Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №106(15.09.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Республика,
9 сентября 2004

Между демократией и авторитаризмом

Мухаметжан Адилов

Куда поведет страну после выборов ее первый президент?

Предвыборная кампания в Казахстане проходит при явном преимуществе пропрезидентского лагеря. И хотя в массово-разъяснительной и рекламно-агитационной работе трех оппозиционных партий есть явные просчеты и даже ошибки, не они виной тому, что “Ак жол”, например, проигрывает по очкам “Отану” и “Асару”. В политике, как и в драке, “против лома нет приема”.

В этом году в качестве “ломов” как обычно выступают деньги, медиа-ресурсы и административная власть. По сравнению с прошлыми выборами в маслихаты изменилось только соотношение этих инструментов: на первый план вышли деньги (это видно по объему телевизионной, уличной и газетной рекламы), затем идут медиа-ресурсы, а административные рычаги используются в последнюю очередь.

Рычаги с разбором

Но это отнюдь не означает, что последние пускаются в ход нечасто. Наоборот, административные рычаги в интересах пропрезидентских партий применяются весьма активно и широко, но скрытнее, чем обычно. Отсюда у иностранных наблюдателей может создаться ощущение, что власть перестала ими пользоваться.

Конечно, это не так. Во-первых, до конца выборов, с учетом второго тура голосования и неизбежных послевыборных разборок, как минимум месяц, и за это время может произойти все что угодно, особенно если кандидаты от оппозиции начнут побеждать в одномандатных округах.

Во-вторых, административные рычаги применяются с разбором, там, где слабы оппозиция и независимые СМИ, где угроза утечки информации минимальна. Или когда край как нужно остановить “проходного кандидата” от демократов, например Толена ТОХТАСЫНОВА. Ну и конечно, если акимам не хватает ума обеспечить победу нужного кандидата с помощью денег и рекламы, или последних просто недостаточно.

В остальных случаях административные рычаги используются неявно, например, путем “правильного” подбора составов участковых избирательных комиссий, “продуманной” нарезки округов, воздействия на волеизъявление избирателей через их работодателей. И пассивно - это когда государственные органы смотрят сквозь пальцы на нарушения со стороны кандидатов и активистов пропрезидентских партий, зато готовы увидеть “иголку в стоге сена” оппозиции или с удовлетворением наблюдают, как телеканалы саботируют ее рекламные материалы.

Особенно показательны в этом отношении сроки открытия предвыборных кампаний политических партий. Если блок “ДВК-КПК” и отчасти ДПК “Ак жол” вынужденно ждали 19 августа, дня, с которого была официально разрешена агитация, то поезда под патронажем РПП “Отан” к этому времени исколесили всю страну и уже возвращались домой, а полускрытая реклама “Асара” и ее лидера уже достала телезрителей до печенки.

Голосований будет пять

И все же следует признать, что правящий в Казахстане политический режим повернулся лицом к демократии. Другое дело, что только чуть-чуть. Да и сделал он это не добровольно, как нам твердят провластные политологи и журналисты, а вынужденно. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько долговременно политическое потепление последних месяцев и не закончится ли оно сразу после парламентских выборов?

Чтобы ответить на него, нужно понимать, что на самом деле в рамках парламентских выборов этого года проходит как минимум пять неформальных голосований. Во-первых, это неофициальный вотум доверия Нурсултану Назарбаеву. Ведь пропрезидентские политики и политологи даже не скрывают, что главным политическим ресурсом “Отана” и в меньшей степени “Асара” и блока “Аист” является авторитет и поддержка главы государства.

С этой точки зрения имеет значение не столько удельный вес голосов, отданных демократической оппозиции, сколько количество казахстанцев, не пришедших на избирательные участки 19 сентября, и общее число избирателей, поддержавших три основные пропрезидентские партии. Опираясь на результаты парламентских выборов, Администрация президента и наемные политтехнологи начнут конструировать президентскую кампанию Нурсултана Назарбаева в преддверии выборов 2006 года и, соответственно, внутреннюю политику главы государства, в том числе по отношению к инакомыслящим согражданам.

Во-вторых, выбирая 19 сентября между “Отаном”, “Асаром” и “Аистом”, избиратели невольно примут участие в неформальных выборах, в которых конкурируют между собой эти пропрезидентские партии. Их итоги важны как для самого Нурсултана Назарбаева, так и для его ближайшего окружения, так как продемонстрируют электоральную поддержку каждой из групп влияния. С одной стороны, это позволит главе государства грамотнее балансировать между ними, с другой - покажет, насколько их политические притязания имеют основание.

