Часы сверены
18.03.2005. Единая Россия
Олег Жданов
19 марта в Киеве Владимир Путин и Виктор Ющенко провели
переговоры о развитии двустороннего сотрудничества. Общение президентов носило
деловой характер. Согласован план действий на этот год. Его окрестили «дорожной
картой». Набор тем понятен: газотранспортный консорциум, Единое экономическое
пространтство (ЕЭП), некоторые вопросы, связанные с Черноморским флотом. Главами обсуждались также вопросы делимитации
и демаркации границ, Керченского пролива и Азовского моря, упрощенной процедуры
получения гражданства.
«Оранжевая революция» - на Украине
завершилась, но страну продолжает будоражить. Первые политические заявления
команды Ющенко о европейских приоритетах развития, первые решения правительства
в экономической сфере, в том числе по части деприватизации, затрагивающие
интересы крупного российского бизнеса, только подлили масла в разжигающийся
костер недопонимания между Россией и Украиной. Простые украинцы, уставшие от
зимы, противостояния и неопределенности, с трепетом политиков о том, что
вступление в ЕС – огромное благо. Простая бабушка с майдана разве сможет
понять, что конкурировать с европейскими странами Украина просто не в силах?
Что вступление в Евросоюз – это сотни тысяч безработных? Для нее сегодня
счастье, что внук вкалывает на стройке в Москве и шлет семье деньги. И все ее
надежды связаны с тем, чтобы не отменили те самые «90 дней без регистрации,» на
которые гарный хлопец так молится. А
посему до приезда в Киев президента России «есть дело ей».
Украинские же эксперты и политологи
высказывали мнения о том, что особого прорыва в наших двусторонних отношениях
ждать не приходится. Российские политики не были столь однозначны в оценках.
Виктор Черномырдин, например, считает, что после визита президента России
Владимира Путина в Киев отношения между странами станут теплее. «У наших
государств огромные возможности для сотрудничества», - сказал посол, отметив,
что приоритет в развитии экономических отношений, как и ранее, будет отдаваться
серьезным проектам. К примеру, среди ближайших ориентиров – доведение годового
товарообмена, как минимум, до 50-60 долларов.
Виктор Ющенко предварил визит Владимира
Путина встречей с элитой Российского бизнеса. Даже попытался убедить, что на
Украине русским деньгам ничто не угрожает. Но так и не произнес самого слова
«гарантии». Зато всячески стремился показать, что российские деньги, конечно,
ждут, но не больше чем любые другие. Характерны и оговорки вроде «мы хотим
инвестиций, но чтобы они были честными». Типа мы не против. А с другой стороны
– намек…
Накануне визита Владимира Путина в Киев
корреспондент газеты «Единая Россия» взял эксклюзивное интервью у Константина
ЗАТУЛИНА, депутата Госдумы, члена российско-украинской межпарламентской
комиссии, руководителя российского Института стран СНГ.
- Как Вы считаете, не претерпели ли качественных изменений
взаимоотношения между нашими странами?
- По моему глубокому убеждению, наши
отношения с Украиной не сводятся только к межгосударственным. А сами
межгосударственные отношения – к отношениям двух президентов. Этот вывод мы
должны сделать из практики прежних российско-украинских отношений, оглядываясь
на последние украинские события. То есть, сам по себе визит президента России в
Украину нужен, важен и необходим. Но он
не может подменить собой весь комплекс отношений между нашими странами и
расставить все точки над «и». Прежде всего потому, что Россия и Украина –
большие государства со сложной политико-экономической, культурной и
гуманитарной структурой. Развитие наших отношений осуществляется по разным
направлениям и на разных языках.
- Но существуют же общие основополагающие документы?
- Главным из них является Договор о дружбе,
сотрудничестве и равном партнерстве, подписанный в 1997-м и ратифицированный в
1999 году. Это базовый, рамочный документ, в котором провозглашены принципы
наших взаимоотношений. Я неоднократно его критиковал за некоторые расплывчатые
формулировки, за то, что в нем не оговорены ни масштабы сотрудничества, ни
гарантии партнерства, ни условия дружбы. Тем не менее, всегда нужно иметь в
виду, что документ этот остается действующим. И мы заинтересованы в том. Чтобы
дух договора не выхолащивался при новых украинских властях. Хотя это не
единственный документ. Регламентирующий отношения России и Украины. За годы
президентства Владимира Путина достигнут целый ряд важных договоренностей. Я напомню
лишь некоторые из них. Это, во-первых, договоренность об участии Украины в
создании единого экономического пространства.
Во-вторых, это договоренность о целом ряде
проектов, имеющих стратегическое значение в экономике. Нельзя сбрасывать со
счетов и вопросы трудовой миграции. Есть целый ряд и других договоренностей,
включая военную службу.
Естественно, не нужно забывать, что Россия и
Украина остаются участниками Содружества Независимых Государств. И имеют
солидарную ответственность в таких трудных и тяжелых вопросах, как, например,
приднестровское урегулирование.
- Какие проблемные вопросы в отношениях между Россией и
Украиной, на Ваш взгляд, должны решаться в первоочередном порядке?
