Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №147(01.06.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Смена структуры без массовых увольнений

Белорусский рынок, 15 - 22 мая 2006

Павлюк Быковский

Почти месяц страна просуществовала без Совмина (правда, половину срока — с премьер-министром), и вот 5 мая президент издал Указ № 290, которым были назначены сразу 38 членов правительства. Глава государства выполнил предвыборное обещание — в правительство попали лишь 6 новых лиц.

В соответствии с Конституцией, правительство слагает свои полномочия перед новоизбранным президентом. Что оно и сделало сразу после инаугурации президента 8 апреля. Глава государства 18 апреля подписал указ о назначении Сергея Сидорского премьер-министром, а другим членам правительства 19 апреля пообещал, что коренной ломки госаппарата не будет.

Волну назначений ждали сразу после этого заявления, тем более что утверждение новой структуры правительства обещали еще к 24 апреля, но впоследствии об этом перестали говорить. Кстати, в это же время государственные СМИ перестали использовать приставку и. о. (исполняющий обязанности) при упоминании титулов членов правительства, хотя указов о назначении нового состава Совета министров президент еще не подписывал.

И вот подписал. В состав правительства Беларуси вошли шесть новых человек: Виктор Буря — заместитель премьер-министра, Александр Озерец — министр энергетики, Николай Пантелей — министр связи и информатизации, Владимир Потупчик — министр труда и социальной защиты, Василий Жарко — министр здравоохранения и Александр Селезнев — министр архитектуры и строительства.

Три назначения — из “минской номенклатуры”: В. Буря и Н. Пантелей до этого были заместителями председателя Мингорисполкома, В. Потупчик работал помощником президента — главным инспектором по Минску. Новый министр здравоохранения В. Жарко пришел в правительство из третьего сектора — был генеральным секретарем Республиканского комитета Белорусского Красного Креста. Лишь А. Озерец до назначения министром энергетики жил не в столице, а в областном центре — он ранее возглавлял РУП “Витебскэнерго”. Последний “новобранец” — министр архитектуры и строительства А. Селезнев до этого назначения возглавлял аппарат Совмина.

“Еще до президентских выборов я не скрывал, что премьер-министром будет С. Сидорский и большинство членов правительства останутся на своих постах”, — сказал 5 мая А. Лукашенко. Глава государства пояснил, что основанием для такого решения служил тот факт, что в целом Совмин успешно справился с возложенными на него задачами.

После полудня появился Указ № 290, которым были назначены сразу 38 чиновников — заместители премьер-министра, министры и председатели государственных комитетов. Все они, кроме вышеназванных шести, перешли из старого состава правительства в новый.

При этом глава государства подверг критике работу прежнего состава правительства по решению вопросов регионального уровня. “Совет министров в ответе за все, что происходит на территории нашего государства, а не только за республиканскую собственность”, — цитирует БЕЛТА главу государства.

В тот же день Указом № 289 президент несколько изменил структуру республиканских органов госуправления. По его словам, эта структура из трехступенчатой превратилась в двухступенчатую. Глава государства заявил, что “сформированная структура Совета министров и кадровый подбор руководителей соответствуют требованиям, которые выдвигает новый этап развития страны”.

По его словам, “повышение управляемости и координация взаимодействия в отраслях позволят достичь высоких темпов развития экономики и роста эффективности хозяйствования на благо белорусского народа”. А. Лукашенко отметил, что “функции всех органов власти и государственного управления в нашей стране четко определены”. “Никто никого дублировать или подменять не должен”, — заявил глава государства.

До реформирования было 47 органов госуправления, после — 39. Некоторые комитеты увеличили свою самостоятельность (были “при Совмине”, а стали госкомитетами), другие, даже госкомитеты, наоборот, стали департаментами при министерствах.

