О Русской общине Молдовы и интересах нетитульного населения страны
Геннадий
Коненко
В настоящее время в Республике Молдова действуют около
20 общественных организаций российских соотечественников. Наиболее действенными
из них являются “Фонд славянской письменности и культуры”, Центр русской
культуры, Славянская правозащитная организация “Вече”, Ассоциация славянских
учебных заведений РМ, недавно созданная общественная организация «Русь», Русская
община Республики Молдова. В июле 2000 г. большинство организаций на
Правобережье объединилось в рамках Координационного совета русских общин,
председателем которого стал адвокат М.И.Сидоров. После избрания в
законодательный орган Молдовы в феврале 2001 г. парламент назначает его
председателем парламентской Комиссии по правам человека и нацменьшинствам.
Обособленно от Координационного совета русских общин РМ
функционирует Конгресс русских общин, в состав которого также входит несколько
объединений русской диаспоры Молдовы. Возглавляет КРО историк по образованию,
ныне одновременно предприниматель и общественный деятель В.И.Клименко,
который развернул довольно активную работу в Молдове по защите прав проживающих
в стране национальных меньшинств. Будучи председателем общественно-политического
движения «Равноправие», он способствовал принятию организацией решения об
участии в предстоящих в марте 2005 г. парламентских выборах с целью провести в
законодательный орган Молдовы представителей русских общин и русскоязычного
населения страны в целом.
Как показывают факты, деятельность Конгресса русских
общин значительно более эффективна по сравнению с работой русских общин,
объединенных в рамках Координационного совета. Однако, справедливости ради, надо
сказать, что у большинства из них нет таких финансовых и организационных
возможностей, которыми располагает КРО. И если некоторые русские организации,
относящиеся к КС, еще остаются заметными на общереспубликанском фоне, то
исключительно благодаря активности и ответственности своих руководителей. Одной
из таких общин является община русской диаспоры, носящая официальное название
«Русская община Республики Молдова», которой руководит Людмила А.Лащенова.
Община была создана в 1993 г., когда стало окончательно
ясно, что пришедшие к власти националисты и находившиеся у них в услужении
политики взяли курс на отстранение национальных меньшинств, в первую очередь,
русского, от участия в управлении государством, на вытеснение их из полнокровной
общественной жизни, вытеснение русского языка и его носителей из сфер
образования, культуры, здравоохранения, юриспруденции, силовых структур и т.д.
Когда стало ясно, что без объединения русскоязычное население Молдавии не
сможет успешно противостоять ущемлению своих элементарных прав. Сменившие
националистов в результате победы на парламентских выборах в феврале 1994 г.
«аграрники» (за них, кстати, проголосовало подавляющее число русских и
русскоязычных жителей Молдовы – прим. автора), как показало последующее развитие
событий, также не собирались исправлять сложившуюся ситуацию – восстановление
попранных прав национальных меньшинств было отложено на «потом».
В настоящее время в состав Русской общины РМ входят 26
филиалов (22 районных и 4 сельских), а также на правах ассоциированных членов
две общины из г.г. Бельцы и Дрокия.
Коллективными членами общины являются Славянский
университет, филиал Российского гуманитарного университета, журнал «Омнибус»,
клуб флористов «Диана», детский творческий клуб «Солнышко», учебный центр
«Эврика», книжно-торговое издательство «Вектор», ряд учебных заведений г.
Кишинева и других населенных пунктов Молдовы.
Русская община аккредитована при Департаменте
межэтнических отношений РМ и является членом правительственного Координационного
совета этнокультурных организаций Молдавии.
Главной задачей Русской общины РМ, согласно ее уставу,
является сохранение и распространение русского языка, русской культуры и истории
среди русскоязычного населения страны, защита прав проживающих в Молдове
русскоязычных граждан.
