Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №189(15.04.2008)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Киргизия, три года спустя. Что дала стране "тюльпановая" революция

25.03.2008. Кремль.ORG

Андрей Грозин

Исполнилось три года со времени так называемой "тюльпановой" революции в Киргизии, что она дала стране?

До сих пор неясно, как называть то, что произошло три года назад в Киргизии. Как известно, разброс мнений на этот счет весьма и весьма широк: от народной до "тюльпановой" революции, то есть технологичной и спланированной по большей части вне Киргизии, до банального переворота, в котором одни клановые группировки сменили у горнила власти в стране другие. Я думаю, что однозначного определения тому, что происходило в Киргизии три года назад, пока нет, и это вполне логично, поскольку три года - это слишком небольшой срок для того, чтобы давать какие-то четкие дефиниции. Также еще рано делать обобщения оценочного характера, плохо это было для Киргизии или хорошо. Скорее всего, как и в случае с определением того, что было в Киргизии в марте 2005 года, следует говорить о том, что имеется целый синтез, связка самых разных моментов. С одной стороны, конечно, можно говорить, что это была революция, которая во многом была сформулирована и срежиссирована не в самой Киргизии. Ну и версии о перевороте, о серьезной клановой подоплеке всего, что там происходило, тоже имеют полное право на существование.

Какие позитивные и негативные оценки событий в Киргизии существуют на сегодняшний день?

Ясно, что в любой сложной картине текущих политических событий, есть позитив и негатив. К негативу следует отнести те серьезные потери, которые понесла экономика и социальная сфера республики. Даже по официальным, мягко говоря, весьма приукрашенным данным, определенный экономический рост наметился только в прошлом году. Причем, если сравнивать с теми же официальными данными, которые давались прежним руководством по 2004, 2003 году, видно, что эти положительные изменения носят весьма скромный характер: 2,5% роста ВВП для такой страны, как Киргизия, это, конечно, слишком мало. Тем более, нужно помнить о серьезном долговом бремени, которое висит на этой бедной стране. Пока за истекшие три года политический класс Киргизии, как мне представляется, не продемонстрировал четкого умения решать текущие экономические и социальные задачи. То есть, Бакиеву, и людям, которые его окружают, предстоит в ближайшие месяцы распутывать очень сложный и серьезный клубок проблем, которые накопились в стране и за период прошлого правления, да и за последние три года они ничуть не приблизились к своему разрешению. Долг растет, экономика продолжает стагнировать, а последняя холодная зима нанесла очень серьезный удар и по энергетике республики, который уже болезненно сказывается на населении страны, и по аграрному сектору. За последние три месяца отмечена просто колоссальная инфляция, такой не наблюдали в Киргизии с начала 90-х годов, с момента введения национальной валюты и окончательного вытеснения Киргизии из рублевого пространства. Подобного, 10-процентного инфляционного вала, в течение одного месяца, не наблюдалось. Сейчас, в преддверии посевной и при явном ухудшении ситуации на продовольственном рынке, элите страны придется решать много сложных проблем и работать как пожарная команда. Ясно, что внешний долг страны будет только увеличиваться. Он сейчас сравнялся с показателями валового внутреннего продукта страны. Таким образом, если оценивать произошедшую смену власти с точки зрения решения экономических проблем, понятно, что ничего не изменилось в лучшую сторону. Власть только сейчас очень робко, осторожно и непоследовательно пытается подойти к вопросам приватизации энергетического сектора страны, что, как мне представляется, следовало делать, как минимум, лет пять назад. Проблема очень запущена, и решить ее в пожарном порядке новому правительству господина Чудинова будет очень и очень сложно. Социальная сфера тоже стагнировала. Все декларативные повышения зарплат бюджетникам, работникам силовых структур ни в коей мере не смягчили того инфляционного шока, который наблюдается особенно ярко в последние месяцы.

Как в эти годы развивалась политическая ситуация в Киргизии?

Внутриполитическую ситуацию в стране можно отнести к положительным моментам последних трех лет. Достаточно посмотреть на то, как республика развивалась в течение 2005-го, в первой половине 2006-го года, и сравнить с тем, что наблюдается сейчас, чтобы увидеть явные признаки стабилизации. По сути дела, господину Бакиеву удалось выйти из очень сложной ситуации. Киргизское элитное поле, по сравнению даже с ближайшими соседями по региону, совершенно необычно. На нем присутствует чрезвычайно большое для такой маленькой страны количество амбициозных лидеров и самых разновесных и разномастных элитных и клановых групп, как в центре, так и на местах. Все они хорошо обучились использовать во внутриэлитной борьбе методы политического воздействия, активно апеллируют к населению, к социальному недовольству людей. Все это дополняется тем, что в республике совершенно несообразное ее потенциалу количество различных неправительственных организаций, по большей части имеющих, не внутрикиргизское происхождение. Если сравнивать с Казахстаном, например, я не говорю уже об Узбекистане, Туркмении или о Таджикистане, то в отличие от этих государств сеть НПО покрывает очень плотно всю территорию страны. Они работают не только в столице и в крупных городах областного масштаба, но даже в самых небольших аулах вы обязательно наткнетесь на одно или несколько НПО. То есть степень политической мобилизации населения весьма и весьма высока. И это очень активно использовалось и продолжает отчасти использоваться самыми различными группами.

Кроме того, в республике до последнего времени насчитывалось просто огромное для страны с 5-миллионным населением количество политических партий. За последние три года назывались цифры от 110 до 114 партий, сейчас чаще всего говорят о 80-ти партиях. Но эти партии со строгим определением "политическая партия" имеют чаще всего мало общего. По большей части это инструменты воздействия тех или иных клановых групп, содержание и внешняя оболочка которых имеют между собой очень мало общего. Кроме того, большинство партий - это своеобразные "кружки по интересам", которыми руководит тот или иной политический лидер, а вокруг него собрались его ближайшие друзья и родственники. При этом у множества киргизских и действующих во власти политиков, и особенно, у людей, оказавшихся по тем или иным причинам вне власти, очень неумеренные амбиции. В Киргизии вообще очень много политических генералов. Так много, что для них иногда просто не хватает рядовых. Все они пытались решить свои политические, экономические проблемы после падения Акаева, все они добивались тех или иных преференций от новой власти. Кому-то это удалось, но большинство, как всегда в таких случаях бывает, оказалось обиженным, потому что республика маленькая, бедная, обделенная природными ресурсами, и ясно, что портфелей и доходных бизнесов на всех никогда не хватит. В силу этого после революции полтора года республику постоянно лихорадили митинги, забастовки, перекрытие дорог, инсценировки попыток самосожжения, все что угодно. Это продолжалось до весны прошлого года, до апреля. После этого, как известно, с помощью собственных ресурсов и, как я полагаю, по подсказке ближайших союзников Киргизии, действующему президенту удалось в значительной мере всю эту вольницу выстроить в более приемлемые для стабильности в стране рамки. Оппозиция понесла ряд серьезных потерь, и оказалась совершенно неспособной к борьбе в правовом поле. И сейчас ее ресурсы подорваны. Она по-прежнему продолжает грозить власти весенним наступлением, но это уже, как мне представляется, во многом просто попытка сохранить лицо и сделать хорошую мину при плохой игре. А республика постепенно стабилизируется, внутриполитическая ситуация становится более предсказуемой.

Какие изменения произошли во внешнеполитической сфере Киргизии?

