Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №210(24.11.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ЗАКАВКАЗЬЕ



Как они будут «наказывать» Россию

Фонд стратегической культуры, 19.11.08

Гурия Мурклинская

Вспоминаю некоторые подробности предвыборной президентской кампании в США. Обещания «наказать Россию» звучали в предвыборных речах обоих кандидатов. Тем, кто склонен недооценивать подобные обещания, напомню, что Америка – не просто страна с воинственной идеологией, но одна из самых идеологизированных стран мира. Идеи главенства Америки в мире, ее особого права нести «демократию» во все уголки планеты и диктовать свою волю другим народам настолько укоренилась в умах американцев, что этому единодушию позавидовал бы любой тоталитарный режим. Массированное информационное воздействие привело американское общество в состояние патриотической мобилизации, которое сравнимо с чувствами народа, ведущего «священную войну» с вторгшимися на его землю оккупантами. Что из этого следует?

Те, кто оценивает итоги Вашингтонского форума G-20 с осторожным оптимизмом, полагают, что США будут вынуждены изменить свою внешнюю политику и даже отказаться от сложившейся финансово-экономической системы, основанной на диктате Америки. Возможно ли такое? Готово ли американское общество, убежденное в своей исключительности, отказаться от идеи завоевания Америкой мирового господства? Готовы ли рядовые американцы снизить уровень своего потребления до уровня даже не среднеобеспеченного китайца, а хотя бы европейца? Готовы ли Соединенные Штаты перестать расплачиваться за всё, что они покупают за пределами своей страны тоннами ничем не обеспеченной цветной бумаги с долларовой символикой? Отвечаю: нет и ещё раз нет!

Почему Барак Обама не приехал на саммит G-20, а прислал вместо себя Мадлен Олбрайт? И почему так лучезарно улыбался, принимая гостей саммита, Джордж Буш? Это лучезарное гостеприимство с богатыми столами, напоминавшими пир во время чумы, нужно, чтобы выиграть время.

Пока в Вашингтоне говорят о финансовом кризисе, в Грузии полным ходом идет восстановление разрушенной военной инфраструктуры, осуществляются поставки оружия, диверсионные группы организуют разведывательные рейды в Абхазию и Южную Осетию. Параллельно активизируется северокавказское бандподполье всех мастей и окрасок от псевдоправозащитных организаций до террористов-смертников. Расширяется миссионерская деятельность салафитских проповедников. На Северном Кавказе для вовлечения молодых людей из малоимущих семей в так называемые джамааты им выплачиваются хорошие по местным меркам деньги. Платят за всё: женщинам – за ношение хиджаба, мужчинам - за изучение ислама, за регулярное посещение мечети, за обучение в лагерях диверсионному делу, оказывают помощь семьям боевиков в случаях ранения или гибели «кормильца».

Большое количество мелких банд-групп со всего Северного Кавказа перебазировалось в южные леса Дагестана, пограничные с Азербайджаном. Уже весной 2009 года можно ожидать крупных акций по дестабилизации обстановки в этом районе.

Идущее полным ходом перевооружение грузинской армии и нацеливание Грузии на реванш означают, что США не отказались от планов захвата стратегического контроля над Черноморско-Каспийским регионом для последующего броска на Иран и Персидский залив. Сделать это будет можно путем провоцирования любого из нескольких тлеющих этнических конфликтов на территории Азербайджана, чтобы получить предлог для ввода в эту страну натовских (турецких) войск. Предпосылки для реализации такого сценария в виде проамериканской «пятой колонны» в Азербайджане созданы.

Одновременное обострение ситуации в Азербайджане и Грузии также может привести к вводу в регион натовских войск. В этом случае решение о прямом военном вмешательстве НАТО на Кавказе будет быстрым – опережающим возможную реакцию России.

Зимой обострение обстановки маловероятно из-за того, что лиственные леса становятся прозрачными, террористам действовать становится труднее. Во многих городах Северного Кавказа сейчас наблюдается возвращение боевиков из «зеленки» на зимние квартиры, с переносом, соответственно, беспокоящих террористических акций на территорию городов. Скоро из-за холодов закроются снегом перевалы Главного Кавказского хребта, передвижение в горах между республиками по скрытым тропам будет заблокировано до схода снегов. Освобождение перевалов от снега и появление «зеленки» станут началом нового «полевого сезона» террористической войны 2009 года.

Как раз к весне, когда Барак Обама освоится в Белом Доме и будет готов к принятию ответственных решений, можно ожидать перехода мирового кризиса в военную фазу. И очень велика вероятность того, что произойдет это на стыке Грузии, Азербайджана, России и Ирана.

