Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №156(01.11.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ТЕМА РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В России - до 10 миллионов нелегалов

5 октября президент России Владимир Путин поручил руководителям субъектов Федерации принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей, коренного населения России. Также в последние дни принимаются меры по усилению борьбы с нелегальной миграцией. Чем миграционная служба может помочь региональным властям в этом вопросе? Рассказывает заместитель директора Федеральной миграционной службы Михаил Тюркин.

06.10.2006, Радио Маяк

Ведущий: Елена Щедрунова

 - Михаил Леонидович, как я понимаю, вопросы с рынками сейчас выходят на первый план.

ТЮРКИН: Абсолютно правильно вы сказали, что основной акцент здесь сделан руководителям субъектов Российской Федерации. С чем это связано? Сегодня постановлением правительства определено: для того чтобы привлекались иностранные рабочие на территорию Российской Федерации, включая и торговцев, которые сегодня находятся на рынках, необходимо провести анализ на территории Российской Федерации. Каждый субъект представляет информацию о необходимости привлечения таких иностранных рабочих, направляет ее в Правительство Российской Федерации, и правительство утверждает квоту по каждому субъекту на год. Поэтому те оценки, которые сегодня субъекты делают и представляют, они очень важны, это реальный анализ привлечения иностранных рабочих в тех случаях, когда мы не можем привлечь на эти рабочие места российских граждан. В этой связи следует отметить следующее, что приоритетное право по занятию рабочих мест на всей территории Российской Федерации - это исключительно право российских граждан. И только в том случае, когда российские граждане не могут занять эти рабочие места, тогда могут привлекаться иностранные граждане.

- Правильно ли я понимаю, что даже для того, чтобы привлечь рабочих для торговли на рынках, все равно региональные власти должны запросить разрешение у миграционной службы, то есть определенную квоту?

ТЮРКИН: Вы абсолютно правильно понимаете. Для того чтобы торговать на рынке или заниматься другой трудовой деятельностью, в соответствии с законом о правовом положении иностранных граждан и рядом постановлений правительства работодателю необходимо оформить разрешение на привлечение иностранных рабочих, в котором четко определяется, что это за предприятие, где оно находится, чем занимается, по каким специальностям можно привлекать иностранных рабочих и т. д. То есть полная информация. Это разрешение выдается работодателю. И после этого выдается разрешение на работу каждому конкретному иностранному гражданину на конкретное рабочее место, на конкретную специальность и на конкретный срок.

- Но ведь не секрет, что у нас очень много людей из некоренного населения и даже, может быть, неграждан России работает на рынках. Тогда как это получается? Что, обходят эти квоты? А если обходят, то тогда кто за этим должен следить и почему не следит?

ТЮРКИН: Если речь идет о коренном населении или некоренном, это не проблема Федеральной миграционной службы.

- Безусловно, я сейчас говорю о мигрантах исключительно.

ТЮРКИН: Для нас есть, как мы говорим, три категории: российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Какие у них национальности - не имеет никакого значения. Мы сегодня говорим с вами о россиянах, которые имеют приоритетное право, и об иностранцах, которые пользуются теми рабочими местами, которые не востребованы у российских граждан. И сегодня действительно очень много иностранных граждан, которые, к нашему большому сожалению, не соблюдают законы Российской Федерации. По самым оценочным статистическим данным, которые сегодня существуют в Российской Федерации, у нас до 10 миллионов иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся на территории России без определенного правового статуса. Назовем их нелегалами. Только миллион сегодня людей, кому мы официально выдаем разрешения на работу, около миллиона в год. В этой связи вы можете сделать вывод, что только один из десяти иностранцев сегодня законопослушен, приходит, оформляется и осуществляет свою деятельность в рамках закона.

 Такая ситуация нас, конечно же, не устраивает. Поэтому сегодня принимаются самые решительные меры и по совершенствованию миграционного законодательства. То есть, с одной стороны, мы упрощаем ряд процедур, потому что сегодня слишком забюрократизированы некоторые процедуры. Это касается и вопроса регистрации. В частности, у нас принят закон о миграционном учете, который с 15 января вступит в силу. У нас с вами приняты поправки в закон о правовом положении иностранных граждан, которые серьезно упрощают процедуру привлечения иностранных рабочих на территорию Российской Федерации. Вместе с тем мы существенно ужесточаем санкции за нарушение российского законодательства в сфере миграции. Я назову некоторые меры. Это предложения по изменению Кодекса об административных правонарушениях - мы вводим новые статьи, которые расширяют диапазон правонарушений в области миграции, и ужесточаем ту ответственность, которая сегодня существует за данные правонарушения. Кроме того, мы сегодня собираемся подготовить изменения в Уголовный кодекс, в котором также будут вводиться новые составы преступления: организация незаконной миграции, периодические и грубые нарушения миграционного законодательства, также будут ужесточаться санкции за эти преступления.

