Русская колония в Японии
Публикация преподавателя
Осакского государственного университета П.Э. Подалко позволяет расширить наше
представление о Русском мире и жизни русской диаспоры в Японии. Публикуется в
сокращении.
"Азия и Африка сегодня", 2004,
№7
П. Подалко
Достоверно выявить динамику численности российских
эмигрантов в Японии представляет сегодня весьма сложную задачу. Причин для этого
много: попытки произвольной смены эмигрантами гражданства, стремление их
уклоняться от официальной регистрации во избежание возможных репрессий и высылки
из страны и т.д. Так, например, выходцы из западных губерний Российской империи
зачастую предпочитали именовать себя за рубежом "поляками"; верующие мусульмане,
многие из которых попадали в Японию благодаря поддержке различных исламских
организаций (Ассоциация "Идель-Урал" и др.), называли себя "татарами", а иногда
"турками" (впоследствии многие мусульмане из числа бывших российских подданных
официально приняли турецкое гражданство, чем и объясняется непропорционально
большое число "турецких могил" на японских кладбищах); исповедующие иудаизм
евреи именовали себя то "евреями", то "иудеями" (по-японски эти слова звучат
практически одинаково). В представлении же неискушенной в подобных тонкостях
местной японской администрации и те, и другие, и третьи, как правило, были для
японских чиновников "русскими" или "белыми русскими" в противоположность
"красным русским", то есть большевикам, что со своей стороны не раз порождало
дополнительную неразбериху. Отсюда возникают многочисленные разночтения в
цифрах, отображающих статистику эмиграции: например, по позднейшим данным
Ассоциации евреев – выходцев с Дальнего Востока, только еврейских беженцев в
Японии в 1917-1918 гг. насчитывалось до 5000 человек, что как минимум вдвое
завышает реальные показатели. При этом, однако, необходимо отметить, что далеко
не все эмигранты спешили зарегистрироваться в полиции, а транзитные пассажиры и
те, кто находился в Японии временно, ожидая визы в Америку (но не считал себя
при этом "транзитником"), вообще не подлежали обязательной регистрации, и многие
так и жили месяцами, не фиксируя официально свое пребывание в стране.
В середине 1920-х гг. в Японии одновременно находились
несколько тысяч эмигрантов из России (ставших с января 1925 г. "лицами без
гражданства", так как Япония признала советское правительство, что автоматически
аннулировало официальный статус всех представителей царской России), основная
масса которых более или менее равномерно расселилась в крупных, главным образом,
портовых городах, таких как Токио, Иокогама, Кобе, где было легче найти работу,
и существовали большие, компактные поселения иностранцев со своими школами и
больницами. Благодаря этому здесь было легче устроиться и тем самым снизить
уровень неизбежных на первых порах проблем, связанных с адаптацией в новой
культурно-языковой среде.
Так много иностранцев в течение короткого срока никогда
не прибывало в Японию. На какое-то время русские стали в чужой стране самым
многочисленным национальным меньшинством – факт сам по себе исключительный.
Вместе с тем их число несопоставимо с численностью русских эмигрантов, нашедших
приют в европейских странах и соседнем Китае (где только в Харбине к началу
1920-х гг. их насчитывалось более 100 тысяч). Тому были свои причины, и среди
них, прежде всего, следует назвать географическую, так как островное положение
Японии позволяло местным властям обеспечить более строгий контроль за
нежелательной иммиграцией; во-вторых, достаточно эффективно сработали особые
ограничительные меры японского правительства, которое, боясь неконтролируемого
въезда в страну иностранцев, еще в феврале 1920 г. ввело так называемую "систему
предъявления наличных денег". Отныне каждый прибывающий в Японию иностранец
(кроме транзитных пассажиров) при отсутствии у него японского гаранта должен был
подтвердить таможенным властям наличие у себя денежной суммы, эквивалентной не
менее 1500 японских иен (в любой из признанных валют). Это рассматривалось как
материальный залог, достаточный для обеспечения временного пребывания в стране.
Далеко не каждый потенциальный иммигрант (и уж, конечно, мало кто из настоящих
беженцев) обладал необходимой суммой. Кроме того, по оригинальному определению
Д.И. Абрикосова, "русские отчего-то чувствуют себя в Китае уютнее", чем в
Японии. При этом даже те из эмигрантов, кто, так или иначе, сумел попасть в
Японию, поначалу в большинстве своем не рассматривали ее как постоянное
местожительство, ожидая получить со временем разрешение на проезд в США.
Нельзя не отметить такой важной особенности восточной
ветви российской эмиграции, как ее высокая степень приспособляемости к новой
среде, ибо подавляющему большинству эмигрантов пришлось сменить прежнюю
специальность, исходя из конкретных потребностей местного рынка товаров и услуг.
