Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №185(15.02.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Рахат Алиев говорит, что у Назарбаева появился "генетический наследник"

31.01.2008. Радио "Азаттык" («Свобода»)

Ержан Карабек

В эксклюзивном интервью Радио "Азаттык" бывший зять президента Казахстана Рахат Алиев заявил о том, что в первом квартале текущего года опубликует книгу разоблачений "Крёстный тесть", где укажет имена реальных заказчиков убийства лидера оппозиции Алтынбека Сарсенбаева.

Рахат Алиев также обещает в этой книге привести доказательства того, что некоторые руководители казахстанской оппозиции являются агентами казахского КНБ. Рахат Алиев утверждает, что у главы государства Нурсултана Назарбаева недавно появился близкий родственник, которому уготовано стать преемником Назарбаева и в президентской власти.

- Рахат Мухтарович, суд в городе Алматы заочно приговорил Вас к 20 годам тюрьмы по обвинениям в преступлениях мафиозного характера. В Астане идет еще один заочный суд над Вами также по тяжким обвинениям. Хотелось бы, чтобы аудитория Радио "Свобода"/"Свободная Европа" услышала Ваше мнение об этих судебных процессах.

- Прежде всего я хотел бы сказать, что прокуратура в своих комментариях заявила, что это дело не политическое. Мне кажется, что всем стало ясно, что данное дело именно политическое, что это – театр абсурда. И режиссер известен, он находится в Акорде, в Астане. Я еще раз хочу подчеркнуть, что режиссер этот – президент Назарбаев. Он находится у власти нелегитимно и незаконно. Благодаря его администрации были украдены вот эти 91 процентов голосов избирателей. Все эти так называемые "постановки" данного режиссера я считаю нелегитимными. И комментировать по поводу данного театрального действия в Алматы я не могу.

Вместе с тем я хочу сказать, что в течение этих двух месяцев громоздкая машина, силовая машина Астаны пробежалась галопом, как мне сказали, по 67 томам уголовного дела. Я еще раз хочу сказать, что это ничего общего с правосудием не имеет.

Сейчас в Астане идет уже военный суд, военный трибунал в отношении меня и в отношении ряда моих коллег по работе в комитете национальной безопасности. Но это уже под грифом секретности. Как всегда, как говорится, Акорда родила мышь. Но теперь она рожает в Астане за ширмой, под грифом секретности. Меня уже обвиняют до таких абсурдных обвинений, как шпионаж в пользу Австрии и Соединенных Штатов Америки, выдаче государственных секретов. Обвиняют вплоть до того, что мы якобы в 2001 году удерживали президента Назарбаева в его резиденции, какой-то государственный переворот и еще что-то. В общем, все что возможно в театре абсурда.

- Господин Алиев, вы называете режиссером этого театра абсурда президента, ныне действующего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Но ведь президент Назарбаев избран несколько раз, всенародным голосованием. И ОБСЕ признавала эти выборы, а Вы были там послом.

- Ни разу ни одна международная организация, а тем более ОБСЕ и Бюро по правам человека не признавали выборы в Казахстане, ни парламентские, ни президентские легитимными. Это еще раз заблуждение. Ни разу не было признано, что у нас в Казахстане выборы прошли в свободной, честной и конкурентной борьбе.

- Ну а как же так, что Казахстан избран очередным председателем на 2010 год в рамках ОБСЕ?

- Ну, в этом и состоят условия между Западом и Востоком, когда блок стран СНГ во главе с Россией поставил жесткие условия и оказывал давление на страны западной демократии. Видимо, это явилось компромиссным решением для того, чтобы не заблокировать окончательно работу ОБСЕ. А вы знаете, что есть очень много моментов, в том числе финансовые вопросы и другие, когда страны принимают решения в ОБСЕ только на консенсусной основе. То есть когда не большинство, а все участники организации должны голосовать единогласно.

- На днях исполнится два года убийству лидера казахской оппозиции Алтынбека Сарсенбаева и его помощников. Вы говорили, что собираетесь в начале этого года выпустить книгу разоблачений "Крёстный тесть", где опубликуете доказательства того, что приказ убить Алтынбека Сарсенбаева был дан с территории Австрии, когда там находился президент Казахстана. Книга еще не вышла, годовщина убийства, между тем, уже наступает. Что нового можете сказать сейчас, чтобы открыть тайну этого убийства?

- Прежде всего, действительно, как я уже говорил, я в настоящее время провожу свое собственное расследование. И в рамках собственного расследования результаты и выводы расследования я представлю на суд общественности. О том, кто реальные, я подчеркиваю, не исполнители, а реальные заказчики данного политического преступления, я изложу в своей книге "Крёстный тесть".

- А когда Ваша книга выйдет в свет?

- Я планирую, что в первом квартале этого года.

- Господин Алиев, тем не менее, Ваши заявления в конце прошлого года о том, что опубликуете Вашу версию об убийстве Алтынбека Сарсенбаева вызвало полное молчание в Астане. Не было сделано опровержений, не были даны команды провести дополнительное расследование. Чем Вы можете объяснить такую реакцию?

- Я не знаю, как реакция Акорды, наверное, к ним надо обращаться за комментариями по их реакции. Даже мое интервью, которое выходило на вашей радиостанции, оно было заблокировано, и слушатели в Казахстане не могли слушать. Фактически после данных заявлений министерство информации и администрация президента жестко запретили публикации, какие-то выходы в интернет-сайтах. Это говорит о том, что это и есть тот комментарий, которую власть боится делать.

