Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №106(15.09.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Казахстан



Нурсултан Назарбаев выдвинул идею "формирования казахстанской нации"

В. Михайлов

О том, что 31 августа 2004 года, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев принял представителей национально-культурных центров республики и вручил им президентские гранты, предназначенные для реализации   уставной деятельности организаций, мир узнал   из сообщений корреспондента KZ-today из Астаны.  Кроме того, Агенство сообщило, что в ходе беседы с представителями национально-культурных центров глава государства выдвинул идею "формирования казахстанской нации". "Это очень большой научный труд, мы должны обсудить и обдумать эту идею", - сообщил на брифинге журналистам,  заместитель председателя Ассамблеи народов Казахстана Жуматай Алиев.

В мире есть немало примеров, когда многонациональный народ того или иного государства именуется не по этническому признаку, а по гражданской принадлежности (в США-американцы, в Канаде – канадцы, в Швейцарии – швейцарцы и т.д.). Но это возможно при том условии, если в государстве созданы равные условия и равные возможности  всем национальностям и этническим группам для их саморазвития и самоутверждения, сохранения культурной и языковой самобытности, полной реализации духовного и интеллектуального потенциала. Созданы ли в Казахстане такие условия? Возможно ли реализовать идею единой нации в государстве, название которого исходит от имени титульной нации? Где, по многим признакам, уже двенадцать лет идёт строительство моноэтнического  государства. В Швейцарии швейцарцы-итальянцы остаются итальянцами, французы – французами, немцы - немцами, ретороманцы- ретороманцами, потому что каждый из этих народов имеет не только свой государственный язык, но и своё территориальное образование. Каждый из этих народов не потерял своё национальное лицо. А кем будут русские, украинцы, белорусы в Казахстане? Ведь они не имеют ничего - ни государственности языка, ни тем более, территории.  Не является ли идея "формирования казахстанской нации"  скрытой формой ассимиляции?

Предложение Президента вызвало неоднозначную реакцию. В большей степени - негативную.   Спохватившись, власти через средства массовой информации «…большой научный труд…» опускают до банального: к якобы предложенной президентом  поправке - указывать в паспорте не национальную, а гражданскую принадлежность?

Показательно в этом отношении интервью Ирины Гакаловой  « Мы, народ Казахстана…» с представителями интеллектуальных кругов Алма-Аты, в котором журналист продолжает обсуждать тему национальной идеи, в свете предложений Нурсултана Назарбаева.

   Всех участников, к сожалению, объединяет то, что они ведут разговор с позиции интересов, прежде всего, титульнойнации.




Новое поколение,
10 сентября 2004

Мы, народ Казахстана...

И.Гайкалова

Когда мы решили продолжить разговор о национальной идее Казахстана, мы не могли даже предположить, насколько изменится ситуация и насколько по-особенному зазвучит эта тема в свете случившегося. Ситуация изменилась буквально за несколько часов: с того самого момента, как мир содрогнулся от первых сообщений о жертвах теракта в Беслане - о чудовищном истреблении детей и взрослых, о кровавом преступлении терроризма. Наш разговор об истоках и сути национальной идеи многонационального Казахстана происходил в день траура по жертвам теракта и был также посвящен им.

И.Гайкалова: Я предлагаю начать наш разговор с обсуждения предложения президента указывать в паспортных данных - “казахстанец”. Станет ли такой шаг своевременным?

М.Спанов: Мне кажется, говорить о написании “казахстанец” еще рано. По моему мнению, казахи еще сами не определились со своей национальной идентификацией, потому что когда встречается казах с казахом, он в первую очередь выясняет, к какому роду принадлежит его собеседник. Что касается других национальностей, то получилось так: титульная нация начала превалировать в общей численности только к середине 90-х годов. Естественно, это накладывает отпечаток на национальную идентификацию. Для того чтобы выкристаллизовалась национальная идея в Казахстане, мне кажется, необходимо знание казахского языка. К сожалению, основная часть населения не знает литературного языка. По статистическим данным, только в конце 90-х годов численность казахских школ начинает превалировать над русскими. В то же время все замечают, что уровень образования в казахских школах намного ниже, чем в русских. Но в основе национальной идеи, я считаю, должны лежать экономические основания. Мы, к сожалению, констатируя рост ВВП в экономике, остановились только на этом. Но пока у нас по-настоящему не начнет развиваться экономика - производительность труда, себестоимость, внедрение новых технологий и так далее - ничего не будет. Только тогда можно будет говорить о какой-либо национальной идее.

И.Гайкалова: Она появится сама собой?

