Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №181(01.12.2007)
<< Список номеров
ВЫБОРЫ-2007
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Через избирателей – к авторитаризму?

23.11.2007. Республика (Казахстан)

Аждар Куртов

Кыргызстан стоит на пороге важного выбора – свобода мысли, слова и СМИ либо жесткая и авторитарная власть

Итоги референдума в Кыргызстане и нынешнюю предвыборную ситуацию, когда заранее известен результат выборов в парламент, можно смело назвать победой президента Курманбека БАКИЕВА. В чем его успех?

Практика больших стран, в том числе СССР, показала, что люди, которые в прошлом обладали знаниями и умениями аппаратной борьбы, со временем обретают силу и побеждают политиков, специализирующихся на произнесении громких речей на митингах. Вспомним Иосифа Сталина. Его ведь соратники по партии считали личностью недалекой, однако он и Троцкого, и Бухарина, и Зиновьева очень быстро победил, заняв в стране лидирующие посты.

Почти по-сталински

В этом смысле Курманбека Бакиева можно сравнить с Иосифом Виссарионовичем. Он устранил с политической арены многих конкурентов, причем устранил не путем каких-то репрессий. Хотя после событий весны этого года в Бишкеке, когда шли демонстрации и митинги на проспекте Чуй, против их организаторов были заведены уголовные дела. То есть угроза репрессий была, и она, наверное, многих испугала, но Бакиев добился того, что с формально-юридической точки зрения население признало, что кыргызский парламент неоднократно нарушал нормы Конституции, произвольно менял регламент работы и тем самым дискредитировал себя в глазах избирателей.

Наверное, это правда, юридически они действительно нарушали Конституцию. По крайней мере, каких-либо серьезных выступлений в защиту парламента в период, предшествующий проведению референдума, не было.

Результаты референдума (даже если предположить, что они были сфальсифицированы и референдум явно проводился не совсем демократично), тем не менее, показали, что против проголосовало очень незначительное число граждан. Правда, для обсуждения Конституции отвели очень маленький срок. Абсолютно уверен в том, что процент граждан, которые удосужились прочитать и осмыслить проект Конституции, очень маленький, то есть абсолютное меньшинство населения. А Избирательный кодекс и вовсе прочли ничтожное количество людей, может, сотня-другая.

Бакиев очень удачно придумал вынести на референдум те правила, которые ему выгодны. Это отсутствие возможностей создать избирательные блоки – партии могут выдвигаться только самостоятельно. Это пятипроцентный избирательный барьер и переход на голосование по партийным спискам. В принципе последнее – это шаг вперед в практике Кыргызстана, потому что согласно прежним порядкам доминировала либо тотальная мажоритарная избирательная система либо ее отдельные элементы. Однако сейчас это означает, что при явной победе пропрезидентских сил и доминировании административного ресурса те политики, которые желают попасть в парламент, вынуждены блокироваться в партию будущего победителя.

У оппозиции нет шансов

Кыргызская оппозиция в данный момент деморализована, она не сможет объединиться и составить серьезную конкуренцию пропрезидентским силам. Впрочем, результат выборов будет несколько иным, чем прогнозируют мои кыргызские коллеги, которые партии Бакиева отдают 80% голосов, а, значит, у оппозиционных сил не будет рычагов в парламенте для отстаивания своих решений.

Рискну предположить другой расклад. Скорее всего, президентская партия наберет половину голосов избирателей. Остальные могут достаться оппозиции, но при условии, что Бакиев и его окружение ограничатся созданием только одной пропрезидентской партии. Но ведь они могут провести избирательную кампанию более грамотно и не класть яйца в одну корзину. Тогда под знаменем президента появится еще одна структура, созданная, например, из партии «Содружество», которая ранее претендовала на этот статус. Пройдя в парламент, несколько пропрезидентских сил в совокупности будут доминировать над оппозицией.

Бюрократ важней, чем политик

Населению Кыргызии надоели шатания в политике и экономике, бесконечная смена приоритетов в конституционном строительстве. Оно уже готово проголосовать за любого, кто пообещает им стабильность. А Бакиев именно это и предлагает, говоря: «Кыргызия устала от митингов, давайте заниматься делом». Это типичное высказывание бюрократа, который считает, что он важней, чем все политики, вместе взятые, что именно он обладает монополией на истину и что именно ему должны принадлежать бразды правления.