Деятельность общины довольно разнообразна и охватывает
различные сферы общественной жизни. Достаточно перечислить организованные при
финансовой поддержке со стороны России и проведенные ею с ноября 2003 г. по
ноябрь 2004 г. такие мероприятия, как фестиваль русской книги и прессы; вечера,
посвященные 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева и Ф.И.Глинки; концерт русской
классической музыки в исполнении симфонического оркестра Национальной
филармонии; круглый стол «Книгообмен между Молдовой и Россией – важный фактор
взаимообогащения культур двух стран», круглый стол «Преподавание русского языка
в молдавских школах», Гагаринские чтения, посвященные 70-летию со дня рождения
Ю.Гагарина и др.
Русская община принимала самое активное участие в целом
ряде мероприятий, организованных на республиканском уровне, в том числе по линии
Департамента межэтнических отношений при правительстве Молдовы, таких, как
международные семинары по проблемам национальных меньшинств «Многообразие
культур – богатство народов Молдовы», «Язык – средство общения», «Единство через
многообразие», «История, культура и традиции русского народа»; детский
полиэтнический фестиваль «Калейдоскоп этнокультур»; празднование 60-летия
освобождения Молдавии от немецко-румынских захватчиков; республиканская
олимпиада по русскому языку в г. Бельцы; презентации книги «Осколки Святой
Руси», где приводятся доказательства совместного проживания славянских этносов
на территории Молдавии совместно с молдаванами с давних времен; презентация книг
и монографий, посвященных молдавскому господарю Стефану Великому, например,
«Стефан Великий в межкультурном диалоге»; круглый стол по проблемам образования,
прошедший в приднестровском городе Бендеры и т.д.
Община – постоянный участник ежегодных празднований Дней
славянской письменности и культуры, Пушкинских дней, Дней русской культуры и
духовности, Славянских чтений и др. аналогичных мероприятий.
Большая работа проводится общиной по формированию групп
детей наших соотечественников, выезжающих на отдых в Россию в лагере «Звездочка»
в Псковской области (в 2004 г. здесь отдохнуло 120 детей из Молдовы), групп
детей в туристические поездки по «Золотому кольцу» (50 чел.), в Санкт-Петербург
(50 детей), по формированию групп учителей русского языка, истории, начальных
классов, русских учебных заведений Молдовы на курсы повышения квалификации в г.
Воронеже.
Как и некоторые другие русские объединения
соотечественников, Русская община РМ оказывает техническое содействие
посольству России в Кишиневе в оказании материальной и медицинской помощи
проживающим в Молдове ветеранам Великой Отечественной войны и труда, а также
другим остронуждающимся нашим соотечественникам. Сама община, благодаря
финансовой поддержке русских предпринимателей в Молдове, смогла в 2004 г.
провести ряд благотворительных акций по оказанию помощи участникам ВОВ и
ветеранам труда (обеспечение аптекарскими пакетами, бесплатные обеды,
праздничные подарки детям и др.).
Нельзя не упомянуть и о такой деятельности общины, как
подготовка материалов для печатного органа Координационного совета русских общин
«Русское слово», проведение подписки на это издание по всей Молдове, подготовка
материалов на русскую тематику для газет «Независимая Молдова», «Время»,
«Столица», телепрограммы и радиопередачи «Русский дом», установление контактов с
издательствами и предприятиями по распространению печатной продукции в
Смоленске, Минске, Витебске.
Как видно из вышеизложенного, культурно-просветительная,
образовательная и гуманитарная деятельность Русской общины заслуживает всяческой
похвалы, чего не скажешь о ее работе в области защиты прав проживающих в Молдове
этнических русских и русскоязычных граждан страны в целом. Наверное, здесь есть
свои причины. Не будем сегодня на них останавливаться.
Но факт остается фактом. Приходится констатировать, что
за последние десять и даже более лет объединения русской диаспоры, входящие
сегодня в Координационный совет русских общин РМ, в том числе и Русская община,
никак не проявили себя в качестве защитников интересов своих соотечественников,
даже тогда, когда, казалось бы, это диктовалось происходящими в стране
событиями. Как, например, в конце 2001 г., в 2002 г., когда молдавские
национал-экстремисты при поддержке Бухареста и ряда европейских организаций
устроили по всей стране, особенно в Кишиневе, настоящую вакханалию с целью
сорвать выполнение решений властей о придании русскому языку большего статуса, о
расширении сферы его применения и т.д. Когда на улицах молдавской столицы вновь
зазвучали лозунги о русских оккупантах, о Молдове для молдаван и т.п.
