Похороны Содружества
14.03.2005.
Независимая газета
Станислав Белковский
Постсоветское пространство настойчиво требует новых
интеграционных форм
Впервые с 1992 года в одной из стран СНГ прошли всеобщие
выборы, на которых Россия и Кремль вообще не играли никакой роли. Москва даже не
смогла сделать внятную ставку на молдавских выборах (если не считать таковой
маргинальный блок «Патрия–Родина», подпитывавшийся некими окологазпромовскими
структурами, но не преодолевший 6-процентный барьер).
Политтехнологические жулики, бегающие вокруг Кремля,
поспешили объявить результаты состоявшихся 6 марта парламентских выборов победой
Москвы (читай: тех самых политтехнологов).
Смена политического контекста
Основные политические игроки Молдавии пытались скорее
продемонстрировать максимальное отчуждение от Москвы. И главная оппозиционная
сила – блок «Демократическая Молдова», получивший почти 28% голосов, в этом
смысле мало, чем отличался от победившей (с оговорками) Партии коммунистов
Владимира Воронина. Из старшего партнера, дружба с которым сулит неисчислимые
блага, Россия окончательно превратилась в жупел – объект смутного
церемониального страха и циничных насмешек одновременно.
А ведь всего 4 года назад (на парламентских выборах 2001
года) все было совсем иначе. Тогда именно ориентация на Москву вкупе с
обещаниями привести Молдавию в Союз России и Белоруссии, а также дать
официальный статус русскому языку принесли Партии коммунистов Республики Молдова
(ПКРМ) уверенную победу (71 депутатский мандат из 101). В то время молодой и
простодушный Владимир Путин поверил Воронину и бросился безоглядно поддерживать
нового молдавского президента, в том числе ценой жесткого давления на
Приднестровье – российский стратегический плацдарм в регионе. Дело дошло до
того, что администрация президента России решила свалить приднестровского
президента Игоря Смирнова и на выборах (2001 г.) в ПМР поддержала –
технологически и финансово – его соперника, главу администрации Бендер Тома
Зеновича. (Несмотря на инвестиции российских металлургических магнатов и
благодаря квалифицированной помощи все тех же политконсультантов, Зенович выборы
с треском проиграл.)
Специалисты уже тогда пытались привлечь внимание Кремля
к тому, что неумеренная помощь Кишиневу добром не кончится. Так и случилось. Но
Кремль понял это лишь в конце 2003 года, когда Воронин сорвал подписание так
называемого «меморандума Козака», предложенного Россией плана урегулирования
приднестровской проблемы – плана, который не устраивал по большому счету ни
Молдавию, ни Приднестровье. Стоит отметить, что те «дипломатические» усилия
Дмитрия Козака уже стали сигналом для Кишинева, что Москву бояться особенно не
стоит: доверенный чиновник Путина продемонстрировал свою полную
некомпетентность, а единственным его оружием было таранного типа хамство –
политический инструмент, иногда пригодный в общении с российскими региональными
бюрократами, но никоим образом не полезный в процессе урегулирования болезненных
и залежалых геополитических конфликтов.
Попытки околокремлевских шарлатанов делать хорошую мину
при плохой игре весьма вредны и опасны для России. Потому что мешают трезвому
анализу ситуации и уводят Кремль все дальше от внятной стратегии дальнейших
действий на постсоветском пространстве.
Да, молдавским коммунистам, из надежды и опоры Кремля
превратившимся в главную антипутинскую силу в регионе, не удалось получить
большинство в 61 мандат, достаточное для избрания своего президента.
Но, во-первых, заслуги Кремля в том нет. Вернее, есть.
На фоне полного провала экономической политики ПКРМ и невыполнения 90%
предвыборных обещаний спасти Воронина и принести коммунистам простое большинство
могла только резкая смена политического контекста. И такая смена произошла – к
вящему удовольствию молдавских коммунистов. Воронин смог разыграть карту нелюбви
и недоверия к Москве вкупе с евроинтеграционной демагогией. Если бы не «плохая»
Россия, не видать коммунистам парламентского большинства.
А что касается «президентского» большинства в 61 голос –
вполне возможно, что Воронину удастся «дожать» ситуацию.
Коммунистам не хватает всего 4 мандатов. Уже сейчас идут
активные переговоры и с христианскими демократами Юрия Рошки, и с некоторыми
нестойкими членами «Демократической Молдовы». И деньги на решение «проблемы 61»
у Воронина, как ни странно, есть. Интересно, что будет говорить Кремль, если у
лидера ПКРМ все получится? Хотя уже ясно, что если не получится (а для
«Демократической Молдовы» очень важно спровоцировать роспуск только что
избранного парламента и новые выборы), одутловатые птенцы путинского гнезда не
преминут рассказать всему миру, с трудом сдерживающему неприличный хохот, что
Москва наконец-то взяла свое.