Очевидно, что в условиях нового избирательного законодательства часть партий умрет естественным путем. Да так было бы и правильно, потому что политической системе чрезвычайно трудно развиваться и совершенствоваться в условиях запредельной многопартийности, когда в стране существуют больше ста партий. К тому же многие из них – это группы немногочисленных единомышленников, объединившихся вокруг лидера. Но и для такого процесса естественного ухода с политической арены необходимо время – год, два, может быть, и больше, но никак не месяц.

Сейчас, в период избирательной кампании, новая политическая структура, влияющая на партийный расклад в Кыргызии, быстро возникнуть не может. Вот это на руку Бакиеву и его власти.

Победа предопределена?

Кыргызия не может стать аналогом тому же Казахстану или Узбекистану в короткий промежуток времени, как бы этого ни хотел Курманбек Бакиев. Все-таки в период распада СССР там были привиты такие либеральные ценности, как свобода мысли и свобода средств массовой информации. Население легко и быстро не откажется от них в пользу жесткой и авторитарной власти.

К тому же экономическая обстановка в стране такова, что никакого чуда ждать не приходится, да власти и не могут его предложить. Они будут заимствовать, тем более что появились неплохие возможности занять у Китая, России. Инвестиции пойдут в гидроэнергетику, где срок окупаемости достаточно большой. Население в короткий период времени не получит ощутимого роста своего благополучия от того, что заемные или инвестиционные деньги придут в экономику Кыргызии. Никакого экономического рывка в стране не будет. Люди поймут, что их в очередной раз обманули, обещая стабилизацию и успокоение через принятие нового варианта конституционного устройства. К тому моменту появятся новые политические лидеры или старые поймут свои ошибки и сумеют выйти из кризиса.

Возможен ли новый этап политического противостояния? Курманбек Бакиев не тот лидер, который усидит в своем кресле так же долго, как находятся на президентских постах Нурсултан Назарбаев или Ислам Каримов, потому что ему не удастся подмять под себя все республику. Кыргызия отличается от соседей по многим параметрам – региональному «раздраю» на север и юг, экономической бедности, привычке населения говорить то, что оно считает нужным. В ней авторитаризм в жесткой форме вряд ли утвердится.




Через 5 лет мы будем жить в светском государстве?

26.11.2007. Общественный рейтинг (Киргизия)

Елена Щукина

Ну, это ненадолго. С духовным вакуумом и разбродом покончено. Решено преподавать в школах ислам, а выпускников медресе уравнять с выпускниками других учебных заведений. Что касается медресе, это, конечно, дело нужное. Вот только почему именно медресе? Аналогичное решение было принято всего несколько дней назад в России. Но там оно коснулось всех религиозных образовательных учреждений: медресе, семинарий, теологических колледжей и институтов. Их выпускникам было решено выдавать дипломы единого государственного образца, как и окончившим светские вузы.

Ну, и наконец-то! А то бедные священнослужители и сами не знали, к чему приравнивается их диплом: то ли к институту, то ли к техникуму, а то, может, и вовсе к ПТУ? При большом объеме программ и долгом сроке обучения образование считалось средне-специальным. Итак, в элитном порядке (несмотря на имеющуюся в нашей стране семинарию и несколько учебных заведений теологического толка) выпускники медресе получат дипломы единого образца. И сразу же трудоустроятся – религию преподавать. Причем не общий курс истории мировых религий, а именно основы ислама. И все это аккурат меньше чем через месяц после принятия новой Конституции, гарантировавшей нашим гражданам право исповедовать любую религию или придерживаться атеистических взглядов. Не успели оглянуться, как началась исламизация детей и подростков.

По мнению доктора политологии исламских исследований Мадридского университета и эксперта института стратегического анализа и прогноза КРСУ Кадыра Маликова, а также сотрудников комиссии по делам религий при правительстве КР, эта мера необходима. Во-первых, привьет школьникам вечные ценности. Во-вторых, поможет молодежи избежать вредоносного влияния экстремистских течений вроде Хизб-ут-Тахрира.

