Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №89(01.01.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Страна.Ru,
24 декабря 2003

Бурджанадзе в Москве хочет добиться легитимизации своего режима

Заведующий отделом Института стран СНГ Михаил Александров в интервью с политическим обозревателем Страны.Ru Виктором Соколовым заявил, что исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе приезжает в Москву для того, чтобы добиться здесь легитимизации нового режима. Но Москве, считает эксперт, делать этого ни в коем случае нельзя, потому что это серьезно сузит возможности политики России в отношении Грузии.

- В Москву прибыла исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе. Она будет встречаться с Путиным. Как вы думаете, какие основные проблемы между нашими странами должны разрешиться здесь, в Москве? И какова перспектива в принципе их разрешения?
- Я думаю, основная цель визита Бурджанадзе - добиться легитимизации своего режима в Москве, то есть получить какие-то публичные заявления в том плане, что мы будем рассматривать предстоящие в Грузии выборы, как легитимные, что мы не считаем происшедшие в Грузии события государственным переворотом. Как в общем-то оно на самом деле и было. И следовательно, если это был государственный переворот, то и нынешние власти в лице Бурджанадзе, Жвания, Саакашвили не легитимны, следовательно, и выборы, следующие, назначенные ими, не легитимны.

- То есть так, как думает сейчас лидер Аджарии?

- Да, абсолютно так. Ну, в общем-то, он прав. Тут даже и без него было бы ясно, что это был государственный переворот, и все это не легитимно. Хотя пока наши власти стараются избегать этой терминологии - не легитимность, государственный переворот. Министр иностранных дел Игорь Иванов такую позицию занял. Ему удалось навязать нашему политическому руководству вот эту концепцию, что вроде бы ничего страшного не произошло. Он это сделал в ходе своего недавнего визита в Грузию.

- То есть Иванов использовал ситуацию и поехал туда с тем, чтобы Россия стала единственной страной, которая спасла Грузию от войны?

-Нет, я считаю, что Иванов допустил грубую политическую ошибку, из которой он потом пытался тихонечко выползти. Потому что он фактически поддержал государственный переворот, как бы освятил нелегитимные власти в Грузии. Это было бы еще понятно, если бы пришли к власти, как говорят, "наши люди". Но ведь весь сценарий писался в Соединенных Штатах, они имели полную поддержку Вашингтона, США их подтолкнули на этот переворот, США оказывали давление на Шеварднадзе, чтобы он ушел. И вот приехал Иванов и дожал Шеварднадзе, и потом сказал, что вроде все произошло в конституционном русле. Заявление нашего Института стран СНГ расценило события в Грузии сразу же как государственный переворот, а потом были опубликованы на нашем сайте некоторые статьи. И вот последняя статья - «Переворот в Грузии и концепция недифференцированной стабильности Игоря Иванова». То есть Иванов выдвинул такую концепцию, что нам любой ценой надо поддерживать стабильность в соседних государствах, фактически независимо от того, кто там приходит к власти, законно ли они приходят, незаконно, наши ли это друзья или наши враги, но главное для нас стабильность. Вот такую странную концепцию он выдвинул и теперь ее как бы навязал нашему политическому руководству. И поэтому сейчас проявляется двусмысленность. Министр как бы освятил этот переворот своим присутствием, и мы сейчас не можем четко сказать, что мы их не признаем, что они не легитимны. Вначале признали вроде, что все в конституционных рамках, а теперь будем заявлять, что не в конституционных. Это затруднило для нас возможности маневра.

- Я не думаю, что Иванов поехал в Грузию, не посоветовавшись.

- Вы знаете, порой так бывает в реальной политике. Министр иностранных дел отвечает за внешнюю политику и вносит предложение. Он выступил с таким предложением, и, видимо, как-то убедил президента в этом. Президент, может быть, недостаточно проконсультировался со своим окружением, с экспертами, возможно, не успел. А потом уже ему отступать нельзя было, «царево» слово обратно забирать уже нельзя, понимаете.

- США и Евросоюз признали эту власть легитимной. И поэтому если нам сейчас отказаться от этого признания, то мы будем ссориться и с Соединенными Штатами, и с Евросоюзом. Нам это нужно?

- Надо защищать свои интересы. Ну, как же так? Нам будут постоянно наступать на ногу, постоянно отпихивать, отбирать что-то у нас, а мы будем все терпеть, чтобы только не поссориться, и ради этого все время молчать?

- Я просто пытаюсь рассуждать за тех, кто наверху, хочу понять их логику.

- Надо занять принципиальную позицию. Не побоялись же мы в отношении Ирака занять принципиальную позицию, хотя можно было, конечно, и жестче еще позицию занять. И в данном случае тоже надо занимать принципиальную позицию. Видите, что происходит? Выборы точно будут сфальсифицированы, потому что Саакашвили ведет себя уже так, как будто его избрали, что он уже явный победитель.

- Ну, так он и на самом деле безальтернативный кандидат.