- Тем не менее, реакция лидеров оппозиции была схожа с официальной реакцией Акорды. Например, один из лидеров оппозиции Болат Абилов, брат Алтынбека – общественный деятель Рысбек Сарсенбаев в своих интервью, в своих комментариях просто отмахнулись от Вашего заявления: "Дескать, все что говорит Рахат Алиев, несерьезно". Почему, на Ваш взгляд, реакция Акорды и реакция некоторых лидеров оппозиции в данном случае совпадают?

- Вот видите, я бы не хотел останавливаться и комментировать действия оппозиции. Я одно хочу сказать, что, к сожалению, в Казахстане нет достойной оппозиции. В том виде, в которой она представлена сейчас, она все-таки и финансируется, и руководится тоже из администрации президента. И так называемые оппозиционные партии практически не представляют тот протестный электорат, который есть в Казахстане. Фактически ряд руководителей оппозиционных партий являются агентами комитета национальной безопасности и выполняют тот сценарий, который им прописан в администрации президента, в Акорде.

- А кто именно? Вы можете назвать их имена?

- Ну, Вы знаете, в практике спецслужб не говорится о том. Я думаю, все вот эти ответы Вы узнаете в моей книге, которую я опубликую.

- Господин Алиев, вы предложили в Вашей последней по времени статье идею национального диалога. Известно, что точно такую идею ровно 10 лет назад проталкивал лидер оппозиции Акежан Кажегельдин, который был в изгнании и находится там. И эта идея 10 лет назад не нашла широкого резонанса. Есть ли у Вас уверенность, что идея национального диалога найдет резонанс сейчас, когда некоторые действия оппозиции и властей совпадают?

- Я считаю, что в любом случае если действия как старой оппозиции, так и новой оппозиции, и будущей оппозиции, если все участники политического процесса будут ставить вопрос, что нужно сделать для Казахстана, а не для себя лично, то в этом будет залог того политического диалога, который необходим на сегодняшнем этапе в Казахстане в условиях жесткого экономического кризиса, финансового кризиса. Происходит стагнация экономики. Но благодаря высоким, я еще раз подчеркиваю, ценам на нефть, правительство пока еще сдерживает, у него есть запас буферной прочности, чтобы овладать экономическим кризисом. Но это все временно.

Самое главное и для власти, и для оппозиции - не допустить выхода людей на улицу с так называемыми "забастовками кастрюль", которые происходили в Латинской Америке и в других странах. Только диалог, я еще раз подчеркиваю, конструктивное сотрудничество с предложением выхода из кризиса нужно. Власть в Акорде не настолько сильна, чтобы ставить свои законы выше, чем экономические и политические законы. Только взаимными уступками и действиями возможно продвижение вперед.

- Господин Алиев, в своем январьском заявлении, которое Вы сделали через агентство "Казахстан Тудей", Вы впервые призвали президента Назарбаева уйти, отдать власть. И также Вы впервые призываете его окружение уйти. То есть Вы поднимаете вопрос о смене элит в казахстанском обществе. И вместе с тем, Вы сказали, что у президента появился наследник, созрел наследник. Кто он?

- Если говорить о политическом наследнике, то в том понимании, в котором мы воспринимаем, то у президента Назарбаева нет политических наследников. Он в ближайшей перспективе не видит того наследника, который мог бы заменить его.

А что касается именно в генетическом плане, в наследственном плане, действительно, у него появился наследник. И по-видимому, по той программе "Стратегия –2030", которую он проводит благодаря американскому бизнесмену Джеймсу Гиффену, видимо, он хочет находиться у власти до этого срока. А потом он хочет плавно передать бразды правления своему наследнику.

- То есть Вы утверждаете, что президент Назарбаев собирается передать власть монархическим путем одному из своих ближайших родственников?

- Да, я хочу именно это сказать.

- Но ведь конституция Казахстана не предусматривает такую передачу власти?

- Если смотреть на пространстве СНГ, то это не предусматривает и конституция России. Но, как мы видим, это происходит, передача именно по указанию, по выбору одного человека. Волеизъявление народа, избирателей на эти процессы мало влияет. Или взять другие, центральноазиатские страны наши, где фактически лидеры у власти находятся более 20 лет. Со времен Советского Союза, со времен Коммунистической партии они жестко удерживают власть. Навряд ли кто-то из них думает о том, чтобы плавно передать бразды правления новому лидеру, обновленному политическому курсу.

- И где же выход? Почему на постсоветском пространстве смены элит демократическим путем не происходит? Есть ли выход из этого тупика?

- Тут невозможно в одном вопросе ответить, это очень многогранный вопрос. В одной фразе невозможно это сформулировать. Но я хотел бы подчеркнуть, что это, наверное, проблема прежде всего нас самих, тех граждан, которые живут на постсоветском пространстве, не считая Грузии, Украины. По-видимому, это наследие тоталитарного режима, что наш народ наиболее терпеливый, может находиться без политических свобод, находиться в бесправном положении.