В-третьих, ДПК “Ак жол” и блок “ДВК-КПК” будут бороться за голоса избирателей не только со святой “троицей” проназарбаевских партий, но и между собой. Результаты этой конкурентной борьбы также будут приняты во внимание Администрацией президента. Думаю, это хорошо понимают и руководители демократической оппозиции. Отсюда те немногочисленные, но все же допущенные сторонами тройственного соглашения нарушения предвыборных договоренностей, когда, например, сопредседатель “Ак жола” Ораз ЖАНДОСОВ решил баллотироваться в Алматы по округу, где шла кандидат от НП ДВК.

В-четвертых, 19 сентября 2004 года состоятся неформальные выборы, в ходе которых за депутатские мандаты будут бороться друг с другом кандидаты региональных кланов. Не секрет, что поддержка акимов и указания администрации президента играют не последнюю роль в процессе подведения итогов голосования, но иногда их оказывается недостаточно для победы, особенно если не согласный с ними клан многочислен, сплочен и имеет сильных лидеров.

В-пятых, в ходе парламентских выборов избиратели будут голосовать за или против лидера “Асара”. Не секрет, что благодаря своей политической активности, контролю над двумя ведущими медиа-холдингами страны, быстрому росту рядов партии дочь президента смогла в короткий срок восстановить былое влияние семейной пары Дарига НАЗАРБАЕВА - Рахат АЛИЕВ. Если результаты выборов подтвердят политическую мощь Дочки, то Папе придется смириться с этим, а недоброжелателям ее мужа - потесниться на властном Олимпе.

К демократии или авторитаризму?

Очевидно, что внутренняя политика Нурсултана Назарбаева в ближайшие два года будет подчинена задаче сохранения себя у власти, поэтому результаты парламентских выборов сыграют большую роль в решении вопроса, в каком направлении - к демократии или авторитаризму - поведет Республику Казахстан ее первый президент.

Если расклад сил, зафиксированный в ходе голосования, покажет слабость демократической оппозиции, то власть может соблазниться, раздавить ее. Ведь сегодня глава государства оказался между внутренней оппозицией и международной общественностью, как между молотом и наковальней. А “Казахгейт” играет роль своеобразного меха, с помощью которого раздувается пламя и повышается внутриполитическая температура в стране.

Политическая, но никак не правовая опасность этого расследования для Нурсултана Назарбаева заключается в том, что оно как нарыв в организме постоянно отравляет международную обстановку вокруг Казахстана и угрожает дать в руки оппонентам первого президента, и не только из лагеря демократический оппозиции, сильнейшие аргументы в борьбе за власть.

И хотя начало судебного процесса против Джеймса Гиффена постоянно переносится, его затягивание только во вред Нурсултану Назарбаеву - ведь вынесение приговора может произойти незадолго до предвыборной кампании 2006 года, что крайне неприятно и болезненно для него.

Хуже того, адвокаты главного обвиняемого на процессе в США готовы изменить стратегию защиты. Если им удастся доказать, что Джеймс Гиффен был штатным или внештатным агентом американских спецслужб, то неизбежно возникнут подозрения в том, что президент Казахстана не только знал об этом, но и сам сотрудничал с разведкой США. А это уже государственная измена, в случае которой его не спасет даже закон о первом президенте РК (письмо читателя на эту тему читайте на стр. 8 - примеч. редакции).

Если же выборы продемонстрируют растущее влияние демократической оппозиции, то перед Нурсултаном Назарбаевым встанет дилемма - договариваться или душить. Очевидно, что как политик глава государства будет рассматривать все варианты. Алгоритм его действий в первом случае вполне предсказуем - он попытается оторвать ДПК “Ак жол” от “Демократического выбора Казахстана” и Компартии Казахстана и включить ее в существующую структуру власти.

Причем включить не на персональном уровне - члены “Ак жола” и сочувствующие ему уже входят в состав правительства, возглавляют регионы и ведомства, а системно. Все условия для этого уже созданы: в недалеком будущем правительство будет формироваться партией, победившей на парламентских выборах. Так что сопредседатели “Ак жола” могут оказаться перед нетрудным выбором: сотрудничать с ДВК и КПК или войти в многопартийное правительство с участием “Отана” и “Асара”.

