Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №156(01.11.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ТЕМА РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Государственная программа содействия добровольному переселению



Самостоятельность и заинтересованность регионов – залог успеха.

Виктор Михайлов

Наконец – то и российские издания затронули на своих страницах тему реализации российской госпрограммы по переселению соотечественников. Хотя в оценке происходящего некоторые из них непоследовательны, а порой необъективны. Так, "Коммерсантъ" (Москва, 11.09) опубликовал в целом пессимистичную статью под названием "Великое непереселение". Регионы не готовы к приему соотечественников, а соотечественники к переезду, считает издание.

"В реализации стартовавшей в сентябре федеральной программы возвращения соотечественников обнаружились серьезные проблемы: большинство регионов к приему соотечественников не готовы и не могут предложить им обещанных льгот. Регионы жалуются на отсутствие средств, жилья и рабочих мест, а иностранцы не торопятся подавать заявки на переезд. Эксперты уже говорят, что программа близка к срыву. А источник "Ъ" в Кремле добавил, что программа встречает противодействие властей в некоторых странах СНГ...". По мнению газеты, только Тверская область готова к приему соотечественников из СНГ. "...Так, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский не проявил вообще никакого гостеприимства к переселенцам. "У нас дефицит жилья и много других проблем, - заявил он. - Лучше было бы привлекать русскоязычных молодых людей на учебу в университеты". Приморский край до сих пор не подал в правительство РФ заявку на переселенцев. А Хабаровский край рассчитывает всего на 2 тыс. переселенцев. При том,  что федеральные власти подчеркивали стратегическую роль Дальнего Востока в программе - с ее помощью здесь планировалось остановить экспансию китайцев... Отметим, что жилищную проблему будущих переселенцев региональные власти почти везде переложили на плечи работодателей. Лишь в Тюменской области переселенцам готовы компенсировать из областного бюджета проценты по ипотечному кредиту. А в Калининградской области, где губернатор Георгий Боос выразил готовность принять за десять лет до 300 тыс. переселенцев, цены на квартиры резко пошли вверх. По мнению местных экспертов, это произошло в том числе и из-за ожидания большого числа мигрантов. В итоге, отмечают эксперты, в регионе поставлена под сомнение реализация нацпроекта "Доступное жилье". Примечательно, что в регионы, заявившие о готовности к приему соотечественников, и сами переселенцы ехать пока не торопятся. Например, на переезд в Калининградскую область подали заявки всего 596 человек. Хотя регион готов принять не меньше 10 тыс. мигрантов...

Вместе с тем, "единственную проблему, которую признают идеологи программы, позиция некоторых стран СНГ". "Источник "Ъ" в Кремле сообщил, что на идею возвращения откликнулись Киргизия, Узбекистан и Таджикистан (только из Киргизии в рамках программы должно выехать 600 тыс. человек, уже сегодня очередь на выезд в этой стране составляет 55 тыс. граждан), - говорится в статье. - Дело в том, что Россия - традиционный рынок применения киргизских трудовых ресурсов. Ежегодно в виде денежных переводов родственникам от проживающих и работающих сегодня в России киргизских граждан в бюджет Киргизии, по разным оценкам, поступает от $300 млн. до $500 млн. (бюджет страны на 2006 год составил $550 млн.)".

"Зато на Украине и в Казахстане, по словам собеседника "Ъ", началось мощное противодействие переселению, - подчеркивается в заметке. - Российские власти не скрывают, что Россия намерена получить ценные кадры, в первую очередь инженерно-технические, в том числе и работников оборонки: "Казахи жутко возмутились и стали выпускать заказные статьи с лозунгами "Не пустим!". Такая же ситуация сложилась на Украине. По ведомственным каналам нам ясно дали понять, что отток русских с Украины нежелателен. К примеру, восток Украины недоволен тем, что мы посягаем на их танковых специалистов и сотрудников для "почтовых ящиков" - закрытых машиностроительных заводов", - рассказывает источник "Ъ". Несмотря на то, что казахские власти не высказывались на тему переселения открыто, в местных СМИ действительно началась яростная дискуссия по этому поводу. За переселение выступило руководство славянских казачьих общин, отстаивающее льготные права бывших соотечественников на российское гражданство. Но патриотическое крыло казахской элиты считает, что ценные кадры должны оставаться на родине: с 1993 года из Казахстана уже уехало более 2 млн. человек...".

"Липецкие известия" (Липецк, 13.09), напротив, подчеркивают: "Возвращайтесь, мы ждем!". По словам ведущего специалиста группы информации и общественных связей УФМС России по Липецкой области Олеси Стрегачевой, воплощать программу будут многие министерства и ведомства, а также общественные объединения на территории России и за рубежом. "Естественно, что весь опыт, накопленный в этом вопросе другими странами, будет принят на вооружение... Руководители администрации нашей области уже к сентябрю представили на согласование в Правительство свои проекты по оказанию содействия добровольному переселению граждан в Россию из-за рубежа. Наша область привлекательна для мигрантов. Связано это с тем, что у нас можно будет трудоустроиться и получать достойную заработную плату. Ведь ни для кого не секрет, что на территории области создается особая экономическая зона промышленно-производственного типа. К 2012 году будет открыто свыше пятидесяти производств, куда вольются инвестиции из Швеции, Италии, Германии, Турции и других стран, будет создано более 12 тысяч рабочих мест. В настоящее время решается вопрос о придании нашему аэропорту международного статуса, что естественно будет способствовать притоку на территорию области иностранных граждан...". Стрегачева отметила, что в основном в область приезжают люди из Казахстана и Узбекистана.

Власти Красноярского края ведут кадровую работу по уточнению потребностей экономики края в квалифицированной рабочей силе, в том числе и из числа мигрантов - участников программы по переселению соотечественников в Россию. Уже определены территории края, которые будут участвовать в программе. Об этом сообщил заместитель руководителя департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края Сергей Сетов.

В настоящее время департамент планирования и экономического развития ведет переговоры с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, школами, больницами и детсадами Красноярска, Ачинска, Сосновоборска, Иланского, Енисейского, Емельяновского, Ачинского, Кежемского, Партизанского и Сухобузимского районов края. Промежуточные итоги показывают, что особенно востребованы вакансии социальной сферы - учителя, воспитатели и врачи, а также работники промышленной сферы и строители, слесари, монтеры, сварщики с зарплатой на уровне 10-15 тыс. рублей, отметил Сетов. К примеру, в Партизанском районе существует нехватка комбайнеров, а в Сухобузимском районе руководство "Сибирской губернии" уже согласно предоставить будущим мигрантам около 100 рабочих мест на производстве.

Сетов также сообщил, что в проекте краевого бюджета-2007 учтены средства на обеспечение мигрантам социальных гарантий в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания.

В Тверской области, принять их готовятся 6 районов региона. О том, как проходит эта подготовка, корреспондент ИА REGNUM попросил рассказать руководителя Департамента социальной защиты населения Тверской области Алексея Вовченко. И вот как он прокомментировал ситуацию с ходом выполнения этой программы.

