Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №67(15.01.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

25 декабря.- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла решение о прекращении деятельности Комиссии по содействию урегулированию политической и экономической ситуации в Приднестровье.

Причина принятия такого решения, считает Российско-приднестровский информационно-аналитический центр, состоит в стремлении исполнительной власти РФ полностью взять в свои руки процесс урегулирования приднестровской проблемы, исключить возможность несанкционированного влияния на него со стороны органов законодательной власти. Это является частным проявлением более общего процесса концентрации властных полномочий в принятии решений на государственном уровне РФ.

Центр отмечает, что российская дипломатия, благодаря, в первую очередь, таким ответственным представителям, как  В.Трубников и А.Новожилов, действительно активизировала свои усилия на приднестровском направлении. Примером этого является участие России в создании Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, в выдвижении Декларации о намерениях сторон в вопросах политического решения проблемы и т.д.

Однако ситуация в Приднестровье, а это место проживания свыше 80 тысяч российских граждан, далека от нормализации. Решение Государственной Думы о прекращении деятельности Комиссии никоим образом не содействует разрешению приднестровской проблемы.

В то же время есть все основания предполагать, что политически ответственные депутаты Государственной Думы будут и в дальнейшем предпринимать необходимые усилия для поддержки своих соотечественников в Приднестровье.

27 декабря После завершения пленарного заседания парламента лидер фракции ПКРМ В.Степанюк и вице-спикер В.Мишин провели пресс-конференцию, на которой была обсуждена позиция, занятая коммунистами в отношении инициативы проведения референдума по поводу изменения избирательной системы. В.Мишин предостерег от толкования позиции ПКРМ как "игнорирования мнения избирателей". По его словам, есть неопровержимые факты, свидетельствующие о том, что в списках с подписями, собранными инициативной группой, присутствует множество нарушений. "Ни о каких 200 тысячах подписей и речи не идет. “Есть основания поставить под сомнение необходимость проведения референдума", - сказал вице-спикер. "Мы не проводили проверку всех подписей, специалисты экспертно- криминологического управления МВД провели выборочную проверку. Графологи четко и ясно заявили, что множество подписей сделано одной рукой", - сказал В.Мишин. По словам лидера парламентской фракции ПКРМ В.Степанюка, в одном из сел  Гагаузии "вообще сложилась парадоксальная ситуация: в списках  почти все население села, приезжаем туда - жители говорят, что очень хотели бы побеседовать с теми, кто выступил от их имени".

28 декабря. "На пресс-конференции, проведенной сегодня Председателем Верховного Совета ПМР Г.Маракуцей, особое внимание было уделено внешнеполитическим аспектам.

Спикер приднестровского парламента сообщил журналистам, что политика применения по отношению к Приднестровью удушающих мер, которой уже довольно долго придерживается руководство Молдовы, не дает положительного эффекта ни для Приднестровья, ни для Молдовы. Он выразил надежду, что в новом году переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем будет разморожен, и конфликтная ситуация, сложившаяся по вине официального Кишинева, будет исчерпана.

«Парламент Молдовы, ее президент, члены правительства должны осознать, что реальность диктует необходимость принятия компромиссных решений. Наша позиция состоит в том, чтобы строить общее с Молдовой государство по принципу равноправия сторон. К этому Молдову призывают и страны-гаранты, и посредники, и представители международного сообщества», - подчеркнул Г.Маракуца.

Спикер парламента ПМР напомнил, что Декларацию о намерениях, которая предусматривает строительство федерации на договорной основе, подписали все участники переговорного процесса, кроме Молдовы. В будущем году, по его словам, Кишиневу неизбежно придется идти по пути конструктивного диалога, и для этого есть все условия. «Мы всегда были открыты для сотрудничества», - сказал он в заключение.

29 декабря. Социальные проблемы Молдовы можно решить при условии ежегодного роста ВВП 15-20%, считает президент РМ В.Воронин. На последнем в 2002 г. заседании правительства  президент сказал, что в будущем году правительству нужно принимать решения, направленные на подъем экономики. Рост экономических показателей будет положительно сказываться на повышении жизненного уровня народа. Глава государства говорит, что Молдова нуждается в новых экономических программах, основанных на интенсивных факторах развития, улучшении организации труда, стимулировании инициативы людей. Он убежден в том, что Молдова полностью исчерпала экстенсивные факторы развития своей экономики.

В.Воронин обратил внимание правительства на необходимость решения целого ряда конкретных проблем. Среди них президент назвал "заботу о детях и стариках", "использование интеллектуального потенциала", "поиск действенных рычагов в преодолении миграции населения", "развитие АПК", а также "увеличение экспорта вообще и, в частности, в  страны Центральной и Западной Европы".

30 декабря. Как сообщило информационное агентство “Молдова Ази”,  Министерство иностранных дел Республики Молдова обратилось к дипломатическим миссиям зарубежных стран, аккредитованным в Кишиневе, с просьбой не выдавать визы членам администрации непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

МИД убедительно просит власти этих государств не выдавать визы таким лицам, в том числе через свои дипломатические миссии, аккредитованные в других странах. Как отмечается в обращении, в частных случаях, в виде исключения, эти лица смогут получить визы после соответствующих консультаций с МИД Молдовы.

В ноте МИД РМ отмечается, что "чиновникам" приднестровской администрации не следует выдавать въездные визы в другие страны даже в том случае, если они предъявят паспорта граждан других государств. Дипломатическое ведомство Молдовы подчеркивает, что эта мера "вписывается в комплекс мероприятий, направленных на урегулирование приднестровского конфликта". Рассчитывая на адекватное понимание стремлений правительства Молдовы, а также на солидарность, МИД просит власти государств, с которыми Молдова не имеет визового режима, не допускать на свою территорию указанных в списке высокопоставленных лиц.

В конце прошлой недели правительство Молдовы обратилось с просьбой ко всем дипломатическим миссиям и представительствам международных организаций, аккредитованных в Кишиневе, а также зарубежным делегациям, находящимся в республике, временно отказаться от контактов с администрацией самопровозглашенной ПМР и от посещения этого региона. Согласно обращению, "все контакты с сепаратистскими властями должны предварительно согласовываться с внешнеполитическим ведомством, а все выезжающие в регион делегации будут сопровождать представители МИД".   Молдавские власти объясняют принятие такого решения стремлением вынудить тираспольских лидеров занять более конструктивную позицию в процессе решения приднестровской проблемы, учитывая, что приднестровские власти используют контакты с дипломатическими миссиями и иностранными делегациями в пропагандистских целях, представляя свои доказательства "прогресса" на пути утверждения "приднестровской государственности" и международного признания ПМР.

