КАЗАХСТАН И СРЕДНЯЯ АЗИЯ
Хроника
18 февраля. В Бишкек прибыл председатель
Комитета начальников штабов США генерал Ричард Майерс. Генерал провел переговоры
с президентом Киргизии Аскаром Акаевым и министром обороны КР Эсеном Топоевым.
Стороны “обменялись мнениями о военно-политической ситуации в Афганистане,
обсудили перспективы развития антитеррористической операции и афганского
постконфликтного обустройства”. Были затронуты “вопросы обеспечения региональной
безопасности”. Майерс посетил также лагерь входящего в состав
антитеррористической коалиции военного контингента США в бишкекском аэропорту
Манас
20 февраля. В штаб-квартире НАТО в
Брюсселе посол Таджикистана Шариф Рахимов подписал от имени своей страны
соответствующий кадровый документ. Церемония подписания документа состоялась в
ходе заседания постоянного совета НАТО. Североатлантический альянс опубликовал
по этому поводу заявление, в котором отмечается, что, вступив в программу
"Партнерство во имя мира", Таджикистан "начинает новое качество практического
сотрудничества с НАТО в области безопасности". Подписание кадрового документа
"свело к простому географическому пространству расстояние, разделявшее Душанбе и
Брюссель", говорится в заявлении. По мнению НАТО, Центральная Азия остается
"важным элементом безопасности и стабильности евроатлантического региона, а
безопасность Центральной Азии имеет прямую связь с безопасностью Европы". В
заявлении также отмечается поддержка, оказанная Таджикистаном международной
коалиции против терроризма после событий 11 сентября 2001 года в США. Это
"мужественное решение не осталось незамеченным НАТО", подчеркивают в
Брюсселе.
22 февраля. Несколько сот узбекских
граждан блокировали железную дорогу на границе Дашогузской области Туркменистана
и Хорезмской области Узбекистана, требуя отмены введенного в прошлом году
туркменскими властями 6-долларового сбора за пересечение границы. Размер сбора
местные жители характеризуют как “слишком высокий” и неадекватный уровню доходов
населения региона. Узбеки, живущие в Хорезмской области и Каракалпакстане, в дни
религиозных праздников по традиции посещают могилы родственников, оказавшиеся
после распада СССР на территории приграничных районов Туркменистана.
Дополнительным фактором, подогревшим недовольство узбекского населения, стало
то, что в эти дни жители приграничных районов Туркменистана могли въезжать в
Узбекистан без уплаты каких-либо сборов.
22 февраля. Для разрешения возможных
инцидентов, связанных с размещением в бишкекском международном аэропорту "Манас"
американского военного контингента руководством военного контингента США,
создана согласительная комиссия. Как сообщила киргизская газета "Вечерний
Бишкек", в феврале в аэропорту "Манас" уже произошло несколько инцидентов,
связанных с американскими военными. В частности, многие сотрудники аэропорта
обслуживающие гражданские самолеты недовольные тем, что они ежедневно
подвергаются тщательному досмотру американскими солдатами. Как сообщил в
интервью "Вечернему Бишкеку" высокопоставленный чиновник аэропорта,
"американские военные применяют свои методы патрулирования здания аэропорта, в
частности, они ввели дополнительное патрулирование здания аэровокзала и
установили блокпосты на въезде на территорию "Манаса"".Сообщено, также, что за
каждые взлет и посадку американская сторона платит аэропорту не $7 тыс., а $4-5
тыс.
22 февраля. Туркменистан стремится к
равноправному развитию отношений с Россией, заявил президент страны Сапармурат
Ниязов журналистам в Ашхабаде. При этом президент отметил, что это
сотрудничество не должно быть направлено против третьих стран. С.Ниязов
напомнил, что он не раз призывал российских бизнесменов покупать газ в
Туркмении, что экономически выгоднее, по его словам, чем добывать его на севере
России.
В Туркмении находится более 32% мировых
запасов газа, напомнил лидер Туркмении. При этом он подчеркнул, что добыча газа
в республике не должна стать “причиной раздора” и находиться “в руках
монополий”.
Говоря о реформах внутри республики,
Сапармурат Ниязов сообщил, что этот процесс займет не менее 20-30 лет. “25 лет в
Туркмении должно пройти, прежде чем люди поймут, что частная собственность лучше
общественной, должен поменяться менталитет”, - сказал Ниязов. “Надо понять нас,
почему мы медленно проводим реформы, не торопим их, так как соизмеряем
возможности”, - отметил он. Было заявлено, что во время существования СССР
среднедушевой доход в Туркмении составлял 300-400 долл., а в 2001 году этот
доход составил 4800 долл. По словам Ниязова, Туркмения обеспечивает себя
пшеницей, товарами внутреннего потребления. Однако глава республики признал, что
“есть и трудности, проблемы”.
25 февраля. Закон "О гражданстве
Российской Федерации", принятый Государственной думой России 20 февраля, по
мнению руководителей Русской общины Казахстана, является антирусским - такое
мнение высказал руководитель русской общины Казахстана Юрий Бунаков на
пресс-конференциии в Алма-Ате.
По словам Ю.Бунакова, русских, проживающих
в настоящее время вне пределов России, сравнили с жителями стран Юго-Восточной
Азии, которые нелегально проникают на территорию РФ. Закон, по его мнению,
ущемляет права русских.
Согласно новому закону РФ гражданство
может быть предоставлено лицам, проживающим на территории страны не менее пяти
лет и имеющим родственников в России. Если родственников нет, человек может
претендовать на гражданство только через 10 лет после получения вида на
жительство. Упрощенная процедура получения гражданства гражданами бывшего СССР
отменена.
Лидер общины выразил недоумение, поскольку
на встрече президента России Владимира Путина с руководством Русской общины в
октябре 2000 года во время его визита в Казахстан, В.Путин сообщил, что намерен
оказывать всемерную поддержку русским, проживающим в странах СНГ, и упрощать
процедуру принятия гражданства РФ бывшими гражданами СССР. Тем не менее,
инициатором законопроекта была администрация президента РФ.
Ю.Бунаков сообщил, что соответствующие
обращения русской общины направлены к президенту и в ГД РФ.
27 февраля. "Зеленые" России и Казахстана
приняли решение начать активные действия по предотвращению ввоза в Казахстан
радиоактивных отходов. Свыше 70% жителей Казахстана поддерживают намерения
экологов
Казахская атомная индустрия собирается
ввезти в страну отходов на $40 млрд., однако не может подтвердить эту цифру
никакими экономическими расчетами. В похожей ситуации российский Минатом обещал,
что заработает на ввозе высоко радиоактивных отходов (отработавшего ядерного
топлива - ОЯТ) "всего лишь" около $20 млрд. Несмотря на то, что представленные
индустрией документы оказались экономически несостоятельными, парламентарии
России поверили Минатому. В середине 2001 года был принят закон, который
позволяет российским атомщикам не только ввозить иностранное ОЯТ, но и оставлять
на территории России все радиоактивные отходы, поученные в результате его
переработки (ранее импорт ОЯТ был возможен только при обязательном условии
возврата таких отходов стране-поставщику). Обещания Минатома оказались ложными -
ни одного нового контракта, который принес бы прибыль российскому бюджету, не
было заключено. В то же время, под прикрытием внесенных в законодательство
изменений, продолжаются попытки ввоза ОЯТ по старым контрактам, заключенным на
заведомо убыточных для России условиях. В связи с этими фактами экологи
заявляют, что атомщики России и Казахстана окончательно погрязли в коррупции и
обанкротились. Вследствие этого появились планы заработать на захоронении
радиоактивных отходов из богатых стран.
, 18 февраля 2002 Геополитика одного конца. Центральноазиатские аномалииМ.Исин
Гибели
пожизненно-демократических режимов Центральной Азии, посвящается
В силу ряда причин внимание "мировой
общественности" в последнее время оказалось приковано к Афганистану. Еще полгода
назад Президент Буш-джуниор не совсем уверенно предполагал, что "Талибан – это
музыкальный инструмент", сегодня он же бегло и без запинки перечисляет афганские
города и населенные пункты, в которых в очередной раз не удалось обнаружить Бен
Ладена. Да и сами названия, каковы – пещеры Торо-Боро, Сулеймановы горы, лесной
массив Спин Гхар. Звучит, как музыка. Бен Ладен и мулла Омар – эмир правоверных
– тоже звучит… Но по-другому. Откуда появились эти сказочные герои и сколько их
всего в современной Центральной Азии? Вопросы, на которые трудно ответить.
ТЕНЕВЫЕ БОРЦЫ С
ПРЕСТУПНОСТЬЮ
"Сращивание криминальных структур с
чиновниками государственных органов, их проникновение в различные ветви власти
усиливают в общественном мнении ощущение незащищенности граждан, компрометирует
в его глазах само государство, к которому возрастает недоверие как внутри
страны, так и за ее пределами".
И.Каримов – Президент Узбекистана, из
книги "Узбекистан на пороге XXI века", Ташкент, 1997, с. 87).