Имидж страны в глазах иностранных инвесторов и в глазах мирового экспертного сообщества постепенно улучшается. Одновременно растет число обвинений Курманбека Бакиева в неких авторитарных тенденциях, в стремлениях загнать демократию в подполье, и все, что полагается западному правозащитному сообществу говорить в таких случаях, говорится. То есть, попытки элементарного наведения порядка встречает растущий вал критики в западных средствах массовой информации, в западных правозащитных организациях. Но пока это идет на уровне пристрелки, каких-то отдельных, не наносящих жесткого ущерба имиджу новой власти действий. Очевидно, что по мере того, как будет меняться ситуация с нахождением на территории Киргизии западных военных объектов, критика будет усиливаться. А то, что этот вопрос будет решаться рано или поздно не в пользу присутствия в аэропорту Манас базы Соединенных Штатов, уже сейчас ясно. Курманбек Бакиев пока заинтересован в том, чтобы этот источник поступления небольших, но гарантированных доходов в бюджет находился у него под рукой. Но понятно, что Пентагону и Госдепартаменту не слишком сильно нравится раз в полгода выслушивать требования о том, что необходимо бы добавить денег за аренду базы. Рано или поздно им это надоест, и они либо попытаются поменять руководителя страны, либо, если это не удастся, им придется сворачиваться и переезжать на базы в Пакистане, в Афганистане или куда-нибудь еще. То есть, международный контекст выглядит сейчас примерно таким образом: если те люди, которые режиссировали революцию 2005-го года извне и рассчитывали получить некий киргизский вариант Грузии или Украины, то ничего толкового из этого не вышло. Я думаю, это произошло не только в силу каких-то личных качеств Бакиева и его окружения, просто-напросто дает о себе знать то, что можно назвать "среднеазиатскими особенностями подходов к союзничеству и партнерству с Россией".

Несмотря на то, что отношения России с постсоветскими азиатскими государствами, и в частности, с Киргизией, не лишены определенных проблем, тем не менее, всем действующим политикам в Центральной Азии, даже самым многовекторным, понятно, что в случае серьезной дестабилизации ситуации в Центральной Азии, которая может произойти в любой момент и совершенно спонтанно, рассчитывать на помощь Соединенных Штатов бессмысленно. Рассчитывать на помощь великого, восточного соседа, Китая, страшно, потому что он, конечно, поможет, но он может остаться. Остается проверенная, испытанная веками ориентация на поддержку со стороны Российской Федерации. И дело не в элитах, личностях, не в какой-то пророссийскости киргизской элиты, хотя в целом она не склонна к антироссийским демаршам. Дело в том, что люди, которые были у власти, и те, кто сменил их, трезво оценивают ситуацию и имеют очень негативный опыт вторжения боевиков на свою территорию. Например, в конце лета - начале осени и 1999-го и 2000-го годов, в общем-то, совершенно незначительные по размерам бандитские формирования, проникнув с территории Таджикистана на территорию Киргизии, дважды едва не ставили республику на колени. И если подобного рода ситуация повторится, рассчитывать можно будет не на собственные силы, которые очень невелики, а только на Организацию Договора о коллективной безопасности и Шанхайскую организацию сотрудничества. Потому что "Партнерство ради мира" и прочие североатлантические программы, хороши, но только в том случае, чтобы получить те или иные технологии, а лучше деньги "на халяву", но не воинские контингенты, не поставки вооружения, боевой техники и вооружения или иностранных военных инструкторов. Ничего подобного не будет. Центральная Азия при всей значимости, которую ей отводят в своих геополитических построениях наши западные друзья, тем не менее, все-таки регион периферийного внимания, это не Ближний Восток, не Средний Восток, не Южная Азия. Это даже не Закавказье, которое, с точки зрения геополитического значения, гораздо более значимо, чем Центральная Азия. Даже с учетом ее энергетических ресурсов.




Переворот или революция тюльпанов?

28.03.2008. Новое поколение (Казахстан)

Ботагоз Сейдахметова

Кыргызстан в первый день недели впервые официально отмечал годовщину событий 24 марта 2005 года. Отныне этот день носит официальный статус праздника и будет называться Днем народной революции.

Прошло три года с тех пор, как революционная толпа взяла штурмом Белый дом и вынудила бывшего киргизского президента Аскара Акаева уйти с поста. Теперь Аскар Акаев живет на госдаче в Подмосковье, а новым, вторым, киргизским президентом стал один из лидеров "тюльпановой революции" Курманбек Бакиев, который объявил еще на заре своего правления, что главной задачей является реформа Конституции. А именно - переход страны с президентского на президентско-парламентское правление.

Это было справедливой целью, ведь вчерашние киргизские революционеры видели корень всех зол в том, что президентская власть никем фактически не контролируется. Реформа Конституции предполагала ограничить власть президента.

Что же вышло на деле?

Канун праздника был омрачен муссируемыми в прессе слухами о том, что президента Кыргызстана Курманбека Бакиева давно нет в стране, более того, он "исчез" с экранов телевизоров вот уж больше месяца. Слухи и домыслы в народе ходят разные, вплоть до самых невероятных и радикальных: от сложной операции до физического устранения. Политологи тут же начали выстраивать собственные версии происходящего во властной структуре, тем самым только подливая масла в огонь страстей вокруг здоровья президента.

Так это или нет, но внутренняя обстановка в стране накануне нового главного праздника, похоже, накалилась. Официального опровержения этим слухам киргизское руководство за эти дни не давало.

Впрочем, в пресс-службе Посольства Кыргызстана в Казахстане на мой вопрос о здоровье президента сообщили, что слухи пустые, что все хорошо, но президент действительно в настоящее время находится в Германии на отдыхе. Меня уверили, что на родину киргизский лидер вернется уже 28 марта.

Каждую весну расцветает эта живая память о "тюльпановой революции"

Кто виноват, и что делать?

Тем временем, за пару дней до нового киргизского праздника мне удалось встретиться с известным в нашем регионе аналитиком доктором исторических наук, профессором Александром КНЯЗЕВЫМ, автором многих книг по киргизской революции.

- Александр, сегодня, по прошествии времени, какую оценку революции в Киргизии Вы могли бы дать? Не могли бы сделать своего рода "разбор полетов"?

- Жизнь лишь подтверждает правоту большинства моих выводов и прогнозов, сформулированных весной-летом 2005 года, когда была написана моя книга "Государственный переворот 24 марта 2005 года в Киргизии" еще в ее первом варианте. Весной прошлого года я немного дорабатывал ее, сейчас в продаже уже 3-е издание. Там все есть. Запущенная мартовскими событиями хроническая нестабильность и перманентный вакуум власти сводят на нет любой политический проект, каковой мог бы быть предложен республике. При отсутствии каких-либо исторических традиций самостоятельного существования как государства на пятнадцатом году хрупкой киргизской государственности событиями 24 марта 2005 года был прерван легитимный политический процесс.

Нельзя сказать, что государство в акаевскую эпоху было вполне состоявшимся. Но традиция соблюдения формальных рамок легитимности вместе с сохранявшейся по инерции с советского времени сакральностью государства позволяли киргизскому обществу не пойти вразнос. Теперь оно вразнос пошло.

Кризисные зоны, которые существовали до мартовского переворота, получили интенсивное развитие, будучи усугублены новой общей проблемой - проблемой легитимности всех политических процессов Киргизии. Предельно актуализировались вопросы о возможностях контроля центром регионов, об участии криминальных группировок в контроле над экономикой и в политической власти.

Чрезвычайно опасны и симптомы новой внешней политики, основанной на "торговле суверенитетом". Системный кризис власти в Киргизии сохраняется, кризисные явления только нарастают. Приведение республики в нормальное состояние вряд ли возможно теперь без внешнего вмешательства, в республике нет настоящих политических элит, есть лишь набор людей, участвующих в политическом процессе.

Но это не есть политэлита. Они просто не способы вернуть страну в то состояние, которое называется государством. Политические кризисы, которые перманентно возникают в новом киргизском руководстве, подтверждают то, что если людей объединяет лишь примитивное стремление прийти к власти любой ценой - а именно это объединяло киргизскую оппозицию накануне 24 марта, - то следующим их действием станет борьба за эту власть между собой.

Из двух классических вопросов: "Кто виноват?" и "Что делать?" - киргизская оппозиция имела ответ только на первый. На него ответ был дан 24 марта. Ответа на второй вопрос так и не существует.

- Известно, что Вы дружны с бывшим президентом Аскаром Акаевым. Чем сейчас занимается Аскар Акаевич? За счет каких доходов живет?