"Тверская область, где по данным Тверьоблстата, только в первом полугодии 2006 года естественная убыль населения составила 9777 человек, а в расчете на 1000 человек рождаемость составила 9,4 человека, приток новых жителей, несомненное благо. Программа переселения соотечественников, а речь идет, прежде всего о гражданах бывших союзных республик и стран Балтии, поможет решить сразу несколько проблем. В том числе, демографическую и проблему обеспечения новых рабочих мест в регионе, переживающем за последние два года, своего рода инвестиционный бум. Однако, это могут быть и люди, проживающие в странах дальнего зарубежья, которые так или иначе относят себя к россиянам. И нам уже пришлось убедиться в том, что и среди этой категории граждан есть желающие переселиться в Россию, и, в частности, в Тверскую область. К нам уже поступило немало обращений от этнических немцев, переселившихся в свое время из Казахстана в Германию. Узнав о новой программе, многие из них изъявили желание вновь вернуться на родину, жить и работать в Тверской области. Почти 100 семей изъявили уже желание переехать к нам на постоянное место жительство из Латвии, где они, вот уже многие годы, ощущают себя людьми "второго сорта". Много писем и обращений приходят из Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Казахстана. Так что, впору в нашу региональную программу о переселении сюда 800 семей соотечественников, уже сегодня вносить корректировку в сторону увеличения этого числа. К сожалению, численность переселенцев зависит, в первую очередь, от примерного количества вакансий рабочих мест, в том числе, и прогнозируемого. Но Тверская область выбрана в качестве одного из пилотных регионов, где будет осуществляться программа по переселению соотечественников, не только потому, что здесь не хватает рабочих рук и есть проблемы с демографией. Прежде чем выбор пал на тверской регион, за основу брались специальные социологические исследования, которые подтвердили толерантность населения региона, его терпимость к людям иного вероисповедания, цвета кожи, и национальности. Главное условие - владение русским языком, уважение к истории, культурным и национальным традициям русского народа. Тем не менее, основной критерий для отбора будущих переселенцев - их соответствие квалификации тем вакансиям, которые заявляют работодатели, и думаю, что язык здесь не станет камнем преткновения.

Программа рассчитана на наших соотечественников, а также на тех, кто как-то ассоциирует себя с Российской Федерацией, хочет здесь жить, работать, вносить свою долю в повышение ВВП, рожать детей и улучшать нашу демографическую ситуацию. В ближайшее время в Тверской области будет создана региональная межведомственная комиссия по реализации региональной программы по переселению соотечественников, а также районные комиссии там, где их ждут, а также общественный консультативный орган по этому вопросу. Сейчас активно ведется процесс взаимодействия не только с главами районов, готовых принять переселенцев, но и с будущими их работодателями. Принимается во внимание такие моменты, как наличие рынка ипотечного жилья, меняющаяся ситуация с количеством новых рабочих мест, и многое другое. Сегодня очень важно начать информационную компанию в районных СМИ, в ходе которой коренные жители региона смогли бы понять, что новые соседи принесут им только выгоду. И никак не ущемляют их законные права. Огромную, часто пустующую, территорию Тверской области надо осваивать. Не секрет, что наиболее сложная ситуация сложилась в сельской местности: дисперсное расселение, мизерные населенные пункты, большие расстояния между ними, приводят к тому, что оказание социальных услуг становится на порядок дороже. Таким образом, для развития производства и жизни в сельской местности, а также тех инвестиционных проектов, которые на данный момент существуют в области, необходим дополнительный приток трудовых ресурсов. К примеру, в Конаковский район несколько лет тому назад переехало 450 семей из Казахстана. Отношение к ним со стороны местных жителей самое уважительное: работящие, не пьющие, уважающие законы нашей страны и ее национальные традиции. Другой пример: переезд в один из тверских сельских округов только одной семьи, в которой пятеро детей, решил многие проблемы населения этого округа. Дело в том, что здесь совсем чуть-чуть не хватало количества людей, необходимых для того, чтобы считаться самостоятельным округом. А с появлением этой семьи, эта проблема решилась. И вот какие она принесла последствия: появился врач общей практики, местным ребятишкам оставили школу, и им не пришлось ездить на занятия за много километров от родного дома. Решилась проблема с коммуникациями, и еще множество других бытовых вопросов, из которых и складывается понятие "качество жизни". Поэтому мы готовы приложить все усилия, для того, чтобы переселенцы из других республик бывшего Союза чувствовали бы себя на тверской земле, как дома, то есть на своей исторической родине".

Решить демографические проблемы Приамурья поможет прием соотечественников из стран СНГ и иностранных мигрантов, заявил замгубернатора Амурской области Александр Гордеев на одном из заседаний, проходившем в Хабаровске в рамках Дальневосточного экономического форума.

По словам Гордеева, в Амурской области живет более 880 тыс. человек, что на 16% меньше уровня 1990 года. 145 тыс. амурчан область потеряла за последние 15 лет в результате миграционного обмена. Кроме сокращения численности населения за счет естественной убыли, низкой рождаемости и миграционного оттока в основном в западные регионы России, в Приамурье продолжительность жизни населения на 2,5 года ниже, чем в целом по России. У мужчин она не достигает 57 лет, у женщин составляет 69.

При этом в области ежегодно увеличивается доля лиц пенсионного возраста. По данным областной администрации, в недалеком будущем это обострит проблему кадров на рынке труда. Хотя и сегодня область испытывает дефицит квалифицированных рабочих кадров.

Наиболее благоприятным направлением внешней миграции замгубернатора назвал привлечение в область близкого по менталитету амурчанам населения республик бывшего Советского Союза, проживающего ныне в странах ближнего зарубежья. Проект областной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом", направленный на согласование в Министерство регионального развития РФ, предполагает в период 2007 - 2012 годы принять в Приамурье около тысячи человек для работы в золотодобывающей отрасли, машиностроительном комплексе, сельском хозяйстве.

Планируемая численность переселенцев с членами семей составляет около 4 тысяч человек. Помимо компенсации расходов, связанных с переездом и обустройством участников программы и членов их семей, для реализации программы необходимы дополнительные средства из федерального бюджета для восстановления жилого фонда для переселенцев. На эти цели запланировано до 2012 года около 600 млн. рублей.

Однако власти Приамурья считают, что Дальний Восток не в состоянии конкурировать за приток соотечественников, проживающих за рубежом, поскольку мигранты из бывших республик Союза при переселении, наверняка, отдадут предпочтение давно освоенным западным регионам. "Пока у людей есть мотивация, чтобы уезжать отсюда, а не наоборот", - отметил Александр Гордеев, заявив о необходимости выровнять на Дальнем Востоке условия для проживания по отношению к центральным регионам.

В качестве альтернативы представитель руководства Амурской области назвал вариант привлечения бывших соотечественников на основе вахтового метода. Он достаточно успешно применяется на строительстве Бурейской ГЭС.

Однако этот источник не сможет полностью удовлетворить растущие потребности экономики, так как рассчитан главным образом на трудообеспечение новостроек. Поэтому наиболее перспективным вариантом власти Приамурья считают привлечение и использование иностранной рабочей силы. "Китайская миграция в регион не только неизбежна в будущем, она стала реальностью, а в перспективе может стать важнейшим фактором для экономики восточных районов страны", - заявил Гордеев.