Проблема №1 почти каждой из
центральноазиатских стран – полное срастание институтов местной власти и т.н.
правоохранительных органов с родо-племенным криминалитетом. В условиях почти
полной остановки промышленности и глубокого кризиса сельского хозяйства,
единственным способом производства на местах остается либо производство
наркотиков, либо его трафик. И данный вид бизнеса целиком и полностью освоен
отнюдь не картелями международной наркомафии, а именно местными жителями, точнее
– сросшимися между собой институтами формальной и неформальной власти.
Наркоторговля – в Таджикистане, Туркмении, Киргизии - не способ получения
прибыли, а единственно возможное занятие, дающее средства на жизнь. И данный
бизнес настолько плотно и прочно вошел в органику местной жизни, что выкорчевать
его оттуда, пожалуй, можно только вместе с креслами некоторых из пожизненных
президентов.
Российские СМИ давным-давно прямо
указывали и называли поименно чиновников-наркоторговцев из ближайшего окружения
Э.Рахмонова – министра по ЧС Мирзо Зиёева, мэра Душанбе и спикера Маджлиси Милли
(верхней палаты парламента), по совместительству, Махмадсаида Убайдуллоева,
наконец, – командира президентской гвардии Гафура Мирзоева (журнал "Эксперт",
№31, 28 августа 2000, с. 5). Толку-то. Все указанные лица и поныне не просто
живут и здравствуют на свободе, но и занимают упомянутые высокие посты. Правда,
мэра Убайдуллоева немного посекло осколками от подложенной в служебный
"Мерседес" бомбы, а Зиёева и Мирзоева ныне обвиняют также и в бандитизме,
убийствах и разбойных нападениях, но в остальном – все по прежнему. 18 января
сего 2002 года рассвирепевший по требованию России Э.Рахмонов собрал и разогнал
в отставку, в полном составе, всю коллегию таджикских пограничников –
председателя и пять замов Комитета по охране государственной границы. Также было
рекомендовано подать в отставку и командирам всех двух таджикских погранбригад –
обвинение тоже – участие "на паях" в наркотрафике. Несколько ранее торговали
наркотиками и были в этом уличены глава Таджикских ВВС Л.Лисицкий и зам.
начальника Главного Штаба МО Н.Ким. В Киргизии в 1998 году посадили за
наркоторговлю начальника таможни главного государственного аэропорта "Манас"
Б.Абдымомунова – именно того самого "Манаса", который ныне – американская
военная база.
Но всех таджикских военных и киргизских
таможенников вместе взятых переплюнули в предприимчивости таджикские дипломаты.
В мае 2000 года на въезде в Алматы со стороны Киргизии были остановлены и
досмотрены автомашины таджикского посла и торгпреда, в них обнаружили героин, ни
много, ни мало – несколько килограммов.
Еще 14 кг нашли в гараже и еще 62 кг в
других дипмашинах посольства и на квартире торгпреда, вкупе с чеком на миллион
долларов США. И посол Негматов и торгпред Нематов только разводили руками,
натурально изображая крайнее изумление, – откуда героин, чей, как попал в
служебные машины и квартиры – понятия не имеем.
В июне 2001 г., в интервью казахстанским
"Новостям Недели", новый посол Таджикистана в Астане Акбаршо Искандаров "утешил"
– все сообщения об аресте и приговоре (в СМИ называлось и конкретное число лет
отсидки – 16), его незадачливому предшественнику – суть неправда. Господин
Садуллоджон Негматов признан виновным только в халатности и вообще никакого
срока не получил. Хорошо хоть Алматинский суд успел наделить главного героя
героиновой истории торгпреда Нематова (не путать с Негматовым) 15 годам
отсидки.
Возникает вопрос, а как же 80 кг. Чистого
героина выскобленного из посольских машин, гаража и квартир? Хороша халатность.
В большинстве стран мира полграмма героина уже считается "крупной дозой", в
Таиланде и Китае приговаривают к расстрелу и за меньшие количества "белой
смерти".
Кроме таджикских товарищей, аналогичным
видом бизнеса грешат и туркменские пограничники (наладившие трафик по Каспию с
конечным пунктом назначения в Астрахани) и узбекские СНБисты (в качестве
руководителя ташкентского наркокартеля чаще всего упоминается в российской
прессе сам глава Службы Национальной Безопасности генерал Иноятов).
Подробностей и последствий, правда,
никаких нет, как нет и никаких надежд на скорую остановку трафика. Как
совершенно справедливо пишет журналист московской газеты "Время МН" Иван
Муравьев, – "В Узбекистане есть большой бай, который делает вид, что сердится.
Есть маленькие баи, которые делают вид, что боятся. Но все играют по своим
правилам и ничего принципиально менять не желают".
КАДРОВЫЙ
ТУПИК
"Моро худо зад" - таджикская народная
присказка, в переводе на русский – "Бог наказал нас".
Мало того, что местные центральноазиатские
вожди бесконтрольны сами по себе, они еще и не контролируют ситуацию в
собственных вотчинах. Точнее всячески пытают убедить окрестный мир в том, что
держат руку на пульсе, а на самом деле только искусно имитируют процесс
государственной и законотворческой, в особенности, деятельности. Да, разместил у
себя в Ташкенте И.Каримов региональный штаб ООНовской организации по борьбе с
наркобизнесом, да - Сапармурад Туркменбаши создал и самолично возглавил
Республиканскую комиссию по правам человека, киргизский Президент Аскар Акаев
периодически осчастливливает мир очередными миролюбивыми инициативами и
прожектами. Есть ли за всем этим полезным шевелением смысл? Есть ли осязаемый
результат?
Вопреки громким заявлениям реально
Рахмонов управляет только частью своей страны. Акаев – аналогично. Каримов –
частью собственной родо-племенной элиты (всего у узбеков 92 племени).
Туркменбаши – на первый взгляд, подмял под себя всё и вся, но, на деле, именно
его едва не свергли с президентского трона собственные танкисты в сентябре 1998
года.
Вся эта когорта Президентов – Акаев,
Каримов, Ниязов (в меньшей степени Рахмонов) – появились в своих креслах
достаточно случайно и именно как продукт советского наследия. Их "посадил" во
главе национальных республик Центр (Москва), селекционировав наиболее удобные
для себя качества. Прежде всего, учитывалась, как это казалось московским
стратегам, вне-элитность данных фигур, их не встроенность в традиционные системы
местной власти и клановой структуры.
Туркменбаши выбрали и поставили во главе
республики только потому, что он – голимый сирота, детдомовец. Отца – попавшего
в плен политрука расстреляли немецко-фашистские оккупанты, мать и остальные
ближайшие родственники погибли во время Ашхабадского землетрясения 1948 года.
Рос в детдоме, высшее образование получал в Ленинграде, там же женился на полу
русской, полу еврейке Музе Алексеевне. Звезд с неба не хватал, но прилежно
ворошил бумажки в секторах и отделах ЦК Туркменской компартии – считался там
специалистом по тяжелой промышленности, как же, целых четыре месяца проработал
инженером на Безмеинской ГРЭС. Затем – партком, горком, обком, ЦК…
Почти аналогичная история объясняет
появление во главе узбекской парторганизации Ислама Каримова. После тотальной
зачистки "старых кланов", уличенных в тотальной "хлопковой" коррупции, к власти
в Ташкенте пришли ставленники Москвы – давно находившийся на дипработе Нишанов
(1-й секретарь ЦК), 20-лет просидевший в лекторской группе ЦК КПСС Халмухамедов
(секретарь по идеологии) и пр. "Старые" кланы – Ташкентская и Ферганская
группировки – отошли в тень, затаились и пытались использовать фигуру И.Каримова
в качестве тарана, призванного свалить московских ставленников. Для этой цели и
были разыграны знаменитые Ферганские события 1989 года – резня
турок-месхетинцев, а затем и "Ошская" киргизо-узбекская война 1990 года.
Инициировав беспорядки "старая" элита недвусмысленно давала Москве понять, что
управлять страной без нее – невозможно. Каримов – Самаркандский "ирони" (а по
другим сведениям вообще метисированный бухарский еврей) – идеально подходил на
роль промежуточной и компромиссной фигуры, которая бы временно устраивала всех.
Однако неожиданно свалившаяся на голову независимость спутала все планы. Каримов
получил в руки оружие, которого не было и не могло быть у его соперников –
силовые структуры ранее подчинявшиеся Центру.
Похожий случай и с "призванием на
президентство" в Киргизии, главного местного академика (а несколько ранее –
заведующего отделом науки ЦК КП Кир.) Аскара Акаева. Соперничавшие "южные" и
"северные" кланы также полагали его президентство событием сугубо временным и
недолгим, компромиссным, получилось иначе. Хотя тут надо сразу отметить, Акаев –
прямой потомок едва ли не самого влиятельного и известного (в XIX веке)
киргизского племенного вождя – манапа Сары-багышского союза племен Шабдана,
получившего от русского правительства воинское звание майора и медаль, за
активное пособничество в завоевании Средней Азии, а конкретнее – разгром
Кокандского ханства. Посему Аскар Акаевич в традиционной родо-племенной иерархии
всегда был фигурой заметной и далеко не последней.
