Западный и российский векторы внешней политики Беларуси заметно подравнялись
БДГ, 11 января 2005
г.
Андрей Федоров
Ушедший год, как, впрочем, и практически все предыдущие,
едва ли можно занести в актив белорусской внешней политики. Более того,
современный уровень взаимодействия Беларуси с Западом угрожающе приближается к
тому нижнему пределу, который наблюдался после проведения в ноябре 1996 года
первого конституционного референдума. Далеко не все складывается наилучшим
образом также на российском направлении. Конечно, можно считать, что у критиков
былого явного перекоса в сторону России теперь выбита почва из-под ног, так как
западный и российский векторы внешней политики Беларуси заметно подравнялись.
Проблема, однако, в том, что при этом они значительно уменьшились в размерах, и
нет уверенности, что именно такой низкоуровневый вариант многовекторности и был
целью белорусского руководства.
Между тем, окончание предшествующего года не предвещало
такого грустного развития событий. Напомним, что тогда Александр Лукашенко дал
поручение министру иностранных дел «начать диалог» с целью улучшения отношений
Беларуси с США и Европейским союзом. Правда, независимые обозреватели
скептически отнеслись к этому указанию. Они слишком хорошо помнили аналогичные
заявления, время от времени звучавшие из того же источника, равно как и
следовавшие за ними результаты.
Тем не менее, не слишком избалованные добрыми словами
европейцы были готовы воспринять их как знак перемен. Минск уже собралась
посетить знаменитая «тройка» - представители трех ведущих европейских
парламентских организаций - ассамблей Совета Европы и ОБСЕ, а также Европейского
парламента. Она приостановила свою деятельность в 2000 году, после того, как ее
усилия по приведению в Беларуси парламентских выборов потерпели полный провал,
но теперь была готова к их возобновлению. Однако, судя по всему, белорусские
власти вовсе не жаждали видеть у себя европейских парламентариев, и визит был
отменен, Как заявил член «тройки», глава Делегации Европарламента по связям с
Беларусью, Украиной и Молдовой Ян Виерсма, «у нас сложилось впечатление, что нас
там не очень ждут».
Этот сам по себе сравнительно незначительный эпизод стал
фактически моделью всех дальнейших взаимодействий официального Минска с западным
миром. Чрезвычайно оптимистическая риторика белорусского лидера неизменно
сопровождалась конкретными действиями прямо противоположного характера. Так,
например, выступая в середине апреля с ежегодным посланием к Национальному
собранию, Александр Лукашенко впервые позитивно отозвался о предстоявшем
расширении Европейского союза. Более того, он заявил, что «с объединенной
Европой мы должны иметь не просто хорошие, а очень хорошие отношения». А спустя
всего пару недель, несомненно, не без указаний с самого высокого уровня, в
Минске было запрещено проведение подготовленных посольствами стран-членов ЕС
скромных торжеств по поводу принятия в Евросоюз десяти новых членов.
Однако главной причиной нынешнего обострения отношений с
западными странами снова стал конституционный референдум. Практически всем
ведущим международным организациям не понравились условия проведения
всенародного плебисцита и сопутствовавших ему парламентских выборов, а также
последующие действия белорусских властей в отношении мирных демонстрантов. В
итоге страны Евросоюза приняли решение резко ограничить контакты с белорусскими
властями, а также расширили «черный список» высокопоставленных белорусских
чиновников, которым запрещено появляться на их территории. Европейская комиссия
не включила Беларусь, в отличие от Украины и Молдовы, в программу действий
«Новое соседство» для политического и экономического сближения.
Кстати, исходный упомянутый «список» был составлен по
инициативе Парламентской ассамблеи Совета Европы, принявшей в прошлом году по
Беларуси две известные резолюции весьма критического содержания: о необходимости
расследования причастности ряда официальных лиц к исчезновениям известных в
стране политических деятелей и о положении прессы. Она также не признала итоги
выборов в Палату представителей, что фактически закрыло Национальному собранию
путь к восстановлению статуса «специально приглашенного» в Совете Европы, к чему
весьма настойчиво стремилось белорусское руководство.