Нынешнее обращение МИД РМ -  не первое. Тем не менее, лидер Приднестровья И.Смирнов, министр иностранных дел ПМР В.Лицкай и другие тираспольские чиновники регулярно выезжают за рубеж, в том числе в страны Шенгенской зоны.

31 декабря. Лидеры парламентских фракций ПКРМ, СДАМ и ХДНП в интервью  агентству BАSА-PRESS подвели итоги 2002 года.

Руководитель фракции коммунистов В.Степанюк заявил:  "В 2002 году нам удалось принести стабильность в стране. Мы эффективно взаимодействовали с правительством и аппаратом президента. Не забыли мы и о своих избирателях, с которыми встречались практически еженедельно. В парламенте, несмотря на все проблемы, депутаты-коммунисты проявили большую активность как на пленарных заседаниях, так и в комиссиях. Путем диалога с гражданским обществом удалось успешно преодолеть так называемый политический кризис, наметившийся в начале года между правящей партией и христианско-демократической оппозицией. В то же время, нам удалось выйти из изоляции на международной арене, которую нам готовили определенные политические силы, и донести свои программные установки до европейских и международных организаций. Парламентскому большинству удалось также принять в рекордные сроки бюджет на 2003 год, который предусматривает рост доходов на 600 млн. лей (42,86 млн. USD). По моему мнению, большим успехом является и судебная реформа, которую нам удалось осуществить. Однако остаются и нерешенные проблемы - нищета, безработица, миграция, теневая экономика, приднестровский конфликт, энергетическая безопасность".

Лидер парламентской группы Социал-демократического альянса Д.Брагиш сказал следующее: "Думаю, власть обошла своим вниманием наиболее острые проблемы. В парламенте не обсуждался ни приднестровский вопрос, ни гагаузский. Не рассматривались и проблемы, касающиеся отношений с Румынией и Украиной, а также европейской интеграции. По сути, за все происходящее в парламенте, в стране в целом ответственность целиком и полностью лежит на правящей Партии коммунистов, которая не желает сотрудничать с оппозицией и делает все, чтобы привести государство, можно сказать, на порог диктатуры".

Глава фракции Христианско-демократической народной партии Ю.Рошка, в частности, сказал:  "Для меня 2002 политический год начался   9января и завершился 21 декабря. День 9 января положил начало принципиальной общественной позиции, показавшей, что Партии коммунистов, которая осуществляет правление, не удастся беспрепятственно ввести тоталитарный режим. Весь год прошел под знаком этой конфронтации между правящей партией, над которой довлеет навязчивая идея - укрепления диктатуры советского образца, и активной частью общества, которая всеми способами отстаивала демократические ценности и противодействовала злоупотреблениям власти.  Я сказал выше, что для меня год завершился 21 декабря, потому что именно в этот день образовалась инициативная группа по проведению национального консультативного референдума о присоединении страны к Евросоюзу и НАТО.

2 января. Руководство  радиостанции "Голос Америки" выразило  обеспокоенность по поводу закрытия в Молдавии Ниспоренского радиоканала "Vocea Basarabiei" ("Голос Бессарабии"), который ретранслировал на региональном уровне информационные программы радиостанций "Голос Америки", "Свободная Европа" и Би-би-си.

Директор радиостанции "Голос Америки" Д.Джексон выразил сожаление в связи с решением Координационного совета телевидения и радиовещания (КСТР) о приостановлении трансляции радиоканала "Vocea Basarabiei". Если это решение не будет пересмотрено, говорится в его письме, "Республика Молдова не только свернет с пути прогресса и продвижения к подлинно свободному и открытому обществу, но и лишит своих граждан альтернативных источников новостей, в частности информационных программ "Голоса Америки" и других радиостанций".

3 января. Интеграция в европейские структуры, обеспечение для  страны наиболее благоприятной инвестиционной среды, приднестровский конфликт, продвижение позитивного имиджа страны на международной арене - четыре группы приоритетных задач внешней политики Республики Молдова на 2002 год, заявил министр иностранных дел Н.Дудэу.

Он отметил, что одной из важных задач внешней политики будет также расширение торговых контактов и более настойчивое продвижение собственных экспортеров как на Запад, так и на Восток.

По сообщению Н.Дудэу, МИД РМ разработал и представил правительству план собственных мер с конкретными сроками реализации Программы деятельности правительства Республики Молдова на 2001-2005 годы в области внешней политики и осуществления внешнеэкономических связей. Продолжение сбалансированной линии во внешней политике, прагматичной и последовательной, будет способствовать, по мнению молдавского министра, выполнению внешнеполитических задач, намеченных в программе нынешнего руководства Республики.

4 января. После выполнения Россией обязательств по вывозу военного имущества из Приднестровья российское военное присутствие в регионе сохранится, заявили во Втором Департаменте стран СНГ МИД РФ.

После того, как будут расформированы военные склады c российским военным имуществом на территории Приднестровья, отпадет необходимость в охранных и обслуживающих мероприятиях, вместе с тем, что вполне очевидно, другая функция российского контингента - гарантирование мира и стабильности - не только не утратит свою актуальность, а наоборот, приобретет принципиально новое значение на заключительном этапе урегулирования приднестровской проблемы, т.е. после подписания соответствующего документа о нормализации отношений между Молдавией и Приднестровьем, отметили во 2 ДСНГ  МИД РФ.

Молдавские официальные лица не прокомментировали пока это заявление. Кишиневские же  эксперты считают, что Россия пытается найти возможность сохранить в Приднестровье весь свой нынешний контингент, численность которого составляет на данный момент около 2500 человек, и будет добиваться для своих войск  в Приднестровье статуса миротворческого контингента пусть даже под эгидой ОБСЕ.

