Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №161(15.01.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Хорошо забытое старое

02.01.2007. Немецкая волна

В.Волков, О.Сарыев

В Ашхабаде цены на хлеб и муку возросли более чем в 2 раза

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. В случае сегодняшней Туркмении словосочетание "хорошо забытое" можно пока без ущерба для смысла опустить. Те же проблемы социальной сферы, о которых "НВ" подробно информировала вас в течение прошлого года, остались и в новом году, несмотря на формальную смену власти в республике.

В Туркмении после смерти Сапармурата Туркменбаши с конца декабря правит новая власть в лице и.о. президента страны, бывшего министра здравоохранения, бывшего вице-премьера республики Курбанкулы Бердымухаммедова и "временного правительства". Эта власть, по крайней мере если судить по первым заявлениям ее лидера, намерена идти курсом, которым вел страну прежний президент. И проблемы, вызванные прежним правлением, естественно, перешли к этой власти по наследству. В частности, проблемы социальной сферы. Ведь по оценкам зарубежных экспертов из различных международных организаций, в катастрофическом состоянии в последнее время находились медицина, пенсионная система, образование, обеспечение населения продуктами первой необходимости, трудовая занятость и так далее и так далее.

Не случайно К.Бердымухаммедов в последние дни 2006 года успел провести несколько заседаний Совета безопасности республики, в ходе которых он, как сообщает корреспондент "НВ" Ораз Сарыев, в манере своего предшественника С.Ниязова требовал рапорты о состоянии дел от руководителей отраслевых министерств, занимающихся социальной сферой. А эти руководители, также оставаясь верными ниязовской традиции, докладывали, что положение нормальное, имеющиеся проблемы решены или решаются.

К примеру, именно так отрапортовал глава "Туркменгаллаонумлери"("Туркмензернопродукты") и обязался обеспечить население достаточным количеством хлебопродуктов. Однако первые дни после нового года показывают, что желаемое очень сильно отличается от действительности. По информации, полученной во вторник корреспондентом "НВ", в Ашхабаде цены на хлеб и муку возросли более чем вдвое, во областных центрах люди толпятся у торговых точек в ожидании, когда туда "вбросят" хлеб. В райцентрах марыйского велаята и в самом областном центре – Мары хлеб и мука во вторник отпускались в считанных магазинах. Учитывая то, что еще в ноябре западные СМИ сообщали о "хлебном кризисе", поразившем Туркмению, а вскоре и Туркменбаши признал в ходе заседания кабинета министров проблему острейшего дефицита хлеба и муки, вряд ли можно говорить о неожиданности, которую преподнес новый год бывшему вице-премьеру К.Бердымухаммедову и его коллегам.

Далее, и.о. президента страны потребовал от своих заместителей немедленно навести порядок во всех больницах и диагностических центрах республики. (Можно вспомнить, что в бытность К.Бердымухаммедова министром здравоохранения в стране были проведены реформы, которые, судя по известным результатам, удачными назвать трудно: лечебные учреждения перешли на такую форму хоз.расчета, при которой простые жители из-за нехватки средств в массовом порядке стали отказываться от услуг врачей, медицинская помощь на местах практически сведена до минимума, больницы в районах закрыты, для лечения жителям приходится отправляться в областные центры или в Ашхабад, и так далее и так далее).

Как сообщил корреспонденту "НВ" Оразу Сарыеву один из руководящих сотрудников министерства здравоохранения республики, никаких конкретных мер по восстановлению сферы здравоохранения на предновогодних заседаниях Совета безопасности не обсуждалось, поэтому ожидать каких-либо перемен к лучшему не следует.

Особую озабоченность источник высказал в связи с резко ухудшившимся в новогодние дни положением с питьевой водой для населения. По имеющимся у источника сведениям, ряд иностранных фирм занимались фильтрацией воды, поступающей в Ашхабад, и тем жителям города, которые имеют возможность платить за чистую воду, по их заявкам поставляли 20-литровые баллоны по цене приблизительно 20 тысяч манат. Но в эти дни поставки такой воды сократились, и медики видят опасность того, что ашхабадцы вынуждены будут пользоваться водой из под крана, которая не отвечает санитарным нормам. Причины перебоев с продажей воды в баллонах источнику не известны, однако известны последствия: по утверждению медика, рост инфекционных заболеваний запрограммирован.

