Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №115(15.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Диаспора и государство



Национальная политика (Этнополитика)

Этнический мир, №23, 2004

Жуков В.И., Краснов Б.И.

Тысячелетиями в отношениях между народами правящие элиты провозглашали краткий и жесткий принцип: «разделяй и властвуй». Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Турецкой и др.). По сути дела к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.

Однако лучшие умы человечества всегда мечтали об обществе подлинной национальной гармонии, в котором, народы «распри позабыв, в великую семью объединяться». Но только в ХХ веке, причем лишь в отдельных государствах, эта мечта стала воплощаться в жизнь. Приоритет здесь принадлежит СССР, Швейцарии, Бельгии, Российской Федерации и некоторым другим странам, в которых была достигнута экономическая стабильность и в основном решен национальный вопрос.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.

Что же такое национальная политика вообще, и демократическая в частности. Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации? Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика, региональная политика, демографическая политика и другие виды политико-управленческой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты национальной политики как целостная система представляют собой концентрированное выражение социальной, экономической, языковой, региональной, миграционной, демографической политики.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходимы координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.

Вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающая развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах национальной политики, которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в тактике и стратегии всей страны.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Разновидности национальной политики

Цели

                Национальная консолидация

Межэтническая интеграция

Сближение наций

Национальное обособление, замкнутость

Отстаивание этнической «чисты»

Защита национального от влияния инонационального

Содержание

                Гуманистическое

Интернационалистическое

Антигуманное

Националистическое

Великодержавно-шовинистическое

Направленность

Демократическая

Миротворческая

Созидательная

Прогрессивная

Тоталитарная, разрушительная, реакционная

Формы и методы осуществления  

Насилие, толерантность, уважительное отношение

Господство, подавление, репрессии

Насильственные, грубые, унизительные,

«разделяй и властвуй»

Результаты

Согласие, единение, сотрудничество, дружба

Напряженность, конфронтационность, конфликтность

Национальная политика, как и всякая другая, может и должна рассматриваться с точки зрения определения в ней тех или иных частей, этапов и приоритетов. Выделить их бывает не просто. В реальной практике межэтнических отношений нередко складывается впечатление, что именно эта, а не иная проблема является первоочередной и требует немедленного внимания и разрешения. Каждому народу, национально-государственному образованию, региону кажется, что именно их проблемы являются самыми неотложными, требующими немедленного вмешательства и принятия мер. На самом деле с точки зрения федеративных, общегосударственных интересов это не всегда так. К этому вопросу нужно подходить с позиций диалектики целого и части, общего и особенного.

В национальной политике следует различать стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования. И задачи ближайшего характера. Так, в многонациональной России стратегической, программной целью является укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности – россияне. Стратегия национальной политики разработана и обоснована в концепции национальной политики и государственной программе национального возрождения межнационального сотрудничества народов России.

Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. В этом случае очень важно своевременно реагировать на национально-этнические проблемы, возникающие в переломные периоды, в результате изменения социально-экономических условий страны или геополитического положения. Так, актуальными задачами национальной политики ближайшего периода является урегулирование межнациональных конфликтов, снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др. При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие:

- Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика. Вместе с тем в многонациональном обществе указанные виды политического управления непременно должны учитывать национальный аспект.

- Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса. Там, где вопросы национальной политики рассматриваются не на основе научного подхода, а субъективистски, неизбежно допускаются ошибки и перегибы. Учитывая соотношения, взаимозависимость факторов объективного и субъективного порядка, нужно избегать в управлении национальными отношениями как абсолютизации, так и игнорирование этих начал.

- В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения этноса с другими социально-этническими общностями и т.д.

- Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные отношения. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или в инонациональной среде.

- Наконец, при формировании национальной политики, необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как позитивный, так и негативный опыт. Вместе с тем принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам

Управление национальными процессами

Управление национальными процессами – основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие национальных отношений с целью достижения определенных целей.

Формирование и функционирование механизма управления социальными процессами и их проявлениями в сфере национальных отношений определяется законами общественного развития. Социальное назначение механизма управления – осуществление требований этих законов. Последние предопределяют структуру механизма научного управления, набор и использование составляющих его компонентов. Социальная действительность, сущность объективных законов, их требования глубже и богаче созданного в соответствии с ними механизма управления. Поэтому его «конструирование» должно максимально соответствовать законам развития управляемой системы – национальных отношений.

