Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №172(15.07.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Проблема Y2009

04.07.2007. Молдавские ведомости

Тимур Ткачук

Если взять карту Молдовы и закрасить красным цветом те регионы, которые продолжает контролировать партия коммунистов, то территория страны будет красной максимум на одну четверть. ПКРМ (как и все ее предшественники во власти) никогда не контролировала Приднестровье. В декабре 2006 года эта партия утратила контроль над Гагаузией, когда-то имевшей прочную репутацию почти стопроцентно "красного" региона. В июне 2007 года из-под власти ПКРМ вышли столица Кишинев и более половины из 36 районов. Коммунисты сохранили твердые позиции лишь в Бельцах и в полутора десятков районов. Пока что ПКРМ имеет большинство в парламенте и лояльное правительство, но у этой партии есть все шансы потерять власть и на общенациональном уровне после парламентских выборов 2009 года.

По ком звонит колокол?

Перед партией президента Владимира Воронина во весь рост встала проблема 2009  года. По аналогии с известным компьютерным вирусом "Y2K" ее можно назвать "Y2009". Но если с компьютерами в 2000 году все обошлось, сбоев не было, то молдавским коммунистам вряд ли удастся проскочить так же уверенно 2009-й год. Должно случиться какое-то чудо, чтобы тот колокол, который зазвонил по ПКРМ в 2006-2007 годах, менее чем через два года не стал для нее погребальным.

В 2001-м году партия коммунистов получила гигантский кредит доверия граждан Молдовы, но она ухитрилась полностью утратить его за шесть лет пребывания у власти. За эти годы ПКРМ просто плыла по течению, а ее большие и маленькие лидеры в центре и на местах занимались, по большей части, тем, что разворовывали общественные и частные фонды и собственность, попадавшие им под руку. Граждане, которым это государство точно так же не нужно сегодня, как оно не было им нужно и шесть лет назад, отвечало властям равнодушием, презрением, эмиграцией и саботажем. Проблема всех руководителей, которые находились у власти в Молдове на протяжении 16 лет после случайно свалившейся нашей стране на голову "халявной" независимости, состоит в том, что эти руководители так и не смогли реализовать жизнеспособный, вызывающий доверие населения "Молдавский Проект". За эти годы на этой территории все тихой сапой осуществляли свои собственные проекты - "Приднестровский" на востоке, "Гагаузский" на юге, сейчас, вот "Румынский" в Кишиневе, - но реализовать нормальный "Молдавский Проект", который не только бы объединил в единое целое все другие, но и продемонстрировал свое преимущество перед ними, не получилось ни у кого. Не получилось и у Воронина с его партией. У коммунистов была вся власть, и все возможности, чтобы создать нормальное Молдавское государство - целостное, демократическое, экономически устойчивое, правовое, одним словом, нормальное. Но коммунисты упустили все свои шансы. Товарищей сгубила жадность и нетерпимость. Они думали, что власть, собственность и деньги в Молдове всегда будут с ними. Они думали, что они всегда и безнаказанно смогут расправляться с любыми оппонентами и конкурентами. Не получилось.

Сегодня в регионах наблюдается массовое дезертирство из местных организаций ПКРМ. Локальные партийцы нутром чувствуют, что выборы 2009-го года могут закончиться для ПКРМ крайне плачевно, а потому лучше бросить эту организацию сейчас, пока она не оказалась окончательно погребенной под собственными развалинами. Особенно деморализованы местные "красные" бароны, которые привыкли вести себя в своих территориях, как прокураторы "красного" кишиневского императора, и перед которыми сегодня встала элементарная, и очень непривычная для них, проблема личного трудоустройства. И столичное партийное руководство уже ничем помочь не может. У этого руководства свои проблемы, ему нужно думать, как самим выпутываться из всей этой ситуации.

