Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


 Армения: сложный выбор в пользу всех

Сегодня.ру, 07.10.08

Антон Кривенюк

В Армении 29 сентября стартовали военные учения НАТО "Cooperative Longbow/Lancer - 2008". Эти учения проводятся в рамках программы Североатлантического альянса "Партнерство во имя мира" и "Стамбульской инициативы сотрудничества". Высокопоставленные чины армянского оборонного ведомства видят в факте проведения учений массу плюсов. Не в последнюю очередь это повышение качества взаимодействия при возможных миротворческих операциях. Более того, Ереван рассматривает учения как еще один способ укрепить региональное доверие и безопасность.

В учениях должны были принять участие семнадцать государств. Но весомые аргументы не ехать на них изложила Грузия, у нее конфликт. Еще более аргументированно выглядит неявка Азербайджана, учения проходят ведь в Армении. Отказались от участия также Россия и Турция. Учения продлятся до 20 октября 2008 года. В них примут участие 900 военнослужащих. Цель – отработка навыков совместных действий в структурах сил НАТО. Учения проходят в два этапа - командно-штабные и полевые.

Нынешние учения НАТО не первые, которые проходят на армянской территории. В апреле 2003 года Армения также принимала НАТОвские учения.

Интересным фоном для НАТОвских учений в Армении является то, что в этом году страна стала председателем Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) - организации, которую в какой-то степени можно назвать конкурирующим проектом НАТО и поддерживаемую Москвой. Сочетание мало сочетаемого – в этом вся внешняя политика Еревана, вынужденного одновременно играть на нескольких роялях.

Ни для кого не секрет, какова степень влияния России в ОДКБ. Также не секрет то, что Москва предприняла определенные дипломатические усилия для того, чтобы ее решение о признании Абхазии и Южной Осетии получило поддержку и со стороны других членов ОДКБ. Впрочем, достичь такого результат пока не удалось, а в случае с Арменией, вряд ли в Москве серьезно ожидали, что Ереван в действительности пойдет на такой шаг.

На самом деле события в Грузии, и война с Россией – это то, что нужно было Еревану меньше всего. Пятидневная война поставила перед Арменией и ее разновекторной внешней политикой серьезные вопросы. Вообще, эти события стали серьезным испытанием для уже сложившегося курса Еревана во внешнеполитических вопросах. Но, похоже, у Армении и ее президента нет другого шанса, как постараться продолжить свою политику и в новых условиях. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что 30 сентября, в день когда Абхазия праздновала юбилей независимости, Серж Саргсян оказался в Тбилиси, где провел встречи за закрытыми дверями с грузинским президентом Саакашвили и получил из его рук орден. Связка с Абхазией уместна постольку, поскольку не в последнюю очередь годовщину победы над грузинскими войсками там празднует и местная армянская диаспора. Абхазия – государство, в котором армянская диаспора составляет настолько большой процент населения, как нигде в мире.

Но вернемся к визиту президента Армении в Грузию. Результаты переговоров, по общему мнению, неплохие, стороны пришли к взаимопониманию по большинству ключевых вопросов повестки дня. Сам факт визита ставит крест на даже чисто теоретической перспективе признания новых государств, хотя Саргсяна нельзя обвинить в неискренности в этом вопросе. Некоторое время назад президент Армении заявил о том, что его страна не пойдет на такой шаг, поскольку не решилась даже на признание Нагорного Карабаха, несмотря на всю очевидность ситуации.

Успешность грузинских переговоров армянского президента, кажется, даст возможность Армении сохранить прежний курс во внешней политике. К этому также пристегивается наметившиеся улучшение отношений с Турцией.

Насколько долго, впрочем, Армения сможет проводить такую политику, не совсем ясно. Никто не сможет отрицать того, что уровень конкуренции за влияние на Южном Кавказе вырос. И Россия и США отбросят многие дипломатические барьеры, требуя максимального удовлетворения своих интересов. И, видимо, Еревану в этом контексте предстоит очень сложная игра. Хотя, пока аналитики, как в Москве, так и в Вашингтоне обещают, что их страны не будут давить на Армению. Все хорошо понимают ее сложное положение.

В армяно-грузинских отношениях дипломатическая скромность – давнее основополагающее правило игры. Сейчас никого не обманешь тем, что две страны исключительно доверяют друг другу. В Грузии к Армении относятся с большим подозрением потому, что она стратегический союзник России, и что ее политическая элита весьма радикально настроена в отношении к находящемуся в составе Грузии Джавахку. Но надо отдать должное на официальном уровне это не проговаривается. Зато в прессе в обоих государствах радикализма хоть отбавляй.

Бывший президент Армении, а ныне лидер армянской оппозиции Левон Тер-Петросян однозначно возложил ответственность за войну в Южной Осетии на Грузию и поддержал Россию. Но проблемы могут прийти с другой стороны. Турция в разгар событий в Грузии выступила с инициативой создать «Платформу стабильности и сотрудничества на Кавказе», и ее в этом поддержала и Армения, и Россия. Но платформа, которая менее всего учитывает интересы Грузии, в Тбилиси была встречена весьма прохладно. А это значит, что реализация установок этой платформы на практике, внесет охлаждение отношений между Ереваном и Тбилиси.

Армении к тому же предстоит адекватно отреагировать и на другую ситуацию. Признание Россией Абхазии и Южной Осетии не сделало эту перспективу более близкой для Нагорного Карабаха и Приднестровья. Более того, Москва, получив доказательство опасности угроз, которые несет с собой неурегулированность этих вопросов, вплотную решила заняться содействием в урегулировании споров. Но все больше моментов указывает на то, что Россия не собирается использовать для этого существующий механизм, то есть, Минскую группу ОБСЕ. В принципе, это правильно, так как ее деятельность за полтора десятка лет оказалась провальной. Но в рамках этой группы обеспечивается участие в урегулировании конфликта США и Франции, которые помимо России играют там важную роль. Именно поэтому, если кто в Армении и отнесся с сомнением к новым инициативам Турции, так это силы, нежелающие менять формат урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Прямо это никто не скажет, но весь вопрос тут не во влиянии на процесс разных государств. Дело в том, что Армении объективно выгодна бесперспективная работа Минской группы ОБСЕ, поскольку в отсутствии понятных перспектив урегулирования, ее бесконечная работа дает возможность Еревану укреплять статус-кво. А смена формата переговорного процесса может задать ряд совершенно новых вопросов, отвечать на которые Еревану не хочется. Вероятнее всего, если вопрос о смене формата все-таки материализуется, то его сторонниками, скорее всего, станут Россия и Турция, а противниками – США, Евросоюз и, в конце концов, сама Армения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