Как карта ляжет или глобус повернется
11.01.2005.
Gazeta.kz
Виктор Серов
Распространено мнение, что ушедший год был успешным для
Казахстана в плане развития экономики и не очень удачным или, по крайней мере,
нейтральным по итогам, в отношении внешней политики.
Попробую не согласиться ни с одним из этих утверждений.
Что касается экономики, то успехи, о которых много говорят, истинные и мнимые,
построены на зыбком фундаменте - высоких ценах на нефть и другое сырье.
Это главный и фактически единственный источник роста в
экономической и социальной сфере. Никакой серьезной диверсификации экономики не
произошло. Поскольку с этим фактом сегодня практически никто не спорит, то и не
станем углубляться в эту тему. Гораздо интереснее взглянуть на
внешнеполитический аспект.
Как всегда, существует две крайние точки зрения. Одна
представлена официальными СМИ и политиками. Она, естественно, сугубо
позитивистская. Именно традиционность этого взгляда заставляет не
присматриваться к нему очень внимательно - набор аргументов и примеров ее
известен, он, в целом, так сказать, методологически, не изменился за все
последние тринадцать лет.
Ссылка на различные позитивные оценочные заявления
иностранных дипломатов и политиков в ходе официальных контактов с нашими
политиками, некоторые периодически появляющиеся публикации в зарубежных СМИ, как
злобствует оппозиция, "заказанные" заинтересованными ведомствами из Казахстана…
Все это ожидаемо и хорошо известно, как, например, и то, что дипломаты ничего
иного кроме реверансов ничего и не показывают своим визави во время официальных
контактов.
С другой стороны, оппоненты позитивистских оценок
развития внешней политики, в основном из той самой "злобствующей" оппозиции,
говорят о ее неуспехе в 2004 году.
Примеров, правда, не много, главный - замечания на
Западе в связи с прошедшими выборами в парламент. Их пытаются вплести в контекст
всей картины отношений республики с ЕС и США за годы независимости, находя,
конечно, не мало примеров из недавнего прошлого. Такой подход столь же
субъективен, как и первый.
Например, увязывать пыхтение, довольно, кстати, тихое,
ОБСЕ вокруг прошлогодних выборов с тем, что было раньше, совсем не в пользу
оппозиции. Наоборот - на этот раз очень сдержанная реакция западников показала,
что им особо не до нас (были же выборы в Белоруссии, Украине!) и выстраивать
образ демократичного и разочарованного Казахстаном Запада - выглядит притянутым
за уши и искусственным. Скорее уж, несравнимая по эмоциональному накалу реакция
на выборы в Казахстане с одной стороны и на Украине (первый тур) и в Белоруссии
- с другой (обвинения и претензии, по сути, то были одинаковыми) говорит о
двойных стандартах во внешней политике ЕС и США.
На самом деле, истина, лежащая по середине между этими
двумя точками зрения, наиболее близка к словам из предновогоднего интервью
одного отечественного политика, которому высокий статус в политической иерархии
не мешал до сих пор оставаться прямым и честным. Суть его замечания была такая:
ничего сколько-нибудь значимого в сфере внешней политики в Казахстане в ушедшем
году не произошло.
Действительно, в целом внешняя политика страны
продолжала развиваться в рамках пресловутой многовекторности и событийно из нее
не выбивалась. Как и раньше, чуть ли не со времен Абылай-хана, существовало
стремление уравновешивать внешние векторы влияния, и, как и все постсоветские
годы, это более-менее получилось.
Так что, если смотреть только на событийную канву, то
отечественная внешняя политика сохранила преемственность. Но есть еще кое-что,
без чего нельзя полностью воссоздать картину ушедшего года - тенденции. Если
вглядываться в них, то наследие 2004 представляется куда более сложным.
Субъекты внешнеполитического взаимодействия Казахстана,
то есть партнеры, оставались на всем протяжении и года одни и те же. Основными
по-прежнему были США, Россия и Китай. Влияние Европейского Союза (ЕС) несколько
возросло, но на очень неустойчивом фундаменте, больше политико-пропагандистском,
чем просто политическом или тем более - экономическом.
Какому-то всплеску интереса к ЕС и его информационной
активности в Казахстане способствовали два явления глобального характера:
расширение ЕС на Восток и рост курса европейской валюты по отношению к
американскому доллару. Вместе они создавали иллюзию возможности усиления
экономического влияния Европы на постсоветском пространстве, в том числе и в его
юго-восточном ареале, то есть в Центральной Азии.
В 2004 году казахстанские наблюдатели в целом оставались
достаточно осторожными в отношении ЕС, своего рода "евроскептиками" (не считая
некоторых, очень узких, университетских кругов). Зато с подачи евродипломатов в
Казахстане в СМИ попал тезис о важнейшей роли ЕС во внешней торговле Казахстана,
мол, по совокупным объемам торговля республики с ЕС превышает ее объемы даже с
Россией.
Всерьез воспринимать это мог лишь тот, кто далек от
реалий отечественной внешней торговли, судит о ней только по официальной
статистике и не знает что такое "челночный" импорт и каковы объемы
контрабанды.