Может быть, сегодня отпала нужда в действиях по защите
прав русского населения Молдовы? Конечно, ситуация с русским языком и правами
русскоязычных граждан в стране не такая критическая, как в Латвии или Туркмении,
но она, тем не менее, весьма далека от нормальной.
Разве т.н. национальные меньшинства обладают
равными правами с «титульным» населением страны? Разве русскоязычные граждане
(русские, украинцы, белорусы, а также представители других национальностей в
Молдове, для кого основным языком общения является русский) могут реально
участвовать в формировании внешней, внутренней и экономической политики
государства или оказывать влияние на бизнес, образование, культуру и науку? А
ведь они составляют примерно половину населения Молдовы.
В стране до сих пор сохраняет свое действие
дискриминационный закон «О функционировании языков на территории МССР», согласно
которому граждане страны не могут быть назначены на должности в органах
государственной власти, государственного управления и в общественных
организациях (даже так!), а также получить работу на предприятиях, в учреждениях
и организациях, предполагающую по долгу службы общение с гражданами
(здравоохранение, образование, культура, средства массовой информации,
транспорт, связь, торговля, сфера обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство,
правоохранительные органы, аварийно-спасательная служба и др.), без достаточного
владения государственным языком (кто и как определяет эту достаточность).
Хотя Молдавия ратифицировала более 30 международных и
европейских конвенций, в которых затрагиваются права человека (среди них, в
частности, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе, Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому
измерению СБСЕ, Женевская Конвенция о статусе беженцев, пересмотренная
Европейская конвенция о защите прав и основных свобод и др.), присоединилась к
Рамочной Конвенции СЕ о защите национальных меньшинств, Европейской хартии
региональных языков и языков национальных меньшинств), в реальной
действительности их подлинной имплементации еще не произошло.
По-прежнему продолжается постепенное выдавливание
русского языка из сферы образования, с помощью «нужного» увеличения классов в
русских школах с преподаванием на молдавском языке, эти школы перестают быть
таковыми. В результате, количество русских школ сокращается, равно как и
русскоговорящих учащихся. В высших учебных заведениях, если число студентов в
"русских" группах не достигает 15 человек, их делают "румынскими", и
русскоязычные вынуждены переходить на другой язык обучения или из ВУЗа уходить.
Преподавание в высшей школе в Молдове ведется в основном
на молдавском языке или, как говорят в Министерстве просвещения РМ, на румынском
(отсюда и название "румынские" группы - прим. автора), что ставит русскоязычных,
желающих получить образование на русском языке, в неравное положение. Надо
сказать, что получение высшего образования на русском языке фактически
переведено в стране на платную основу, тогда как получение образования на
молдавском, как правило, финансируется из госбюджета.
Формально для русского населения нет препятствий
получить образование на русском языке. Одно из положений закона о
нацменьшинствах гласит - государство гарантирует "право лиц, принадлежащих к
национальным меньшинствам, получать дошкольное, начальное, среднее, высшее
образование на молдавском и русском языках". Однако с помощью перечисленных выше
«маленьких хитростей» такое право представителям нацменьшинств отнюдь не
гарантировано.
Тем более что нынешние молдавские руководители
окончательно забыли о своих предвыборных обещаниях по восстановлению прежних
позиций русского языка в стране, о полной реализации положений закона о
нацменьшинствах, где речь идет о пропорциональном их представительстве в
структурах исполнительной и судебной власти всех уровней, армии,
правоохранительных органах и т.д. Как забыли они о провозглашенном курсе на
развитие стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с Россией,
а также с Украиной и Белоруссией. Молдавское руководство докатилось до того, что
вслед за фронтистами стало обвинять Россию в «оккупации» страны и
препятствовании урегулированию приднестровской проблемы. Каково это слышать
проживающим в Молдавии русским людям?