И конечно же, я еще раз подчеркиваю, есть еще один немаловажный фактор - международное общественное мнение, мнение западных стран. Снисходительно относились к тем уловкам, которые придумывали диктаторы Центральной Азии, перекраивали конституции под одного человека, придумывали различные референдумы по продлению своих сроков, придумывали изменения в конституции. Отсюда такое снисходительное отношение, дескать, пусть занимаются, лишь бы была стабильность.

Это и приводит к коррупции, к нарушениям прав человека, отсюда зажим критики, зажим свободы слова. Апофезом этого были так называемые Андижанские события. Конечно же, не хотелось бы, чтобы до такого пика доходило.

- Спасибо большое, господин Алиев, спасибо за интервью.

- И Вам спасибо.




Назарбаев призвал затянуть пояса

07.02.2008. РБК daily

Виктор Ядуха

Удачный пиар не помог Казахстану избежать кризиса

Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с ежегодным посланием к нации, где впервые признал, что его амбициозная страна, претендующая на лидерство в Центральной Азии, находится в глубоком кризисе. И призвал правительство изменить модель управления экономикой.

Экономическая часть послания Назарбаева разительно отличается от заявлений прошлых лет. Если в 2006 году президент огласил стратегию вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, а в 2007-м говорил о «прорывных проектах» в экономике на десять лет вперед, то в этом году он призвал правительство к жесточайшей экономии.

По словам президента, хотя финансовые резервы составляют порядка 40 млрд долл., «правительству необходимо временно до преодоления проблем в финансовом секторе сократить расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных». «Все, что может подождать, без чего страна проживет один-два года, должно быть приостановлено. Может быть, это дороги, строительство или еще что-то», — добавил он. Кроме того, Назарбаев призвал обеспечить продовольственную безопасность Казахстана — увеличить инвестиции в сельское хозяйство и пищепром.

О проблемах в финансовом секторе страны, а точнее, о банковском кризисе известно с прошлого года. «Казахстан не раз объявлял свою банковскую систему самой прогрессивной на постсоветском пространстве, — говорит завот­делом Казахстана и Центральной Азии в Институте стран СНГ Андрей Грозин. — Но когда пришло время платить за дешевые кредиты, набранные за рубежом, мировые рейтинговые агентства резко снизили рейтинги, крупные компании стали выводить деньги из банков».

По словам Грозина, пик финансового кризиса в Казахстане пришелся на октябрь—ноябрь 2007 года и на него наложился очередной продовольственный кризис. «Ранее проб­лему решали, перетягивая дешевое продовольствие из Киргизии и Узбекистана, но на этот раз соседи сами столкнулись с нехваткой продуктов, — отмечает Грозин. — Плюс лопнул «нефтяной» пузырь на рынке недвижимости: цены упали, большинство объектов даже у крупных девелоперов заморожено, компенсировать это производством и обширным внутренним рынком Казахстан, как Россия, не в состоянии».

Все это заставило Назарбаева отступить от казенного оптимизма и обрисовать наконец реальное положение дел. По мнению местных наблюдателей, 2008—2009 годы будут тяжелыми, поскольку на них придется пик выплат по внешним займам. Эксперты не исключают, что 4 млрд долл., выделенных Назарбаевым на поддерж­ку банков, может не хватить.

А это значит, Казахстану придется не только затянуть пояса, но и полностью сменить инвестиционную политику. Если до сих пор казахские компании охотно экспортировали сверхприбыли, в том числе в Россию, то теперь средства будут оставаться внутри страны. Не случайно Назарбаев призвал сдерживать инфляцию и увеличить резервы «в случае снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы». А также «расширить экспортные каналы зерна через порты Каспийского, Черного морей в направлении Китая». Таким образом, не исключая падения мировых цен на нефть, Назарбаев хочет хотя бы частично заменить ее зерном, «подняв» новую «целину».




А за роскошь пусть платят налог!

08.02.2008. Республика (Казахстан)

Мухамеджан Адилов

Президент предложил разобраться с инвесторами и заставить богатых чиновников поделиться с бедным населением

В этом году президент выступил с посланием как никогда рано. Видимо, дела в стране обстоят совсем не так уж благостно, как нам пытается рассказать правительство, и глава государства решил, что дальше тянуть с обещаниями к народу нельзя. Так или иначе, в среду на совместном заседании палат парламента он озвучил свое видение ситуации и обрисовал первоочередные задачи, стоящие перед государственным аппаратом.

Позволим себе заметить, что, хотя на трибуне находился тот же человек, что и почти год назад, это уже не был Назарбаев – победитель и творец экономического чуда. Да и сам текст послания свидетельствует о резком падении уровня президентских спичрайтеров. Или, может, им просто все труднее сочинять «конфетку» на фоне нарастающих социальных, экономических и политических проблем в стране.

Двое мыслили, один прочитал

Нынешнее послание традиционно состоит из четырех частей: экономической, политической, социальной и внешнеполитической. Но они неравноценны.

Экономическая начинается с постановки задачи «активизировать внутренние инвестиционные ресурсы» и описывает, как Нурсултан Абишевич себе это представляет: через усиление роли государственных холдингов, институтов развития и социально-предпринимательских корпораций. Вопрос только в том, насколько подобные квазигосударственные структуры смогут подменить частных инвесторов не столько по объемам вкладываемых средств, сколько по качеству управления инвестициями и активами? Ведь до настоящего времени эффективность гигантских бюджетных вложений в различные проекты не подтверждена экономически, прозрачность финансовых потоков крайне низка, а поэтому должно пройти несколько лет, прежде чем можно будет делать обоснованные выводы об эффективности государства как инвестора.