- No comment. Этой стороной жизни Акаева, как и всем, что не связано с его политической деятельностью, я не интересовался, не интересуюсь и не собираюсь интересоваться. Ну и насчет "дружен" - явный перебор. Мы иногда встречаемся в Москве, обсуждаем происходящее в Киргизии. В чем-то сходимся, в чем-то - нет...

- А как сложилась судьба его детей, в частности, дочери Бермет и казахского зятя? Они все еще "персоны нон-грата" в стране?

- Бермет в Киргизии бывает, хотя в последнее время о ней здесь не слышно. Въезд сюда ей, насколько я знаю, не запрещен. Что касается Тойгонбаева, то, по моим сведениям, он числится в розыске и правоохранительным органам Киргизии вроде бы есть что ему предъявить в жанре обвинения. Хотя есть и сомнения, что они способны что-то предъявить.

- После революции пути ее главных вдохновителей и героев - Феликса Кулова и Курманбека Бакиева - разошлись. Где сейчас Кулов? Насколько влиятельна, активна и действенна киргизская оппозиция? Как бы Вы оценили нынешнего президента: смог ли он выполнить свои революционные обещания народу Киргизии?

- Отсутствие ответственных политиков и настоящей политической элиты - это сущностная черта киргизского общества, ведь то, что происходит сейчас, - это детство киргизского этноса, начавшегося формироваться в 1920-х годах в рамках советского проекта под названием "Национально-территориальное размежевание в Средней Азии". А ребенок по определению не может иметь всех тех черт, которые присущи взрослым.

После фиаско весны прошлого года, когда, объявив себя главным оппозиционером, Феликс Кулов попытался в очередной раз использовать площадные, митинговые методы для прихода к власти, он для политики закончился. Хотя, я думаю, что это произошло еще раньше, когда сразу после мартовских событий в 2005 году он согласился на известный тандем с Бакиевым и занял пост премьер-министра. Оппозиция сегодня невлиятельна, неактивна, недейственна. По сути, ее скорее нет, нежели она есть. Целый ряд видных лидеров занимают сегодня должности в госструктурах, кто-то уехал из республики, кто-то просто отошел от политики.

И это при том, что никто никаких обещаний не выполнял, да, судя по всему, и не собирался. Все это было и остается политиканством и дешевым популизмом.

- Какова ситуация на юге страны?

- На юге страны происходят очень сложные процессы, на которые в Бишкеке никто не обращает внимания. Этнические киргизы мигрируют на север республики и с каждым днем доля киргизского населения снижается. Не далек тот день, когда в киргизской части Ферганской долины мы будем иметь свое Косово с преобладанием узбекского населения. Я не склонен преувеличивать роль религиозного фактора, хотя и он может присовокупиться к этническому. В общем, там все еще впереди, и это бомба, которая затронет не только Киргизию и сопредельные Узбекистан и Таджикистан, резонанс будет куда более широким...

- Насколько верен тезис о противостоянии Севера и Юга в Киргизии?

- Он верен, но это не единственная линия противостояния. Их великое множество. Внутри Севера, внутри Юга - по родам и племенам, по экономическим интересам, личным пристрастиям и т.д. Киргизия - чрезвычайно дифференцированное общество, в котором отсутствует не только какая-то гражданская или хотя бы этническая консолидированность. Отсутствует элементарная общая идентичность.

- Киргизия еще до революции считалась на Западе "островком демократии" в нашем регионе. Что сейчас? Каков уровень демократических реформ? Каковы внешнеполитические приоритеты при президенте Бакиеве?

- Демократия - это такое же идеологическое понятие, как и социализм или коммунизм. Если мы хотим оценить качество политической системы государства, нужно говорить об эффективности или неэффективности общественного устройства и государственных механизмов. В период президентства Аскара Акаева какой-то особой эффективности достигнуто не было, но хотя бы - по крайней мере, до 2004 года - более-менее действовала система государственного управления.

Сегодня тот - инерционный, но все же работавший - механизм разлажен, нового не создано. Я уже говорил и готов повторить, что применительно к Киргизии вполне можно вести речь о старом понятии англосаксонской военно-дипломатической практики и правовой мысли - "несостоявшаяся", "неудавшаяся" или просто "разваливающаяся" страна (failed или failing).

Думаю, что особой трагедии в этом нет. Киргизия - частный случай, после создания косовского прецедента, перечеркнувшего и всю систему международного права, и действенность таких институтов, как ООН или ОБСЕ, мы сейчас стоим на пороге куда более кардинальных пересмотров границ и территориальных целостностей. В мире около двух с половиной тысяч этносов и только чуть более двухсот государств. Отсюда простой до банальности вывод: совсем не обязательно каждому этносу иметь собственное государство. Особенно, если этнос сам упускает такую возможность, однажды предоставленную ему историей.




Латинизация кыргызской письменности - скудоумие или злой умысел?

01.04.2008. Белый парус (Киргизия)

Сергей Кожемякин

Руководство Кыргызстана отличается поразительной способностью заниматься всем чем угодно, кроме насущных, действительно важных для страны проблем. Показательным примером могут служить планы по переводу кыргызского языка на латиницу. С какой стороны ни взгляни на них – никакой пользы. Один только вред. Вред и очередная глупость.

ДЕМОКРАТЫ И ХРАНИТЕЛИ

Экономика республики в глубоком тупике. Последнее, еще худо-бедно работавшее наследие советского строя – электроэнергетика – и та на последнем издыхании. Впереди маячит угроза голода, население нищает. А гражданам пудрят мозги, простите, всякой ерундой. Конечно, разговорчики про латиницу ходили давно, еще со времен обретения независимости. Как же! Тогда первейшим вопросом в повестке дня стояло избавление от "тоталитарного" прошлого. Потом пересуды тихо сникли. И без того проблем навалилось выше крыши. Да и поняли доморощенные наши демократы, что без России-то Кыргызстану никуда.

Но вот на волнах эйфории от упрочения своего положения властные верхи смахнули пыль с подзабытой уже темы. Все началось с наступлением этого года. О переходе на латиницу зашептались в кулуарах Жогорку Кенеша. Что и говорить, почва для этого там сейчас благодатная. Мягкая, готовая прогнуться под любую "рекомендацию" "Белого дома". Да и депутаты не промах. Один спикер Адахан Мадумаров чего стоит! Сколько раз выступал он за чистоту нации и национальной культуры – и не сосчитать. Сказал свое слово и главный "хранитель" государственного языка Ташбоо Жумагулов – председатель соответствующей Нацкомиссии. "В перспективе мы обязательно должны перейти на латиницу, - заявил он. – Кроме нас, уже все перешли на латиницу, а Казахстан, например, полностью перейдет на латинский алфавит в 2010 году. Среди тюркоязычных народов только мы останемся единственными, кто использует кириллицу". Кроме того, Жумагулов убежден, что переход на латиницу – исключительно положительное нововведение. "Для Кыргызстана это имеет большое значение. Во-первых, 85 процентов населения нашей страны – тюркоязычные народы. Во-вторых, все мировые СМИ, Интернет и электронная почта работают на латинском алфавите. 80 процентов стран мира используют латинский алфавит. Таким образом, нашим детям будет намного легче изучать английский язык. И, самое главное, латинский алфавит четче отвечает всем канонам и законам кыргызского языка по лингвистике, чем кириллица", - изрек председатель Национальной комиссии по государственному языку.

ТРЕВОЖНЫЕ ПРОБЕЛЫ

Разберемся с вышеизложенными тезисами по порядку. Конечно, заявление о том, что "все" (!) перешли на латиницу, не выдерживает критики. Кто это – все? Огромные Китай, Индия, Россия, арабский мир, Япония и так далее? Это же больше половины населения планеты. Пишущей на основе собственной, не латинской графики. А если господин Жумагулов имел в виду лишь тюркоязычные народы, то и здесь допустил промах. Да, Турция, Азербайджан, Туркмения и Узбекистан перешли на латиницу. Планирует Казахстан. О последствиях данного шага мы еще поговорим. Но ведь этими странами не исчерпывается тюркский мир. Или председатель Нацкомиссии волевым решением отсек от него татар, башкир, уйгуров, якут и другие этносы? Ну да ладно, пусть незнание этнографии остается на его совести. Пока же двинемся дальше.