Механизм управления национальными процессами имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты: - управляемая система – объект управления (национальные процессы); - управляющая система – субъект управления (государство, политические партии, общественно-политические организации); - принципы, комплекс рычагов, методов, средств, приемов управления, система нормативов деятельности управляющей системы необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами; - управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др.

Структура механизма управления национальными процессами во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов – творческие союзы, в механизм урегулирования межнациональных конфликтов – средства массовой информации, общественные организации, научные институты. Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития, механизм управления национальными процессами – это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой.

В процессе управления современными национальными процессами выделяются такие фазы, как:

- анализ и прогноз (определение главных проблем этнополитической ситуации, ее основных противоречий, доминирующих тенденций и перспектив развития национальных отношений);

- выявление управленческих целей, методов и средств их решения;

- определение факторов, влияющих на принятие решений;

- разработка конкретного курса действий, организационно-массовое и идеологическое обеспечение реализации управленческих решений и т.п.

Высокая динамичность национальных процессов, возможность непредвиденных поворотов и даже изломов в их развитии требуют от субъекта управления постоянно анализировать состояние национальных отношений и оперативно корректировать свои решения.

Разработка, конструирование технологии управления имеет несколько этапов:

- Теоретический – связан с определением цели, объекта технологизации; расщеплением объекта на составляющие и выяснением социальных связей.

- Методический – с выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализом, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации.

- Процедурный – с организацией практической деятельности по разработке управленческой технологии.

Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций:

- диагностика реального состояния национальной сферы, выявление болевых точек, уточнение актуальных проблем, развития, целей и задач;

- разработка возможных вариантов достижения цели; анализ альтернатив;

- выбор решения (на основе построения имитационных моделей, опросов общественного мнения, проведения социального эксперимента и др.);

- определение оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование национального процесса;

- подготовка сценария действия и его утверждение (определение форм взаимодействия объекта и субъекта технологизаций);

- определение потребности в правовом, политическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения социальной технологии;

- организация информационного обеспечения;

- контроль за ходом реализации программы (формы и методы диагностики на промежуточных этапах).

Касаясь механизма принятия и реализации управленческих решений, следует отметить следующие стадии или циклы.

Во-первых, теоретико-концептуальная стадия подготовки решения. В национальной сфере исключительно важное значение имеет концептуальная модель развития национальных отношений. Эта стадия управленческого процесса выполняется научными организациями, информационно-аналитическими центрами, экспертными группами, временными творческими коллективами. На основе концепции разрабатывается программа национально-этнического развития и межнационального сотрудничества. Во-вторых, стадия законодательного оформления принципов и норм национальной политики. На этой стадии принимаются законоположения, акты и установления, определяющие конкретные пути и средства решения поставленных задач. Эта процедура реализуется федеральной законодательной властью, президентской структурой, другими нормотворческими федеральными органами. В-третьих, практическая реализация принятых решений и законоположений. Эта стадия является непосредственной задачей исполнительных органов федерального, республиканского и регионального уровня. Здесь очень важным является согласованность органов управления на федеральном уровне и субъектов федерации.

Особо следует сказать о специальном государственном органе, ведающем национальными отношениями. Нужда в таком органе возникла давно. Это связано с комплексным характером национальных проблем, что требует необходимость координации и оперативного принятия решений. Кроме того, необходимость в специальном аппарате продиктована тем, что только в недрах такого органа, где работают высококвалифицированные специалисты, можно разработать и принять компетентное решение [1].

Национальные отношения – динамично развивающаяся система, требующая к себе постоянного внимания, целенаправленного воздействия субъекта управления, обеспечивающее создание условий для достижения оптимальности функционирования и развития. Научный, творческий подход к этому делу не терпит косности, приспособления к устоявшимся, привычным формам. Необходимо совершенствование организационных структур управления, повышения эффективности применяемых методов и средств управления.