Но больше всего поражают внутренние противоречия в этой части выступления Назарбаева. С одной стороны, глава государства фиксирует проблему – ухудшение мировой конъюнктуры и ее следствие – отток финансовых ресурсов с внутреннего рынка Казахстана. С другой – ставит перед государственными органами задачу увеличения казахстанской доли в крупных добывающих проектах, другими словами – вытеснения иностранных инвесторов.

Возможно, это действительно необходимо для «обеспечения выхода на международный рынок с готовой продукцией с высокой долей добавочной стоимости», но выглядит странно, поскольку противоречит насущной задаче увеличения притока прямых и портфельных инвестиций в страну в условиях, когда банковский сектор вынужден сократить внешние заимствования, а кредит сильно подорожал.

Однако это только «цветочки». «Ягодки» же заключаются в том, что сначала президент фактически потребовал от правительства крупных государственных расходов на выкуп долей в стратегически важных проектах, развития электроэнергетики, железнодорожной и автомобильной инфраструктур, причем даже перечислил конкретные проекты, на которые нужно тратить и бюджетные деньги.

Затем поручил дальше поддерживать сельское хозяйство и реализовывать программу «30 корпоративных лидеров», где также задействованы госинвестиции. А завершил все это поручением правительству «временно, до преодоления проблем в финансовом секторе, сократить государственные расходы по всем направлениям и программам, кроме социальных».

Объяснить подобное двоемыслие можно только тем, что разделы по экономике и финансам писали разные люди, а те, кто обобщал их, сделали это формально. Нурсултан Назарбаев же прочитал подсунутый ему текст, не слишком вникая в содержание.

Что стоит за оговорками и неточностями?

Впрочем, в экономической части послания оговорок и неточностей в формулировках хватает. Например, говоря о программе «30 корпоративных лидеров», Нурсултан Абишевич сказал, что «ее реализация способствует практическому развитию несырьевого сектора экономики». А потом перечислил конкретные проекты: третий Жанажолский газоперерабатывающий завод, горно-обогатительные комбинаты и медеплавильный завод в Актюбинской области, алюминиевый завод и завод по производству хлора и каустической соды в Павлодарской области, сортопрокатное производство и производство металлургического кремния в Карагандинской области, первый интегрированный газохимический комплекс в городе Атырау, газоперерабатывающий завод на базе месторождения Карачаганак, новый алюминиевый завод в Костанайской области.

Если бы глава государства назвал их проектами с более высокими уровнями переделов, с этим можно было бы согласиться, но относить их к несырьевым – извините.

Много вопросов вызывает указание президента холдингу «Самрук» и региональным СПК «принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно-металлургической отрасли». Поскольку для этого им поручено «разобраться и начать конкретно управлять государственными пакетами акций существующих горно-металлургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные». То есть фактически Нурсултан Назарбаев дал отмашку разобраться с группой Машкевич – Ибрагимов – Шодиев, поскольку из ведущих корпораций только в ЕПА сохранился государственный пакет акций.

Что же касается прав недропользования, то они нужны, если есть инвестиции и инвесторы, готовые взяться за проект. А просто передача институтам развития прав на недра будет означать очередной этап перераспределения экономического влияния без ощутимого для страны положительного результата.

Говоря об агропромышленном комплексе, президент поставил перед правительством пять задач: обеспечить продовольственную безопасность страны, сосредоточить усилия на тех секторах сельского хозяйства, которые работают на экспорт, развивать животноводство, «принять дальнейшие меры для системной поддержки сельского хозяйства на всех уровнях» и обратить особое внимание на переработку сырья. Нельзя отрицать важность этих поручений. Но нельзя не обратить внимания и на их формальный и слишком общий, для нынешней тревожной ситуации на рынке продовольственных товаров, характер.

Сказал то, что сказал…

После сельского хозяйства Нурсултан Абишевич перешел к макроэкономической политике и ее приоритетам, хотя по логике этот раздел должен быть первым в экономической части послания. Похоже, спичрайтеры макроэкономическими считают только вопросы финансового и банковского секторов, денежного обращения инфляции, а президент пошел у них на поводу. В этой части послания можно выделить скорое усиление роли Агентства финансового надзора, которому вместе с Нацбанком и Министерством финансов президент поручил повысить конкурентоспособность и устойчивость финансовой системы страны, «особенно банковского сектора».

Судя по всему, коммерческим банкам предстоит пережить то же самое, что творится сейчас с иностранными инвесторами, – тех не мытьем, так катаньем вынуждают продавать пакеты акций или сами предприятия государству или его агентам. Об этом свидетельствуют следующие слова президента: «Государственная поддержка не может быть односторонней, и банки должны взять на себя свою часть рисков. Если акционеры банков не желают или не способны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры».

Если против первого предложения вряд ли кто, включая самих банкиров, будет возражать, то второе вызывает много вопросов. Значат ли слова Назарбаева, что речь идет уже не о том, что банки должны выстоять под финансовыми ураганами, приходящими к нам с мирового рынка, а обязаны наращивать заимствования любым способом, чтобы восстановить прежний уровень кредитования экономики? И что последует, если это указание не будет выполнено? Государство начнет регулятивно вмешиваться, вплоть до установления внешнего контроля над БВУ?