Двинемся – и обнаружим, что этнографией не исчерпываются пробелы в знаниях чиновника. Что значит: "все мировые СМИ" работают на латинском алфавите? И здесь же опять – практически тотальное распространение латиницы на земном шаре. Откуда только берут таких радетелей за судьбы госязыка? Он что, про "Аль Джазиру" не слышал? Или про одно из крупнейших в мире информационных агентств "Синьхуа"? Или считает, что все газеты и книги в уже названных "нелатинизированных" странах принципиально выпускаются с использованием латинских буковок? Глупости!

Теперь к главному. Утверждение, что латинский алфавит, де, лучше подходит для письменной передачи кыргызского языка, не соответствует действительности. И это вам скажет большинство лингвистов. Независимых, конечно. Не связанных с властью и именитой Нацкомиссией. Достаточно сказать, что в нынешнем кыргызском алфавите на базе кириллицы – 36 букв. А в латинском – 26. Как прикажете выходить из ситуации? Ведь этого количества явно недостаточно для обозначения всех звуков. Вводить дополнительные буквы с черточками и апострофами? Это еще больше осложнит ситуацию и сведет на нет расписанные Жумагуловым прелести от вхождения кыргызского языка в "мировое информационное пространство". Вас не то что за рубежом не поймут, сами запутаетесь! Ну объясните мне, как написать латинскими буквами слово "жакшы"?

К слову, подобные вопросы уже поднимаются в Казахстане, чьи власти также вознамерились реформировать алфавит. А ведь казахский и кыргызский алфавиты схожи. Так почему бы не прислушаться к мнению экспертов из соседней республики? "Латинский алфавит менее приспособлен к казахскому языку, чем кириллица. Латиница не может передать всю фонетическую специфику казахского языка", - говорит, например, лингвист и эксперт из казахстанского Института социальных исследований Клара Исенгалиева. Да что нам казахи! Мы ведь самые умные!

И ТРУБА ПОНИЖЕ, И ДЫМ ПОЖИЖЕ

Но самое важное даже не это. Культура и образование в Кыргызстане переживают не лучшие времена. Переход же на латиницу и вовсе способен привести к полномасштабной культурной катастрофе. Что произойдет? Весь огромный массив книг и документов, созданный в стране за советские годы и 16 лет независимости, обесценится для новых поколений. В свою очередь, старшее поколение в одночасье станет неграмотным. Даже вывеску с трудом прочитает. Да и представителям нетитульной нации станет гораздо сложнее изучать кыргызский язык. В целом произойдет стирание исторической памяти, потеря культурного наследия, разрыв поколений. Кстати, это уже испытал на себе соседний Узбекистан. Латинизация началась там сразу после развала Союза, на волне антироссийских настроений, когда элита заявляла о предпочтительности "турецкого пути развития". "Избавление от колониального прошлого" и стало главной причиной отказа от кириллицы. В 1993 году был принят соответствующий закон. С тех пор миновало 15 лет. Полной и окончательной победы реформы так и не случилось. Более того, в последнее время все громче слышны мнения о том, что была совершена большая ошибка, что с переходом на латиницу явно поторопились. Повлияло тут, конечно, и сближение Узбекистана с Россией. Однако не менее важную роль сыграли чисто практические проблемы. Как отмечают эксперты, алфавитная реформа застопорилась на уровне средней школы. Главные ее приметы – частично латинизированная реклама на городских улицах и школьные учебники. Нынешние школьники пишут только латинскими буквами. Однако читать им приходится на кириллице, поскольку книг на латинице издается чрезвычайно мало, а газеты и журналы не издаются совсем, так как спросом не пользуются. Похожее положение и на книжном рынке. Издания на латинской графике составляют не более 10–15 процентов от всей литературы на узбекском языке, продающейся в магазинах. Да и те, как правило, выпускаются за счет государства.

Вывески даже в столице часто зачастую выполнены на кириллице. Не говоря уже о провинции. Да, закон не выполняется, но власти на это мудро закрывают глаза. То же самое касается государственной документации и делопроизводства. И тут латиница не смогла вытеснить привычные буквы. У руководства страны хватило здравого смысла не настаивать на полной и окончательной победе реформы. Тем не менее, проблем накопилось очень много. Переход на латиницу привел к общему снижению грамотности и образовательного уровня. "У молодых людей, окончивших школу, очень узкий кругозор, – считает историк Файзулла Исхаков. – Литературу, переведенную на узбекский язык, русскую и мировую классику, они не читали. И на латинице писать они толком не умеют. Дело в том, что сами преподаватели ею не владеют. Если вы попросите десять учителей написать на доске какое-нибудь обычное предложение, то они напишут вам десять вариантов. Согласно закону на латинской графике должны вести преподавание и учителя физики, математики и так далее. То есть те, кто сам ею не очень-то владеет. И они фактически используют кириллицу". В общем, вместо обещанного повышения образовательного уровня молодежи до уровня высокоразвитых стран (за счет интеграции в мировое информационное пространство) произошло обратное – его снижение.

В Кыргызстане власть любит копировать чужой опыт. Только обычно получается, что и труба пониже, и дым пожиже. Все потому, что своей головой не умеет думать. А ведь опыт – он разный бывает. И хороший, и плохой. Но даже хороший не всегда приживается на чужой почве. Так и с латиницей. Плюсов от нее никаких. Я имею в виду настоящих, а не надуманных. Зато отрицательных последствий пруд пруди.

КТО СТОИТ ЗА ИНИЦИАТИВОЙ?

Теперь коснемся геополитического аспекта. Для начала следует отметить, что язык в целом, а конкретно – алфавит – это не просто набор букв. В структуре любого языка кроется огромный набор неосознаваемых представлений о мире и жизни. Лингвисты-антропологи открыли, что общие представления человека о реальности не в полной мере "заданы" внешними событиями. Человек видит и слышит лишь то, к чему его делает чувствительным грамматическая система его языка. Другими словами, сигналы от органов чувств перерабатываются языком в материал для размышлений. Говорят даже, что язык определяет коллективное бессознательное этноса. К примеру, изучение русского языка показывает, что в сознании русских гораздо большую ценность имеют ценности коллективизма, чем индивидуализма. Недаром сотворение языка и письменности обрастает легендами, а их мифические или реальные создатели причисляются к лику святых как прародители народа. Так произошло с создателями кириллицы Кириллом и Мефодием, автором армянского алфавита Маштоцем и многими другими. Одно это, к слову, показывает, как важна и серьезна проблема алфавита и как тупы и недальновидны призывы реформировать его "кавалерийским наскоком". Между тем давно доказано, что менталитет и ценностные установки кыргызского и русского народов гораздо ближе, чем те же самые установки между кыргызами и европейцами или американцами. Так зачем менять алфавит?

А вот зачем. Все движения, поставившие цель отделиться от большой страны или уменьшить ее влияние, всегда начинают с языка – сокращают сферу применения прежнего общего языка, прекращают его преподавание, доходят до смены алфавита своего этнического языка. Несомненно, что за инициативой перевода кыргызского языка на латиницу скрывается стремление переориентировать внешнюю политику Кыргызстана на Запад, на центры глобализации. Не всех в нашей республике радует дружба с Россией. Свои западники есть и во властных структурах. Вот и мутят они воду, скрывают истинные цели побасенками о народном благе. Взгляните на сильный и самостоятельный Китай. Китайские иероглифы подчеркивают особость и уникальность китайской цивилизации. И китайцы, и так же как высоко ценящие свою самость японцы, несмотря на глобализацию, вряд ли откажутся от своей сложнейшей графики. Иероглифическое письмо не мешает им идти в авангарде научно-технического прогресса.

