Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №93(01.03.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Ольвия-пресс,
13 февраля 2004

Земля малая, но опора большая

С.Зайченко

Во все времена  все без исключения войны преследовали одну и ту же цель – завоевание  права распоряжаться достоянием и богатством соседнего государства, его  природными  и  людскими ресурсами в целях собственного обогащения.  Так было в эпоху колониализма,  продолжалось в период  развитого капитализма  и имеет место при  современном империализме.  Если внимательно присмотреться  к событиям последних лет и проанализировать причины многочисленных больших и малых военных событий  в Европе и  Азии,   можно  легко прийти к выводу: всех их объединяет одно - стремление США господствовать над территориями,  богатыми природными энергоносителями.   

Вероятным и одним из главных конкурентов США на пути достижения этой цели является Россия, правопреемница  развалившегося Советского Союза. Поэтому холодная война Запада против СССР в настоящее время автоматически перенацелена против Российской Федерации. Вашингтон  всеми способами, в том числе и военной угрозой, пытается   установить свой контроль  за разработками, производством, распределением  и потреблением  энергоносителей. На пути осуществления  глобального контроля США за мировыми запасами энергоносителей стоит Россия – одна из самых богатых природными ресурсами стран мира, неподконтрольная Вашингтону.  Поэтому в продвижении военных баз США на Восток четко просматривается нефтегазовый фактор. 

Установление контроля над ресурсами нефти и газа на Балканах, в Центральной и Средней Азии, а также в Черноморско-Каспийском регионе – не только голубая мечта Вашингтона, но и стратегическая цель, достижение которой в современной  международной обстановке стало  вполне реальным явлением. Строительство военных баз в нефтеносных районах и в районах ее транспортных магистралей  есть тому подтверждение.

 В настоящее время США уже полностью контролируют нефть Саудовской  Аравии, Кувейта и Ирака. Имеют свои военные базы в странах Средней Азии,  где Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, обладающие огромными запасами углеводов, планируют строительство нефтегазовых магистралей через Каспий и Кавказ в Европу.  Картина будет более полной, если принять во внимание настойчивое желание Вашингтона  расположить свои военные базы в Азербайджане и Грузии для осуществления контроля  над нефтепроводом  Баку – Джейхан.  

Имея контроль над Ираком, сохраняя военное присутствие в Афганистане и наращивая   военной присутствие в республиках Средней Азии, США  завершают тем самым  стратегическую изоляцию Ирана,  крупнейшего в мире поставщика нефти. Это делается для того, чтобы  возобновить кампанию  по возвращение Тегерана под американский контроль.  В случае успеха  с Тегераном США будут  осуществлять полный контроль  над нефтегазовыми ресурсами  Центральной и Средней Азии, Каспийского региона, Среднего и Ближнего Востока.  

Подобная картина просматривается и в странах Восточной Европы.  Главное внимание Вашингтона привлекает относительно богатая нефтью Румыния.  Ее нефтяные запасы в Плоешти хотя и несравнимы с азиатскими, имеют немаловажное значение для Европы. К тому же, согласно информации румынских СМИ, в Румынии обнаружен так называемый «второй эшелон» нефти, залегающий  значительно глубже первого.  Их запасы настолько велики, что Румыния, по мнению специалистов,  может стать чуть ли не «вторым Кувейтом».  И хотя добыча нефти из глубины, говорят специалисты, – дело дорогостоящее,  можно быть уверенным, что деньги  для этого   у США найдутся. К тому же американские компании   уже ведут разработки первых проектов в этом направлении. В этом случае американские военные  базы в стране будут очень кстати: разработки необходимо поддержать, защитить  и профинансировать  в случае необходимости.

Кстати о Румынии.  Вашингтон всерьез  намерен  построить в Румынии, в районе Констанцы, сразу две военные базы.  Решение об этом уже принято. По мнению военных обозревателей,  в самое ближайшее время на одну из них будет переброшена 1-я бронетанковая дивизия США, принимавшая участие в войне с Ираком, на второй  будет базироваться авиационный полк  стратегического назначения.

 Контроль над Румынией  (ее членство в НАТО) очень заманчиво для американцев. Во-первых, Констанца – это ключ к Дунаю, крупнейшей водной транспортной  магистрали в Европе.  А контроль над Дунаем означает контроль над  Европой.   К тому же Дунай в перспективе может стать одним из важнейших коридоров для поставок каспийской нефти в Германию и другие страны Западной  Европы.  Строящийся  нефтеналивной терминал в Джурджулештах (РМ) преследует именно эту цель (не зря же США уделяют довольно пристальное  внимание этому строительству).    Поэтому контролировать Констанцу и устье Дуная  означает  держать под контролем   энергобезопасность   целого ряда европейских стран, что для Вашингтона  является  неоценимым подарком от Бухареста.

Во-вторых, ценность Румынии для США заключается  и в ее географическом расположении в Европе.  В НАТО бытует мнение, что тот, кто контролирует Румынию, владеет  ключом от  Балкан.  И в-третьих, база, которую обустраивает Пентагон в Констанце, может стать  первой военно-морской базой США на Черном море с вытекающими из этого последствиями для России.  А с 1 мая, когда Румыния станет равноправным членом НАТО, Бухарест  наверняка  сделает для своих «американских друзей» все, что они попросят.

