Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №206(13.10.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


 Андрей Арешев: Европейцы на Кавказе: "бюро добрых услуг" или ширма для НАТО?

Фонд стратегической культуры, 09.10.08

Россия выражает искреннюю заинтересованность в усилении присутствия Европейского Союза на Кавказе в качестве объективного и беспристрастного посредника, способного успокоить ситуацию. Об этом свидетельствует как вывод российских миротворцев из "буферной зоны" в соответствии с планом Медведева - Саркози (при этом бывшие миротворческие посты сравниваются с землей, а затем сдаются непосредственно грузинам) (1), так и недавние предложения Москвы по уточнению формата выполнения европейцами своей миссии.

Международные наблюдатели, которые заменят в буферных зонах у Южной Осетии и Абхазии российские миротворческие силы, должны быть вооружены для обеспечения порядка и безопасности. Такое мнение высказал журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько. По его словам, Дмитрий Медведев сформулировал эту позицию российской стороны еще на переговорах в Москве с Николя Саркози.

Д.Медведев на переговорах в Москве, отметил С.Приходько, не был против большего числа наблюдателей. "Чтобы их больше было - еще лучше. У нас не только нет аллергии, мы готовы там взаимодействовать", - сказал помощник российского президента. Он добавил, что в настоящее время в буферных зонах на Кавказе между сотрудниками международной миссии и российскими миротворцами установились "очень корректные отношения", они взаимодействуют друг с другом.

"Из теоретических возможностей (помешать выводу миротворцев РФ) представляю одну: что Европейский союз будет настаивать, чтобы они там задержались. Если говорить серьезно - не говорю о плохом - но если что-то произойдет с наблюдателями Европейского союза, что-то такое совсем нехорошее, и они попросят нас там задержаться. Если рассуждать гипотетически, это единственная возможность, потому что никакие провокации и никакие заявления грузин [нам не помешают]", - сказал С. Приходько.

Однако возможное придание европейским наблюдателям в Грузии полицейских функций - только одна сторона медали. С. Приходько также напомнил, что ЕС взял на себя ответственность за безопасность в регионе, и теперь спрос за ее обеспечение перекладывается с России на Евросоюз.

"Мы из тех, к кому обращаются, будем плавно перетекать в другое качество: будем обращаться к Европейскому союзу с просьбой информировать нас, что там происходит, обеспечиваются ли полицейскими необходимые условия безопасности", - заявил он, добавив, что теперь ЕС несет ответственность за "любые возможные провокации, за непредотвращенные теракты". "Мы эту ответственность, такой подход приветствуем, но, подчеркиваю, будем с них спрашивать", - сказал помощник президента РФ (2).

Получение информации (особенно, если она будет соответствовать действительности) - это, конечно, хорошо. Правда, в чем будет заключаться ответственность европейцев, остается неясным. Собираются ли подопечные господина Хабера, скажем, в случае активизации диверсионно-террористической деятельности в прилегающих к Абхазии и Южной Осетии районах признать провал своей миссии и досрочно передать свои позиции российским миротворцам? Или же наоборот - будут настаивать на усилении своей миссии тяжелой военной техникой или дополнительными "миротворческими контингентами", скажем, под эгидой НАТО? Вспомним опыт Боснии и Герцеговины начала 90-х: ООН-овские "миротворцы" вольно или невольно способствовали разогреву ситуации, затем все дружно заговорили об их "неспособности" прекратить столкновения (как будто им и ставилась задача продемонстрировать свою "неспособность"), а на следующем этапе ООН-овские "голубые каски" уступили место войскам США и НАТО, которые стали наносить удары по позициям боснийских сербов.

В нашем случае роль Изетбеговича и Силайджича играют Саакашвили и компания, осетины и абхазы являются "боснийскими сербами". России, разумеется, отведена роль "большой Сербии", а миссия господина Хабера может стать аналогом миссии ООН в Боснии и Герцеговине в начале 90-х, подготовившей почву для реализации "дейтонского" и косовского сценариев с их "жестким миротворчеством"... Да и ответ на вопрос, не окажется ли "европейское" оружие в руках атакующих Южную Осетию и Абхазию грузинских боевиков, вряд ли так однозначен, как это может показаться на первый взгляд.