В 2005 году из числа трудовых мигрантов доля граждан КНР составила 64%, КНДР -25%, граждан из стран СНГ - 11%. Основными сферами их занятости в Амурской области являются промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля и общественное питание. Эти отрасли в настоящее время являются проблемными для дальневосточной экономики (кроме торговли). "Наша главная задача добиться, чтобы пребывание иностранцев на нашей территории было легальным, количественно регулируемым, в рамках действующего законодательства, чтобы привлекаемые иностранные трудовые ресурсы эффективно способствовали развитию экономики области", - отметил представитель администрации Амурской области.

Множество заявок работодателей Хабаровского края, желавших принять на работу переселенцев-соотечественников, приходится откладывать из-за невозможности предоставления им жилья. Об этом сообщил замминистра экономразвития Хабаровского края Елизавета Телушкина.

Предполагается, что в первый этап действия региональной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в Хабаровский край переедут более 400 человек, из них 210 - в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, остальные - в близлежащие поселки. Всего за время действия программы (2007-2012 годы) планируется переселить около 2 тыс. человек. Программа оценивается почти в 600 млн рублей, из них краевой бюджет должен выделить 166 млн рублей, муниципальные - около 22 млн рублей, предполагается, что работодатели предоставят около 400 млн рублей.

Программа предусматривает возможность выделения средств из краевого бюджета для частичного погашения ипотечных кредитов. Но выдавать их будут переселенцам, имеющим собственные накопления. Строительство жилья в рамках программы будет производиться только в Хабаровске. Переселенцам из федерального бюджета будет оплачиваться проезд, а также выделяться средства на время обустройства на новом месте.

Телушкина сообщила, что в семи районах Хабаровского края уже готовы предоставить 420 вакансий для переселенцев первой волны. По ее словам, хорошие условия предлагает будущим переселенцам Шелеховский леспромхоз, который предоставит высококлассным специалистам не только работу, но и временное жилье в общежитии. Если человек захочет обосноваться, ему дадут кредит на приобретение недвижимости.

Инженерным работникам высокой квалификации - геологам, маркшейдерам готовы предоставить квартиры в ЗАО "Многовершинный" (п. Многовершинный Николаевского района), а рабочим - комнаты в общежитии. В отдаленных селах ждут учителей и врачей. А Корфовский каменный карьер предлагает будущим переселенцам помощь в покупке квартиры в строящемся доме.

По данным минэкономразвития края, Хабаровск тоже готов принять соотечественников. В городе выделено 90 рабочих мест, в основном на предприятиях общественного транспорта.

Реализация государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников начнется с пробного этапа, в котором будут задействованы 12 субъектов РФ, в том числе три дальневосточных - Приморский и Хабаровский края, Амурская область. Первый этап стартует 1 января 2007 года, а заканчивается в 2009 году.

Псковская область не вошла в число 12-ти пилотных регионов, но и там идет разработка программы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом

3 октября состоялось заседание рабочей группы по подготовке проекта программы Псковской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Участники заседания, в числе которых представители службы занятости населения, управления Федеральной миграционной службы, органа госстатистики, комитета Псковской области по ЖКХ, комитета по экономическому развитию и имущественным отношениям и другие обсудили нормативную базу программы, перечень необходимых мероприятий. По итогам заседания принято решение разработать и внести в рабочую группу комплекс мер по обустройству участников программы, в том числе решение вопросов по трудоустройству, в жилищной сфере, по медицинскому и социальному обеспечению, в предоставлении образовательных услуг, по обеспечению безопасной жизнедеятельности. В рамках подготовки программы будет создан общественно-консультативный совет и межведомственная комиссия. До 10 октября каждый комитет подготовить необходимый объем документов в рамках компетенции. Предположительно к 1 ноября программу представят на рассмотрение губернатора Псковской области, а к 1 января 2007 года она поступит в Правительство РФ.

В информации использованы материалы ИА REGNUM




Соотечественник, он и в Африке – соотечественник.

Соотечественники, проживающие в Грузии, не лишатся права переехать в Россию.

12.10.2006, www.regnum.ru/news

Россия не намерена лишать граждан Грузии права воспользоваться Государственной программой содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил на пресс-конференции в Москве начальник Управления Федеральной миграционной службы по делам соотечественников Евгений Маняткин. По его словам, в настоящее время ожидается реакция властей Украины, Грузии и Узбекистана на открытие на территории этих стран представительств Федеральной миграционной службы России, которые, в частности, будут заниматься вопросами участия соотечественников в государственной программе переселения.

Как показали исследования, в принципе готовы переселиться в Россию около 5-6 миллионов соотечественников, сообщил Маняткин. Около 50 тысяч, по предварительным расчетам, воспользуются Программой переселения уже в 2007 году. "Это небольшая цифра, но наша программа рассчитана до 2012 года, и объективные обстоятельства подталкивают Россию к тому, чтобы эта программа или подобная существовала и дальше", - отметил начальник Управления по делам соотечественников. То, какими темпами будет осуществляться переселение соотечественников в Россию, окончательно определится, когда все регионы России представят собственные региональные программы с указанием количества рабочих мест и других возможностей для принятия переселенцев, сообщил он.

"Соотечественник это тот человек, который сам себя считает нашим соотечественником, воспитан в российской культуре и готов реализовать себя в России", - заявил Евгений Маняткин. "Отбор для участия в программе не зависит ни от национальности, ни от разреза глаз, ни от вероисповедания", - подчеркнул он.

При этом каждый переселенец должен будет пройти программу социо-культурной адаптации в Российской Федерации длительностью около полугода. Данные программы будут осуществляться в рамках региональных программ содействия переселению, сообщил он. "Мы, в частности, заложили ряд мероприятий по адаптации детей участников программы к обучению в российской школе", - добавил Евгений Маняткин.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Евгений Маняткин сообщил, что Федеральная миграционная служба отдает себе отчет в существовании такой проблемы как возможный всплеск социальной напряженности в регионах прибытия переселенцев в результате конкуренции за рабочие места и жилье. "Вначале мы будем предоставлять работу и жилье старожильческому населению, гражданам России. Рабочие места будут создаваться в первую очередь там, где старожильческое население по каким-либо причинам не может или не хочет их занять", - заверил он. Кроме того, по его словам, планируется предусмотреть выделение дополнительных средств для обеспечения более благоприятных условий для жизни старожилов, сообщил Маняткин.

Он также отметил, что данной программой не смогут воспользоваться (в частности, для легализации своего правового статуса) соотечественники уже проживающие и работающие на том или ином основании в России. В то же время, учитывая важность данной проблемы, Евгений Маняткин допустил возможность создания отдельной программы, направленной на ее решение, или корректировки действующей госпрограммы содействия переселению соотечественников.

Как сообщил Евгений Маняткин, вопросы реализации Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, будут рассматриваться на отдельной секции в рамках II Всероссийского конгресса соотечественников, который пройдет в Санкт-Петербурге 24-25 октября.




Сорвутся ли с места русскоязычные? 

  Анализируя Программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, подписанную в июне президентом России, политологи прогнозируют наступление достаточно сложного периода в демографической ситуации Казахстана. Однако, президент казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Сабит Жусупов  считает, что "русскоязычные в массовом порядке "срываться" с места не будут", так как спектр регионов России, предложенных для переезда в рамках госпрограммы содействия переселению соотечественников, не заинтересует русскоязычных, проживающих в Казахстане.  