Для России такой вариант развития событий может оказаться чрезвычайно опасным. «Пятидневная война» выявила серьёзную ослабленность российской армии. По свидетельствам военных, в момент нападения на Южную Осетию офицеры Генштаба, оказавшегося слишком привлекательной «недвижимостью», грузили мебель и освобождали здание на Арбате для последующей его распродажи. Новейшее оружие, которым российские финансисты от оборонки любят похваляться на разных выставках, продаётся за границу, порой - геополитическим противникам России, а нашей армии оставляют обветшавшее за выходом гарантийного срока вооружение брежневской эпохи. С грузинами таким оружием повоевать ещё можно, но серьезный противник заставит поплатиться за это очень жестоко.




Серж Саркисян готов освободить пять районов

 «Зеркало» (Баку), 20.11.08

Р. Миркадыров

 В Армении накаляются страсти вокруг мирных переговоров по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Основным объектом нападок стал президент этой страны Серж Саркисян.

"Власти Армении, не имея серьезного давления ни со стороны России, ни со стороны Запада, желают решить карабахский вопрос самовольно", - заявил вчера на пресс-конференции член инициативы "Миацум" Александр Кананян.

Об этом сообщает Day.Az со ссылкой на Tert.am.

Он представил эксклюзивные подробности недавнего визита Сержа Саркисяна в Карабах, отметив, что они получили эту информацию из очень достоверных источников. А.Кананян рассказал, что на самом деле президент в ходе этого визита встретился с руководством Карабаха и важнейших силовых структур и "тоном, не терпящим разногласий", раскрыл им вариант урегулирования.

По словам А.Кананяна, президент Армении сказал руководству самопровозглашенного Карабаха, что они должны безоговорочно и без каких-либо гарантий вывести войска из 5 "освобожденных" (в действительности - оккупированных - авт.) районов, затем, предположительно в течение двух лет, будет какой-то референдум, после Азербайджану отдадут Кяльбаджарский район.

Представитель инициативы "Миацум" также заявил, что при помощи председателей общин и полицейских это заявление С.Саркисяна передается народу для его подготовки, однако предварительная паника народа Карабаха может перерасти во всеобщую злобу.

Кананян подчеркнул, что "народ Карабаха заставит любую власть Армении считаться с вопросом их безопасности".

А бывший заместитель министра обороны Армении, член Социал-демократической партии "Гнчак" Ваан Ширханян считает, что "Московскую декларацию по Карабаху нельзя считать дипломатической победой, поскольку под ней не стоит подпись карабахской стороны", сообщает Armenia-Today. Выступая по армянскому телеканалу "Кентрон", Ширханян отметил, что успехом декларацию можно не считать и по той причине, что под ней подписалась страна, которая не имела права это делать, - Армения.

"Армения не уполномочена с карабахской стороны подписывать какой-либо документ по урегулированию проблемы "НКР". Эта бумага имела бы значение лишь в том случае, если бы была подписана между Азербайджаном и Карабахом", - уверен экс-глава Минобороны Армении.

На его взгляд, пути решения проблемы, которые приведут к миру, должны найти Карабах и Азербайджан. "Необходимо дать возможность Карабаху, чтобы он сам занялся своей проблемой", - добавил он.

Что касается статуса Нагорного Карабаха, то Ширханян считает, что "НКР" уже давно решила этот вопрос. По его словам, если земли будут меняться против статуса Карабаха, то одним из условий должно быть, чтобы между Арменией и "НКР" не было азербайджанских территорий, поскольку в течение двух лет из Кяльбаджара, Губадлы и Лачина беспрерывно обстреливались села и райцентры Армении: Варденис, Капан.

