Момент истины на постсоветском пространстве
«Российская газета»,
17.03.2005
Александр Лебедев, депутат
Государственной Думы РФ
Письмо
коллегам - депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации
ПОВОДОМ к этому письму и вытекающим из него для меня
лично решениям послужила ситуация, сложившаяся в российско-украинских
отношениях, а главное - наша с вами позиция в выстраивании этих отношений. Можно
сказать, что перипетии во внутриполитической жизни Украины последнего времени
привели к моменту истины в постсоветской истории самого Российского государства.
На повестке дня оказалось несколько острых вопросов, от которых зависит наше
дальнейшее национальное самоопределение. И главный из них - что есть
постсоветское пространство и какова миссия России на этом пространстве?
Общность судьбы разных народов, населяющих территорию
бывшего Советского Союза и оказавшихся ныне гражданами 15 независимых
государств, является нашим главным историческим достоянием, а роль России
заключается в том, чтобы его беречь и развивать. Распад СССР, возникновение и
становление новых государств на карте мира не уничтожили эту общность, ибо
миллионы людей продолжают существовать в едином культурном поле, они связаны
кровными узами и экономическими интересами.
Однако в последнее время мы стали свидетелями цепной
реакции развала этой общности. И дело не в том, что в Грузии, Молдавии, Украине
пришли к власти силы, которые не устраивают Россию. Дело в просчетах нашей
политики на грузинском, молдавском, но особенно - украинском направлении.
Да, Содружество Независимых Государств было
мертворожденной бюрократической структурой, которая уже находится на последнем
издыхании. Но закат СНГ как организации вовсе не означает, что идея Содружества
в истинном понимании этого слова является бесперспективной. У нас был и еще пока
остается выбор, по какому пути идти.
Все мы помним распад СССР. В конце 1980-х годов было два
варианта развития событий. Первый: сформулировать новый советский проект и,
предложив союзным республикам максимум самостоятельности, сохранить Союз.
Вариант второй: размахивая дегенеративными лозунгами на уровне фельетонов из
журнала "Крокодил", заставить союзные республики ехать в карете прошлого. СССР
распался потому, что союзное руководство выбрало второй, заведомо
бесперспективный вариант.
Нечто подобное происходит и в наши дни. У России есть
только один путь сохранить за собой позиции лидера: предложить новый
интеграционный проект, основанный на уважении и интересах, прежде всего
экономических, всех его участников. И это нужно не для умозрительных
геополитических концепций "влияния" и "господства", тешащих самолюбие и
пробуждающих ностальгические чувства, а ради самосохранения нашего народа.
В чем на самом деле наш самый насущный национальный
интерес? В обеспечении условий для роста благосостояния граждан, в
предотвращении угроз их безопасности, в способствовании их творческой
самореализации как внутри России, так и за ее пределами. Решение таких уравнений
возможно только в условиях, когда наши соседи будут так же заинтересованы в
этом, как и мы сами. Вот цель нашей политики на постсоветском пространстве.
Однако, судя по всему, далеко не все в России это понимают.
Еще весной 2004 года мы - я и мои единомышленники -
пытались обращаться к власти и элитам в целом с предостережением: подход к
выборам президента Украины должен быть более гибким. Нельзя демонстративно и
неуклюже вмешиваться во внутренние дела Украины - становящегося на ноги
полноценного государства, которое в своем юношеском возрасте особо болезненно
воспринимает попытки "отеческого похлопывания по плечу". Нельзя портить
отношения между элитами двух стран, потому что восстановить эти отношения одним
чиновным окриком не удастся.
К нам не прислушались. Возобладала точка зрения
политтехнологов, решивших превратить выборы президента Украины в распродажу
собственного дешевого цинизма. Как сопредседатель Российско-украинской
межпарламентской комиссии я делал все возможное (и, замечу, почти невозможное),
чтобы нивелировать последствия реализации ошибочной стратегии в отношении
выборов на Украине. В меру сил стремился не допустить, чтобы глухое раздражение,
которое вызвали у большинства активных и мыслящих людей Украины действия наших
политтехнологов, не переросло в устойчивую неприязнь ко всему российскому и
русскому. Действуя так, я защищал интересы моей страны и моего народа.