6 января. Затягивание решения приднестровского вопроса, равно как и неправильное решение в урегулировании конфликта могут стать чрезвычайно негативными явлениями на международной арене, заявил в интервью агентству МОЛДПРЕС представитель президента Республики Молдова на переговорах по приднестровской проблеме В.Стурза. "Хочу отметить, что за переговорным процессом по приднестровскому вопросу очень внимательно наблюдают во всех конфликтных зонах Европы - Абхазии, Чечне, бывшей Югославии и др. Копии документов, принимаемых в ходе переговоров, немедленно отправляются в эти зоны", - сказал он. Представитель президента отмечает, что “ неразрешение” в оперативном порядке приднестровского вопроса является примером того, что сепаратистский режим может существовать, даже не будучи признанным. А с другой стороны, неправильное решение, которое бы  не учитывало реалии на обоих берегах Днестра, никогда не будет эффективным. Он подчеркнул, что приднестровский вопрос самый важный для Республики Молдова, но в то же время он чрезвычайно важен и для международного сообщества. Говоря об американском факторе в урегулировании конфликта, В.Стурза отметил, что таковой существует и что он будет решающим в разрешении приднестровского вопроса. “Американская дипломатия ясно дала понять, что в качестве члена ОБСЕ желает стабильности в этом регионе Европы”, отметил представитель президента.

8 января. После интеграции в НАТО и Евросоюз Румыния станет восточной границей этих организаций и в этом контексте укрепит свои восточные рубежи, заявил министр иностранных дел Румынии М. Джеоанэ.

По его словам, визовую систему, которую придется ввести на восточной границе, необходимо продумать с тем, чтобы не пострадали экономические и культурные связи с Республикой Молдова и даже так называемая малая приграничная торговля. Официальный Кишинев не прокомментировал пока намерение Бухареста ввести визовый режим для граждан Республики Молдова.

9 января. 2002 год для тружеников сельского хозяйства ПМР был довольно сложным, но задачу по обеспечению продовольственной безопасности  государства они выполнили, - отметил в интервью  информационному агентству «Ольвия-пресс» первый заместитель министра сельского хозяйства В.Кискин.

По его словам, в прошлом году под сельскохозяйственные угодья было задействовано 77,5% от общего земельного фонда республики, на которых было собрано 197 тыс. т зерновых культур (без кукурузы), что на 11,2 тыс. т больше показателей предыдущего года. На государственные хлебоприемные комбинаты и пункты поступило на 20 тыс. т зерновых больше, чем в 2001 году.

Комментируя положение дел в других отраслях, заместитель министра отметил, что в прошлом году в Приднестровье вдвое возрос объем производства табака. Более чем на 20% возросло производство комбикормов, что связано с увеличением поголовья свиней и крупного рогатого скота в общественном и частном секторе. Валовой надой молока составил около 20 тыс. т, что на 3,7% больше, чем в предыдущем году.  В 1,3 раза возросло поголовье птицы, на 93,5% увеличено производство яиц.

В то же время, в 2001 году был допущен существенный спад производства овощей и фруктов – на 55% и 50% соответственно. Основная причина – низкая окупаемость этих культур, из-за чего многие хозяйства отказываются их выращивать. 

Касаясь положения дел в винно-водочной отрасли, В.Кискин отметил, что Тираспольский винно-коньячный завод «КВИНТ» и Рыбницкий винокомбинат существенно увеличили количество выпускаемой продукции, которая успешно реализуется за пределами нашего государства. Иная ситуация на винном предприятии «Букет Молдавии», где на 25% допущен спад объемов производства.

10 января. Правительство РМ постановило на своем заседании продлить срок действия советских паспортов на 2 года - до 1 января 2005 года. Для пенсионеров срок действия этих документов не ограничен при условии, что они будут содержать специальную пометку о проверке и правильной транскрипции паспортных данных на латинице. На данный момент в Республике Молдова паспорта старого образца имеют еще около 500 тысяч человек.

10 января. Как сообщило информационное агентство «Ольвия-пресс»,  Министерство иностранных дел ПМР направило в Посольство Российской Федерации в Республике Молдова ноту относительно недавнего обращения официального Кишинева к иностранным государствам не выдавать въездные визы руководителям Приднестровья. В документе говорится:

 «Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики свидетельствует свое уважение Посольству Российской Федерации в Республике Молдова и имеет честь направить ноту следующего содержания.

23 декабря 2002 года Министерство иностранных дел Республики Молдова обратилось к дипломатическим миссиям и представительствам международных организаций с просьбой не выдавать визы руководителям органов законодательной, исполнительной и судебной власти Приднестровской Молдавской Республики. Более того, 24 декабря 2002 года молдавская сторона выступила с обращением, в котором рекомендует всем государствам воздержаться от прямых контактов с руководством Приднестровья.

Следует отметить, что таким образом Республика Молдова пытается регламентировать действия суверенных государств, в том числе Российской Федерации и Украины в отношении их граждан, что является грубым вмешательством во внутренние дела и явным нарушением международного гуманитарного права.

При этом молдавское руководство в августе 2001 года уже предпринимало аналогичные меры в отношении представителей легитимных властных структур Приднестровья, и только объективная позиция международного сообщества не позволила Молдове в совокупности с экономической установить и дипломатическую блокаду ПМР.

Между тем руководство Республики Молдова не скрывает, что данные действия предприняты «... в целях принуждения тираспольских лидеров к принятию более конструктивной позиции при окончательном решении приднестровской проблемы... », т.е. к отказу от позиции ПМР в переговорном процессе, что равносильно отказу от защиты законных интересов народа Приднестровья.

Особую обеспокоенность вызывает и тот факт, что данные обращения появились в тот момент, когда, несмотря на комплекс серьезных проблем, существующих в отношениях между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, экспертам сторон и посредникам удалось согласовать общие подходы к урегулированию и сохранить динамику переговорного процесса.

Таким образом, действия молдавской стороны угрожают не только всем позитивным достижениям Московской конференции, но и свидетельствуют о ее нежелании достичь скорейшего разрешения приднестровской проблемы, реального прогресса в деле восстановления мира и стабильности в данном регионе Европы ...»

В ноте выражается  надежда на, то что  возникшая проблема будет в ближайшее время решена в духе конструктивного сотрудничества и взаимопонимания, с целью недопущения дестабилизации процесса переговоров и роста напряженности в отношениях сторон.

Согласно сообщению агентства, нота внешнеполитического ведомства Приднестровья направлена также в Посольство Украины в Молдове и Миссию ОБСЕ.

11 января. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) отказалась  зарегистрировать инициативную группу по проведению консультативного референдума о присоединении Республики Молдова к Евросоюзу (ЕС) и НАТО. Лидер Христианско-демократической народной партии (XДНП) Ю.Рошка, выступившей инициатором референдума, расценил решение ЦИК как политический заказ коммунистической власти с целью помешать народу высказать свое мнение по вопросу общенационального значения.