В Болгарии США преследуют тоже не только чисто военные интересы, но и экономические с дальним прицелом.  Эта страна практически  природными запасами нефти и газа  не обладает. Но в портовом городе Бургас на Черном море, где должна  разместиться одна из многочисленных американских баз,  планируется строительство нового трансбалканского нефтепровода (от Болгарии через Сербию и Косово на Албанию с выходом в Адриатическое море) для перекачки все той же каспийской нефти в страны средиземноморского бассейна. Как сообщили российские СМИ, строить его получили право  американские компании. Значит, контролировать и защищать его опять же будут американцы, которые уже хорошо обосновались в Бургасе, обеспечивая на  местном военном аэродроме дозаправку военно-транспортных самолетов, курсирующих из западной Европы в Ирак.  Кстати,  из Бургаса планирует и Россия построить свой  транзитный нефтепровод до Эгейского моря в обход Босфора и Дарданелл.  Но окончательного решения по этому вопросу еще не принято. 

Картина  «нефтяной» войны с Россией станет  более  понятной, если  обратить внимание на тот факт, что из числа планируемых в Польше военных баз НАТО  размещение одной из них совпадает по месту, где пересекаются  нефтяные и газовые  потоки из России в Европу. Тут  уж всякие комментарии излишни.  Для России  подобные действия чреваты самыми негативными последствиями.

 Если принять во внимание, что вместе с этим к границам РФ подтягиваются войска страны, которая строит свои отношения с Москвой  по принципу, который нельзя назвать партнерским - исходя исключительно из собственных интересов,  то напрашивается логический вывод:  вокруг  России  создается   ситуация, имеющая   явно угрожающий  характер не только ее военной, но и экономической безопасности. Это очень напоминает события давно минувших лет,  когда у западных границ СССР концентрировались гитлеровские армии, а в Кремле делали вид, что этого не замечают.

В настоящее время для России нависла угроза отторжения Калининградской  области. Во-первых, ЕС требует от России предоставить Калининграду максимум самостоятельности и минимум зависимости от Москвы.  Во-вторых,  согласно Договору об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ), Россия, подписавшая этот документ, не может иметь в Калининграде крупной группировки войск. К тому же, имея  откровенно  антироссийский  настрой,   прибалтийские  страны наверняка не позволят РФ оперативно перебросить через свои территории необходимый контингент ВС в Калининград в случае непредвиденного развития событий в бассейне Балтийского моря. 

 При всем этом США «забывают» о том, что между НАТО и РФ подписано Соглашение, запрещающее продвижение военной инфраструктуры альянса к российским границам. В частности, к границам Калининградской области.

Между тем и ЕС, и США, и Совет Европы настойчиво требуют от России беспрекословного выполнения своих обязательств по выводу российских воинских контингентов из Приднестровья и Грузии, а также настойчиво «рекомендуют» Москве возобновить переговоры с чеченскими боевиками о «мирном» разрешении конфликта, предоставив Чечне максимум независимости.

В настоящее время и Молдова открыто выступила в роли противника России. Официальный Кишинев, открыто занимая позицию США и преследуя при этом свои собственные цели, настойчиво добивается от Москвы немедленного вывода ОГРВ из Приднестровья. В ситуации, когда ЕС целенаправленно проводит работу по вовлечению Украины в сферу влияния НАТО, когда Молдова готова по первому требованию Вашингтона предоставить свои аэродромы в распоряжение ВВС США (воздушное пространство уже предоставлено),  территория ПМР может  оказаться  российским плацдармом глубоко в тылу НАТОвских вооруженных сил.  Для США это равносильно рогу  буйвола, торчащего  в брюхе тигра. 

Это уже поняли и  в  Москве.  По мнению многих  западных дипломатов, у России имеются все основания и довольно сильные рычаги давления на НАТО в преддверии расширения этого блока на Восток. Кремль может увязать ратификацию и выполнение Договора о сокращении обычных вооружений в Европе  (ДОВСЕ)  с любыми шагами США по созданию новых военных баз НАТО в странах Балтии,  Польше, Румынии и Болгарии.  Примером тому может служить отказ Москвы подписать Итоговую декларацию  саммита  ОБСЕ в Маастрихте  в декабре прошлого года,  касающуюся проблемы вывоза вооружений и  вывода российских войск из Приднестровья и ликвидации российских баз на территории Грузии.   По словам  министра обороны РФ Сергея Иванова, Россия брала на себя стамбульские обязательства в условиях, отличающихся от современных. Тогда Россию  заверяли в том, что  «что НАТО не развернет свои вооруженные силы в восточноевропейских странах, желающих вступить в альянс».   Поэтому, опять же со слов Иванова,  после  вступления  в НАТО в апреле текущего года семи новых членов (Румынии, Болгарии, Словакии, Словении и трех прибалтийских республик) Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе потеряет свою актуальность и  «не будет поддерживать стабильность и баланс интересов».  Другими словами, Россия обретет  в этом случае право выйти из Договора и   приостановить вывод ОГРВ и сохранить свое военное присутствие на территории ПМР.

В этом случае маленькое по размерам европейское государство, каким является Приднестровье,  может стать надежной  опорой Москве в деле защиты российских интересов  в районе  причерноморского бассейна и Юго-Восточной Европы.

И хотя в Москве ситуацию предпочитают не драматизировать, но меры в сфере военной безопасности  России   уже предпринимают. В настоящее время  создается усиленная группировка войск ПВО в Белоруссии, открыта база Военно-воздушных сил в Киргизии, запланировано строительство крупной базы Военно-морского флота  на Черном море (в Новороссийске). Даже процесс синхронизации  вывода ОГРВ  из Приднестровья с процессом нормализации отношений между ПМР и РМ вписывается в программу обеспечения безопасности Российского государства.

В свою очередь российское военное присутствие  в Приднестровье будет гарантией государственной безопасности ПМР, что соответствует стратегическим интересам  приднестровского народа.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