Если районные коммунисты запутались в своих местных интригах, то заботы кишиневских партийцев более масштабные. Воронин и его партия пришли к власти как чисто пророссийская сила. После отказа президента, под влиянием Запада, подписать в 2003-м году Меморандум Козака Воронин и ПКРМ перешли в категорию сил антироссийских. На выборы 2005 года коммунисты шли уже под проевропейскими лозунгами. Но и на Западе у них ничего не получилось. Обещанное светлое европейское будущее, как горизонт, никак не приближается. Гражданам Молдовы не стало легче выезжать в государства Европы. Унизительные и утомительные процедуры получения виз часто заканчиваются "обломом". В два с лишним раза выросли цены на газ. Место молдавских вин на российском рынке заняли испанские, а в Испанию молдавские вина не берут.

К урегулированию приднестровской проблемы подключились США с Евросоюзом, но проблема от этого только усугубилась. Западу не нравится суверенная молдавская демократия, и он постоянно делает Кишиневу замечания на этот счет: и телевидение с радио не так вещают, и голоса на выборах неправильно считаются, и Валерий Пасат не по делу в тюрьме сидит, и уголовные дела против оппозиционеров выглядят подозрительно. Все Западу не нравится, а больше всего - сами коммунисты. Принять в Евросоюз страну, где у власти находится нереформированная и коррумпированная компартия - это абсурд, говорят западники, и делают вывод: надо этих коммунистов... того... демократически менять. На кого? Раньше думали, что на "еврокоммунистов", таких, как Мариан Лупу. Но те не оправдали доверия Европы и США. Решили менять на таких, как Дорин Киртоакэ - чисто конкретно прозападных, пронатовских, проеэсовских, антироссийских и антиприднестровских. В общем, куда ни кинь - везде клин. Совершенно нечем похвастаться Воронину и его партии перед избирателями, и в таких условиях идти на всеобщие парламентские выборы – просто самоубийство. Что-то надо было придумывать. И советник Воронина Марк Ткачук придумал: надо снова примириться с Россией и попытаться поторговаться с Западом. Именно для того, чтобы сообщить об этом западным послам, Воронин и встретился с ними на прошлой неделе в своей загородной резиденции в Кондрице.

Воронин уже не хочет "гавкать на Россию"

В понедельник по кишиневскому интернету начал гулять семистраничный документ под названием "Тезисы к встрече с Послами. О двусторонней встрече с Президентом РФ". Проверка подтвердила, что это русский оригинал выступления президента Воронина перед западными послами. Авторство текста приписывается советнику Воронина Марку Ткачуку. Первоначальная утечка, судя по всему, произошла именно из его компьютера. Было ли это сделано умышленно, с целью спровоцировать дискуссии в обществе и постепенно приучать его к мысли об очередной перемене геополитического курса Молдовы, или случайно, одобрил ли эту утечку Воронин или это самодеятельность Марка Ткачука, никто, кроме них самих, не скажет. Но то, что текст аутентичный, косвенно подтверждают и другие участники "посиделок" в Кондрице. Полный текст документа вы можете прочитать на 3-й стр., а мы попытаемся понять, что же он может означать.

Прочтение "июньских тезисов" Ткачука-Воронина оставляет стойкое ощущение того, что президент Молдовы находится в состоянии фрустрации, или, говоря по-русски, отчаяния. Видно, что дела у него идут плохо, и он отчаянно ищет возможность их поправить. Видно, что Воронин обижен, или делает вид, что обижен на западников, которые оставили "маленькую Молдову" "один на один" и "без ощутимой поддержки" с Российской Федерацией. Воронину не нравится то, что руководство Румынии поддерживает нового генерального примара Кишинева Дорина Киртоакэ, и что Румыния выступает против реинтеграции Молдовы, потому что тогда произойдет приднестровизация Молдовы и станет невозможным объединение с Румынией. Воронин обнаружил, что лидеры ХДНП и ДПМ Юрий Рошка и Дмитрий Дьяков, которые проголосовали за его переизбрание на пост президента 4 апреля 2005 года, не заинтересованы в приднестровском урегулировании. У Воронина возникло подозрение, что "для многих Молдова воспринимается позитивно только в качестве этакой цепной дворняги, вся роль которой должна сводиться к тому, чтобы гавкать на Россию, требовать вывода войск, чтобы эти войска при этом не выводились, а сам конфликт не решался". Президент пришел к выводу, что "искренних сторонников целостности Молдовы несколько меньше, чем казалось", и что теперь он знает, на кого может положиться, хотя и не раскрыл, на кого именно.

