Россия-Казахстан: здравый смысл против фобий
12.01.2005 Новая
политика
Аждар Куртов
Весьма знаменательно, что свой первый визит после
изрядно затянувшихся новогодних праздников президент России совершил именно в
Казахстан (12 января). Это одно из ведущих государств в СНГ и демонстрация
успешного развития двусторонних отношений с Казахстаном в любом случае оттеняет
итог президентских выборов на Украине – не совсем тот, который изначально
ожидался в России.
После обретения независимости друг от друга Россия и
Казахстан долгое время были заняты преимущественно внутренними проблемами,
связанными с отстраиванием собственной национальной государственности. Подчас
этот процесс принимал далеко не цивилизованные формы и шел в ущерб двусторонним
связям. Так руководители Казахстана, как и их коллеги в большинстве других
бывших союзных республик, длительный период времени эксплуатировали миф о
возможной имперской политике Москвы на постсоветском пространстве. Этим мифом
фактически прикрывалась политика дистанцирования от интеграционных усилий Кремля
в СНГ и оправдывались те центробежные меры, которые во многих сферах жизни
реально проводились в жизнь в этих государствах.
Например в Казахстане в первой половине 90-ых годов во
многом искусственно разрушались кооперационные хозяйственные связи между
промышленными предприятиями и их контрагентами в России, отдавался приоритет не
российским инвесторам, а представителями из США, Западной Европы и стран
Дальнего Востока. Дело доходило до очевидного абсурда, когда демонтировались
линии ЛЭП, по которым электроэнергия поставлялась из Казахстана в Россию, или,
например, сознательно прекращалась поставка природного газа на Оренбургский
завод, специально созданный в расчете на газ с расположенного поблизости от него
казахстанского месторождения Карачаганак. В сфере национальных отношений в
Казахстане реализовывался курс на приоритет титульной нации, следствием чего
стала многомиллионная миграция русскоязычного населения из Казахстана в
Россию.
Однако по мере укрепления собственной государственности
отношения к большинству этих проблем стало меняться. Спекуляциям об имперском
характере политики Москвы все меньше оставалось места, поскольку реальная жизнь
никак не могла выявить фактов в подтверждение этих выдуманных теорий.
Одновременно экономическая практика показала, что развитие отношений с
государствами так называемого "дальнего зарубежья" далеко не всегда может
эффективно восполнить те колоссальные потери, которые понесли страны СНГ от
резкого разрыва хозяйственных связей друг с другом. Зачастую новые партнеры были
нацелены только на извлечение максимальной прибыли в условиях слабости власти
государств СНГ, переживавших мучительный период рыночных реформ. Поэтому нередки
были ситуации, когда заключенные с такими инвесторами соглашения носили
откровенно кабальный характер.
Где-то к началу нового тысячелетия ситуация в Казахстане
и в России стала меняться. Наиболее трудный этап реформ был преодолен, в бюджеты
обоих государств потекли значительные средства, полученные от продажи добываемой
нефти в условиях весьма благоприятной мировой конъюнктуры. Это позволило двум
странам наращивать усилия и в других сферах экономики, а также на иных
перспективных направлениях возможного сотрудничества.
Казахстан заинтересован в увеличении возможностей
экспортного транзита своей нефти по российским трубопроводам. Причем речь идет
не только о Каспийском трубопроводном консорциуме, но и возможности, например,
Балтийской трубопроводной системы. Российские нефтяные компании, в частности,
ЛУКОЙЛ являются участниками разработки казахстанского сектора Каспийского моря,
эта компания инвестировала в Казахстан почти 2 млрд. долларов. Россия и
Казахстан намерены и будут совместно осваивать нефтегазоносные месторождения
Каспия – Курмангазы, Центральное, Хвалынское. РАО ЭС продуктивно работает в
энергетике Казахстана. В топливно-энергетической сфере кооперативные связи двух
государств постепенно налаживаются уже не на административно-плановой, а на
рыночной основе. Президент Назарбаев сам предложил обсудить вопросы развития
сотрудничества по переработке газа на Оренбургском заводе.