М.Спанов: Да, да, именно так. В начале 90-х годов была национальная идея - создание государства. Сейчас население нацелено на то, чтобы прокормить семью, создать безопасность. В свое время можно было поднять до уровня национальной идеи “Стратегию-2030”. В отличие от многих скептиков я считаю, что это достаточно продуманная программа. Анализируя выполнение этой программы, мы пришли к тому, что те цели, которые ставятся в ней, реально выполнимы не к 2030 году, а с учетом роста нефтедобычи должны быть выполнены к 2015-2020 году при благоприятных условиях. Но неграмотная реклама, неграмотная подача привели к тому, что в качестве национальной идеи программа не может выступить. Необходимо еще определенное время, чтобы результаты экономических реформ дошли до населения, до каждого человека.

И.Гайкалова: Вы говорите об идее построения социального государства?

М.Спанов: Это все взаимосвязано - в основе лежит социальное благополучие людей. Или какие-то другие мотивы. Например, события в России, на мой взгляд, должны скрепить нацию. Хотя я бы точно не хотел, чтобы в Казахстане произошло что-то, даже отдаленно похожее на эти события.

И.Гайкалова: Мы с вами собрались в момент, когда любые разговоры о межнациональных отношениях представляются в особенном свете и приобретают особенное значение... Вообще вас не пугает само словосочетание “национальная идея”?

К.Еженова: Нет, меня не пугает - это устоявшийся термин. Другое дело, что мы знаем мало успешных примеров, связанных с национальной идеей, может быть, потому, что в нашем сознании национальная идея - это определенные штампы. Можно вспомнить так называемую американскую мечту, мы знаем кодекс этики самураев, хотя, если глубже смотреть, все это восходит к христианским, конфуцианским традициям...

Я согласна с тем, что, возможно, еще рано говорить обо всем этом, но чем раньше мы об этом заговорим, тем более продуктивным будет диалог. Есть еще одна опасность или возможная угроза, о которой не надо забывать: нельзя слишком сильно национализировать идею. Нельзя говорить о превалирующем значении чего-то: к примеру, если все заговорят по-казахски, то все у нас будет отлично. Я немного сместила бы акценты. Обратимся к событиям в Беслане. Что там произошло? Мне кажется, это организованная, но бессознательная реакция общества или определенной части общества на те неоимпериалистические лозунги, которые сейчас распространяет Россия. Меня можно упрекнуть в предвзятости, но это уже свершившийся факт. Об этом говорит новая военная доктрина России, об этом прямо говорил Примаков, об этом говорят многие российские эксперты. И это все настойчивее звучит из уст Путина. Не секрет, что именно социал-демократические лозунги помогли ему переизбраться на второй срок. Последние исследования показали, что часть россиян к этим лозунгам лояльна - здесь Путин уловил общее настроение масс. Я считаю, в принципе, наш президент зафиксировал само состояние общества: “казахстанец” - это уже устоявшийся, привычный термин, от этого уже никуда не денешься. На фоне российской истерии нам предложены совершенно нормальные, человеческие взаимоотношения, для нас это цивилизованный выход, в этом наше спасение.

Мы сейчас публикуем материал о генезисе политической системы Казахстана, и я еще раз начиная с 90-х годов перечитывала эти материалы и ужасалась: как часто мы были на грани межэтнического конфликта. И как я счастлива, что мы обошлись без этого.

Что касается казахского языка... Это вопрос чести - знать язык. Но этого мало. Я считаю, что вопрос чести - знать и уметь хорошо говорить о казахстанской экономике, культуре, истории. В то же время я считаю, что русский язык - это не самый плохой мост в мировую культуру. Но рассматривать казахский язык как нечто автономное и культивировать это и вариться в собственном соку - это тупиковый путь!

Я считаю, что никогда нельзя в основу национальной идеи вкладывать национальные лозунги, как это сделал Путин. Мы видим, чем это все оборачивается.

И.Гайкалова: Но в России великорусские настроения всегда так или иначе присутствовали. Мне кажется, в Казахстане такого не было.

К.Еженова: Я согласна с вами. У нас не было такого прежде всего потому, что казахи никогда не были по сознанию империалистами, во-вторых, по структуре государственной власти. Вы правильно заметили, есть один маленький нюанс: я прекрасно понимаю Путина, как бы это претенциозно ни звучало, в том, почему он использовал такие лозунги во время своей предвыборной кампании. Я совершенно понимаю Путина, когда он сейчас культивирует эти лозунги и продолжает их внедрять в общественное сознание. Да, это очень хороший механизм для консолидации нации. Но здесь нужно остановиться на тонкой грани, когда национальный лозунг превращается в инструмент политики.