Принятая в 2004 г. Концепция национальной политики
Республики Молдова, которую власти пропагандировали как правовую базу для
решения национального вопроса раз и навсегда, действительно содержит ряд
положений, должных способствовать соблюдению прав национальных меньшинств,
установлению подлинного межэтнического согласия в стране. Однако, как явствует
из последних заявлений президента В.Воронина, основным условием межэтнического
мира и согласия он видит «изучение молдавского языка и истории Молдовы как
основы молдавской идентичности и гражданского самосознания представителей всех
этнических сообществ Молдовы». Что интересно, в молдавских учебных заведениях
нет предмета «История Молдовы», там до сих пор изучают «Историю румын».
И когда власти говорят о необходимости интеграции
русскоязычных граждан в молдавское общество, на наш взгляд, речь на самом деле
идет об их ассимиляции. А сближение позиции правящей Компартии по ряду вопросов
межэтнических отношений с позицией ярых националистов делает воплощение
положений упомянутой Концепции в жизнь весьма проблематичным.
В итоге, многие представители русских и русскоязычных
граждан Молдовы начинают понимать всю тщетность их надежд на коренное изменение
ситуации в области их законных прав и свобод, они все больше убеждаются в том,
что по-прежнему нацменьшинства будут отстранены от участия в управлении
государством как в Центре, так и на местах, по-прежнему у них не будет
никаких рычагов влияния на политику страны, их дети будут иметь все меньше
возможности получать образование на русском языке и быть востребованными в
структурах государственной администрации, в экономике, образовании и науке и
т.д. В Молдове, в силу этого, «светлого будущего», как говорили раньше, у них не
просматривается. Все это привело к сокращению количества этнических русских в
стране, что показала последняя, недавно проведенная в Молдове перепись
населения.
Как представляется, чтобы переломить ситуацию, чтобы
успешно отстаивать права русскоязычного населения, наверное, одной
культурно-просветительной деятельности русских общин недостаточно. К сожалению,
в Молдове сейчас нет русской или славянской политической партии, которая могла
бы объединить русскоязычное население в борьбе за подлинное и полное равноправие
проживающих в стране граждан, независимо от их национальной принадлежности. Да и
власти Молдовы делают все, чтобы не допустить ее создания. Видимо, с этой целью
в стране были приняты законодательные акты, запрещающие образование партий по
национальному признаку, вместе с тем это не помешало властям зарегистрировать
Новую молдавскую национальную и Румынскую национальную партии.
Но единую и дееспособную общественно-политическую
организацию, которая бы публично высказывала на всех уровнях свою точку зрения
по вопросам национальной политики властей, воздействовала бы на принятие
соответствующих решений в этой области, не ущемляющих права русского и других
нацменьшинств в Молдове, «русское движение» могло бы иметь.
Это движение могло бы со временем на равных с другими
политическими формированиями участвовать в общественно-политической жизни
страны, в том числе в общереспубликанских выборных кампаниях. Присутствие в
высшем законодательном органе страны его представителей стало бы как раз той
трибуной, которая позволила бы наиболее эффективно и непосредственно
информировать общественность о наболевших вопросах национальных меньшинств
Молдовы и добиваться принятия законов, обеспечивающих национальное равноправие и
межэтническое согласие. Сегодня реальность такова, что ведущие политические
партии страны, получившие депутатские мандаты, о нацменьшинствах забывают
сразу же после проведения выборов.
Начавшаяся избирательная кампания 2005 г. по выборам
нового парламента Молдовы вновь делает весьма актуальной идею о необходимости
объединения усилий русских общин и организаций по оказанию содействия и
всяческой помощи тем их представителям, которые готовы идти на выборы.
Но сделать это будет трудно, если русская диаспора в
Молдове останется разобщенной и политически пассивной. Как мы уже писали,
хотелось бы надеяться, что лидеры русских общин отодвинут свои личные и
политические амбиции в сторону и, невзирая на противодействие
национал-радикалов, которое наверняка будет иметь место, совместно подумают над
тем, как им все же пробиться в высший законодательный орган страны, чтобы
представлять в парламенте нетитульное население страны и отстаивать его
права, в максимальной степени способствуя решению существующих национальных
проблем в молдавском полиэтническом обществе.
|