Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №138(15.01.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Российский газ пойдет в Европу в обход Украины

10.01.2006. KM.RU

Степан Костин, Василий Ваньков

Россия и Белоруссия договорились об увеличении транзита российского газа в Европу. Речь об этом шла сегодня на переговорах президента Белоруссии Александра Лукашенко с заместителем председателя правления «Газпрома» Александром Медведевым, сообщает «Эхо Москвы». Кроме того, на переговорах также рассматривалась возможность доведения в Белоруссии объемов подземного хранения газа до 1 миллиарда кубометров.

Стоит отметить, что сама Белоруссия в нынешнем году будет получать российский газ по ценам 2005г. Договор об этом был подписан заместителем председателя правления ОАО «Газпром» Александром Рязановым и генеральным директором ОАО «Белтрансгаз» Дмитрием Казаковым.

При определении цены поставок газа и транспортного тарифа на 2006 г., по словам А.Рязанова, учитывалось несколько обстоятельств. Во-первых, Россия и Белоруссия создают единое Союзное государство. Это подразумевает использование единых стандартов при формировании финансово-экономических показателей двух стран.

Во-вторых, в 2005 г. были полностью оформлены все документы, в соответствии с которыми «Газпром» является собственником белорусского участка магистрального газопровода Ямал-Европа, по которому транспортируется более 50% российского газа, поставляемого на экспорт через Белоруссию. Кроме того, земля под этим газопроводом начиная с этого года также оформлена «Газпромом» в долгосрочную аренду.

В-третьих, в 2005 г. были возобновлены переговоры о создании совместного предприятия на базе ОАО «Белтрансгаз» для управления белорусской газотранспортной системой. Это обеспечит ее существенное развитие и позволит повысить надежность поставок российского газа в Европу по территории Белоруссии, сообщает РБК.

Внимание российского газового гиганта к белорусскому варианту транзита «голубого топлива» в Европу совершенно очевидным образом связано с позицией Украины. Каков бы ни был экономический итог того противостояния, которое уже получило название «газовой войны», очевиден итог политический – Украина окончательно потеряла лицо и свою репутацию. Массовое воровство российского газа и наглая ложь официального Киева сделали практически невозможным дальнейшее сотрудничество двух наших стран в газовой отрасли.  Безусловно, главной задачей «Газпрома» в этих условиях становится поиск «обходных путей». Пока не построен Североевропейский газопровод, таких путей есть только два: через Белоруссию и Турцию. Сегодняшний «Коммерсант» сообщил, что министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко уже заявил, что пропускная способность газопровода «Голубой поток», идущего по дну Черного моря в Турцию, будет увеличена с 15 до 30 миллиардов кубометров газа в год.

Бюджет Украины на 2006 год необходимо будет пересмотреть в связи с повышением цены на природный газ, заявил спикер Верховной Рады Владимир Литвин. «Очевидно, что бюджет необходимо будет пересчитывать, пересматривать. Это будет общая ответственность Верховной Рады и правительства», - сказал спикер. Тем временем новости с территории Украины скоро будут напоминать кризисную сводку событий: газа не хватает не только промышленным предприятиям, но и простому населению. По информации РИА «Новости», которое в свою очередь ссылается на украинский 5-й телеканал, на предприятиях Днепропетровской области введен чрезвычайный режим экономии природного газа. Из-за снижения лимитов и резкого роста цен на газ промышленные предприятия Днепропетровщины срочно изыскивают альтернативные возможности энергообеспечения, в основном за счет увеличения объемов потребления угля и электроэнергии. Кроме того, владельцы крупнейшего в области и на Украине металлургического комбината «Криворожсталь» также объявили о планах перехода с газа на кокс при выплавке стали. Предприятия Донбасса будут вынуждены сделать то же самое. Переход с газа на другие виды топлива неминуемо увеличит себестоимость металла и снизит конкурентоспособность продукции предприятий. Газоснабжение остается неполным и для населения: в квартирах большинства жителей Киева стало прохладно еще с 1 января, когда было снижена подача газа в связи с газовым кризисом. Несмотря на распоряжение премьер-министра Украины Юрия Еханурова полностью обеспечить теплоснабжение жилого сектора в Киеве, энергетики не спешат увеличивать подачу тепла, видимо, не желая рисковать до полного прояснения ситуации.