В публикуемой ниже статье  «Одна Родина зовет, другая – не удерживает»  Председатель семипалатинского филиала Республиканского славянского движения "Лад" Альбина Васильевна УШАКОВА вместе с корреспондентом Анной РАДЧЕНКО несколько по иному, чем аналитики и политологи, взглянула на суть этой программы и на то, какими могут быть последствия с ее реализацией.   По её мнению реализация программы должна дать ответ на вопрос: « Нужны ли русские в Казахстане? От того, как власти (Казахстана,-Ред) ответят на этот вопрос, зависит отношение граждан к Программе добровольного переселения на историческую родину».

 05.10.2006, www.regnum.ru/news

В частности, Жусупов отметил: "Русскоязычное население в Казахстане проживает преимущественно в городах, а им предлагается переехать в сельскую местность. Этот аспект очень серьезен: представляете, всю жизнь жить в комфортном городе и поменять его на деревню, т.е. поменять полностью уклад жизни. Потом, преференции даются на определенный ограниченный период, а дальше - все зависит от самого человека".

Жусупов уверен, что эта особенность "оттолкнет" русскоязычное население от госпрограммы. Предложенные условия переселения социолог назвал "достаточно жесткими". В то же время Сабит Жусупов предположил, что госпрограмма может пользоваться успехом у социально незащищенных слоев населения. "Поедут люди, мягко говоря, необеспеченные. Остальные либо очень хорошо устроились, либо уже переехали", - заметил глава института.

Жусупов также выделил ряд аспектов, которые, по его мнению, будут в дальнейшем играть решающую роль и влиять на миграционные потоки. В том числе и некие ментальные различия, которые существуют между русскими, живущими в России и русскими, живущими в Казахстане. "Я знаком с работами российских ученых, которые занимаются миграцией, демографией, и они все отмечают, что сложно приживается миграционное русское население в России, потому что там их однозначно воспринимают как "казахов". Социолог пояснил свою мысль так: "Во-первых, приезжают по российским меркам довольно-таки богатые люди. К тому же, наших казахстанцев жутко удивляет, что на праздник в России, например, всех и вся не зовут, как у нас принято, не делятся радостью. Это другой уклад, хороший он или плохой".

На демографическую обстановку в Казахстане российская госпрограмма повлияет незначительно, считает Жусупов. Однако миграционный поток русскоязычного населения, выбывающего за пределы РК, который "в последние годы имеет тенденции к сокращению", все-таки несколько увеличится. Комментируя высказывания некоторых казахстанских экспертов о том, что массовый переезд может спровоцировать изменение языковой политики государства, Жусупов заметил: "Я никогда не считал, что языковая проблема является главным фактором миграции. С моей точки зрения, президент республики очень четко обозначил позицию относительно языка. Объективно: казахскому языку потребуется много лет, чтобы занять хотя бы отчасти те позиции, которые занял русский язык. А на самом деле, процессы глобализации говорят о том, что позиции русского языка были и останутся определяющими, хотят ли этого национал-патриоты или нет. И население, в отличие от политологов и экспертов, очень четко понимает эти вещи".

Экономический рост Казахстана Сабит Жусупов считает также важным аспектом, который не позволит русскоязычному населению в массовом порядке "срываться" с места. Социлог выразил мнение, что госпрограмма Путина "запоздала". "Года три - четыре назад, когда Путин приезжал в Астану, он говорил о соотечественниках, но он ведь туманно сказал насчет того, что Россия в них заинтересована, и это были просто слова. А сейчас для решения ситуации с демографией, а она на самом деле катастрофична, несмотря на положительное сальдо миграции, программа объявлена. Но надо было делать ее раньше. Славянские организации ее ждали, русские - ждали, но после начала экономического роста в республике люди поняли - перспективы здесь есть", - заявил Сабит Жусупов. корреспонденту ИА REGNUM.




Одна Родина зовет, другая – не удерживает.

Грозит ли Казахстану массовый отток русских?

  08.10.2006, http://centrasia.org/news

Анна РАДЧЕНКО  

СЕМИПАЛАТИНСК – Анализируя Программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, подписанную в июне президентом России, политологи прогнозируют наступление достаточно сложного периода в демографической ситуации Казахстана. В чем же суть этой программы и какими могут быть последствия ее реализации? С этими и другими вопросами мы обратились к председателю семипалатинского филиала Республиканского славянского движения "Лад" Альбине УШАКОВОЙ.

 Еще не успели просохнуть чернила президентской подписи под программой о добровольном переселении, как началось ее бурное обсуждение. К сожалению, слухов и домыслов пока больше, чем точной информации. А в чем все-таки суть нового российского проекта?

- Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников – это глобальный и широкомасштабный документ. Если говорить коротко, то суть сводится к следующему: Россия не только приглашает своих соотечественников вернуться, но и гарантирует им государственную поддержку в переезде, обустройстве, поиске работы и жилья, социальной помощи и ускоренном получении гражданства.

Ни для кого не секрет, что последние законодательные акты по получению гражданства РФ были подобны "железному занавесу", пробиться через который было невероятно трудно. Кроме того, тем, кто хотел переехать, необходимо было учитывать существенную разницу в стоимости жилья, сложности с трудоустройством и множество иных проблем. Представители славянских национальных объединений не раз поднимали эти вопросы перед официальными представителями миграционных служб РФ. И вот сегодня Россия открыла "зеленую улицу", сказав соотечественникам: приезжайте.

Свои резоны

Но  зачем это вдруг стало нужно России? После развала СССР прошло 15 лет, и все эти годы Россию соотечественники в бывших советских республиках мало волновали. В чем же причины сегодняшнего пыла? Или переселенцами будут "затыкать" демографические пустоты на задворках Федерации?

- В программе сказано, что социально-экономическое развитие России "невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста". Но это отнюдь не означает, что переселенцами будут "затыкаться" глухие глубинки.

 -Во-первых, это программа по добровольному переселению. В ней прямо говорится о том, что должен быть взаимный интерес и переселенцев, и Российского государства. Во-вторых, в еще только формирующийся перечень регионов, готовых принять соотечественников, включены многие привлекательные, с точки зрения экономического и социального развития, области. Администрации Калининградской, Калужской, Липецкой, Амурской, Иркутской, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев уже к 1 сентября нынешнего года должны были подготовить региональные программы переселения с конкретными мероприятиями и финансовым обоснованием. В целом же осуществление программы финансируется федеральным бюджетом. Да, Россия решает свои демографические проблемы. Но собирается делать это с максимальной пользой для переселенцев, гарантируя выполнение всех взятых на себя обязательств.

-В чем конкретно будет проявляться государственная помощь переселенцам – участникам программы?

- Переселенец и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в виде компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, на госпошлину за оформление документов, определяющих статус переселенцев на территории РФ, получения единовременного пособия на обустройство (так называемые подъемные), ежемесячного пособия (размер которого будет зависеть от величины прожиточного минимума, но которое выдается при отсутствии доходов от трудовой деятельности в течение не более чем шести месяцев), соцпакета (на медицинские и образовательные услуги).

После того как человек, пожелавший стать участником программы и выехать в Россию, определился с выбором места проживания и места работы, ему выдается специальное свидетельство установленного правительством РФ образца, и переселенец приобретает статус участника Госпрограммы. Ему оформляют необходимые документы для переезда в Россию. Причем за счет средств из федерального бюджета компенсируются расходы на переезд и провоз личного имущества до территории вселения.