- То же самое я слышала и в прошлом году, и в позапрошлом. Говорили о том, что у нас толпы нелегалов. Говорилось о том, что должны повыситься штрафы, ужесточиться контроль. При этом вы по-прежнему говорите об этом в будущем времени - 15 января 2007 года. В Госдуме, я знаю, во втором чтении готовится законопроект - это опять же будущее время. Почему так затягивается процедура ужесточения миграционного контроля? Может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? Вы сами как это объясняете для себя?

ТЮРКИН: Позвольте мне с вами не согласиться. Серьезное совершенствование миграционного законодательства началось у нас с 2002 года. В 2002 году указом президента была создана межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства, которую возглавил помощник президента Российской Федерации Виктор Петрович Иванов. И если проанализировать те действия, которые были предприняты в рамках этой группы, то ваш вопрос о том, что мы говорим в будущем времени, сам по себе отпадет. Почему? Давайте вспомним. У нас был принят базовый закон о правовом положении иностранных граждан. Много лет никому не удавалось провести этот закон и принять его в том виде, в котором он был принят. Был изменен очень серьезно ряд положений закона о гражданстве, который определил те процедуры, которые не были решены в предыдущем законе.

Очень важно, что была введена статья Уголовного кодекса. Вот вы сейчас спросили: почему так долго? У нас не было статьи Уголовного кодекса. И при реальной работе этой группы у нас введена статья 322.1, которая вводит санкции за организацию незаконной миграции. У нас очень серьезно была ужесточена административная ответственность. Я приведу один пример: за незаконное привлечение иностранных рабочих у нас санкции выросли до трех тысяч МРОТ (Минимальный размер оплаты труда. Ред. Бюл.), это огромная сумма. Поэтому сам по себе вопрос, я считаю, немножко некорректный, потому что мер было принято очень много.

Теперь приведу цифровые показатели. Мы в год выдавали 360-400 тысяч карточек для осуществления трудовой деятельности. Сегодня мы выходим практически на миллион. То есть увеличение идет, если посчитать, в 2,5 раза. Я считаю, что это довольно серьезные цифры. Ну, и при всем при этом вы, наверное, отчасти правы, потому что темпы, которые сегодня мы наращиваем, они требуют еще более серьезных проработок, требуют других результатов, и мы это понимаем и стараемся давать те результаты, которые сегодня позволят нам решить проблему нелегальной миграции.

- Вы сказали, сейчас 10 миллионов нелегалов, а в 2002 году сколько их было, если вы помните?

ТЮРКИН: На самом деле, если вы вспомните мой ответ на предыдущий вопрос, я сказал, что это оценочный показатель. Вы же понимаете, что сами по себе слова "нелегальный мигрант", они уже говорят о том, что данное лицо не регистрируется, не учитывается. И сегодня ни один человек не сможет сказать, сколько в России или в любом другом государстве реально находится нелегальных мигрантов. Эти цифры выводятся из различных показателей, из различных оценочных расчетов. Но цифра такая, по крайней мере, сегодня есть. Может быть, она немножечко завышена, кто-то считает, что она занижена.

Но я скажу, что те меры, которые сегодня принимает директор Федеральной миграционной службы, они абсолютно правильные, они адекватные. И мы идем именно по тому пути, который позволит нам сегодня ввести нелегальных мигрантов в рамки правового поля. Я что хочу сказать? Много задерживается иностранцев на улицах наших городов, на рынках, на стройках. Сегодня мы очень четко понимаем, что только два пути решения проблем этих нелегалов. Первый путь - это мы понимаем, что эти люди сегодня нужны России. То есть они работают на наших объектах, они, скажем так, оказывают помощь России своим трудом и производят какие-то блага. И здесь мы должны посмотреть, какой статус придать этим гражданам. Закон о правовом положении иностранных граждан четко определил, что сегодня есть такие формы, как временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание и гражданство. И каждому человеку, который сегодня не приносит вреда, не совершает преступлений, правонарушений, мы стараемся сегодня придать определенную форму.

Есть вторая категория - люди, которые не собираются соблюдать законы Российской Федерации, игнорируют российское население местное, создается негативное отношение к мигрантам со стороны местного населения и так далее. По этой категории должны быть приняты другие меры. То есть здесь вступает в силу уже и Кодекс об административных правонарушениях, вступает в силу и Уголовный кодекс для тех, кто занимается реально незаконной миграцией, организацией этой незаконной миграции или, еще хуже, собирается совершать преступления или террористические акты на территории Российской Федерации.

- Вчера на пресс-конференции вы сказали, что "мы внимательно посмотрели с учетом населения Российской Федерации, какие рабочие места сегодня востребованы, кто может их занимать, и приняли такое решение, что сегодня для граждан Грузии такие квоты предоставляться не будут ни на проживание, ни на осуществление трудовой деятельности". Не могли бы вы пояснить, какие есть основания для подобного решения? Не совсем понятно, почему для граждан Грузии нет рабочих мест, а, предположим, для граждан Таджикистана есть. При том, что в понимании населения таджиков гораздо больше у нас и, скорее всего, нелегалов среди таджиков гораздо больше, чем среди грузин. Почему такое решение?