План, который не план

В "Тезисах" называются "фальшивыми сенсациями" разговоры о некоем новом секретном плане приднестровского урегулирования, Меморандуме Козака-2 и тому подобных вещах. Но на соседней странице говорится о "пакетном подходе", "о конкретных действиях, а не абстрактных принципах". Что, по сути, и является планом.

"План, который не план", предполагает, в том числе, внеочередные выборы, предоставление Приднестровью квоты в общенациональном парламенте, включение приднестровцев в структуры исполнительной власти Молдовы, разработку графика действий по реинтеграции. Во многом все это перекликается с Меморандумом Козака, о возвращении к которому в той или иной форме в последнее время говорит и российская пресса. То, что Марк Ткачук в одной из статей, опубликованных в московской газете "Коммерсант", называл "введением в Молдове режима апартеида" под видом верхней палаты молдавского парламента, сегодня предлагается ввести в виде "квоты для приднестровцев в общенациональном парламенте". Разве это не апартеид? Разве неграм в ЮАР не давали квоты в "белом" парламенте?

В "Тезизах" звучит очень важная мысль: "Если кто-то видит объединение Молдовы как подчинение приднестровцев, то значит, тот не извлек уроков 1992 года". Но разве не Марк Ткачук является автором пакета законов о "принципах приднестровского урегулирования", принятых парламентом в 2005-м году и представляющими собой принципы НЕурегулирования конфликта? Если Воронин предлагает реинтегрировать Молдову "только на основе очень серьезных механизмов доверия", то он должен немедленно дезавуировать "антиприднестровское" законодательство, закрепившее принцип "3Д" - демократизации, декриминализации, демилитаризации, - которые называют безусловными предпосылками урегулирования демонтаж всех органов власти Приднестровья, вывод российских войск, замену российских миротворцев на западных. Эти условия не могут быть реализованы никогда, а значит, и урегулирования по этим законам не будет никогда. Эти законы были приняты для того, чтобы "дополнить", а на самом деле, похоронить так называемый "План Ющенко". Инициатива украинского президента была благополучно похоронена, но урегулирование от этого ближе не стало.

Ставка на российские инвестиции

"Нашей экономике, действительно, нужен серьезный инвестиционный допинг в несколько миллиардов долларов", - говорится в "Тезисах". Судя по всему, Воронину обещали такой "допинг" в Москве.

Помощь Запада в виде кредитов и грантов не может спасти стагнирующую молдавскую экономику. Эта помощь, которая выдается Кишиневу в качестве бонуса за его антироссийский курс, не может компенсировать те реальные потери, которые экономика страны несет из-за этого курса. В условиях, когда правительство ПКРМ душит свободную конкуренцию, экономика Молдовы держится на внешних "костылях" в виде западных займах и денежных переводов гастарбайтеров. Под занавес своего президентства Воронин надеется разорвать этот порочный круг. "Россия готова рассмотреть наши предложения по размещению в стране масштабных инвестиций" плюс реинтеграция экономик правого и левого берега Днестра - это может иметь свой эффект. Но проблема Марка Ткачука и его шефа заключается в том, что им может не хватить времени, чтобы воспользоваться этим эффектом. Слишком поздно они взялись за голову. Выборы в новый парламент, по сути, уже идут. В условиях, когда Запад "сливает" коммунистов и делает ставку на таких, как Киртоакэ, когда сами лидеры ПКРМ растеряли всех союзников и попутчиков внутри Молдовы, а Россия может еще очень долго думать, прежде, чем протянуть руку нынешней кишиневской власти, эти власть рискует сама протянуть ноги.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