К сожалению, аналогичных успехов пока нет у российских
бизнес-структур, связанных с металлургией. В Казахстане в этой сфере в настоящее
время доминируют южнокорейские и индийские инвесторы. Зато крепнут
кооперационные казахстано-российские связи в областях, ориентированных не только
на добычу и первичную обработку природного сырья, а на производство продукции с
высокой степенью добавочной стоимости, в том числе и в высокотехнологичных
сферах. Россия строит на выборгском судостроительном заводе танкеры для морского
каспийского флота Казахстана, что позволит Казахстану отказаться от аренды
нефтеналивных судов у России и Ирана. В Южно-Казахстанской области строятся
промышленные предприятия ТОО "Казахско-русский текстильный альянс", продукция
которого будет соответствовать высоким международным стандартам и позволит
успешно конкурировать с товарами из Турции и Пакистана.
Наконец, Россия и Казахстан стали сотрудничать в сфере
самой высокой технологии – они достигли соглашения о сотрудничестве по созданию
на Байконуре нового космического ракетного комплекса на базе экологически
безопасной ракеты "Ангара".
Документы о дальнейшем развитии экономического
сотрудничества, обсуждавшиеся двумя президентами в Алма-Ате, призваны не только
закрепить эти позитивные тенденции, но существенно ускорить процесс укрепления
экономических двусторонних связей.
В ходе переговоров главы государств обсудили также
проблему делимитации российско-казахстанской границы. Для России проблема новых
границ до сих пор остается достаточно болезненной. С распадом Союза значительная
часть границы была отодвинута вглубь России и пролегла там, где несколько
столетий о ней никто и думать не мог. Разумеется, в одночасье новые рубежи не
могли быть оборудованы надлежащим образом по типу тех, что разделяют Россию и
Финляндию.
Сам переговорный процесс по делимитации ведется с
августа 1999 г. Состоялось множество раундов переговоров. Большая часть
российско-казахстанской границы к сегодняшнему дню группой по делимитации уже
отработана.
Представители российского МИДа утверждают, что они видят
свою задачу в том, чтобы процесс делимитации границы был бы прозрачен и понятен
населению. Однако нельзя не отметить одно обстоятельство. Нынешняя граница с
Казахстаном не подтверждена отдельным договором, зафиксирован лишь принцип
нерушимости границ. При этом никто не может оспорить того, что все прошлые
решения и постановления ВЦИК, СНК, а также Указы Президиума ВС СССР были
несправедливыми, так как во всех случаях территории России отдавались
Казахстану. Ныне же, по мнению российского МИДа, необходимо исходить из реально
сложившейся ситуации, а в реальности это зачастую означает уступки Казахстану в
территориальном вопросе.
По логике российских дипломатов, именно такой подход
приведет к тому, что, после завершения процесса делимитации, негативные факторы
в российско-казахстанских отношениях в приграничных районах, если не исчезнут
совсем, то значительно уменьшатся. С подобным подходом далеко не во всем можно
соглашаться.
Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудили также
планы работы в рамках нескольких международных объединений, куда входят оба
государства. Главным образом это СНГ, ЕЭП и ШОС. Осенью 2004 г. президент
Казахстана выступил с очередной инициативой кардинальной реформы органов СНГ.
Однако его предложения не были поддержаны большинством других глав государств
Содружества. Тем не менее, необходимость изменений прежних неэффективных методов
работы в СНГ столь очевидна, что поиск новых форм сотрудничества на этом
направлении будет продолжаться.
Визит президента Путина в Казахстан показал, что вопреки
мрачным прогнозам некоторых аналитиков на Западе, Россия отнюдь не утратила
своего статуса ведущей державы на постсоветском пространстве и продолжает
выстраивать хорошие двустронние отношения со странами Содружества.
Что же касается Казахстана, Россия для него – главный
внешнеполитический приоритет. Товарооборот между странами только за прошедший
год увеличился на 47 % и составил 7 млрд. Почти четверть товарооборота
Казахстана приходится на Россию. Сотрудничество с Россией позволяет таким
странам, как Казахстан, надеяться, что они не будут оттеснены на обочину
мирового прогресса, где их ожидает незавидная участь второразрядных сырьевых
придатков развитых стран Запада. Успех в развитии кооперативных связей с Москвой
будет тем более внушителен, чем меньше искусственных фобий будет оставаться в
умах национальных элит постсоветских государств.
|