Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №99(01.06.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


17-24.05.2004. Белорусский рынок

Серьезный сигнал из Брюсселя

Павлюк Быковский, Юрий Орехов

Минск не забыт, но акцент в сотрудничестве будет сделан только на гражданское общество. Еврокомиссия приняла 12 мая “Стратегию европейской политики добрососедства” — документ о целях и принципах развития связей со странами — соседями расширенного Евросоюза. Отвечая на вопросы журналистов на презентации документа в Брюсселе, комиссар по вопросам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген (Gunter Verheugen) заявил, что “нынешняя ситуация в Беларуси не позволяет обсуждать план действий с властями этой страны”. Заявление комиссара по вопросам расширения ЕС получило очень много толкований в Минске — и власти, и оппозиция услышали в словах Г. Ферхойгена то, что хотели услышать. Попытаемся выяснить, что же реально произошло в Брюсселе и как это может сказаться на гражданах Беларуси.

Документ, о котором идет речь, содержит предложения Еврокомиссии по сотрудничеству ЕС с Беларусью, Молдовой, Россией и Украиной, а также с большинством стран Средиземноморья — от Марокко до Сирии, включая Израиль и Палестинскую автономию. Как отмечают наблюдатели, новым элементом этой стратегии стало намерение включить в “круг друзей” ЕС Азербайджан, Армению и Грузию. Предполагается, что в июле “Стратегия европейской политики добрососедства” будет обсуждаться на саммите ЕС. По словам автора концепции Г. Ферхойгена, цель стратегии ЕС — обеспечить политическое, экономическое и культурное сближение с новыми соседями при том, что в обозримом будущем не предусматривается их вступление в ЕС. На основе “Стратегии добрососедства” для каждой отдельной страны будет разработан к лету этого года план действий, содержащий этапы взаимного сближения до 2013 г.

“Мы предлагаем укрепить наши связи с этими странами-партнерами благодаря целой серии новых форм сотрудничества и помощи. Кольцо хорошо управляемых стран вокруг ЕС, представляющих новые перспективы в деле демократии и экономического роста, входит в интересы всей Европы”, — сказал комиссар. ЕС также выделяет средства на финансирование различных программ. До 2006 г. эти субсидии составят около 1 млрд. EUR, правда, 700 млн. EUR из них уйдет на обустройство новых границ. В будущем ЕС планирует существенно повысить субсидии странам-соседям.

В какой мере это может коснуться Беларуси — вопрос. “Мне жалко говорить, что ситуация в Беларуси очень мрачная, — сказал, отвечая на вопрос, Г. Ферхойген. — До этого времени мы не имеем так называемых контрактных отношений или диалога. Я считаю, что нынешняя ситуация в Беларуси не позволяет обсуждать план действий с властями этой страны. Так что пока мы на начальном этапе, мы должны обсудить способы поддержки инициатив, которые приведут к политическим реформам и политическим изменениям в Беларуси. Ранее аналогичным образом Г. Ферхойген высказывался на конференции “На пути к ”Широкой Европе": новая повестка", проходившей 18-19 марта в Братиславе. Касаясь Беларуси, комиссар сказал: “Ясно, что существующие политические условия затрудняют глубокое взаимодействие с ее правительством”. Отношения с Беларусью будут налаживаться скорее через взаимодействие с гражданским обществом. Наиболее важная задача Евросоюза, по словам комиссара Ферхойгена, — это “дать народу Беларуси очень четкий сигнал о том, что мы надеемся на их полную и свободную интеграцию в европейскую семью”.

Однако именно нынешнее высказывание Г. Ферхойгена в Брюсселе было истолковано некоторыми политиками и СМИ как решение Еврокомиссии исключить Беларусь из проекта программы “Новое соседство”. С такой интерпретацией в корне не согласен официальный Минск. Как отметил пресс-секретарь МИДа Беларуси Андрей Савиных на брифинге 13 мая, в соответствии с данным документом, на нашу страну распространяется действие трех программ соседства Евросоюза: “Балтийское море”, “Литва — Латвия — Беларусь”, “Польша — Украина — Беларусь”.