На таком фоне заявление первого заместителя председателя правления «Нафтогаза» Андрея Лопушанского, что Украина не будет покупать через «Росукрэнерго» российский газ, поскольку «украинской стороне это не нужно» выглядит, мягко говоря, не вполне адекватным. Что еще раз подчеркивает важность поиска обходных путей транзита российского газа в Европу.

Корреспондент KM.RU попросил прокомментировать соглашение об увеличении объемов транзита российского газа по территории Республики Беларусь руководителя отдела Белоруссии Института стран СНГ Александра Фадеева.

- Как вы оцениваете достигнутую договоренность?

- Надо заметить, что в ходе переговоров между Медведевым и Лукашенко были положительно решены еще несколько важных вопросов, касающихся взаимоотношений наших государств в газовой сфере. Речь идет об увеличении в Белоруссии объемов подземного хранения российского газа до 1 миллиарда кубометров. Также был подписан договор о сохранении в 2006 году прежней экспортной ставки на газ для РБ. В этом смысле завершившиеся переговоры лишь де-юре оформили договоренность, достигнутую еще летом 2005 года, и в этом плане никакой сенсации нет. Самое главное, что уровень цен на газ остался для Белоруссии прежним: около 47 $ за тысячу кубометров на российско-белорусской границе. Владимир Путин тогда вполне определенно высказался по этому поводу. Поскольку мы вместе строим Союзное государство, то, исходя из соображений политической конъюнктуры, готовы идти на уступки своему стратегическому союзнику и не повышать цены на газ. Однако президент четко указал на то, что тариф не будет расти лишь в течение года, а потом стороны еще вернутся к этому вопросу.  И все будет зависеть от динамики интеграционных процессов в области создания Союзного государства и позиции Минска по этому вопросу.

- То есть в российско-белорусских отношениях политическая целесообразность опять оказывается на первом плане по сравнению с сугубо экономическими аспектами?

- Можно, конечно, и так сказать. Хотя я не стал бы сбрасывать их со счетов. В ближайшем будущем повышение отпускных цен на газ для РБ, на мой взгляд, неизбежно. Так же, как и для ряда приграничных российских регионов (Смоленской области, например). Другой вопрос, будет ли это повышение таким же резким, как для Украины, Молдовы и Грузии. Или же оно будет постепенным, под российские кредиты и т.д. Любое подобное повышение, конечно же, очень болезненно для белорусской экономики. Она мало капитализирована, совокупный ВВП небольшой, так что проблемы могут возникнуть. Повторюсь, многое будет зависеть от позиции белорусского руководства.  В любом случае, до марта 2006 года, когда пройдут президентские выборы, такое повышение вообще исключено. Потому что на данный момент российское руководство демонстрирует свою лояльность к внешней политике Лукашенко, которая пока вполне отвечает российским интересам.

- Это означает, что Кремль поддерживает кандидатуру действующего президента РБ на президентских выборах весной этого года?

- Я бы даже назвал это не поддержкой Лукашенко лично, а поддержкой дружественного нам белорусского государства и народа. Более того, наученное горьким опытом позапрошлых украинских выборов, российское руководство может воздержаться от того, чтобы сделать однозначную ставку на Лукашенко. Ведь в борьбе за высший государственный пост будут конкурировать восемь кандидатов. Сами выборы, как ожидается, пройдут с соблюдением демократических норм и процедур, так что исход их не настолько однозначен, как может показаться на первый взгляд. Скорее, Москва поддерживает не персонально Лукашенко, а пророссийский вектор внешней политики, какой бы белорусский политик его не представлял. Принятое российским руководством решение направлено в первую очередь на то, чтобы политическая ситуация в Беларуси накануне выборов была спокойной, а избиратели РБ поддержали курс на дальнейшее углубление интеграции с Россией. 