Учитывая отдельные специфические особенности ОБСЕ,
испортить формальные отношения с этой организацией представляется исключительно
сложной задачей. Однако на недавней встрече министров иностранных дел
стран-участниц белорусский представитель выступил с такой резкой критикой в ее
адрес, что возникли сомнения в дальнейшем членстве там Белоруссии.
Соответственно, хотя Офис ОБСЕ в Минске практически все время своего пребывания
старался причинять белорусскому руководству как можно меньше неприятностей,
продление его мандата оказалось под вопросом.
Потерпели крах и все попытки Парламентской ассамблеи
ОБСЕ добиться от белорусской стороны хоть каких-нибудь сдвигов. Как было
очевидно с самого начала, заключенный на сессии в Эдинбурге так называемый «пакт
Цапф-Орды» остался простой бумажкой. Теперь белорусским парламентариям будет
весьма нелегко найти в ПА ОБСЕ общий язык даже с теми, кто всегда пытался
смягчить ситуацию.
Даже «последний оплот» Беларуси на международной арене,
Организация Объединенных наций, и тот в уходящем году уже не выглядел столь
незыблемым. Комиссия ООН по правам человека второй год подряд приняла резолюцию
по Беларуси, причем на сей раз список нарушений этих прав оказался более
широким. К тому же, в итоговом документе появился пункт о назначении
«специального докладчика для установления прямых контактов с правительством и
народом Беларуси в целях изучения положения с правами человека». Кстати,
назначенный этим докладчиком Адриан Северин до сих пор тщетно пытается получить
разрешение на въезд в страну. И хотя резолюция «О положении с правами человека в
Беларуси» не набрала достаточного количества голосов для рассмотрения ее на
Генеральной ассамблее, о чем с восторгом сообщали государственные СМИ, можно
считать, что тревожный звонок начинает звучать и в Нью-Йорке.
Как ни странно, в наименьшей степени общее ухудшение
отношений коснулось НАТО, которая в прежние времена была постоянным объектом
нападок белорусских властей. Вероятно, это связано с тем обстоятельством, что
Североатлантический альянс не предъявлял им претензий в связи с недостатком
демократии и нарушениями прав человека, поскольку это не является предметом его
непосредственной деятельности. Впрочем, несмотря на произошедшие в последнее
время определенные сдвиги, взаимодействие с НАТО остается на столь невысоком
уровне, что даже полное прекращение контактов вряд ли будет замечено.
Очевидное ухудшение отношений с ведущими международными
организациями в уходящем году не могло, естественно, не сказаться на
двусторонних связях. Правда, в случае стран-участниц Европейского союза данное
повышение напряженности проявлялось практически только в форме публичного
осуждения отдельными их представителями происходящих в Беларуси событий.
Конкретных индивидуальных действий почти ни одно европейское государство не
предпринимало. Пожалуй, единственным исключением явилось решение министерства
внутренних дел Польши отказаться от запланированного сотрудничества с
белорусскими коллегами. Подписанное соглашение между польской Высшей школой
полиции и Академией МВД Беларуси было денонсировано польской стороной по причине
участия белорусской милиции в избиении мирных демонстрантов. Надо полагать, у
других стран ЕС подобных договоренностей не было, иначе реакция была бы
аналогичной. Во всяком случае, если ранее какие-то планы двустороннего
взаимодействия на среднем уровне и имелись, то теперь, вероятно, о них можно
забыть.
Нельзя сказать, что особенно агрессивно вела себя и
белорусская сторона. В основном все ограничилось грозными заявлениями
пресс-службы министерства иностранных дел Беларуси о некоем адекватном ответе на
введение упомянутого визового запрета. На деле же это вылилось в единственный,
зато совершенно неприличный эпизод, когда без всякого предупреждения в Минск не
впустили регионального руководителя фонда Фридриха Эберта Хельмута Курта,
приехавшего для участия в организованной фондом конференции. Более того, даже
после инцидента никаких разъяснений по этому поводу дано не было. Возможно,
конечно, что цель такой акции заключалась в поддержании напряжения: поскольку
белорусский «черный список» не стал достоянием гласности, то любой гость с
Запада может стать следующей жертвой.