Стремление выжить и найти свое место в обществе подкреплялось отсутствием иных
источников поддержки, кроме опоры на собственные силы, так как в Японии не
существовали благотворительные общественные фонды или другие организации, как
это было в Европе. Не было в Японии и сколько-нибудь значительной
дореволюционной русской диаспоры, как и не было сколько-нибудь влиятельной
прорусски настроенной элиты в рядах местной администрации, подобно тому, как это
имело место, например в Югославии и Чехословакии; не было и правительственной
заинтересованности в делах эмиграции (как во Франции). Географическая
удаленность Японии от основных эмигрантских центров (близок был только Харбин,
что и обусловило возникновение между ними тесных связей) также лишала эмигрантов
хоть какой-либо внешней поддержки. Все это привело к тому, что не только многие
из попавших сюда крестьян, бывших солдат, но и часть представителей
интеллигентных профессий легко переходили от своих привычных занятий к
предпринимательству и с течением времени стали играть важную роль в деловой
жизни страны, заслужив признание и уважение местного населения. Российские
эмигранты сыграли свою роль в бурно идущем в те годы процессе вестернизации
Японии.
Во многом благодаря русским эмигрантам в этот период
закладывались основы культурного явления, получившего впоследствии название
"Хансинский модернизм" – по названию района Хансин, включающего в себя города
Осака и Кобе. До сих пор в Японии живут и работают ученики преподавателей музыки
из России, пианистов и скрипачей Александра Яковлевича Могилевского, Эммануила
Меггера, Александра Михайловича Рутина и других талантливых педагогов. Одним из
наиболее известных учеников Э.Меттера был скончавшийся в декабре 2001 г. в
возрасте 93 лет Т.Асахина, некогда учившийся в Киотском университете и
впоследствии руководивший в течение многих лет симфоническим оркестром
филармонии в Осаке. Выходцы из России стояли и у истоков зарождения музыкального
театра "Такарадзука кагэкидан" (разновидность драматического мюзик-холла, где
все роли, как мужские, так и женские, исполняют женщины-актрисы) в городе
Такарадзука, расположенном на полпути между Осакой и Кобе. В труппе "Такарадзука
кагэкидан" работали русские балетмейстеры Осовская (супруга Э.Меттера) и
Лузинский, певица О.Каросулова и другие, дирижеры, постановщики современного
танца.
Середина 20-х гг. ознаменовалась созданием первых
эмигрантских обществ на территории Японии. В 1927 г. в Кобе по адресу:
Камицуцуи-дори, 2 состоялось учреждение Общества русских эмигрантов города Кобе,
целью которого являлась организация помощи и поддержки соотечественникам,
проведение среди них культурных мероприятий (так, одной из популярных форм
деятельности Общества было устройство танцевальных вечеров). Кроме Общества
эмигрантов города Кобе, возникли и другие подобные организации, например, в
Токио – Общество русских эмигрантов в Японии (1930) и опередившее его на год
Хоккайдское общество русских эмигрантов (1929). Среди активных членов Общества
русских эмигрантов города Кобе, в разное время входящих в его руководящий орган,
можно назвать такие фамилии, как Крайнев, Долматов, Шрубак (Щербак?), Гончаров,
Лазарев, Никольский, Черников, Шмаков и другие. Впоследствии Общество несколько
раз переезжало с места на место, пока в начале 1930-х гг. не обосновалось по
адресу: Ямамото-дори, 2-25-15. Сколько-нибудь заметной политической деятельности
его члены в Кобе не вели, и в дальнейшем оно просуществовало еще полтора десятка
лет, пока естественная убыль членов не привела к фактическому прекращению его
деятельности.
Как правило, русские эмигранты, попадая в новую страну и
едва окрепнув, сразу же стремились к созданию здесь каких-либо культурных
центров, школ, и в первую очередь – православных церквей. Так, на собранные с их
участием деньги был восстановлен Токийский православный собор, построенный еще в
1891 году и позднее разрушенный землетрясением 1923 года (он и сейчас широко
известен в Японии под именем "Николай-до", в честь первосвященника Архиепископа
Николая). В то же время в Кобе, силами местного эмигрантского комитета и при
активном содействии крупного предпринимателя Крайнева (предоставившего участок
земли), а также семьи кондитеров Морозовых (фактически оплативших все
строительство), в свою очередь была построена православная церковь,
сохранившаяся до наших дней. Проводились также сборы пожертвований на инвалидов,
ветеранов войн. Когда в ноябре 1929 г. в Токио было проведено освящение
восстановленного храма, на это торжество собралась не только почти вся русская
колония района Канто, но и прибывшие специально представители от Кобе, а также
харбинские делегаты и священники во главе с архиепископом Харбинским Нестором и
архимандритом Ювеналием.
