В Казахстане не знают, когда выбирать президента
05.03.2005. Независимая
газета
Сакен Салимов
Политическая ситуация в стране накаляется из-за споров о
сроках окончания полномочий Назарбаева
В Казахстане сейчас все спорят по поводу даты
предстоящих выборов президента страны. Главная интрига состоит в том, что до сих
пор неизвестен даже год выборов. По Конституции Казахстана президент избирается
сроком на 7 лет на прямых всеобщих выборах. Основной закон страны определяет и
день выборов – первое воскресенье декабря.
Поскольку президентом Назарбаев был избран в январе 1999
года, есть две основные версии даты предстоящих выборов: либо в декабре 2005
года, и тогда в должность избранный президент вступит в январе 2006 года
(соблюдается предусмотренный Конституцией 7-летний срок), либо в декабре 2006
года – при этом соблюдается 7-летний календарный срок правления действующего
президента.
Советник президента по политическим вопросам Ермухамет
Ертысбаев, прозванный журналистами «нострадамусом от политики», заявил, что
выборы президента состоятся в декабре 2006 года: «Есть Конституция, там все
четко и ясно расписано. Выборы состоятся в декабре 2006 года».
Правда, лидер Коммунистической народной партии
Казахстана Серикболсын Абдильдин еще несколько месяцев назад предположил, что
выборов вообще не будет. По его мнению, президент может провести всенародный
референдум, на котором ему попросту продлят полномочия. К тому же такой опыт в
Казахстане уже был: в 1995 году референдум продлил полномочия Назарбаева до 1999
года.
Между тем неофициальная предвыборная кампания в
Казахстане началась. Оппозиция в конце 2004 года заявила о создании
Координационного совета демократических сил (КСДС) и о намерении выдвинуть
единого кандидата от оппозиции на пост президента. Сейчас активно создается
оппозиционное народное движение «За справедливый Казахстан».
Впрочем, действующий президент еще в 2004 году заявил о
том, что будет баллотироваться на предстоящих выборах. Вслед за этим Назарбаев
представил программу политических реформ, предусматривающую ряд демократических
инициатив: введение выборности акимов (губернаторов), расширение полномочий
парламента и даже возможность изменения Конституции. Кроме того, в своем
ежегодном обращении Назарбаев передвинул сроки повышения пенсий и зарплат с 1
января 2006 года на 1 июля 2005-го. Повышение составит в среднем почти 40%.
Большинство политологов расценили это как предвыборный ход: во-первых, слишком
большой пакет социальных реформ, во-вторых, послание прозвучало на два месяца
раньше, чем обычно.
Напомним, что Назарбаев руководит страной с 1991 года,
когда на пост президента он был избран Верховным Советом Казахстана. Затем в
1995 году состоялся референдум о продлении полномочий главы государства до 1999
года. В том же 1995 году 30 августа прошел еще один всенародный референдум по
принятию нынешней Конституции Казахстана, согласно которой одно и то же лицо на
пост главы государства не может быть избранным больше двух раз подряд. В 1999
году Нурсултан Назарбаев победил на выборах и стал президентом страны до 2006
года. Так что по новой Конституции это его первый срок.
Серьезную конкуренцию Назарбаеву, по мнению большинства
экспертов, может составить председатель КСДС Жармахан Туякбай. Бывший
генпрокурор и экс-спикер Мажилиса (нижней палаты парламента), неожиданно для
всех отказавшийся от депутатского мандата и перешедший в оппозицию, Туякбай
пользуется большим уважением и авторитетом среди населения. Именно его называют
наиболее реальным и даже единственно возможным кандидатом от оппозиции.
Однако стройность рядов оппозиции оставляет желать
лучшего. Так, в начале 2005 года решением суда ликвидирована одна из сильнейших
оппозиционных партий – «Демократический выбор Казахстана». В другой партии –
«Ак-жол» («Светлый путь»), которую относят к умеренной оппозиции, произошел
раскол. Ее возглавляли четыре сопредседателя: экс-мажилисмен, известный в стране
бизнесмен Болат Абилов, и три высокопоставленных в прошлом чиновника –
экс-министр труда и соцзащиты Алихан Байменов, бывший вице-премьер и глава
Нацбанка Ораз Жандосов, недавний посол Казахстана в России и министр информации
Алтынбек Сарсенбаев. С самого начала союзу сопредседателей прочили недолгое
будущее. Однако лидеры «Ак-жола» утверждали, что в партии царит полное
взаимопонимание. Теперь лидеры «поссорились»: Байменов, по сути, обвинил своего
коллегу Сарсенбаева в том, что он ставит «карьерные интересы выше интересов
партии». Двое других поддержали Сарсенбаева и выдвинули свои претензии к
Байменову…
Но причиной спора сопредседателей стал КСДС. Часть
«акжоловцев», в том числе и трое сопредседателей, высказывались за активизацию
работы в КСДС. Другие же настаивали на полной самостоятельности партии.
Результат противостояния – раскол. Хотя официально «Ак-жол» отрицает, что партия
раскололась на два лагеря.
Следует отметить, что в кулуарах власти давно говорили о
разработанном и уже внедряемом сценарии раскола «Ак-жола» изнутри, используя как
раз институт сопредседателей. Не исключено, что нынешняя ситуация и есть
результат этой работы.
«Политические разборки» накануне президентских выборов
явно не идут на пользу оппозиции. К тому же все последние заявления оппозиции,
связанные с критикой своих соратников, активно демонстрируются государственными
СМИ (хотя еще несколько месяцев назад официальные СМИ Казахстана предпочитали
игнорировать оппозицию). Поэтому ситуация разброда и шатания известна всей
стране, в отличие, например, от намерения оппозиции создать движение «За
справедливый Казахстан». Об этом сообщала лишь оппозиционная пресса, которая
распространяется далеко не во всех регионах.
При этом рейтинг Назарбаева растет на глазах. Президент
и так пользуется популярностью в регионах, и казахстанские политологи не
сомневаются в итогах предстоящих выборов: победит Назарбаев. А последние
социальные инициативы только добавили популярности президенту и укрепили его
едва пошатнувшийся авторитет.
Пока неясно, сколько времени остается у оппозиции для
наведения порядка в собственных рядах и завоевания авторитета. По
конституционному Закону «О выборах», очередные президентские выборы объявляются
Мажилисом не позднее первого воскресенья августа. Однако уже известно, что
совместное заседание палат парламента назначено на 10 марта. Судя по всему, дата
выборов может быть названа именно на этом заседании.
|