Уроки сопротивления
Ракурс,
27.12.2004
Записал Александр
ГУРИН
Англичане говорят, можно
привести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить
По
просьбе Ракурса итоги года борьбы за русскую школу комментируют сопредседатель
объединения ЗаПЧЕЛ Яков ПЛИНЕР и председатель недавнего Вселатвийского
родительского совещания Геннадий КОТОВ.
Кнут не помог, манили пряником
- Итак, ваша итоговая оценка
протестного движения года?
Яков Плинер. Еще весной 2003
года, придя к выводу, что борьба за образование в Сейме не решает проблем, я
призвал к ненасильственному, в рамках закона, сопротивлению. В итоге в акциях
протеста участвовали больше 250 тысяч человек.
Чтобы остановить волну протестов, правящие в очередной
раз обманули народ. Латышам говорили, что мы против латышского языка, против
латышского народа, против независимости ЛР. Русским доказывали, что реформа
благо, улучшит конкурентоспособность русских детей на рынке труда. Если учиться
на чужом языке так полезно, то почему же из латышских школ не делают
латышско-английские или латышско-русские?
Когда успокоительные речи не помогли, в августе нам
стали обещать закон о школах национальных меньшинств, который якобы решит
проблему. Каков итог? Мы не можем сказать, что победили, но нельзя сказать и что
мы совсем ничего не добились. Раньше в законе было записано "только на
государственном языке", теперь установлена пропорция 60 на 40. В русской школе
Цесиса планировали не открывать первый класс, в Малте – превратить русскую
среднюю школу в основную. Мы не дали это сделать. Президент и экс-министр
образования заявили: детям можно отвечать на русском языке, и никто за это не
будет наказан.
Благодаря евродепутату Татьяне Жданок и Штабу защиты
русских школ проблема зазвучала на европейском уровне, латвийские школьники
несколько раз приезжали в Страсбург. Недавно на представительной международной
конференции "Русскоязычное население в расширенном Европейском Союзе" по моему
предложению было принято обращение к президенту Латвии, премьер-министру и
спикеру Сейма с призывом демократизировать закон об образовании. Кстати, на
конференции ко мне подошел представитель Греции и передал мне письмо под которым
подписались больше 200 человек. Это письмо тоже призывает латвийское руководство
изменить закон "Об образовании".
Что взамен кавалерийского
прорыва
- Геннадий, ваши дополнения к
сказанному?
- Мы, с одной стороны, сумели сделать то, что еще
недавно казалось невозможным: провели самые массовые за все годы после
восстановления независимости Латвии манифестации, впервые в истории республики
организовали двухдневную вселатвийскую школьную забастовку, провели самый
представительный форум русской языковой общины за всю историю Латвии – Съезд
защитников русских школ. В этом году мы провели более ста акций. Такого еще не
было никогда. И основные акции мы готовили так, словно идем в последний бой. А
надо настраиваться не на последний и решительный бой – раз, и в дамки! – а на
повседневную достойную жизнь. Ведь если борьба прекращается, то любая победа
оборачивается поражением. И, наоборот, неудача приводит к победе, если борьба
продолжается. Вместе прорвемся, врозь - пропадем. В этом нет преувеличения.
Реформа направлена на то, чтобы наши дети и тем более внуки перестали быть
русскими. Этот процесс уже идет вовсю, что видно по результатам экзаменов
выпускников русских школ. Лишь 1 процент из них получили высшую оценку по
родному языку. Это на порядок ниже, чем десять лет назад. А язык – это душа
народа.
Пресмыкательство не спасет
никого
- Ваши прогноз на будущий год?
Геннадий Котов. Мы не
намерены опускать руки. Англичане говорят: можно привести лошадь к воде, но
нельзя заставить ее пить. Да, школьная реформа вступила в силу. Но никто не в
состоянии заставить нас ее принять. А без этого она не достигнет цели.
Яков Плинер. Будут новые
акции протеста, будет второй съезд защитников русских школ, возможна школьная
забастовка и в отдельных школах, и массовая. Я думаю, что рано или поздно мы
победим. Все зависит от самих школьников, родителей, учителей. Нынешняя же
ситуация, на мой взгляд, может привести к тому, что 30-40 процентов учеников
из-за реформы не смогут учиться в средней школе. Нацменьшинства станут социально
неблагополучными, что невыгодно ни русской общине, ни Латвийской Республике.
- В русском языке есть
поговорка: отдашь палец, откусят руку. Не получится так и со школами?
Геннадий Котов. Все зависит
от нас самих. В ответе Конституционному суду Сейм прямо указал: цель перевести
все образование на латышский язык была поставлена еще в 1991 году, и она
методично осуществляется. Не будь столь масштабных акций протеста, уже сейчас
языковая пропорция наверняка была бы 90 на 10, а не 60 на 40. А затем взялись бы
и за основные школы… Но мы боремся и будем продолжать борьбу. Не надо считать
себя слабыми. Мы слабы только тогда, когда сами так думаем. В конечном счете
всегда побеждает тот, кто сильнее духом. Силу духа дает вера. А вера делом жива.
Яков Плинер. Увы, есть
учебные заведения, директора которых добиваются, чтобы многие предметы
преподавались в основной школе билингвально или на госязыке. А дети наши
по-прежнему думают на языке семьи и на таких занятиях просто страдают, вплоть до
плача. Они вынуждены несравнимо дольше, чем прежде, готовить уроки, им уже не до
занятий в кружках, спортом. Что со всем этим делать? Мы рекомендуем родителям
входить в советы школ, предъявлять претензии администрации, если это не поможет,
обращаться в самоуправления, которым подчинены школы, в министерство
образования. Получив аргументированные жалобы, министерство должно будет
направить в школу инспектора, чтобы тот разобрался в ситуации и дал письменный
ответ. Засыпьте их письмами – пусть им мало не покажется. По крайней мере это
заставит директоров школ не бежать впереди паровоза. Кстати, скоро доберутся и
до суперлояльных учителей, которые рискуют потерять работу: года через три в
русскую школу начнут приходить латышские педагоги. Так что пресмыкательство
никого не спасет. Если бы русские учителя, директора объединились и в полный
голос заговорили обо всех безобразиях, которые порождает реформа, реформы бы
просто не было.
- Латышские политики заговорили
о возможности еще до истечения полномочий этого Сейма ратифицировать Рамочную
конвенцию о правах национальных меньшинств. Вы считаете, она может повлиять на
судьбу русских школ?
Геннадий Котов. Сама по себе
ратификация конвенции не приведет к изменению ситуации. В ней весьма обтекаемые
формулировки. Впрочем, есть и статья 15, где записано: национальные меньшинства
имеют право на эффективное участие в управлении государством и особенно в
решении вопросов, которые их касаются. Это означает, что ясно выраженная воля
меньшинств должна быть учтена. А отношение русскоговорящих к "школьной реформе"
однозначно.
Яков Плинер. Будем надеяться
на лучшее. От имени фракции ЗаПЧЕЛ в Сейме желаю читателям Ракурса счастливого
Нового года и всего самого лучшего в году наступающем.
|