Далее президент долго говорил о необходимости продолжения структурных реформ финансовой системы, разработки и принятия нового Налогового кодекса, снижения налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, усиления борьбы с инфляцией и т.д. В принципе все правильно, за исключением одного – произносится все это уже не в первый раз и без результата.

Но и здесь глава государства допускал досадные ляпы. Например, говоря о необходимости сократить все бюджетные расходы, кроме социальных, он обосновал это указание правительству так: «Все, что может подождать, должно быть приостановлено. Это касается и всех регионов. Такая экономия будет способствовать снижению давления на инфляцию, а также увеличит резервы страны на случай возможного снижения цен на энергоносители и сырьевые ресурсы». Понятно, что он хотел сказать «снижению темпов инфляции», но сказал то, что сказал.

А завтра лучше, чем вчера?

Политический раздел послания нет смысла ни пересказывать, ни комментировать. Все это – «старые песни о главном». Стоит только упомянуть, что глава государства поручил своей администрации «провести административную реформу в правоохранительных органах, а также во всех организациях, подотчетных президенту страны», а народно-демократической партии «Нур Отан» принять активное участие в разработке и реализации новой кадровой политики и подборе кадров для системы государственного управления. Здесь же Нурсултан Абишевич выразил мнение о необходимости разработки нового Бюджетного кодекса.

Наиболее выразительной и заметной стала социальная часть послания. В ней Назарбаев выскочил за рамки 2008 года и дотянулся до 2012 года, когда предстоят очередные выборы Мажилиса парламента и главы государства. Похоже, что в текущем году президенту нечего обещать народу, и поэтому он попытался заменить обещания рассказами, как будет хорошо через несколько лет. Если бы инфляция в Казахстане измерялась 2-3% в год, то озвученные Назарбаевым цифры впечатлили бы. Так, к 2012 году средний размер пенсий и зарплаты бюджетников должен вырасти в 2,5 раза, в том числе в 2009 и 2010 годах на – 25%, в 2011 году – аж на 30%.

Далее последовал рассказ о жилищной программе, строительстве школ и медучреждений. В общем, ничего нового, кроме обещания предварительных жилищных займов госслужащим и работникам бюджетной сферы под 4% годовых. А завершил президент свое традиционное послание народу Казахстана спичем о внешнеполитических успехах страны, включая взятие кресла председателя ОБСЕ в 2010 году.

…Таким образом, ситуация в Казахстане по сравнению с предыдущими годами изменилась сильно, и не в лучшую сторону, но это слабо отразилось в послании президента. Нурсултан Назарбаев еще раз продемонстрировал, что у него нет новой политики применительно к новым условиям, а все, что он говорит, – это перепевы, повторения и вариации старого. Да и мало поставить перед страной и правительством новые цели и задачи, главная проблема управления – это проблема адекватных средств, инструментов. А вот про них не сказано ни слова. И в этих условиях гражданам остается надеяться только на себя. Что, кстати, и продемонстрировали совсем недавно трудовые коллективы двух крупнейших сырьевых гигантов – «Миттал Стил Корпорейшн» и «Казахмыса».

Комментарий в тему

После выступления президента мы поинтересовались у министра финансов Болата Жамишева, что означают, по его мнению, «адекватные меры» со стороны правительства, о которых говорилось в послании.

– Мы обязаны адекватно реагировать, – ответил нам глава Минфина. – Не только правительство, я имею в виду вообще всех субъектов экономической деятельности. По той причине, что выбора нет. Адекватное реагирование – это создание запасов, что и было сделано, с тем чтобы в нужное время провести какие-то продовольственные интервенции, то есть снизить риски увеличения цены просто из-за ажиотажного спроса. Настроение населения тоже формирует инфляцию. Адекватное реагирование – это в том числе и покрытие тех расходов, которые должно будет нести население, прежде всего социально уязвимое ввиду возросших цен. То поручение, которое дано президентом по увеличению социальных выплат, это тоже мера реагирования.

Вопрос, который логично последовал, «где же были адекватные меры, когда наша экономика фактически сдалась без боя американскому кризису», министра возмутил, но тем не менее он объяснил, что меры были приняты. Правда, они, оказывается, не должны были уберечь нас от проблем.

– Если вы имели в виду, что адекватное реагирование – это вообще исключение каких-либо последствий влияния извне на экономику, я бы вам порекомендовал снять розовые очки, – «открыл нам глаза»

г-н Жамишев. – В жизни, к сожалению, так не бывает.

Как бывает в жизни, мы все убедились, что называется, на собственной шкуре. А в этом году экономисты прогнозируют новые финансовые колебания на международных финансовых рынках. В марте американские банки подобьют балансы и, возможно, прикроют еще несколько кредитных линий. Плюс новый скачок цен на нефтепродукты. И нам снова потребуются «адекватные меры».




Мы им дружбу, а они – себе на уме

08.02.2008. Республика (Казахстан)

Анастасия Прилепская

Глава Казкосмоса обвиняет в «нелетной погоде» российскую сторону и предлагает задуматься о сохранении Байконура

У казахстанского космодрома «критический период», а у новорожденного профильного агентства – целый набор «наследственных патологий» от предыдущего оператора звездных программ – Министерства образования и науки. Такую печальную картину нарисовал глава Казкосмоса Талгат Мусабаев на первой коллегии агентства.