Очень важно, на мой взгляд, и то, что участие в программе гарантирует переселенцам приоритет в получении разрешения на временное проживание, на вид на жительство и на приобретение гражданства РФ по принципу "одного окошка".

О привязке к местности

-Вы не раз повторили, что потенциальный переселенец должен осознанно выбрать место будущего проживания. Насколько свободен этот выбор и не привяжет ли принятое решение мигранта навсегда к какому-то населенному пункту России?

- Программа дает каждому из участников право выбирать территорию вселения. Но это не означает, что переселенцы будут стихийно выбирать любую точку на карте РФ. Создан и будет расширяться перечень территорий, которые делятся на три категории.

К территориям вселения категории "А" отнесены стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. Тем, кто выберет их, будут предоставлен весь пакет по соцподдержке в полном объеме.

К категории "Б" отнесены те регионы, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда (здесь участнику программы гарантируются все заявленные услуги, за исключением ежемесячного пособия).

К категории "В" причислены территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних лет наблюдается сокращение общей численности населения (в этих регионах переселенцу также не полагается ежемесячное пособие).

Регионы, которые уже готовы принять переселенцев, я называла чуть раньше. Каждый из них возлагает на переселенцев свои надежды, а переселенцы имеют возможность выбирать, что им больше подходит. К примеру, Новосибирская область делает ставку на молодежь.

Высокий образовательный потенциал и широкая инфраструктура вузов дают возможность привлечь сюда абитуриентов и "омолодить" демографический показатель. А в Калининградской области в ближайшие годы будут реализовываться крупные инвестиционные проекты: строительство предприятий по перевалке нефти, производству стройматериалов, продуктов питания и сельхозтехнике. Это сотни тысяч рабочих мест.

Что касается привязки к выбранному для жительства региону, то в программе есть и такой пункт: "участники, выехавшие с выбранной им первоначально территории ранее чем через два года после переезда, возмещают затраты, с выплатой им "подъемных". То есть переменить место жительства внутри России вы можете в любой момент, но предварительно возместив государственные затраты на ваш переезд в первую "точку" проживания. А по прошествии отведенных двух лет вы вправе абсолютно свободно определяться с территорией проживания.

-А как будет решаться вопрос с жильем?

- Жилищный вопрос программой предлагается решить благодаря сочетанию безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки. Это означает, что помимо ипотечных кредитов переселенцам могут быть предложены возвратные ссуды.

На раздумье – шесть лет

-И когда программа начнет действовать?

- Программа реализуется поэтапно – в 2006-2012 годах. На первом этапе, в нынешнем году, будут приняты нормативно-правовые акты, необходимых для ее реализации, а регионы определятся со своей потребностью в трудовых резервах. В октябре должно быть принято постановление правительства РФ о порядке организации работы с соотечественниками за рубежом. А с 2007 года начнется собственно переселение тех, кто примет решение участвовать в программе. Но нужно учесть, что сам срок действия программы ограничен во времени. На окончательное определение русским, живущим за пределами России, дается всего шесть лет.

-Есть ли какие-то расчеты о количестве русского населения, живущего сегодня в Казахстане, которое может откликнуться на предложение России?

- Российские эксперты по-разному оценивают потенциал соотечественников – от миллиона до пяти миллионов человек (с учетом всех стран, где проживают русские). По данным "Российской газеты", при удачной реализации программы Россия выберет это количество за пять лет, если в год будет принимать по 300-500 тысяч человек. То же издание сообщает, что в "Роструде" делают более осторожные оценки. Там считают, что в 2007 году в Россию ориентировочно переедет 40-50 тысяч человек.

Словом, как будет складываться ситуация, покажет ближайшее будущее, пока трудно делать четкие прогнозы. Помните, как пять лет назад была заявлена акция "Первый эшелон"? Это была предварительная программа по добровольному переселению в Россию. Тогда только у нас, в семипалатинском филиале РСД "Лад", записалось более 5 тысяч человек, желающих уехать в РФ.

Процесс пошел

-Скажется ли реализация программы по переселению русских на демографической ситуации в Казахстане?

- Безусловно, это будет заметный удар не только по демографическому положению, но и по экономическому развитию Казахстана. Массовый отток населения (независимо от национальной принадлежности), имевший место в последние годы, сегодня приносит свои отрицательные плоды.

По данным на 1 января 2006 года, в Казахстане проживает 15 млн. 219,3 тыс. человек. Русское население, по своему количеству занимающее второе место после коренного населения, составляет чуть больше четверти – 3 млн. 979,3 тыс. И его численность в последнее время сократилась на 45 тыс. Всего же из Казахстана после развала Союза выехало 2,5 млн. русского населения. Между тем больше всего русских проживает в нашей Восточно-Казахстанской области – 609 тысяч человек. Нам ненамного уступает Карагандинская область, где насчитывается 548 тысяч. По сути, один только Казахстан может закрыть численную потребность России в переселенцах.

Конечно, это не означает, что уедут все. Но государственная языковая политика, в частности форсированный переход делопроизводства на государственный язык, может стать веской причиной для принятия такого решения многими казахстанцами. И здесь каждый должен определиться сам: либо принять как данность, что независимое государство имеет абсолютное и свободное право на выбор внутренней политики и стимулирование государственного языка, либо принимать предложение России.

Еще раз подчеркну, переселение – дело добровольное. Те русские, кто не просто реализовался здесь, но и чувствует себя комфортно в социальном, национальном, правовом и прочих аспектах, кто воспринимает Казахстан как родину, конечно, останутся. Призыв России относится к тем, кто хочет вернуться на историческую родину.

-А как реагирует казахстанская власть на происходящее?

- Мне кажется, что представители власти либо не осознают, что процесс уже пошел, либо не хотят взглянуть правде в глаза. После обнародования Программы по переселению к нам в "Лад" идут десятки людей. И хоть бы кто-то из представителей местной исполнительной или представительной власти пришел поинтересоваться, сколько их, почему они заинтересовались российским предложением, что толкает их к отъезду!

Единственный, кто ко мне пришел, так это сотрудник силовых структур с вопросом, на каком основании мы принимаем заявления отъезжающих. Но мы никаких заявлений не собираем, да и агитации по массовому переселению не ведем! Мы всего лишь разъясняем желающим суть программы и просим их заполнить предварительную анкету потенциального переселенца. Эти сведения помогут нам получить полную картину о числе отъезжающих, профессиональном потенциале, возрастном контингенте, целях и причинах возможного переезда, предпочтительных регионах будущего места жительства.

Между тем, хотя само переселение еще не началось, но в каждый из приемных дней к нам, начиная с июля, приходит от 10 до 30 человек. И это не люмпенизированное население, которое не нашло себе применения. В основном это учителя, врачи, студенты, строители, технические специалисты, сельчане. И не только из Семипалатинска, но и из прилегающих населенных пунктов. Главные причины, побуждающие этих людей задуматься о переезде в Россию, – это мысли о будущем их детей и форсированный переход делопроизводства на казахский язык.