Так что не в алфавите дело. Дело в политике и в политиках. А если реформа все-таки будет запущена, на этой власти окончательно можно будет ставить крест. Перевод алфавита, напомню, удовольствие не из дешевых. А есть у страны лишние деньги? Не то что лишних, самых что ни на есть необходимых нет. Вот и подумаем: что стоит за разговорами о латинице? Насущная потребность или чьи-то продуманные и корыстные интересы?




Если завтра кризис...

04/04/2008. Вечерний Бишкек

Анара Солтоева

Мировой экономический кризис подбирается к порогу нашего дома. Ожидается небывалый рост инфляции. Чаша сия не минует никого.

О желаемом и возможном

Не зря говорили: стоит американской экономике чихнуть, гриппом заболевает весь мир. Судя по диагнозу, легкой формой простуды не обойдется, все более серьезно. Хотя многие еще не совсем отчетливо понимают, что же на самом деле происходит. Тем не менее делаются робкие попытки просчитать исход кризиса хотя бы на ближайшую перспективу. А он для всех разный. Один сценарий для Америки. Другой для Европы. Иной для Китая, России и стран третьего мира.

Для бедных стран, увы, свет в конце тоннеля забрезжит лишь в том случае, если США наведут у себя мало–мальский порядок с бухгалтерией, сведя дебет с кредитом. Понятно, что процесс этот не одномоментный. Уж слишком много в Штатах накопилось так называемых плохих активов, ничем в сущности не обеспеченных. Видимо, поэтому знакомый нам финансист Джордж Сорос предрекает миру коллапс, аналогов которому не было, по меньшей мере, последние полвека.

Если он прав, то перспективы вырисовываются отнюдь не радужные.

Здесь важно, как поведет себя доллар. Начнет дешеветь - строительные и финансовые корпорации США разорятся; на минус сработает заокеанская экономика, значит, жди ухудшения самочувствия всех без исключения стран мира. В чем это может конкретно выражаться? Бесспорно, замедлятся темпы экономического роста. Начнет падать покупательная способность населения, люди станут меньше покупать товаров и услуг. Ипотека станет не по карману даже среднему классу. Дешевые и долгие кредиты, которые оживляли деловую активность, станут недоступными. А без кредитных линий ждать темпов роста в промышленности не приходится. Раз так, то и ВВП будет расти куда медленнее, чем ожидалось. Но и это не самое страшное. Спад производства и нехватку дешевых кредитов пережить можно. Но мировое финансовое нездоровье отразится на уровне жизни обывателей, привыкших к стабильности цен.

Инфляция не дремлет

Простые жители почувствуют кризис ликвидности через дороговизну продуктов питания. А голод, как известно, не тетка. По оценке специалистов, растущая инфляция во многом экспортированная, то есть привнесенная извне.

И это неудивительно: дешевеет бакс - цены на товары и услуги в США растут. Это автоматически ведет к удорожанию продуктов и товаров во всем мире. К концу 2007 года стоимость тонны пшеницы доходила до 1000 долларов, хотя не так давно за нее давали не больше 400. Налицо причинно–следственная связь инфляции и начавшегося финансового кризиса.

Падение курса $ по отношению к мировым валютам привело также и к скачку цен на нефть (110 долларов за баррель), золото (1000 долларов за тройскую унцию). Высокие цены на ГСМ и металлы стали большим испытанием для той же России, ибо спровоцировали рост денежной массы. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого - увеличивается стабилизационный фонд, у государства появляется "подушка безопасности". С другой стороны, приток больших денег подстегивает дороговизну. И какими бы темпами главный банк России ни стерилизовал лишние доллары, инфляция растет куда быстрее. И удержать ее в заданных параметрах, как ни тужься, не получается.

Можно, конечно, договориться с монополистами о заморозке цен, как это сделало российское правительство перед выборами. Но это временное явление, не более того. Тут замораживай не замораживай, а цены все равно "портятся". Следует просто производить больше хлеба, молока и масла. По–другому говоря, нужно сделать сельское хозяйство рентабельным.

Под силу это России? Сельское хозяйство находилось на подъеме только до революции 1917 года, когда российским зерном были завалены все рынки мира. С тех пор хвалиться нечем.

В плане продовольственной безопасности в России дела обстоят не лучше, чем у нас. Быть может, за исключением производства пшеницы. А так картина та же. Полки московских магазинов ломятся от польской картошки, болгарских помидоров и аргентинской говядины. Сельское хозяйство - это не банковский сектор, которому хоть как–то можно помочь денежными вливаниями. Здесь нужна долговременная настройка. Пока этого нет, власти стараются всеми силами притупить горечь инфляции путем повышения пенсий и зарплат бюджетникам. Деньги в казне на это имеются, но набавлять до бесконечности - тоже не выход, можно спровоцировать новый виток инфляции. Заколдованный круг получается.

Сегодня, по мнению экспертов, куда выгоднее тратить деньги, чем их копить, пусть даже в комбанках. Видимо, поэтому в прошлом году темпы прироста депозитов в России стали сокращаться. От натиска инфляции не спасали даже банковские проценты. Вкладывай не вкладывай, все равно в итоге получается жирный минус. Дороговизна, как колорадский жук, съедает все накопления. Стоит ли такая игра свеч?

Дороговизна по–кыргызски

Теперь давайте посмотрим, как мировые процессы отразились на самочувствии нашей экономики. Кто больше всех страдает от повышения цен? Попытаемся в этом разобраться.

В прошлом году, по официальным данным, уровень инфляции равнялся 20,3 процента, небывалое удорожание продуктов первой необходимости и коммунальных услуг свело на нет мизерную прибавку к заработной плате и пенсиям стариков.

В 2008–м жить станет еще "веселее" - инфляция уже в начале года взяла уверенный старт - 3,7 процента. Это почти в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя правительство и Нацбанк заверяют, что годовой уровень инфляции не превысит 15–17 процентов. Не будем оспаривать эти показатели: цыплят, как известно, по осени считают. Может, для Нацбанка 15 процентов - это очень хороший показатель, если вспомнить, что к началу 90–х годов прошлого столетия инфляция равнялась 100 процентам в год. Все, как известно, познается в сравнении, лишь бы оно было в вашу пользу.

Как известно, доходы отдельных слоев населения нашего общества достаточно разнятся, поэтому и влияние макроэкономических показателей на их личные финансы существенно отличается. Бесспорно, от повышения цен сильно пострадали малоимущие слои, но дороговизна подкосила и небольшой пласт среднего класса, тех, кто имеет некоторые сбережения в комбанках. Для них инфляция оказалась куда выше госкомстатовской.

В расчетах статистиков основным показателем здоровья экономики и нацвалюты является индекс потребительских цен. А когда его сравнивают с динамикой доходов населения, можно увидеть: обнищали народные массы или обогатились. Так вот, доходы людей в 2007 году росли куда медленнее, чем стоимость товаров первой необходимости. Не стоит забывать, что поднялись цены на ГСМ и природный газ, выросли тарифы на коммунальные услуги. Ожидается, что в мае на 30 процентов поднимется цена на электричество. Об увеличении цены на топливо недавно объявили и нефтетрейдеры. Вот и думайте, сможет ли Нацбанк вместе с правительством удержать инфляцию на уровне 15–17 процентов, когда цены растут как на дрожжах. Сомнительно.

Еще одним показателем инфляции служат ставки депозитов коммерческих банков. Доход по вкладам должен, по сути, сыграть вничью с обесцениванием денег. Что имеем на деле? Объем вкладов населения на конец февраля составил примерно 23 миллиарда 25 миллионов сомов, причем около половины из них долларовые. В 2007 году средняя ставка по сомовым вкладам (14–16 процентов) была ниже уровня инфляции. Таким образом, сомовые вклады себя не оправдали. По валютным депозитам комбанки платили еще меньше (13–14 процентов). И если предположить, что люди держали сбережения поровну в долларах и сомах, то все равно они остались в проигрыше.

Но есть и такое понятие, как покупательная способность доллара, которая тоже упала. Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить.

