Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №115(15.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Границы Узбекистана - зеркало власти?

07.01.2005. Деловая неделя, Казахстан

Андрей Саидов (Ташкент)

Драматическая ситуация складывается после новогодних праздников вблизи границ Южно-Казахстанской области с двумя районами столичной области Узбекистана - Ташкентским и Кибрайским, где по решению Кабинета министров, утвержденному премьер-министром Шавкатом Мирзияевым, власти собираются снести несколько дачных поселков, лишив имущества, места жительства и средств к существованию более двух тысяч пожилых людей, не предоставив им никакой компенсации.

Несмотря на то что по межправительственному соглашению между Узбекистаном и Казахстаном необходимая зона отчуждения не должна превышать 50-150 метров от линии государственной границы, премьер-министр обязал хокима Ташкентской области Козима Туляганова полностью реализовать до 1 февраля 2005 года снос приграничных дачных поселков, часть из которых располагается на расстоянии более километра от границы. Причем тотальному уничтожению должны будут подвергнуться не какие-нибудь чахлые огороды со строительными вагончиками, а добротные и ухоженные, в том числе многоэтажные кирпичные усадьбы с электричеством и водоснабжением, окруженные фруктовыми садами и виноградниками, тщательно возделывавшимися их владельцами на протяжении трех-четырех десятилетий, в основном с середины 70-х годов прошлого века, когда эти земли были выделены садово-огородным и садово-виноградарским товариществам.

Картина происходящего здесь может представиться постороннему наблюдателю необъяснимым в XXI веке вандализмом, лишенным всякого милосердия и даже здравого смысла. Например, в поселке Кушкунды вблизи Ташминвод можно увидеть, что со стороны Казахстана ярко покрашенный пограничный столб, обозначающий зону отчуждения, действительно стоит метрах в двадцати от линии колючей проволоки, появившейся здесь осенью 2004 года в процессе делимитации и демаркации узбекско-казахской границы. Чуть дальше столба, стоя на пороге глинобитного дома на фоне степных холмов, казахская семья с удивлением смотрит на странную суету по другую сторону проволочных заграждений.

А с другой стороны уже лежат кучи строительного мусора, земля разворочена гусеницами бульдозера, а на крыльце своего коттеджа с балконом и флигелем, укрытого под сенью яблоневого сада, пожилой русский мужчина заливается слезами как ребенок.

- Нам показали какое-то постановление, в котором говорилось, что снос производится для обеспечения нашей же безопасности от террористов, - рассказал он. - Но со стороны границы мы никаких угроз никогда не видели. Если нужно, я готов подписаться под любым документом, что не нуждаюсь ни в какой защите, чтобы только не трогали мое имущество. Про компенсацию сказали прямо, что никаких денежных возмещений не будет. У государства, мол, нет средств. Вместо этого предлагают земельный участок в районе пограничного поста Гишткуприк, ничуть не дальше от линии границы, чем здесь. Непонятно. Вся разница в том, что там одни голые холмы, глинистая, неплодородная земля, не подведена вода, электричество. Строить все заново на ровном месте у меня не хватит уже ни средств, ни сил. Предлагают за мой счет помочь перевезти туда стройматериалы, которые останутся после сноса. Но когда по моей даче пройдет бульдозер, от нее останется только мусор. А разве можно построить из мусора?.. Нет, беда пришла к нам не из-за границы, а совсем с другой стороны.

Сама граница, кстати, отнюдь не выглядит неприступной. Во многих местах проволочные заграждения уже разрезаны, и сквозь них пролегают целые грунтовые колеи, по которым, по словам жителей поселка, торговцы возят из Казахстана машины товаров на оптовые рынки Ташкента, в объезд близлежащей таможни и контрольно-пропускного пункта.