От редакции

Нужны ли русские в Казахстане? От того, как власти ответят на этот вопрос, зависит отношение граждан к Программе добровольного переселения на историческую родину. Однако пока нет каких-либо внятных комментариев ни от одной из официальных сторон. И по большому счету, до сих пор неизвестно, как все будет осуществляться на деле. Да, переселенцам обещана материальная поддержка. Но до сих пор не утвержден окончательный перечень российских регионов, готовых принять переселенцев, известны лишь двенадцать так называемых "пилотных" регионов. Непонятно, где и кем будут приниматься документы потенциальных переселенцев, что им нужно будет делать и куда идти после прибытия в выбранный ими населенный пункт.

А самое главное – не решен вопрос с жильем, и неизвестно, как будет складываться ситуация на жилищном рынке Казахстана в случае массового отъезда и резкого увеличения числа продаваемых квартир. Да и какими будут цены в России в случае повышения спроса на жилье.

Единственный комментарий с российской стороны был дан директором Федеральной миграционной службы РФ Константином Ромодановским в интервью российским "Итогам". Руководитель ФМС подчеркнул, что "в центральном аппарате Федеральной миграционной службы создается специальное подразделение, которое будет заниматься только вопросами программы".

В 2007 году предполагается привлечь в Россию около 50 тысяч соотечественников, в 2008-м – 100 тысяч, в 2009-м – 150 тысяч. Но эти цифры – лишь предварительные ориентиры. "Мы не гонимся за массовостью, – говорит Ромодановский. – Сначала нужно отработать механизм, чтобы не было сбоев, чтобы люди смогли адаптироваться на новом месте. Здесь пока слишком много для нас неизвестного: сколько соотечественников захочет переселиться, как они станут приживаться на новом месте, каковы будут потребности и возможности территорий. Включатся в программу восемьдесят регионов – цифры будут другими".

Что касается потребностей в "импортной" рабочей силе при статистике в пять миллионов собственных безработных, то г-н Ромодановский пояснил: "Россия заинтересована "не в землекопах, а в специалистах высокого класса… Кроме того, у нас есть территории, которые почти полностью обезлюдели – встают промышленные предприятия, в завале сельское хозяйство, на пустом мертвом месте не вырастет город-сад. Кто его будет строить? Некому. Поэтому мы и вынуждены привлекать мигрантов".

На вопрос о жилье ответ оказался очень расплывчатым. По мнению директора федеральной миграционной службы РФ, "поскольку трудовые ресурсы нужны именно предпринимателям, они не должны оставаться в стороне от квартирной темы. Каким будет жилье, пока говорить сложно, но, разумеется, определенные стандарты надо соблюсти". Однако сомнительно, чтобы подобная переадресация государственных функций на частных предпринимателей была эффективной.

Кроме того, г-н Ромодановский добавил: "ФМС будет очень внимательно оценивать готовность региона. Приглашаем переселенцев мы. И именно нам придется краснеть перед ними, если их ожидает брезентовая палатка или покосившийся барак. Конечно, мы не допустим, чтобы об этих людях говорили, что они не живут, а выживают. Но и утверждать, что там будет "рай в яблонях", тоже не стану. Думаю, это просто нечестно".

Между тем множество подобных неясностей дает возможность казахстанским независимым экспертам и СМИ говорить о том, что переселенцев в России ждут дешевые рабочие места, не востребованные местным населением. Немало слышится рассуждений по поводу некомфортных условий ведения частного бизнеса в РФ, неприятия коренным населением РФ выходцев из бывших республик Союза и пр.

Не остались в стороне от дискуссии и лидеры славянских организаций Казахстана. Председатель президиума РСД "Лад" Иван КЛИМОШЕНКО достаточно осторожно отнеся к идее: "Я бы пока не стал форсировать события. По крайней мере, до 2007 года – до окончательной утряски всех деталей программы – у нас есть время… Мое мнение: очередной отток русского населения пользы Казахстану не принесет. Я вообще не вижу в этом никаких плюсов, ничего разумного".

А член президиума совета РСД "Лад" Петр КУЗЬМЕНКО высказался более пессимистично: "Мы не планируем всплеска миграционных настроений, но все будет зависеть от того, какие шаги предпримут власти Казахстана в отношении своих сограждан, чтобы удержать русское население. Следует учесть все геополитические, экономические и культурные аспекты переселения соотечественников, обусловленные положением русских в Казахстане и взаимными интересами Москвы и Астаны. Пока же поводов для оптимизма у нас нет".

Когда верстался номер

В начале недели Семипалатинским отделом культуры и развития языков совместно с областным управлением проводилось совещание по языковой политике. После завершения мероприятия, которое проводилось на государственном языке, заместитель заведующего Едил АСЫЛБЕК категорически отказался дать журналистам, представляющим русскоязычные СМИ, информацию на русском языке.

Что ждет наших детей?

За час до начала приема в семипалатинском филиале Республиканского славянского движения "Лад" уже выстроилась очередь в полтора десятка человек. Вот как они объясняют свое желание переехать на историческую родину.

Татьяна:

- Для меня самые главные причины отъезда – будущее детей и языковой барьер. Прошел сентябрь, в школе моему ребенку до сих пор не дали учебник казахского языка, а знания при этом требуют. Наши соседи-казахи не могут помочь нам справиться с домашним заданием по языку, потому что они сами им не владеют. Чего же требовать от нас? Да и качество остальных казахстанских учебников очень низкое. Какое образование по ним смогут получить наши дети? Что вкладывают им в головы?! Ребенка наших знакомых, учащегося 4-го класса семипалатинской школы, протестировали в самой обычной российской школе (не гимназии или специализированном учебном заведении с завышенными требованиями) и сказали, что по уровню знаний могут его взять только во 2-ой класс, потому что у него нет базовых знаний по предметам.

Лариса:

- У меня ребенок ходит в городской детский сад "Арман". На днях распоряжением акима города садику придан статус казахского. Теперь на стендах вся информация только на казахском языке. Как я могу выполнить распоряжения руководства и рекомендации воспитателей, если я не владею литературным казахским языком? В один день невозможно переучить тысячи людей. Нам даже словари не помогают, потому что в разных изданиях трактовка одного и того же слова разная!

Александр и Татьяна:

- На нас 40 лет проводили ядерные эксперименты. А теперь увеличили пенсионный возраст на три года. В России я смогу раньше получать пенсию. Моему мужу, работающему в городских тепловых сетях, должны зарплату за два с половиной года. Когда первые переселенцы только уезжали, я была ярой противницей отъезда. А теперь вижу, что нам здесь нечего ждать.

Сергей:

- Мы не рассчитываем, что нас будут встречать с караваями. Но мы и не собираемся сидеть сложа руки. По крайней мере у нас не будет языковых проблем. Значит, мы сможем нормально работать и общаться.

Ольга Федоровна

- Я не хочу уезжать до слез. Здесь моя родина, здесь могилы моих близких, здесь мои друзья, работа. Но мне страшно за ребенка. Я в следующем году приведу его в школу и не смогу заполнить анкету о приеме. Значит, мой ребенок будет лишен конституционного права на бесплатное образование? Приказать заговорить на государственном языке легко. Но что сделало государство для того, чтобы мы смогли выполнить это требование? Бесплатных курсов нет. Специалистов нет. Методики переобучения взрослого населения – тоже нет. Я сама педагог и вижу, с каким трудом в школах ищут преподавателей казахской литературы, способных вести этот предмет в русскоязычной аудитории. Допустим, я останусь, преодолев свои страхи. Много ли таких еще найдется? Если из Казахстана выедет хотя бы половина русского населения, потребность в русских школах станет еще меньше. А у меня специальность – русская филология. Я хороший специалист. Но кому я здесь буду нужна со своим многолетним опытом работы и профессионализмом?