Но, кроме банковских вкладов, существуют и деньги, гуляющие вне банков. Насколько они обесценились - можно только догадываться. Подсчетов на сей счет сегодня никто не ведет.

Простые движения

Должны ли мы извлечь из этого хоть какие–то уроки? Рецепты борьбы с инфляцией общеизвестны. Во–первых, не тратить больше, чем зарабатываем. (Это прежде всего касается нашего правительства - нужна экономия госсредств.)

Во–вторых, это ограничительная денежная политика Нацбанка. Его задача - регулировать денежные потоки. В случае нехватки - добавить денег в обращение, если существует избыток - вывести, то есть стерилизовать.

Но что прикажете делать простому человеку, дабы хоть как–то поддержать себя, пока бушует мировой кризис? Главное, не паниковать, а еще лучше вернуться к старым дедовским привычкам. Тем более затовариваться впрок продуктами нас учить не надо. Вот только без ажиотажа, господа!

Что касается денег, то выход один - отслеживать изменение курса валют. Евро и доллары держать в соотношении 70:30. Но денег на руках лучше не иметь. Только самый минимум. Не забывайте, что все деньги сегодня обесцениваются. А если они есть, чтобы их окончательно не съела инфляция, вложить в недвижимость или в стройматериалы.

Самое оптимальное вложение - это, конечно, прикупить пахотной землицы с наличием питьевой воды. Кто сказал, что возврат к натуральному хозяйству сегодня не самый лучший путь к выживанию?

Понятно, что тем, у кого ничего нет, им нечего и терять, а у кого есть накопления, следует их срочно спасать.




По Кыргызстану бродит призрак… приватизации

07.04.2008. ИА «24. kg»

Антон Лымарь

Политика опять впереди

Самым ключевым и острым в ближайшее время в Кыргызстане станет вопрос приватизации энергетического сектора. Уже заявлено, что к его рассмотрению депутаты Жогорку Кенеша приступят в апреле 2008 года. В преддверии исторического решения Государственный комитет по управлению госимуществом объявил тендеры по оценке сразу трех предприятий – ТЭЦ города Бишкека, ОАО "Северэлектро" и "Бишкектеплосеть". Итак, движение, поддерживаемое заявлениями президента и премьер-министра, судя по всему, началось.

Политика опять впереди

Сегодня у приватизации энергетического сектора в Кыргызстане, если не вдаваться в частности, три составляющих – политическая, экономическая и социальная. Какая из них ведущая - не так уж сложно догадаться. Это как раз и является одним из самых уязвимых мест в позиции апологетов приватизации. "В том виде как проводилась приватизация ранее - доминирование политических мотивов над экономическим прагматизмом - ее проводить нельзя", - заявил в свое время нынешний директор Международного института стратегических исследований при президенте КР Сергей Слепченко. Подтверждением его слов служит то, что осталось от экономического потенциала республики после первых этапов приватизации. Не густо. И это еще сильно сказано.

В свое время экс-президент Кыргызстана Аскар Акаев и его окружение так и не решились на приватизацию энергосектора. Тогда часто говорили, что для этого процесса одного желания мало, необходима политическая воля первого лица государства. И вот теперь она появилась. Движение за приватизацию возглавил президент Курманбек Бакиев. А премьер-министр Игорь Чудинов в одном из интервью признался, что пришел в правительство именно для того, чтобы завершить разгосударствление энергетического сектора.

А дальше – у правительства как не было, так и нет до сих пор четко сформулированной программы развития энергетики. Сейчас мы кинулись строить Камбаратинскую ГЭС, но, как заявил генеральный директор ОАО "Электрические станции" Бакирдин Сартказиев, "даже если Кыргызстан построит ГЭС Камбарата-II, электроэнергии будет недостаточно для развития промышленности и предпринимательства". В частности, речь об алюминиевом и ферросплавном заводах, которые планируется построить на юге республики.

По-прежнему очевидно, что в республике не способны навести порядок даже в том, что есть. Что уж говорить о том, что предполагаемые итоги приватизации отдельных объектов энергетического сектора сейчас официально практически никто не прогнозирует. Максимум, озвученные с высоких трибун посулы, что будет лучше. Почему будет именно так, пока никто не удосужился объяснить. Нас теперь убеждают, что частник - более эффективный управленец. Но это лишь мнение одного человека, пусть и первого лица в государстве.

Как считает известный ученый Турар Койчуев, "умение хозяйствовать, управлять эффективно не зависит от форм собственности, от того, государственная это собственность или частная собственность". "Если нормальное налаженное управление, то и государственные, и частные предприятия способны на равных условиях, в равной степени хорошо хозяйствовать. Здесь нельзя проводить зависимость, что если не приватизированы, то они плохо работают. Это далеко не так. Пятнадцатилетний опыт во всех странах СНГ это доказывает. Кроме того, сам подход к госсобственности как врагу экономики ошибочен", - подчеркивает он.

…А экономика чего?

Пожалуй, будь в Кыргызстане меньше политики, экономическая необходимость приватизации энергетического сектора стала бы значительно понятнее. Ведь проблем в энергетике предостаточно. Здесь и неплатежи потребителей, и высокий уровень технических и коммерческих потерь, и коррупция, и нехватка профессиональных кадров, наконец, плохое техническое состояние оборудования. Решение многих из них упирается в одно – нехватку средств. Инвестиции в данную отрасль видятся как единственное спасение, своего рода панацея.

Да, наверняка серьезные инвесторы смогли бы изменить ситуацию в энергетике Кыргызстана в лучшую сторону. Однако всегда существуют серьезные "но"… И первое из них - инвестиционный климат в республике. Как объяснить инвестору, что он должен вкладывать серьезные деньги на фоне сотрясающих страну скандалов с теми, кто уже сделал такие вложения? И речь не о кафе и мелких производствах ширпотреба.

Второй вопрос: а что мы предлагаем инвесторам? Выше приведен целый список столь ценного, в понимании нашего правительства, "добра", что, по утверждению премьер-министра Игоря Чудинова, желание участвовать в приватизации энергетического сектора республики высказали уже четыре иностранных компании. Кто такие, скромно умалчивается.

"Наши крупные энергетические объекты, комплексы стоят очень дорого, а те, кто придут покупать, за дорого не возьмут, то есть с точки зрения выгоды страна потеряет. И второе: в какой мере можно быть уверенным, что новые хозяева приведут энергетику в качественное состояние? Этот вопрос тоже висит в воздухе", - считает Турар Койчуев.

В связи с этим складывается стойкое ощущение, что государство не столько желает самой приватизации, сколько пытается избавиться от ряда давних проблем, переложив их на плечи гипотетических инвесторов. Например, власти, опираясь на государственную машину, так и не смогли заставить всех платить за потребленную электроэнергию. Где уверенность, что это удастся сделать частной компании?

Не решен вопрос и с огромным числом льготников в Кыргызстане. О монетизации пока только говорят, да и навряд ли государство сейчас способно осилить такую реформу финансово. В итоге, в таких условиях делать бизнес, да еще и прибыльный, довольно проблематично. С учетом того, что в модернизацию предлагаемых для приватизации предприятий требуется вложить десятки, если не сотни миллионов долларов.

По утверждению главного специалиста отдела энергетики Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР Марата Чолпонкулова, приватизацию объектов энергосектора Кыргызстана планируется провести в течение трех лет. Есть большие сомнения, что государство сможет за столь короткий срок покончить со всем комплексом проблем, которые не решались годами.

Единственное, что у правительства пока получается неплохо, – так это поднимать цены на тепло- и энергоресурсы. Ну, может быть, еще скрывать от населения истинные цели приватизации энергетического сектора. Слишком уж все делается скрытно, отрывочно и намеками, что не создает полноценной картины и не может не вызывать кривотолков.