- В эту дачу мы с мужем, пока работали, вкладывали все что могли, - рассказала пенсионерка во дворе двухэтажного дома уже почти в двух километрах от линии колючей проволоки. - Могли или машину купить, или большую квартиру в центре Ташкента, или вообще уехать в Россию. Вместо этого возили из города воду, удобрения, сажали кроме фруктовых деревьев березки и сосны для чистоты воздуха. Разводили птицу, домашний скот. И нам казалось, что труд всей нашей жизни не пропадет зря. Когда в Узбекистане настали действительно трудные для экономики времена, мы решили, что не зря старались. Ведь поселившись здесь, мы обеспечили себя всем, что давала нам земля, кормились от своего участка. Еще год назад один гражданин Казахстана предлагал за наш участок 50 тысяч долларов, но мы отказались. А теперь власти требуют все снести, не обещая ни копейки возмещения. Но нам даже некуда перевезти свои вещи. Те голые холмы, которые предлагают взамен, годятся только для того, чтобы вырыть в них наши могилы...

Между тем, если бы владельцам этих дач выдали материальную компенсацию даже не по реальной их стоимости, а где-то по $2000-3000, многие из них смогли бы приобрести аналогичные участки со строениями, но вдали от границ, где-нибудь в районе Ангрена или Алмалыка, откуда сейчас продолжается массовый отток населения из-за свирепствующей там массовой безработицы. Но пожилых людей, наживших себе скромный достаток благодаря личному трудолюбию, а теперь не имеющих больше сил и здоровья, чтобы самим позаботиться о себе, предпочли просто выбросить на улицу, обрекая их среди зимы на бездомность и нищету.

Достучаться до правительственных чиновников жители поселка Кушкунды, разумеется, не смогли. И никакие просьбы и жалобы не повлияли на их решение. Даже то, что накануне прошедших 26 декабря 2004 года выборов в двухпалатный парламент Узбекистана около трех тысяч пенсионеров Ташкентской области публично объявили о своем решении бойкотировать эти выборы из-за нарушения их гражданских прав, не привлекло внимания ни одного из депутатов от пяти политических партий, допущенных к предвыборной гонке.

3 января по просьбе активистов садово-виноградарских товариществ в Кушкунды побывала лидер незарегистрированной оппозиционной партии "Озод Дехкон" Нигара Хидоятова, предложившая дачникам поддержать их публичные акции протеста.

- Мы привыкли быть законопослушными гражданами, - сетовали многие пожилые люди.

- Но нынешние законы вас отвергают, и власть, пользуясь вашей покорностью, уже открыто глумится над вами, - возражала им Хидоятова.

По мнению Хидоятовой, лозунг "единого Центральноазиатского рынка", выдвинутый президентом Узбекистана Исламом Каримовым еще в мае 2004 года на встрече с главами Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, никак не увязывается на практике с проводимым его правительством внешне- и внутриполитическим курсом.

- Сегодня Узбекистан - единственное государство Центральной Азии, которое столь усердно отгораживается от своих ближайших соседей по региону колючей проволокой и минными полями, возводит все новые таможенные и бюрократические барьеры, - заявила Хидоятова накануне на одной из встреч с журналистами. - Мы, узбеки, никогда не считали казахов врагами, против которых нужно возводить укрепленные линии, причем буквально по головам собственного народа. Неработающие заводы, заброшенные поля, полуразрушенные школы, пришедшие в негодность дороги, кричащая нищета и бесправие населения за каким-то "железным занавесом" - это не путь к демократии и единому экономическому пространству. А то, что у государства нет средств выплатить компенсации за снос нескольких сотен дачных участков говорит о том, насколько правдивы официальные заявления нынешней власти о росте валового продукта и профиците бюджета. Жителей Кушкунды, впрочем, больше заинтересовали не политические вопросы, а конкретные перспективы защиты их прав. Не найдя другой поддержки, кроме как от политической оппозиции, они решили начать активный протест, в частности, не подчиняться требованиям властей о сносе принадлежащих им строений без твердой гарантии возмещения. Запланировали и публичные акции протеста, одна из которых прошла уже 5 января. Несмотря на то что достаточно гладко отрежиссированные исполнительной властью парламентские выборы в Узбекистане уже миновали, эксперты отмечают в начале 2005 года дальнейший рост протестных настроений среди самых малоимущих слоев населения. Центризбирком, кстати, на днях обнародовал результаты анализа протоколов окружных избирательных комиссий по итогам голосования 26 декабря, согласно которым в 58 округах из 120 ни один из кандидатов в депутаты будущего Законодательного собрания не набрал необходимого для избрания числа голосов. И повторное голосование в этих округах назначено на 9 января 2005 года. Хотя нынешняя процедура выборов исключила из бюллетеней для голосования так называемого кандидата "против всех", очевидно, что массы граждан выразили свой протест "ногами", просто не явившись на избирательные участки. И трудно прогнозировать, не окажутся ли эти же самые избиратели при всех административных усилиях власти 9 января вместо повторных выборов на митингах протеста.