А члены команды самого "предателя" оценивают ситуацию слишком уж в розовых тонах и в свою очередь обвиняют Азербайджан в произвольной трактовке достигнутых при посредничестве президента России Дмитрия Медведева договоренностей. "Московская декларация имеет исключительно позитивное и важное политическое значение в вопросе урегулирования карабахского конфликта", - заявил, как сообщает "Новости-Армения", секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян. "Это первый документ за последние 14 лет, под которым поставили подписи президенты Армении, Азербайджана и России", - сказал А.Багдасарян в интервью Общественному телевидению Армении. Кроме того, по его словам, этот документ подтверждает неизменность формата Минской группы ОБСЕ. "Это особенно важно в свете того, что Азербайджан в течение последних нескольких лет периодически пытается перенести урегулирование карабахского вопроса в другие международные инстанции, в том числе в ООН и Евросоюз", - пояснил он. А.Багдасарян сказал также, что декларация закрепила политическую необходимость решения карабахского вопроса мирным путем. "Грузино-осетинский конфликт показал, что военное решение проблемы обречено, и в XXI веке чрезвычайно важно решение существующих конфликтов мирным путем, посредством взаимных уступок", - сказал он, добавив, что одной из важных особенностей документа является то, что лидеры трех стран в сущности отказываются от пропаганды политики враждебности. В этой связи секретарь Совета нацбезопасности РА подчеркнул, что "и речи быть не может о каких-либо односторонних уступках, об этом не говорил ни один из высокопоставленных представителей Армении, и не следует вносить в общество дополнительное беспокойство". "По вопросу карабахского урегулирования в Армении будут организованы широкие общественные обсуждения, поскольку армянский народ должен сказать свое слово в этом вопросе", - сказал А.Багдасарян. При этом он отметил, что статус Нагорного Карабаха в вопросе урегулирования конфликта не подлежит торгу ни для Армении, ни для самого Карабаха. "В этом контексте я считаю важным закрепление в Московской декларации международных принципов", - сказал он, пояснив, что именно эти принципы завтра могут стать основой для разработки правового документа урегулирования конфликта. Между тем глава МИД Армении Эдвард Налбандян в рамках визита в страны Балтии посетил университет Вильнюса, где на факультете международных отношений и политологии выступил с лекцией на тему "Безопасность на Южном Кавказе: армянская перспектива". Коснувшись предпринимаемых Арменией шагов для установления мира и обеспечения безопасности в регионе, Э.Налбандян представил ход переговоров по урегулированию карабахского конфликта, подчеркнув, что звучащие в Азербайджане "искаженные" комментарии Майндорфской декларации не способствуют осуществлению принципов, закрепленных в документе, в частности, как способов укрепления доверия. Кстати, в этой сложной ситуации президента Армении попытался поддержать сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. "Вопрос проведения в будущем в Карабахе референдума, а также его механизмы, организация, сроки и участники являются предметом переговорного процесса", - заявил в интервью радиостанции "Свобода" Мэтью Брайза.

По мнению американского дипломата, тот факт, что под Московской декларацией стоит подпись лишь одной страны = сопредседателя МГ ОБСЕ - России, означает, что президент РФ Дмитрий Медведев решил подчеркнуть авторитет своей страны в вопросе урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. Говоря о принципах урегулирования, М.Брайза отметил, что сопредседатели пока не подчеркивают конкретно один из этих принципов, поэтому и в Московской декларации они четко не указаны. В то же время дипломат подчеркнул, что идет работа по поиску баланса между ними. Отвечая на вопрос о том, согласен ли он с мнением, что президент Армении в вопросе Карабаха находится под давлением США, М.Брайза отметил, что это тот вопрос, на который должны ответить сами армяне. "Что же касается самого президента Армении, то США признают результаты выборов и Сержа Саркисяна в качестве президента. Он руководит страной, и мы должны с ним работать. А насколько будут приемлемыми подписанные им документы для народа, это должен решить именно народ. Могу только отметить, что он довольно принципиальный и разумный переговорщик, и так же, как и президент Алиев, не согласится на какой-либо вариант, который будет неприемлемым для народов Армении и Нагорного Карабаха. Он умный человек, и в этой связи у меня нет обеспокоенности, что он находится под давлением", - отметил М.Брайза. Комментируя вопрос, согласен ли он с мнением заместителя госсекретаря Даниэла Фрида о том, что подписание соглашения по карабахскому урегулированию может произойти до конца текущего года, сопредседатель отметил: "Это возможно". В то же время он заметил, что считает подобное развитие событий маловероятным. "Не считаю, что есть надобность в ускорении переговорного процесса", - отметил он. Кстати, вчера госсекретарь США Кондолиза Райс позвонила Сержу Саркисяну. О чем шла речь, догадаться, пожалуй, нетрудно. Этот звонок тоже могут отнести к элементам давления со стороны США...

Вот уж на самом деле - "Нет худа без добра". Если в Армении "карабахская карта" во внутриполитической борьбе используется вовсю, то в Азербайджане на это ни у кого сил уже нет…




Посредники обещают поймать “положительную волну”

“Новое время“ (Ереван), 20.11.08

Тамара Овнатанян

Нынешний визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Баку, Степанакерт и Ереван можно назвать плодотворным в плане обилия комментариев, данных ими на протяжении всего маршрута и по всем актуальным вопросам карабахского урегулирования. Не обошлось и без опровержений, которые неизменно сопровождают высказывания американского сопредседателя Мэтью Брайзы в бакинской прессе. Финальная пресс-конференция посредников в посольстве США в Армении подвела черту не только очередному визиту в регион, но и их работе за прошедший год. “Мы завершаем нынешний год одним очень содержательным документом и в будущем году постараемся сделать больше”, — заверил французский сопредседатель Бернар Фасье. “На данный момент сформирована положительная волна, и мы как сопредседатели продолжаем работать в направлении углубления данных настроений”, — пообещал американский сопредседатель Мэтью Брайза. “Московская декларация — это очень большой стимул для организации нашей работы”, — считает российский посредник Юрий Мерзляков.