В Азербайджане число русских непрестанно уменьшается

РЭГНУМ, 12.01.2005

Затронув тему национальных меньшинств в Азербайджане, директор правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов рассказал газете "Эхо", что ситуация далека от нормы. Чтобы понять это, по словам правозащитника, нужно только сравнить некоторые статистические, данные представленные в государственном отчете. Так, согласно отчету, в 1989 году в нашей стране проживали 392 тысячи граждан русской национальности, а в 1999-ом их количество снизилось до 171 тысячи. "Ну, допустим, с Арменией у нас была война и поэтому армяне уехали. Но с Россией же у нас не было войны?" - говорит Зейналов.

Непонятная ситуация, по словам правозащитника, складывается с представителями лезгинского меньшинства. По его словам, согласно показателям 1989 года, в Азербайджане насчитывается 171 тысяча лезгин. Спустя десять лет число лезгин практически не изменилось - 178 тысяч человек. "Неужели за это время у лезгин не рождались дети?".

Удивляет правозащитника и тот факт, что правительство приняло решение об издании на латинице более ста наименований книг. "Но среди них нет ни одной на языке национальных меньшинств".

В свою очередь глава Русской общины Азербайджана и депутат парламента (Милли Меджлис) Михаил Забелин недоволен тем, что закон о телевидении практически полностью исключает трансляцию на ТВ передач на русском языке.

"Это, безусловно, является ущемлением прав национальных меньшинств", - уверен глава общины. Все еще сохраняются, по словам Забелина, проблемы бытового характера. Это проявляет себя в захвате квартир членов Русской общины. При этом, по словам М.Забелина, захватывается жилплощадь и у азербайджанцев, но это происходит в иной форме. "В случае с нашими людьми квартиры захватываются в тот момент, когда гражданин реально проживает в ней". Кроме этого в Русской общине недовольны сокращением учебных часов в средних школах для преподавания русского языка.

При всем этом глава общины М.Забелин подчеркивает, что коренное население Азербайджана во все времена проявляло толерантное отношение ко всем национальным меньшинствам страны, в том числе и к русским.




К проблеме совершенствования информационно-аналитической работы с российскими соотечественниками за рубежом

Соотечественники, 20.12.2004 г.

Сергей Пантелеев

Выступление редактора "Союзной Газеты" и портала "Соотечественники" Сергея Пантелеева на V Международной научной конференции "Россия: тенденции и перспективы развития".

В начале – небольшая цитата: "В работе с соотечественниками государство сделало слишком мало, можно сказать – недопустимо мало. Были тому и объективные причины… Но были и очевидные недоработки со стороны властей, со стороны государства"… И далее: "Давно известно: одна из причин неэффективности работы с российскими общинами за рубежом – это чиновничье равнодушие и бюрократизм, несогласованность. Причем, к сожалению, на всех уровнях…".

Слова эти были сказаны Президентом России В.В. Путиным три года назад во время его выступления на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом. Тогда казалось, что после того, как сам Президент лично обозначил многие проблемы в работе с соотечественниками, дело, наконец-то, сдвинется с мертвой точки. Но вот уже прошло три года и, как говорится, "воз и ныне там". Та же несогласованность, тот же бюрократизм, то же несовершенство законодательной базы, те же проблемы в информационной сфере.

Если учесть, что в своем последнем Послании Федеральному Собранию Президент выделил проблему соотечественников за рубежом среди основных направлений российской внешней политики, бездеятельность в этом вопросе может только удивлять.

Более того, на сегодняшний день в государственных структурах, призванных непосредственно отвечать за работу с соотечественниками, царит полная неразбериха. В многом, конечно, это связано с административной реформой. Но реформа явно затягивается, а какой-либо определенности не возникает. Если раньше работу с соотечественниками курировал МИД, в котором функционировало Управление по работе с соотечественниками, то на сегодняшний день эта структура упразднена. Фактически приостановила свою работу Межведомственная правительственная комиссия по работе с соотечественниками. Вот уже долгое время ходят слухи о том, что центральным органом по работе с соотечественниками станет Росзаребежцентр при МИДе, который будет преобразован в Федеральное агентство. Но и в этом вопросе тоже пока нет определенности.

На этом фоне на ниве работы с соотечественниками возникло множество различных общественных и региональных организаций, которые, якобы, занимаются решением их проблем. Слов нет, среди них есть и те, кто, действительно, стремиться помочь нашим соотечественникам. Но я не побоюсь сказать, что значительное число подобных структур под этим благородным лозунгом преследует свои частные, прежде всего – финансовые интересы, дискредитируя саму идею помощи России соотечественникам за рубежом.

