Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Потуги Турции - Россия ищет нового союзника?

Правда.ру, 08.10.08

Владимир Анохин

Некоторые российские эксперты воодушевлены активизацией Турции на Кавказе и Средней Азии. «Умеренные в исламе, обиженные Евросоюзом, покровители конфлик-тующих сторон, союзники России в вопросах баланса сил на Черном море и обладатели перекрестка энергетических путей в Европу Турция после вековых дрязг с Россией ста-нет её надежным союзником» - пишет эксперт Владимир Анохин в Прадва. ру. Ниже приводим все его умозаключения относительно турецких инициатив:

Геополитическая ситуация на южном фланге России требует от Турции более активных действий. Она чувствует, что засиделась на берегах Босфора и её устремления простираются гораздо дальше черноморских проливов. Чтобы добиться восстановления мира и стабильности на Кавказе на долгосрочную перспективу, Турция предпринимает серию дипломатических инициатив, которые базируются в основном на следующих трех основах.

Во-первых, серьезное отсутствие взаимного доверия между странами. Россия и Грузия находятся в состоянии войны друг с другом. Отношения между Арменией и Азербайджаном в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе и вокруг него немногим отличаются от российско-грузинских. Существуют также проблемы между Турцией и Арменией.

Отсутствие взаимного доверия в регионе создает благодатную среду для возникновения нестабильности, уязвимости. Такое недоверие мешает налаживанию политического диалога, экономического сотрудничества и добрососедских отношений, которые, крайне нужны кавказским государствам для обеспечения собственного благополучия. Напряженность в обстановке стала неотъемлемой чертой ситуации на Кавказе за последние 17 лет, поскольку ни одна из попыток урегулирования длительных конфликтов не дала положительных результатов.

И Турция в эту ситуацию решила срочно вносить коррективы. Странам Кавказа нужно разработать методику поиска решений собственных проблем внутри региона. Турция предлагает объединить страны региона в рамках «Кавказской платформы стабильности и сотрудничества». В интересах наращивания мер доверия между этими странами Турция считает, что пришла пора применить региональный, но вместе с тем всесторонний подход.

«Кавказская платформа стабильности и сотрудничеств» предоставляет в этом плане хорошую возможность. Данная платформа не претендует, на подмену каких бы то ни было институтов, механизмов и международных организаций, занимающихся решением кавказских проблем. Наоборот, она дополняет их, налаживая общение между странами региона.

Это механизм для укрепления стабильности, доверия и сотрудничества, а также форум для налаживания диалога. В таком контексте эта платформа не только соответствует курсу Турции на вхождение в ЕС. Она также дополняет стратегию Евросоюза и его концепцию в отношении кавказского региона, а именно - политику добрососедства ЕС. Такая вспомогательная и дополняющая функция может придать региону новый импульс и момент силы.

Во-вторых, чтобы предстать в качестве по-настоящему честного посредника в этом регионе, Турция выдвинула инициативу создания благоприятной атмосферы для нормализации своих двусторонних отношений с Арменией. Поскольку процесс нормализации турецко-армянских отношений продвигается вперед, возникает необходимость урегулирования проблемы Нагорного Карабаха.

Два эти процесса имеют взаимно усиливающий характер. Любая положительная подвижка в одном процессе может оказать мощное стимулирующее воздействие на другой. Турции уже предлагает себя посредником в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха в качестве посредника. Баку, и Ереван стремятся к достижению полного урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией.

В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть важность конструктивного и всеобъемлющего подхода к разрешению проблем кавказского региона. Турция решительно выступает за соблюдение таких основополагающих принципов международного права, как независимость, суверенитет и территориальная целостность государств, а также за мирное урегулирование конфликтов путем диалога.

Выдвинув недавно вышеуказанные инициативы, Турция стремится принести стабильность и процветание в кавказский регион. «Кавказская платформа стабильности и сотрудничества» способна сыграть ведущую роль в достижении такого результата. Благоприятную атмосферу для сотрудничества, гармонии, доверия и взаимопонимания в регионе можно создать только после того, как споры и конфликты на Кавказе будут урегулированы мирно и окончательно.

Выступив с инициативой «Платформа мира и стабильности на Кавказе», Анкара может пойти на ряд акций по упрочнению своего влияния и в Средней Азии. В этом отношении Туркмения – один из наиболее важных игроков региона, располагающий большими запасами газа. Нельзя исключать, что Анкара выступит с предложением о расширении политического сотрудничества с Туркменией с целью выстраивания общей линии партнерства со всеми среднеазиатскими государствами.

Район Кавказа и Средней Азии охватывает 8 государств, ни одно из которых не имеет выхода в открытое море. Геополитическим центром указанного района является Каспийское море.

В шельфе этого большого озера есть залежи энергоносителей, которые являются основным богатством стран региона. США являются сравнительно новым геополитическим участником игры для региона Средней Азии и Кавказа.

Спорных моментов в разрешении каспийского геополитического пасьянса – вопрос о реальных целях Москвы и Вашингтона в регионе. Картина усложнена значительно присутствием мощных российских и американских энергетических компаний. С одной стороны им следовало получать поддержку со стороны своих правительств, но с другой - в стремлении получения максимальной прибыли эти компании могут вести самостоятельную политику в отношении государств Каспийского региона.

В эпоху глобализации национальные государства являются основными, но не единственными субъектами международных отношений. Сейчас самой важной задачей Москвы является удерживание российской и казахской нефти и газа в одном экспорт-ном бассейне под физическим и политическим контролем России.

Достижение этой цели выглядит вполне реалистично, так как в июне 2002 г. президенты Путин и Назарбаев подписали несколько договоров, по которым в следующие 15 лет по российским экспортным маршрутам будут проходить по 45 миллионов тонн казахской нефти ежегодно. Для сравнения – экспорт казахской нефти по другим маршрутам в настоящий момент не более 3 миллионов тонн в году.

Государства Средней Азии и Кавказа дают себе отчет в том, что если у них нет ресурса быть самостоятельными геополитическими игроками, лучшим для них вариантом будет придерживаться орбиты бесспорного мощного соседа.

В целом в регионе на Средней Азия и Кавказа постепенно оформляется новая геополитическая конфигурация, при которой усиленное американское присутствие сводится на нет влиянием России, которая контролирует основные маршруты экспорта нефти и газа. В пользу Москвы – наличие дуги нестабильности южнее Средней Азии и Кавказа, которая включает Афганистан, Иран и районы, населенные курдами.

Племенные вражды в Афганистане и исламистский режим в Иране закрывают путь каспийской нефти и газа к портам Индийского океана. Серьезное ослабление российских геополитических позиций может наступить, если Афганистан станет более надежным и стабильным государством или если фундаменталисты будут вытеснены из власти в Иране.

Но если Россия и США вступят в новый этап острого соперничества, то результаты этого соперничества могут оказаться в самом начале более ощутимы в Средней Азии и на Кавказе. Вот здесь турецкая активность проявиться как -нельзя кстати. Умеренные в исламе, обиженные Евросоюзом, покровители конфликтующих сторон, союзники России в вопросах баланса сил на Черном море и обладатели перекрестка энергетических путей в Европу Турция после вековых дрязг с Россией станет её надежным союзником.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