“Стратегия европейской политики добрососедства” указывает на то, что ЕС будет осуществлять свои “обязательства по поддержке развития демократии в Беларуси”. Совместно с ОБСЕ и Советом Европы Европейский Союз намерен поддерживать проведение демократических парламентских выборов, содействовать повышению осведомленности белорусских граждан о политике ЕС. Из документа следует, что Европейский Союз будет и далее подтверждать “перспективу более близких отношений” с Беларусью после проведения фундаментальных реформ в стране. Стратегия предусматривает возможность “более активного контакта с белорусскими властями на политическом уровне, если будут сделаны важные позитивные изменения в демократизации Беларуси”.

Авторы документа предлагают увеличить помощь нашей стране, но с акцентом на поддержку именно гражданского общества. Речь идет о поддержке демократизации, независимых СМИ, оказании помощи в преодолении последствий чернобыльской катастрофы, региональном сотрудничестве и гуманитарной помощи, а также об облегчении режима поездок для граждан, проживающих в приграничных с ЕС регионах. Вместе с тем А. Савиных обратил внимание на то, что в позиции Еврокомиссии по отношению к Беларуси есть “определенный политический компонент”. По его словам, “этот компонент станет предметом наших переговоров в Брюсселе” с представителями авторитетных европейских структур.

“Решение Европейской комиссии свидетельствует об изменении политики Евросоюза в отношении Беларуси. Все попытки договориться с белорусскими властями, повлиять на них с целью улучшения ситуации с демократическими свободами были отвергнуты режимом Лукашенко. Поэтому логическим следствием такого поведения белорусских властей стало жесткое решение Еврокомиссии”, — так прокомментировал вести из Брюсселя бывший заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Санников. По его мнению, Еврокомиссия четко поставила вопрос о том, что с нынешними властями конструктивные отношения невозможны. “Надеюсь, что вскоре мы услышим и вторую составляющую этой политики, а именно, что демократическая Беларусь имеет полное право на вступление в единую Европу”, — сказал А. Санников.

Председатель Комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Беларуси Борис Биккинин нашел позитивное в вестях из Брюсселя, а именно предложение Еврокомиссии ввести в действие программу “привилегированных отношений” с новыми соседями ЕС. По словам депутата, Беларусь также стремится к развитию взаимовыгодного взаимодействия с государствами Евросоюза, считая это направление внешней политики одним из приоритетных. Вместе с тем в интервью журналистам председатель комиссии сказал, что на переговорный процесс с Евросоюзом “никоим образом не должны влиять политические заявления европейских структур, связанные с ситуацией в Беларуси с демократическими правами и свободами”. “Политика здесь неуместна. Во главу угла должны быть поставлены не политические аспекты и политическая изоляция, а экономический прагматизм”, — заявил Б. Биккинин.

Заместитель председателя Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Владимир Делендик в интервью “БР” сказал, что, по его мнению, Беларусь исключать из программы “Новое соседство” неправильно: “При любых условиях нельзя, чтобы страдал народ страны в центре Европы”. Ограничивая контакты с официальным Минском, считает депутат, “ЕС тем самым сделал чисто политический шаг накануне парламентских выборов, которые состоятся нынешней осенью, это психологическое давление на руководство Беларуси накануне выборов; пройдут выборы — и все станет на свои места”. Парламентарий считает, что наше государство защищено благодаря своему геополитическому положению: “Европа не сможет закрыть Беларусь уже хотя бы по той причине, что наша страна находится в центре Европы. Даже если Европейский Союз примет определенные экономические санкции в отношении нашей страны, Беларусь примет ответные меры. Именно через нашу территорию идет в Европу газ, проходят воздушные, транспортные пути. К тому же, закрыв Беларусь, Евросоюз одновременно перекроет и доступ самому себе к России. По сути дела, изолировав Беларусь, Евросоюз поставит собственных производителей на грань остановки”.

Председатель Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) Николай Статкевич не столь оптимистичен, но и не теряет надежды: “К сожалению, политический шаг Европейской комиссии, безусловно, отодвигает европейскую перспективу для Беларуси. Хотя в случае победы в стране демократии Беларусь может оказаться первой в списке претендентов на вступление в ЕС, поскольку по европейскости общества — мы первые”. Лидер социал-демократов отмечает и возможные экономические последствия: “Беларусь пользуется льготными квотами на поставку своих товаров в страны Европейского Союза, а лишение этих квот станет страшным ударом для экономики страны. Ведь 35% всего объема белорусского экспорта идет именно на рынки Евросоюза. По большому счету, изоляция страны выталкивает Беларусь на Восток”.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