- Какие-нибудь еще вопросы в ходе этих переговоров обсуждались?

- Насколько мне известно, Медведев и Лукашенко также договаривались о вводе в строй двух новых компрессорных газовых подстанций на экспортном газопроводе Ямал-Европа. Из пяти запланированных подстанций функционируют лишь три. Две еще только предстоит запустить. Как только это произойдет, пропускная способность газопровода резко возрастет. Тем более что этот газопровод как раз принадлежит России.

- Как раз во время встречи Медведева и Лукашенко были подписаны документы, юридически оформляющие права собственности России на белорусский участок магистрального газопровода Ямал-Европа…

- Это еще одна причина, по которой мы согласились заморозить цены на газ для белорусских потребителей: «Газпрому» выгодно осуществлять экспортные поставки по своему газопроводу и не зависеть от политической конъюнктуры.  Однако, дело в том, что в целом транзитные возможности Белоруссии сейчас используются не на 100%. Можно резко повысить объемы прокачиваемого газа путем введения в строй этих двух компрессорных станций, путем большей нагрузки первой «трубы» (всего по территории РБ проходят два наших газопровода).  Таким образом, удалось бы каким-то образом купировать остроту вопроса по транспортировке нашего газа через Украину. Так что, с одной стороны, этот визит и достигнутые соглашения, безусловно, важны, поскольку они способствуют диверсификации поставок российского газа, что делает их более стабильными. С другой стороны, эти успехи не удалось развить. Так стало окончательно понятно, что никакой третьей «нитки» через территорию РБ строиться в ближайшее время не планируется.  

- Почему не удалось согласовать это решение?

- В данном случае, повторяется ситуация с Украиной. Для принятия такого решения российское руководство должно быть полностью уверено, что никакие внутриполитические коллизии в Белоруссии никак не отразятся на поставках газа в Европу. Пока такой уверенности нет. Сейчас для России приоритетом является строительство Североевропейского газопровода, который пройдет по дну Балтийского моря. Это нейтральные воды, поэтому ни одно государство не сможет помешать осуществлению этих поставок. А плата за транзит будет диктоваться только эксплутационными издержками этого подводного газопровода. Успешная реализация этого проекта позволит России уйти из под пресса диктата тех стран, в которых нет своего газа, но которые используют свое географическое положение для шантажа в области экспортной ценовой политики нашей страны. Я уже давно говорил о том, что Россия перестанет быть заложником такого рода «посредников» только в том случае, если будет строить такие подводные газопроводы в нейтральных водах. Вторая мера - увеличение экспортных поставок сжиженного газа. Строительство соответствующих предприятий на границах. Причем они могут строиться и в тех регионах, которые являются дотационными.  В качестве побочного положительного эффекта мы тогда получим снижение уровня безработицы, рост доходов населения и поступлений в бюджет. К тому же Россия, как морская держава, имеет возможность доставлять сжиженный газ по морю. Это считается сравнительно дешевым видом транспортировки. Причем в этом случае можно поставлять огромные объемы.   

- Понятно. Однако давайте вернемся к российско-белорусским отношениям. Почему до сих пор не удается согласовать вопрос о создании на базе белорусского ОАО «Белтрансгаз» совместного с нашим «Газпромом» предприятия?

- Пока мой прогноз такой, что СП в области общей с Россией газотранспортной системы в ближайшее время не будет создано. Вряд ли Лукашенко захочет потерять такой удобный рычаг воздействия на российское руководство. Соответствующее соглашение было несколько лет назад подписано, но оно было нарушено белорусской стороной и пока не выполняется. Именно поэтому Россия и не спешит со строительством третьей ветки через Беларусь. Ведь в ситуации, когда ветка будет принадлежать Беларуси никаких гарантий того, что колоссальные вложения в этот проект без проблем окупятся, нет. 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