Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №115(15.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К проблеме совершенствования информационно-аналитической работы с российскими соотечественниками за рубежом

Соотечественники, 20.12.2004 г.

Сергей Пантелеев

Выступление редактора "Союзной Газеты" и портала "Соотечественники" Сергея Пантелеева на V Международной научной конференции "Россия: тенденции и перспективы развития".

В начале – небольшая цитата: "В работе с соотечественниками государство сделало слишком мало, можно сказать – недопустимо мало. Были тому и объективные причины… Но были и очевидные недоработки со стороны властей, со стороны государства"… И далее: "Давно известно: одна из причин неэффективности работы с российскими общинами за рубежом – это чиновничье равнодушие и бюрократизм, несогласованность. Причем, к сожалению, на всех уровнях…".

Слова эти были сказаны Президентом России В.В. Путиным три года назад во время его выступления на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом. Тогда казалось, что после того, как сам Президент лично обозначил многие проблемы в работе с соотечественниками, дело, наконец-то, сдвинется с мертвой точки. Но вот уже прошло три года и, как говорится, "воз и ныне там". Та же несогласованность, тот же бюрократизм, то же несовершенство законодательной базы, те же проблемы в информационной сфере.

Если учесть, что в своем последнем Послании Федеральному Собранию Президент выделил проблему соотечественников за рубежом среди основных направлений российской внешней политики, бездеятельность в этом вопросе может только удивлять.

Более того, на сегодняшний день в государственных структурах, призванных непосредственно отвечать за работу с соотечественниками, царит полная неразбериха. В многом, конечно, это связано с административной реформой. Но реформа явно затягивается, а какой-либо определенности не возникает. Если раньше работу с соотечественниками курировал МИД, в котором функционировало Управление по работе с соотечественниками, то на сегодняшний день эта структура упразднена. Фактически приостановила свою работу Межведомственная правительственная комиссия по работе с соотечественниками. Вот уже долгое время ходят слухи о том, что центральным органом по работе с соотечественниками станет Росзаребежцентр при МИДе, который будет преобразован в Федеральное агентство. Но и в этом вопросе тоже пока нет определенности.

На этом фоне на ниве работы с соотечественниками возникло множество различных общественных и региональных организаций, которые, якобы, занимаются решением их проблем. Слов нет, среди них есть и те, кто, действительно, стремиться помочь нашим соотечественникам. Но я не побоюсь сказать, что значительное число подобных структур под этим благородным лозунгом преследует свои частные, прежде всего – финансовые интересы, дискредитируя саму идею помощи России соотечественникам за рубежом.

Между тем, все эти факторы в условиях современной международной обстановки угрожают не только дальнейшему существованию русской диаспоры за рубежом, но и грозят обернуться против самой России, которая стремительно теряет связи с мощным ресурсом экономического, политического и культурного влияния, которым являются ее соотечественники за рубежом. Причем речь идет не только о потере ресурсов влияния, но и о постепенной потере ресурсов, которые могут быть использованы для решения многих внутренних проблем России за счет запуска процесса репатриации соотечественников за рубежом. Можно констатировать, что дальнейшее игнорирование реальных интересов наших соотечественников в ближайшей перспективе может привести к необратимым процессам, объективно способствующим ослаблению позиций России на мировой арене и к потере все еще существующих ресурсов, способных оказать благотворное воздействие на внутриполитическую обстановку в нашей стране.

В этой связи нам необходимо четко определиться с позицией России в отношении своих соотечественников. Необходимо четко и недвусмысленно понять, зачем России нужны соотечественники за рубежом. И если кого-то смущает такая постановка вопроса, то я готов уточнить, что без понимания выгоды, государственной выгоды, поддержки российской диаспоры, невозможно ни наладить эффективную работу, ни доказать самим соотечественникам, что Россия в них реально заинтересована. Тем более что без четкого определения в данном вопросе мы не сможем выстроить действительно эффективную информационную работу по данному направлению.

Так зачем же России нужны соотечественники? При ответе на этот вопрос я бы выделил две большие группы соотечественников: тех, кто стремится к возвращению на Родину и тех, кто остается в странах своего нынешнего проживания.

Репатрианты.

Во-первых, ресурс для решения демографических проблем посредством репатриации тех, кто желает вернуться на Родину.

При этом необходимо осознавать, что первоначальный процент репатриантов будет значительно ниже реального. Поскольку за родителями в скором времени потянутся дети, за детьми – родители. Но, конечно, главная "целевая группа" в данном пункте – молодежь.

Во-вторых, ресурс высококвалифицированной готовой рабочей силы, национально и культурно ориентированной на Россию.

Замечание, касающееся первого пункта, полностью соответствует и второму. Только роль "отцов и детей" в ней несколько меняется. Разные возрастные группы привезут в Россию свой личный профессиональный опыт: отцы – более традиционный для России, дети (в зависимости от страны пребывания) – более адаптированный к условиям того государства, из которого они вернулись на Родину. И последний момент является весьма интересным с точки зрения "диалога цивилизаций".

В-третьих, ресурс для возрождения стагнирующих городов и производств Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, который также может быть использован при освоении пустующих пространств данных регионов России.

Естественно, данный пункт может быть реализован только при воплощении в жизнь соответствующей государственной программы по примеру "великих строек" Советской эпохи. с полным обеспечением переселенцев всеми условиями проживания и высоким заработком на местах (иначе и не поедут). Это может показаться фантастическим проектом, но если мы, например, не желаем того, чтобы Сибирь через несколько десятков лет стала территорией Китая, то подобную программу надо реализовывать.

