, получении гражданства и невозможности в этой связи полной интеграции в российское общество писалось много. Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению большинства специалистов и правозащитников, явилось бы проведение «амнистии» - легализации, загнанных в подполье мигрантов,  живущих в России уже второе десятилетие.

 И вот, Федеральная миграционная служба объявила, что в 2006 году проведёт амнистию для граждан СНГ, нелегально работающих на территории России. Речь идет о тех гражданах, которые живут и работают на территории России без оформления соответствующих документов. Общее число нелегальных мигрантов в России сейчас колеблется по разным оценкам от 7 до 14 миллионов. Начальник Управления внешней трудовой миграции ФМС Вячеслав Поставнин заявил, что в будущем году амнистия будет объявлена в восьми регионах и коснется примерно миллиона человек.

«Если мы их не легализуем, мы толкнем их на путь маргинализации, на путь криминала. Мы их делаем бесправными, - считает Вячеслав Поставнин. - Конечно, можно спровоцировать любые беспорядки, им терять нечего. С другой стороны, если мы их делаем защищенными, даем возможность спокойно работать, спокойно находиться на территории, жить полноценной жизнью после работы, то, я думаю, мы тем самым делаем их незаинтересованными в участии в таких беспорядках». По словам начальника Управления внешней трудовой миграции, легализация - и выгоднее, и дешевле, чем насильственная депортация нелегальных мигрантов на родину. Легализованные трудовые мигранты будут иметь право на медицинское обслуживание и образование для детей. По последним данным, сейчас на территории России находится около пяти миллионов иностранных рабочих и лиц без гражданства.

Такое решение Федеральной миграционной службы вызвало неоднозначную оценку в обществе.

Согласно представленным результатам опроса Аналитического центра Юрия Левады, проведённого в начале ноября, 59% россиян требуют ограничить приток приезжих. Три года назад эту точку зрения разделяли 45% опрошенных. Доля же выступающих за то, чтобы не ставить на пути приезжих никаких барьеров и пытаться использовать их потенциал на благо России, сократилась с 44% до 36%. Половина респондентов выступает за то, чтобы ограничить проживание на территории России выходцев с Кавказа. 46% - за ограничение проживания китайцев, а 42% - вьетнамцев. 31% не приветствует приток в страну выходцев из среднеазиатских республик бывшего СССР, 30% - цыган, 18% - евреев и 8% - украинцев. А 11% убеждены, что нужно сократить количество представителей всех наций, кроме русской.

Более трети (37% респондентов разделяют мнение, что во многих бедах России виновны люди "нерусских" национальностей. И почти половина (46% считают, что нерусские в России живут лучше русских. Даже к рабочим-строителям из республик "ближнего зарубежья" отрицательно относятся 35% россиян. А 13% опрошенных признались, что регулярно чувствуют враждебность к людям других национальностей.

Социолог Юрий Левада констатирует, что враждебное отношение к мигрантам преобладает среди всех групп населения, независимо от возраста и политической ориентации. Националистические идеи разделяют как сторонники "Родины" и ЛДПР, так и приверженцы КПРФ, "Единой России" и даже демократических партий. Национализм, по словам Юрия Левады, уже почти стал универсальным явлением, а политики "…играют на непосредственных чувствах против мигрантов и ссылаются на пример французской бучи…". Партий же, которые с этим борются, в России нет. "Демократы делают заявления, но делают это не очень громко, и их не слышно", - заметил социолог. Лозунг "Россия для русских" становится все более популярным, а с лозунгом "Москва для москвичей" уже идут на выборы".

Характерной является позиция лидера партии "Родина" Дмитрия Рогозина выступившего с осуждением планируемой Федеральной миграционной службой России (ФМС) в 2006 году "амнистии" для граждан государств СНГ, нелегально пребывающих в России. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе партии "Родина", он, в частности, сказал: «По заявлению руководства ФМС, амнистия будет проведена в восьми регионах страны, под нее попадет миллион нелегальных иммигрантов. Российские власти в очередной раз продемонстрировали, что не способны усвоить горькие уроки - ни в борьбе с терроризмом, ни в борьбе с незаконной миграцией.