ПРИЗРАК ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Идея прекрасна в своей идеалистичности, а значит, возможна. Это уже пытались делать не одну тысячу лет. Все внушали – не убий, не укради. Некоторые особо циничные правители откровенно признавали, что религия необходима толпе в качестве сдерживающего фактора. И что же? Фактор этот не работал. Тюрьмы всегда были переполнены разбойниками, убийцами, насильниками, ворами и относительно честными мошенниками. Палачи в Европе не успевали рубить головы и затягивать петли на шее, а в Азии – сажать на кол. Все бандиты, уголовники царской России прошли через церковно-приходскую школу. Революционеры, а также солдаты и офицеры, зверствовавшие в революцию и гражданскую за белых, красных и черных, учили закон Божий в гимназиях и все тех же церковно-приходских школах. Ну, и сильно им это помогло? Вечные ценности развеялись как дым, лишь повод подвернулся.

Основатель самого жесткого революционного террора, построивший государство, которым управлял на животном страхе, Иосиф Джугашвили, был семинаристом. И в конце концов, семинария ему так осточертела вместе с верой, что он прогнал через церковь стадо свиней. Он стал осуществлять собственные цели - захватил власть над 1/6 частью суши. Выученный в детстве закон Божий его не остановил.

Одна из причин, почему люди так легко пренебрегают идеями добра и света, что испокон веков вдалбливают священнослужители разного толка, состоит в том, что сами эти священнослужители нарушают собственные заповеди. Это происходит во всех религиях, с редкостной закономерностью. Можно сколько угодно повторять "делай так, как говорит молдо, не делай так, как он делает", это ничего не изменит. Потому что легко выстроить простейшую логическую цепочку: "если высшие силы его не покарали, то и мне ничего не будет. Их либо нет, либо им на все наплевать. Иначе они бы точно отыгрались на своем слуге – чтобы не позорил".

А дальше в лучшем случае просто благополучно забудут оглядываться на Господа. В худшем - станут использовать его имя для достижения собственной выгоды, откровенно и беззастенчиво. Благо, и церковь, и мечеть всегда были верным источником дохода.

Разумеется, есть люди, которые изначально мистически настроены, чувствуют присутствие высших сил в своей жизни, чувствуют, что их ведут, нуждаются в чьем-то руководстве, братской и отеческой поддержке, защищенности от тягот жизни. Для них вера – поддержка и опора. Но они и сами ее найдут, обучать не надо. Они будут ее держаться, и будут искать истину - то есть стремиться к наиболее "чистому источнику", а в конце концов попадут в тоталитарную секту. Но таких людей всего лишь 25% от общего числа. Они называются гипнабельными, повышенно внушаемыми. Остальных "промывка мозгов" даже с детского возраста не изменит. Они, прежде всего, будут стремиться к собственному благу, если понадобится, то и за счет других.

ЕДИНАЯ ВЕРА, ЕДИНАЯ ДЕРЖАВА

Иногда религиозное обучение – признак тонкой политики, людей старательно группируют вокруг единой религии, чтобы сплотить государство. Такую позицию сейчас занимает Россия. Вряд ли от невежества, скорее всего, целенаправленно, представители Русской православной церкви (РПЦ) пытаются изобразить из дореволюционной России ангельский остров, где все друг друга любили, подчинялись царю, ходили молиться в единую православную церковь. А потом пришли евреи….

На самом деле ничего этого не было. Не было "Святой православной Руси". Была Русь разбойничья, крестьянская, купеческая и барская. И у всех были свои "заморочки". И не было единения народа вокруг РПЦ. В России тех времен действовало множество сект. По данным середины 19-го века, 10 миллионов россиян относились к различным ветвям старообрядчества: поповцам, беспоповцам, спасову согласию, федосеевцам, бегунам, некрасовцам, поморцам и т.д. Еще 110 тысяч было молокан, еще столько же духоборов, примерно 50 тысяч хлыстов и несколько десятков тысяч скопцов…. И это несмотря на жесточайшее преследование со стороны правительства – за переход "законного" православного в старообрядчество ему грозила ссылка в Сибирь с полным поражением в правах и лишением имущества. Но никого это не останавливало. В те же скопцы солдаты с офицерами переходили целыми ротами. Это ж представить – рота кастратов! А мы еще жалуемся на засилье "импортных" религиозных движений. Еще вопрос, что хуже – современная Церковь Иисуса Христа или национальные скопцы. ЦИХовцы хоть никого не калечат.