Национальное космическое агентство в сравнении с другими ведомствами – еще младенец, ему всего семь месяцев, но проблем, с которыми пришлось столкнуться, хватит на несколько «взрослых» министерств. Взять хотя бы затягивание совместных проектов со стороны российских партнеров или оставшиеся от предшественников долги и проблемы со Счетным комитетом.

В поисках виноватых

Сразу два совместных казахстанско-российских проекта «стоят на якоре». Когда-то почти легендарный проект «Ишим» по запуску сверхмалых космических кораблей сегодня решено закрыть как нерентабельный. Об этом на коллегии сообщили представители Национального космического агентства. Талгат МУСАБАЕВ подтвердил, что на завершение этого проекта в стране банально не хватит денег и вообще «напрягаться» нет смысла.

– С «Ишимом» было давно все ясно. Это технически красивый проект, но он создавался в советское время, средства тогда никто не считал. Сегодня наступила рыночная экономика. Республика Казахстан имеет ограниченные ресурсы, это же не огромный Советский союз, – с сожалением констатировал глава Казкосмоса. – Российская Федерация тоже не может осуществить этот проект самостоятельно. Маркетинговых исследований проведено не было, и экономическая составляющая оказалась нулевой. Таким образом, Казахстан затратил бы огромные средства для создания этого объекта и на выходе ничего не получил бы.

Второе название, которое на слуху, – ракетный комплекс «Байтерек». Запуск в очередной раз перенесен, его ожидают к 2013 году. По словам Талгата Мусабаева, проект скоро отметит пятнадцатилетний юбилей.

– Российская Федерация объявила о создании такого комплекса на космодроме Плесецк. Этот проект обозначился еще в 1993 году и был озвучен первым президентом РФ Борисом Ельциным, – вспомнил руководитель агентства. – Головное предприятие, создающее ракету-носитель «Ангара», до сих пор еще не завершило работы. Ее создание планируется на 2011 год. Уходят «вправо» и сроки нашего ракетного комплекса «Байтерек».

По словам Мусабаева, «нелетную погоду» совместным проектам делают в основном россияне. При подготовке межправительственных соглашений в Казахстане существуют нормативы времени, а в Российской Федерации таких ограничений нет.

– Используются некоторыми отдельными чиновниками, причем не очень высокого уровня, с российской стороны «приемчики», – укорил соседей глава Казкосмоса. – Дотягивают до последнего момента свою редакцию положения или соглашения, и, когда остается несколько дней до подписания документа на высоком уровне, наши чиновники просто вынуждены подписывать ту редакцию, которая нам не совсем подходит.

Без России никуда?

Но как бы ни ворчали казахстанские «звездные волки», а дружить с «большим соседом» придется. Без России наша космонавтика по-прежнему никуда. За техникой – к соседям, за кадрами – к ним же. Не говоря уже о масштабных технических проектах.

– Рассматриваются возможные аспекты сотрудничества с Россией по проекту создания всемирной космической обсерватории для получения новых научных данных о космических объектах. Подписан уже меморандум о взаимопонимании между Казкосмосом и Роскосмосом по сотрудничеству в данном проекте, – сообщил на коллегии премьер-министр Карим МАСИМОВ. – На очереди подписание пакета международных договоров. В том числе базового межправительственного соглашения о сотрудничестве в области исследований использования космического пространства в мирных целях, которое создаст правовую основу для реализации всех последующих космических проектов.

А пока мы к ним с дружбой, они – себе на уме. Потихоньку строят на своей территории новый космодром, и это известие, как выяснилось, для казахстанских чиновников оказалось полной неожиданностью (что не может не показаться странным, так как даже наша газета в свое время писала об этом – ред.).

– Предполагалась аренда Российской Федерацией космодрома Байконур до 2050 года, – подчеркнул Талгат Мусабаев. – Совсем недавно было принято решение о создании нового космического объекта – космодрома в Российской Федерации. Россия планирует закончить строительство космодрома «Восточный» в Амурской области где-то к 2016 – 2018 году.

– Конечно, каждая страна принимает свои решения. И решение правительства Российской Федерации о строительстве космодрома – это суверенное решение, мы не сможем в этот вопрос вмешиваться, – отметил глава кабинета и посоветовал представителям казахстанской космонавтики разрабатывать свои планы действий с учетом скорого появления у соседей своей стартовой площадки.

– Чтобы это не было как гром среди ясного неба, – предупредил глава правительства. – Восемь лет – это короткий срок, мы должны очень четко понимать ситуацию, проводя переговоры с российской стороной и с другими странами, чтобы этот вопрос не оказался «подвисшим».

В свою очередь Талгат Мусабаев заверил, что пока речь не идет об уходе россиян с нашего космодрома, но при этом он считает необходимым обсудить на одном из заседаний республиканского совета по космосу вопрос о сохранении потенциала и перспектив дальнейшего развития комплекса Байконур.

Перекосы в освоении

Новорожденный Казкосмос, как выяснилось, унаследовал от своего предка большой комплект «наследственных заболеваний». Например, проблемы со Счетным комитетом. Недавняя проверка выявила неэффективное использование бюджетных средств по госпрограмме «Развитие космической деятельности в РК на 2005 – 2007 годы». Глава правительства поинтересовался у шефа космической гавани, знаком ли он с результатами проверки и выводами.

