Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №76(01.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ и ГРУЗИЯ: диалог или конфронтация
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Пора домой!

Виктор Михайлов

29 мая 2003г, в Москве состоялось  заседание Экспертной комиссии по разработке проектов программ добровольного переселения представителей коренных народов России, оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации. Вела заседание заместитель руководителя Департамента  по делам вынужденных переселенцев ФМС МВД России, заместитель руководителя комиссии Воробьева О.Д.  На заседании были представлены   Минтруд, МНС, МВД, Институт этнологии и антропологии РАН, Госкомстат, ФПС России, Мин. эконом развития, Институт стран СНГ,  от которого в состав Экспертной комиссии направлен автор.

Главным, в повестке дня, стоял вопрос «О рассмотрении предложений по разработке государственных программ добровольного переселения представителей коренных народов России, оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации». 

Экспертная комиссия    была создана   решением Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации  при МВД России. Решение Межведомственной рабочей группы о разработке государственных программ добровольного переселения представляется своевременной мерой исходя из существующих геополитических и демографических  долговременных целей и задач развития Российской Федерации. Как известно, значительная инерционность  демографических процессов не позволяет рассчитывать в ближайшие 10-15 лет на преодоление демографического кризиса в стране, истоки которого берут своё начало далеко за пределами ХХ века.

Согласно Расчетам Госкомстата России к концу 2015года численность населения России составит не более 135 млн. человек по сравнению со 145 млн. человек в 2002 году, или уменьшится на 10 млн. человек.

При этом следует иметь в виду, что за пределами 2007 года пройдут крайне негативные для экономики страны изменения структуры населения. За 2001-2015 годы численность населения в трудоспособном возрасте (основном источнике формирования трудовых ресурсов) уменьшится на 6,7 млн. человек, в возрасте моложе трудоспособного – более чем на 7 млн. человек, а в возрасте старше трудоспособного наоборот произойдет увеличение на 3,5 млн. человек.  По-прежнему в наиболее сложном положении будут находиться районы Дальнего Востока, Крайнего Севера, Нечерноземья, приграничные с Казахстаном и КНР территории, малые города, а также моногорода России – города, порожденные гигантами советской индустрии.

 С другой стороны, развивающаяся экономика России (особенно богатые сырьевыми ресурсами восточные регионы) с каждым годом будет испытывать потребность в дополнительных трудовых ресурсах. Таким образом, со всех точек зрения другой альтернативы для России,  кроме как привлечения на постоянное место жительства и работу в Российскую Федерацию этнических россиян не существует. 

 Исходя из складывающейся экономической и демографической обстановки в России  на рассмотрение участников заседания было предложено шесть программ:

1.Программа «Привлечение мигрантов в малые и средние города Российской Федерации до 2010 года.

2.Программа «привлечение мигрантов в трудонедостаточные регионы РФ для развития сельскохозяйственного производства на 2004-2010годы»

3. Программа «Заселение приграничных территорий Сибири и Дальнего Востока на 2004-2005годы».

4. Программа «Сокращение оттока населения из районов Дальнего Востока на 2004-2010 годы».

5. Целевая программа  «Предоставление образовательных услуг в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации молодежи из государств –участников СНГ и стран Балтии на 2004-2010 годы».

6. Программа «Социально-культурная адаптация, воспитание межкультурного общения, толерантного поведения населения и мигрантов». В ходе обсуждения, наиболее интересно и по-деловому конкретно выступила представитель Минтруда Власова Н.И. По её мнению в условиях сокращения  количества федеральных целевых программ предложение о разработке 6 новых программ вряд ли получит одобрение в  Правительстве РФ. В связи с этим целесообразно подготовить и внести в Правительство РФ предложение о разработке одной программы «О содействии добровольному переселению представителей коренных народов России, оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации», в которой можно предусмотреть разработку соответствующих подпрограмм.

Выступивший на заседании Экспертной комиссии  представитель Института стран СНГ указал на необходимость проведения оценки потенциала регионов России и потребностей самих переселенцев. Нужно четко представлять перспективы развития регионов и их потребностей в рабочей силе с учетом их возможностей по обустройству мигрантов - с одной стороны. И необходимо выявить пожелания  соотечественников, желающих вернуться в Россию, о месте их будущего проживания, потребности в работе, обучении - с другой. Он обратил внимание присутствовавших на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам содействия добровольному переселению этнических россиян в Россию: подготовку межправительственного соглашения между Российской Федерацией, странами - участниками СНГ и странами Прибалтики   об оказании государственной поддержки добровольному переселению этнических россиян в Российскую Федерацию. Подготовку и принятие Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию», предусматривающего порядок получения статуса репатрианта, его права и обязанности, меры и объем государственной поддержки репатриантов со стороны государства. Внесение изменений и дополнений в законы Российской Федерации «О гражданстве», «О таможенной службе», «Об образовании». При подготовки программ необходимо предусмотреть создание отделов по переселению при посольствах России в странах СНГ и Прибалтики. А при реализации - установление контактов и взаимодействие отделов по переселению с общественными объединениями соотечественников и возможном проведении эксперимента по переселению в одном из регионов России. Коснувшись предложенных программ, он высказал сомнение по поводу сроков их реализации: вряд ли за 2004-2005 год удастся заселить приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.  Тем более, что  сам подготовительный период займет не менее года.

Бурную, но кратковременную дискуссию, вызвало категоричное заявление представителя института этнологии и антропологии РАН Филипповой Е.И. о юридической несостоятельности терминов «россияне» и «соотечественники», ущемляющие, по её мнению, права некоренных народов, проживающих в России и предложившей не употреблять их при обсуждении данного вопроса.   На это ей было замечено, что если бы не было российских соотечественников, то и не было бы обсуждаемого вопроса. А что касается юридической правомочности термина «российские соотечественники», то она закреплена в законе о соотечественниках принятом Государственной Думой еще пять лет назад.

 В заключении была принято решение  одобрить представленные на рассмотрение членам Комиссии предложения по разработке проектов программ добровольного переселения представителей коренного населения России, оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации. Доработать предложения по разработке проектов программ с учетом состоявшегося обсуждения на заседании Комиссии. Внести изменения в проект плана разработки проектов программ добровольного переселения с учетом замечаний и предложений и направить доработанные, с учетом мнений экспертов, материалы в Межведомственную рабочую группу по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации.

 Создание и реализация предложенных программ, несомненно, будет способствовать обеспечению роста численности населения и трудовых ресурсов экономического и демографического развития России. Будет способствовать    развитию регионов и росту населения, реализации интеллектуального и трудового потенциала соотечественников, становлению демократического общества и обеспечит соблюдение принципов национальной безопасности Российской Федерации.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