И.Гайкалова: Есть ли у Казахстана сегодня предпосылки для того, чтобы национальная идея базировалась на национальных лозунгах?

О.Жанайдаров: Несколько дней назад в “Казахстанской правде” была опубликована большая статья Мухтара Кул-Мухаммеда о национальной идее. Он во главу угла предлагает поставить казахский язык, его развитие, его перспективы. Без этого говорить о национальной идее или же о казахстанской идее было бы просто смешно, бессмысленно, потому что без языка нет народа и нет культуры народа. Мы - многонациональное государство, мы таковыми были и будем, насколько это будет угодно Господу Богу. В этом свете надо, чтобы любой язык получил то, что он заслуживает по справедливости.

Обязательно ли внедрять казахский язык в умы людей других национальностей Казахстана? Мне кажется, что необязательно. У всех людей есть свои лингвистические способности: я, например, изучал 15 лет немецкий, но так и не выучил.

И.Гайкалова: Как должны сосуществовать языки?

О.Жанайдаров: В мире и согласии. Это, конечно, обязательное условие. У казахов достаточно богатая культура и история. Например, то, что язык все-таки уцелел, несмотря на массированную бомбардировку, это говорит о его мощи, силе. Он один из основных тюркских языков.

Здесь совершенно справедливо заметили, что мы не только не были никогда имперски настроены, но мы, казахи, никогда не были националистами в собственной стране. Мы готовы биться за свою честь, как это было в 1986 году, но никогда мы не унижали другой народ - это то, на чем мы стоим. Я думаю, что Кул-Мухаммед все-таки прав, национальную идею надо строить на основе языка и культуры. А язык - это средство общения. Но если он начинает выходить за пределы этой среды, в государственные институты, переходит в деловую сферу - что в этом плохого? Это закономерно: раз нация стала титульной, то и язык ее должен получить то, что он заслуживает.

М.Спанов: Да, я согласен, что без языка нет идеи. И то, что не все могут учить его, тоже понятно. Но я заметил, что те национальности, которые видят свое будущее в Казахстане, отдают своих детей в казахские садики. У своей дочери в группе я вижу, что половина детей там нетитульной нации и их родители уже не всегда понимают своих детей.

Я бы хотел заметить, что мне очень нравится идея правительства о трехязычии - английский, русский и казахский, не методы достижения, а сама идея. Эти три языка позволят, с одной стороны, сохранить базу - основной язык, с другой - через русский язык ознакомиться с великой русской литературой, а английский - это выход к мировой культуре.

Обращаясь к нашей политической системе, к выборам, отмечу следующее. Почему наши партии не имеют широкой поддержки? У них нет лозунгов, которые могут за собой повлечь, лозунгов, которые могут претендовать на звание национальной идеи.

О.Жанайдаров: В истории только сейчас в последние годы сформировалось понятие степной цивилизации. Академик Манаш Козыбаев опубликовал несколько книг на эту тему, в которых он поставил наконец степную цивилизацию в один ряд с другими. Вообще идея цивилизаций принадлежит Тойнби, но если этот ученый не заметил существования Османской империи - тюркской цивилизации, то ему в голову не могло прийти, что существовали степные цивилизации. Наша степная цивилизация всегда противостояла китайской цивилизации...

Вообще во всех войнах мы теряли людские ресурсы. Приведу один пример: на последних Олимпийских играх в сборной Казахстана было 15 славян и один тюрок. То есть когда мы говорим о культуре или о казахстанской идее, нам нужно заняться проблемой восстановления численности населения. Чтобы сохранялись многодетные казахские семьи, чтобы они имели возможность достойно жить.

Г.Баймаханова: Я воспринимаю национальную идею как идею государственную. Какой она может быть? Вы знаете, что ядром коммунистической идеи является интернационализм, то есть приоритет общечеловеческих ценностей и все то, что делает человека сильным. А если человек силен, то и государство тоже. Я читаю первые строчки нашей Конституции с трепетом: “Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой...”.

Конечно, сейчас государственная идея без экономической базы восприниматься не может. Мы сейчас живем за счет нефтяных денег, и именно мы должны их использовать - недра Казахстана должны служить народу, а не иностранным инвесторам. То есть в нашу национальную идею мы должны заложить следующее: каждый казахстанец должен получить что-то от недр. Но это не значит просто поделить поровну - можно выделить приоритетные области развития и вложить туда деньги. Например, что делает государство сильным сегодня и в будущем? Это образование, культура, здоровье. Значит, можно вкладывать в эти сферы. Надо готовить грамотных специалистов во всех областях жизни. У нас должны быть сильные специалисты-геологи, которые посчитают запасы, правильно произведут экспертизу, чтобы те же доходы шли не в офшорные зоны и не за рубеж, а оставались в стране и работали на каждого из нас.