Еще хуже дело обстоит в регионах. Как выяснил корреспондент "НВ", в ряде районов Ахалского велаята водоочистительные сооружения прекратили выполнять свои функции уже давно, и люди пьют воду из арыков и открытых водоемов. В Чарджоу, где раньше питьевая вода продавалась в емкостях, в конце декабря 2006 года, после смерти С.Ниязова, этот товар исчез из продажи. В Балканабаде воду пьют из-под крана, но водопровод функционирует лишь пол часа утром и 45 минут вечером.

В Мары люди также довольствуются водой, поступающей из водопровода. Если раньше состоятельные жители могли позволить себе покупать фильтрованную воду из Каракумского канала, доставлявшуюся в цистернах, то с нового года эта возможность отсутствует, вода в продажу не поступает.

Как сказал корреспонденту один из специалистов по водным ресурсам в Мары, "раньше мы не могли говорить о наших проблемах, и сейчас боимся. Что нас ждет, не знаем".




Туркменистан после Туркменбаши

04.01.2007. ЕurasiaNet

Грегори Глисон

Смерть туркменского лидера Сапармурата Ниязова открывает новую эру в истории Туркменистана и, вполне возможно, вызовет политические потрясения на всей территории Каспийского бассейна. На похороны Ниязова, намеченные на 24 декабря, наверняка прибудут делегации из окружающих стран, которые выразят соболезнования и попробуют понять, что будет с Туркменистаном после кончины Туркменбаши.

Новое руководство Туркменистана скорее всего отложит обсуждение судьбы страны на будущее, пока не решит, что делать с ее прошлым. За пятнадцать лет независимости Ниязов построил одну из самых эксцентричных, жестоких и коррумпированных диктатур в мире.

Сегодня подчиненные Ниязова готовы взять власть в свои руки и, по мнению многих туркменских наблюдателей, могут начать жестокую борьбу за власть. Все они – во многом продукты эпохи Туркменбаши. Все были свидетелями того, как попавших в немилость правительственных чиновников критиковали, осуждали, наказывали, заключали в тюрьму, подвергали пыткам и даже приговаривали к смерти. Все внесли свой вклад в культ личности Ниязова лестью и низкопоклонством перед ныне ушедшим "великим руководителем". И все же им не остается ничего другого, как продолжить его политический курс. Ниязовские приятели не смогут уверенно шагать в будущее, пока не примут меры к тому, чтобы избежать мести прошлого.

Официальное заявление в связи со смертью Ниязова было сделано совместно Государственным советом безопасности, Кабинетом министров и депутатами Меджлиса (парламента). В обращении говорится, что Ниязов умер в десять минут второго ночи 21 декабря от остановки сердца. Нет никакого сомнения, что местные туркменские "силовики" из органов безопасности взяли на себя управление страной. Они уже дали понять, что выступают за продолжение политики Ниязова. В первом обращении по поводу смерти Туркменбаши говорится о важности продолжения начинаний Ниязова и сохранении курса внутренней и внешней политики. В частности, в заявлении говорится, что Туркменистан будет твердо придерживаться политики "нейтралитета", основанной на принципах добрососедства, взаимоуважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира, строгого выполнения международных договоренностей и обязательств.

Однако совместное заявление умалчивает больше, чем говорит. В нем нет ни слова о преемственности власти, о выборах, о том, кто теперь будет исполнять обязанности главы государства или о переходном правительстве. Ссылка на "политику нейтралитета", казалось бы, говорит о преемственности, однако не содержит никаких упоминаний о широко известной доктрине "позитивного нейтралитета", предложенной Ниязовым в качестве концептуального прорыва во внешней политике страны в 1994 г. Ниязов тогда заявил, что Туркменистан будет поддерживать добрые отношения со всеми странами, воздерживаясь при этом от политических союзов и экономических обязательств, который могли бы ограничить свободу внешнеполитического выбора. Ниязов провозгласил, что Туркменистан готов дружить со всеми, оставляя за собой свободу выбора, чтобы использовать выгодное положение страны как одного из крупнейших в мире экспортеров природного газа.