Наиболее оптимистичные из политологов высказывают надежды, что депутаты нижней палаты будущего парламента Узбекистана, когда она наконец соберется, в первую очередь обратят внимание на насущные нужды электората. В противном случае, по мнению многих, ситуация в стране будет неуклонно развиваться к росту социальной и политической нестабильности на фоне явной нелегитимности власти.




В Узбекистане на выборах победили промышленники

12.01.2005. Независимая газета

Виктория Панфилова

Вчера в Узбекистане были подведены предварительные итоги состоявшегося в минувшее воскресенье второго тура парламентских выборов. Напомним, что после проведенных 26 декабря 2004 года выборов в Законодательную (нижнюю) палату парламента страны в 58 избирательных округах ни один из баллотировавшихся кандидатов не смог набрать необходимое для победы число голосов избирателей (50% плюс один). Поэтому и было принято решение провести 9 января 2005 года повторное голосование.

Как уже писала «НГ», в выборах участвовали пять лояльных к власти политических партий и независимые кандидаты. Оппозиционные партии к выборам допущены не были. При этом сам факт второго тура голосования оценивается в Узбекистане как шаг к демократизации. В частности, руководитель пресс-центра Центризбиркома Шерзод Кудратходжаев отметил, что «повторное голосование говорит о том, что в стране идут процессы демократизации и у избирателей сложилось зрелое отношение к выборам. Однако результаты голосования показывают, что политическим партиям следует быть чуть активнее».

Вместе с тем ОБСЕ дала жесткую оценку первому, декабрьскому туру узбекских выборов, обвинив власти в несоблюдении международных демократических норм. Главная претензия ОБСЕ состояла в том, что оппозиционные партии так и не смогли пройти регистрацию. В то же время в заявлении ОБСЕ отмечаются некоторые улучшения по сравнению с выборами 1999 года. В частности, позитивно оценивается введение в Узбекистане 30-процентной квоты для кандидатов-женщин и новых норм финансирования политических партий.

Президент Ислам Каримов с выводами ОБСЕ не согласен, особенно в той их части, где речь идет о недопущении к выборам оппозиционных партий. По его словам, в стране в настоящее время нет серьезной оппозиции. По мнению президента Каримова, «ОБСЕ не должна искусственно пытаться создавать то, чего в Узбекистане нет». «Если хотите создавать оппозицию – ищите ее среди молодежи, а не среди уже отвергнутых народом деятелей», – заявил Ислам Каримов.

Январский тур выборов мало чем отличался от предыдущего. Разве только тем, что более двухсот международных наблюдателей, активно принимавших участие в первом туре, по всей видимости, за новогодние праздники выдохлись и на этот раз в Узбекистан не приехали. Надо сказать, что их оценка организации декабрьского голосования отличалась от выводов ОБСЕ. Так, независимые международные наблюдатели как положительный момент отметили отсутствие в Узбекистане «грязных технологий». То, что один избиратель приносил на участок паспорта всех членов семьи и голосовал вместо них, наблюдатели отнесли к своеобразию узбекского менталитета, а не к серьезным нарушениям избирательного законодательства. Между тем такие «вольности» во многом и обеспечили весьма высокий процент явки – как и в декабре, в воскресном туре парламентских выборов, по официальным данным, приняли участие около 85% избирателей, тогда как для признания выборов состоявшимися было достаточно и 33%.