Идеализировав, не поморщившись, жизнь прадедов, сейчас в России пытаются вновь объединить народ вокруг религии. Для этого ввели в школах "историю религии", которую многие недовольные называют "историей православия". Ввели тоже в смутной надежде, что батюшка привьет ученикам вечные ценности. И что же? 1-го сентября этого года в одном из поселков ставропольской области в школе произошла драка, несколько учеников жестоко избили одного пацаненка. А причина в том, что перед уроками пришел в школу батюшка с крестом, провел молебен, и этот самый пацаненок, сын протестантского пастора, не стал в нем участвовать – не крестился, молитвы не повторял. Вот за это его и побили. Он попал в больницу, папа-пастор подал в суд и на школу, и на батюшку. То есть, мало свар между учениками из-за достатка, шмоток и физической силы. Теперь уже из-за веры конфликты начались. Неужто мы лучше?

У нас может быть и похуже – школа может вполне стать ареной подготовки будущих ваххабитов. Это официально в ней будут преподавать официальный ислам. Но ведь учитель, где бы там его ни готовили, может поменять взгляды или просто до поступления на работу их скрывать. А проконтролировать, что он говорит в классе, и что он скажет дома, пригласив избранных учеников для беседы – невозможно. Реально будет так, как он договорится с директором. И начнут выпускники строить исламский халифат… Очередная бесплодная попытка.

Невозможно построить идеальное государство на основах веры, принуждая к праведности. Можно пытаться, можно забросать весь город листовками, можно долго гулять в поясе шахида. Ничего не выйдет. Уже пытались не раз, и ничего никогда не выходило. Последнюю попытку многие еще помнят – построение идеального человеческого общества на основе морального кодекса строителя коммунизма. Ничего не вышло, кроме гигантской декорации – спереди первомайская демонстрация, сзади – ГУЛАГ.

ВОПРОС О ВЛАСТИ

У нас за последние годы прижился миф, что религия – учитель нравственности. Хотя это два независимых понятия, например, можно быть нравственным атеистом, и вполне успешно. На редкость аморальным верующим – тоже.

Религия – это неформальная (сейчас) властная структура, которая стремится по возможности более обширно контролировать жизнь людей согласно собственным нормам. А люди стараются этого по возможности избежать, особенно когда начинают круто завинчивать гайки. И либо переходят в другую веру или течение, либо сводят контакты до минимума. Действует вечное коромысло - религиозные деятели стараются охватить своим влиянием как можно больше общественных сфер, верующие – этого избежать, выделить себе свободную зону. Пример - европейские дискотеки в частных домах богачей в Иране.

Собственно, поэтому невозможно создать единую веру, чтобы она не разбилась на множество течений, в том числе подпольных. Происходит то же самое, что с единым государством. Внутри него начинают действовать центробежные силы, возникают автономные группы, которых что-то не устраивает, и они хотят это поменять, затем эти группы отпочковываются.

Сейчас религия может контролировать следующие жизненные моменты - похороны, брак, финансы, сексуальные отношения, отношения между детьми и родителями, опосредованно – политику, частично – развлечения и моду. Лет 100-200 назад власть у нее была реальная – религиозное руководство могло приговорить к смертной казни или тюремному заключению. И это вовсе не гарантировало благополучную жизнь населения. Наоборот, были те же самые проблемы, что и сейчас, а уровень жизни был значительно ниже. Коррупция, ошибки и злоупотребления свойственны любой властной структуре, в том числе и религиозной. То есть, положение граждан ни в чем автоматически не улучшится, если вместо гражданского судопроизводства станет действовать шариат. Нет гарантий, что не ухудшится.

А мы потихоньку придем к шариату и парандже, если будем продолжать ту же политику, что и сейчас. У нас построено множество мечетей. В них кто-то должен служить, а самое главное – кто-то должен туда ходить. И чтобы они не пустовали, необходим урок основ ислама в школах. Обычное внедрение идеологии – сначала постройки, потом идеи, затем законы. Кто это финансирует, тому это и выгодно. Цель – медленная колонизация Кыргызстана арабскими странами и использование территории для военного плацдарма. Законный вопрос – через 5 лет мы еще будем жить в светском государстве?