Талгат Мусабаев отметил литературный талант составителей отчета:

– Там очень хорошо все описано и полностью совпадает с тем нашим виденьем, которое мы озвучивали до этого. Мы сами поднимали этот вопрос неоднократно и перед КНБ, и перед Совбезом, и к Вам обращались, и в письме к главе государства. Просто мы поднимали его индикативно, без цифр, а Счетный комитет подтвердил наши опасения.

Космонавт заявил, что в агентстве готовы исправлять ошибки, которые они не совершали. По его словам, автор всех перекосов в освоении средств по космической госпрограмме – прежний оператор внеземных программ.

– Претензии вообще не к нам, а к Министерству образования и науки. Администратором первой программы развития космической отрасли на 5 – 7 годы было и остается министерство, в составе которого находился малозначительный аэрокосмический комитет, – заявил Талгат Мусабаев. – А тех, кто имеет отношение к нарушениям, то есть сотрудников того же Министерства образования и науки, мы просим не мешать.

С другим диагнозом – старыми долгами – агентство в одиночку может и не справиться. По крайней мере глава правительства настоятельно рекомендовал вмешаться в решение этого вопроса Министерству культуры и информации. Проблема в том, что бывшее Казтелерадио, а сейчас – «Кателко» с августа 2006 года должно Республиканскому центру космической связи 377 миллионов тенге.

– АО «Кателко» и Республиканская космическая связь – это два хозяйствующих субъекта. У нас есть договорные отношения, – пояснил руководитель центра связи Виктор Лефтер. – При неоплате мы можем отключать программы телевизионного вещания. Но дело в том, что государственный пакет телевизионных программ невозможно отключить. Я думаю, найдем какое-нибудь компромиссное решение.

16-летний парадокс

Пока космические связисты решают, как «выбить долги» за использование советских спутников и первого отечественного , на подходе – второй и третий «КазСат».

– В соответствии с планом-графиком запуск «КазСат-2» состоится в ноябре 2009 года, – сообщил Виктор Лефтер.

Глава Центра космической связи отметил также, что в 2010 году планируется начать проектировку «КазСат-3», а далее – создание замещающих спутников. Запуски спутников будут осуществлять, естественно, с Байконура, используя технику и сооружения, которые, как оказалось, никому не принадлежат. Эта подробность выяснилась уже в конце коллегии при благодушном обсуждении будущих пусков и стартов.

– 16 лет находится в аренде комплекс Байконур, и все принадлежащие Казахстану объекты не имеют балансодержателя, – сделал неприятное открытие руководитель Казкосмоса. – Это парадокс, с которым я столкнулся недавно. За 16 лет не поставить на баланс собственность республики – это парадокс.

Премьер был удивлен не меньше главного космонавта страны и дал поручение ускорить решение этого вопроса.

А завершал коллегию глава правительства так, будто два часа ему докладывали о сногсшибательных успехах казахстанской космонавтики. Заявив, что для Казкосмоса Талгат Мусабаев – «единственный человек, который может его возглавить», г-н Масимов пообещал главе агентства всемерную поддержку всех его инициатив.




Будущее у Байконура есть

Военно-промышленный курьер 13 - 19 февраля 2008

Алексей Матвеев

Руководство Казахстана озаботилось судьбой космодрома, хотя деньги в его развитие вкладывает неохотно

В отношениях между Россией и Казахстаном в космической сфере вновь возникли напряженные отношения. Обычно они возникали, когда в силу каких-то непредвиденных обстоятельств на территорию этой республики падали обломки от ступеней неудачно запущенных российских ракет-носителей. Но в этот раз произошло нечто другое. Казахстанское правительство - ни много ни мало - озаботилось решением России построить на своем Дальнем Востоке новый космодром. Начнется это строительство, по данным российских СМИ, уже в середине 2008 года. И будет оно осуществляться в Амурской области в районе пос. Свободный, где ранее была база РВСН и откуда уже осуществлялись пуски ракет в космос. Но сейчас предполагается строительство совершенно нового космического полигона, с которого будут возможны запуски многоразовых космических кораблей.

По словам вице-премьера правительства Амурской области Николая Севастьянова, частью нового комплекса станут научные предприятия, конструкторские бюро, сборочные производства. Кроме того, в районе нового космодрома предполагается построить технический университет, где будут готовить кадры как для нового космодрома, так и для космической отрасли в целом. Чиновник обратил внимание на то, что выполнение плана по созданию Восточного обеспечит России самостоятельный доступ в космос без использования расположенного в Казахстане космодрома Байконур.

Видимо, данные слова и озаботили казахстанское руководство. "Решение правительства России о строительстве и вводе в эксплуатацию в 2016 г. космодрома Восточный в Амурской области оказалось неожиданным для нас", - заявил по этому поводу глава Национального космического агентства (Казкосмос) Талгат Мусабаев на состоявшейся в начале февраля 2008 г. коллегии Казкосмоса в Астане. Он удивился такому факту, поскольку по его словам "аренда космодрома Байконур предполагается до 2050 года".

