Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №154(01.10.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Местные выборы и оппозиция

26.09.2006. Наше Мнение

Валерий Карбалевич

Хотя, как всем известно, выборов в Беларуси в подлинном смысле этого слова давно нет, обе стороны политического противостояния – власти и оппозиция – готовятся к очередной избирательной кампании. Накануне местных выборов власти совершенно неожиданно начали процедуру внесения изменений в Избирательный кодекс. Их суть состоит в том, чтобы, с одной стороны, создать еще больше правовых возможностей для снятия с избирательной кампании представителей оппозиции, затруднить наблюдение за голосованием, а с другой – упростить избирательным комиссиям задачу получения нужного результата. Для этого впервые в истории Беларуси на местных выборах вводится мажоритарная система относительного большинства, голосование будет проводиться в один тур.

Собственно, предыдущие местные и парламентские выборы и так практически проходили в один тур. Теперь эта ситуация де-факто становится де-юре. Избирательным комиссиям не надо будет дотягивать нужному кандидату свыше 50% голосов. Теперь достаточно, чтобы он получил больше, чем соперники. Это проще и технологически, и морально. Одно дело, натягивать 30-40%, другое – 10-20%.

Эти поправки оказались совершенно неожиданными для оппозиции, и она даже не попыталась внести свои предложения по изменению Избирательного кодекса в соответствующую комиссию Палаты представителей. Практического результата она бы не достигла, но политический пиар можно было получить.

Прошедшие президентские выборы показали, что любая общенациональная электоральная кампания, в ходе которой необходимо соблюдать какие-то минимальные правовые процедуры, – это всегда мини-кризис. Под каким бы жестким контролем властей она ни проходила, всё равно избирательный процесс будоражит и политизирует общество, дает в руки оппозиции легальные возможности коммуникации с населением. Потребность в легитимации побуждает власти предоставить своим противникам минимальную законную возможность на агитацию, чем они и воспользовались в ходе прошедшей кампании. Очевидно, с учетом этих уроков правящая команда побаивается выборов. И это еще один аргумент против вероятности совмещения местных выборов с союзным референдумом.

Однако существуют сомнения относительно готовности оппозиции использовать предстоящую кампанию по максимуму. Потому что нет единой стратегии участия оппонентов режима в этих выборах. Есть общая точка зрения, что целью оппозиции в ходе этой кампании должно быть не получение депутатских мандатов (ибо это сегодня нереально), а достижение политического эффекта. Но на этом согласие и заканчивается.

Существуют разногласия по вопросу о том, должен в каждом округе быть один кандидат от оппозиции или несколько (выборы в один тур подталкивают как раз к тому, чтобы на финишной прямой был только один кандидат).

Заместитель председателя Партии БНФ В. Ивашкевич выступил с предложением, чтобы оппозиционный кандидат, собравший 500 подписей избирателей, автоматически становился делегатом будущего Конгресса демократических сил. Эта идея должна была мотивировать партии и организации активно участвовать в выборах в условиях отсутствия всяких перспектив на завоевание депутатского мандата. Однако предложение В. Ивашкевича не может пройти через руководящий орган оппозиционной коалиции, Политсовет, ибо это невыгодно маленьким партиям и организациям.

Проблема гораздо шире, чем разногласия по частным вопросам. После президентских выборов оппозиция оказалась в состоянии поствыборного синдрома, т. е. состоянии кризисного поиска новой стратегии и формы существования в новых условиях. Дело в том, что формат и стратегия коалиции, сориентированные на президентские выборы, с их окончанием в значительной мере себя исчерпали и нуждаются, по меньшей мере, в серьезной корректировке. Надо сказать, состояние вполне естественное для любой политической силы, не одержавшей победу в ходе избирательной кампании, а уж тем более для такой политически разношерстной коалиции, как у нас.

Кроме того, с окончанием президентских выборов резко спала политизация общества, оно вернулась в предвыборное состояние, оппозиция снова оказалась в гетто, из которого ей удалось вырваться во время избирательной кампании.

Достаточно богатый опыт коалиционного строительства в независимой Беларуси позволяет вывести одну простую формулу. Союзы и блоки оказывались достаточно успешными, когда создавались под какую-либо конкретную задачу или кампанию. И наоборот, коалиции, создававшиеся ради абстрактной цели типа «борьба за демократию» или «укрепление независимости» оказывались нежизнеспособными. Хочу напомнить, что сразу же после президентских выборов 2001 года оппозиционный блок, созданный для поддержки единого кандидата В. Гончарика, быстро распался.