Председатель ЦИК Д.Ниделку обосновал принятое решение тем, что по вопросам, связанным с присоединением к ЕС и НАТО, "нельзя консультироваться", так как этот вопрос идет вразрез с принципом нейтралитета Республики Молдова, заложенным в Конституции. Он заявил, что вопросы, которые предлагается вынести на референдум, сформулированы нечетко. "Что ответит гражданин на вопрос о том, поддерживает ли он присоединение Республики Молдова к ЕС и НАТО? А если он выступает за присоединение только к одной из этих структур?" Д.Ниделку подчеркнул также, что решение об отказе в регистрации инициативной группы не было принято под давлением правящей партии коммунистов и что таково беспристрастное мнение ЦИК. Из восьми членов ЦИК только один – М. Бушуляк - выступил против отклонения инициативы. Он заявил, что ЦИК не имеет никаких юридических мотивов для отказа в регистрации, так как на данном этапе, согласно действующему законодательству, комиссия призвана лишь проверить предварительные документы, необходимые для начала сбора подписей. Представитель инициативной группы, бывший член Конституционного суда, юрист Г.Сусаренко подтвердил свои обвинения, согласно которым ЦИК превысил полномочия, пытаясь рассмотреть вопрос по существу, а не его технические аспекты, как того предусматривает Кодекс о выборах Он подчеркнул, что Основной закон запрещает лишь референдумы, касающиеся прав и свобод человека.

Лидер ХДНП Ю.Рошка заявил после заседания ЦИК, что "в Республике Молдова произошло крайне тревожное событие, положившее конец периоду демократического становления", и призвал "всех граждан страны, все парламентские и непарламентские партии, все неправительственные, религиозные, профсоюзные и иные организации" выступить в защиту демократии. "Заявляю официально, что с сегодняшнего дня ХДНП начинает готовиться к возобновлению акций протеста в режиме нон-стоп, которые прекратятся только после окончательной отставки коммунистического правления и восстановления демократии в Республике Молдова", сказал Рошка. Представители правящей партии категорически отвергли  какое-либо давление на ЦИК в этом вопросе, однако заявили, что не поддерживают идею референдума, так как авторы инициативы "валят в одну кучу" Евросоюз и НАТО, тогда как руководство страны выступает за присоединение к Евросоюзу без интеграции в Североатлантический союз.


Русскоязычная пресса в Молдавии и Приднестровье



Независимая газета,
13 января 2003

Молдавский пасьянс

Владимир Статский

На правом берегу Днестра тоскуют по России и смотрят в сторону Румынии

Относительное политическое затишье, которое с лета сохраняется в Молдавии, обусловлено, как известно, тем, что официальный Кишинев полностью выполнил рекомендации так называемой апрельской резолюции ПАСЕ по "демократизации молдавского общества". Скорее всего это затишье сохранится и в начавшемся году. Декабрьский визит президента Владимира Воронина в США и теплое общение с Джорджем Бушем, как представляется, надолго развеяли какие-либо иллюзии оппозиции в отношении того, что есть еще возможность "покачать лодку". О ХНДП (Христианской народно-демократической партии), которая была на слуху, кажется, все уже забыли...

Депутаты читают со словарем...

Между тем немало людей в Молдавии считают, что "страсбургские рекомендации", сомнительные с точки зрения национальных интересов, усугубляют раскол молдавского общества.

Так, появление в республике Бессарабской митрополии под юрисдикцией Румынской Православной Церкви способно повести ситуацию по украинскому сценарию, где раздел церковной собственности проходит с помощью кулаков. Кроме того, сохраняющийся до сих пор запрет на ведение документации на русском языке существенно ухудшает жизнь наших соотечественников.

В последнем мне пришлось убедиться лично. Сегодня Кишинев в языковом плане мало чем отличается от столиц дальнего зарубежья. Здесь не осталось практически ни одной вывески или надписи на русском - несмотря на то, что язык этот считают родным 1,5 млн. человек, 70% этнических молдаван свободно владеют им, а тираж некоторых местных газет на русском языке выше тиража тех же газет на молдавском. Только "лукойловские" АЗС, которых в Кишиневе уже около полусотни, предстают чем-то своим, до боли знакомым…

Мало того, директивно осуществленный в 90-х гг. переход с кириллицы на латиницу привел к тому, что значительная часть населения оказалась оторванной от того культурного, духовного наследия, с которым связаны люди, рожденные еще во времена СССР. Многие старики до сих пор пишут "по-советски", не желая признавать новый алфавит. И ничего удивительного в этом нет. Ведь целые поколения молдаван учились на кириллице, не ожидая никаких нововведений. Один из депутатов "по секрету" сообщил мне, что некоторые консультанты в парламенте работают теперь с государственными документами… со словарем. Они в один момент стали "неграмотными".

Нашим соотечественникам, не владеющим письменным молдавским языком (на латинице), практически невозможно ни устроиться на работу, ни "покачать права" даже на бытовом уровне. И хотя откровенных следов русофобии в обществе не наблюдается, остались рецидивы почти десятилетнего насильственного отторжения всего, что ассоциируется с Россией. Например, учительница-молдаванка в школе может позволить себе обронить следующую фразу: "Хотя родители у Алены и русские, в принципе они неплохие родители". При этом вызывает особенное сожаление то, что такое отношение сохраняется, как правило, среди педагогов, врачей, работников культуры…

В этом плане Левобережье, что бы о нем ни говорили, выгодно отличается от остальной Молдавии. Дело даже не в том, что надписи на русском языке здесь никто не запрещал. Просто в Приднестровье официально приняты три государственных языка: молдавский (на кириллице), русский и украинский. И это при том, что вполне комфортно чувствуют себя и представители других национальностей. Потому что язык межнационального общения - русский - имеет в ПМР узаконенный статус. На правом же берегу, увы, совершенно другие реалии.

Безвластие власти?

В Молдавии очень распространено мнение, что попытки Воронина вывести страну из кризиса разбиваются о тихий саботаж или непрофессионализм управленческого звена. В большинстве своем на руководящих постах остаются кадры, выплывшие на поверхность еще при Мирче Снегуре и Петре Лучинском. При них чиновникам жилось (читай - воровалось) куда вольготнее. Теперь же и воровать особо не дают, и… вкалывать требуют.

