Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №76(01.06.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ и ГРУЗИЯ: диалог или конфронтация
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Каноническое Православие переходит в «миссионерское контрнаступление»

Кирилл Фролов

Миссионерский Съезд в Киеве

27-29 мая в Киеве состоялся первый миссионерский съезд Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат). В нем приняли участие 170 человек , были представлены практически все епархии Украины. Активное участие приняла и российская делегация, в которую вошли известные богословы - диакон Андрей Кураев и профессор Александр Дворкин, представители Синодальных структур (во главе с руководителем миссионерского отдела МП архиепископом Белгородским Иоанном), церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Союза Православных Граждан, телерадиокампании «Радонеж», сайта «Православие. Ру». 

Показательно, что самое пристальное внимание к съезду было уделено Священноначалием и  епископатом. Свои приветствия прислали Святейший Патриарх Алексий Второй, Блаженнейший митрополит Владимир, непосредственное участие в работе съезда приняли  митрополиты Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Днепропетровский и Павлоградский  Ириней, архиепископы и епископы - Белгородский и Старооскольский Иоанн, управделами УПЦ владыка Переяслав - Хмельницкий Митрофан, архиепископ Львовский и Галицкий Августин, вл. Житомирский Гурий, Криворожский и Никопольский Ефрем, Сумской и Ахтырский Иов. Конечно же, необходимо отметить главного организатора съезда –епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа –главу миссионерского отдела УПЦ. Его блестящий доклад был оценен участниками по достоинству,  равно как  и то внимание, которое он уделял всем вопросам, обсуждавшимся на форуме.  Владыке Филиппу, безусловно, удалось собрать  ярких и  ревностных священников и мирян, которые способны  сделать миссионерское служение нормой церковной жизни, повести за собой тех, кто только находится на пути осознания важности миссионерского служения.

Но печально удивило откровенное невнимание к такому важному событию, от которого прямо зависит религиозная ситуация на Украине, со стороны ведущих политиков и СМИ. Единственным представителем государственной власти, присутствовавшим на съезде, был глава Госкомитета по делам религий Виктор Бондаренко, который использовал трибуну съезда для пропаганды набившей оскомину идеи «Украинской Поместной Церкви». Бондаренко дошел до демагогических упреков в адрес канонического Православия , обвинив верных УПЦ  в равнодушии к отпавшим в раскол единоверцам. Выход предлагался один - для их возвращения из раскола необходима «Единая Поместная Церковь», следовательно - отделение от Московского Патриархата. Лицемерие подобной пропаганды очевидно. Ведь раскольнические группировки на Украине держатся только благодаря государственной поддержке, являясь зачастую «бюджетными» организациями, финансируемыми на деньги православных налогоплательщиков. Прекратится эта поддержка - и не будет никакого раскола. Как рассыпались в полгода советские обновленцы, лишившись государственной поддержки. Автокефалия же (или полная автономия) УПЦ приведет к  новым потрясениям и расколам, по сравнению с которыми нынешние- искусственные,  покажутся мелочью.

На напоминание  простого провинциального батюшки о том, что есть единственно верный, евангельский принцип  уврачевания раскола –покаяние и возвращение  в Церковь, Бондаренко ответил по своему гениально, заявив в том смысле, что на Украине в последние 15 лет этот принцип  доказал свою неэффективность.

В. Бондаренко так и не смог сказать ничего вразумительного на вопрос о том, как относится украинское государство к тому факту, что т.н. «Киевский Патриархат» являлся «крышей» для вербовки украинских боевиков в «горячие точки» СНГ, в т. ч. Чечню.

