Разменная карта среднеазиатского блока
04.03.2005. АПН
Андрей Грозин
Назарбаев начинает готовиться к выборам, возвращая себе
популярное амплуа президента-интегратора
18 февраля 2005 года в своем ежегодном послании народу
Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался за создание Союза Центрально-азиатских
государств, основой которого может стать Договор между Казахстаном, Киргизстаном
и Узбекистаном о вечной дружбе. Помимо привычных слов об общих экономических
интересах и культурно-исторических связях, Назарбаев упомянул о внешней угрозе,
а также о модели Европейского Союза, воспроизведение которой должно привести, по
убеждению президента, к более тесной экономической интеграции в регионе, общему
рынку и общей валюте. Тем самым Астана сделала попытку всерьез заявить о
выработке новых форм организации постсоветского пространства. Тот факт, что
Россию в данном случае не упомянули, невольно наводит на мысль, что дальнейшие
блокообразующие тенденции в среднеазиатском регионе могут происходить без
активного участия Москвы.
Однако такой вывод был бы преждевременным. Прежде всего,
нужно учесть, что речь идет о документе, в значительной степени рассчитанном на
сугубо внутриказахстанское потребление. На его формулировки непосредственно
повлияли некоторые внутриполитические факторы. Одним из таких факторов является
непростая сама по себе ситуация с выборами в Казахстане, которые могут
состояться не в 2006 году, а уже осенью или зимой текущего года. Очевидно,
президент Назарбаев уже начинает готовиться к выборам, возвращаясь в свое
излюбленное и достаточно эффективное амплуа президента-интегратора, демонстрируя
яркие внешнеполитические и социальные объединительные инициативы (среди прочих
стоит вспомнить хотя бы программу "10 шагов навстречу простым людям",
появившуюся в конце 1990-х годов). Вероятно, и сейчас Назарбаев пытается
выступить в роли искусного и незаменимого выбивателя политических бонусов для
Казахстана от заинтересованных соседей и возможных союзников.
Что касается содержательной части инициативы, она, как
представляется, существенно слабее пропагандистской. Союз Центрально-азиатских
государств в треугольнике Казахстан-Узбекистан-Киргизстан пока что является
сугубо декларативным конструктом, который слишком далек от реализации. Даже
среди политических элит названных стран идея подобного союза была встречена с
большой долей скепсиса. Реальные союзнические отношения для этой тройки
центрально-азиатских государств невозможны, как невозможно и расширение "союза"
в некое единое и большое пространство за счет включения других участников. Между
странами региона есть существенные противоречия. Узбекистан сам претендует на
лидерство в регионе, и, учитывая непростые отношения между Астаной и Ташкентом,
нетрудно догадаться, что, даже при формальном согласии Узбекистана, заявленная
модель союза вряд ли будет жизнеспособной. Туркменистан всегда будет находиться
в стороне от реализации подобных союзов, а Таджикистану никто и не предлагает
куда-либо входить.
Хочу напомнить, что сама идея организации
среднеазиатских государств в форму того или иного межгосударственного союза
далеко не нова. За прошедшее десятилетие создавались похожие организации,
которые не менее четырех раз меняли свое название — от Центрально-азиатского
союза, до Центрально-азиатского экономического сообщества и Организации
Центрально-азиатского сотрудничества. Нужно сказать, что все эти организации, не
успев возникнуть, начинали двигаться в сторону своего полураспада. Существующая
сейчас Организация Центрально-азиатского сотрудничества фактически прекратила
свою деятельность, так и не выйдя дальше усилий по созданию Объединенного банка
и ежегодных встреч, посвященным проблемам общего водопользования и другим
вопросам, более мелкого плана. В этом отношении такие инициативы, как Союз
Центрально-азиатских государств или его предшественники, являются куда менее
жизнеспособными межгосударственными объединениями, чем тот же ГУУАМ.
Поэтому основной мэссидж казахстанских архитекторов
Союза Центрально-азиатских государств, безусловно, направлен в сторону Москвы.
Астана очень тонко почувствовала подходящий политический момент, когда после
успеха розово-оранжевых революций в Грузии и на Украине позиции России на
постсоветском пространстве резко ослабли. В такой ситуации Казахстан претендует
на роль наиболее близкого для нас соседа и друга и в каком-то смысле
действительно становится им. За это Назарбаев рассчитывает получить от Москвы
определенные преференции.
На самом деле, российско-казахстанские отношения за
последние время намного улучшились. Вырос товарооборот, правда, не так сильно,
как хотелось бы казахстанским властям. В дальнейшем казахстанским лидерам
хотелось бы заручиться более весомой поддержкой Москвы, которая выразилась бы не
только в благоприятной позиции по президентским выборам в Казахстане, но также и
в тарифах на прокачку казахских углеводородов по территории России в Европу,
расширении экономического участия России в совместных разработках
транскаспийских нефтегазовых месторождений. Особую роль в этой игре играет
казахский газ. Россия его активно покупает, но не по такой схеме, которая
устроила бы Казахстан на 100%. В настоящее время российский Газпром просто
покупает казахский газ по казахским ценам и перепродает его на запад уже по
своим расценкам. Астане хотелось бы, чтобы казахский газ поставлялся в Европу
напрямик, по российскому трубопроводу и продавался по тем же ценам, по которым
Европа покупает российский газ. Не менее важна для Казахстана тема
военно-технического сотрудничества с Россией. Астана заинтересована в более
тесном сотрудничестве в рамках ОДКБ в обмен на снятие ограничений на продажу
Россией остродефицитных и дорогих систем вооружений и образцов военной техники.