Председатель правления Славянской правозащитной организации "Вече" Николай Гуцул рассказал, как он искал председателя сельсовета, по-местному - примаря: "Приезжаю в четверг в село. Спрашиваю: где примарь? Говорят, у него выходной. Нахожу его на совхозном поле - он там... собирает перец на продажу! А проблем в селе - воз и маленькая тележка".

Такие же кадры засели и в Конституционном суде. Они заблокировали парламентскую инициативу о придании русскому языку государственного статуса и пуще глаза стерегут неприкосновенность законов, принятых прежними парламентами, в то же время отправляя на "согласование" в Совет Европы любой законопроект, разработанный нынешними депутатами. Конституция в стране остается прежней, поэтому КС торпедирует все новые законодательные акты, входящие с ней в противоречие. И хотя простой народ не очень-то понимает, почему каждый свой шаг молдаване должны сверять с ПАСЕ пока правительство прислушивается к "рекомендациям" из Европы. В ином случае, отмечают наблюдатели, республику захлестнет новая волна противостояния. За бугром дадут отмашку, и выпестованная на западные деньги оппозиция опять начнет крестовый поход против "коммунистического режима". Поэтому в Кишиневе предпочитают не дразнить гусей - ни доморощенных, ни европейских.

Беда молдавских коммунистов в том, что, придя к власти, власть они, по существу, не взяли. Не приняли поправки к Конституции, не разработали стратегию и тактику действий, не сформировали команду профессионалов. Они больше работают в режиме пожарной команды.

На первый взгляд, конечно, странно, что Воронин не привлекает в свои ряды толковые, инициативные кадры. Но, с другой стороны, и привлекать-то некого! За десятилетие безудержного разграбления страна лишилась больше половины населения. В том числе самых квалифицированных специалистов, не только русскоязычных. Они уехали либо на ПМЖ, либо на заработки в дальнее зарубежье, в Россию, на Украину, даже в Приднестровье, где сосредоточен основной промышленный потенциал бывшей Молдавской ССР. Остались лишь те, кто не может реализовать себя на чужбине, кто в советские времена учился или делал карьеру исключительно на молдавском коньяке, а потом под флагом борьбы за национальное самоопределение ловил рыбку в мутной воде.

Молдавская власть считает, что не пришло еще время идти наперекор ПАСЕ. Вот если станет реальностью идея федерализации страны... Тогда, считают сторонники президента, трансформируется и система законодательной и исполнительной власти. В ней будут представлены все регионы, все слои населения. И тогда уж, как надеются коммунисты, прорумынскому "Народному фронту" своих кандидатов протащить к кормилу власти не удастся.

"Троянские жеребята"

Вполне возможно, что так оно и будет. Но пока лидер ХНДП Юрий Рошка имеет стабильный электорат, исчисляемый 8-10% населения (в основном это творческая интеллигенция, ориентированная на объединение с Румынией и исповедующая западные ценности), при этом он довольно опытный политик, умело использующий слабые места власти, действующий тонко и изощренно. Не случайно его называют "молдавским Троцким".

Но дело все-таки не в этом, а в том, что Румынией грезят не только функционеры ХНДП, но и значительная часть молдавской молодежи. Что не мешает ей общаться между собой по-русски и ездить на заработки в Россию. Тут нет парадокса. Просто в течение многих лет с благословения прежней власти тысячи юношей и девушек отправлялись учиться в Румынию. Отучившись за государственный счет и вернувшись на родину с румынскими дипломом и гражданством, эти молодые люди становились питательной средой для идеи объединения Бессарабии с Румынией. Заинтересованность у них прямая: румынский паспорт дает возможность посещать страны Шенгенской зоны. Хотя и не предполагает (в отличие от российского) автоматического получения румынской пенсии. Мечта же среднестатистического молдаванина в том и состоит, чтобы спокойно передвигаться по Европе, зарабатывать там, возвращаться домой, а потом опять уезжать.

По чужим лекалам

Еще одним раздражителем в молдавском обществе остается отношение к собственной истории. Детей в школах учат, что Россия пришла в Молдавию как оккупант, вот приход армии маршала Антонеску, воевавшего на стороне Гитлера, был освободительной акцией, направленной на восстановление единства румынских земель. Многострадальный курс "Истории Молдовы", против введения которого весной резко выступила оппозиция, тихо положен на полку. Протестовать против этого пытаются сейчас только ветеранские и некоторые общественные организации. Переосмысливать роль Советской армии в освобождении Молдавии от фашизма в Страсбурге пока не рекомендовали. Надо полагать, и не порекомендуют.

…Папа той самой Алены, которого учительница считает "неплохим родителем", признался, что специально отдал дочь в румынскую школу: "Просто я думаю о ее будущем. Она ведь хочет жить в Кишиневе…"




Молдова Ази,
30 декабря 2002

2002 политический год: фарс, комедия, трагикомедия?

Вал Бутнару

2002 политический год, безусловно, отличался от избирательного 2001-го, но только в той мере, в какой мы свыклись с мыслью о том, что Республика Молдова является коммунистической страной или, во всяком случае, управляется партией, объявляющей себя коммунистической. Несмотря на шок, подавленность и растерянность, которые мы все испытывали после выборов 25 февраля, 2002 г. принес нам спокойную, размеренную политическую жизнь, которая колебалась между фарсом и комедией, однако более походила на трагикомедию.

Все смешалось в политическом доме Молдовы - симпатии и антипатии, последовательность и бессвязность, единство и разлад, жертвы и предательство. Были многолюдные митинги, а также загадочные исчезновения известных лиц; мы вволю позабавились, следя за "прагматической" политикой коммунистов, а особенно президента Воронина, но не обошлось и без эффектных поворотов, в частности в отношении к НАТО. Но как бы заманчиво ни было критически назвать уходящий год годом краха оппозиции - парламентской и внепарламентской - мы не можем не признать того, что, может быть впервые, наш политический класс совершил ряд сильных шагов.