Однако и при этом варианте развития событий участь “радикальной” демократической оппозиции не слишком светла - если “Ак жол” войдет в правительственную коалицию, то Нурсултан Назарбаев может использовать это обстоятельство, чтобы окончательно и бесповоротно уничтожить ДВК. То есть события 2002 года, когда фактический выход “конструктивного” крыла” из общественного движения “Демократический выбор Казахстана” развязал руки властям и привел к осуждению Мухтара АБЛЯЗОВА и Галымжана ЖАКИЯНОВА к длительным срокам лишения свободы, могут повториться.

Все будет шито-крыто

Принципиальное значение для будущего страны парламентских выборов этого года заключается в том, что они являются пилотными, пробными перед президентской гонкой 2006 года. Это касается как стратегии и тактики действий участников внутриполитической борьбы, так и внедрения электронного голосования. Тот факт, что Нурсултан Назарбаев лично занялся пропагандой и внедрением этого технологически передового, но политически безнравственного (раз против него выступают сотни тысяч казахстанцев) способа определения волеизъявления избирателей, говорит о многом.

Дело в том, что Нурсултан Абишевич всегда был не только самым сильным, но и самым осторожным и предусмотрительным политиком в стране.

В Казахстане мало кто еще знал о расследовании органов юстиции США, которое завершилось вселенским скандалом под названием “Казахгейт”, а Гражданская партия Казахстана уже инициировала проект Закона о первом президенте РК, который после его принятия Парламентом свел юридические возможности привлечения главы государства к ответственности за коррупцию к нулю.

И таких “соломок” Нурсултан Абишевич за свою долгую политическую жизнь подстелил немало. Если “главный режиссер” казахстанского политического театра решил срочно внести в “сюжет пьесы” электронное голосование с охватом 10% участков, значит оно ему очень надо. Причем настолько надо, что глава государства и лидер РПП “Отан” проигнорировал протесты нескольких политических партий, множества общественных организаций, международной общественности, ОБСЕ и так далее и тому подобное.

Думаю, что если ход и результаты электронного голосования устроят президентскую вертикаль, она постарается, чтобы на президентских выборах 2006 года все 100% избирателей были охвачены им. И дело не только в возможности сфальсифицировать результаты путем вмешательства в программное обеспечение, хотя эта опасность всегда существует, несмотря на многочисленные заявления председателя казахстанского ЦИК и белорусских разработчиков о невозможности оного.

Главной гарантией достоверности итогов выборов являются не столько качество и недоступность для чужих программного обеспечения, обеспеченность избирательных участков компьютерной техникой и безопасность линий связи, сколько прозрачность процедур и честность тех, кто организует волеизъявление избирателей. А как раз с этим в Казахстане большая проблема. Лично я Загипе Балиевой и ее команде, акимам и их подчиненным не верю ни на грош. И мое мнение разделяют как минимум полмиллиона казахстанцев. Именно столько человек состоит в партиях, выступивших против электронного голосования.

Могу предположить, что уже сегодня Администрация президента знает, как она может использовать его в своих целях. Одним из возможных способов фальсификации результатов может стать вброс “голосов”, но только уже “электронных”, а не “бумажных”, как во время недавних выборов в маслихаты. Тогда оппозиция зафиксировала на видеокамеры, как группа “политически активных” граждан из числа подневольных педагогов ездила по избирательным участкам Алматы и с попустительства членов участковых избирательных комиссий голосовала на каждом из них.

Основой электронного голосования является идентификация избирателей, приписанных к данному участку, по штрих-коду. Кто мешает работникам акиматов с санкции руководства получить у полиции копии штрих-кодов граждан? А потом от имени тех, кто не пришел на выборы, поддержать нужных кандидатов? И все будет шито-крыто.

Поймать за руку фальсификаторов невозможно даже теоретически. Граждане, у которых украдут голоса, проверить ничего не смогут - они ведь не знают контрольного пин-кода. Более того, им придется доказывать через суд, что они даже не приближались к избирательным участкам. Наблюдатели не смогут проверить, сколько раз проголосовал в закрытой для наблюдения кабине данный гражданин - один или сто раз.

...В общем, путь Казахстана к демократии долог, труден и запутан. На нем столько соблазнов для власти, что верится с трудом в то, что когда-нибудь президент Казахстана не сможет использовать государство как инструмент сохранения авторитарной власти. А его детям придется зарабатывать себе на кусок хлеба с маслом, конкурируя с выходцем из отдаленного аула за место в институте и на производстве.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