Уже по итогам первого тура было ясно, что победу на выборах получила недавно созданная Либерально-демократическая партия Узбекистана. Тогда либерал-демократы получили 21-е место в новом парламенте, и этот успех они закрепили в минувшее воскресенье. По мнению большинства местных аналитиков, эта партия и будет играть «первую скрипку» в Законодательной палате узбекского парламента. Об отношениях либерал-демократов с нынешней властью красноречиво говорит такой факт: лидер партии Махамаджон Ахмеджанов на днях получил «знаковое» назначение – пост первого заместителя мэра Ташкента.




Кто станет наследником «человека, определившего эпоху»?

10.01.2005. Eurasianet.org

В Узбекистане разгорается борьба за власть, противопоставившая глав СНБ и МВД страны. Политические маневры происходят в то время, когда в Ташкенте ходят слухи о болезни Президента Ислама Каримова.

Считается, что как Рустам Иноятов, председатель Службы национальной безопасности, так и Закир Алматов, министр внутренних дел, контролирующий большие силы милиции страны, имеют амбиции унаследовать место главы государства или, по крайней мере, решить, кто станет следующим президентом. Судя по всему, обе личности являются наиболее сильными политическими фигурами в стране после Каримова, поскольку возглавляют два ключевых компонента аппарата государственной безопасности Узбекистана.

Иноятов и Алматов контролируют то, что в действительности является личными армиями, т.к. как СНБ, так и МВД имеют независимые и хорошо вооруженные военные части. Кроме того, СНБ и МВД имеют собственные отделы расследования и наблюдения, а также полагаются на независимые устройства связи, транспорта и другую инфраструктуру.

Соперники также оказывают значительное влияние на экономический сектор Узбекистана. Отставные офицеры часто назначаются на высокие посты на предприятиях и банках, контролируемых двумя этими агентствами. Все это позволяет Иноятову и Алматову управлять соответствующими государственными агентствами в качестве личных территорий в рамках государства.

Многочисленные источники влияния дают Иноятову и Алматову значительные преимущества над чисто политическими соперниками, такими как премьер-министр Шавкат Мирзияев и министр экономики Рустам Азимов, в то время как вопрос о преемнике президента становится все более актуальным, подогреваемый в основном слухами о серьезной болезни Каримова. Представители администрации утверждают, что Каримов здоров. Учитывая закрытый характер государства, нет возможности независимо определить или опровергнуть слухи о болезни президента.

В последние месяцы Иноятов и Алматов предприняли шаги для укрепления своих государственных агентства и личного влияния. Например, Алматов осуществил перестановку кадров в МВД, назначив надежных союзников на ключевые посты. Согласно сообщениям, поддержку Иноятову оказывает некий ташкентский политический клан, тогда как Алматова поддерживает самаркандский клан. Как Иноятов, так и Алматов являются сторонниками авторитарной системы Узбекистана и оба имеют долгий и успешный стаж в области государственной безопасности.

Иноятов, возглавляющий СНБ с 1995 года, вызывает широкое уважение в кругах безопасности в СНГ за сохранение принципов бывшего КГБ, сумев переориентировать службу для противостояния внутренним угрозам безопасности, в частности, исламскому радикализму и политическому инакомыслию. Ему также удалось остановить «утечку мозгов» из СНБ в середине 1990-х, угрожавшей снижением способностей структуры. Алматов, возглавляющий МВД с 1991 года, построил свою репутацию в начале 1990-х, используя методы «железного кулака» для достижения резкого сокращения уровня преступности в основных городах Узбекистана. Вдобавок к этому, Алматов был инструментом в руках Каримова в начале тех же 1990-х для устранения потенциальных политических противников, либо путем ареста оппозиционных фигур, либо заставляя их покинуть страну.

Министр также сыграл ключевую роль в продолжающейся кампании по подавлению свободы религиозного выражения. Стремление Алматова стать преемником Каримова проявилось давно. В середине 1990-х, сразу после своей успешной антикриминальной кампании, Алматов заявил о своих политических амбициях. Эти сигналы вызвали тревогу Каримова, который назначил Иноятова и усилил власть СНБ, которая могла бы стать противовесом растущему влиянию Алматова.