Главное, что следует отметить: оппозиционные партии, особенно внепарламентские, попытались понять причины своего поражения в феврале 2001 г. Даже если дела шли совсем не так, как хотелось бы, даже если смешное часто затмевало великое, мы не можем не отметить усилия некоторых лидеров, направленные на многострадальное дело объединения сил демократической направленности. Первый сигнал подали либералы. Вместо четырех партий весьма скромной популярности среди электората возникла Либеральная Партия (ЛП), обещавшая показать значимый результат на ближайших выборах. Впервые мы имели возможность наблюдать, как лидер партии избирается по американской системе. Однако после этого пика начался спад. Либералы обнаружили внутри своей партии ряд …фракций, и с этой точки зрения будущее ЛП не кажется столь безоблачным, как утверждают ее "официальные" руководители. Размолвки между Вячеславом Унтилэ и Серджиу Мокану могут навредить всем членам партии и сорвать либералам шансы на будущих выборах.

"Поглотив" Христианско-демократическую лигу женщин, Социал-либеральная партия (СЛП) продолжила свою деятельность по прояснению политической сцены. Слияние с Партией демократических сил (ПДС) произошло без излишней помпы, и даже интеграция Валерия Матея в ряды СЛП не нанесло пока ущерба имиджу этой слегка "интелектуализированной" партии. Опасения комментаторов и аналитиков не оправдались - Олегу Серебряну удалось сохранить мир и согласие внутри партии, однако этот, безусловно очень важный факт, сам по себе не гарантирует высокого результата на выборах. Серебрян уступает Юрию Рошке по следующим статьям: "быстрота реакции", "организаторские способности" и "мобилизующие выступления".

И, наконец, всяческих похвал достоин Социал-демократический альянс (СДА) Брагиша, также "проглотивший" несколько партий-однодневок, и тем самым создавший единое социал-демократическое формирование. С другой стороны, положение в "предбаннике" коммунизма представляется наиболее сложным. Другая социал-демократическая партия - Демократическая партия (ДП) Дьякова - все посылала сигналы о готовности создать мощное демократическое формирование. Однако лидер СДА, в своем неподражаемом комсомольско-демагогическом стиле, практически отверг данное предложение. В нескольких своих выступлениях Дьяков дал понять, что во всем виноват Петру Лучински, который, не отказавшись от своих привычек кукловода молдавской политики, сидит в тени и манипулирует Брагишем.

Остальные "собраться по идеям и платформам", а именно социал-демократы Оазу Нантоя, и слышать не хотят об объединении. Похоже, они полны решимости в одиночку противостоять ударам судьбы, особенно теперь, когда Андроник, совершив паломничество ПВСМ-ДП-СДП, разъезжает по городам и весям Молдовы и предпринимает нешуточные усилия по повышению выборной притягательности человека-партии Нантоя.

Нерушимые партии - ПКРМ и ХДНП - идут своей дорогой, высокомерно игнорируя окружающую политическую фауну. Фронтисты не изменили своему призванию хороших затейников-организаторов масс, недовольных руководством . Широкомасштабные акции протеста, как и сериал-концерт "Голубое сердце", удерживали ХДНП в центре внимания общественности, в том числе благодаря повышенному интересу со стороны прессы к этим ярким, на фоне туманного и анемичного поведения остальных партий, действиям. Юрие Рошка остается непревзойденным генератором всякого рода инициатив. Последняя, об организации референдума о присоединении к НАТО и ЕС, принесла ему намного больше дивидендов, чем, скажем, Брагишу, который также собирал подписи на проведение референдума по Кодексу о выборах. Вовсе не факт, что хадээнписты сумеют довести до логического конца операцию по сбору подписей (особенно с учетам краха подобных кампаний в прошлом). Но для них, похоже, важен сам процесс, а также повод напомнить избирателю любимый припев: "ХДНП - единственная оппозиционная партия".

Коммунисты проявляют явную обеспокоенность активностью ХДНП. Только так можно объяснить появление почти в каждом очередном номере правительственных или подконтрольных власти газет сокрушительных статей в адрес Рошки и его партии. В остальном же ПКРМ проявляет себя как масса лишенных индивидуальности людей, способных лишь "брать под козырек" и исполнять директивы пленумов ЦК ПКРМ и президента Владимира Воронина. Два года правления коммунистов не внесли изменений ни в ритм жизни граждан, ни в ритм проведения реформ. За исключением скандалов с ренационализацией ряда частных предприятий и давления на свободную прессу, коммунисты ничем себя не проявили. Кажется, что компартия и действия ее лидера Владимира Воронина (проевропейские декларации и "смена пластинки" в отношении НАТО) находятся в параллельных мирах. Не приемля сами эти идеи, коммунисты приемлют Воронина - по той простой причине, что без него им на будущих выборах не выиграть.




Ольвия-пресс,
10 января 2003

Ответ России на расширение НАТО

Пражский саммит НАТО и саммит ЕС в Копенгагене коренным образом изменили равновесие сил в Восточной Европе, в том числе и в нашем регионе. На фоне «бегства» России из Приднестровья границы Североатлантического альянса и Евросоюза вплотную приближаются к границам СНГ.

Молдова, балансировавшая прежде между Востоком и Западом, теперь не только открыто заявила о своих стратегических устремлениях в ЕС и НАТО, но и начала предпринимать активные действия в этом направлении. Сразу после пражского саммита указом президента Республики Молдова была сформирована Национальная комиссия по европейской интеграции, задача которой состоит в обеспечении условий для подготовки вступления РМ в ЕС. Как заявил молдавский премьер Тарлев, европейская интеграция останется приоритетным направлением внешней политики Молдовы. Синхронно с официальными властями РМ в том же направлении действует и оппозиция. ХДНП планирует начать сбор подписей для референдума по вопросу о вступлении Республики Молдова в Евросоюз и, несмотря на нейтральный статус Молдовы, в НАТО.

В Приднестровье с осторожностью отреагировали на изменение геополитического климата. Возможность вступления Приднестровья в Евросоюз, о которой заявляет появившаяся недавно в Тирасполе общественная организация «За Европу. Взаимопонимание и сотрудничество» (ЕВС), не отражает настроений основной массы населения, которое традиционно ориентируется на Россию и Украину. К тому же большинство европейских политиков отрицают возможность вхождения в ЕС государств СНГ. Можно было бы не обращать внимания на ЕВС, очередную политическую однодневку, если бы само существование этой организации не могло быть использовано в пропагандистских целях различными политическими силами в РМ, в том числе праворадикальными, которые всеми силами декларируют свое стремление в Европу.

Представитель президента РМ на переговорах по приднестровскому урегулированию Василий Стурза уже отметил существование «здоровых сил» в Приднестровье, намекая, что ЕВС – единственная сила в Приднестровье, с которой можно вести диалог по приднестровскому урегулированию. Однако любые попытки молдавских политиков поддержать новые организации в Приднестровье обычно производят обратный эффект, население теряет интерес и доверие к таким политическим формированиям.