Далее. У нас проживает 126 наций и народностей - это богатство, которым не обладают многие страны. И это культура каждого народа, которую нельзя причесывать под один гребешок. Мы должны вносить в общенациональную копилку свои достижения. Но культура и благополучие основываются только на благоприятных экономических условиях. И если мы их создадим, у нас пойдет и развитие культур. Тогда будет делом чести, чтобы мой язык, наш язык не пропал и каждый из нас гордился тем, что он казахстанец!

И чем культурнее, чем цивилизованнее общество, тем больше учтены интересы каждого человека. Национальная идея в том и состоит: каждый должен гордиться, что он гражданин Казахстана.

Государство должно быть сильное. Оно должно защищать своих граждан независимо от того, в какой части планеты они находятся. А государство будет сильным, если у него будут сильные профессионалы. А для этого нужна нормальная оплата по труду. Если человек с опытом, с профессиональными знаниями делает полезное для государства, значит, он должен быть “на щите”. Вопросы языка, культуры, если они не рассматриваются в широком аспекте, ослабляют нас, они вводят в диссонанс межнациональные отношения, они всех нас разделяют. А ведь: разделяй и властвуй!

М.Спанов: Что касается национальной идеологии, для нее должны быть созданы условия. Но национальную идеологию должна проводить национальная интеллигенция. Посмотрите сами: так плохо, как сейчас, национальная интеллигенция в Казахстане не жила. То, что происходит с интеллигенцией, - это геноцид. Могут, конечно, в формировании национальной идеи проявить себя и партии, но они пока заняты партийным строительством и, я думаю, только после 2010 года определятся со своими программами, с кадрами. Возвращаясь к проблеме России: почему нам надо извлекать уроки из трагедии? Я считаю, что в основе происшедшего лежит коррупция на всех уровнях: купил проезд, купил оружие, и все молчат! В Казахстане может произойти то же самое. И если наши узбекские соседи говорят, что в Казахстане может быть база для подготовки боевиков, надо не отмахиваться от этого, а создавать комиссии и проверять.

Я считаю, что стабильность в нашем государстве - это не заслуга нашего руководства, это заслуга всего населения, потому что и титульная нация, и все остальные воспитаны в другой ментальности, они не приемлют нестабильности, радикализма. В принципе, кто хотел уехать из Казахстана, уже уехал, те, кто хотел жить, они остались и работают.

И.Гайкалова: Магбат Уарысбекович, если вы говорите, что сейчас еще не время для кристаллизации национальной идеи, то не может ли случиться так, что в то святое место, что не бывает пусто, придут радикальные идеи, мысли, лозунги и займут его?..

М.Спанов: Я думаю, что такое вполне может случиться, потому что в основе всего лежит коррупция. Она подрывает устои государства. Когда наши министры не несут никакой ответственности за свои поступки, когда руководители национальных компаний доводят эти компании до банкротства, при этом не отвечая за это, - о какой национальной идее можно говорить?! О какой идее говорить, когда нет интеллигенции?!

К.Еженова: Я согласна с вами. Единственное, что хотела бы добавить: коррупция - это больной вопрос, но коррупция есть везде. Я как-то разговаривала с одним японским экспертом, который сказал мне: знаете, у нас тоже есть коррупция. При том, что в Японии есть и кодекс чести, и интеллигенция, и прочее. Он говорит: в коррупции нет ничего плохого, если ее интересы совпадают с интересами государства...

Единственный способ противостоять коррупции, на мой взгляд, - создать приват морально-нравственных ценностей в обществе. Весь кошмар не в самой коррупции, а в том, что мы с ней свыклись. Она не вызывает отторжения.

Г.Баймаханова: Более того, если это вызывает негодование, то вы становитесь белой вороной.

К.Еженова: Что сейчас интуитивно стало делать правительство - оно социализирует бюджет. Но - очень мало, осторожно и, откровенно говоря, нехотя. Мне кажется, наши экономисты забыли, что единственные инвестиции, которые не приводят к перегреву экономики, к инфляции, к росту цен - это инвестиции в человеческий капитал.