- Хочу заметить, что Договор о дружбе,
сотрудничестве и партнерстве, которые мы вами уже упоминали, предполагает также
сотрудничество в гуманитарной сфере. Некоторые наши политики и депутаты
пренебрегают этой стороной вопроса. Связанные интересами своего бизнеса, они не
усматривают проблем в наших гуманитарных контактах, проблем в части культурного
развития украинского общества. А зря. Уже при новых украинских властях
предприняты очередные шаги по свертыванию русскоязычного пространства. Так, в
Ивано-Франковске совсем недавно объявлено о прекращении преподавания на русском
языке. Развернуты преследования по политическим мотивам, которые сегодня
обличены в форму борьбы с «участниками в фальсификации выборов». Проведены
массовые «зачистки» администрации от общеукраинского до поселкового уровня. Это
также налагает отпечаток на российско-украинские отношения. Естественно, эти
вопросы не войдут в официальные коммюнике, которые будут оглашены после визита
Владимира Путина на Украину. Но я уверен, что они будут неофициальным предметом
разговоров лидеров двух стран.
- А как с экономикой? Складывается впечатление, что новые
власти Украины больше озабочены политикой, чем внутренними экономическими
проблемами.
- Я уже говорил, что украинская власть
поспешила объявить о реприватизации предприятий, которая могла бы затронуть
интересы российских инвесторов. Если идет речь об инвестиционных и российских
приобретениях за все эти годы законным путем,
то наша государственная власть должна быть уверена в том, российские
деньги не подвергнутся риску, и они надежно защищены. Безусловно, накануне визита
Владимира Путина в Киев Виктор Ющенко постарался снять часть таких
озабоченностей, встретившись с российскими бизнесменами. Однако тревога, во
всяком случае, основание для нее, остается. Мне кажутся странными те условия,
которые неформально выдвинуты украинскими властями перед российскими
инвесторами в части как-либо влиять на внутреннюю ситуацию на Украине. Об этом,
естественно, не сообщают публично, но некоторые депутаты, совмещающие бизнес и
политику, ведут сегодня именно так, как будто их попросили в процессе
подготовки к парламентским выборам поддерживать правящую коалицию, а не
оппозицию.
- Возможно, Ющенко был искренен?
- На самом деле разворот Украины в сторону
от России происходит. Достаточно сказать, что желание Украины вступить в НАТО
коренным образом расходятся с содержанием Договора о дружбе, сотрудничестве и
партнерстве. И не может быть нами ни в коем случае поддержанно, так как это
может привести к пересмотру всей оборонной доктрины Российской Федерации. В
отличие от планов вступления Украины в ЕС, которым можно пожелать успеха,
вступление нашего соседа в Североатлантический блок по политическим мотивам
более реально и одновременно более конфликтно в российско-украинских
отношениях. Нам не может быть безразлична судьба наших соотечественников на
Украине. Безусловно, не в интересах российского общественного мнения разделять
риторику новых украинских властей о том, что федерализм – это синоним
сепаратизма. Мы, например, живем в федеративной стране. И многие государства, включая США, живут в условиях
федерализма. «Федерализм» - это территориальная форма демократии», - говорил в
свое время американский президент Джефферсон. И борьба с федерализмом на
Украине, по моему мнению, означает не становление демократии, а борьбу с
инакомыслием, с оппозицией, включающую использование властных рычагов. Только
настоящая демократия, а не эксклюзивная, может позволить выйти на политическую
арену широким слоям украинского населения, в том числе населению восточных и
южный областей, которые традиционно выступают за наличие особых отношений между
Россией и Украиной.
Кроме всего прочего, президентам нужно
просто чаще встречаться. Это не означает, что между нашими странами все
прекрасно и замечательно. Но я убежден, что в политических и экономических
отношениях, как и в других, не должно быть односторонних выигрышей. Впрочем,
как и односторонних проигрышей…
А.Грозин: "Cмена власти в Киргизии будет мягкой,
несмотря на революционные декорации"
22.03.2005. Национальная
информационная группа
Светлана Лыжина
Пока
что народными волнениями охвачен только юг Кыргызстана, но некоторые аналитики
уже напрямую заявляют, что в республике меняется власть. По слухам киргизский
президент Аскар Акаев позавчера летал в Москву и спрашивал, что ему делать с
разбушевавшейся оппозицией. В Кремле якобы ответили – "сиди на своём месте
до октября", то есть до ближайших президентских выборов. Затем Акаеву
придётся уйти и уступить кресло новому главе республики. В отличие от Акаева
новый киргизский президент будет представителем не северных кланов, а южных.