В качестве "картинки" можно вспомнить скандалы и
бурление в Алматы среди торговцев и бизнесменов осенью 2004 года после закрытия
для "челноков" границы с Китаем. А многие ли в Казахстане заметили несколько лет
назад изменение визового режима для граждан СНГ с некоторыми
восточно-европейскими странами? Эффектное заявление о "лидерстве" ЕС во внешней
торговле Казахстана критики не выдерживает, что, наверное, знают и сами
дипломаты, вбросившие в информационное пространство республики этот "шар", но
ничего другого запустить здесь было нельзя за неимением, а профессия и текущий
момент обязывали.
При всей традиционной, исторической притягательности и
обаянии Европы в культурной сфере на постсоветской территории, ее реальный вес,
по крайней мере в Казахстане и Центральной Азии, в сфере экономики и политики
остается очень низким. Хотя в течение последних десяти лет ЕС был предоставлен
целый ряд возможностей для наращивания реального влияния здесь. Возможность
инвестиций в не сырьевые секторы экономики; транспортные проекты, в Европе же
рожденные и там же (хотя и не только там, будем справедливы) фактически
похороненные, в первую очередь ТРАССЕКА; не мобилизованные и растраченные
потенциальные возможности немецкой диаспоры. Ничего из этого не было
использовано в свое время. Что говорить теперь, когда вместе с новыми членами в
лице восточноевропейских стран ЕС получил и немало сложных внутренних
проблем?
Так что в отношении Европы ушедший год при внешней
благообразности отношений лишний раз и очень убедительно показал, что Казахстан
и ЕС очень далеки друг от друга, не только географически.
Главным из западных партнеров остается в отношениях с
Астаной - Вашингтон. Хотя 2004 год и дал основания предполагать, что постепенно
сила США здесь будет ослабляться, но, подчеркнем, постепенно. Хотя именно в 2004
году официальный Казахстан впервые серьезно и системно бросил вызов мнению об
абсолютном доминировании и влиянии США на него.
Вспомним самое начало прошлого года: скандал вокруг
принятия в конце 2003 года изменений в Налоговый кодекс Казахстана в его части,
касающейся льгот для иностранных инвесторов в сфере добывающей промышленности.
Хотя затронуты были интересы всех иностранных инвесторов, все они
скоординировано выступили против, и порой громче всех звучал не американский
голос, но ясно, что вызов этот в первую очередь был адресован за океан.
Американские инвестиции несравнимо больше других, как и
политическое значение американских компаний в этой сфере, и именно власти США
всегда выступали в роли главных учителей и поощрителей "правильной"
инвестиционной политики властей казахстанских. Правительство Казахстана
столкнулось с большим давлением на себя как со стороны инвесторов, так и на
политическом уровне. Однако, к удивлению наблюдателей, в целом это давление было
выдержано: достигнутый в итоге компромисс не заретушировал факт неожиданного
вызова, брошенного бывшему "главному учителю".
И хоть позже было много визитов на высоком уровне,
похвалы Рамсфельда и брата американского президента Нейла Буша, этот факт
остался главным в итогах 2004. Вот в этом и есть те не очень пока рельефные
тенденции во внешнеполитических итогах ушедшего года, о которых шла речь
выше.
Другая такая же тенденция - это увеличение, пока лишь
арифметическое, влияние Китая на Казахстан. Прошлый год принес яркие факты,
пусть и начинался в этом плане совсем иначе. После триумфального
"трубопроводного" успеха Пекина сейчас уже не все вспомнят, что в самом начале
2004 года МИД Казахстана опровергло распространенные в декабре 2003 года
некоторыми зарубежными СМИ сообщения, что подписано казахстанско-китайское
соглашение о передаче Китаю в долгосрочную аренду большой площади земли в
приграничных районах Китая и Казахстана и переселении на эти земли нескольких
тысяч фермеров из Китая. И через пять месяцев после этого неожиданное для всех
абсолютно заявление о начале в 2004 году строительства нефтепровода из
Казахстана в Китай! Проект этот к тому времени насчитывал уже шесть лет и
столько критических оценок в своем "порфолио", как ни один другой проект
транзитного нефтепровода.
Так до сих пор и не получили ответа целый ряд важнейших
вопросов на счет будущего функционирования нефтепровода, однако его строят. И
этот факт дает основания именно Китай рассматривать в качестве наиболее
успешного внешнеполитического партнера в Казахстане по итогам 2004 года.
Очевидно, что ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель этого
не ждали и этому не рады. Хотя никто подобного вслух не скажет. А впереди, как
говорят, уже в нынешнем или, в крайнем случае, в следующем году, вступление
Казахстана в ВТО. И тут уж экономическое, а с ним и политическое значение КНР
для нас возрастет многократно, "арифметические" факторы влияния накопятся в
таком количестве, что запросто смогут перейти в геометрическую прогрессию. Если
еще начнет реализовываться озвученная в 2004 году идея строительства железной
дороги от границы с Китаем на Каспий… Может быть, создание условий для
выполнения всех этих идей и проектов и есть главный внешнеполитический итог 2004
года на год нынешний и на обозримую перспективу.
Что касается России, то процессы взаимодействия с ней
Казахстана были очень сложны и противоречивы и даже оценочно определить
перспективное состояние этих взаимоотношений сложно.
Но если в будущем когда-нибудь встанет вопрос о том,
кому же доминировать здесь, Пекину или Москве, то скорее всего победителем
выйдет первый.
|