Первоначально "позитивный нейтралитет" был не генеральной стратегией, а частной позицией в отношении ключевой проблемы для внешней политики Туркменистана – его отношений с Россией. Туркменбаши видел в позитивном нейтралитете путь к освобождению от российского контроля над экспортом туркменского газа. Туркменистан располагал значительными запасами газа, но нуждался в крупных инвестициях в добычу и транспортировку, чтобы производить газ и доставлять его на рынок. Соответственно, Туркменистан прилагал энергичные усилия, изучая возможность альтернативных экспортных маршрутов – через Каспийское море, Иран и/или Афганистан.

В конечном итоге Ниязов так и не нашел способа, который позволил бы стране преодолеть ее зависимость от российской трубопроводной системы. Проект транскаспийского газопровода потерпел неудачу, приостановлены были и другие экспортные альтернативы. Газовые доходы Туркменистана упали до критического уровня в 1998 г., убедив Туркменбаши в необходимости новой трактовки "позитивного нейтралитета", согласно которой теперь необходимо было заключить новое соглашение с Россией. В 2003 г. Ниязов вернулся к России, подписав маркетинговое соглашение с Газпромом сроком на 25 лет о транспортировке газа через Россию на Украину и в Европу.

Никто никогда не знал точно, сколько именно газа способен экспортировать Туркменистан. Оценки газовых ресурсов сильно отличаются друг от друга, в диапазоне от 3 до 6 триллионов кубометров. В 2002 г. Азиатский банк развития начал помогать Туркменистану в проведении независимой оценки мощности газовых месторождений. В дополнение к этому в 2005 г. АБР профинансировал независимый аудит. И хотя результаты аудита так и не были обнародованы, источники в туркменском правительства вскоре заговорили о его выводах, согласно которым мощность одного Довлетабатского газового месторождения достигает 4,5 трлн кубометров, а все запасы страны в сумме превышают 6 трлн кубометров.

В 2006 г. Туркменистан поставил на экспорт 55 млн кубометров и объявил о планах увеличения экспорта в 2007 г. до 100 млн кубометров. Туркменистан изменил условия предыдущего соглашения 2005 г., подняв цену с 40 долларов за 1 тысячу кубометров до 100 долларов начиная с 2007 г. Ситуация резко изменилась в октябре 2006 г. после объявления Ниязова об открытии новых не известных ранее месторождений. По его словам, одно месторождение Йолотань содержит 7 трлн кубометров газа. Кончина Ниязова может открыть такие возможности для бизнеса, которые ни одна из стран, заинтересованных в энергоресурсах Каспийского бассейна, не позволит себе проигнорировать.

Скрытный и эксцентричный характер режима Ниязова подрывал деловой климат в Туркменистане. Нежелание туркменского правительства принять общепринятые стандарты статистической и бухгалтерской отчетности и банковского дела, а также нормальные способы управления государством серьезно увеличивали риски ведения бизнеса в этой стране. У нового руководства может возникнуть желание сделать деловой климат менее непредсказуемым, однако любые изменения скорее всего потребуют времени. Поэтому политическая и экономическая ситуация в Туркменистане в ближайшие месяцы, а то и годы будет, по всей вероятности, оставаться неустойчивой.




Туркмения готовится к президентским выборам. По крайней мере, ее элита

04.01.2007. Немецкая волна

Виталий Волков, Ораз Сарыев

Нынешний лидер, хотя и косвенно, признал то, о чем в течении последних лет вопиют международные эксперты: катастрофическое состояние социальной системы, отстраненность населения страны от информации и коммуникаций, развал в системе образования.