ТЮРКИН: Сегодня определение квот на трудовую деятельность и на проживание находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Эти квоты формируются на основании заявок, которые представляют субъекты Российской Федерации. И когда мы сейчас посмотрели реально те квоты, которые есть, цифровые, мы проанализировали, по каким специальностям и на какие рабочие места субъекты собираются привлекать иностранных граждан. Потом мы проанализировали, по каким специальностям сегодня реально трудятся граждане Грузии, которые получают разрешение на работу. И при простом сопоставлении интересов граждан Грузии, которые собираются осуществлять трудовую деятельность в России, и того, что сегодня требуется в субъектах Российской Федерации, сходства целей мы не нашли. Вот почему на пресс-конференции вчера мы сказали, что сегодня граждане Грузии, которые хотят приезжать в Российскую Федерацию трудиться, к сожалению, наверное, будут невостребованы.

В этой связи при подаче документов мы будем очень тщательно смотреть мнение наших сопутствующих структур - это, конечно же, и служба занятости, которая дает заключение по наличию или отсутствию рабочих мест в каждом регионе конкретно, - будем смотреть, на какую работу претендует данный гражданин, и будет приниматься решение. Еще раз хочу повториться - на пресс-конференции, если вы помните, вчера мы это четко сказали, - что меры, которые сегодня принимает Российская Федерация, в частности Федеральная миграционная служба, они принимаются в отношении тех граждан, которые сегодня не соблюдают законы Российской Федерации. Не собираются выполнять наши требования, игнорируют законы, не регистрируются, не оформляют разрешения на работу и так далее. То есть те граждане законопослушные, которые находятся на территории Российской Федерации и имеют правовой статус, зарегистрированы, работают, к ним никаких вопросов и претензий не будет. К тем, кто не хочет соблюдать законы, будут приниматься меры, которые зафиксированы в российском законодательстве и соответственно урегулированы нормами международного права.

- Правильно ли я понимаю, что фраза о том, что для граждан Грузии квоты предоставляться не будут, на самом деле означает, что тем не менее, если человек считает, что для него есть работа в России, и его кто-то приглашает, он все-таки может подавать заявление и это заявление будет рассматриваться? Или же будет так: "Откуда? Из Грузии? Даже рассматривать не будем".

ТЮРКИН: Ни в коем случае. Вчера эта тема звучала, мы акцентировали на ней внимание.

- Не надо бояться.

ТЮРКИН: Все эти вопросы очень четко регулируются законом о правовом положении иностранных граждан и большим количеством подзаконных актов, которые были изданы в рамках этого закона. И, конечно же, все те ходатайства, которые сегодня будут подаваться, они будут поступать в те органы, которые должны этим заниматься, рассматриваться в установленном порядке в установленные сроки, и будут приниматься решения в соответствии с законом и подзаконными актами.

- Тем не менее, может быть, так совпало случайно, может быть, об этом стали говорить из-за обострения отношений между Россией и Грузией, но говорят о том, что суды принимают решения о выдворении незаконных мигрантов - граждан Грузии. Если не ошибаюсь, за последнюю неделю - 480 человек. И складывается впечатление, что Федеральная миграционная служба взялась за нелегалов конкретно из Грузии. Это правильное впечатление или обманчивое? Или это сейчас на поверхность выплескивается, а на самом деле миграционная служба работает в том режиме, в каком она работала всегда, и ей все равно, кто нелегальный мигрант - гражданин Грузии или любой другой страны?

ТЮРКИН: Вы очень корректно задали вопрос. Сегодня мы в целом усиливаем контроль за пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации, это касается абсолютно всех иностранных граждан. И вы очень правильные поставили акценты, что в связи с теми событиями, что сегодня есть, конечно же, повышенный интерес, и в большей степени у средств массовой информации, именно к категории граждан Грузии, которые находятся на территории России. Обратите внимание, на конференции вчера ведь не спрашивали про граждан других государств, хотя у нас цифры довольно большие и по другим категориям. Но почему-то заострялось внимание на грузинских гражданах. Те цифры, которые были даны, да, они большие, но еще раз повторюсь, что ведь все было в строгом соответствии с законом. То есть ни один человек не был наказан незаконно. Я приведу цифру. У нас за полгода прибыло 79 тысяч граждан Грузии на территорию РФ. И только 29 тысяч из этих 79 зарегистрировались в подразделениях Федеральной миграционной службы. То есть уже можно сделать вывод, что, к сожалению, многие граждане не соблюдают те правила, которые сегодня установлены. Я уж не говорю про трудовую миграцию...

У меня состоялась встреча с консулом Грузии и конструктивный разговор, где мы обсудили все наши проблемы, все проблемы, которые возникают в последние пять дней. И я должен смело сказать, что претензий к Федеральной миграционной службе по нашей работе не было высказано ни одной. То есть мы действуем четко как предписано законом. И у официальных властей Грузии, которые находятся здесь, которые вместе с нами посещают приемники-распределители, которые участвуют в судебных процессах, к нам вопросов не возникает.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