С интронизацией Рахмонова ситуация совсем
комичная. В 1992 году, как известно, Таджикистан столь прочно погрузился в
пучину междоусобиц, что конца им, казалось, не было видно. Предыдущий президент
Рахмон Набиев вынужден был сначала под дулом автоматов отречься от власти, а
потом и вовсе застрелиться (по другим версиям его все-таки застрелили, по
официальной – он умер сам от сердечного приступа). В столице – Душанбе – царил
хаос, город обложили со всех сторон боевики прорвавшегося с юга кулябского
"Народного фронта", во главе с своим вожаком Сангаком Сафаровым. В этих условиях
в Ходженте (Ленинабаде, точнее в пригородном кишлаке Арбоб) была собрана XVI
сессия Верховного Совета, на которой все тот же Сафаров выкрикнул имя нового
главы государства – никому не известного доселе директора совхоза имени Ленина
из Дангаринского района и председателя Кулябского облисполкома (был на тот
момент в этой должности 3 сутки) Эмомали Рахмонова. Возразить, зная крутой нрав
уголовного авторитета, никто не посмел.
О Рахмонове за несколько месяцев до
"избрания в Президенты", оставил любопытные заметки Махмуд Худойбердыев –
"Приезжает ко мне в отряд, директор совхоза Рахмонов, глазки бегают, на ногах
резиновые сапоги, говорит – "Сено-пено, надо? Возьми, брат, дешево отдам". И вот
это – "Сено-пено, надо" – стало президентом страны и спустя какие-то 10 лет
собирается торжественно праздновать на государственном уровне юбилей
"Судьбоносной" 16-й ноябрьской сессии. По справедливости, Рахмонову надо бы
отлить из чистого золота памятник Сафарову, переименовать в его честь улицы и
города…
Такие люди стали президентами. Отсюда и
дальнейший результат.
Беспомощность "Президента" Рахмонова (для
примера) связана, прежде всего, с тем, что Таджикистан, практически, разделен на
зоны влияния, где каждая группировка действует исходя из своих интересов.
Исторически, доминировали во властных
структурах "северяне" – ленинабадцы или ходжентцы (Р.Набиев, К.Махкамов,
Б.Гафуров). На вторых ролях были южане из Куляба и Курган-Тюбе (Э.Рахмонов,
М.Убайдуллоев), на третьих – представители центральных районов – Душанбе, Гарма,
Тавильдары (М.Максум, Абдулло Нури) и совсем на номенклатурной обочине –
памирцы, бадахшанцы (Ш.Шотемор, М.Навжуванов).
"Обделенные" памирцы и "центральные" в
ходе гражданской войны, в которой они назвали себя "демократами" и
"исламистами", попытались изменить ситуацию и оттеснить от рычагов ставших
"коммунистами" и "народо-фронтистами" южан и северян. Частично (в отношении
ленинабадской клики) это удалось, но, в конце концов, власть монополизировали
южные "кулябцы".
В настоящее время, по данным местных
авторов, сами "кулябцы" во главе с Рахмоновым делятся на несколько группировок.
Первое место здесь занимают "дангаринцы" - в эту группу кроме президента входят
командир спецназа МВД Таджикистана Сухроб Касымов, министр безопасности Х.
Абдурахимов, министр обороны Ш.Хайруллаев, министр внутренних дел Х.Шарипов, а
также родственники главы государства, занимающие руководящие должности в
аппарате президента и ряда министерств. Вторая группа - "пархарцы", во главе с
"серым кардиналом" М.Убайдуллаевым и командующим президентской гвардии
Г.Мирзоевым, а также лица, занимающие ключевые должности в правительстве РТ и
являющиеся уроженцами Пархарского района Таджикистана. Третья группа -
"ховалингцы", в которую входят заместитель премьер-министра страны С.Зухуров,
недавно уволенный за наркоторговлю председатель КОГГ С.Камалов, начальник ГАИ
республики Ш.Нуралиев. Четвертая группа - "дарвазцы", в этой группе состоят -
командир погранбригады и нарко-барон, по совместительству, К.Чолов, председатель
"Таджикхлоппрома" А.Баяков и родственники легендарного Сангака Сафарова. Пятая
группа "кулябцы" - бывший председатель налогового комитета С.Кувватов, бывший
председатель комитета по обеспечению специальным имуществом Одинаев Хикмат и
один из теневых лидеров республики Рустамов Сафармад, а также братья
Лангариевы.
Хитрющий самаркандский лис Каримов умело
стравив между собой зачистил и "ташкентцев" и "ферганцев", которые имели своих
исторических лидеров: "ферганцы" – Иманжол Усманходжаев, Усман Юсупов, Амин
Ниязов, Абдулла Рахимбаев; "ташкентцы" – Сабир Камалов, Мансур Мирза-Ахмедов,
Мирахат Миркасымов, Ариф Алимов, Акмаль Икрамов, Султан Сегизбаев и др.
Методично и неумолимо убирает из своего
окружения Ислам Абдуганиевич любые фигуры сколь-нибудь набирающие силу, вес и
собственное лицо. В последние год-два задвинул поглубже в провинцию двух
потенциально становящихся опасными вице-премьеров – Бахтияра Хамидова (в
Кашакадрью) и Бахтияра Олимжонова (в Сурхандарью), соответственно. В сентябре
2001 года лишился поста хокима Ташкента также в заподозренный Казим Туляганов.
Рядом, вокруг, остались только бессменные спецслужбисты – КГБисты – опора и
надежа режима - бессменный глава СНБ РУ Рустам Иноятов и МВД Закир Алматов. Они
и есть, правая и левая рука режима Ислама Каримова. Плюс – государственный
советник по кадровым вопросам Темур Алимов и вновь возвращенный на пост
госсоветника сосед по махалле Исмоил Джурабеков. Стоит ли после этого удивляться
топорности действий узбекских официальных лиц и органов – на всех уровнях, самых
высоких, не моргнув ни одним глазом, отрицали высадку американских десантников в
Ханабаде, когда уже все мировые агентства крутили ролики о посадке "Геркулесов"
или история с последним референдумом о продлении сроков полномочий президента и
реформе парламентской системы? В этой связи хорош анекдот – "2007 год. В
Узбекистане решено провести референдум по созданию трехпалатного парламента,
двухъярусного правительства, двадцатичленного Конституционного суда,
общенационального стандарта пятиместной кровати и в связи с этим продлить сроки
полномочий ныне действующего президента еще на пять лет".
Абсолютно зеркальная картина в знойной
Туркмении. В качестве хранителя тела (и трона) Туркменбаши выдвигается глава
местной КНБ и, одновременно, (с июня 2001 г.) советник Президента по правовым
вопросам и координации деятельности правоохранительных и военных органов -
Мухаммед Назаров – человек простой и душевный, не обремененный муками совести и
бесчувственный к мольбам оппозиционных страдальцев. Лично допрашивая
правозащитника Мамедова обещал, что "никому не позволит расшатывать наш
Туркменистан, наносить вред нашей Родине". После предательского бегства в Москву
экс-главы МИДа Бориса Шихмурадова, именно Назарову удалось хоть как-то угомонить
безутешно рассвирепевшего Сердара, снять первый стресс обещаниями примерно
наказать "Иуду". Шихмурадов (а точнее Шихмурадовы) – одновременно с Борисом
порвал с Туркменбаши и его брат Константин – сбежали очень не во время. Ситуация
в стране итак оставляла желать лучшего, в 2000-2001 годах Сердар произвел
очередную тотальную кадровую чистку – убрав на покой, или под арест, последние
крупные и потенциально опасные фигуры. Ныне кадровый пейзаж туркменской
номенклатуры – лунная поверхность, девственная пустота, чистота и тишина, ни
пылинки не шелохнется, только следы огромных кратеров от разрушительных
попаданий прошлых кадровых решений. Все, что даже намеком, даже слабым позывом,
походило на инакомыслие – зачищено и прочно утрамбовано в Каракумский песок.
Осталось в креслах только полное и абсолютное дубьё, готовое ползая "целовать
песок, по которому Оно ходило".
В этом плане знающего человека ничуть не
удивила последняя инициатива (май 2001 г.) пресс-секретаря Пожизненного
Демократа, некоего Какамурада Баллыева, именовать Туркменбаши Пророком.
Действительно, закостенели как-то ряды основоположников – Мухаммед, Муса, Иса –
пора потесниться для Сапармурада Многомудрого. Кстати, в текст молитв читаемых в
туркменских мечетях уже включены (в самый конец), пожелания доброго здравия и
слова благодарности в адрес Отца Туркмен.