Г.Баймаханова: Чтобы уменьшить отрицательные эмоции общества, государство должно направить средства на социальную поддержку людей. Пенсионеров, прежде всего. Люди проработали по 50-60 лет и сейчас выброшены из жизни. Это недостойно! О каком социальном государстве может идти речь, если человек валяется под забором и мимо него все мы, считающие себя нравственными, проходим спокойно - это ненормально. И такое государство не может быть сильным.

М.Спанов: По данным Госкомстата, 70 процентов населения Казахстана находится на уровне прожиточного минимума; по данным Международной продовольственной организации, от 24 до 34 процентов населения голодает. Поэтому у этих людей есть одна национальная идея - не умереть с голоду.

К.Еженова: Есть экономический термин - рост без развития...

М.Спанов: По данным, самый большой процент ВВП был в Казахстане в 90-м году - 5,5 тысячи долларов на душу населения. Сейчас - 2 тысячи. О каких успехах можно говорить? За этот же период Прибалтика увеличила свои десять тысяч до двадцати. Да, на уровне развитых стран Европы находятся у нас две области - Атырауская и Мангистауская. Мангистау - 18 тысяч долларов, в Атырау - 20 тысяч долларов. При этом население, находящееся за порогом бедности, - казахское. Мы опять-таки возвращаемся к языку, культуре, национальности.

Г.Баймаханова: Что такое нефть - это невосполняемые ресурсы, а когда она кончится, мы должны жить высокими технологиями. А это - вложение средств в развитие. Высокие технологии и интеллект не могут существовать без профессиональной среды. Нам же сейчас сбрасывают грязные технологии: что такое производство шприцев - нажатие трех кнопок. Это грязная в интеллектуальном плане технология: чтобы нажимать их, не нужно иметь инженерного образования. А вот чтобы войти в мировую интеллектуальную, производственную струю, нужен высокий интеллект. Для этого нужны высокообразованные люди, воспитанные на казахстанской почве, патриоты своей страны. В 21-м веке будут нормально жить страны с богатыми природными ресурсами, поэтому недра должны служить стране и народу.

 Блицопрос

Как вы относитесь

к предложенной президентом

поправке - указывать в паспорте

не национальную, а гражданскую принадлежность?

Берик Абдыгалиев,

Фонд политического образования:

“Казахстанец” - понятие гражданское. У нас же пока превалирует понятие об этнических корнях. Следовательно, несмотря ни на какие поправки, люди все равно будут отмежевываться, делиться. Так что пусть все остается как есть, а указание “гражданин Казахстана” - это и есть то самое слово “казахстанец”, что же еще необходимо?

Сабит Жусупов,

политолог:

Нормально отношусь. Вполне закономерная практика. Это означает приоритет гражданской идентичности над этнической. Я казах или русский - все равно казахстанец, соотношу себя с местом, где родился, вырос и живу. Многие, к сожалению, это неправильно истолковали, думают какую-то ересь об отмене признания национальности, ущербе прав. На самом деле, в США и других цивилизованных странах это уже давно принято.

Айгуль Бабаева,

певица:

Хоть кореец, хоть русский, он родился здесь, здесь живет, значит, он - казахстанец. Эта поправка не действует, наверное, пока только в нашей стране. Что тут такого? Главное, чтобы люди правильно это понимали, и ничего плохого тогда в этом не будет. Пусть в своем кругу, в семье человек считается представителем своей национальности, но по паспорту будет просто гражданином нашей страны. Ведь в Германии все люди по документам немцы, а мы, как вывод, все казахстанцы.




Старт из центра Алма-Аты в центр Астаны

В .Михайлов

Мы уже писали о предвыборной гонке в Мажилис Парламента Республики Казахстан. Но вот новое сообщение.

По информациии РИА «Новости», мониторинг за парламентскими выборами в Казахстане 19 сентября будут осуществлять около 400 наблюдателей от СНГ. Об этом сообщил по телефону представитель штаба миссии наблюдателей от СНГ в Астане Евгений Слобода. "Всего от стран СНГ приедут около 400 наблюдателей, в миссии будут работать 186 человек плюс представители приграничных к Казахстану регионов РФ", - сказал он. По словам Е.Слободы, участвовать в мониторинге за парламентскими выборами изъявили желание все государства Содружества, за исключением Туркмении. "Наблюдатели отправятся во все 14 областей Казахстана, а также в Астану и Алма-Ату", - сказал представитель штаба миссии. В состав миссии наблюдателей от СНГ входят также представители Госдумы, Совета Федерации РФ, региональных объединений Содружества - Межпарламентской ассамблеи СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества. Миссию возглавляет председатель Исполнительного комитета - исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло. Мониторинг за выборами в парламент Казахстана будут также осуществлять ОБСЕ, которая направляет в республику более 400 международных наблюдателей. На выборы прибудет и делегация Парламентской ассамблеи ОБСЕ. В предстоящих выборах депутатов мажилиса парламента примет участие 8 партий, 2 предвыборных блока и 623 кандидата по одномандатным округам.