Так, политолог Нур Омаров считает, что вопрос о приватизации энергетических объектов уже практически решен и определены фигуры, которые будут владеть ими. По его словам, будущие хозяева приватизируемых предприятий – граждане других государств. В связи с этим Нур Омаров поднимает и вопрос безопасности страны. "Передача энергетических объектов в частные руки может обернуться для Кыргызстана потерей контроля над гидроресурсами, которые можно использовать в качестве инструмента влияния на Узбекистан и Казахстан", - заявляет эксперт.

Эта проблема также пока остается в тени. Ну если не считать заявлений отдельных депутатов о том, что государство будет полностью контролировать все действия тех, кто в перспективе может стать владельцами энергетических объектов страны. Хотя последние навряд ли захотят работать при столь трепетной опеке, а вот в том, что наши власти способны контролировать все происходящее в стране, можно убедить лишь… Даже и не знаю, кого.

И вот народ…

По мнению Сергея Слепченко, в идеале от приватизации "выиграют социально-политические группы, считающие, что система энергетики нуждается в реформировании, отражающие интересы добросовестных энергопотребителей, считающие, что электроэнергия - один из рыночных товаров и что государство должно сконцентрировать свои усилия и ресурсы на стратегических вопросах".

"Проиграют социально-политические группы, эксплуатирующие "бесхозность" энергосектора. Проиграет та часть населения, которая не оплачивает потребление энергии. Проиграет социальное иждивенчество", - подчеркивает он. Но даже к такой идеальной приватизации, скорее всего, простые люди в Кыргызстане не готовы.

Здесь присутствует вполне понятная боязнь и связанная с ней неопределенность будущего не только своего, но и государства в целом. Плюс сказывается и активно пропагандируемая идея о том, что в итоге энергетический сектор просто будет растащен по кусочкам местными дельцами. И такая точка зрения находит живой отклик в обществе.

Ведь сегодня те, кто за приватизацию, и те, кто против, в принципе, известны. Как, в общем-то, и их аргументы. С одной стороны – это правительство и президент, с другой – оппозиция. Между ними пока остается Жогорку Кенеш и население республики. И если первому в предлагаемой игре по-крупному отводится ключевая роль, то простые граждане, судя по всему, останутся, как и прежде, в стороне. Их мнение, по идее, должны представить народные избранники, большинство из которых являются членами пропрезидентской партии "Ак Жол".

Правда, принципиальность ее депутатов можно поставить под сомнение. Взять тот же вопрос с передачей пансионатов на Иссык-Куле Казахстану. Голоса поддерживающих данный шаг просто тонули в гомоне патриотов, но стоило президенту вернуться из Германии в Кыргызстан и начать подготовку к визиту в Астану, как ситуация кардинально поменялась.

По приезду в Бишкек Курманбек Бакиев заявил, что затягивание рассмотрения в Жогорку Кенеше вопроса с приватизацией энергетических объектов происходит от недопонимания депутатами сути дела. И призвал правительство активнее разъяснять свою позицию в стенах парламента. Так что не исключено, что в жизни получится так, что население будет пользоваться не столько плодами, сколько последствиями приватизации.

Как считает заслуженный энергетик КР Абдылда Исраилов, "реформы в энергетике необходимы, их надо проводить, но мы не должны делать поспешных шагов". "Электроэнергетика - стратегический сектор экономики Кыргызстана, и ошибки здесь недопустимы", - заявляет он.

А все закончится…

Конечно, при столь неоднозначных оценках приватизации энергетического сектора совсем исключать население Кыргызстана из данного процесса слишком чревато. Республика уже знает, к чему может привести позиция властей, самостоятельно решающих, что для людей благо, а что нет. Поэтому наверняка в Кыргызстане в ближайшее время стоит ожидать начала массовой пиар-кампании со стороны правительства по приданию предстоящим реформам человеческого облика.

К тому же надо учитывать, что затеяна она не в самое лучшее для страны время. Цены растут практически на все, усиливается социальное недовольство, подогреваемое выступлениями отдельных членов правительства, которые утверждают, что жизнь в стране становится лучше. И даже готовы тем, кто не верит, доказать это в суде.

В общем, власти сами то ли по недомыслию, то ли по своей привычке витать в облаках просто с блюдечка вскармливают идеями своих оппонентов. Другой вопрос, как последние ими распорядятся. Но то, что у людей все больше вопросов по поводу дальнейшего развития страны, на которые властям все сложнее отвечать, становится повседневной реальностью.

Пока сложно предположить, чем все это может закончиться, но, вне всякого сомнения, вопрос приватизации энергосектора еще вызовет в обществе серьезные разногласия. И в итоге самым серьезным образом отразится как на экономической, так и политической ситуации в Кыргызстане. Это только три Конституции, принятые за год, могут вызвать улыбку даже у самого пессимистически настроенного гражданина. В вопросе с энергетическим сектором так легко правительству и президенту навряд ли удастся отделаться.




Аж два "О": Отторжение или объединение?

04.04.2008. ИА "24.kg"

Данияр Каримов

С апреля 2008 года в Центральной Азии могут быть установлены новые правила в распределении гидроресурсов. В отношениях между странами региона наступит засуха?

Кетменный инцидент

Весна 2008 года началась для Кыргызстана с нового водного инцидента, едва не переросшего в настоящий пограничный конфликт. 26 марта около 150 граждан Таджикистана перешли на территорию КР, чтобы разрушить дамбу. Гидроузел, как утверждали жители сопредельной республики, мешал им орошать поля. Кыргызская сторона не подавала соседям воду в течение нескольких дней, рассудив, что речные стоки нужны прежде всего ей самой.

Инцидент в приграничье наглядно показал, как по-прежнему легко в Центральной Азии может вспыхнуть новая "кетменная война" из-за разного отношения к воде - главному богатству региона. По мнению многочисленных экспертов, с каждым годом ситуация будет только усугубляться. А после 2025 года может послужить поводом для настоящего вооруженного конфликта. Что, конечно, удастся избежать в случае, если до того момента страны региона договорятся о взаимовыгодном сотрудничестве.

На сегодня ни одна из сторон не довольна существующим положением. Кыргызстан, например, часто выражает недовольство тем, что ему приходится содержать объекты, которые приносят больше пользы сопредельным государствам. Причем, в этом вопросе власти и оппозиция проявляют единодушие. Последняя даже подсчитала приблизительный ущерб, который понесла республика из-за создания на своей территории водохранилищ и плотин.

Только население Токтогульского района, по оценкам оппозиции, за годы существования известного гидрообъекта понесло убытки на сумму свыше 6 миллиардов сомов. Под водой остались 24 населенных пункта и райцентр, где проживало 30 тысяч человек. Искусственный суперрезервуар каскада двойного назначения затопил 32 тысячи гектаров земель.

Площадь зеркала всех гидроузлов только на реке Нарын, по подсчетам специалистов, составляет 310,5 квадратных километра. Полный объем этих водохранилищ превышает 20 миллиардов кубометров. Большая часть накопленного в них используется соседями. А вода Андижанского водохранилища, расположенного в Ошской области, полностью отпускается на нужды Узбекистана. Схожая картина - на севере республики. При этом ежегодные расходы Кыргызстана на содержание и эксплуатацию межгосударственных ирригационных сооружений, по оценкам экспертов, превышают $25 миллионов.

Уходя, гасите всех!

Столкнувшись с дефицитом электроэнергии из-за снижения уровня в Токтогульском водохранилище и необходимостью вопреки своим интересам накапливать воду для сопредельных республик, официальный Бишкек все чаще вспоминает о советском формате сотрудничества. Киргизская ССР в обмен на кубометры речных стоков получала от них топливо, необходимое для котельных и ТЭЦ крупных городов. Но с развалом Советского Союза Узбекистан и Казахстан поспешили перейти к рыночным отношениям. С той лишь разницей, что в последние годы Астана демонстрирует готовность взять на себя часть затрат Бишкека, а Ташкент – нет.

Узбекистан нарастил в Фергане свое военное присутствие. Неофициальные источники отмечают, что причиной тому служит не только террористическая или экстремистская угроза. Существуют опасения, что Ташкент держит армию в долине как инструмент психологического давления на соседей. Вода, стекающая с Памира и Тянь-Шаня, жизненно важна для его сельского хозяйства, в частности хлопководства.