Традиционный вопрос минской тройке — о существующих между сопредседателями разногласиях — натолкнулся на подчеркнутую солидарность посредников, подкрепленную рукопожатиями, взаимными комплиментами. И даже тот факт, что под Московской декларацией стоит подпись только российской стороны, американского посредника не смущает. “Президент Медведев решил, по-видимому, подчеркнуть авторитет России на Южном Кавказе в плане разрешения конфликтов, и это замечательно”, — заявил Мэтью Брайза в интервью радиостанции “Свобода”, отметив, что Московская декларация не выходит за рамки формата Минской группы.

Российский сопредседатель Юрий Мерзляков посоветовал: “Не ищите противоречий там, где их нет. Если они будут, то вы узнаете о них от нас, не придумывайте их сами и не списывайте у тех, кто очень хочет видеть их”.

Противоречий в высказываниях сопредседателей в процессе пребывания в Степанакерте и Ереване на самом деле не наблюдалось. Автором единственной нестыковки в очередной раз стал Мэтью Брайза, который, согласно публикациям в бакинской прессе, заявил, что “урегулирование карабахского конфликта должно начаться с принципа территориальной целостности Азербайджана”.

В Степанакерте и Ереване он откорректировал сказанное, пожаловавшись на “творческие” подходы азербайджанских журналистов. “В своем интервью я заявил, что необходимо найти такое сбалансированное решение, где бы каждая сторона могла найти то, что ее устраивает, и отметил, какие это могут быть моменты. Речь не об одном, а о многих элементах. Так что можете сами задать вопрос азербайджанским журналистам, почему они делают ссылку лишь на один, а не два принципа”, — сказал он в ходе пресс-конференции в Ереване, посетовав на то, что азербайджанские журналисты либо их редактора решили представить его слова в более выгодном для себя свете. “Я не помню, давал ли я это интервью на русском или английском языке, но мои слова были переведены как минимум два раза. Если вас интересует, вы можете зайти на интернет-сайт посольства США в Баку и прослушать данное интервью, после чего сможете сделать верные выводы”, — посоветовал всем сомневающимся американский дипломат. Поддержавший коллегу французский сопредседатель Бернар Фасье заметил, что они “не являются посредниками между журналистами, а ведут переговоры между главами государств”.

Тема, однако, не была закрыта, и в интервью “Свободе” Брайза вновь остановился на двух принципах международного права — территориальной целостности и права на самоопределение, выразив уверенность, что любое соглашение, которое когда-либо будет заключено между сторонами, должно содержать элементы обоих принципов. “В этом и состоит наша работа — помочь президентам прийти к более четким формулировкам заключительного документа, в которых будут совмещены оба принципа”, — сказал он.

На вопрос, следует ли ожидать скорого, до конца нынешнего года, подписания этого документа, Брайза, который, как правило, спешит со сроками, ответил уклончиво: “Я не считаю, что до конца года это будет возможно. И не думаю, что есть необходимость ускорять процесс переговоров. Он движется вперед, и в этом заслуга обоих президентов, которым удалось достичь взаимного уважения и доверия по отношению друг к другу”.

Центральной темой в комментариях посредников была, как и следовало ожидать, Московская декларация, а также болезненный в ее контексте вопрос об участии Карабаха в переговорном процессе. “Иногда люди думают, что Нагорный Карабах исключен из процесса переговоров. Если мы так часто здесь, то это не для того, чтобы попробовать карабахскую кухню, которую оцениваем очень высоко, не для того, чтобы попить тутовки, а чтобы работать с руководителями Нагорного Карабаха”, — заявил Бернар Фасье в Степанакерте. В Ереване он вновь повторил эту мысль: “Мы очень часто бываем в Степанакерте, и говорить, что Нагорный Карабах не участвует в процессе, неправильно. На данном этапе я бы сказал, что народ Нагорного Карабаха вовлечен в переговорный процесс”. При этом французский дипломат выразил уверенность, что рано или поздно представители Нагорного Карабаха будут сидеть за столом переговоров. “Я неоднократно это говорил и повторяю сейчас”, — заметил он. Российский сопредседатель Юрий Мерзляков, выразив надежду, что стороны впервые за 14 лет перемирия наконец достигнут соглашения, также подчеркнул, что без участия представителей Нагорного Карабаха выработки текста соглашения не будет.

О Московской декларации сопредседатели отзываются исключительно в положительном ключе, акцентируя два важных момента — зафиксированную сторонами приверженность политическому пути урегулирования и формату Минской группы. “Декларация подразумевает переговоры, дискуссии, компромисс, неприменение силы и исключение войны. Кроме того, подчеркивается важность усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые должны продолжать работу на базе предложений, сделанных в Мадриде”, — сказал Бернар Фасье в Степанакерте, подчеркнув важность создания и укрепления доверия между сторонами конфликта.