Марс Сариев: Либо Бакиев выйдет на общенациональный уровень, либо начнется грызня элит и президента съест его же окружение

26.11.2007. ИА 24.kg

"Наши элиты придут к консенсусу. Потому что южане, которые сейчас доминируют в отличие от северян, умеют торговаться, и для сохранения власти могут пожертвовать любой должностью."

Политолог Марс Сариев, сравнив политику с театральным искусством, рассказал ИА 24.kg, используя временные формы русского глагола, о прошедшей моде на хватательные рефлексы, новых образцах для подражания и отсутствии пророка в своем отечестве.

Будущее

Вряд ли Кыргызстан сейчас ожидают глубокие потрясения, какие, например, пророчатся Грузии. Наши элиты придут к консенсусу. Потому что южане, которые сейчас доминируют в отличие от северян, умеют торговаться, и для сохранения власти могут пожертвовать любой должностью. Многие аналитики говорили, что продовольственный кризис скажется на политической обстановке, и народ поднимется. Но этого не произошло. Люди очень быстро разобрались в ситуации.

Для азиатов концептуальные вещи не очень важны. У нас нет комплекса вины перед Богом. Есть институт совести, то есть "мне стыдно перед моими родственниками, перед моим кланом, а перед другими людьми – нет". Поэтому политическую борьбу в Кыргызстане нельзя назвать концептуальной. Игроки могут быстро поменять окраску, что шокирует европейцев, у которых это просто не укладывается в голове.

Настоящее

Приход Курманбека Бакиева и южан к власти исторически оправдан, и это позитивная тенденция. В сознании кыргызов до сих пор остались родоплеменные отношения. У нас не было единого хана, который управлял всеми племенами, а действовала военная демократия и происходила постоянная ротация руководства. Поэтому на юге страны и возникло напряжение, которое исчезло с приходом Бакиева.

Сейчас он находится в очень интересной ситуации. Будучи южанином, сидит на севере. Грубую аналогию можно провести со Сталиным. Он, грузин, сидел в Москве и был вынужден, чтобы сохранить власть, быть более русским, чем основная масса россиян. То же самое происходит и с Бакиевым. Он вынужден выходить на общенациональную орбиту, иначе его ожидает участь Аскара Акаева. Это чувствуется: такие общественные деятели, как Топчубек Тургуналиев, начинают выступать оппозиционно по отношению к Бакиеву.

Последнее заявление Женишбека Назаралиева – это новый виток развития страны. Власть - она всегда власть, и у нее своя логика. Но ей требуются хорошие оппоненты. Не молчаливые, которые просто с ней во всем соглашаются, а такие, которые могут противостоять ей, как Назаралиев. Он не так жестко завязан на бизнесе, и на него сложнее воздействовать.

Сейчас в Кыргызстане происходит смена систем и носителей образцов поведения. Простые хватательные рефлексы, которые доминировали прежде, уже не в моде. У нас уже появились свои Саввы Морозовы. Те, кто накопил первоначальный капитал, поворачиваются к культуре.

Последние выборы в Жогорку Кенеш при Аскаре Акаеве – это укрепление кланов. А сейчас все произойдет по партийной системе. Кланы начнут размываться, потому что все понимают, что надо работать головой и рождать новые идеи. Очень важно, чтобы сейчас не произошло смыкания на мононациональной основе. Потому что если нацменьшинства останутся за бортом, они всегда будут оппозиционны к власти и станут дестабилизирующим элементом.

Мне кажется, что Курманбек Бакиев осознанно пошел на это. Дело в том, что северяне в какой-то степени нигилисты. А южане, хотя они и провинциалы, являются носителями национальной идеи. Они мобильнее в этом плане, тем более что их постоянно подстегивало давление со стороны Узбекистана. Южане понимают, что выхода нет: либо Бакиев выйдет на общенациональный уровень, либо начнется грызня элит и президента съест его же окружение. Кстати, северным кланам очень важно, чтобы вокруг Бакиева сконцентрировалась южная элита. Когда она достигнет 100-процентной чистоты, наступит конец.

Другое дело, что режиссура здесь присутствует. Не только у Бакиева, но даже у Женишбека Назаралиева. Он говорит очень мощные вещи. И здесь есть одна опасность. Если ты управленец и на тебя работают наемные режиссеры, сценаристы и осветители, то все равно их необходимо контролировать. В этой ситуации главное лицо может попасть в зависимую ситуацию. Бакиев – это игрок, он под софитами. Журналисты – осветители. Меня интересует, кто драматург? Я могу только предполагать. Автора текста можно узнать по почерку. То же самое и в политике. Уровень Курманбека Бакиева позволяет предположить, что он не является автором, который моделирует происходящее в стране.