Однако, в целом, ситуация для Туркменбаши
складывается не очень… много хуже, чем для того же Каримова. Своей "дружбой" с
талибами и отказом предоставить аэродромы для анти-террористической операции он
крепко огорчил Запад, постоянными скандалами из-за каспийского шельфа испортил
отношения с Азербайджаном и Ираном, не желанием пойти на уступки в цене за газ
осложнил отношения с Москвой. Куда ему еще податься? Задружиться с Саддамом
Хусейном?
Однако даже в центральноазиатском
повальном застое в последнее время чувствуются новые веяния. Набирает силу
Туркменская оппозиция (Народное демократическое движение) во главе с
экс-министром иностранных дел Б.Шихмурадовым, буквально на днях к НДД
присоединился очередной диссидент-невозвращенец – посол Туркменистана в Турции
Нурмухаммед Ханамов.
Начались подвижки во внешне наиболее
прочном Узбекистане. Главный редактор газеты "Ташкентская правда" Аъло Ходжаев в
августе 2001 года организовал в редакции выставку материалов, снятых с печати
цензурой. Естественно, не прошло и недели, как был уволен, но сам факт подобного
свободомыслия поражает. В том же августе 2001 года бывший старший следователь
МВД РУ Рустам Эркабаев подал иск в Конституционный суд РУ на самого президента
И.Каримова. Президент обвинен в "не выполнении клятвы президента и нарушении
Конституции" (ст.ст. 92, 93.1). По мнению отважного следователя – в Узбекистане
не только не ведется борьба с коррупцией, но и сложилась устойчивая система
сосуществования власти с криминалом. На примере опыта собственного участия в
расследовании громких дел - по фактам коррупции Хорезмского областного хокима
Искандара Юсупова (1997 год), а также фальсификации уголовного процесса против
главы парламента (Джогорги Кенгеса) Каракалпакии Убонияза Ашурбекова, Эркебаев
пришел к выводу, что необходимо срочно "обратить внимание мировой общественности
на ситуацию в Узбекистане". Произвол, творимый там, действительно, поражает.
Эркебаев о событиях в Каракалпакстане пишет – "В мае 1997 года в Каракалпакстан
была отправлена опергруппа… Главой опергруппы назначили первого заместителя
министра МВД РУ – Баходыра Матлюбова. Группа составила список предпринимателей,
работников торговли, фермеров и руководителей предприятий. С целью
вымогательства крупных денежных сумм, на основании составленных списков, группа
провела незаконный обыск в свыше чем 100 домах, куда подбрасывали: наркотики и
оружие. Данные незаконные методы спровоцировали народ Каракалпакстана и привели
к массовым недовольствам. Проводя данные незаконные действия, Баходыр Матлюбов
ссылался на так называемое указание Президента. При обыске я отказался
подчиняться Б.Матлюбову, который приказал подбрасывать наркотики и оружие"…
И.Каримов очень гордится своей
политической прозорливостью. Сходу поспешил назвать проект ЕврАзЭС - "идеей для
отвлечения внимания и попыткой стяжать лавры интегриста". Себя считает – редким
прагматиком. Перманентно меняет внешнеполитические ориентации и симпатии в
жесткой зависимости от географии поступления очередного кредитного транша. Хотя,
прагматизм ли это? Или, все-таки, обычное и вполне понятное желание подкормиться
из максимально большего количества предложенных тарелок? Репутация политических
флюгеров – плохая репутация. Можно успешно пытаться усидеть на нескольких
стульях год-два, но на длительную перспективу – данная схема не работает.
Пропадает доверие к партнеру. Причем, пропадет напрочь и всякие последующие
политические лобзания с Каримовым – уже не более чем дежурное представление
перед публикой.
Очень удобная позиция – все критиковать,
ничего не предлагая взамен. А еще лучше – изображать из себя жертву
международного заговора исламистов, террористов, ваххабистов и т.д. и т.п. по
списку. Трогательные истории с чудесным спасением от покушений – тема отдельного
рассказа. Конечно, есть в Узбекистане силы, которым Каримов настолько надоел,
что они готовы его убрать всеми возможными способами, однако в сам день
покушения 16 февраля 1999 года, когда в Ташкенте продолжали взлетать на воздух
автомашины начиненные динамитом и террористами (именно так, по какой-то странной
закономерности, незадачливые антикаримовские диверсанты большей частью
повзрывали сами себя), давать перед камерой интервью… на улице… в распахнутом на
груди пальтишке. Желая доказать свою смелость, Каримов заставил усомниться в
подлинности самого события. Не было ли там режиссуры, или лукавых подстав со
стороны СНБ?
ЭТО ЕСТЬ ИХ ПОСЛЕДНИЙ…
Мы называем свой нейтралитет позитивным,
поскольку наша позиция носит активный, а не созерцательный характер
(Туркменбаши С. Внешняя политика
нейтрального Туркменистана. Ашхабад, 1997, с. 95).
Узбекистан – островок стабильности,
Кыргызстан – островок демократии, вопрос – в чем же эти островки, плавают?
Государства пассивных патриотов. Пассивных – потому что вконец замученный,
забитый и затурканный народ уже ни на что не способен, кроме как на обреченное
одобрение любых действий своего правительства. Много говорится о стабильности
режимов. И это правда. Но какова цена этой стабильности? Обнищавший вконец
народ, разрушенная и разворованная экономика, отсутствие институтов гражданского
общества, зато наличие и возрождение традиционалистских, архаичных социальных
структур. Наконец, мало предсказуемая внешняя и внутренняя политики. В среде
американских политологов прижился термин "страны изгои" или "страны риска", оба
значения полностью подходят и для описания пояса самых южных государств СНГ.
"Ахмад Шах" Рахмонов затеял очередное
переселение народов – программу по вывозу излишков трудящихся из
Горно-Бадахшанской автономной области в соседнюю Хатлонскую (Кабодиенский и
Башкентский районы), якобы – менее заселенные. Сколько в совсем недалеком
прошлом было сломано копий вокруг аналогичной политики при едином Союзе. Какие
только обвинения не сыпались в адрес Москвы – и геноцид, и сознательное
нагнетание напряженности, однако уже более 10 лет, как нет союзного центра, но
нет и выхода из тупика экономических проблем. Сегодня само Таджикское
руководство решается на продолжение авантюрной переселенческой политики. Почему
авантюрной – да по одной единственной причине – никаких средств в
республиканском и местных бюджетах на нормальное размещение "вселенцев" нет, нет
для них жилья, нет работы, нет медицинских и учебных заведений. Решая одну
проблему - переизбытка рабочих рук в Бадахшане, Рахмонов тут же, на ровном
месте, создает себе новую – долины Куляба и Курган-Тюбе тоже отнюдь не
малоосвоенные земли, на них давно живут и еле сводят концы с концами другие
люди.
Но еще больше удивил Туркменбаши. Хотя
после переименования "Каракумского канала им. В.И.Ленина" сначала в "Канал им.
Туркменбаши", а затем вообще в "Туркменскую реку", удивляться, кажется, было уже
нечему. Был канал, рыли, строили – стал рекой – Туркменбаши выдающийся
ландшафтный дизайнер.
Дальше – круче. Идея строительства
"Туркменского моря" в Каракумах, на дне давно пересохшего и испарившегося озера
Карашар, - это не просто глупость или авантюра, по сути дела – это преступление,
как перед природой, так и перед еще живым ее творцом – человеком. Если планы
великого преобразователя пустынь Туркменбаши все-таки приблизятся к
осуществления – трагедия Арала покажется пустячком и скромной репетицией. Здесь
речь пойдет уже о вымирании миллионов жителей, причем граждан преимущественно
соседнего Узбекистана, до которого просто не дойдет Амударья.
Начинаешь невольно соглашаться с
туркменской оппозицией – Туркменбаши на воле, это, действительно, прямая и
непосредственная угроза человечеству.
Сказать, что Туркменбаши большой оригинал
– ничего не сказать. Сам факт четырехкратного награждения самоё себя Звездой
Героя родной Туркмении, говорит о многом. Особенно умиляет история с
многократными "уговорами" вождя всех туркмен принять на себя четвертую звезду.
Уж так упирался, и уговаривал, и просил, и даже покрикивал рассерженно на не в
меру расхрабрившиеся окружение - ничего не помогло, благодарный туркменский
народ "уломал" своего отца стать четырежды героем. Интересно, побьет ли
С.Туркменбаши известный рекорд Л.И.Брежнева – разместившего на широкой груди 5
звезд Героя Сов. Союза и Соц. Труда? Шансы есть. В плане наград Каримов и
Рахмонов гораздо скромнее, хотя уже упоминавшийся Мирзо Зиёев прошлым летом и
инициировал выдвижение таджикского президента в соискатели на Нобелевскую
премию. А почему нет? Где Нобель и кто Рахмонов – не важно; главное – человек
хороший…
Рахмонову вообще фантастически везет.
Посадивший его в президентское кресло заслуженный уголовник и лидер Кулябского
"Народного фронта" Сангак Сафаров, почти сразу же погибает в загадочной ссоре со
своим первым замом Файзали Саидовым (март 1993 г.), практически по аналогичной
схеме гибнет в начале октября 2001 года "враг №1" – неукротимый полковник Махмуд
Худойбердыев, якобы, застреленный своим первым помощником Сергеем
Зварыгиным.