Россия дольше всех держала дипломатическую паузу. И вот, 2 января в министерстве иностранных дел РФ заявили, что после выполнения Россией своих обязательств по вывозу военного имущества из Приднестровья, российское военное присутствие в регионе сохранится. Москва преподнесла Приднестровью настоящий новогодний сюрприз.

Россия вновь занимает активную позицию по урегулированию приднестровской проблемы. Фактически Москва уже давно отказалась от безоговорочной поддержки молдавской стороны в переговорном процессе, деструктивная позиция которой отчетливо проявилась в отказе подписать 5 декабря Декларацию о намерениях. После саммита в Праге руководство РМ взяло курс на силовое решение приднестровского вопроса, однако все попытки Кишинева интернационализировать проблему путем привлечения к ее разрешению США и ЕС теперь не имеют перспектив, российский контингент остается в регионе для обеспечения мира и стабильности. Более того, как следует из текста заявления МИДа, Россия будет настаивать на выполнении соглашений, достигнутых в рамках урегулирования, а это совпадает с позицией приднестровской стороны.

Еще больший политический эффект приобретает заявление российского МИД по проблеме приднестровского урегулирования в свете позиции Украины. На последней встрече в пятистороннем формате, проходившей 17 – 18 декабря в Москве, украинская сторона выступила с сенсационной инициативой, которая, в частности, предусматривает существование Приднестровья «в форме республики в ее нынешних проявлениях и характеристиках» до достижения окончательного урегулирования. Представители России не выдвинули никаких возражений против обсуждения этой инициативы.

Мы давно начали привыкать к предательской позиции российского МИДа, которая обусловлена наличием людей Козырева в его аппарате. Более взвешенные, учитывающие национальные интересы России шаги МИДа, как правило, связаны с новыми людьми. Человеком Путина в МИДе, безусловно, является Вячеслав Трубников. Он курирует приднестровский вопрос больше года. Можно предположить, что заявление МИД – результат его деятельности. В. Трубников еще месяц назад заявлял, что Россия намерена сохранить свое присутствие в регионе вплоть до окончательного разрешения приднестровского конфликта, но вместе с тем говорилось, что «с последним российским боеприпасом уйдет и последний российский солдат». Россия, таким образом, связывала свое участие в переговорном процессе с вывозом своего военного имущества. Теперь эта странная ситуация преодолена.

Безусловно, только российское военное присутствие способно гарантировать мир в Приднестровье.

Заявление российского МИД имеет непосредственное влияние не только на разрешение приднестровского вопроса, но и на геополитическую обстановку в регионе в целом - Россия восстанавливает баланс сил в регионе. Решение Москвы сохранить свое военное присутствие в Приднестровье можно расценить как полноценный ответ на процесс расширения НАТО.




GazetaSNG,
25 декабря 2002

Власть и оппозиция ратуют за вступление Молдавии в ЕС

Игорь Ротару

 О намерении интегрироваться в европейские структуры руководство Молдавии заявляет уже не первый год. Однако экономический кризис, который эта страна пытается преодолеть за годы независимости, не позволяет не позволяет Молдавии взять эту планку". Реальную надежду на вступление в Евросоюз Кишинев получил после переговоров президента Владимира Воронина в США. Как уже сообщала "Газета СНГ", Вашингтон пообещал Молдавии 1,5 млрд. долл. на списание внешнего долга. Правда, взамен Воронин дал Бушу карт-бланш на полноправное участие Вашингтона в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем. Напомним в этой связи, что Евросоюз также декларировал свое желание стать посредником в приднестровском урегулировании. Тирасполь, в отличие от Кишинева, был не в восторге от этой инициативы, поскольку в постановлении Совета сотрудничества ЕС-Молдавия, который прошел в Люксембурге в апреле, говорится, что Евросоюз подчеркивает важность мирного решения проблемы Приднестровья при уважении территориальной целостности Молдавии.

Сегодня Кишинев ведет переговоры с ЕС по поводу присоединения республики к режиму свободной торговли со странами-членами этой организации. Напомним, что этот процесс начался в августе прошлого года и, по мнению экспертов, продлится еще около двух лет. Евросоюз согласился вести переговоры с Кишиневом лишь после того, как Молдавия 28 июня 2001 г. подписала соглашение о присоединении к Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы и стала членом Всемирной торговой организации. Молдавские товары пользуются рядом льгот при оплате таможенных пошлин при их импорте в страны ЕС. Величина льгот зависит от насыщенности европейского рынка соответствующими товарами.

Справедливости ради стоит отметить, что низкий уровень молдавской экономики – не единственная причина торможения процесса интеграции Кишинева в Евросоюз. ЕС также тревожит то, что в Молдавии высок уровень преступности, незаконной миграции, а также не урегулирован конфликт с ПМР. Однако в Кишиневе считают, что бедность – это не причина, чтобы в перспективе не стать полноправным членом Евросоюза. Об этом заявил на люксембургском совете премьер-министр Молдавии Василий Тарлев. Он также пообещал, что Кишинев будет бороться с негативными, по мнению ЕС, явлениями и выразил надежду, что Евросоюз "сможет адаптировать свою стратегию в зависимости от специфики страны".

Как бы то ни было, но процесс вступления Молдавии в ЕС, как говорится, пошел. На днях Тарлев сообщил, что еще в марте в ходе заседания комитета по сотрудничеству Молдавия - Европейский Союз было определено еще одно приоритетное направление двустороннего взаимодействия: содействие со стороны европейских структур созданию в республике благоприятного инвестиционного климата. По словам премьера, в Молдавии в скором времени будет создана рабочая межведомственная группа, которая займется разработкой конкретных задач по интеграции Молдавии в Европу.

Молдавская оппозиция, похоже, также решила заработать себе политические дивиденды на этом процессе. Буквально на следующий день после объявления премьером внешнеполитических приоритетов страны Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) инициировала сбор подписей за проведение референдума о присоединении Кишинева к Евросоюзу и НАТО. Руководство ХДНП считает, что непоследовательная политика последнего десятилетия привела к тому, что в плане европейской и евроатлантической интеграции Молдавия сильно отстала от других республик бывшего СССР - таких, как Эстония, Латвия, Литва, Грузия. Лидер национал-радикалов Юрий Рошка уверен, что открыто препятствовать проведению референдума никто не будет, так как "даже правящая партия коммунистов в последнее время много говорит о европейской интеграции". Представители ХДНП намерены собрать не менее 200 тыс. подписей граждан Молдавии для проведения референдума.