По словам главного военного прокурора С.Фридинского, на некоторых образцах изъятого в Южной Осетии оружия стояли формуляры производства 2008 г., что говорит о том, что вооружение в Грузию поставлялось намеренно для ведения военных действий. Кроме того, по словам С.Фридинского, получены документальные подтверждения обучения грузинских миротворцев взрывному делу иностранными инструкторами (3). В новой ситуации, сложившейся после 1 октября (начало миссии ЕС), могут открыться дополнительные возможности: предполагать, что долгосрочные планы наших западных "партнеров" в отношении Кавказа претерпели существенные изменения, было бы полной наивностью...

Российская сторона уже начала задавать вопросы представителям ЕС. Глава МИД РФ Сергей Лавров, например, направил послание президенту Швейцарии (sic!), в котором обратил внимание на то, что Евросоюз "настаивал на быстром выводе российских миротворцев из этих зон, а сейчас там рвутся фугасы". Очевидно, имеется в виду инцидент, случившийся 6 октября: у границ Абхазии произошел подрыв взрывного устройства перед колонной российских миротворцев, выводимых в соответствии с планом "Медведева - Саркози" (4).

Представляется, однако, что рваться будут скоро не только фугасы, но и кое-что посерьезнее. З августа в Цхинвале уже произошел теракт с использованием начиненного взрывчаткой автомобиля. (Заметим в скобках, что именно такой способ осуществления терактов был широко распространен в Ираке, где проходили - и проходят - "обкат-ку" грузинские военнослужащие).

А вот вопрос о том, можно ли с Евросоюзом в его нынешнем состоянии вести сколько-нибудь продуктивный диалог по Кавказу, остается открытым. Весьма красноречиво на этот счет заявление министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, сделанное 5 октября. Согласно сообщению Associated Press, Б.Кушнер высказался в том смысле, что государства Европы заняли выжидательную политику и ни по одному важному вопросу, среди которых конфликт на Кавказе, ситуация в Афганистане и Ираке, не готовы сейчас принимать конкретных решений. Читай: Европа не готова принимать решений по важным политическим вопросам до смены власти в США. Глава французской дипломатии тем самым фактически признал отсутствие у ЕС самостоятельной внешней политики (5).

Напомним, что в разгар кавказского кризиса тот же Кушнер обосновывал необходимость вмешательства ЕС тем, что США, целиком и полностью поддержавшие Тбилиси, являются стороной конфликта. А посол Франции в России, выступавший в МГИМО в хо-де очередного Конвента РАМИ 26 сентября удивлялся тому, что в Москве, по его мнению, недостаточно оценили именно общеевропейское "измерение" посредничества Николя Саркози в дни августовского конфликта. Соответствующую проблему обрисовал и Владимир Путин. В интервью германскому телеканалу ARD (с обнародованием его пол-ной версии в кичащейся своей "свободой прессы" Европе творились прямо-таки чудеса) глава российского правительства, проводя параллели между позицией Европы в вопросе о территориальной целостности Сербии и реакцией стран ЕС на события в Грузии, заметил: "Если европейские страны так и дальше будут вести свою политику, то разговаривать о европейских делах нам придется с Вашингтоном".

Намерения Вашингтона в отношении Кавказа достаточно хорошо известны. Экономические проблемы в США способны на некоторое время оттянуть активную фазу реализации этих намерений, но не более. Скорее наоборот, возрастет соблазн "загрести жар" чужими руками, и здесь Евросоюз (ближайший политический союзник США) представляется почти идеальным инструментом. Вот только к обеспечению долгосрочной стабильности на Кавказе это имеет мало отношения.

Если предложения Москвы по демилитаризации Грузии, введению эмбарго на поставки вооружений в эту страну при создании соответствующей системы контроля за его соблюдением (включая порты Поти, Батуми, воздушное пространство и т.д.) останутся без ответа, - новая война станет лишь вопросом времени. России надо быть готовой к жестким вариантам миротворчества, аналогичным тому, какой был реализован 8 августа. Иначе "творить мир" будут другие, причем - по югославскому сценарию...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