Смерть трижды едва не разгонявшего
Таджикистан, как государство Худойбердыева – вообще-то оказалась крайне выгодной
не только Рахмонову, но и Исламу Каримову, давшему временный приют Махмуду.
Слишком уж самостоятельной и плохо управляемой фигурой был бывший первый
начальник роты почетного караула Президента Казахстана. (именно такую должность
занимал в самом начале 1990-х годов тогда еще старший лейтенант и капитан
Худойбердыев).
В целом, кадровая политика
центральноазиатских правителей имеет ряд характерных общих черт – 1) редкая и
бессистемная чехарда представителей власти на местах – хакимов, хукумов,
хякимов, а также министров экономического и социального блока; 2) редкая
стабильность высшего кадрового состава спецслужб при столь же хаотичных
процессах в армии.
За исключением ГэБистов есть только один
пример уникальной стабильности, продемонстрированный гражданским чиновником -
некий Эркин Рахматуллаев с 1992 года бессменно является 1-й заместителем МИД
Таджикистана. Несмотря на все смены режимов, гражданские войны и пр. Но тому
есть простое объяснение – он чуть ли не единственный специалист, бегло владеющий
английским, русским, арабским, персидским и узбекским языками, других таких там
просто нет.
Гораздо больше примеров обратного, – когда
едва ли не кухарка (по специальности), берется управлять совершенно незнакомым
видом производства. Центральноазиатские чиновники - мастера на все руки. Яркий
пример – туркменский деятель Батыр Сарджаев – по единственному высшему
образованию – аграрий – закончил сельхозинститут в Ашхабаде, работал поначалу в
различных автотранспортных предприятиях, затем на партработе – зав.
социально-экономическим отделом ЦК Компартии Туркмении, получается спец по
экономике и социальным вопросам. Далее, уже в годы независимости – Ашхабадский
городской хяким и… министр нефтяной и газовой промышленности, потом
вице-премьер, курирующий ТЭК. Чуть погодя – министр обороны и с июня прошлого
года – Управляющий Туркменской железной дорогой.
Подстать ему и новый узбекский главный
военноначальник – Кадыр Гулямов - сугубо гражданский академик, доктор
физико-математических наук и экс-директор НПО "Физика Солнца".
Стоит ли после этого удивляться "успехам"
узбекских ВС в неравной схватке с бандой скалолазов Джумы Намонгани? В
Таджикистане можно вообще успешно руководить министерством не имея высшего
образования, как в случае с генералом Мирзо Зиёевым и его МЧС.
Конечно, нельзя сказать, что тот же
Рахмонов или Туркменбаши совсем не занимаются воспитанием кадров. Напротив, есть
у них и определенные успехи, и даже откровенные новации в данной деликатной
области. Особенно ценен именно туркменский опыт по предварительному направлению
будущих министров рядовыми слесарями на производство, в народ, в массы. Так в
апреле 2001 года новый первый зам. министра энергетики и промышленности -
директор энергетической компании "Кувват" Аннагулы Джумагылыджов определен на
три месяца "простым монтером, мастером, диспетчером цеха, что поможет ему
расширить знания о принципах работы всего комплекса, о плюсах и минусах
технологического процесса. Только после прохождения "испытательного срока" он
сможет возглавлять отрасль". (С.Ниязов). Аналогичное назначение с условием
квартал оттрубить рядовым бойцом на передовой получил и новый министр
обороны.
Это еще ничего, не далее как неделю назад
за что-то в очередной раз проштрафившийся глава "Туркменнефти" Ильяс Чарыев,
указом президента лишен трехмесячной зарплаты с отчислением в бюджет. За ошибку
в прогнозе погоды лишен зарплаты глава Туркменского Гидромета и т.д.
Стоит ли после этого удивляться
трагической развязке. В ночь на 13 сентября 1998 года в Туркмении восстал
Казанджикский танковый полк. Накануне доблестные воины славно отметили
профессиональный праздник – "День танкиста", после чего и удумали совершить
государственный переворот. Сказано - сделано, рассевшись и расползшись по люкам,
завели моторы, и пошли нестройной колонной на столицу Ашгабат. Увы, не дошли,
кончилось горючее. От Казанджика до столицы без малого 300 километров и малость
не рассчитали, забыли заправиться.
В Таджикистане кадровый вопрос тоже
решается весьма самобытно – путем отстрела представителей противоборствующих
команд. В сентябре 1998 г. застрелен один из лидеров оппозиции Отахон Латифи.
Ответ - в феврале 2000 г. взорвали мэра Душанбе и ближайшего сподвижника
Э.Рахмонова Убайдуллоева (чудом выжил). Затем в апреле 2001 г. в автомобиле
расстрелян авторитетный генерал-оппозиционер Х.Сангинов. Ответ – 8 сентября 2001
года застрелен на пороге собственного дома министр культуры Абдурахим Рахимов –
приятель Э.Рахмонова и старый аппаратчик. Причем убит "знаково". Рахимов
возглавлял комиссию по подготовке празднования 10-летия независимости РТ,
которое и должно было начаться 8 сентября 2001 г., как раз прилетел Ю.Лужков,
попраздновать, а тут такое событие…
Прав публицист Борис Волхонский написавший
в последнем номере таджикской газеты "Чароги Руз", - "За эти годы коммунисты
стали демократами, демократы – исламистами, враги – друзьями, друзья – врагами.
Теперь непонятно, кто в какой партии и какой придерживается идеи? И вообще – кто
есть кто? Атеисты совершают хадж, убийцы читают лекции о гуманизме, моджахеды
отдают чалму и берут взятки. В республике продается все? Лицензии на ношение
оружия и вывоз хлопка, магазин и тачка на базаре, разрешение на выезд и приговор
суда, "зеленый коридор" для перевозки наркотиков и заказы на теракты".
Здесь и добавить что-либо трудно и
подвести итог
ТУРКМЕНИСТАН
www.erkin.net Беседа руководителя Объединенной Оппозиции Туркменистана Авды Кулиева с бывшим вице-премьером Туркменистана Худайберды Оразовым.Авды Кулиев
А. К. - Худайберды Артыкович, я знаю вас
не понаслышке. Я имел с вами дело. Вы были председателем “Туркменбанка”, когда я
уходил из правительства. Вы были в то время полны энергии и оптимизма. Очевидно,
недоумевали по поводу моей отставки. О вас я слышал впервые в кабинете
президента Ниязова, когда вас протежировал первый заместитель премьер-министра
Ата Чарыев на должность преседателя Госбанка Туркмении. И вот сегодня мы снова
встретились. Тогда наша встреча в правительстве должна была дать хорошие
результаты на благо нашей страны, но, к сожалению, она не дала никаких
результатов. Ни я, ни вы не могли делать того, что мы хотели делать. Ниязов ещё
тогда установил свой полный контроль и диктат над всем, что делается в стране, и
никому не позволял действовать самостоятельно. Ата Чарыев первым понял это и
начал протестовать против волевых решений президента. Я также выступал с этих
позиций. Ниязов принял решение избавиться от Ата Чарыева и отправил его послом
Туркменистана в Иран, сохранив за ним пост заместителя премьер-министра якобы
для придания особого значения туркмено–иранским отношениям. Этим он потрафил,
конечно, и самолюбию Ата Чарыева. Протестуя против диктаторства Ниязова я подал
заявление об отставке. Ниязов не принимал мою отставку долго, тянул месяц.
Предлагал должность советника президента по международным вопросам, предлагал
уехать послом в любую страну, которую я выберу. Но я не соглашался, потому что
понимал, что если соглашусь и проглочу “крючок”, который он бросает мне, то это
будет моим позорным концом и окончагельным поражением. Что послужило причиной
вашего ухода?
Х. О. - Причина та же, что вас побудила в
своё время принять такое решение. Разница в том, что вы поняли сразу, что нельзя
сотрудничать с Ниязовым, что он преступник и вор. Он руководит экономикой страны
коррупционными методами, не признаёт никаких законов и прав, ставит свои
интересы и личную выгоду превыше всего. Я думал, что это болезни первых лет
самостоятельного правления, скоро всё это пройдёт и страна встанет на нормальный
путь развития. Но, увы, чем дальше ждали, тем хуже становилось. Ожидания
затянулись и были напрасными. В конце концов пришлось бежать из страны. И вот я
здесь. Меня ищут туркменские спецсужбы с заданием от Ниязова доставить меня
живым или мертвым в Туркменистан.
А. К. - Вы – профессионал, банкир,
финансист. Специалистов в этой области не так много в Туркменистане. Их можно на
пальцах одной руки посчитать. Вы по роду своей деятельности не очень касались
большой политики, чтобы Ниязов мог приревновать вас к своей должности. Будь на
его месте любой другой разумный человек, он должен был бы ухватиться за вас
обеими руками, ценить вас и не отпускать от себя. Так в чём дело, что его не
устраивало, что беспокоило?