Однако не следует считать это революцией "жёлтых тюльпанов", которые
расцветают в Киргизии в марте…
"Я не могу проводить здесь аналогии с
Грузией и с Украиной, потому что в случае с Киргизией здесь нет никакого
"американского влияния". Киргизия не уходит на Запад, это всего лишь
перераспределение полномочий между киргизскими кланами", - говорит
завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
По мнению эксперта, смена власти в Киргизии
будет мягкой, несмотря на революционные декорации. До осени Акаев в качестве
компромиссной фигуры останется у власти. В октябре 2005 в Киргизии пройдут
президентские выборы. Тогда Акаев отойдёт от дел и получит гарантии
неприкосновенности для себя, своей "семьи" и семейного бизнеса, хотя сохранить
весь бизнес экс-президенту вряд ли удастся. Киргизия очень бедная страна,
поэтому новая власть не может позволить себе делать Аскару Акаеву такие дорогие
подарки.
"Погромный поход" на Бишкек неизбежен
Об одном можно говорить с уверенностью –
скорый уход нынешнего главы Кыргызстана неизбежен. Сегодняшнее обращение
президента к нации уже ни на что не повлияет. "Акаев может сменить
правительство, обвинить нынешнего премьера и часть кабинета в некомпетентности.
Может расформировать Центризбирком Кыргызстана за то, что допустили серьёзные
нарушения в ходе парламентских выборов – ведь именно недовольство результатами
выборов стало поводом для восстания оппозиции. Однако антикризисные меры уже
серьёзно запоздали. После того, как оппозиция взяла под контроль город
Джалал-Абад, одними кадровыми перестановками не обойдёшься", - уверен
Андрей Грозин.
Акаев даже может начать диалог с кем-то из
оппозиции, например с Бакиевым, считает эксперт. Один из лидеров оппозиции,
экс-премьер правительства Кыргызстана, а ныне руководитель Координационного
совета народного единства Курманбек Бакиев считает, что "пока ещё возможно
уладить кризис с помощью переговоров".
Однако представители власти и оппозиции,
несмотря на многочисленные заявления с обеих сторон, ничего конкретного для
начала диалога не предприняли. "Восставшие" хотят разговаривать
только с президентом Аскаром Акаевым. А Государственный секретарь Кыргызстана
Осмонакун Ибраимов сомневается: "Можно ли вести разговоры с людьми,
которые совершают нечеловеческие поступки?" Под нечеловеческими поступками
подразумевается захват зданий местной администрации, аэропортов, телестанций, а
также поджёг местных отделений милиции в "южной столице" республики –
городе Оше – и в Джалал-Абаде.
"От Акаева сейчас очень многие ждут, что
он начнёт переговоры, - говорит Андрей Грозин. - Но структурированная
официальная киргизская оппозиция уже в значительной степени утратила контроль
над процессами, которые протекают на юге страны. Уже не оппозиция ведёт толпу,
а толпа ведёт оппозицию. Даже не ведёт, а просто тащит за собой.
Поэтому поход оппозиции на столицу, на Бишкек, просто неизбежен".
По неподтвержденным данным, автобусы с
представителями оппозиции уже движутся из мятежного Оша в сторону Бишкека.
Автоколонне предстоит проехать более 500 км.
По мнению большинства экспертов, происходит
перестройка нынешней политической системы Киргизии – перераспределение властных
полномочий и финансовых ресурсов между "севером" и "югом".
Последние 8 лет все властные рычаги постепенно сосредотачивались в руках
выходцев с севера страны, в руках выходцев из президентского племени Сары Багыш
и непосредственно в руках семьи президента Акаева. Сейчас лидеры
"юга" пытаются использовать момент, чтобы изменить расстановку сил.
Милиция не простила Акаеву предательства
В марте 2002 года они уже пытались это
делать, но сейчас ситуация принципиально иная. Тогда акции протеста были менее
масштабными. Если три года назад речь шла о сотнях и тысячах манифестантов, то
сейчас речь идёт о десятках тысяч. Три года назад недовольные использовали
совершенно иную тактику – они перекрывали дороги и проводили митинги. Сейчас
они захватывают здания местной администрации и поджигают отделения милиции.
Именно массовость акций протеста заставляет
Аскара Акаева воздержаться от применения силы в этот раз. Три года назад
милиция расстреляла марш, который шёл из южных регионов Киргизии на столицу, на
Бишкек. Это событие вошло в историю как "Аксыйское кровопролитие". А
сейчас милиционеры в массовом порядке переходят на сторону оппозиции.
По мнению Андрея Грозина в этом виноват сам
Акаев. "После аксыйской трагедии власть не придумала ничего лучше, как
начать показательные суды над рядовыми милиционерами – "зачем вы выполняли
такой жестокий приказ и стреляли?". Естественно, все остальные милиционеры
сделали выводы. Аскар Акаев дал им повод думать, что центральная власть всегда
может их "сдать" и "выставить крайними". Теперь, когда
ситуация 2002 года повторяется, милиция либо бездействует, либо вливается в
толпу недовольных".
Ещё одной роковой ошибкой Акаева аналитик
Института стран СНГ считает его излишнюю расточительность: "Учитывая
киргизский менталитет и опыт существования киргизской оппозиции за все годы
суверенитета, я думаю, что сегодняшнюю проблему можно было бы решить очень просто
– банальным подкупом. Но у Акаева просто нет свободных финансов. Он всё
потратил на парламентские выборы, которые прошли недавно. Ведь в депутаты
парламента избиралась чуть ли не вся семья президента".
|