Молдова-Ази,
2 января 2003

Итоги 2002 года подводят политические лидеры и государственные должностные лица Молдавии

Василе ТАРЛЕВ, премьер-министр: "Одним из приоритетных направлений Республики Молдова и его руководства по-прежнему является интеграция в Евросоюз и в европейское сообщество. В 2002 году президентским указом учреждена Комиссия по интеграции в ЕС. 2002 год был первым годом без отключения электроэнергии, первым годом без задолженностей по зарплате в бюджетной сфере. В этом году удалось добиться экономической стабильности, и одним из наиболее значительных достижений кабинета министров стало возобновление внешнего финансирования и восстановление доверия международных финансовых органов к молдавскому руководству. К числу положительных тенденций 2002 года можно отнести и рост профессионализма масс-медиа и возмужание молдавского электората".

Думитру ДЬЯКОВ, лидер Демократической партии, экс-председатель парламента: "2002 год был трудным и смутным, он начался и закончился скандалом. И эти скандалы никоим образом не пошли на пользу населению, все свелось к недоразумениям между правящей партией и оппозицией.     Власть пыталась подгримироваться, если можно так выразиться, чтобы улучшить свой имидж, но ее усилия не увенчались особым успехом. Республике Молдова необходима долгосрочная стратегия развития, страна нуждается в инвестициях, правители же, к сожалению, придают слишком мало значения этим проблемам. Но справедливости ради надо сказать, что отдельные социальные проблемы были успешно решены, и этот факт радует.               Было еще одно важное событие в ушедшем году - на нас обратили внимание европейские организации и Соединенные Штаты Америки, что вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что демократический процесс в Республике Молдова будет укрепляться".

Вячеслав УНТИЛЭ, лидер Либеральной партии: "В 2002 политическом году сделан первый шаг к реализации идеи объединения всех демократических сил. Многие партийные лидеры поняли, что только совместными усилиями можно противостоять коммунистическому режиму. В итоге 24 марта 2002 года в результате слияния четырех политических формирований образовалась Либеральная партия, которая в течение нескольких месяцев поднялась на 3-4 место в социологических рейтингах. Это свидетельствует о том, что наши идеи находят отклик у тех, кто выступает за перемены в обществе. Это вселяет уверенность в том, что в ближайшее время к нам примкнут и другие непарламентские партии. С моей точки зрения, начало процесса объединения и укрепления на правом фланге представляет собой событие номер один 2002 года".

Валериу МАТЕЙ, вице-председатель Социал-либеральной партии: «Парламентская оппозиция проявила себя слабо, один из ее компонентов - Социал-демократический альянс - был подвержен внутреннему расколу, а действия христиан-демократов были направлены не столько против коммунистов, сколько против непарламентской оппозиции. Думаю, особо запомнится процесс объединения в 2002 году непарламентского правого фланга, что и привело к созданию на базе восьми политических формирований двух партий - Социал-либеральной и Либеральной, усилиями которых постепенно удастся преломить соотношение сил в обществе»".

Петру КИРИЯК, председатель Конфедерации профсоюзов: "Самым большим достижением 2002 года стало увеличение на 60% зарплаты работников социальной сферы после длительных переговоров между профсоюзными лидерами и правительством. Конфедерации удалось отстоять права работников при разработке бюджета на 2003 год и Кодекса законов о труде. В 2002 году Республика Молдова ратифицировала семь международных конвенций о правах работников, шесть из которых касаются интересов земледельцев. За этот период создана Молодежная организация Конфедерации профсоюзов Республики Молдова.

Андрей ГЕРМАН, министр здравоохранения: " В этом году завершена работа над пакетом нормативных, законодательных документов для введения системы обязательного медицинского страхования.

Одним из наиболее важных достижений стала стабилизация показателей материнской и детской смертности посредством реабилитации службы здоровья матери и ребенка. В результате программ репродуктивного здоровья и семейного планирования, осуществленных за последние годы, значительно снизилось количество абортов. В 2002 году удалось открыть более 140 филиалов государственных аптек, приоритетно в тех населенных пунктах, где есть больницы, но нет аптек. Всего таких филиалов на данный момент 334.

Не удалось снизить уровень заболеваемости вирусным гепатитом А, который остается большой проблемой для страны в значительной степени из-за низкого качества питьевой воды. Не увенчались успехом усилия по снижению уровня заболеваемости туберкулезом и ВИЧ/СПИД. Самой большой проблемой в системе здравоохранения остаются отношения между пациентом и врачом".

Георге СИМА, министр просвещения: "Среди достижений 2002 года числится реформа средней общеобразовательной школы. Издано 35 наименований учебников общим тиражом 1 млн. 500 тыс. экземпляров. Создана рабочая группа по разработке новой концепции профессионального образования в РМ. Удалось увеличить процент приема в вузы выпускников сельских школ, ликвидировать всю задолженность по зарплате учителям, увеличить на 60% среднюю зарплату в отрасли. Самым важным решением года стала централизация оплаты труда педагогов. Самой большой проблемой остается неохват детей школьного возраста учебой. 1647 детей не посещают школу".

Сергей САИНЧУК, первый вице-министр труда: "В 2002 году министерство труда заручилось согласием международных финансовых организаций на приостановление пенсионного ценза. В ближайшие пять лет мужчины будут выходить на пенсию в 62 года, женщины - в 57 лет. Задолженность по зарплатам ликвидирована. Увеличены пенсии и запланирована их индексация. Государство стало выплачивать зарплату  лицам, ухаживающим за инвалидами. Увеличены также пособия по рождению и уходу за ребенком.

Приняты важные законодательные законы, в частности, Закон о зарплате, Трудовой кодекс, Кодекс законов о социальном обеспечении и Закон о занятости населения. Одной из самых больших проблем является трудоустройство безработных".

Виктор ГАЙЧУК, министр обороны: "В 2002 году одновременно с действиями по реформированию Национальной армии проведена значительная работа по совершенствованию законодательной базы в области обороны. Парламент принял Концепцию военной реформы и пять законов, регулирующих деятельность военного комплекса. Продолжительность воинской службы сокращена до 12 месяцев.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