Это не ново. Так было всегда. Но  сколько бы наблюдателей не было, а итоги подводит  избирательная комиссия целиком зависящая от акиматов (администраций) всех уровней, вплоть до Президента. Уже сегодня, в период агитационной работы, Центризбирком завален жалобами. Возмущены неравными условиями предвыборной агитации не только аппозиционные партии, но и Председатель партии «Асар» Дарига Назарбаева – дочь президента.

Публикуемая ниже статья Мадины Балтибековой дает некоторое представление о кандидатах в мажилисмены, и подтверждает позицию автора, что решающим в предвыборной гонке будет не победа партий по партийным спискам, а победа в одномондатных округах.

31.08.2004.,"Известия-Казахстан"

Мадина Балкибекова

Именно здесь разворачиваются главные «боевые» действия. Какое оружие при этом используется и кто будет реально биться за победу? В этом мы попытались разобраться на примере одной из самых горячих точек на политической карте страны.

При всем богатстве выбора…

Одним из самых напряженных является предвыборное дерби в избирательном округе №7 — в Бостандыкском районе Алма-Аты. Побороться за единственный депутатский мандат изъявили желание аж 22 кандидата на 150 тысяч избирателей. Впрочем, такое большое количество претендентов не должно вводить в заблуждение. Это прежде всего является следствием подключения новых политических технологий.

В гоночных видах спорта (велосипедный, автомобильный, лыжный) существует такое понятие, как пелетон. Это плотная группа участников, задача которой — «съесть» того, кто вырвался вперед, и, напротив, дать возможность для финишного рывка «темной лошадке», которая пока отсиживается сзади. Примерно то же самое — и с искусственным раздуванием списка кандидатов. При таком их обилии счет в итоге пойдет на сотни и даже десятки голосов.

А помимо сколачивания общего пелетона наносятся и точечные удары по конкретным потенциальным лидерам. Так, в седьмом округе появилось сразу две пары двойников. Есть Жандосов Ораз Алиевич — кандидат от партии «Ак жол», и Жандосов Хамит Владимирович — самовыдвиженец. Есть Ахметов Адил Курманжанович — кандидат от партии «Отан», и Ахметов Аскар Раимбекович — самовыдвиженец.

Не будем, как говорится, показывать пальцем, но для людей, думаем, уже не секрет, кто у нас любит баловаться модерновыми политтехнологиями. Да это и не суть важно. Значение имеет то, что круг реальных претендентов на победу совсем невелик. Это кандидаты, которые обладают определенной узнаваемостью и имеют свою позицию помимо расхожего заклинания: «Увеличу зарплаты и пенсии! Со мной вас ждет расцвет!»

Подозреваемые на победу

Более-менее реальные шансы переехать из южной столицы в северную имеет «семерка» кандидатов, плюсы и минусы которых мы попытаемся сопоставить.

Мэлс Елеусизов уже восемь раз баллотировался в депутаты и однажды пытался стать президентом. Правда, каких-то новых оснований для того, чтобы в этот раз попытка стать депутатом увенчалась успехом, не появилось. Планы Елеусизова к выборам сделать из своего экосоюза «Табигат» одноименную партию в реальность не воплотились. Чисто теоретически в парламенте должны быть представлены экологи. В некоторых странах мира они даже стали правящими партиями. Однако вопрос в том, насколько наше общество готово к доминированию «зеленых»? А другой вопрос — доверит ли оно депутатский мандат именно Мэлсу Хамзаевичу? Громких акций действительно было много, но вот результаты — по тому же Аралу, Балхашу, вырубке деревьев, чистоте города — увы, не впечатляют. Ввоз ядерных отходов в страну не был разрешен, однако сложно сказать, велика ли в этом заслуга лидера «Табигата». Кроме того, даже в стане самих экологов нет единства. О намерении создать свою партию объявляло и «Экологическое движение за зеленую планету», причем раньше, чем Елеусизов.