По мнению российского сопредседателя Юрия Мерзлякова, тот факт, что в декларации содержится ссылка на базовые принципы урегулирования, предложенные сопредседателями в Мадриде, свидетельствует о поддержке усилий посредников. Вместе с тем он отмечает, что “трудно ожидать, что интерпретация Московской декларации в Азербайджане будет полностью совпадать с прочтением этого документа в Армении” и “сложно представить полное единодушие в этом вопросе в обеих странах”. В связи с этим он заметил, что ему трудно комментировать те заявления, которые звучали в Азербайджане. “Мы исходим из того, что услышали от президента Алиева во время встречи с ним три дня назад. А его оценки были самыми позитивными. В частности, он отметил, что подписание декларации свидетельствует о том, что каждая сторона видит свой позитив в этом документе, что вполне естественно”, — заявил Ю.Мерзляков, подчеркнув, что в декларации ничего не говорится о конкретном возможном решении, а говорится лишь о том, что решение должно быть политическим, мирным, что уже немаловажно.

По мнению Мэтью Брайзы, после подписания Московской декларации настроение президентов коренным образом поменялось в лучшую сторону. По этому случаю американский сопредседатель выразил благодарность своим русским коллегам. Он отметил, что у президентов Армении и Азербайджана повышается взаимное уважение и они начинают смотреть на переговорный процесс “глазами друг друга”. Мэтью Брайза в свою очередь подчеркнул, что подписание декларации означает — есть лишь один путь разрешения конфликта и это продолжение мирных переговоров в рамках МГ ОБСЕ. “В последнее время в СМИ, в особенности в армянских, муссируется множество слухов о том, что МГ ОБСЕ готовит тайный протокол, который предусматривает наложение каких-то обязательств на Армению. Никаких секретных протоколов нет и быть не может”, — заявил он.

Сопредседатели коснулись также вопроса обеспечения безопасности народа НКР. “Население Нагорного Карабаха обязательно должно иметь возможность жить в безопасности. На сегодняшний день эта безопасность гарантирована армянской и карабахской сторонами, но в то же время существует сильная оппозиция в лице Баку. Безопасность народа Нагорного Карабаха должна быть также закреплена международными гарантиями”, — отметил на пресс-конференции французский сопредседатель Бернар Фасье.

В свою очередь Юрий Мерзляков отметил, что территории пояса безопасности играют существенную роль в обеспечении безопасности населения Нагорного Карабаха. “В случае адекватной замены, включая международные гарантии безопасности, они могут быть возвращены. А мнение населения Нагорного Карабаха в этом контексте пока еще никто не спрашивал. Поэтому я не могу согласиться с тем, что на все 100 процентов население Нагорного Карабаха выступает против того, чтобы территории были возвращены при соблюдении условий безопасности”, — сказал российский сопредседатель.

Мэтью Брайза также отметил, что население Нагорного Карабаха должно чувствовать себя в безопасности как в военном, так и в экономическом плане. По его словам, сопредседателей очень обеспокоило сообщение об инциденте в Физули. “Мы надеемся, что посол Каспршик, спасший с помощью мониторинга тысячи жизней, проведет кризисный мониторинг в связи с данным событием. Ситуация в Физули вновь продемонстрировала важность шагов, направленных на укрепление доверия между двумя сторонами с тем, чтобы в дальнейшем избегать подобных инцидентов”, — заявил Брайза, добавив, что недопустимо, чтобы в мирное время гибли солдаты. “Сегодня важно, чтобы ни одна из сторон не предприняла никаких шагов, которые могут поставить под угрозу то, чего мы достигли на данный момент”, — заключил он.




Весной начнется новая российско-грузинская война

RUpor.info, 20.11.08

Пока в Вашингтоне говорят о финансовом кризисе, в Грузии полным ходом идет восстановление разрушенной военной инфраструктуры, осуществляются поставки оружия, диверсионные группы организуют разведывательные рейды в Абхазию и Южную Осетию. Параллельно активизируется северокавказское подполье всех мастей и окрасок: от правозащитных организаций до террористов-смертников. Такие неутешительные для России сведения опубликовал аналитический центр Фонд стратегической культуры (ФСК) в отчете под названием «Как они будут «наказывать»

Реванш Саакашвили

Составители документа отмечают, что идущее полным ходом перевооружение грузинской армии и нацеливание Грузии на реванш означают, что США не отказались от планов захвата стратегического контроля над черноморско-каспийским регионом для последующего броска на Иран и Персидский залив. Пор их мнению, сделать это будет можно, спровоцировав любой из нескольких тлеющих этнических конфликтов на территории Азербайджана, чтобы получить предлог для ввода в эту страну натовских (турецких) войск. «Предпосылки для реализации такого сценария в виде проамериканской «пятой колонны» в Азербайджане созданы», - полагают российские специалисты.