Что сделано, то сделано. Мы уже перевернули эту не самую
чистую страницу русско-украинской истории, и теперь возник вопрос: как жить
дальше? Сейчас мы должны разработать философию и технологию стратегического
партнерства с Украиной, предложить Киеву конкретную, рассчитанную на десятилетия
вперед программу совместной жизни и работы. Программу, из которой однозначно бы
вытекало, почему и зачем Украине действительно нужна Россия. Иначе Украина -
равно как и Грузия, и Молдавия - уже в ближайшем будущем сойдет с российской
орбиты. Уверен, что если в отношениях между нашими странами есть проблемы, то
они могут быть решены только в режиме сотрудничества, а не конфронтации.
А главное - необходимо открыть зеленый свет для взаимных
инвестиций и экономических проектов, содействовать активному вовлечению частного
российского капитала в экономику Украины. Например, если мы хотим наполнить
содержанием, а не болтовней единое экономическое пространство, то следует
интегрировать наши гражданские авиапромышленные комплексы - предварительную
готовность к этому высказал президент Украины. Ничто не препятствует вести
переговоры об интеграции госкомпании "Аэрофлот" с каким-либо украинским
авиаперевозчиком - так поступили в прошлом году "Эр Франс" и КЛМ. Если Россия в
состоянии строить доступное жилье и организовать ипотеку, создать производства и
рабочие места, то от российской "экспансии" такого рода вряд ли откажется даже
самый ярый русофоб (пусть не на словах, а на деле).
Что касается активно муссируемых гуманитарных проблем,
то не надо искать в темной комнате черную кошку, которой там нет. Уверяю,
наполовину русскоязычная Украина в состоянии сама разобраться со статусом
русского языка, и в этом вопросе ей не требуются внешние внушения. И не надо
рассказывать сказки про репрессии и вспоминать 37-й год. Если, конечно, не
менять одного политтехнолога на другого, считая это высшим пилотажем в политике,
и увидеть в элементарной борьбе против коррупции "политические гонения".
Я разделяю позицию президента России, который заявил,
что на постсоветском пространстве наше государство должно работать прозрачно, с
официальными властями. Сейчас российскому руководству маргинальные политики,
прикормленные определенными украинскими ФПГ (или ОПГ, не знаю), навязывают
пещерные догмы и схемы, реализация которых приведет к масштабному и затяжному -
на десятилетия - украинско-российскому конфликту. Нас призывают сделать ставку
на людей, которые выдвигали Шамиля Басаева на соискание Нобелевской премии мира
и называвших нападение террористов на Дагестан в 1999 году "правозащитной акцией
в защиту свободы совести".
Очевидно, что подобный путь пугающе безответственен, что
он породит на деле исторически необратимый раскол славянской цивилизации. Но как
это ни странно и ни печально, к голосу маргиналов кое-где начинают
прислушиваться. Около Кремля, особенно в районе Охотного Ряда, все больше
слышатся призывы растоптать Украину, именно в этом некоторые почему-то видят наш
национальный интерес. Но такая логика, я уверен, может привести нас только к
национальной катастрофе.
Можем мы извлекать уроки из болезненных ошибок в
постсоветской политике или же намерены с упрямством, достойным лучшего
применения, наступать на одни и те же грабли? Очень хочется, чтобы Россия
оставалась для стран СНГ источником надежды и создателем моральных образцов, а
не превращалась в провинциальную, убогую, карикатурную псевдоимперию зла.
Надеюсь, люди, принимающие в нашем государстве решения, а не заявления,
разделяют эту точку зрения.
Опасаюсь, как бы присутствие советника мэра Москвы
депутата Затулина в составе Российско-украинской межпарламентской комиссии,
известного своей политической категоричностью, не замедлило процесс выработки
компромиссных решений между законодательными органами наших стран.
Уверен, что Любовь Константиновна Слиска как
высокопрофессиональный и порядочный человек прекрасно осознает ответственность и
деликатность своей миссии на посту сопредседателя комиссии. Я готов помочь в
обеспечении работы этого органа. Вместе с тем слагаю с себя полномочия члена
комиссии и намерен в дальнейшем заниматься диалогом с депутатами Верховной рады
Украины в качестве руководителя группы по связям с парламентом Украины.
|