Между тем, все эти факторы в условиях современной международной обстановки угрожают не только дальнейшему существованию русской диаспоры за рубежом, но и грозят обернуться против самой России, которая стремительно теряет связи с мощным ресурсом экономического, политического и культурного влияния, которым являются ее соотечественники за рубежом. Причем речь идет не только о потере ресурсов влияния, но и о постепенной потере ресурсов, которые могут быть использованы для решения многих внутренних проблем России за счет запуска процесса репатриации соотечественников за рубежом. Можно констатировать, что дальнейшее игнорирование реальных интересов наших соотечественников в ближайшей перспективе может привести к необратимым процессам, объективно способствующим ослаблению позиций России на мировой арене и к потере все еще существующих ресурсов, способных оказать благотворное воздействие на внутриполитическую обстановку в нашей стране.

В этой связи нам необходимо четко определиться с позицией России в отношении своих соотечественников. Необходимо четко и недвусмысленно понять, зачем России нужны соотечественники за рубежом. И если кого-то смущает такая постановка вопроса, то я готов уточнить, что без понимания выгоды, государственной выгоды, поддержки российской диаспоры, невозможно ни наладить эффективную работу, ни доказать самим соотечественникам, что Россия в них реально заинтересована. Тем более что без четкого определения в данном вопросе мы не сможем выстроить действительно эффективную информационную работу по данному направлению.

Так зачем же России нужны соотечественники? При ответе на этот вопрос я бы выделил две большие группы соотечественников: тех, кто стремится к возвращению на Родину и тех, кто остается в странах своего нынешнего проживания.

Репатрианты.

Во-первых, ресурс для решения демографических проблем посредством репатриации тех, кто желает вернуться на Родину.

При этом необходимо осознавать, что первоначальный процент репатриантов будет значительно ниже реального. Поскольку за родителями в скором времени потянутся дети, за детьми – родители. Но, конечно, главная "целевая группа" в данном пункте – молодежь.

Во-вторых, ресурс высококвалифицированной готовой рабочей силы, национально и культурно ориентированной на Россию.

Замечание, касающееся первого пункта, полностью соответствует и второму. Только роль "отцов и детей" в ней несколько меняется. Разные возрастные группы привезут в Россию свой личный профессиональный опыт: отцы – более традиционный для России, дети (в зависимости от страны пребывания) – более адаптированный к условиям того государства, из которого они вернулись на Родину. И последний момент является весьма интересным с точки зрения "диалога цивилизаций".

В-третьих, ресурс для возрождения стагнирующих городов и производств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, который также может быть использован при освоении пустующих пространств данных регионов России.

Естественно, данный пункт может быть реализован только при воплощении в жизнь соответствующей государственной программы по примеру "великих строек" Советской эпохи. с полным обеспечением переселенцев всеми условиями проживания и высоким заработком на местах (иначе и не поедут). Это может показаться фантастическим проектом, но если мы, например, не желаем того, чтобы Сибирь через несколько десятков лет стала территорией Китая, то подобную программу надо реализовывать.

В-четвертых, политико-идеологический ресурс.

Те репатрианты, которым со стороны российского государства будет обеспечен переезд и обустройство на Родине, становятся надежной государственной опорой. Вместе с тем, сам процесс "русского возвращения" должен сопровождаться широкой информационной кампанией, нацеленной на возрождение русского национального самосознания в самой России, на прием "возвращенцев" как "братьев и сестер", возвращающихся в родной дом – Россию.

Диаспора.

Во-первых, ресурс экономического влияния.

Имеется в виду та часть русских бизнесменов, которая, состоявшись в таком качестве в странах проживания, будет готова на сотрудничество с Россией, на реализацию совместных экономических программ, нацеленных, с одной стороны – на выход российских товаров и услуг на мировою арену, с другой стороны – на привлечение инвестиций в российскую экономику.

Во-вторых, ресурс политического влияния.

Поддержка тех политических объединений российских соотечественников, которые, участвуя в политической жизни страны проживания (выборы в парламент, муниципалитеты и т.д.), отстаивают российские интересы и ориентируются на Россию.

В-третьих, ресурс культурного влияния.