И здесь позиции РФ выглядят не самым лучшим образом. «Одновременное обострение ситуации в Азербайджане и Грузии также может привести к вводу в регион натовских войск. В этом случае решение о прямом военном вмешательстве НАТО на Кавказе будет быстрым – опережающим возможную реакцию России», - полагают в ФСК.

Новую кампанию в Закавказье в силу климатических условий и особенностей рельефа можно будет начать только весной 2009 года. В российском тылу фактически на стороне Альянса якобы будут воевать те, кого аналитики Фонда называют «ваххабитами». «Зимой обострение обстановки маловероятно из-за того, что лиственные леса становятся прозрачными, террористам действовать становится труднее. Во многих городах Северного Кавказа сейчас наблюдается возвращение боевиков из «зеленки» на зимние квартиры, с переносом, соответственно, террористических акций на территорию городов. Скоро из-за холодов закроются снегом перевалы главного Кавказского хребта, передвижение в горах по скрытым тропам будет заблокировано до схода снегов. Освобождение перевалов от снега и появление «зеленки» станут началом нового «полевого сезона» террористической войны 2009 года», - сказано в документе.

Как раз к весне новый президент США Барак Обама освоится в Белом Доме и будет готов к принятию ответственных решений. Именно тогда можно будет ожидать перехода мирового кризиса в военную фазу. И очень велика вероятность того, что произойдет это на стыке Грузии, Азербайджана, России и Ирана.

Для России такой вариант развития событий может оказаться чрезвычайно опасным. «Пятидневная война» выявила серьёзную ослабленность российской армии. По свидетельствам военных, в момент нападения на Южную Осетию офицеры Генштаба, оказавшегося слишком привлекательной «недвижимостью», грузили мебель и освобождали здание на Арбате для последующей его продажи. «Новейшее оружие, которым российские финансисты от оборонки любят похваляться на разных выставках, продаётся за границу, порой - геополитическим противникам России, а нашей армии оставляют обветшавшее  оружие еще брежневской эпохи. С грузинами таким оружием повоевать ещё можно, но серьезный противник заставит поплатиться за это очень жестоко», - сетуют военные аналитики.




 Почему Саакашвили покидают сторонники?

The first News Azerbaijan, 24.11.08

Фикрет Садыхов

Грузия отметила пятую годовщину «революции роз». К предыдущим юбилеям правящее «Единое национальное движение» выпускало буклеты, где сообщалось о достижениях, устанавливало монументы, открывало фонтаны. На этот раз не до торжеств.

Тем не менее, власти, желая сплотить общество сочувствием к пострадавшим во время российско-грузинского конфликта, объявили о «неделе милосердия» в помощь беженцам из зоны боевых действий.

Между тем оппозиция снова выступила с требованием досрочной смены власти – не позднее весны 2009 года.

В связи с этим значительно активизировалась экс-председатель парламента Нино Бурджанадзе. По всей видимости, она намеренно выбрала годовщину революции для объявления о создании своей оппозиционной партии «Демократическое движение «Единая Грузия». Тем самым она подчеркнула, что осталась преданной идеалам революции, а Саакашвили и его нынешнее окружение – нет.

Известно, что с проведением съезда у Бурджанадзе были проблемы с выбором зала. И это тоже говорит о многом.

По словам «железной леди грузинской политики», власти препятствовали собранию ее сторонников. Ей неоднократно было отказано в предоставлении помещения для проведения съезда. В связи с этим Бурджанадзе предупредила, что проведет съезд на улице, а это вызовет критику грузинских властей за рубежом.

О намерении создать партию Бурджанадзе заявляла еще в конце октября. Несмотря на то, что идеология партии базируется на поддержке идей «единства Грузии» и приверженности «евроатлантическим демократическим ценностям», «Единая Грузия» будет находиться в жесткой оппозиции к президенту Саакашвили. Судя по всему, уже сейчас кандидатуру Бурджанадзе можно рассматривать в качестве наиболее вероятного «сменщика» Саакашвили.

Экс-спикер подтвердила, что требует проведения весной досрочных выборов, а после консультаций с другими оппозиционерами прояснится, будет ли это требованием досрочных выборов президента или парламента.

Еще один близкий соратник президента Михаила Саакашвили - экс-премьер Зураб Ногаидели тоже ушел в оппозицию. Его партия будет образована в конце января – начале февраля 2009 года. «Оргкомитет уже создан, ? сказал он. – Это будет консервативная, либеральная партия правого толка».

Тем временем, «Объединенная оппозиция» провела свой митинг. Чтобы протестующих не обвинили в дестабилизации обстановки, организаторы еще накануне предупредили о своих планах аккредитованных в стране иностранных послов.