Прошлое

Фактически получается, что кыргызскую государственность развивают люди, может быть, несколько далекие от нее. Нельзя думать, что прежде кыргызы сами моделировали свою историю. Прежде тоже были примеры. Без технологов извне, конечно, не обошлось. В нашем отечестве опять нет пророка.

У Шекспира есть хорошая фраза: "Порвалась связь времен". В XX веке кыргызы претерпели два мощнейших удара – восстание 1916 года, когда, по данным царских военных, погибла половина населения, причем лучшая его часть, и был подорван генофонд нации. Второй удар – это переход кочевого народа к оседлости - мощнейшая ломка многовековой психологии.

Советская власть была хорошо воспринята кыргызами, потому что к приходу русских здесь сложилось раннефеодальное демократичное общество и не было бюрократического аппарата. После 1937 года появилось новое поколение управленцев. Резкий скачок в социализм, идеи всемирного равенства и братства хорошо легли на кыргызскую почву и законсервировали развитие общества. Кыргызская элита в основном училась на дотации Москвы, но управленцев-политиков не было, потому что республике следовало просто придерживаться линии центра.

После распада Советского Союза у "кормушки" вдруг оказались партократы, которые практически не были способны принимать концептуальные управленческие решения. Потому что они были воспитаны иначе. Были отдельные личности, но они не делали погоды. Тем более что психология кочевого народа - это психология выживания.

Курманбек Бакиев как модернизатор вряд ли лучше Аскара Акаева. Но он более технологичен, осмотрителен, и у него сильнее развита управленческая жилка. Кроме того, он очень грамотно обходится с оппонентами, привлекая их во власть. То, что он сейчас делает, – это рывок вперед. Бакиев понимает, что у кыргызов очень важно остаться в истории. У нас есть пословица: "Либо гори, либо вовсе не живи".

Новая элита уже на подходе. С одной стороны, она хорошо подкована, технична, ее представители владеют несколькими языками, но с другой - это сервис-элита. У них нет черт, которые бы показывали, что они умеют концептуально мыслить. Они будут просто мальчиками и девочками, обслуживающими иностранные компании.




Чем запомнился кыргызстанцам пятнадцатый по счету премьер-министр страны?

28.11.1007. ИА "24.kg"

В Кыргызстане за 16 лет независимости сменилось премьер-министров больше, чем за 65 лет советской власти. Чем запомнился кыргызстанцам пятнадцатый по счету премьер-министр страны, 16 лет назад получившей свободу и независимость?

Алмазбек Атамбаев – весьма успешный бизнесмен, в годы правления Аскара Акаева предпочитал больше находиться за границей - жил в основном в Турции, там же предпринимательствовал. После мартовских событий 2005 года Алмазбек Атамбаев вошел в правительство Феликса Кулова и возглавил министерство промышленности и торговли. Чиновничья должность и статус члена кабинета министров не мешали ему активно участвовать в акциях протеста оппозиции, которые сопровождали Кыргызстан на протяжении последних двух лет (ну кроме последних митингов Объединенного фронта, так бесславно закончившихся в апреле 2007-го).

Обличительные речи госслужащего-оппозиционера (только в Кыргызстане такое возможно) в адрес президента страны Курманбека Бакиева и членов его семьи вызывали "праведный" гнев у тех, кто слушал оратора. Алмазбек Атамбаев смело, очень смело обвинял главу государства в связях с криминалитетом, в захлестнувшей страну коррупции, "которая даже Аскару Акаеву не снилась". Народ, собиравшийся на центральной площади Ала-Тоо в Бишкеке внимал речам и рукоплескал бесстрашному Алмазбеку. Еще выше его рейтинг взлетел тогда, когда он громко хлопнул дверью и подал в отставку, заявив, что больше не намерен "обслуживать авторитарную и диктаторскую власть президента КР".

После ноябрьских 2006 года митингов оппозиционного Движения "За реформы!", когда оппоненты властей добились небывалых побед – отвоевали свой вариант "подлинно демократической Конституции", Алмазбек Атамбаев не разделил эйфории со своими соратниками по движению. Он жаждал "крови" виновника всех неудач и несостоявшейся сокрушительной победы оппозиции – тогда премьер-министра КР Феликса Кулова.