Безработный лидер рабочих Мадэл Исмаилов решил больше не противостоять власти, а пойти в нее, то бишь в мажилис. Его имя на слуху у публики, причем не столько в связи с пламенной борьбой за права трудящихся, сколько благодаря политическим скандалам вокруг этой борьбы, вплоть до лишения свободы за оскорбление главы государства. В принципе, размахнуться на электоральном поле Мадэлу Мухамединовичу есть где: в Бостандыкском районе — 68 тысяч наемных работников, из них 22 тысячи заняты на вредных и опасных производствах. Однако защиту трудовых прав взяли на вооружение практически все партии-лидеры. Даже провластный «Отан» недавно раскритиковал правительственный проект Трудового кодекса и предложил свой вариант. Очевидно, что призвать работодателей к порядку больше шансов имеет сильная партия, нежели борец-одиночка.

Главный редактор газеты «Начнем с понедельника» Рамазан Есергепов известен также в основном благодаря многочисленным скандалам и судебным разбирательствам. Горный инженер по образованию, до 1997 года проработавший на промышленных предприятиях, Рамазан Тахтарович затем перешел в медиа-бизнес. Его газета судилась с коммерческим банком и с некоммерческой организацией, с коллегой-журналистом и с государственными органами и т. д.

Самый молодой кандидат — 27-летний Нурлан Утешев — может рассчитывать на поддержку какой-то части студенческой молодежи. А ее в Бостандыкском районе — самое большое количество в южной столице. Правда, помимо руководства Конгрессом молодежи Казахстана и съемок в фильмах и рекламных роликах особыми козырями Нурлан Сулейменович похвалиться вряд ли сможет (разве что поддержкой команды КВН). Из категории лидеров молодежи он давно перешел в когорту молодежных функционеров, работающих под чутким руководством «старших товарищей». Каких-либо самостоятельных действий, не считая разовых акций и требования всех благ для молодежи, замечено пока не было.

Президент компании «Парасат-групп», которая, в частности, занимается разливом вина, Аблайхан Саматдин оказался в нашей «великолепной семерке» благодаря одной простой причине — стоящей за ним партии «Асар». Медиа-ресурсы и современные выборные технологии, без стеснения используемые этой политической силой, не позволяют игнорировать ни одного выдвинутого ей кандидата. Другие преимущества, вынуждающие рассматривать Аблайхана Саматдина, несколько лет назад сменившего фамилию, как претендента на место в законодательном органе государства, назвать пока трудно.

Мощная партийная поддержка наверняка поможет и выдвиженцу «Отана» Адилу Ахметову. Впрочем, кроме надежного «отановского» плеча хорошим подспорьем Адилу Курманжановичу станет и его профессиональный опыт. Он прошел путь от учителя до ректора и затем до председателя Комитета образования республики, сейчас занимая пост директора департамента по международному сотрудничеству знаменитого Казахстанско-британского университета. Такой опыт может найти общий язык как с преподавателями, так и со студентами 24 высших и 11 средне-специальных учебных заведений, которые находятся в округе.

Словом, кое-какие предпосылки есть у всех, однако главная интрига ожидается в противостоянии еще двух кандидатов. Не в том смысле, что их можно назвать главными претендентами на победу (это еще большой вопрос). А в том, что их убеждения и жизненный путь настолько разнятся, что эта пара представляет собой идеальную модель для выбора в чистом виде. Лучшей модели для анализа трудно вообразить.

Чиновник и предприниматель

«Они сошлись — вода и камень…». Примерно так можно будет охарактеризовать противостояние, пока еще заочное, Ораза Жандосова и Ерлана Стамбекова.

Ораз Жандосов из широко известной в узких кругах личности стремительно превращается благодаря мощной медиа-кампании в раскрученного политика. Ресурсная поддержка партии «Ак жол», сопредседателем которой он является, повлекла за собой и очередную смену политических позиций. Ораз Алиевич выступает теперь не только как знаток макроэкономики. Он требует нанести решительный удар по коррупции, сократить разрыв между бедными и богатыми. Ерлан Стамбеков — предприниматель, на смарт-карточках которого работают почти все автозаправки города. Он же человек, который участвовал в становлении Нурлана Абдуллина, Асылбека Енсепова, других отечественных звезд, и сам является автором песен, среди которых «Центр Алма-Аты».

У этих двух кандидатов принципиально разные платформы. Жандосов успел побывать членом политсовета ДВК, выступает за радикальные политические преобразования, в частности выборность акимов. Стамбеков рассматривает этот вопрос с организационной, а не с политической точки зрения: пока не наведем порядок во дворах, научившись управлять КСК, наивно выходить на уровень района или города.

Ораз Жандосов, который за свою карьеру занимал кресла замминистра экономики, зампреда и председателя Нацбанка, руководителя Госкоминвеста, министра финансов, вице-премьера, председателя Антимонопольного агентства, нынче выступает против коррупции в высших эшелонах власти, предлагая ввести всеобщее декларирование доходов, в том числе источников строительства и приобретения жилья.