Х. О. – Вы правильно заметили, что я
целиком и полностью был занят своей профессиональной деятельностью, старался
быть подальше от двора и придворных интриг. Однако при встрече с президентом
постоянно говорил ему о воровстве в министерствах, приводил конкретные факты,
подтверждающие мои слова, напоминал о необходимости проведения экономических
реформ с тем, чтобы люди могли иметь возможность эффективно трудиться в свою
пользу и на благо страны. Все годы моей работы в Центробанке президент на каждом
заседании правительства критиковал меня, выражал недовольство моей деятельностью
из-за того, как я понимаю теперь, что я требовал от министерств и предприятий
отчитываться перед банком о своей финансово-экономической деятельности как
положено по закону. А это не нравилось руководителям учреждений и равно
президенту Ниязову, так как они вместе участвовали в разграблении общественной
собственности. Приведу один конкретный пример из жизни. В декабре 1999 года
руководитель Госкомстата Туркменистана Байрамов Джума давал отчёт о том, что в
1999 году получен урожай по хлопку на 1,5 миллиона тонн, а по зерну на 1,7
миллиона тонн. На самом деле же было собрано хлопка – 397 тысяч тонн, а зерна –
382 тонны. Я заявил тогда Байрамову, что это – приписка и об этом буду сообщать
в прокуратуру. Меня на второй день после этого разговора вызвал к себе
вице-премъер Реджеп Сапаров и в присутствии хякимов пяти велаятов пытался
убедить, что собранные урожаи по зерну и хлопку составляют столько, сколько
показываются в отчётах Госкомстата, дело только в том, что большая часть урожаев
пока не сданы в закрома государства и сушатся в хозяйствах, где они выращены.
Тогда я ответил Сапарову, что будем рассчитываться с хозяйствами тогда, когда
весь урожай поступит в закрома государства. Сапаров отпустил хякимов и стал
разговаривать со мной в доверительном тоне. Он уговаривал меня принять за основу
данные Госкомстата, чтобы угодить президенту Ниязова и не расстраивать его. Я не
согласился с ним и заявил, что остаюсь при своём мнении. В тот же день в десять
часов вечера мне позвонил президент, возмущался моей неуступчивостью и обвинил
меня в попытке развалить сельское хозяйство Туркменистана.
Я раздражал Ниязова также постоянным
напоминанием о необходимости либерализации экономики. Первые годы моего
председательствования в Центробанке предложения о реформировании экономики
Ниязов воспринимал благожелательно, но советовал не спешить. При этом он
улыбался и говорил, что скоро приступим к осуществлению либерализации экономики.
В 1999 году, будучи вице-премъером по экономике, я вновь поднял вопрос о
реформировании экономики. Ниязов был разъярен. Он начал кричать, что я надоел
ему этим своим предложением, что я пытаюсь проводить политику международных
финансовых организаций, которые хотят разграбить Туркменистан с помощью таких
пособников как я.
А. К. – Худайберды Артыкович, вы долгие
годы занимали пост председателя Ценгробанка Туркменистана. Это одна из ключевых
должностей в государстве. В обход Центробанка не должна решаться ни одна
финансовая, экономическая проблема, затрагивающая интересы страны. Правда, это
должно быть так в любом нормальном государстве, где функционирует Конституция,
Законы. У нас же в Туркменистане Конституция и Законы не работают. Действуют
только слова и указания президента Ниязова. Бывший вице-премьер и министр нефти
и газа Н. Суюнов рассказал мне такую историю, связанную с одной из неофициальных
поездок президента Ниязова в США, которая состоялась в 1993 г. и которую
оплатили её организаторы – бывший госсекретарь США Александр Хейг и один
американец иранского происхождения по имени Энсары, представлявшийся туркменом.
Они оплатили также все расходы, связанные с лечением Ниязова там. Американские
спонсоры этой поездки должны были организовать и официальные встречи Ниязова в
Белом Доме. Александр Хейг и Энсары не остались в накладе. Они при участии
министра финансов В. Отчерцова бывшего министра иностранных дел Туркменистана Б.
Шихмурадова и тогдашнего посла Туркменистана в России Н. Нурклычева провернули
сделку с куплей двух пассажирски самолетов “Боинг” за 78 млн. долларов США,
которые американцы предлагали взять в лизинг сроком на десять лет, внося всего
лишь 250 тысяч американских долларов. От этой сделки Хейг поимел 30 миллионов
долларов, а остальную сумму проплаты поделили между собой другие участники
сделки. По словам Суюнова, Ниязов распорядился, чтобы Суюнов оплатил эту сделку
через своё министерство и когда он стал возражать, Ниязов позвонил вам в
Ашхабад, чтобы вы перевели указанную сумму для приобретения “Боингов”.
К тому же, если мне не изменяет память, в
1995 году Ниязовым было подписано соглашение с банком “Российский Кредит” о
ведени всех дел, касающихся банковкой деятельности и финансовых расчетов в
Туркменгистане, не Центробанком Туркменистана, а иностранным банком “Российский
Кредит”. Расскажите немного о своей профессиональной деятельности в туркменгском
правительстве.
Х. О. – Это очень большой вопрос. Ниязовым
было подписано такое соглашение, но это не получило дальнейшего развития.
Ценгробанк не уступил свои права “Российскому Кредиту”. Потребуется много
времени для изложения всех тех безобразий, свидетелем которых я был. Отвечая на
ваш вопрос, пока ограничусь приведением двух-трех примеров, иллюстрирующих
сказанное.
Действительно, в 1993 году от Ниязова,
когда он находился в США, поступило ко мне такое распоряжение и я проплачивал
покупку “Боингов”.
Таких историй было немало. В 1996 году
Ниязов направил меня в Киев для того, чтобы я провёл банковскую выверку схемы
погашения украинских долгов Турменистану за поставленный природный газ. В этой
схеме участвовал и Иран. Когда я прилетел в Киев, там уже закончили свои
переговоры Б. Шихмурадов с иранским мининделом Велаяти и ждали меня, чтобы
подписать окончательное соглашение о погашении долгов по схеме: Украина
поставляет Ирану различные товары, в том числе оружие и запчасти к вооружению в
счет погашения своего долга Туркменистану, а Тегеран должен по этой схеме
выплатить Туркменистану 350 миллионов долларов в чистой валюте, но он не может
платить в валюте и предлагает поставить на эту сумму потребительские товары и. в
основном, трикотаж по завышенной цене – в три-четыре раза выше стоимости их на
мировом рынке. Я отказался подписывать это соглашение, сколько ни уговариал меня
Шихмурадов. Пришлось из Киева по телефону объясняться с Ниязовым, который тоже
посоветовал подписать это соглашения. Я сказал президенту, что нельзя
подписывать такое соглашение. Тот объём товаров, которым иранцы хотели погасить
долг не составлял и одной пятой части суммы, подлежащей оплате, это чистый
обман, афера. Мои слова подействовали на президента, он не стал настаивать,
чтобы я подписал соглашение. Шихмурадов после этого случая полгода не
разговаривал со мной.
Я выступал также против закупки
американской сельхозтехники из-за их неоправданно высокой цены, отсутствия
инфраструктуры для её эксплуатации в Туркменистане и неподготовленности наших
крестьян сесть за такую машину. Результат был печальным. Из-за неправильной
эксплуатации машины быстро вышли из строя и сейчас для их восстановления
требуются большие деньги. Тем временем сельские жители просят закупать
сельхозмашины в России, Белоруссии и других государствах на территори бывшего
СССР, поскольку они привыкли к этим машинам, ими легче управлять, их легче
чинить и проще найти к ним запчасти.
А. К. – Судя по вышеприведенным эпизодам
вам нелегко работалось в правительстве, а значит и трудно жилось в
Туркменистане. Вместе с тем вы пробыли в правительстве около десяти лет. Как это
удалось вам так долго работать в таких условиях, чего вы добивались и на что
надеялись? Ведь ниязовский стиль очень простой: или ты соглашаешься с ним
полностью и делаешь так, как он хочет, или попадаешь в тюрьму.
Х. О. - Это так и не так. Я старался
сохранять независимость, отстаивал свою позицию и не шел на сделку с совестью по
крупным делам, затрагивающим интересы страны. Думал, что Ниязов скоро насытится
богатством, деньгами и начнёт заниматься проблемами страны. Как я сказал выше, я
и многие мои друзья жили надеждами, что Ниязов скоро осознает ошибочность
избранного им пути и всё нормализуется. Я по возможности старался быть полезным
людям и стране, поощряя частный бизнес, предоставляя кредиты предпринимателям и
способствуя развитию экономических связей по линии международных финансовых
структур.
А. К. - Кстати, раз речь зашла о деньгах,
которые Ниязов присвоил за годы независимости, у меня к вам такой вопрос. Какую
сумму, по – вашему, они составляют на сегодняшний день? И какая, примерно, сумма
денег на счетах государства?