С тех пор Каримов искусно использовал Иноятова для этой цели. Согласно политическим обозревателям Узбекистана, Иноятов пользуется доверием Каримова, и президент последовательно усиливал мощь СНБ за последнее десятилетие. Недавно полномочия СНБ были расширены, включив контроль за границей, в том числе пограничный и таможенный отделы.

Весте с тем, способность Иноятова либо Алматова (или их доверенных лиц) стать преемниками Каримова далека от гарантированной, учитывая рост общественного несогласия в стране. Зарубежные политические аналитики считают, что правительство Узбекистана не сможет бесконечно проверять терпение народа. Нежелание правительства решать экономические проблемы увеличивает вероятность того, что существующая система в ближайшие годы может рухнуть. В своей декабрьской речи на сессии парламента Каримов заявил, что Узбекистан достиг «макроэкономической стабильности» и что средний доход населения за последние пять лет вырос на 210%. Такие заявления создают впечатление, что Каримов далек от реальности, поскольку не соответствуют экономическим реалиям Узбекистана, говорят наблюдатели.

Предпринимательская деятельность в стране пережила сильные потрясения в последние годы – бизнесмены вынуждены работать в условиях высоких налогов и вездесущей коррупции. В своем докладе Международная финансовая корпорация приводит такие данные: в последние три года местные инвестиции в бизнес упали примерно на 50%. Как сообщил EurasiaNet один из экономистов, «создается впечатление, что президент живет в другом мире. Либо от него скрывается некоторая информация, либо он лицемерит. Как бы то ни было, мы [простые люди] устали от такой ситуации. Нужно что-то делать».

В последнее время появились признаки того, что обычно податливое население Узбекистана достигает точки, когда оно перестает бояться наказания и начинает противостоять правительственной репрессии, свидетельством чему служат ряд протестов в минувшем году – в Коканде, Фергане, Маргилане (Ферганская область, ноябрь), Карши (Кашкадарьинская область, ноябрь), Бахте (Сырдарьинская область, 3 декабря), Шахрихане (Андижанская область, 6 декабря) и Ташкенте (10 декабря). Во время декабрьских протестов правоохранительные органы продемонстрировали удивительную сдержанность.




Кто будет платить по счетам?

14.01.2005. Gazeta.kz

Акрам Асроров (Ташкент)

Весна 2005 года может стать для Узбекистана не самым лучшим временем года. Речь идет не о природе: она как была теплой и по-солнечному приветливой, такой и останется.

Именно на период 2004-2005 годов приходится пик нагрузок по обслуживанию внешнего долга. Всемирный банк считает, что несмотря на довольно жесткий контроль за дефицитом государственного бюджета, который начиная с 1997 года не превышает 2,5 % от валового внутреннего продукта, расходы на финансирование нужд государственного сектора росли.

По ожиданиям независимых экономистов, весной 2005-го страну может ожидать дефолт (невозможность обслуживать внешние заимствования - прим. А.А.), в результате чего курс американского доллара может подскочить до 3,5 тысячи сумов (по состоянию на 11 января - 1060,37 сума - прим. А.А.).

Богатые узбекистанцы стараются по мере возможности превратить сумы в доллары, а тем, кому особо терять нечего, находятся в состоянии прострации.

Слухи, прогнозы своим чередом, а жизнь уже сегодня заставляет думать о хлебе насущном. Если отчисления в накопительную пенсионную систему, вводимую с 1 января 2005 года, в размере одного процента от начисленного мало кого могут взволновать, то попытки узбекского правительства перевести часть денежного довольствия (по некоторым данным 20, по другим - 50 %) на пластиковые карточки вызывают непонимание.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что ни государство, ни сами его граждане не готовы к тому, чтобы приобретать товары и услуги методами остального цивилизованного мира.

Мой друг рассказал, что однажды вечером к нему домой пришел сосед и попросил заполнить одну форму. Сосед работает простым рабочим в государственной строительной организации. Так вот сосед даже представления не имел о чем эта бумажка. Заполнив ее, он заранее дает свое согласие на перевод части своей заработной платы в банк и получение пластиковой карточки. Другу пришлось заполнить форму, ибо сосед сделать этого самостоятельно не мог.