Вот и теперь один из руководителей ФМС объясняет беспорядки во Франции прописной истиной – «люди были безработными и не интегрировались в общество». В нынешней ситуации это все равно, что сказать «Волга впадает в Каспийское море». Вопрос - глубже французские власти не могли обеспечить иммигрантов из Северной Африки работой, не смогли интегрировать их в общество, заставить их уважать местные обычаи и законы... но продолжали принимать иммигрантов - на законных и незаконных основаниях. В этом - корень зла.

Прикрываясь благими намерениями «преподать миру урок толерантности» руководство ФМС наивно рассчитывает застраховаться от повторения «парижского сценария». Однако не стоит забывать, что расплачиваться за подобное «благодушие» придется не только нынешней власти, но и большинству простых россиян - вне зависимости от уровня доходов и социального положения.

Простая логика доказывает абсурдность и цинизм планов ФМС. Амнистированные иммигранты по-прежнему будут занимать рабочие места россиян, их уровень доходов не увеличится в результате амнистии настолько, что они перестанут возить наркотики, грабить, убивать, насиловать и пр. Амнистия лишь слегка ограничит милицейские поборы с несчастных гастарбайтеров - местные власти ведь всегда найдут, как придраться к ним. Зато для тех, кто приехал в Россию или Москву с криминальными целями амнистия - просто царский подарок!

Амнистия вызовет целый вал иммиграции. Как показывает мировой опыт (в частности, США) такого рода амнистии не только не приводят к уменьшению потока нелегальной иммиграции, а, напротив, резко увеличивают приток мигрантов, желающих попасть под нее и "враз легализоваться".

Амнистия выгодна чиновникам-коррупционерам и хищникам-хозяевам. Это их, по сути, освобождают от неминуемого наказания за привлечение рабского труда гастарбайтеров, жалкие условия проживания иммигрантов в Москве и других российских городах и фактическое создание криминогенной среды».

Проблема нелегальной миграции, привлечения иностранной рабочей силы в Москве обсуждалась и в рамках пресс-конференции, посвященной 15-летию работы столичной службы занятости. Как отметил заместитель председателя Московской Федерации Профсоюзов Сергей Чиннов, вопрос о привлечении иностранной рабочей силы сегодня действительно является приоритетным. «Для нас, профсоюзов, небезразлично, как и кого будут привлекать на наши промышленные предприятия, - пояснил Чиннов. - Привлекая из стран бывшего СССР, наши москвичи могут остаться без работы, и тогда служба занятости заработает у нас полным ходом. Нам небезразлично, как работают у нас частные кадровые агентства, потому что сейчас это проблема и для города, и для международного сообщества, что у них не совсем правильные методы подбора персонала. Практически получается заемный труд или лизинг рабочей силы».

«Сегодня нам стоит подумать об объединении усилий в решении вопросов, связанных с трудовой миграцией, - считает заместитель председателя Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (МКПП) Ольга Терентьева. - В свете событий во Франции уже звучат сегодня предложения достаточно высоких чиновников о легализации незаконных мигрантов в Москве. Для решения таких серьезных вопросов, вот такие выступления заставляют нас задуматься, что надо наверное нам подключиться к решению этой проблемы». Ольга Терентьева отметила, что существует 891-е постановление правительства Москвы, которое касается утверждения московской городской иммиграционной программы, и Московская Федерация профсоюзов и наша Конфедерация, и управления Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве являются основными исполнителями.