-Да, Георгадзе не дали зарегистрировать. Ну, какая же это демократия? И еще боюсь, как бы наши наблюдатели опять там дел не наделали как в прошлый раз. Наблюдатели от СНГ всегда говорят, что все нормально на всех выборах, что выборы демократично и честно прошли. А это, между прочим, лишает нас возможности вести последующую дипломатическую игру. Вот посмотрите, как американцы отреагировали на выборы в Азербайджане. Они с одной стороны сказали, что выборы были незаконные, нечестные, но сказали одновременно, что они будут работать с молодым Алиевым. То есть с одной стороны вроде он незаконен, а с другой.

- А работать они с ним будут.

- Работать они с ним будут, да. А что это им дает? Это им дает такую возможность, что в будущем они могут всегда сказать: послушайте, а ваш режим незаконен, мы сейчас оппозицию поддержим, а вас быстренько скинут. То есть Алиев у них уже в руках, на поводке. А если мы всех признаем, даже тех, кто незаконно к власти пришли, потом нам уже сложнее на них оказывать давление, потому что вроде мы признали законными.

- А не кажется ли вам сейчас, что в ходе визита Бурджанадзе мы сделаем именно то, что сделали американцы с выборами Алиева - исправим ошибку Иванова и расширим поле маневра?

- Вот я считаю, нам бы было бы правильно так сделать, но у меня нет уверенности, что Иванов с его концепцией поступит именно так.

- Ну, Путин поправит Иванова сейчас и скажет: вы не легитимны, но нам приходится с вами работать, что же делать. Или так не может быть?

-Вот это было бы сейчас правильно. Мы считаем, что все сделано не легитимно, выборы будут нечестными и сфальсифицированными, но мы, поскольку особо повлиять не можем, будем вынуждены с вами работать. Это нам оставит на будущее возможность поддержать оппозиционное выступление, с другой стороны оказывать давление на это правительство.

- Какие еще вопросы могут обсуждаться?

- Еще, я считаю, они будут обсуждать вопрос с республиками, прежде всего с Аджарией. Для легитимизации выборов им очень важно, чтобы Абашидзе дал согласие на участие в выборах.

- Они попробуют через Москву уговорить Абашидзе?

-Да. И я считаю, что нам ни в коем случае нельзя на это соглашаться. Более того, нам надо поддержать Абашидзе. Потому что сейчас Запад очень нагло себя ведет. США отправили в Батуми своего посла, чтобы он надавил на Абашидзе. Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы на него давил. Я считаю, с нашей стороны было бы абсолютно правильно поддержать Абашидзе, заявив, что такое давление международных институтов и США вообще неуместно. О какой демократии в стране можно говорить, если оказывают такое неприкрытое давление? Если выборы не пройдут, то легитимность этого режима будет вдвойне нелегитимной. И это нам откроет еще больше возможностей для последующего торга. Потому что новые власти Грузии сейчас будут обещать нам все, что угодно. Скажут, что они не будут наши военные базы трогать - пусть остаются, и что американские базы не будут размещать. И все - мы лучшие друзья. Но как только их изберут, как только мы их признаем, сразу же будет поворот. Помните, как с Шеварднадзе было? Мы его фактически привели к власти, мы его потом еще сохранили у власти, когда он развязал авантюру в Абхазии, поддержали, а он потом взял и вот такую нам свинью подложил. Поэтому конечно, верить им нельзя ни в коем случае.

- А какой же выход?

- Не признавать, но продолжать работать. Вы понимаете, объективная ситуация в Грузии такая, что проблем их им не решить. Экономические проблемы у них настолько серьезны, что им либо на постоянной дотации Запада сидеть, либо у нас кормиться. А Запад уже, я так чувствую, раздражен - у них своих проблем сейчас полно. Американская экономика, вы знаете, в очень тяжелом состоянии, хотя они и делают реляции о том, что у них, якобы, экономический рост. Но в действительности у них искусственный экономический рост за счет того, что они накачивают деньгами экономику, раздувают бюджетный дефицит, за счет этого падает доллар, растет государственный долг астрономическими темпами. Американская экономика в очень нестабильном состоянии. Тем более, что они завязли в Ираке, а тут еще Грузию надо содержать. И Грузию постоянно кормить они, конечно, не будут.

- Значит, Грузию кормить будем мы?

-Да, они и хотят сделать так, чтобы мы в их интересах еще и Грузию кормили. Просто блестящая политика! И причем им удавалось это делать - вот Украину же мы кормим до сих пор. Нам необходимо сейчас просто четко застолбить наши интересы. Прежде всего, добиться договоренности по базам, договоренности о нейтралитете Грузии.

- То есть надо использовать эту выгодную для нас сейчас ситуацию с тем, чтобы выбить из них максимум возможного?

- Конечно, надо использовать. Надо из них выжать какие-то конкретные обязательства. Причем это должны быть публичные обязательства, а не какие-то там кулуарные, чтобы это все в каком-то совместном заявлении, совместном документе было записано. И потом нужно это наращивать. Нас в Грузии, конечно, прежде всего волнуют вопросы безопасности, чтобы там не создавали западное военное присутствие, потому что если это присутствие будет потом в Азербайджане, то в соединении с Центральной Азией мы фактически окажемся в стратегическом окружении.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