Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №211(10.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Р. Молдова - «повивальная бабка» нового СНГ?

2411.08., «Молдова ази», Кишинев

Игорь Волницки

Саммит глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ), прошедший на прошлой неделе в Кишиневе, хоть и казался на первый взгляд формальным, тем не менее, имел особое значение. Очевидно, что в ходе этого саммита была предпринята попытка заложить основы возрождения и модернизации СНГ и сместить акценты, как внутри самого Содружества, так и в том, что касается его роли в регионе. По всей вероятности, эти перемены были обусловлены августовским кризисом на Кавказе, нынешним мировым финансовым кризисом, а также изменением роли России в региональном и международном масштабе.

 После кризиса на Кавказе и на фоне далеких от совершенства российско-украинских отношений СНГ оказался как никогда близок к краху (если не полному, то, по крайней мере, частичному). Грузия начала процесс выхода из СНГ; Украина, хотя и не сделала того же, не скрывала своих симпатий (по крайней мере, на официальном уровне) к действиям тбилисского руководства; и в Молдове (в основном в лагере оппозиции) стали все чаще высказываться мнения о необходимости срочного выхода из состава Содружества, а представители некоторых партий, имеющих реальные шансы войти в состав будущего правительства, даже объявили о том, что сразу же после выборов вынесут этот вопрос на первоочередное обсуждение. Все эти настроения, а также состояние духа, сложившееся еще до кавказских событий (все более очевидная неэффективность СНГ в экономическом плане, в вопросах региональной безопасности и даже в области политики), создавали благоприятные условия для начала конца Содружества. И вероятно никто из стран-членов не стал бы возражать против цивилизованного развода, если бы в определенный момент встал подобный вопрос, за исключением лишь России.

 Не секрет, что с годами СНГ превратился в механизм, используемый Россией для сохранения своего влияния на постсоветском пространстве, остальные же бывшие братские республики постепенно лишались тех благ, которые обеспечивал им факт вхождения в состав СНГ. Возьмем в качестве примера ту же Молдову, которая вынуждена платить все больше за импортируемый российский газ (в течение нескольких лет цена на него будет сопоставима с той, по которой газ поставляется в Европу). Или другой пример - значительное сокращение объемов экспорта молдавских вин в Россию.

 Россия прекрасно понимает, какое состояние духа царит в Содружестве, однако основная проблема заключается в том, что сегодня она как никогда нуждается в СНГ. Но так же хорошо Россия понимает и то, что в своем нынешнем виде организация более не привлекательна для большинства ее членов. Вот почему кишиневскому саммиту была отведена важная роль в усилении привлекательности СНГ. Этот саммит необходимо рассматривать с двух точек зрения - политической и экономической. Прежде всего, для России было жизненно важным донести до Запада, что демарш Грузии по выходу из состава СНГ не нашел поддержки и сочувствия у других государств, в частности Молдовы, которая также сталкивается с подобной территориальной проблемой. Кишинев не только не сделал ни малейшего намека на возможный выход из СНГ, напротив, организация саммита в Молдове и принятие ею председательства в СНГ дали понять, что нынешние власти страны - неискоренимые сторонники Содружества, которые верят в его будущее. Более того, Кишинев согласился принять «щедрую» помощь России в председательствовании СНГ в 2009 году. Другими словами, Молдова открыто дала свое согласие на то, чтобы Россия использовала ее для консолидации СНГ. Все же было бы наивным полагать, что Россия согласится лишь на скромную роль советника Молдовы. На самом деле последней будут навязываться (разумеется, дипломатическим путем) конкретные действия, которые, конечно же, ни коим образом не будут невыгодны Москве. Фактически руководить СНГ будет Россия (как было, впрочем, и всегда), только делать это она будет рукой Молдовы, для того чтобы заручиться большим доверием в Содружестве и за его пределами.

 С экономической точки зрения этот саммит имел другое значение: Россия поняла, что у большинства партнеров по СНГ больше нет достаточных оснований оставаться в составе Содружества, и решила открыть для них доступ к некоторым благам или, по крайней мере, создать иллюзию того, что сделала это. Стратегия экономического развития стран-членов СНГ, особый акцент в которой был сделан на энергетику, как нельзя лучше отразила это стремление России. Кстати, некоторые аналитики обратили внимание на то, что стратегия, так же как и двусторонний молдавско-российский документ о развитии экономических отношений (подписанный в тот же день), рассчитаны до 2020 года. То есть именно до тех пор, пока у власти в России сможет находиться Владимир Путин (до 2012 - в должности премьера плюс два вероятных президентских срока подряд).

 Этот саммит в некотором роде стал для государств, входящих в СНГ, неофициальным возобновлением клятвы верности России. На основании подписанных документов они обязались предпринимать конкретные действия каждый год. Так, в этом году им предстоит разрешить проблемы в области энергетики, потом заняться транспортом, развитием сельского хозяйства и обеспечением продовольственной безопасности, инновационными стратегиями и т.д. Но гвоздем программы стало, конечно же, обязательство стран СНГ по совместному преодолению последствий мирового финансового кризиса. Здесь Россия сыграла довольно умело, отлично почувствовав слабое место большинства государств Содружества - их неспособность самостоятельно противостоять последствиям кризиса, которые, по мнению некоторых экспертов, будут ощутимы в регионе в первом квартале будущего года. Если все обязательства и соглашения, достигнутые в Кишиневе, принесут свои плоды, Россия получит дополнительный аргумент в пользу эффективности организации и практически лишит каких-либо шансов противников Содружества. С этой точки зрения, даже если по общему впечатлению кишиневский саммит прошел в спешке и для отвода глаз, он может со временем войти в историю как саммит, на котором были заложены основы нового СНГ, строящегося на взаимной заинтересованности. Даже притом, что заинтересованность России и в дальнейшем будет преобладающей.

 Несколько лет назад, когда кишиневские власти, казалось, взяли четкий курс на сближение с Европой и отвернулись от России, многие задавались вопросом: станет ли Молдова «могильщиком» СНГ? Сегодня этот вопрос больше не актуален. Куда как актуальнее другой: станет ли Молдова «повивальной бабкой» нового СНГ? Ответ на этот вопрос отчасти известен, и он не отрицательный, даже притом, что Молдова является всего лишь формальной «повивальной бабкой», настоящая же остается в тени. Окончательный ответ мы получим в ближайшем будущем, уже во время председательства Молдовы в СНГ в 2009 году.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