Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №202(08.09.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Россия укрепляет позиции в Центральной Азии

02.09.2008. Информационно-аналитический Портал  «Евразийский Дом»

Андрей Грозин

Известно, что публично, в частности, на последнем саммите ШОС в Душанбе, руководство стран Средней Азии и КНР достаточно сдержанно трактовали военные действия России на Кавказе. Но в целом, России была выражена поддержка.

Западные наблюдатели ожидали, что ШОС полностью поддержит Россию. На первый взгляд, этого не случилось, что позволило Западу сделать поспешный вывод о том, что Россия оказалась чуть ли не в дипломатической изоляции. Это не так. Желаемое выдали за действительное.

В ходе односторонних и многосторонних переговоров, часто за закрытыми дверями в узком формате, России на словах, что более значимо для этого региона, было оказано полное понимание, а российские действия на Кавказе оценены как оправданные, совершенно необходимые и справедливые. Наиболее активно сторону России заняли, естественно, Китай и лидер Казахстана Н.Назарбаев, причем публично.

Затем публично Россию поддержал президент Таджикистана Э.Рахмон. Не меньшая поддержка высказана и со стороны узбекского лидера И.Каримова. Киргизия также поддержала Россию, но сделала это несколько скупо. В общем, все государства Средней Азии и Китай высказались солидарно с российской стороной. Так что говорить, что саммит ШОС прошел неудачно, не следует. Саммит прошел успешно, причем так, как планировала Россия.

Об этом свидетельствует и визит премьера Владимира Путина в Узбекистан. Известно, что на Востоке большое значение придают демонстрационной модели поведения. То, как встречали российского премьера, говорит о том, какое значение в Ташкенте придают узбекско-российским отношениям. Я не припомню, чтобы за последние два-три года премьера другой страны лично встречал президент Узбекистана Ислам Каримов.

Для Узбекистана развитие отношений с Россией значимо по многим направлениям. Прежде всего, по энергетическому. На переговорах была рассмотрена цена на узбекский газ, закупаемый «Газпромом». Трудно сказать, насколько она будет больше. Но она явно вырастет выше $160 за кубометр с 2009 года (по цене $160 за кубометр газ закупается со второй половины текущего года) и будет коррелироваться с ценой за баррель нефтяного эквивалента. Тем более что такая модель ценообразования успешно отработана Россией с Туркменией. Скорее всего, итоговая цена с 2009 года составит больше $200.

Узбекистан экспортирует своего газа, по сравнению с соседями, не так много. Туркмения ежегодно – около 40 млрд. кубометров. Узбекистан – от 7 до 10 млрд. кубометров. В такой ситуации для «Газпрома» важны не только объемы газа, но и развитие других перспективных проектов в области расширения добычи и развития транспортных мощностей.

В энергетической сфере у России до сих пор монопольное право на транспортную инфраструктуру стран Средней Азии. Но почивать на лаврах нельзя. Надо расширять существующие мощности и строить новые трубопроводы. Я думаю, что такие предложения будут представлены Узбекистану.

Кроме того, рассмотрен вопрос об интеграции Ташкентского авиационного производственного предприятия им. Чкалова в Объединенную авиастроительную корпорацию. Фактически он решен, осталось согласовать последние документы и распределение долей.

Возможно расширение и военно-технического сотрудничества. Для этого достаточно посмотреть хотя бы на состав российской делегации. Здесь я бы не согласился с не слишком комплиментарными отзывами некоторых российских СМИ о якобы не очень удачной ранее состоявшейся встрече первого вице-премьера Узбекистана Рустама Азимова и российского вице-премьера Сергея Иванова. Основные вопросы, на самом деле, были согласованы, а документы одобрены.

Нужно сказать, что все действия России в Средней Азии – и визит первого вице-премьера Виктора Зубкова в Туркменистан, и решения, принятые в ходе визита президента Дмитрия Медведева в Душанбе, и встреча российского премьера с лидером Узбекистана в Ташкенте – все это хорошо скоординированная и продуманная активность российских властей, которой предшествовала большая аналитическая работа.

Это лишний раз показывает, что у России много партнеров, она не находится в изоляции и, тем более, речь не идет о ее превращении в страну-изгоя. И эта активность будет продолжаться, независимо от того, что решат в Вашингтоне и Брюсселе.

События на Кавказе подтолкнули Россию к Центральной Азии. Но не они вызвали активность российских властей на этом направлении. Россия развивает отношения со странами Средней Азии не первый год. И Россия, независимо от ситуации на Кавказе, реализует один главный проект – превращение в одну из ведущих мировых стран. Этот процесс носит объективный характер.

Это отражение того, что мир становится многополярным, он дробится. То, что США и Европа не хотят этого понять, это, как говорится, их проблемы. Модель однополярного мира во главе с США после событий на Кавказе девальвируется с каждым месяцем, она обанкротилась. И каждый из визитов представителей российской власти в страны Средней Азии в том числе является отходом от однополярности.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