Вот и теперь оппозиционная коалиция проходит испытание на прочность. Выдвигаются самые разные проекты: создать новое движение, провести очередной Конгресс демократических сил, организовать «международный суд над режимом Лукашенко» и др. В этих дискуссиях на позицию ее участников сильно влияют корпоративные, партийные интересы.

Один из самых важных уроков президентской кампании и акций протеста по ее окончании состоит в том, что в Беларуси «бархатная революция» невозможна без завоевания оппозицией реального большинства в обществе. Активное меньшинство способно перевернуть ситуацию в стране с помощью улицы только в условиях слабого политического режима. В Беларуси же существует достаточно жесткая система власти, имеющая относительно широкую общественную поддержку. И изменить ситуацию возможно только при условии завоевания оппозицией действительного электорального большинства.

Однако вся дискуссия в оппозиционной среде в поствыборный период сводилась к вопросу, как лучше организовать, структурировать, интегрировать, мобилизовать своих сторонников. Иначе говоря, как и что делать с протестным меньшинством. Вопрос же о вторжении на электоральное поле политического противника даже не ставится.

Между тем, оппозиции в данный момент не нужно тратить много усилий, дабы выдумывать какие-либо фантастические проекты типа кампании по делигитимации президента. Идея, которая способна объединить оппозицию, придать ее деятельности импульс и мотивацию, лежит на поверхности. Это как раз кампания по выборам местных советов.

Чтобы получить политический результат, избирательная кампания оппозиции должна быть общенациональной. Т. е. оппозиционные кандидаты в депутаты не должны зацикливаться в каждом округе на местных проблемах. Во-первых, в этих вопросах представитель оппозиции, как правило, проигрывает кандидатам от власти. Ибо оппозиционер – это в основном либо интеллигент, либо безработный, либо сотрудник НГО. А кандидат от власти – это, как правило, начальник (работник вертикали, директор завода и др.). А у начальника всегда больше возможностей решить местные проблемы, чем у безвластного оппозиционера.

Во-вторых, думается, последние выборы в Палату представителей лишили оппозиционных кандидатов иллюзий, что можно втихаря проскочить в депутаты, если дистанцироваться от общеполитических проблем.

Поэтому главная задача, которую может ставить пред собой оппозиция, – это достижение политического результата в виде повышения рейтинга, мобилизация прежних и приобретение новых сторонников и др. Для этого избирательная кампания должна быть политической и общенациональной. Оппозиция должна выступить единой коалицией с общей темой, посланием, слоганом и т.д.

Если речь идет о послании, то можно в качестве примера предложить такие варианты. Сегодня очевидно, что цены на энергоресурсы в следующем году будут повышены. Руководство страны к этому не очень готово. Все планы и бюджет на следующий год верстаются исходя из теперешних цен. В этой ситуации оппозиция могла бы предложить свою модель функционирования белорусской экономики и общества в условиях новых цен.

Затем можно предложить оппозиционным командам в каждом избирательном округе проводить кампанию с требованием выборности руководителей местных органов власти – от председателя облисполкома до председателя сельсовета. Лукашенко объявил, что в Беларуси создается «государство для народа». Вот и замечательно. Первым шагом на этом пути должно стать право народа выбирать своих местных руководителей. Соцопросы показывают, что эту идею поддерживает большинство населения, в том числе много сторонников А. Лукашенко.

Достижение политического результата возможно лишь при условии, если оппозиция сможет навязать электорату и властям свой порядок дня общественной дискуссии, заставить власти оправдываться, как это произошло в ходе прошедших президентских выборов, втянуть избирателей в обсуждение своего общенационального проекта.

Однако, судя по всему, развитие процессов в оппозиционной среде накануне местных выборов идет па самому худшему сценарию. Т.е. единой коалиции, общенациональной компании с общей темой, посланием, слоганом, не будет. Вместо этого создаются местные коалиции, плюс разделение созданного во время президентских выборов объединения оппозиционных сил на отдельные блоки. Создается левый блок (БСДП «Громада», ПКБ, БПТ), блок «За независимость» во главе с Партией БНФ. Если оппозиция пойдет такой пестрой компанией на выборы, это и станет самым ярким проявлением того кризиса, о котором говорят все эксперты и политики.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