Управляемая стала неуправляемой
24.03.2005. Газета.Ru
Режим
президента Аскара Акаева пал
Режим президента Аскара Акаева пал. Третья за полтора
года революция в государствах почти несуществующего уже СНГ состоялась. И каждый
раз неотвратимый сценарий оказывается запущен порочной практикой «управляемых
выборов», на которой пытаются основывать свою легитимность постсоветские
режимы.
Аскар Акаев – один из самых необычных постсоветских
лидеров. Выходец из известного в республике абыла (рода), Акаев учился в
Ленинграде, защитил здесь кандидатскую и докторскую диссертации и уже в 1982 г.
организовал во Фрунзе первую кафедру электронно-вычислительной математики. В
конце 80-х стал президентом Академии наук Киргизии и с этого поста в октябре
1990 г. баллотируется на сессии Верховного совета в президенты.
Акаев самый либеральный из всех среднеазиатских лидеров,
однако логика борьбы за власть и экономические рычаги наделяет его правление
всеми теми чертами, что характерны для прочих клановых постсоветских
режимов.
Бывшие соратники и даже премьеры становятся заклятыми
врагами и оказываются в тюрьме по хозяйственным обвинениям. Неудобные кандидаты
и партии не допускаются до выборов. В 1998 г. изменения в конституции дают
Акаеву возможность баллотироваться в третий раз. На выборах 2000 г. активно
используется административный ресурс. Дочь становится советником и имиджмейкером
президента, а под контролем ее мужа-бизнесмена постепенно оказывается
значительная часть экономики страны.
Решительное отличие событий в Киргизии начинается с
того, что оппозиция здесь не имела накануне выборов поддержки даже
относительного большинства.
Лидеры оппозиции надеялись в ходе парламентских выборов
получить около трети мест. Но после того, как официальные результаты оказались
хуже, обвинили власти в фальсификациях. Второе отличие: киргизская революция
началась не в столице, а в южных районах республики, и, лишь когда власть там
пала, перекинулась на Бишкек. До сих пор не вполне понятно, насколько ситуацию
на юге могут контролировать столичные оппозиционеры. Да и в Бишкеке захват дома
правительства оказался, видимо, не слишком спланированной импровизацией.
В результате сегодня вообще непонятно, кто может
представлять законную власть в республике.
В отличие от Грузии и Украины, где оппозиция заявляла о
том, что выиграла выборы, киргизская оппозиция этим похвастаться не может.
Поражение Аскара Акаева предопределено целым комплексом
стратегических ошибок, допущенных и им лично, и его администрацией как
непосредственно в ходе развернувшегося в последние дни противостояния, так и в
целом при определении политической линии.
Прежде всего, это нежелание вести мирный политический
диалог в тот момент, когда кризис может быть исчерпан в рамках переговоров.
А это, в свою очередь, обусловлено неготовностью в
принципе обсуждать вопрос о власти с кем бы то ни было. Режимы подобного рода
воспринимают власть как нечто единое и неделимое. Начать разговор о том, чтобы
отдать хотя бы ее часть, значит потерять все. И вся предшествующая логика борьбы
за власть вела к тому, что оппозиция выдавливалась из легального поля и в
результате улица стала ее главным ресурсом. Меж тем как, допусти Акаев оппозицию
в парламент, это открыло бы возможность для вполне содержательного торга на
предмет предстоящих президентских выборов, а ситуация на юге не грозила бы столь
решительно выйти из-под контроля.
Меж тем опыт показывает, что этот системообразующий
принцип постсоветских режимов («вся власть в одних руках») ложен, поскольку
неспособность к диалогу о распределении власти ведет к ее полной и бесповоротной
потере. Причем процесс быстро приобретает стихийный характер. Один из лидеров
оппозиции, лидер Партии справедливости и прогресса, бывший министр иностранных
дел республики Муратбек Иманалиев уже заявил, что «сейчас мы видим результаты
того, что Аскар Акаев не внял призывам оппозиции пойти на диалог и искать
совместный выход».
Не оправдался также и расчет администрации Акаева на то,
что антиправительственные выступления можно будет локализовать на юге, сохранив
за собой Бишкек.
Проявившаяся слабость верхушки режима была быстро и по
достоинству оценена всей «вертикалью власти».
Также совершенно безнадежной оказалась ставка на силовые
структуры.
Они, как и в большинстве других постсоветских стран,
совершенно не готовы к подавлению по-настоящему массовых выступлений. Беспомощны
оказались и другие структуры политической поддержки власти – от телевидения до
пропрезидентских политических движений.
Как представляется, главный урок киргизских событий
заключается в том, что режим «управляемой демократии», поддерживающий клановую
власть, оказывается крайне неустойчивым в ситуации любого кризиса. При том что
оппозиция не имела консолидированной поддержки большинства, ее выступлений
оказалось достаточно для того, чтобы обрушилась вся властная конструкция.
«Управляемая демократия» со всеми ее подтасовками и муляжами выглядит внешне
вполне убедительно в ситуации спокойствия, однако в ситуации кризиса выясняется,
что в глазах абсолютного большинства граждан она недостаточно легитимна, чтобы
ее защищать, а ее государственные институты – формальные образования, черпающие
свой политический ресурс в стабильности режима и перестающие функционировать,
как только эта стабильность утрачена.
|