По мнению Алмазбека Атамбаева, если бы в те ноябрьские дни, когда на площади Ала-Тоо стояли тысячи людей, поддерживающих лозунги Движения "За реформы!", Феликс Кулов вышел к народу, то "мы бы уже жили в другой стране и при другом президенте".

Феликс Кулов к народу не вышел. Чем он руководствовался, гадают и сейчас. Очевидно, генерал не стал рисковать своим постом, не получив тех гарантий, которых желал. Так сказать, инстинкт самосохранения сработал. Впрочем, генерала он не уберег…

Эйфория от "подлинно демократического Основного закона" прошла быстро, как утреннее похмелье. Стратеги и "серые кардиналы" "Белого дома", следует отдать им должное, времени зря не теряли. Они быстро нашли массу казусов, несоответствий, недописанных статей и просто опечаток, допущенных при переводе Конституции в ноябрьском варианте с русского на кыргызский язык. И уже под новый, 2007 год чиновники, пропрезидентские парламентарии и лидеры партий, поддерживающих главу государства, вновь пили шампанское. За новую Конституцию. Декабрьскую.

…Алмазбек Атамбаев возглавил правительство КР в конце марта 2007 года. Стратеги и "серые кардиналы" "Белого дома" козыряли тем, что один из наиболее радикальных оппозиционеров возглавил кабинет министров. Это ли не пример готовности Курманбека Бакиева идти на диалог со своими оппонентами, прислушиваться к их замечаниям?

Если перелистать подшивки газет и перечитать архивы новостей ведущих информационных агентств, то станет очевидным, что кроме самого Алмазбека Атамбаева никто не радовался такому назначению.

Прежние соратники по оппозиционному лагерю за глаза прозвали новоиспеченного премьера Иудушкой, журналисты не переставали напоминать ему про сказку о драконе – любимом произведении несостоявшегося писателя Алмазбека Атамбаева (в молодости он баловался прозой). Напомним суть: в этой сказке говорится, что когда-то близ одной деревни в пещере жил дракон, который притеснял местных жителей. И многие мужчины из деревни выходили на борьбу с чудовищем, но никому не удавалось победить его. Но однажды одному из юношей удалось убить дракона. Но когда он вошел в пещеру, где жил зверюга, молодой парень увидел горы золота и драгоценностей. И так долго любовался он этим богатством, что не заметил, как сам превратился в дракона…

Так каким запомнит страна премьер-министра Алмазбека Атамбаева?

Первой своей пресс-конференцией в новом качестве, когда лидер социал-демократов вышел глухой ночью к уставшим и оглушенным шумовыми гранатами журналистам на центральную площадь Бишкека, где только что жестко подавили мирные шествия сторонников Объединенного фронта. Алмазбек Атамбаев не скрывал отличнейшего настроения. Камеры запечатлели нездоровый блеск в глазах очередного главы правительства, который, казалось бы, еще не верил в свое "счастье". Иностранные, да и местные представители СМИ были шокированы презентационной пресс-конференцией Алмазбека Атамбаева. Его речь изобиловала непечатными выражениями.

Позже практически ни одно выступление Алмазбека Атамбаева перед прессой не проходило без упоминания имени предшественника. Феликса Кулова он склонял по всем падежам, жестко критикуя за провальную работу на посту премьера. И не только перед телекамерами. На всех без исключения заседаниях правительства имя генерала предавалось анафеме, причинами всех бед в стране назывались его "действия". Это продолжалось не менее двух месяцев. До тех пор, пока кто-то умный все-таки не посоветовал Алмазбеку Атамбаеву забыть имя заклятого друга и прекратить упоминать его в качестве "виновника всех бед кыргызов" во время полемики, аргументации, примеров и анонсирования государственных программ с членами собственного кабинета министров.

Метаморфозы в поведении непримиримого борца с коррупцией в высших эшелонах власти, лицемерием высокопоставленных чиновников стали происходить на глазах.