Поэтому глава пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов заявил в своем выступлении: «Власть как была антиправославной, так и осталась. Нынешняя власть делает все, чтобы Православная Церковь не укреплялась, и толкает ее к объединению с раскольническими структурами, которые были им созданы…Откровенным противником Церкви является и система «государственного религиоведения», выпускающая «специалистов» и чиновников, полных ненависти к каноническому Православию. Также настроена и государственная пропагандистская машина». Он напомнил также о том, что Церковь выжила вопреки государственной политике последних лет- в 1992 году, сразу после организации президентом Л. Кравчуком раскольничьего «Киевского Патриархата»,  его активисты, лично громившие православные храмы на Волыни- В. Червоний и Н. Поровский, утверждали, что к концу 1993 года Московского Патриархата на Украине  не будет. Но каноническая Церковь не только выжила, но является доминирующей конфессией Украины, - отметил Анисимов. Впрочем, отметил глава пресс-службы, это не повод к самоуспокоению. И продолжающаяся пропаганда раскола, и перенесение униатского центра из Львова в Киев, и недавний 30-тысячный марш сектантов-пятидесятников по Киеву свидетельствуют о серьезности вызовов Православию. Впрочем, осознание этого факта было лейтмотивом многих выступлений. Одновременно шутливый и серьезный призыв диакона Андрея Кураева к «агрессивной миссии» был услышан. Как представляется, подобная лексика была использована известным богословом в качестве противовеса «богословию дезертирства», апатичной психологии, бесплодному ожиданию, что «люди сами придут в Церковь», лицемерному упованию, «что кого надо, Господь сам приведет» и прочим попыткам уклонения (и обоснований этого уклонения) от всеобщей миссионерской обязанности, до сих пор присутствующими в церковной среде. Ни один участник съезда не выступил против  призыва  диакона  Андрея вести прямой и нелицемерный диалог с молодежью, в том числе с рок- культурой, современным искусством кино и т.д. Ведь такой диалог невозможен при голословных обвинениях современной культуры, в частности, рок- музыки в «сатанизме» и «разврате». На эту тему очень хорошо сказал на съезде епископ  Филипп: «Неприемлемо и то, что кое-кто пытается сузить вопросы стратегии и тактики миссионерства до опробованных им самим формы и организации. Такого быть не может, потому что для нас принцип быть „для всех всем“ по-прежнему остается актуальным. Заявляю: необходимы разные формы, разные методы, разные организации — только тогда мы сможем привести к Свету все слои населения, не отдельную группу или прослойку»

Одной из форм миссионерства является проповедь среди политиков, политологов, журналистов. Епископ Сумской и Ахтырский Иов сказал, что отношение государства к Церкви остается лицемерным и поэтому тем более необходимо работать с теми представителями власти, общественных организаций, бизнеса, которые способны слышать. И владыка Иов говорил о вещах, актуальных не только на Украине. Он отметил, что зачастую «миссионерство» среди представителей властных структур сводится к застольям и выколачиванию денег. Между тем, политики и чиновники - такие же люди, которым нужно говорить о спасении, приводить их в Церковь.

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней говорил об опыте миссионерства в своей епархии. Особенно важным он отметил развитие профессиональной церковной прессы и воцерковление светских СМИ. Сам митрополит ведет несколько программ на разных днепропетровских телеканалах.

Архиепископ Львовский Августин поставил вопрос об униатской агрессии, о необходимости миссионерского ответа на эту экспансию.

Живо обсуждался вопрос о миссионерских приходах. Признано, что все приходы должны быть миссионерскими, просто  под термином «миссионерский приход» подразумевается наличие в каждой епархии такого центра, который координировал бы просветительскую  работу, занимался вопросами стратегии и тактики миссии на территории епархии. Были слышны голоса в пользу восстановления канонической нормы, рассматривающей приход в качестве территориальной единицы, ответственной за конкретную каноническую территорию. Согласно такой норме, все школы, больницы, все жители конкретной территории находятся в зоне ответственности канонической единицы-прихода.

Также в «Итоговом документе» говорится  о необходимости добиваться того, чтобы УПЦ была признана Церковью большинства и традиционной конфессией на Украине, на необходимость придания ей статуса юридического лица ( на Украине до сих пор сохраняется беспрецедентная дискриминация-Церковь как целостный организм - вне юридического поля).

Также в документе зафиксирована необходимость  активизации юридической деятельности в защиту Православия (ведь до сих пор не возвращены захваченные храмы, даже по решению суда, давно пора через суд остановить некоторых клеветников из СМИ). Признано необходимым привлечь к этому православные общественные организации («Путь православных» и др.).

Предметом особенной миссионерской заботы должны быть регионы, пострадавшие от униатской  и раскольнической агрессии. Там должна быть своя тактика, более концентрированные миссионерские десанты. Впрочем, на съезде отмечалось, что  русские и русскоязычные регионы Юга и Востока должны быть в центре миссионерской деятельности с тем, чтобы упредить там развитие ситуации, подобное западноукраинской- укрепления униатства, раскола, сектантства.

Особенно важным было признано создание общецерковного научно-аналитического центра по проблемам инославного прозелитизма, введение курсов по новейшей истории, истории унии, раскола, церковной журналистике в духовных школах. Признано необходимым развитие института  епархиальных, благочиннических и приходских  миссионеров. Полностью «Итоговый документ» опубликован на сайте «Православие в Украине» (www.orthodox.org.ua).

Съезд продемонстрировал, что украинская Православная Церковь (Московский Патриархат) закончила эпоху выживания и самосохранения, и перешла к эпохе «миссионерского контрнаступления», что она имеет уникальный опыт активной деятельности в условиях недружественного политического режима.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