Миграция благо или обуза?

Ответственность за реализацию программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах России, считает автор публикуемой ниже статьи.

13.10.2006 , msk

Наталья Зотова

Во время поездки по Астраханской и Волгоградской областям России мне удалось побеседовать с двумя экспертами, занимающими примерно одинаковую должность в областных администрациях. Должности лишь немного отличаются по названию. Так, Александр Сергеевич Стадник – начальник межэтнического отдела в администрации Астраханской области. Олег Игоревич Бородин – заместитель председателя Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области. Оба отдела имеют одну и ту же зону ответственности – они работают с национальными объединениями в областях, курируют проведение различных праздников и мероприятий, решают вопросы взаимодействия национально-культурных автономий с властями, а также зачастую гасят споры и конфликты, сглаживают острые углы в межэтнических отношениях. Поэтому наша беседа затрагивала вопросы состояния миграционных процессов в настоящий момент, а также перспективы развития ситуации после января 2007 года. Кроме того, мы побеседовали и о проблемах привлечения и приема «соотечественников», что так широко обсуждались после выхода Указа президента России летом 2006 года.

Для справки: В январе 2007 года вступают в силу Законы №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и №110-ФЗ от 18 июля 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также - о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Новые законы вносят ряд важных изменений в миграционное законодательство. Так, регистрация приезжих будет происходить в уведомительном порядке, а работник-мигрант сможет самостоятельно получать разрешение на работу в Российской Федерации.

Предлагаем вниманию наших читателей отдельные части интервью. Примечательно, что два эксперта, не сговариваясь, дали совпадающие оценки происходящим процессам в области миграции, изменениям в сфере регулирования миграции и т.д.

Фергана.Ру. - Что нужно предпринять на законодательном уровне, чтобы сделать миграцию более прозрачной?

А.Стадник. - Мы должны четко знать, кто приезжает, зачем, каким образом легализуется. Для того чтобы принять какой-то закон, государство должно выяснить, какие люди ему нужны, в какое время и какого качества рабочая сила нам требуется. А это не сделано. В России до сих пор нет кадастра земель, не решен вопрос о стоимости земли, не проведено размежевание. Как и на каких условиях мы будем приглашать людей? Сначала нужно решить эти вопросы и уж потом говорить о миграции. Проблема легальной миграции на сегодняшний день очень злободневна. Если мы сумеем упорядочить миграцию, нам удастся пресечь наркотрафик и не допустить на территорию Российской Федерации нежелательные, преступные элементы.

Фергана.Ру. - Для регулирования миграции государством должна быть выработана четкая политика – что мы хотим увидеть дальше...

А.Стадник. - Конечно. Что мы хотим, есть у нас основания приглашать людей или нет. Мы даже этого не знаем! Сейчас и президентом, и в правительстве обсуждается тема возвращения соотечественников из-за рубежа. А ведь даже не определились с понятием «соотечественник». Т.е. нет предмета разговора, причем - нет на всех уровнях. А какие «соотечественники» к нам приедут? Здесь сразу возникает вопрос интеграции различных культур в обществе, мигрантов, несущих каждый свою культуру.

Фергана.Ру. - Что можно сделать, чтобы помочь интеграции и адаптации, на уровне программ или идей?

А.Стадник. - Выдумывать ведь ничего не надо: существуют законы государства и их просто нужно соблюдать. У нас их очень много - ратифицировали Конвенцию по национальным меньшинствам, есть закон о национально-культурных автономиях, об общественных объединениях, о языках и т.д.

Фергана.Ру. - Если я правильно понимаю, миграция из Средней Азии в Астраханской области не преобладает, наоборот - количественно ее стало меньше. Люди едут куда-то в другие места?

А.Стадник. - Здесь был очень большой перевалочный пункт. Сейчас стало чуточку полегче, но проблемы есть и будут. Все-таки по старой памяти люди перебираются сюда, здесь ворота в Азию. Возникает масса проблем - вопросы компетенции консульской службы, например, или утраты документов... А сугубо этнические проблемы возникают на более позднем этапе. Всем хочется жить хорошо и комфортно. Но не всегда и не все прибывшие люди понимают, как этого достичь, что для этого делать, какова должна быть линия поведения. Для некоторых сама городская среда создает эффект культурного шока, они теряются. Даже сезонные рабочие в полях создают нагрузку на социальную инфраструктуру, амбулатории, врачей. Кто-то приезжает с семьями и детьми... Зачастую мигранты остаются в Астрахани на постоянное место жительства. Косвенно на отношение населения к приезжим влияет и подорожание жилья. Немногие берут на себя труд задуматься, что стоит за ростом цен – сговор строителей или какие-то иные причины. А удобное объяснение всегда на виду – «инородец понаехал. Хотя в цене на жилье есть и эта составляющая, но это только одна составляющая.

Фергана.Ру. - В Астрахани очень этнически пестрое общество. Степень толерантности здесь намного выше, чем в Москве.

А.Стадник. - Астрахань - это традиционно «плавильный котел». Однако я не случайно упоминал, что доля русских в населении области уменьшается. Нам бы не перейти грань соотношения национальностей, потому что эта грань может быть трудно регулируема. На мой взгляд, с точки зрения государственного строительства и с точки зрения государственной политики, ничего зазорного нет в том, что во всех наших экономических и социально-хозяйственных вопросах мы должны учитывать соотношение между представителями и носителями различных культур. Потому что они могут войти в противоречие. Если идет естественный процесс ассимиляции, а он очень растянут во времени, то это постепенно нивелирует противоречия. А когда этнические «вбросы» сильные, ситуация гораздо сложнее.

Фергана.Ру. - Миграция в Волгоградскую область усиливается или снижается?

О.И.Бородин. - С одной стороны, усиливается, с другой, ослабляется. Основной вопрос, связанный с миграцией, это то, что количество должно переходить в качество. Может быть, с принятием некоторых последних документов будут происходить какие-то подвижки. Потому что миграционная политика без вложения определенных финансовых средств не может стать эффективной в полной мере.

Фергана.Ру. - Каковы положительный и отрицательный эффекты миграции?

О.И.Бородин. - Положительным моментом является улучшение демографической ситуации. Отрицательные в первую очередь, конечно, связаны с менталитетом как мигрантов, так и местного населения, который складывается, в том числе, и под воздействием поведения приезжающих из Средней Азии, республик Закавказья.

Фергана.Ру. - Если мы говорим о положительном аспекте улучшения демографической ситуации, то необходимо сказать об интеграции, адаптации людей…

О.И.Бородин. - Вопрос в том, что нужно, в первую очередь, разграничить потоки. Когда мы говорим о въезжающих, нужно четко осознавать, какая это категория мигрантов и зачем они сюда приезжают. Понятно, что они прибывают в Россию зарабатывать деньги. Однако нельзя рассматривать всех мигрантов как просто какую-то огромную совокупность, это неправильно.

Фергана.Ру. - Как регулировать процесс миграции?