Горько было смотреть на одного из бывших лидеров оппозиции, который расшаркивался перед президентом страны. Неприязнь вызывал и заискивающий взгляд премьера Атамбаева, преданно искавшего ответный из очей Курманбека Бакиева. Ну а когда в ход пошли сплошные "одобрям-с" из уст Алмазбека Атамбаева в адрес "главного коррупционера Кыргызстана, размах которого", опять же, не снился экс-президенту КР, то уж тут его прежние соратники просто нецензурно выражались. Народ, наверное, тоже.

Это только предположение, но чтобы хоть как-то оправдать свои действия, Алмазбек Атамбаев весной 2007-го выдал "сенсацию" про свое отравление неизвестным ядом. Кто консультировал премьера, готовя бездарную пиар-акцию, неизвестно. Но когда он сообщил о том, что, выпив в своем рабочем кабинете непонятно кем принесенный (?) стакан воды, после чего два дня (?!)находился без сознания и знает, мол, чьих это рук дело… Заявление было сделано спустя две недели после якобы попытки "умертвить" главу правительства. Традиционно перед десятком телекамер, на этот раз "скромно" потупив взор: ну что шуметь, подумаешь, отравили, разберусь…

Вот и сегодня на заседании с участием президента Алмазбек Атамбаев в адрес Курманбека Бакиева лил сплошной елей. Лидер СДПК оказался еще и оракулом. Оказывается, он еще в 2003 году предсказывал, что Курманбек Салиевич станет президентом Кыргызстана! Оказывается, президент страны поддерживал его по всем вопросам, оказывал всяческую поддержку и подставлял свое крепкое надежное плечо.

7 августа 2007 года Алмазбек Атамбаев в своей лести гаранту Конституции превзошел и самого себя, и любимого сказочного героя. На втором заседании инвестиционного совета он, обращаясь к Курманбеку Бакиеву, заявил буквально следующее (цитата из диктофонной записи): "Вынужден похвалить вас. Ваши указы прорывают экономику страны, прорубают джунгли бюрократических препон. Если они заработают - сдвинут экономику".

Алмазбек Атамбаев далеко не глупый человек. К тому же он опытный политик, обладает аналитическими способностями и свойственным всем бизнесменам жестким расчетом не без выгоды для собственного дела. Однако административный ресурс оказался сильнее его самого.

В мае 2007 года он вынужден был признаться журналистам: "Сегодняшнее правительство Кыргызстана – это фиктивный кабинет министров, который ничего не решает". Признание прозвучало из уст главы правительства в связи с обсуждением ситуации в энергосекторе страны, который, по мнению некоторых нардепов, превратился в грандиозную мафиозную структуру.

Затем он сделал еще одно громкое заявление. Чтобы Кыргызстан не обрел "дракона", необходимо разделить властные полномочия, сказал он.

На ставший традиционным именно для него вопрос прессы про дракона, Алмазбек Атамбаев как-то ответил: "Конечно же, есть только один путь для этого: мы должны урезать полномочия президента и точно так же быть внимательными с полномочиями и парламента, чтобы там не стало 105 драконов, и власть премьер-министра. То есть здесь должна быть система, никогда нельзя полагаться на одного человека". Вторую часть вопроса о том, не боится ли Алмазбек Атамбаев стать тем самым пресловутым "драконом", он оставил без комментариев.

А уже в ноябре теперь бывший премьер вдруг заявил: "В последнее время идет много спекуляций: меня хотят выставить врагом Курманбека Бакиева. По этому поводу хочу сказать: я поддерживаю президента. Но это не мешает мне быть с ним откровенным и честным".

"Я поддерживаю Курманбека Бакиева, его курс на развитие экономики, на вывод страны из конституционного кризиса, - подчеркнул Алмазбек Атамбаев. – Пора выйти из хаоса и заняться решением проблем людей. Необходимо укреплять единство народа".

Словоохотливость и дифирамбы, участившиеся в последнее время в адрес президента КР, не спасли Алмазбека Атамбаева от лишения высокого поста. Оппозиция сегодня хором сказанула: "Это закономерно".

Небывалый скачок цен на основные продукты питания, рост инфляции за десять месяцев 2007-го, достигшей 20,1 процента (!) – и это на фоне громких обещаний сохранить ее на уровне 9 процентов. Вот это люди запомнят надолго вместе со сказкой про дракона. Остальное вышеперечисленное вряд ли. Лесть и двуличие всегда были пороками…

Жаль человека, не устоявшего перед соблазном вкусить Власти…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