Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Союзному государству нет альтернативы

Беседа нашего корреспондента с директором Центра Международных исследований Белорусского государственного университета Владимиром Улаховичем.

- 8 декабря 2004 г. исполняется 5 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Белорусская и российская общественность ожидали многого от этого документа, текст которого предполагал подведение основательной базы для того, чтобы через несколько лет мы уже могли говорить о серьезной интеграции. Как вы оцениваете прошедшее время с точки зрения движения навстречу друг другу?

- Я думаю, что надо исходить из того, что ожидания были все же несколько завышенными. С одной стороны, политические элиты не учитывали те реальные препятствия, которые могли возникнуть в процессе реинтеграции (они в то время возможно и не были очевидны). С другой стороны – и это многие признают сейчас – проект Союзного государства был опережающим, т. е. перспективным. Многим хотелось перешагнуть через сложный процесс трансформации связанный с делегированием национальных полномочий новому Союзному государству. Это был все же опережающий проект, но при этом был все же шанс для его быстрого воплощения. Но он, к сожалению, по ряду причин был упущен. Но, тем не менее, проект Союзного государства актуальность свою сохранил.

- Вы сказали, что когда политические элиты заключали Договор, то они не учитывали некие существующие реальные препятствия. Что вы имели в виду?

- Самый сложный вопрос – это вопрос делегирования полномочий в экономической и финансовой областях. Ведь легче всего политически провозгласить естественное стремление народов жить вместе. Но гораздо сложнее увязать, например, финансовые системы, так как все это затрагивает сферу интересов не только одного и другого государства, но и конкретных хозяйственных субъектов.

Белоруссия имеет свои экономические особенности. Например, в социальной сфере она сохранила достаточно высокий уровень гарантий для населения. Конечно, этот уровень очень скромный с точки зрения мировых стандартов, но все же он сохранен. Затрагивает ли такая позиция белорусского руководства вопрос введения единой валюты? Конечно, затрагивает.

Разные подходы в вопросах экономики, финансов и социальной политики нуждаются в очень тщательной и детальной проработке. Все требует времени для согласования. Вот таких препятствий можно найти довольно много. И кроме этого характер политических процессов в Белоруссии и в России существенно различается. Это тоже сказывается на скорости интеграции. Хотя стратегически Союзное государство как конечная цель остается неизменной.

- В последнее время много говорится о том, что для придания ходу строительства Союзного государства должной динамики необходима политическая воля президентов. Насколько с вашей точки зрения личностные отношения лидеров наших государств влияют на ход интеграции?

- Как я уже говорил на скорость становления общей белорусско-российской государственности оказывает воздействие целый ряд объективных условий и причин, которые необходимо обсуждать и целенаправленно согласовывать. Но есть, наверное, и субъективное восприятие процесса. В тот или иной момент политического развития тот или иной лидер может желать либо ускорения процесса, либо напротив подойти к нему более сдержанно. Поэтому в вопросах белорусско-российского объединения присутствует и субъективные факторы в некоторой степени тормозящие ход союзного строительства. Например, когда два предпринимателя создают предприятие, они всегда договариваются и делают шаги навстречу друг другу. Это всегда притирка и взаимные уступки. Этот путь надо просто пройти.

- Среди части белорусской политической элиты в последнее время возобладала точка зрения, что Белоруссия и Россия находятся на пороге значительного продвижения в вопросе взаимной интеграции. Насколько такие ожидания можно считать оправданными?

- Мнение о том, что в ближайшей перспективе мы будем видеть ускорение реальной практической интеграции вполне обосновано. Да и внешние обстоятельства нас к этому побуждают. Это один из эффектов расширения Европейского союза.

В отношении таких государств как Белоруссия или Украина Евросоюз (по крайней мере на ближайшие 10-15 лет) не то, что не «прорисовывает» себе их членство, но даже и не видит особой собственной заинтересованности в углублении взаимосвязей между этими новыми соседями и ЕС. А, например, Белоруссия – это то небольшое государство, которое не может себе позволить какой-то автономный режим существования. Ей все равно необходимо ориентироваться на какого-то крупного партнера с энергетическими ресурсами, с рынком соответствующей емкости. И никакого другого партнера, какой-либо другой альтернативы, кроме России при любых раскладах у Белоруссии просто не существует.

Это стало ясно не только, скажем, тем провидцам, которые писали проект Союзного государства пять-восемь лет назад, но это стало ясно и тем людям, которые представляют другой политический спектр Белоруссии. Стало очевидно, что иллюзии по поводу каких-то невероятных европейских перспектив для Белоруссии просто исчезают.

Подготовил Николай Сергеев


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