Создание и поддержка существующих русских культурных центров (театры, музеи, библиотеки, литературные объединения и т.д.).

При этом отмечу, что Россия должна поддерживать лишь тех соотечественников, кто, в силу различных обстоятельств, не может репатриироваться, но однозначно связывает свои интересы с интересами своей исторической родины.

Естественно, эффективная работа с российскими соотечественниками за рубежом не может быть выстроена без соответствующей информационно-аналитической поддержки. Но и в данном пункте мы наблюдаем безрадостную картину.

Ходить за примерами далеко не приходится. На конференции я представляю два СМИ для соотечественников за рубежом – общественно-политическое издание для соотечественников России "Союзная газета" и информационно-аналитический портал "Соотечественники". На сегодняшний день это единственные своего рода издания, специализирующиеся на проблеме соотечественников. И если "Союзная газета" имеет общественный статус, то портал "Соотечественники" – общественно-государственный, поскольку он финансируется за счет гранта, выделяемого Федеральным агентством по делам печати и средств массовых коммуникаций.

Однако в настоящее время сложилась такая ситуация, что выпуск газеты приостановлен. Объяснять причину, думаю, не нужно. Все говорят о том, что для соотечественников нужен специальный орган. Этот орган есть. И он уже доказал свою востребованность среди самих соотечественников. Но, создается такое впечатление, что газета для соотечественников нужна только самим соотечественникам. Если же добавить к этому, что в силу тех же причин на некоторое время был вынужден приостановить обновление портал "Соотечественники", то начинаешь серьезно задумываться над причинами происходящего.

Что касается путей совершенствования информационно-аналитической работы с соотечественниками.

Нужно признать, сегодня мы вообще очень слабо представляем себе кто такие российские соотечественники за рубежом. Я опускаю споры о самом смысловом наполнении этого термина. Я говорю о том, что русская диаспора представляет собой отнюдь не однородное сообщество. Существуют различные группы интересов, кардинально отличающиеся между собой по степени интегрированности в социально-политическую систему страны проживания, по национальной самоидентификации, по отношении к своей исторической родине и т.д. Россия же в своей и так далеко не совершенной политике не учитывает эти обстоятельства. Более того, в существующей сегодня правовой базе даже не учитывается различие между такими разными мирами как соотечественники ближнего и дальнего зарубежья. Согласитесь, что есть определенная разница между теми 25 миллионами, кто не по своей воле оказался за рубежом после распада Советского Союза, и теми, кто сделал свой выбор, в основном, сознательно. Конечно, есть потомки первой волны эмиграции, но это – отдельная тема.

К тому же, мы не обладаем объективной информацией о тех событиях, которые происходят внутри российской диаспоры. В основном информация доходит посредством посредников в лице СМИ, часто искажающих, или интерпретирующих действительность в собственных целях.

Объективное получение информации о реальных интересах соотечественников возможно, видимо, лишь на основе четко выстроенной системы мониторинга процессов внутри диаспоры, с выявлением групп интересов, что, в итоге, позволит проводить целевую политику в отношения различных групп соотечественников за рубежом.

И, выявив эти группы, мы, кстати, сможем влиять на процессы самоорганизации самой диаспоры, выдвижения лидеров групп, что позволит более эффективно работать по защите прав соотечественников в странах проживания и т.д.

Необходимо активно использовать в работе современные средства коммуникаций. Прежде всего – активно развивающийся Интернет. Опыт работы портала "Соотечественники" говорит о том, что это очень эффективный инструмент. В настоящее время созрела и уже запущена в жизнь идея создания на базе нашего портала общего сетевого ресурса, объединяющего максимальное количество Интернет-ресурсов российских соотечественников.

Кстати, именно сюда может стекаться объективная информация с мест. Именно подобный ресурс мог бы стать центром мониторинга процессов, происходящих внутри русской диаспоры.

При этом не стоит надеяться на то, что эту работу начнет государство. Государству нужно помочь. Необходимо гражданским структурам в России браться за реализацию проекта. И здесь, опять же, ссылаясь на опыт наших изданий, могу отметить, что в настоящее время у нас сформировалась группа экспертов, включающая и лидеров организаций соотечественников за рубежом, обладающая опытом и желанием решения назревших в этой области проблем. Приглашаем всех, кому не безразлична судьба наших соотечественников, к сотрудничеству.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