Второй митинг прошел у здания некогда оппозиционной телекомпании «Имеди». «Объединенная оппозиция» потребовала, чтобы управление телекомпанией передали в руки законных наследников бизнесмена Бадри Патаркацишвили.

Почему Саакашвили покинули и покидают сторонники? С чем связано то, что к пятилетию революции о ней уже вспоминают исключительно в печальных тонах?

Не секрет, что за пять лет не удалось консолидировать общество, урегулировать отношения с Россией, решить проблему Абхазии и Южной Осетии, а также большинство социально-экономических проблем. На этом фоне августовская война стала импульсом к новой волне недовольства в обществе.

Самого лидера революции обвиняют в том, что он завел страну в тупик. Потерял территории, проиграл в борьбе за международную поддержку, получил новых беженцев, отодвинул решение вопроса вступления страны в НАТО.

«Саакашвили потерял доверие Запада», ? считает экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили, которая покинула команду президента еще три года назад и сейчас возглавляет оппозиционное движение «Путь Грузии». По большому счету, по словам почти всех оппозиционеров, степень доверия западных партнеров к Грузии снижается из-за непредсказуемых действий грузинского руководства.

Что касается Бурджанадзе, то она пока не нашла своей ниши внутри Грузии. Она более-менее представляет себе, какой имидж должен быть у нее за рубежом, но аудитория и повестка дня внутри Грузии для нее пока не определена. Не думаю, что апелляция к «революции роз» - это своевременная тактика. Так или иначе, это событие достаточно давнее. Сейчас конкуренция должна идти не вокруг оценок прошлого, а вокруг программ и планов будущей Грузии. Именно поэтому заявка Бурджанадзе на публичное отстранение от власти и переход в мягкую оппозицию не получила пока яркого продолжения. Безусловно, ожидания от Бурджанадзе довольно велики, в том числе за рубежом и в России. Но Бурджанадзе еще предстоит как-то эти ожидания оправдать.

Если говорить о самом Саакашвили, то, полагаю, что его режим вышел из того кризиса, в котором он оказался в сентябре. Неудачная война – это испытание для любого политического режима. Возможно, что режим Саакашвили отныне не будет таким прочным, каким он был ранее, но говорить сегодня о его кризисе, а тем более об агонии, как утверждают некоторые российские аналитики, явно преждевременно.




 Азербайджан в НАТО не стремится

Пресс-папье, 24.11.08

Физза

На последней пленарной сессии Парламентской ассамблеи НАТО было принято специальное заявление по грузино-российским отношениям. ПА заявила о своей приверженности решению бухарестского саммита НАТО об обещании Грузии полноправного членства в организации.

Тем временем, в ходе круглого стола в Баку, посвященного российско-азербайджанским отношениям, вице-президент российского Центра политтехнологий Сергей Михеев заявил, что стремление Азербайджана вступить в ЕС и НАТО в ближайшие 20 лет реализовано не будет. По его мнению, это будет настолько возможным, насколько того будет хотеть Россия, и события в Грузии тому подтверждение.

Откуда у российского эксперта такая уверенность?

Комментируя данное заявление, политолог Зардушт Ализаде отметил, что Баку не рвется в НАТО. «Азербайджан объявил, что как государство, он сотрудничает с НАТО и подписал документ о партнерстве с Североатлантическим альянсом. Однако Азербайджан никогда не заявлял, что вступит в НАТО. Однажды в конце 90-х гг. подобное заявление озвучил тогдашний госсоветник по внешней политике Вафа Гулузаде. Полагаю, что Гулузаде сделал это заявление по совету президента Гейдара Алиева. Однако сам Алиев впоследствии заявил, что это личное мнение Гулузаде и Азербайджан в НАТО вступать не намерен. Правда, Гулузаде являлся не просто чиновником, а госсоветником по внешней политике. Просто Алиев его устами посылал сигнал России.

Как известно отношения между Алиевым и Борисом Ельциным были напряженными, и стороны периодически обменивались подобными «выпадами». При Ильхаме Алиева позиция Баку такова, что Азербайджан не хочет стать членом НАТО.

Грузия прилагала большие усилия, чтобы стать членом НАТО, но в итоге она столкнулась с операциями, проведенными Россией в Абхазии и Южной Осетии. Может быть, Грузия навсегда потеряла эти земли…» - сказал Ализаде.

Азербайджан же, по мнению эксперта, открыто заявляет, что не хочет стать членом альянса. В этом вопросе между ним и Россией нет никаких разногласий. То есть Россия не хочет, чтобы Азербайджан стал членом НАТО. «И Азербайджан сам также считает, что не должен вступать в НАТО», - сказал Ализаде.