Тем самым Казахстан претендует на роль не только "второй Украины" в иерархии
стратегических партнеров России внутри СНГ, но и "второй Белоруссии", с которой
у Москвы всегда были особые отношения в сфере военно-технической
взаимопомощи.
Возможно, здесь присутствует также некоторый мэссидж
Астаны в сторону Китая и США. Будучи серьезно нацелен на дальнейший прогресс
отношений с Россией, Казахстан не заинтересован в том, чтобы выглядеть излишне
пророссийским государством, продолжая лавировать между различными региональными
и мировыми силами. Сейчас идет строительство большого трубопровода в Китай,
которое было начато в августе-сентябре 2004 года, и завершится ближе к концу
2005 года. Несмотря на то, что до сих пор не решен вопрос с реальной
наполняемостью этой трубы, Казахстан уже начал себя позиционировать как одну из
дополнительных топливных канистр для Китая. Это служит дополнительным и очень
тревожным знаком для США, которые сейчас воспринимают Китай в качестве ведущего
регионального центра в Азии. По всей видимости, новейшая интеграционная
инициатива Астаны во многом призвана компенсировать это беспокойство и вызвать
положительную реакцию США, традиционно увлеченных проектированием "санитарных
кордонов".
В Астане прекрасно понимают, что Вашингтон может создать
очень серьезные проблемы казахстанскому лидеру с идеей переизбрания на грядущих
выборах. Вопреки расхожему мнению, в среднеазиатском регионе пугало оранжевых
революций действует ничуть не хуже, чем, скажем, в европейской части России.
Раскачать ситуацию в Казахстане можно очень легко, тем более, когда в стране
существуют более 5 тысяч неправительственных организаций, всевозможных фондов
проамериканского толка. Кроме того, в отличие от других государств региона, в
Казахстане развивается сектор гражданского общества.
В связи с этим перед Россией возникают новые
региональные вызовы и угрозы. Поневоле мы обязаны рассматривать Казахстан как
ведущую силу, опорную структуру России в регионе. Все остальные страны по
объективным или субъективным показателям на эту роль претендовать не могут. В
Киргизстане и Таджикистане российские позиции более прочны, но по
геополитическим соображениям они сильно уступают Казахстану. Поэтому Россия в
настоящий момент поставлена перед необходимостью не просто продолжать диалог с
Казахстаном, а идти на некоторые экономические и, возможно, даже политические
уступки Астане.
Ситуация осложнена тем, что у России до сих пор нет
единой, четкой и выверенной стратегии по Казахстану, утвержденной на самом
верху. Да, президент Путин встречается со своим казахстанским коллегой,
подписывает все необходимые документы по экономическому и военному
сотрудничеству, поддерживает теплые личные отношения. Однако в целом российская
политика разбивается на множество отдельных стратегий. Вместо единой стратегии
России есть стратегия Лукойла, стратегия РАО "ЕЭС России" и других крупных
компаний. Естественно, что крупные компании стремятся при встречах с
казахстанским руководством решать свои непосредственные проблемы. Само по себе
это неплохо, поскольку складываются вертикально-горизонтальные связи,
построенные на личных взаимоотношениях сторон. Эффективность таких отношений
очень высока, поскольку в Казахстане все вопросы, касающиеся судеб национального
ТЭК, замкнуты на самого Нурсултана Назарбаева и кроме него их попросту некому
решать. Модель функционирования сырьевого сектора казахстанской экономики
выстроена по более жестким лекалам, чем аналогичная российская модель, и
горизонтальные связи с казахстанской правящей элитой обеспечивают в итоге
ответственные деловые решения. Именно поэтому Алекперов в Давосе успешно
договаривается о создании совместного российско-казахстанского предприятия на
Северном Каспии, а российские военные решают вопросы о проведении совместных
стрельб. Но все эти "корпоративные" успехи мозаичны и ситуативны. Как правило,
они не идут вразрез с интересами России, но принципиально не могут их заменить.
Мы еще не достигли такого уровня корпоративизма, когда можно говорить, что все,
что хорошо для Лукойла, хорошо и для России.
Наши позиции в Казахстане заметно ослабляет фактическое
отсутствие эффективно работающих аналитических групп, которые занимались бы
исключительно Казахстаном. Отсюда и отсутствие внятной публичной реакции
официальных лиц по инициативам казахстанского президента. В результате
воспроизводится до боли знакомая ситуация, когда "никто ничего такого и не
ожидал". Вероятно, есть несколько человек в Администрации Президента, серьезно
занимающихся казахстанской тематикой, но в МИДе я таких аналитиков не вижу. Эта
ситуация не может не огорчать, особенно в сегодняшний исторический момент, когда
Казахстан после охлаждения отношений с Украиной старается стать ведущим
партнером России, даже путем откровенного шантажа и постоянных намеков на
возможные уступки с российской стороны (взять хотя бы недавнюю историю о
введении жестких таможенных барьеров для российских кондитеров, в тот момент,
когда уже действуют соглашения об объединении взаимных таможенных
территорий).
Но стать ведущим российским партнером по СНГ Казахстан
пытается исключительно исходя из своих национальных интересов, как он их
понимает. О национальных интересах России, присутствующих в Казахстане, тоже
многие помнят. Но вопрос остается прежним: достаточно ли хорошо мы их понимаем,
чтобы сделать их реальной частью собственной политики и национальной
стратегии?
|