По словам руководителя управления Федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве Сергея Дудникова, мигранты Москве все же нужны. "Я считаю, что они создают конкуренцию на определенных видах профессий, но в целом по городу нет, - отметил он. - Все-таки приглашаются на работу туда, куда москвичи традиционно не идут, считают непрестижным. Всегда открыты вакансии на водителей, особенно большегрузных автомобилей, на строительные профессии. Очень острый дефицит медицинских сестер, менеджеров... Поэтому приезжают в город и принимают их на те вакантные места, которые не заполнены».

При этом, подчеркнул Дудников: «Миграционные процессы при всем демократичном подходе должны сопровождаться очень жестким и четким законодательством… Чтобы человек, приезжающий в столицу, знал, что общество на него накладывает обязанности: вести себя культурно, не хамить, быть цивилизованным, не вносить диссонанс в совместное проживание на одной территории, - пояснил он. - Мы во Франции уже убедились, к чему это приводит".

Таков разброс мнений. Хотя никто не сказал категорично – НЕТ! А всех объединяет желание, чтобы легализация проходила прозрачно, на законной основе, при четком отборе и я бы добавил: при жестком контроле со стороны общественных переселенческих организаций.  Путь мигранта в России тернист и, чтобы с этим покончить навсегда, надо прорвать искусственно создаваемые препоны на пути их интеграции в российское общество. И первым весомым делом должна стать легализация «нелегальных» и трудовых мигрантов.




В России готовится поголовная легализация

28.11.2005., RBC daily

Маргарита Парфененкова

Федеральная миграционная служба хочет перевести мигрантов из стран СНГ на легальное положение

Федеральная миграционная служба готовит законопроект, который предлагает значительно облегчить жизнь трудовых мигрантов в России. Об этом в четверг заявил глава ФМС Константин Ромодановский на парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему «Национальная безопасность и миграционная политика». Однако пока суть предлагаемых миграционным ведомством послаблений остается тайной за семью печатями. О конкретных положениях законопроекта, который, по информации RBC daily, уже прошел большую часть согласования в смежных ведомствах, неизвестно ни привлекавшимся к работе экспертам, ни депутатам Госдумы. Тем не менее RBС daily удалось выяснить, что будущая либерализация законодательства в частности поставит в равное положение всех приезжих из стран СНГ и увеличит срок нахождения без регистрации на территории России до 90 дней. Впрочем, как полагают эксперты, более мягкие условия оформления сами по себе не сделают из нелегальных гастарбайтеров легальных законопослушных рабочих. Для легализации иностранной рабочей силы государству придется создавать целую систему по оформлению трудовых мигрантов.

Сегодня в России по разным оценкам находится от 5 до 15 млн незаконных мигрантов. По данным ФМС, примерно 80% из них – это граждане бывших республик СНГ. В 2005 г. из России выдворено около 57 тыс. нелегально находящихся здесь иностранцев. В 2004 г. к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства были привлечены более 104 тыс. человек, а за первое полугодие 2005 г. – 49 тыс. Всего лишь 10% иностранцев трудятся в России на законных основаниях. Как полагает руководитель ФМС, благодаря либерализации миграционного законодательства в ближайшие два года российское гражданство смогут получить до 500 тыс. мигрантов из стран бывшего СССР.

Как сообщил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский в четверг на парламентских слушаниях в Совете Федерации, его ведомство подготовило проект поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ». Они касаются мигрантов из стран СНГ. «Предложения по изменению законодательства предусматривают упрощение регистрации иностранных граждан в России и выдачи им разрешений на работу», – заявил он. Однако суть предложений своей службы Константин Ромодановский раскрывать не стал: «Работа еще не закончена, и говорить о конкретных предложениях я не готов». Как рассказала RBC daily глава московского представительства Международной организации по миграции и руководитель программ «Миграция и право» Московского центра Карнеги Галина Витковская, о либеральной инициативе ФМС многие наслышаны, но с окончательным вариантом мало кто знаком. «Это тайна за семью печатями. Документов самих я не видела, их никому не показывают, но тем не менее они уже отданы на согласование в 15 министерств и даже согласованы с десятью из них», – говорит она.