Так, на базе Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете министров создан Государственный комитет по имуществу, который включает теперь и Фонд госимущества, ранее находившийся при Министерстве экономики. А вот Госкомитет по стандартизации образован путем слияния двух комитетов при Совмине (по стандартизации, метрологии и сертификации, а также по энергоэффективности) и департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства.

Указом № 289 учреждена должность подчиненного правительству уполномоченного по делам религий и национальностей. Для обеспечения его деятельности создается аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совмине.

Кроме того, президент присоединил Госкомитет по авиации к Министерству транспорта и коммуникаций; Комитет по ценным бумагам при Совмине — к Министерству финансов; Комитет по архивам и делопроизводству при Совмине — к Министерству юстиции; Комитет по материальным резервам при Совмине и Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совмине — к Министерству по чрезвычайным ситуациям. Следует отметить, что последнее упомянутое поглощение произошло почти сразу после того, как завершились мероприятия, посвященные 20-летию чернобыльской катастрофы.

Впрочем, в ряде случаев в результате поглощения в министерствах и ведомствах возникают соответствующие департаменты: в МЧС — по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также по материальным резервам; в Министерстве спорта и туризма — по туризму; в Министерстве транспорта и коммуникаций — по авиации; в Министерстве финансов — по ценным бумагам; в Министерстве юстиции — по архивам и делопроизводству; в Госкомитете по имуществу — Фонд госимущества; в Госкомитете по стандартизации — по энергоэффективности, а также контроля и надзора за строительством.

Особняком от всех этих жертв поглощения стоит создание в МИДе департамента по внешнеэкономической деятельности — когда-то было такое министерство, но оно слилось с внешнеполитическим ведомством.

Президент подчинил Совмину Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, Белорусскую железную дорогу — Министерству транспорта и коммуникаций, а Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления ликвидировал.

Кроме того, глава государства указал Национальной академии наук, Минскому горисполкому и другим государственным органам принять меры по преобразованию подчиненных им и министерствам концернов в производственные объединения. В первую очередь речь идет о преобразовании концернов “Белэнерго” и “Белтопгаз” в производственные объединения и их непосредственном подчинении Министерству энергетики.

Следует отметить, ранее А. Лукашенко заявлял, что он намерен предоставить министрам больше самостоятельности: “Отныне президент не будет ”бежать" впереди правительства или чиновников... Я буду работать и больше наблюдать со стороны, думать, насколько каждый из членов правительства и других подчиненных президенту соответствует той или иной должности. Хватит прятаться за спину главы государства!".

Что значит данное заявление? Бывший министр труда Беларуси, а теперь заместитель директора зарегистрированного в Вильнюсе Независимого института социально-экономических и политических исследований Александр Соснов в интервью “БР” сказал, что, по его мнению, на эффективность работы белорусского правительства заявление А. Лукашенко никак не повлияет: “Пять лет назад он обещал дать свободу экономическую, многие заговорили о либерализации экономических отношений в стране. Как выяснилось, за этой либерализацией кроме пустых слов ничего не стояло. То же самое и сейчас. Нужно что-то сказать — вот он и говорит. А делать он будет только то, что позволяет ему удержать власть”.

При этом А. Соснов уверен, что правительство может одинаково работать при любых полномочиях: “Даст Лукашенко больше полномочий — пожалуйста, правительство будет работать; даст Лукашенко меньше полномочий — пожалуйста, именно это правительство будет работать при меньшем количестве полномочий. Потому что правительство, по большому счету, не является самостоятельным органом. Это лишь канцелярия при Администрации президента, которая выполняет любые указания, поступающие оттуда. Никакой самостоятельности в действиях нет. Стоит только эту самостоятельность проявить, как можно тут же расстаться с должностью. На эффективность работы это абсолютно никак повлиять не может, потому что именно Лукашенко определяет всю внутреннюю экономическую, да, собственно говоря, и внешнюю политику”.

Таким образом, если продолжить мысль А. Соснова, от перемены статистов или увеличения их самостоятельности картина принципиально не изменится.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