В озабоченном тоне высказался по данному факту и премьер-министр Казахстана Карим Масимов, принимавший участие в работе коллегии. Он сразу же заявил о необходимости корректировки соответствующих программ развития космической деятельности Казахстана в соответствии с меняющимися планами России. "Конечно, решение России о строительстве нового космодрома в 2016 году - это суверенное решение, в которое мы не можем вмешиваться. И вместе с тем мы должны очень четко и ясно понять, что будем делать мы в 2016 г., каким образом это (имеется в виду открытие космодрома Восточный. - Прим. ред.) отразится на нашей программе дальнейшей космической деятельности, на наших бюджетных расходах, чтобы потом это не стало громом среди ясного неба", - сказал премьер.

Короче, руководство Казахстана озабочено якобы возможным досрочным прекращением космической деятельности России на Байконуре. Хотя данная озабоченность объективно выглядит несколько странной и нелогичной. Данный вывод подтверждают слова пресс-секретаря Федерального космического агентства (ФКА) России Александра Воробьева, который прямо заявил, что в ближайшие 30-40 лет "Россия не собирается уходить с Байконура". По его словам, в планах Роскосмоса - дальнейшее долгосрочное и эффективное использование стартовых площадок космодрома.

Воробьев особо указал на тот факт, что все стартовые площадки, в том числе по запуску пилотируемых космических кораблей "Союз", будут использоваться до момента окончания аренды космодрома. Планируется, что интенсивность космических запусков с Байконура в перспективе значительно вырастет. "Начиная с 2010 года, когда американцы откажутся от эксплуатации своих "Шаттлов", на Россию ляжет основная нагрузка по транспортному обеспечению Международной космической станции. Это потребует увеличения запусков пилотируемых "Союзов" и грузовых "Прогрессов", которые осуществляются с Байконура", - подчеркнул Воробьев.

Кроме того, считает представитель Роскосмоса, хорошие перспективы имеет совместный российско-казахстанский проект "Байтерек" по строительству на Байконуре нового стартового комплекса для запуска экологически более безопасной ракеты-носителя класса "Ангара". "Тему "Байтерека" в ближайшее время планируется обсудить на переговорах с Казкосмосом", - заявил пресс-секретарь. Он подчеркнул, что на Дальнем Востоке будет строиться новый стартовый комплекс. "Естественно, нецелесообразно вести новое строительство на территории другого государства в то время, когда возможности для этого есть у нашей страны", - сказал он.

С точки зрения национальных интересов России строительство нового космодрома на Дальнем Востоке вполне оправданно. Ведь Байконур, хотя и является временно российской территорией, находится далеко за ее пределами. РФ платит за его аренду около 115 млн. долларов. Это немалые суммы, и, конечно, они могли бы пойти на развитие собственных космических программ, особенно военных. Именно поэтому Байконур в 2006-2007 гг. покинули почти все представители Космических войск ВС РФ. И такое решение вице-премьер Сергей Иванов считает правильным.

Между тем на этом фоне обращает на себя внимание нерасторопность самого Казкосмоса, который пока мало делает для развития Байконура и собственных космических программ. Скажем, об этом на днях подробно написала казахстанская газета "Литер". Издание отмечает, что выполнение Госпрограммы развития космической деятельности в Республике Казахстан "сорвано". При этом она приводит информацию республиканского Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Он выявил, что за время реализации Госпрограммы развития космической деятельности более 16 млрд. тенге (текущий курс - 120,19 тенге за 1 долл. USD) были использованы неэффективно. "В результате в стране не построены два ракетно-космических комплекса - "Ишим" и "Байтерек". Со значительным нарушением сроков продвигалось создание системы персональной спутниковой связи, за техническую основу которой были взяты устаревшие российские проекты. Из-за несвоевременного заключения договоров между Россией и Казахстаном за три года так и не удалось решить вопроса отвода земель под строительство наземных космических объектов нашей республики на космодроме Байконур".

Как уточняет издание, под государственную программу, рассчитанную на 2005-2007 гг., в республиканском бюджете было предусмотрено 62,8 млрд. тенге. По итогам проверки Счетного комитета выяснилось, что реально выделено и освоено лишь 28,9 млрд. тенге. Из них неэффективно использовано 16 млрд. тенге. Вернуть в государственную казну удалось лишь 1,2 млрд. тенге. "Все эти упущения связаны прежде всего с тем, что при разработке государственной программы отсутствовали стратегия и концепция развития космической деятельности. Не было и четких экономических и технических обоснований проектов, ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. По результатам проверки Счетный комитет рекомендует правительству разработать стратегию развития космической отрасли, а также принять меры по недопущению подобных нарушений и совершенствованию законов".

Надо сказать, что правительство Казахстана на критику своего Счетного комитета реагирует остро. Скажем, выясняется, что премьер страны пообещал оказать помощь Казкосмосу в модернизации национальных космических программ "в рамках возможностей бюджета и экономики страны". В частности, Карим Масимов поручил агентству рассмотреть вопрос развития космодрома Байконур после ввода в эксплуатацию российского космодрома Восточный в 2016 году.

Таким образом, мы видим, что премьер Казахстана все же боится за судьбу Байконура. Хотя эта боязнь не имеет под собой реальной основы. Чтобы Байконур жил, в него надо вкладывать средства, привлекать инвестиции. Тогда и не будет удручающих итогов Счетного комитета, которые он недавно обнародовал через республиканские СМИ.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