Москва больше не может, а СНГ не
хочет
Заранее прошу: не надо позорить себя и страну, господа.
Ведь мы-то с вами прекрасно понимаем, что Москва проиграла. Выборы в Молдавии
доказали, что Содружества Независимых Государств де-факто больше не существует.
Об этом свидетельствует и поствыборное развитие событий
на Украине. И дело не только в том, что открытые заявления украинских
официальных лиц – например, министра иностранных дел Бориса Тарасюка или
заместителя госсекретаря Маркияна Лубкивского – по поводу СНГ выдержаны в
откровенно саркастических тонах. Вопрос не столько в форме, сколько в
содержании.
Очевидно, что химера евроинтеграции, с которой носятся
лукавые киевские бюрократы ющенковского призыва, не более чем блеф. Ни в 2015-м,
ни в 2016-м, ни в 2020 году Украина не станет членом ЕС. Да новая украинская
власть на это, собственно, и не рассчитывает. Сюжет под рабочим названием
«Евроинтеграция» нужен лишь для того, чтобы быстро оформить смысловую
альтернативу угасшему партнерству с Россией. Киев хочет сказать Москве: мы
больше не связаны никакими взаимными обязательствами, собственного национального
проекта у нас пока нет, может быть, мы его и соорудим, а пока будем делать вид,
что идем в Европу – главное, чтобы от вас подальше. Точно так же поступает и
элита Молдавии. (На 100% очевидно, что у этой самой бедной страны на карте
Европы есть только один шанс очутиться в Евросоюзе – стать частью Румынии. Не
исключено, что в перспективе 7–10 лет так и случится.) А пока Украина и Молдавия
реанимируют ГУУАМ – «горизонтальную» альтернативу надоевшему СНГ. Кроме всего
прочего, Киев намеревается стать главным спонсором приднестровского
урегулирования и для начала серьезно повлиять на состав и структуру власти в
ПМР.
С 2000 года недобитые эксперты предупреждали Путина, что
инерционный сценарий поддержания жизни СНГ невозможен. Что удержать
постсоветские страны в московской орбите можно только с помощью общего
геополитического проекта – единой программы будущего. Что любые экономические
программы могут быть лишь дополнением к такого рода масштабному проекту, но не
содержанием Содружества. Что прохладно-теплые воспоминания об обаянии СССР
исчезнут как фактор стабильности в СНГ вместе с поколением лидеров – бывших
членов Политбюро ЦК КПСС.
В ответ многомудрый Кремль отвечал примерно так: у нас
тут свой междусобойчик, баня, водка, чача и коньячок, и мы вроде как с газом,
нефтью и прибаутками все по понятиям разрулим. Какой крах СНГ? Нет, только
накануне в сауне договорились, что краху не бывать. Так что не надо нам
подбрасывать, понимаешь, ловить рыбку в мутной воде и сколачивать сомнительный
политический капитал. А если где что не так – пошлем политтехнологов с баблом
под мышкой и научим этих недомерков-недоумков бывшую Родину любить!..
Допосылались. Доразруливались.
Другое Содружество
Важно признать, что крах СНГ – прямое следствие политики
путинской администрации. Сегодня ее верные клевреты бабуринского толка,
тщательно изображая геополитическое безумие в маслянистых глазах, бегают по
кулуарам парламентов и народов мира с истерическими воплями: караул, происки
США, против нас начинают дружить, остановим гадину, за Родину умрем и т.п.
Всевозможные происки, ребята, и составляют суть
политики. И если вы об этом только сейчас узнали, то это очень плохо. Не для вас
– вам все божья роса. Для России, немаленькой страны, которой вы почему-то
взялись управлять.
Что же делать этой самой России в сложившейся
безрадостной ситуации?
Первое. Зафиксировать смерть СНГ и отказаться от попыток
реанимации исторического трупа.
Второе. Инициировать формальный роспуск СНГ – пока этого
не сделали Украина или пул учредителей ГУУАМ.
Третье. Сформулировать концепцию нового, другого
постсоветского Союза и предложить ее всем желающим.
В таком случае можно, пожертвовав аморфным
псевдообъединением 12 стран, создать реальное содружество 6–7 государств, для
которых общая стратегия окажется не политтехнологическим блефом, а реальным
основанием жизни и движения вперед.
Боюсь только, что при президенте РФ Владимире Путин
никаких новых Содружеств не будет. Будет только распад и умирание всего, что
осталось нам от великой, кто бы что ни говорил, империи СССР.
|