Токийский собор играл одну из центральных ролей в жизни
всей русской православной колонии в Японии, и факт его восстановления в столь
быстрые сроки был очень важен. Многие русские пели в соборном хоре, причем
бесплатно (на небольшом жалованье в 25 иен в месяц был только регент хора),
принимали участие в общественных сборах "на храм", "на церковную школу",
проводили концерты и благотворительные спектакли в пользу церкви. Так, часто
устраивались театральные постановки в Иокогаме, которая понемногу возрождалась
из развалин и заново отстраивалась, как правило, их проводили на сцене "Иокогама
Гранд Отель", где большой зал позволял собрать многочисленных зрителей. В
Иокогаме, где находились дипломатические представительства, издавна проживала
многочисленная иностранная колония, что также обеспечивало полные залы.
Любопытно, что многие сотрудники иностранных представительств имели в то время
русских жен, которые активно помогали эмигрантским комитетам в организации и
проведении благотворительных концертов.
Для поднятия духа русских беженцев начиная с 1924 г.
стали проводиться регулярные гастроли артистов русских театров из Харбина и
Шанхая, а также выступления оперы с участием русских певцов. Большим событием
для русской колонии стали выступления Ф.И. Шаляпина, прибывшего в Японию в
сопровождении дочери в 1936 г. и давшего в Токио и Кобе несколько концертов.
В конце 1930-х – начале 1940-х гг. (уже после начавшейся
войны Японии с США) у некоторых эмигрантов в Кобе неожиданно появился новый
источник дохода – киносъемки. В Японии стали выпускать подчеркнуто
пропагандистские фильмы, призванные поднять боевой дух населения в условиях,
когда военная обстановка становилась все мрачнее. Для изображения неприятеля,
прежде всего американцев, понадобились "иностранные" (то есть европейские) лица,
и здесь сумели найти себе работу некоторые эмигранты. Роли при этом могли быть
самые разные, вплоть до изображения президента США Ф.Д. Рузвельта (на этом
"специализировался" эмигрант из Казани Старков). В данном случае история, как
это часто бывает, повторилась с обратным знаком: полвека назад, в годы
русско-японской войны, американским и английским китобоям, заходившим в Кобе,
случалось изображать русских солдат и офицеров в уличных театральных
постановках, рисующих картины осады Порт-Артура; теперь же русские стали играть
роль "врагов-янки".
В годы Второй мировой войны, при общем ухудшении жизни
населения, русские эмигранты терпели лишения наравне с японцами. Те из
эмигрантов, кто сумел развить в предвоенные годы собственную предпринимательскую
деятельность, вынуждены были сворачивать торговлю, так как ограничения на импорт
в Японию различных товаров обострили проблему закупки сырья: это особенно
ударило по пищевой отрасли, в частности пострадали наиболее известные на тот
момент российские кондитеры – фирмы Морозовых и Гончарова. Как и прочие
"нейтральные" иностранцы, оставленные на свободе, эмигранты подпадали под
действие карточной системы, обеспечение по которой было нерегулярным и весьма
скудным. К тому же, как это часто бывает в экстремальных условиях, обострились
внутренние противоречия в эмигрантской среде, на поверхность вышли старые обиды
и та взаимная нетерпимость, которая обычно отличает общество людей,
подвергающихся лишениям.
По мере того как Япония начала терпеть поражения в
войне, положение иностранцев стало ухудшаться. Часть из них была интернирована в
специальные лагеря: иногда – как представители "враждебной" страны, иногда – по
доносу, а кто-то – и просто так, "на всякий случай". Русские эмигранты исходно
не рассматривались японскими властями как "опасный элемент" и в основном
оставались на свободе, но передвижение их внутри Японии было ограничено
расстоянием в несколько миль от места жительства, как это было почти сто лет
назад, а на прочие поездки требовалось специальное разрешение, получить которое
было трудно. Многие эмигранты потеряли работу в самом начале войны, и чтобы
выжить в этих условиях, некоторые из них становились осведомителями в полиции,
но плохое знание ими японского языка, а также специфическая "иностранная"
внешность ограничивали возможную сферу их использования слежкой по преимуществу
друг за другом и за прочими немногочисленными иностранцами.
В целом же можно утверждать, что русская диаспора в
Японии, несмотря на свою малочисленность, сумела стать заметным явлением в
экономической и общественной жизни страны. Это тем более удивительно, что, не
имея исходно в своих рядах личностей уровня И.Бунина, И.Сикорского, Ф.Шаляпина и
состоя в основном из представителей низших сословий, лишенных (в отличие от
европейской и американской ветвей эмиграции) реальной поддержки со стороны
международных и местных организаций, эмигранты в Японии могли рассчитывать
исключительно на собственные силы и способности. И тем не менее, они добились
успеха, проявив при этом творчество, мужество и созидательную деятельность.
|