Казахстан выражает недовольство по поводу паводков, вызываемых сбросами воды из Токтогульского водохранилища. Каждой зимой Сырдарья выходит из берегов и грозит затоплением десяткам населенных пунктов. В начале года только в Южно-Казахстанской области река разрушила более двух тысяч домостроений. Спасаясь от затопления, свои жилища покинули более 10 тысяч человек. По данным ООН, под угрозой затопления в бассейне Сырдарьи находятся до двухсот пятидесяти тысяч жителей республики.

Чтобы обезопасить юг республики от ежегодных паводков в Казахстане принято решение о строительстве Коксарайского водохранилища емкостью около двух миллиардов кубометров. К осуществлению проекта Казахстан намерен приступить в 2008 году. Соседям необходимо возвести плотину протяженностью свыше 40 километров. Такое решение вызвало появление версий, что официальная Астана уже не питает надежд договориться с Кыргызстаном о переводе Токтогульского водохранилища в ирригационный режим.

Это также может означать, что КР не удастся добиться постоянных поставок топлива на ТЭЦ в полном объеме и по льготным условиям. Власти Кыргызстана опасаются, что республике предстоит пережить кризис, подобный произошедшему в Таджикистане. А в РТ он приравнивался к гуманитарной катастрофе.

Горная лагуна

На сегодня в КР введены ограничения на подачу электроэнергии. Это больно ударяет не только по населению, но и амбициозным планам правительства. Власти Кыргызстана, как известно, рассчитывают на привлечение иностранных инвестиций в развитие промышленности. Но, как признают госмужи, лишней энергии для работы новых предприятий практически нет.

Республика тешит себя мечтами о строительстве новых гидроэнергетических объектов. Но не факт, что ей это удастся. Казахстан и Узбекистан по объективным причинам весьма болезненно относятся к вопросу использования гидроресурсов Тянь-Шаня. На саммите ШОС, прошедшем в 2007 году в Бишкеке, главы обеих республик открыто дали понять, что не потерпят возможного ущемления их интересов в бассейне Сырдарьи.

Соседи настаивают на согласовании с ними проектов в гидроэнергетике, рассматриваемых Кыргызстаном. Тогда же выяснилось, что официальный Бишкек не может рассчитывать на поддержку потенциального союзника в этой сфере – Таджикистана. Эмомали Рахмонов заявил о том, что разделяет позиции Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова и против разрушения сложившегося "баланса" в области распределения водных ресурсов.

Самое грустное в том, что стороны не хотят идти навстречу друг другу. О чем, к слову, ярко свидетельствует то, что идея создания водно-энергетического консорциума в Центральной Азии, озвученная свыше 10 лет назад, безуспешно обсуждается по сию пору. Эксперты из разных стран все чаще говорят о необходимости восстановления единого энергетического кольца. Но до сих пор из-за конфликтов интересов благая идея продолжает пробуксовывать. 2008 год пока не стал исключением.

Тема водного сотрудничества должна была обсуждаться на межправительственной встрече Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана в феврале 2008 года. Однако потом переговоры были перенесены на апрель. Не исключено, что ближе к их началу дата встречи вновь будет отодвинута на более поздний срок.

Водный альянс или кочевой союз?

"Мы всегда были готовы к сотрудничеству с соседями, но они, мягко говоря, последние три года уклонялись от этого, - говорит по этому поводу министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Сапарбек Балкибеков. – Но сегодня существует угроза дефицита не только энергии, но и воды".

"Есть определенные разногласия по этому вопросу с соседними странами, расположенными в низовьях реки Нарын, - подчеркивает премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов. - Сопредельные страны с 1992 года начали поставлять углеводородное сырье для ТЭЦ Кыргызстана в зимний период по рыночным ценам, при этом они не считают спускаемые воды из Токтогульского водохранилища энергетическим ресурсом. Мы хотим получать плату от соседних стран за регулирование стоков и накопление воды в Токтогулке".

Глава правительства Кыргызстана полагает, что вопрос об этом обязательно будет поднят на межгосударственной встрече в апреле. Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР, в свою очередь, всерьез рассчитывает на возможность заключения новых договоренностей как части антикризисной программы, которую готовит ведомство. Не исключено, что вопрос об этом будет вынесен на обсуждение президентов Нурсултана Назарбаева и Курманбека Бакиева в рамках инициативы о создании Центральноазиатского союза.

"Не стоит забывать и о том, что существует такое понятие, как "большая Центральная Азия", - заявил ранее ИА "24.kg" член-корреспондент Национальной академии наук Кулубек Боконбаев. - Свои претензии на воду могут предъявить Афганистан и приграничные районы Китая. Это может стать угрозой энергетического кризиса в регионе. Чтобы избежать этого, в идеале, следует совершить экономическое и политическое объединение центральноазиатских государств. Сделать это предложил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Другой модели я пока не вижу. Все должно держаться на уважении прав каждого государства, незыблемости его границ, соблюдении суверенитета и справедливой взаимопомощи".

Кулубек Боконбаев полагает, что необходимо договорится о том, чтобы Казахстан и Узбекистан принимали участие в поддержании работоспособности гидротехнических сооружений в Кыргызстане и Таджикистане. "Я говорю о расчистке дна водохранилищ, ремонте плотин, работой которых, по сути, пользуются оба государства, лежащие ниже по течению", - поясняет ученый.

Альтернатива слива

Оппозиция, соглашаясь в подобном вопросе с властями, предлагает свои решения проблемы. По мнению одного из ее лидеров, члена Общественного парламента Темира Сариева, правительство Кыргызстана должно в обязательном порядке изменить энергетическую политику и отношение к гидроресурсам страны. Он убежден, что республика должна настоять на заключении долгосрочных соглашений с сопредельными республиками по пропуску воды и определить конкретные объемы отпускаемых воды и электричества.

Экс-секретарь Совета безопасности Кыргызстана Мирослав Ниязов, примкнувший к оппозиции, предлагает вернуться к идее гидроэнергетического альянса с Таджикистаном. По его словам, сотрудничество обеих республик в этой сфере могло бы послужить инструментом политического давления на другие страны региона. Пока же, как он считает, обе республики, располагая 90 процентами воды в Центральной Азии, находятся в более униженном положении, чем те, кто пользуется стоками.

Официальный Бишкек вместе с тем рассматривает еще один альтернативный путь, который позволил бы ему решить проблемы в гидроэнергетике в том случае, если не удастся договориться с соседями. Всемирный банк обсуждает с правительством Кыргызстана вопросы поставки электроэнергии в Южную Азию. ВБ уже оказывает помощь в проведении технического аудита энергетических компаний. Предполагается, что при помощи международных доноров Кыргызстан создаст на своей территории несколько новых электростанций и протянет ЛЭП, которая позволит осуществлять экспорт киловатт в дальнее зарубежье.

Поставки электроэнергии в Южную Азию предполагают осуществлять в рамках специально созданного консорциума, куда вошли Афганистан, Кыргызстан, Пакистан и Таджикистан. Межправительственный совет, созданный четырьмя республиками, также планирует провести свое заседание в апреле 2008 года - в Исламабаде.

Однако, как полагают эксперты, подобные проекты следует осуществлять с учетом интересов сопредельных стран. Об этой необходимости говорят и партнеры Кыргызстана из дальнего зарубежья. "Развитие гидроэнергетики в Кыргызстане должно отвечать интересам всех республик Центральной Азии, - отметил ранее по этому поводу Посол ФРГ в Кыргызстане Клаус Гревлих, активно выступающий за новый формат гидроэнергетического сотрудничества в регионе. - Сопредельные государства нуждаются как в воде, так и в электричестве, которое могут вырабатывать ГЭС в Кыргызстане. Задача страны – использовать эту возможность в национальных интересах, но при этом не забывать о миротворческой миссии подобного проекта".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