О.И.Бородин. - В концепции регулирования миграционных потоков сказано, что государство может отдавать кому-то приоритет, применять избирательный подход при решении этих вопросов. Я прекрасно понимаю, что страна стоит перед падением в «демографическую яму», и Волгоградская область в том числе. Но если мы станем резко решать эту проблему при помощи мигрантов, например, из Средней Азии, я не могу дать прогноза, что это хорошо закончится. В первую очередь, надо очень четко осознавать, зачем они сюда едут. Часть людей приезжает сюда, чтобы остаться здесь жить, для того, чтобы внести что-то в русскую культуру, впитать из нее и работать на благо общества, которое они выбрали. А если они приезжают только чтобы заработать деньги и уехать обратно, я думаю, к ним должен быть отдельный подход. Отдельный подход должен быть и к тем, кто приезжает сюда с семьями, на постоянное место жительства. Они настроены на адаптацию и интеграцию в общество. Поэтому при обсуждении вопроса «является миграция благом или обузой» надо иметь в виду, что пути решения этого вопроса разные. Что касается мигрантов из Средней Азии, то Волгоградская область всегда была очень притягательна для них по своим климатическим условиям, социально-экономическому развитию. Большое количество мигрантов приезжают из Узбекистана, Таджикистана, в меньшей степени - из Киргизии.

Фергана.Ру. - Как вы оцениваете численность узбекской и таджикской общин в Волгограде, их деятельность?

О.И.Бородин. - Привести точные данные по численности очень затруднительно. Мы должны ссылаться на результаты официальной переписи населения. В ней приводятся сведения о шести тысячах таджиков, однако их, естественно, больше. Это связано с маятниковой миграцией, отследить всех практически невозможно. Большинство людей возвращается на родину, кто-то остается в России. Сезонных мигрантов больше, в основном они заняты в сельском хозяйстве, это узбеки и таджики. В последнее время наметилась тенденция постепенного замещения рабочих из Таджикистана рабочими из Узбекистана. Таджики подались в Москву, их уже не устраивает оплата труда, начинаются проблемы с фермерами. Что касается деятельности общин, то понятие «община» подразумевает, что ее члены формируют единый бюджет, складывают в общий котел заработанные деньги, а потом их распределяют. Такого не происходит. В области нет общин в таком понимании, есть только лидеры районного масштаба. Например, про определенный район можно сказать, что там есть община. Национально-культурные объединения проводят праздники, встречи, мероприятия. С ними нужна нормальная партнерская работа. То есть, у возникшей общественной организации все мероприятия должны быть социально ориентированы. Необходимо оказывать помощь городу, участвовать в процессах, которые в нем происходят, заниматься благоустройством города, своего района… Но когда гражданское общество что-то пытается сделать, некоторые почему-то стараются стоять в стороне.

Фергана.Ру. - Правильно ли я поняла, что говоря о среднеазиатских общинах, можно отметить, что они выбирают скорее путь сепарации, нежели интеграции в общество?

О.И.Бородин. - Я не могу так утверждать. Каждый приезжающий выбирает путь для себя сам. То есть, говорить об общей массе, что вот узбеки выбрали интеграцию, а таджики сепарацию, – наверно, неправильно. Кто-то вступает в смешанные браки, кто-то действительно приезжает только на сезон, у кого-то две семьи - и здесь, и на родине, причем это распространенная практика. При работе с общинами наш главный принцип – не навреди. Это действительно очень тонкая и деликатная тема. Стараемся не вести себя как слон в посудной лавке. Мы занимаемся вопросами адаптации, интеграции, это комплексная проблема. На протяжении пяти лет проводим семинары и совещания в муниципальных образованиях. Что касается государственной политики, вернее, ее отсутствия в вопросе миграции, то это, конечно, немного мешает работе.

Фергана.Ру. - Поворачивается ли государство лицом к проблемам миграции, осознает ли их?

О.И.Бородин. - Мне кажется, пока нет. Сейчас начинается очередной резкий разворот. В январе 2007 года вступает в силу новый закон о миграционном учете, появляется уведомительная система регистрации вместо разрешительной. Конечно, это все хорошо, но по-настоящему комплексного подхода все равно никак не складывается. У нас есть тенденция либо все запретить, либо все разрешить. По этому закону никаких разъяснений еще нет. Также не принята программа о соотечественниках. Как все программы будут реализовываться – большой вопрос. Еще не определен и термин «соотечественник». Мы не вернем эмиграцию из Франции или казачество из Канады, потому что я, например, не очень понимаю, куда их возвращать. В Средней Азии остались люди (имеет в виду русских – Н.З.), но там остались люди на ключевых должностях. Либо старики. Привлечение соотечественников – большая проблема, и здесь необходимо вести разговор о цене вопроса. Если мы делаем ставку на привлечение высококвалифицированной рабочей силы, возникает вопрос – куда мы их собираемся привлекать? Квалифицированным людям нужно предоставить достойное жилье, достойную зарплату и социальные гарантии. А пока в нашей стране ни одно, ни другое, ни третье просто так предоставить никто не может. Тут же возникает вопрос о местном населении, которое также давно хотело бы получить жилье. Получается, что, привлекая соотечественников из-за рубежа, мы расставляем приоритеты таким образом, что отодвигаем местных жителей на второй план. Я не думаю, что в данном случае к возвращающимся переселенцам будет прекрасное отношение. Второй вопрос в том, что свободного жилья в действительности нет. И хотя мы сейчас будем разрабатывать региональную программу, из каких источников мы будем ее финансировать - я не знаю. Федерация все налоговые поступления забирает себе. Таким образом, документы приняты - это хорошо, государство повернулось лицом к процессам миграции, но кто и как будет все это реализовывать?..

Фергана.Ру. - Но разве раньше миграционной политики не было вовсе?

О.И.Бородин. - В правительстве поняли, что просто так поднять рождаемость невозможно, но вместо того, чтобы делать выводы и конкретизировать проблему, произошел полный разворот на 180 градусов. Теперь мы приглашаем всех-всех-всех, а что мы дальше делать с ними будем, никто не знает. Решение этого вопроса перекладывают на регионы, оставляют как раз на наше усмотрение...

Послесловие.

Мы долго беседовали с экспертами, конкретизируя отдельные вопросы, останавливаясь на наболевших проблемах. Однако мне хотелось представить именно те совпадения во мнениях, которые высказывали профессионалы, люди, не понаслышке знающие о миграционной политике государства. И Александр Стадник, и Олег Бородин с горечью говорили о том, что, несмотря на принятие целого ряда законов в этой области, внятной политики государства по-прежнему не существует. Новые законы должны очень скоро вступить в силу, но подзаконных актов и разъяснений к ним так и не поступило. Ответственность по применению законов и реализации различных программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах. Конечно, не стоит думать, что руководителям такого уровня и квалификации, как Стадник и Бородин, требуется поводырь и указка сверху. Но отсутствие на самых верхних этажах власти понимания того, как регулировать миграционные процессы и что, собственно, делать с тем огромным количеством мигрантов, которое буквально обрушилось на страну в последние годы, существенно затрудняет работу экспертов в регионах.

ОБ АВТОРЕ: Зотова Наталья Александровна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Живет в Москве. Статья написана по материалам полевых исследований в Астраханской и Волгоградской областях в августе 2006 года.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