Бывший вице-премьер республики Курбанкулы Бердымухаммедов, после смерти бессменного главы государства С. Ниязова занявший пост и.о. президента, в среду, правда, не в этом качестве, а в роли кандидата в президенты на выборах, назначенных на 11 февраля, обнародовал свою предвыборную платформу. Из нее можно сделать вывод, что в республике отнюдь не все в порядке. Как сообщают информационные агентства, Бердымухаммедов обещал населению в случае своего закрепления во власти обеспечить население доступом в Интернет, к новейшим технологиям связи, обозначил возможность пересмотреть нормы, царящие в системе высшего и среднего образования, пересмотреть систему пенсионных и иных социальных выплат, поддержать развитие частного бизнеса.

Таким образом, косвенно нынешний лидер признал то, о чем в течении последних лет вопиют международные эксперты: катастрофическое состояние социальной системы, отстраненность населения страны от информации и коммуникаций, развал в системе образования.

Услышав эти слова из Ашхабада, на Западе высказали робкую надежду, что новая власть "тихой сапой" готова пойти на либерализацию режима. Словно желая ответить на это, Бердымухаммедов, открывая в четверг совещание руководителей агропромышленного комплекса страны, обратился к своим новым подчиненным с такими словами: "Дорогие мои соотечественники, наш дорогой мудрый Сапармурат Ниязов оставил нам бесценное наследие и процветающую страну и мы должны гордиться этим".

Как сообщает корреспондент "НВ" Ораз Сарыев, не только тональность этого выступления и.о. президента Туркмении, но и его указания не оставляют сомнений в намерении власти продолжить линию С. Ниязова. Так, по информации корреспондента, К. Бердымухаммедов полностью в стилистике Туркменбаши объявил, что каждую субботу будет собирать руководителей АПК и следить за их работой, а также наказал чиновникам увеличить посевы хлопка и зерна, улучшить работу "Туркменхимии", и так далее. Однако, как сообщили "НВ" источники в министерствах, никаких указаний о выделении на эти цели средств ни в Минфин, ни в отраслевые министерства не поступало, этот вопрос вообще не рассматривался.

Все это проходит на фоне избирательной кампании, которая, как сообщает Туркменская государственная служба новостей ТДХ, "разворачивается в стране". Помимо Бердымухаммедова, на пост президента Народным советом утверждены еще пять кандидатов. Один из них, Ишангулы Нурыев, в четверг выступил со своим заявлением, где, как и Бердымухаммедов, обещал повысить благосостояние народа, своевременно выплачивать пенсии и пособия и так далее.

По информации корреспондента "НВ", полученной от источника в аппарате президента, и Нурыев, и другие кандидаты порядок предвыборных мероприятий и содержание выступлений фактически получили от их конкурента, и.о. президента К. Бердымухаммедова, а их предвыборные программы едва отличаются друг от друга.

Это подтверждает точку зрения, высказываемую в западных и ряде российских СМИ, что власть уже предопределила, кто из посланных ей на альтернативные выборы кандидатов выйдет победителем. И хотя формально претендентам выделено равное эфирное время и равный бюджет, информация, приходящая от источников "НВ" во власти, однозначно говорит о том, что административный ресурс используется К. Бердымухаммедовым и стоящими за ним людьми в свою пользу. Не случайно, еще не выиграв февральские выборы, этот кандидат уже распорядился провести 7 марта заседание Народного совета, на котором должна быть принята задуманная С. Ниязовым реформа управленческих структур сельскохозяйственного сектора.

Что же до жизненных реалий, то, как сообщает корреспондент "НВ" О. Сарыев, и в январе по-прежнему фермеры не могут получить зарплату за прошлогодний урожай, не получили от государства деньги многие работники системы здравоохранения, по-прежнему без выплат остаются более ста тысяч пенсионеров и инвалидов, по-прежнему доступ к Интернету имеет лишь крайне ограниченная категория граждан республики, и так далее.

Источник в спецслужбах республики в беседе с корреспондентом "НВ" высказал мнение, что новая власть сознательно не предпринимает в эти дни даже те шаги для облегчения социального положения населения, которые можно было бы предпринять, исходя из имеющихся ресурсов, чтобы "кинуть населению кость" в виде муки и хлеба в случае обострения политической ситуации. О послаблении режима в случае победы на выборах любого из объявленных кандидатов не может быть, по утверждению источника, и речи.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