Х. О. - Начну с денег государства, о
которых я лучше информирован. Когда я уходил с должности председателя
Ценробанка, в казне было один миллиард восемьсот миллионов американских
долларов. Но долг государства иностранным кредиторам составлял тогда три с
половиной миллиарда американских долларов. Что касается личного состояния
Ниязова, то не могу назвать конкретную цифру, но думаю, что оно гораздо больше,
чем наличности государства. Деньги он хранит не в одной корзине. Он держит их в
различных банках Европы. Азии, но, главным обрзом, в Дойчебанке. Кроме того
Ниязов хранит деньги на имя жены, дочери и сына в отдельности. В настоящее время
дочь Ниязова Ирина со своим мужем проживают в Париже и имеют там свой банк, куда
переводятся в последнее время деньги Ниязова. Беда в том, что из-за
коррумпированности режима за пределы Туркменистана ушло товаров и денег за
последние десять лет примерно на сумму в 50 (пятьдесять) миллиардов американских
долларов.
А. К. - Всем известно, что валюта в
Туркменистан поступает в основном от экспорта газа, нефти, нефтепродуктов,
хлопка и различного минерального сырья. Это неимоверно большие поставки на
зарубежные рынки. Если бы хотя бы половина вырученных денег от этих поставок
поступало в государственную казну и население Туркменгистана получало свою долю
от него, то уровень жизни людей у нас был бы не ниже, чем в арабских княжествах
Персидского Залива. Вместо этого население Туркменистана сегодня бедствует,
вымирает от нехватки продуктов питания, лекарств, нормальных бытовых условий
жизни. Туркменскому президенту мало того, что он присваивает всё достояние
народа, он ищет дополнительные источники обогащения. Например, мы распологаем
информацией о том, что президент Ниязов совместно с Талибами Афганистана
участвует в торголе наркотиками. Наши источники из правительства Туркменистана
сообщали нам, что ежегодно из Туркменистана в Россию и Европу перевозится до 80
(восемьдесяти) тонн наркотиков, основную часть которых составляет героин. Нам
сообщают также, что наркотики привозятся из Афганистана на грузовиках и
складируются в подвале здания бывшего Центрального Комитета Компартии
Туркменистана и принимает их помощник президента Ниязова Жадан Александр
Николаевич. Что вы скажете по этому поводу?
Х. О. – Я согласен с вами. Ниязову мало
того, что он разоряет свою страну и свой народ. Помимо этого он делает большие
деньги, участвуя в наркоторговле. Чувствуя свою безнаказанность, Ниязов однажды
предлагал своему иранскому коллеге Рафсанджани участвовать в этом деле. Он
говорил ему, что подвальное помещение его дворца набит наркотиками и можно было
бы производить напару высококачественные лекарства и продавать их зарубеж. Это
демонстрировали по местному туркменскому телевидению. Рафсанджани смутился и
замял разговор словами: “У меня полстраны завалена этим товаром и мы ведём
борьбу против этого зла”. Что касается информации об участии Ниязова в
наркоторговле, то я не могу подтверждать или опровергать её правдивость.
Действительно, в подвальном помещении бывшего здания ЦК КПТ хранятся наркотики,
поступающие из Афганистана, и говорят, что на хранение принимает их Жадан
Александр Николаевич. По моим сведениям, ежегодно из Туркменистана на российские
и европейские рынки уходит до 120 тонн наркотиков и, в основном, героин.
А. К. – Худайберды Артыкович, вы в течении
многих лет находились в туркменском правительстве, были в ближайшем окружении
президента. Каковы ваши наблюдения, какое впечатление производил на вас
президент?
Х. О. – Я не могу сказать, что входил в
ближайшее окружение Ниязова. Но с довольно близкого расстояния наблюдал за ним и
могу заявить со всей ответственностью, что президент вероломен, коварен,
развратен и лжив. Ни одному его слову нельзя верить. Примеров, подтверждающих
мои слова, много. Но самое отвратительное, чем он занимается, это развращение
малолетних девочек. Так называемое ближайшее его окружение, куда входили
вице-премьеры Реджеп Сапаров, Борис Шихмурадов, министр Гражданской Авиации
Ильяс Бердиев тем и занимались, что поставляли 15-16 летних девочек Ниязову,
чтобы он мог увеселиться и передать их потом другим своим подчиненным. Ни одна
тысяча таких несчастных девочек прошла через горнило позора и разврата, которым
подвергал их Ниязов и его окружение. Однажды я был свидетелем того, как Ниязов в
присутствии своих высокопоставленных чиновников, которых собралось не меньше
тридцати человек, сидел в окружении полуголых малолетних девочек и гладил их
рукой по ножкам и телу. Министры с завистью следили за каждым движением “своего
вождя” и Ниязова радовала эта картина. Однажды увидев эту сцену я дал себе зарок
больше никогда не участвовать в подобных позорных представлениях. Кстати, этот
факт сыграл немалую роль в принятом мною решении бежать из Туркменистана и
никогда не возвращаться во власть, пока сидит там Ниязов.
А. К. – Вы сказали, что решили никогда не
возвращаться во власть, пока президентом в Туркменистане будет Ниязов. Что, вам
предлагали снова войти в правительство?
Х. О. – Да. После ухода с должности
вице-премьера я в течение полугода работал заместителем заведующего отдела
Министерства финансов Туркменистана. Тогда меня постоянно вызывали в
Генпрокуратуру, КНБ и требовали, чтобы я признавался в несовершённых
преступлениях. Однажды посадили в изолятор КНБ на пять дней и решили напугать.
Один раз, когда неожиданно ворвались в мою камеру трое крепких ребят с
резиновыми дубинами, но вслед за ними вошел офицер и сказал “пока не будем его
трогать”. Другой раз, когда меня провели по двору на допрос, вдруг исчезли трое
сопроваждавших меня сотрудников КНБ в ближайшюю дверь здания и я оказался перед
огромной овчаркой, устремившейся со всей силой ко мне из подвала. Я замер на
месте, выдвинув руки вперёд. В этот момент щелкнул затвор винтовки солдата,
стоявшего на крыше здания, под которым находился я с злой собакой. Собака
моментально остановилась, но не переставала рычать. Сопроваждавшие меня
сотрудники тут же вернулись и повели меня дальше. На допросе я снова сказал, что
мне не в чем признаваться, не совершал никаких преступлений. После этого допроса
какое-то время меня оставили в покое. Затем мне сообщили, что со мной хочет
побеседовать вице-премьер Курбанмурадов Ёллы Агаевич. Я пришёл к Курбанмурадову.
Он разговаривал со мной весьма дружелюбно и сообщил, что президент снова хочет
предоставить мне руководящую работу, в последующем назначив вице-премьером по
экономике. По ходу беседы он давал некоторые советы относительно того, как я
должен вести себя при встрече с президентом. В частности, он сказал, что
президент очень недоволен тем, как я держусь при встрече с ним и рекомендовал
быть в полусогнутом положении, чтобы всем своим видом подчеркивать полную
покорность ему. А ещё лучше, если вы поцелуете ему руку, как это делают все. И,
главное, когда говорит президент, слушай его и, в знак согласия с ним, чаще
кивай головой. После этой беседы я подумал, неужели мне придётся возвращаться в
этот кошмар и ад, называемый правительством Туркменистана. Я твердо решил не
возвращаться и выехал оттуда.
Turkmenistan.Ru, 27 февраля 2002 Без формальностейСердар Дурдыев
Сапармурат Ниязов впервые примет
участие в саммите СНГ "без галстуков"
Предстоящий 28 февраля – 1 марта
неформальный саммит СНГ в Алма-Ате пройдет с участием президента Туркменистана
Сапармурата Ниязова. Он ответил согласием на приглашение хозяина встречи -
президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, что само по себе уже выглядит
показательным, учитывая не слишком большую любовь Ниязова к “неформальному”
общению в рамках Содружества. На этот раз все по-другому, ибо намеченные темы
для обсуждения носят отнюдь не формальный характер и имеют важнейшее значение не
только для региональных участников СНГ, но и для стран, не входящих в эту
организацию.
Среди главных вопросов, вынесенных на
обсуждение – Каспий. Президенты Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана
вряд ли упустят возможность представить друг перед другом свои позиции с
прицелом на специальную встречу глав прикаспийских стран, которая должна
состояться в нынешнем году в Ашхабаде. И сейчас этим государствам важно
выяснить, насколько их подходы сочетаются, насколько стороны готовы к тому,
чтобы на предстоящем ашхабадском саммите шел предметный, без недомолвок,
разговор.