Как обычно, значительно более острой является ситуация в
отношениях с Соединенными Штатами. Принятие известного «Акта о демократии в
Беларуси» не могло способствовать возникновению к ним теплых чувств со стороны
официального Минска. Понятно, что за небольшое время, прошедшее с того момента,
никаких серьезных действий в соответствии с этим документом еще не могло быть
предпринято. Однако белорусскому руководству, несмотря на все его попытки
продемонстрировать свое безразличие, все же не удалось скрыть нервозность.
В целом, говоря об отношениях с евроатлантическим
сообществом, можно без особого риска предсказать их дальнейшее охлаждение.
Причем практически не вызывает сомнений, что тон в усилении давления на
официальный Минск будут задавать США. Хотя Евросоюз и сделал поначалу несколько
жестких заявлений, дальнейший ход событий показал, что каких-либо более или
менее радикальных мер он принимать не собирается. Отдельные же его
страны-участницы едва ли рискнут вводить свои собственные санкции, к тому же
большинство их явно не считает это целесообразным.
В принципе примерно таким же образом можно
охарактеризовать и развитие в текущем году белорусско-российских отношений:
заметное похолодание, не перешедшее, однако, некую критическую черту, за которой
может наступить фаза активных действий. Разумеется, причины в данном случае
являются совершенно иными, никак не связанными с проблемами недостатка
демократии и нарушений прав человека. Здесь в основе лежит невыполнение
белорусской стороной прежних договоренностей в экономическом плане, прежде
всего, в газовой сфере.
Конечно, эти противоречия временами оказывались весьма
острыми. Достаточно вспомнить, например, громкий «газовый скандал» в начале
прошлого года. Но, как показало дальнейшее развитие событий, при сохранении
существенных разногласий по ряду важных вопросов, Россия продолжала оказывать
Беларуси весьма значительную экономическую поддержку, в первую очередь, в виде
сверхнизких цен на газ. Это в огромной степени способствовало сохранению в
стране экономической и, как следствие, политической стабильности.
Поэтому попытки отдельных белорусских политологов
представить имеющиеся расхождения как кризисное состояние, грозящее в самое
ближайшее время перерасти в открытый конфликт, на наш взгляд, не имеют под собой
реальных оснований. Особенно в свете последних украинских событий. Можно,
конечно, предположить, что Владимир Путин предпочел бы иметь дело с более
предсказуемым и обязательным партнером, который к тому же обладал бы лучшей
репутацией в евроатлантическом сообществе. Однако явное поражение в Киеве, без
сомнения, заставит российское руководство вспомнить пословицу о синице в руках.
И до тех пор, пока Кремль не найдет приемлемого для себя заместителя нынешнему
белорусскому лидеру и, самое главное, не гарантирует его победу (сделать и то и
другое, кстати, будет крайне непросто), никаких резких движений с Востока
ожидать не следует.
Скорее всего, будет продолжаться тактика постепенного
ограничения возможностей «союзника» с целью мягкого принуждения его к
удовлетворению российских требований. Думается, правда, что для белорусских
властей такие перспективы тоже не выглядят слишком привлекательными.
Единственным светлым пятном на этом грустном фоне могло
бы стать достижение полного взаимопонимания с арабским миром, о чем сообщил сам
Александр Лукашенко. Но и это заявление выглядит в большей степени
пропагандистским шагом, так как статистические показатели экономического
сотрудничества с ближневосточными государствами их большой заинтересованности в
Беларуси пока не подтверждают.
Таким образом, внешнеполитические итоги 2004 года можно
смело назвать удручающими. Беларусь неотвратимо скатывается к международной
изоляции. Это тем более обидно, что возможности для исправления ситуации
оставались и остаются открытыми. Но при одном непременном условии: движение не
должно быть односторонним, причем шаги белорусской стороны навстречу сделанным
предложениям должны быть реальными. Вот в этом-то плане проблемы не только
сохранились, но и еще больше усугубились, то есть налицо негативная тенденция. К
сожалению, данное обстоятельство внушает серьезные сомнения в том, что в
дальнейшем Беларусь ожидают более радужные перспективы.
|