Когда мы говорим о внедрении пластиковых карточек, то должны сначала четко определиться, о каких суммах идет речь. По данным Госкомстата Узбекистана на сентябрь 2004 года, доходы в 36,5 тысячи сумов имеют работники здравоохранения, 37 тысяч - народного образования, 48,6 тысячи - сферы торговли, общепита, культуры и искусства, 58 тысяч - ЖКХ и бытового обслуживания, 89,4 тысячи - связи, 91 тысяча - транспорта, 96 тысяч - строительства, 115,2 тысячи - промышленности, 151,5 тысячи - финансовых и кредитных организаций.

При этом необходимо учитывать, что сюда входит не только заработная плата, но и теневые платежи. И еще один нюанс: зарплата специалистов финансовых и кредитных учреждений превышает среднереспубликанский уровень в 2,4 раза. По мнению наблюдателей, никто в стране не знает точно, как будет функционировать система пластиковых карточек. Терминалов явно недостаточно, а на рынках, даже Ташкента (!) их вообще нет. В случае введения пластиковых карточек под давлением правительства еще долгое время будут существовать проблемы, связанные с низким уровнем подготовки населения.

В промежутке между 1997 и 1999 годами международные финансовые институты с большей охотой кредитовали Узбекистан. Относительно высокий объем инвестиций в размере 29-30 % (с 1996 по 2001 годы) был направлен в основном на обеспечение экономического роста. И что самое примечательное, подавляющая доля этих внешних заимствований шла под государственные гарантии.

Естественно, это привело к накоплению задолженности, которая достигла на конец 2002 года 4 млрд. долларов, или примерно 135 % от объема экспорта товаров и услуг.

На большую часть задолженности Узбекистана не распространяются льготные условия обслуживания. Почему? Потому что в период активного привлечения кредитов большая их часть оказалась коммерческой.

Вот уже несколько лет в Узбекистане замедляются темпы экономического роста и экономика стала уязвимой перед внешними факторами. А эти самые "внешние факторы" никакого повода для оптимизма не дают. Экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии в 1997 году и дефолт в России 1998 года стали причиной снижения экспорта из Узбекистана. Страна в те годы пережила чуть ли не шок. Несвоевременное внесение корректив в валютную политику привели к завышенному курсу сума по отношению к доллару, что неминуемо сказалось на внешней торговле.

Объемы ее сократились. Как утверждают эксперты, в последние годы заметен рост внешней торговли при существующем внутри страны режиме жестких ограничений в сфере оборота наличных денег. По предварительным данным в 2004 году внешнеторговый оборот Узбекистана может составить около 7,8 млрд. долларов, если на мировых рынках благоприятная конъюнктура на хлопковое волокно, уран и золото сохранится.

Миссия Международного валютного фонда, побывавшая недавно в Узбекистане, констатировала положительный внешнеторговый баланс более чем в 1 млрд. долларов и рост золотовалютных резервов более чем на 30 % в 2004 году.

Однако жесткая политика затягивания поясов, проводимая в прошлом году и, как видится, заложенная в государственный бюджет 2005 года говорит о том, что проблема внешнего долга будет решаться за счет рядовых граждан.

Будет дефолт или не будет? Этот вопрос для многих может показаться важным, но не настолько, чтобы сконцентрировать на нем свое внимание. Для большинства жителей Узбекистана это не имеет никакого значения.

Главное, чтобы вовремя выдавали уже имеющуюся небольшую заработную плату, ибо правительственное наступление на фронте пластиковых карточек означает одно - фактическое замораживание этой самой заработной платы и прочих денежных выплат. Как подытожил один довольно известный узбекский экономист, сейчас в Узбекистане существует весьма дорогостоящая банковская система, расходы на которую увеличиваются из года в год.

Амбиции руководства страны остаться в истории требуют многомиллиардных вливаний в строительство неуместных и никому ненужных суперсовременных зданий и комплексов. Все это тоже деньги, бремя зарабатывания которых вновь ляжет на плечи узбекистанцев.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