С точки зрения интересов государственной безопасности, членство в НАТО ничего Баку не даст. Некоторые азербайджанские политики ратуют за скорейшее членство страны в НАТО с надеждой на то, что это позволит ей решить внутренние проблемы.

«Ведущим государством НАТО является Америка, однако она помогает нашему противнику – Армении – деньгами, дипломатическими усилиями, политической поддержкой. С другой стороны, северным и южным соседями Азербайджана являются Россия и Иран, которые имеют очень прохладные отношения с альянсом. К чему нам портить отношения с Москвой и Тегераном? Что это нам даст? Если мы ничего не получаем на вступлении в НАТО, то зачем нужно портить отношения с Россией и Ираном? Здесь ничего сложного нет, это – очевидная истина: Азербайджан не должен быть членом НАТО, ибо членство в этом военном блоке не укрепит нашу государственную безопасность. Напротив, оно еще больше может ухудшить ситуацию», - резюмировал Ализаде




 Подвижки в решении карабахского вопроса появятся не раньше года

Новости Армения, 24.11.08

Эксклюзивное интервью заместителя директора Центра Кавказских исследований МГИМО МИД России Владимира Захарова

«Новости-Армения» - Какую роль и позицию занимает Армения в южнокавказском регионе после августовских событий?

В.Захаров – Если говорить о роли Армении в регионе после событий начала августа, то у нее сложилась самая сложная ситуация. Причина этого в том, что Армения находится в определенной изоляции, все ее государственные границы перекрыты, и единственный существующий для транзитов и грузов путь лежит через Грузию.

Есть, конечно, дорога через Иран, но это совсем небольшая и тоненькая струйка. Ситуация сложная, ведь Армения официально не осудила Грузию, и это естественно, потому что ей просто могут перекрыть воздух.

«Новости-Армения» - И каким Вам видится дальнейшее развитие ситуации?

В.Захаров – Сейчас ситуация в Грузии складывается следующим образом. Грузинский народ информационно оболванен. У него нет подлинной информации. Представьте себе, 30% населения Грузии считает, что выиграло эту войну, в то время как они ее полностью проиграли.

Сейчас, понимают, что Саакашвили пошел ва-банк, и то, что он начал эту войну, не посоветовавшись ни с кем, представляется  как его личная инициатива и личный провал. Но если в Грузии будет новый руководитель, то он будет таким же антироссийским. Выросла полностью антироссийская политическая элита. И народ воспитывается в этом духе, не имеет никакой информации. При этом в Грузии невозможно получить какую-либо антигрузинскую информацию.

«Новости-Армения» - Можно ли заключить из ваших слов, что в будущем этот раскол между Грузией и Россией будет еще больше углубляться?

В.Захаров – Конечно. Я не вижу политического желания грузинского истеблишмента пойти на какие-то договоренности с Россией. Этого не существует. Вопрос Абхазии и Южной Осетии возник не вчера, он стоит уже почти сто лет, если не больше. У нас об этом все забывают. И требования Грузии по поводу так называемой территориальной целостности - ни на чем не основанные разговоры.

Я недавно выпустил в соавторстве с Андреем Арешевым (эксперт Фонда стратегической культуры - Новости-Армения) книгу под названием «Признание Южной Осетии и Абхазии: правовые нормы».

В этом довольно объемном издании подробно описана суть и история вопроса, какие были правовые нормы у России для признания этих республик. Ведь это было не просто выдуманное желание России или вынужденный шаг. Это признание не было вынужденным, оно долго готовилось, и оккупация, которую затеял Саакашвили, просто дала толчок для того, чтобы быстрее признать эту территорию.

«Новости-Армения» - Возвращаясь к армянской теме, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу Московской декларации, действительно ли она открывает новые пути и приближает решение карабахского конфликта?

В.Захаров – Этот вопрос довольно сложный и неоднозначный. Во-первых, я не считаю, что декларация приближает решение вопроса. Я не вижу этого, потому что Карабах не принимает участия в переговорах. Это неверно, потому что конфликт существует не между Арменией и Азербайджаном, как это пытается показать Баку, а между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. И поэтому Нагорный Карабах обязан принять участие в переговорах.

Во-вторых, если сейчас придут новые миротворческие силы, которые займут какие-то территории, то граница будет проходить по территории Карабаха и передвинется ближе к Степанакерту. И не будет той зоны, которая существует сейчас. А это будет означать, что Карабах потеряет те территории, на которых есть укрепленные линии, и они, по сути дела, окажутся в руках Азербайджана. То есть это уже будет сдача территорий Карабаха.

Поэтому, напрасно думать, что этот вопрос будет решен быстро. Этот вопрос необходимо решать очень серьезно и хотя бы в течение года готовить документы, в которых будет продумано каждое слово. Причем это опять-таки будет промежуточный документ, а говорить об окончательном документе через год – это не реально.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