К настоящему моменту, как представляется,
дело к тому и идет. Последние заявления официальных лиц указывают на то, что
сближение и даже консенсус четырех вышеперечисленных стран вполне реален. Так,
российский спецпредставитель по Каспию Виктор Калюжный заявил в четверг 21
февраля, что, рассчитывает на скорое достижение согласия по главному вопросу
каспийской проблематики – разделе водоема. При этом он отметил, что в настоящее
время в вопросе о разграничении дна Каспия позиции России (“делим дно – вода
общая) “практически совпадают” с азербайджанскими, и что “происходит сближение
позиций России и Туркменистана”. Казахстан еще раньше присоединился к этой
формуле, и потому заявление Калюжного, не опровергнутое никем, подводит к выводу
о вероятности общего, согласованного подхода четырех прибрежных государств к
вопросу о разделе Каспия. Пятый – Иран – стоит особняком и настаивает на
секторальном принципе деления водоема – каждому по 20% грунта, водной толщи и
поверхности. И не просто настаивает, а начинает действовать: днем ранее
заявления Калюжного министр нефти Ирана Зангане неожиданно сказал, что его
страна не будет ожидать выяснения вопроса о правовом режиме Каспийского моря.
“Мы начинаем действовать, опираясь на наше собственное понимание законности, и
не допустим чьих-либо действий в тех частях моря, которые считаем своими”, -
заявил министр, и в подтверждение своих слов объявил о начале реализации Ираном
нефтяных и газовых проектов на Каспии, не дожидаясь окончательного соглашения о
разграничении национальных секторов.
Означает ли это, что каспийский узел
затянулся еще больше? В какой-то мере. Но, с другой стороны, именно такая
внезапная активность Ирана и может привести в скором времени к превращению
крепкого морского узла в “гордиев” с соответствующим историческим способом его
развязывания. То есть, если Тегеран настаивает на суверенных правах на свою
часть водоема (или на ту, которую считает своей), то это дает полное основание
остальным ответить тем же и рассматривать неиранскую часть моря уже в качестве
объекта четырехсторонних договоренностей, причем с большими шансами на скорый
консенсус, тем более что небогатый природными ресурсами иранский шельф не
является предметом чьих-то притязаний. И в этом случае схема “пять минус один”
станет уже решением, пусть и не идеальным. Другой вопрос – кому от этого
хуже.
Политика – искусство возможного, а
терпение и терпеливость в нем - скорее преимущества, чем недостатки. Думается,
нужно все-таки попытаться договориться на пятисторонней основе. И пусть в этом
смысле ашхабадский саммит не станет “прорывным”, пусть не будет очередного
“исторического” заявления, о котором потом и не вспомнят. Формальности, в данном
случае, не главное, и путь к прочно скрепленному договору начинается с мягкого
протокола о намерениях. Прав в этом смысле инициатор саммита президент Ниязов,
говоря о значении встречи “пятерки” как факте, призванном подтвердить наличие
пока, на данном этапе, хотя бы политической воли глав всех прибрежных государств
к собранному и предметному разговору – без обид, ложно понятой принципиальности
и демонстраций собственной “несгибаемости”. А это уже немало.
УЗБЕКИСТАН
GazetaSNG.ru, 21 февраля 2002 Нехитрые американо-узбекские планыКарим Курбанов
В конце зимы стали
постепенно оформляться особые отношения Вашингтона со странами Центральной Азии.
На текущей неделе американские политики вереницей потянулись в Узбекистан. Вот
прибыла великолепная шестерка сенаторов Тима Хатчинсона, Дэниела Иноуи, Тэда
Стивенса, Бена Нельсона и Олимпии Сноу с шестидневным же визитом. Тема встреч с
высшим руководством Узбекистана - ситуация в центральноазиатском регионе в свете
антитеррористической акции в Афганистане и способы борьбы с исламским
терроризм.
Вот в аэропорту встречают председателя
Объединенного комитета начальников штабов ВС США Ричарда Майерса. Это его первый
визит в Узбекистан в этом качестве, и Майерса тут же в резиденции Оксарой
приветствует президент Ислам Каримов. Тема переговоров, как не трудно догадаться
- ситуация в центральноазиатском регионе в свете антитеррористической акции в
Афганистане и способы борьбы с исламским терроризмом. В отличие от сенаторов
Майерс человек военный, а значит, разговор идет конкретный. Стороны раскрывают
друг перед другом широкие перспективы военно-технического сотрудничества.
Проблемы региональной безопасности и обстановка в соседнем Афганистане стоят во
главе угла и на переговорах американского генерала с министром обороны
Узбекистана Кадыром Гулямовым и начальником объединенного штаба вооруженных сил
этой центральноазиатской республики Тулкуном Касымовым. Далее Майерс выясняет,
насколько комфортно чувствуют себя американские военнослужащие на узбекском
аэродроме Ханабад. Оказывается, все ОК!, и генерал заявляет: США очень ценят
дружеские, партнерские отношения с Узбекистаном и уверены, что это
сотрудничество будет развиваться еще плодотворнее. Сейчас о вступлении
Узбекистана в НАТО речи не идет, но, похоже, официальный Ташкент готов играть по
правилам членства в альянсе. Они простые: нужно признать свою территорию частью
зоны ответственности НАТО , интегрировать систему управления Вооруженными Силами
с командными структурами блока, участвовать в совместных учениях, принять
НАТОвскую военную доктрину, ни и, конечно, развивать инфраструктуру для
размещения войск альянса, а то и ядерного оружия. Все это поможет узбекским
властям бороться и с местными экстремистами. До реализации всех этих планов еще
очень далеко, но первые шаги уже сделаны. Пока в Вашингтоне уверяют, не
собираются устанавливать постоянное военное присутствие в Центральной Азии и
создавать там собственные военные базы. На этом этапе американским вооруженным
силам необходим доступ на военные аэродромы региона для переброски в Афганистан
своих военнослужащих, подразделений международных сил безопасности, гуманитарной
помощи и строительных материалов. Предполагается, что свои новые
центральноазиатские базы американцы будут использовать до тех пор пока не будут
восстановлены аэродромы в Кабуле, Баграме, Кандагаре и Мазари-Шарифе, а также
пока не добьются нормализации общей ситуации в Афганистане. Вместе с тем, как
показывает опыт Британии и СССР, на достижение последней цели могут уйти
десятилетия, но сама цель так и не будет достигнута. Поэтому Вашингтон действует
достаточно осторожно.
Только что из поездки в Казахстан,
Узбекистан, Киргизию, Туркменистан и Таджикистан вернулась помощник госсекретаря
США по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс, успевшая обсудить с руководством
этих стран, на традиционные вопросы о ситуации в центральноазиатском регионе в
свете антитеррористической акции в Афганистане и способы борьбы с исламским
терроризмом . Г-жа Джонс заверила, что США не собираются соперничать с Россией в
Центральной Азии и делить с ней этот регион на сферы влияния. Это независимые
государства, которые самостоятельно принимают решения. Мы намерены совершенно
открыто обсуждать с Россией наши действия в Центральной Азии. Во-первых, нам
нечего скрывать, а во-вторых, мы преследуем там общие интересы, которые
заключаются в борьбе с терроризмом и контрабандой наркотиков, усилении охраны
границ, укреплении безопасности и стабильности в регионе .
Однако не только на эти цели узбекское
руководство собирается пустить деньги, выручаемые от аренды американцами
аэродрома Ханабад. В качестве платы за лояльность США пообещали признать страной
с рыночной экономикой. Кстати, также Элизабет Джонс пару месяцев назад
проговорилась , что когда афганский конфликт завершится, США не уйдут из
Центральной Азии, поскольку хотят поддержать ее в стремлении реформировать
экономику и общество. Поэтому Ташкент сейчас активно рассказывает миру об
успехах своего рыночного становления. Как было заявлено, на расширенном
заседании правления Центрального банка Узбекистана, в прошлом году значительно
укрепилась денежная система страны. Уровень эмиссии наличных денег по итогам
года составил 6,5% вместо прогнозируемых 9%. Долгосрочные и среднесрочные
кредиты составили 74% от общего объема кредитных ресурсов, направленных банками
в реальный сектор экономики. Активы и кредитные ресурсы банков в отчетном году
возросли почти в 3 раза. Остатки средств населения в банках возросли за год на
46,1 млрд. сумов, достигнув к 1 января 2002 года 91,5 млрд. сумов. Но есть и
недостатки - банки не уделяют достаточного внимания кредитованию реального
сектора экономики, поэтому решено установить постоянный мониторинг за их
деятельностью по кредитованию предприятий этого сектора. Опять же заграница нам
поможет.
На днях подписаны обменные ноты о
предоставлении правительством Японии Узбекистану безвозмездной помощи на сумму
950 млн. японских иен (более 7 млн. дол.). На эти деньги будет приобретено
технологическое оборудование для создания в республике локальных компактных
производств и обеспечения занятости населения. Ранее Узбекистану уже было
предоставлено два аналогичных гранта японского правительства на общую сумму 1,9
млрд. японских иен для закупки оборудования и технологий для предприятий
ассоциаций "Узэлтехпром", "Узмашпром", холдинговой компании
"Узплодовощвинпромхолдинг", компаний "Узпищепром", "Узстройматериалы", концерна
"Узфармпром". Так что, глядишь, и станет Узбекистан передовой промышленной
державой: афганского кризиса на век Каримова хватит.
|