Ерлан Стамбеков, который уже 12 лет в бизнесе, считает, что причина коррупции гнездится в непонятных и противоречивых законах, механизме постоянного воспроизводства административных барьеров, благодаря чему и кормятся недобросовестные чиновники. Без устранения этой причины бессмысленно бороться со следствием, пытаясь контролировать доходы государственных мужей.

Впрочем, люди у нас больше смотрят не на программы, а на личности кандидатов, доверяя не словам, а делам. В этом смысле соперники также разнятся. Ораз Жандосов по образованию — экономист-кибернетик, Ерлан Стамбеков получил специальность «экономика и управление в строительстве». Жандосов начал свою трудовую деятельность младшим научным сотрудником Института экономики. Стамбеков отслужил два года в армии.

Ораз Жандосов вошел в политику как олицетворение чиновничьей Астаны. Он успел прокрутиться по всей властной обойме. Для полноты картины не хватает как раз-таки опыта в законодательной власти. У этого чиновника до мозга костей огромный бюрократический опыт и хорошее знание макроэкономики, правда, теоретическое. Ерлан Стамбеков — воплощение предпринимательской Алма-Аты, в которой удельный вес Бостандыкского района составляет пятую часть экономически активного населения города.

Конкурентные преимущества обоих кандидатов практически уравновешены, как и недостатки. Минус Стамбекова — отсутствие опыта работы в высших сферах политики и государственного управления. Несомненным достоинством является работа в городском совете Алма-Аты. В начале 90-х Стамбеков стал депутатом на первых демократических выборах, будучи еще студентом, в 23 года. Кроме того, у него за плечами участие в ряде государственных рабочих групп. В карьере Жандосова лишь один эпизод присутствия в реальном секторе: с ноября 1999-го по декабрь 2000 года он занимал пост президента государственной компании «KEGOC».

Стамбеков достаточно известен деловой и творческой среде, но не широкой публике. Даже тот факт, что он помогал становлению целой плеяды казахстанских звезд, никогда не рекламировался. Как и его авторство песен, в том числе культового «Центра Алма-Аты», который сейчас считается народным произведением. Ставку Стамбекова не на свои творческие связи можно расценивать больше как упущение, с точки зрения канонов политтехнологий, которые требуют «светиться всегда, светиться везде».

Ораз Жандосов, в свою очередь, никогда не был публичным политиком. Однако занимаемые им высокие должности по определению сделали фамилию узнаваемой. Кроме того, сейчас Ораз Алиевич мощно подключает политтехнологии. Он уже научился показывать кулак. В его лексиконе появились фразы «коррупция душит страну», «наступать на «хвост» олигархам», «этих людей просто кончат». Это, конечно, еще не «мочить в сортире!», но уже близко.

У Стамбекова — природная харизма, которая прежде не подчеркивалась. У Жандосова же харизму сейчас усердно выращивают.

Повторимся, наш прогноз не в том, что именно Ораз Жандосов и Ерлан Стамбеков выйдут во второй тур. Вполне возможно, что финалистами окажутся «отановец» Адил Ахметов и «асаровец» Аблайхан Саматдин. Другое дело, что именно распределение голосов между Жандосовым и Стамбековым станет своеобразной лакмусовой бумажкой. Оно покажет, каким идеям и каким людям доверяют алмаатинцы, с кем и с чем они связывают свое будущее.




NEWSru.com,
30 августа 2004

В Казахстане 73-летний пенсионер в одиночку строит православный храм

73-летний пенсионер Иван Настюшенко в одиночку строит православный храм в родном селе Жамбыл в Павлодарской области Казахстана.

Глава Жамбыльского сельского округа Нурлан Битенов рассказал агентству "Интерфакс ", что в прошлом году по просьбе пенсионера местная администрация выделила бесхозное здание под строительство храма.

"И. Настюшенко обращается во многие организации области с просьбой помочь ему, - отметил Н. Битенов. - В село завезли оконные и дверные проемы для будущего храма, настоятель Аксуской церкви подарил старый купол, который уже установлен на крыше здания, люди обещают помочь с внутренним убранством будущего храма".

Теперь главная задача, по словам Н. Битенова, до холодов подвести в здание отопление.

"Сам И. Настюшенко по мере сил занимается строительными работами - плотничает, столярничает, ведет кровельные и другие работы. Однако практически единственными помощниками пенсионера на стройке являются местные подростки: взрослое население в основном лишь наблюдает за строительством", - добавил Н. Битенов.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