Однако, по сведениям Галины Витковской, ФМС хочет предложить уровнять в правах всех граждан СНГ (сегодня приезжие из этих стран обязаны зарегистрироваться по месту жительства в течение 3 дней, в то время как жители Украины имеют право проживать на территории РФ без регистрации в течение 90 дней). «Они собирались ввести 90 дней для всех приезжих из стран СНГ, – рассказала она. – Речь шла также о другом кардинальном изменении: об уведомительном порядке получения разрешения на привлечение рабочей силы и на работу». Приезжающий в Россию на заработки сможет получить разрешение либо у себя на родине (для этого нужно послать в ФМС ксерокопию паспорта, заявление о желании работать за рубежом и запрос принимающей организации), либо в уже России, в территориальном органе миграционной службы. Проект поправок в закон предлагает сократить срок оформления пластиковой карточки трудового мигранта до 10 дней. Пока же на рассмотрение документов и оформление карты уходит до полугода. Регистрацию иностранцев по месту жительства также предлагается превратить в уведомительную. По задумке авторов законопроекта, мигрант будет лишь сообщать адрес предполагаемого места жительства, а после проверки по объединенной базе ФМС и МВД иностранец сразу получит штамп о регистрации.

В комитете по безопасности Госдумы RBC daily отказались комментировать документ ФМС: депутаты пока не знакомы с этим законопроектом. Однако, как заявил RBC daily член комитета по безопасности Госдумы Отари Ашба, либерализация миграционного законодательства России необходима. «Первое, что должна сделать ФМС, – это амнистия уже находящихся в стране нелегальных иммигрантов, которые зачастую становятся таковыми лишь оттого, что не зарегистрировались в три дня, но ничем иным перед законом не провинились, – считает депутат. – Одно это предотвратит скатывание бесправных иммигрантов в криминал. Не говоря уж о налогах с их легальных заработков в казну. Кроме того, пропуском в Россию должна стать квалификация, а не регистрация и платежеспособность. Нужна балльная система, позволяющая сразу давать вид на жительство, а значит, право на работу тем специалистам, в которых нуждается страна. В легализации мигрантов, которую предлагает ФМС, меня, правда, несколько настораживает один пункт – разрешение мигрантам выписывать в Россию семью. Одно дело, когда легальный мигрант законно трудится на своем рабочем месте, получает зарплату и платит налоги. Другое – когда наряду с одним миллионом амнистированных мигрантов у нас в стране появится 5, а то и 10 млн человек с не вполне определенным статусом, с неясными перспективами найти работу, жилье. Не получится ли в России со временем, как во Франции, где все более возрастающая масса мигрантов, не могущая или не желающая найти работу, не интегрированная в общество спровоцировала там беспорядки?»

Как считает Галина Витковская, либерализация условий для трудовых мигрантов, безусловно, благо, но это далеко не все, что поможет легализовать иностранцев. «Проблема не в том, какой порядок будет – уведомительный или разрешительный, а в отсутствии жилья, – убеждена она. – В большинстве случаев просто нет жилья, где мигрант может зарегистрироваться. Нет ни общежитий, ни дешевой аренды жилья. Все упирается именно в это, и никакой закон этой проблемы не решит. Нужно срочно развивать центры, подобные центру в Екатеринбурге, где мигрантам предоставляется регистрация на время, пока они не найдут жилье с регистрацией. Такие центры только начинают создаваться в России. В частности, планируется появление его и в Москве. Нужны официальные сервисные центры для мигрантов, которые искали бы им жилье с регистрацией, искали бы работу. Сейчас этим занимаются теневые сервисы и сети посредников, которые создаются на базе землячеств. И это превратилось в очень доходный бизнес. Необходимо очень быстро развивать государственные или частные, но официальные агентства».



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