В-четвертых, политико-идеологический ресурс.

Те репатрианты, которым со стороны российского государства будет обеспечен переезд и обустройство на Родине, становятся надежной государственной опорой. Вместе с тем, сам процесс "русского возвращения" должен сопровождаться широкой информационной кампанией, нацеленной на возрождение русского национального самосознания в самой России, на прием "возвращенцев" как "братьев и сестер", возвращающихся в родной дом – Россию.

Диаспора.

Во-первых, ресурс экономического влияния.

Имеется в виду та часть русских бизнесменов, которая, состоявшись в таком качестве в странах проживания, будет готова на сотрудничество с Россией, на реализацию совместных экономических программ, нацеленных, с одной стороны – на выход российских товаров и услуг на мировою арену, с другой стороны – на привлечение инвестиций в российскую экономику.

Во-вторых, ресурс политического влияния.

Поддержка тех политических объединений российских соотечественников, которые, участвуя в политической жизни страны проживания (выборы в парламент, муниципалитеты и т.д.), отстаивают российские интересы и ориентируются на Россию.

В-третьих, ресурс культурного влияния.

Создание и поддержка существующих русских культурных центров (театры, музеи, библиотеки, литературные объединения и т.д.).

При этом отмечу, что Россия должна поддерживать лишь тех соотечественников, кто, в силу различных обстоятельств, не может репатриироваться, но однозначно связывает свои интересы с интересами своей исторической родины.

Естественно, эффективная работа с российскими соотечественниками за рубежом не может быть выстроена без соответствующей информационно-аналитической поддержки. Но и в данном пункте мы наблюдаем безрадостную картину.

Ходить за примерами далеко не приходится. На конференции я представляю два СМИ для соотечественников за рубежом – общественно-политическое издание для соотечественников России "Союзная газета" и информационно-аналитический портал "Соотечественники". На сегодняшний день это единственные своего рода издания, специализирующиеся на проблеме соотечественников. И если "Союзная газета" имеет общественный статус, то портал "Соотечественники" – общественно-государственный, поскольку он финансируется за счет гранта, выделяемого Федеральным агентством по делам печати и средств массовых коммуникаций.

Однако в настоящее время сложилась такая ситуация, что выпуск газеты приостановлен. Объяснять причину, думаю, не нужно. Все говорят о том, что для соотечественников нужен специальный орган. Этот орган есть. И он уже доказал свою востребованность среди самих соотечественников. Но, создается такое впечатление, что газета для соотечественников нужна только самим соотечественникам. Если же добавить к этому, что в силу тех же причин на некоторое время был вынужден приостановить обновление портал "Соотечественники", то начинаешь серьезно задумываться над причинами происходящего.

Что касается путей совершенствования информационно-аналитической работы с соотечественниками.

Нужно признать, сегодня мы вообще очень слабо представляем себе кто такие российские соотечественники за рубежом. Я опускаю споры о самом смысловом наполнении этого термина. Я говорю о том, что русская диаспора представляет собой отнюдь не однородное сообщество. Существуют различные группы интересов, кардинально отличающиеся между собой по степени интегрированности в социально-политическую систему страны проживания, по национальной самоидентификации, по отношении к своей исторической родине и т.д. Россия же в своей и так далеко не совершенной политике не учитывает эти обстоятельства. Более того, в существующей сегодня правовой базе даже не учитывается различие между такими разными мирами как соотечественники ближнего и дальнего зарубежья. Согласитесь, что есть определенная разница между теми 25 миллионами, кто не по своей воле оказался за рубежом после распада Советского Союза, и теми, кто сделал свой выбор, в основном, сознательно. Конечно, есть потомки первой волны эмиграции, но это – отдельная тема.

К тому же, мы не обладаем объективной информацией о тех событиях, которые происходят внутри российской диаспоры. В основном информация доходит посредством посредников в лице СМИ, часто искажающих, или интерпретирующих действительность в собственных целях.

Объективное получение информации о реальных интересах соотечественников возможно, видимо, лишь на основе четко выстроенной системы мониторинга процессов внутри диаспоры, с выявлением групп интересов, что, в итоге, позволит проводить целевую политику в отношения различных групп соотечественников за рубежом.

И, выявив эти группы, мы, кстати, сможем влиять на процессы самоорганизации самой диаспоры, выдвижения лидеров групп, что позволит более эффективно работать по защите прав соотечественников в странах проживания и т.д.

Необходимо активно использовать в работе современные средства коммуникаций. Прежде всего – активно развивающийся Интернет. Опыт работы портала "Соотечественники" говорит о том, что это очень эффективный инструмент. В настоящее время созрела и уже запущена в жизнь идея создания на базе нашего портала общего сетевого ресурса, объединяющего максимальное количество Интернет-ресурсов российских соотечественников.

Кстати, именно сюда может стекаться объективная информация с мест. Именно подобный ресурс мог бы стать центром мониторинга процессов, происходящих внутри русской диаспоры.

При этом не стоит надеяться на то, что эту работу начнет государство. Государству нужно помочь. Необходимо гражданским структурам в России браться за реализацию проекта. И здесь, опять же, ссылаясь на опыт наших изданий, могу отметить, что в настоящее время у нас сформировалась группа экспертов, включающая и лидеров организаций соотечественников за рубежом, обладающая опытом и желанием решения назревших в этой области проблем. Приглашаем всех, кому не безразлична судьба наших соотечественников, к сотрудничеству.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