«Дезинтеграция» СНГ и новые реалии для ГУУАМ
14.04.05, «Русские в Болгарии» Портал русскоязычной диаспоры в Болгарии
Сергей Шакарянц
После прихода к власти в Тбилиси и Киеве откровенно
прозападных тоталитарных режимов, а также поворота в политике на 180 градусов,
предпринятого официальным Кишинёвом, внимание экспертов вновь привлёк сугубо
антироссийский (можно даже сказать – антирусский) блок ГУУАМ, создание которого,
как известно, было инициировано Госдепартаментом США. Ещё в июле 1999г. министр
иностранных дел РФ Игорь Иванов (нынешний секретарь СБ РФ), характеризуя данный
блок, незавуалированно назвал его структурой, представляющей угрозу безопасности
интересам как России, так и её союзникам по ОДКБ СНГ. Фактически ту же точку
зрения поддержал в 2000г. и директор российского Института стран СНГ Константин
Затулин, подчеркнувший, что ГУУАМ представляет собой враждебную России структуру
и играет роль «троянского коня» на постсоветском пространстве, обслуживая при
этом интересы внешних сил.
Чем больше букв теряет данная аббревиатура (политический
союз Грузия - Узбекистан - Украина - Азербайджан - Молдова), тем более сужается
спектр целей и претензий этой организации. Новые руководители Грузии и Украины
Саакашвили и Ющенко, пришедшие к власти не без участия разработчиков ГУУАМ,
стараются вдохнуть жизнь в эту организацию, о чём свидетельствуют их последние
публичные заявления. Однако подчеркнуто антироссийская суть блока, уже ставшая
поводом для фактического выхода из него Узбекистана, сегодня настораживает и
азербайджанскую сторону. Таким образом, тон в организации задают Грузия, Украина
и Молдавия, в связи с чем структуру следует переименовать в ГУМ…
У ГУМа поубавилось задач после ереванского заявления
президента РФ Владимира Путина, который, комментируя перспективы интеграционных
процессов в рамках СНГ, заявил, что СНГ создавалось для «цивилизованного
развода» субъектов развалившегося СССР. Некоторые аналитики поспешили этим
заявлением Путина датировать «кончину» СНГ. И, несмотря на это, если цель
«интеграции» в рамках СНГ состояла в «бархатной дезинтеграции», то организации
ГУМ, работающей на развал СНГ, здесь «ловить» нечего. Со временем практически
невыполнимой становится и основная миссия ГУМ - создание коммуникационной
артерии вдоль южной границы России и некоего буфера, отрезающего доступ Москвы к
основным азиатским и европейским рынкам. Во-первых, Россия уже обеспечила себе
основательный транспортно-коммуникационный прорыв на юг (в Иран, а дальнейшем и
в Индию) через Азербайджан и Армению в рамках МТК «Север-Юг». Кроме того, делать
ставку на создание альтернативных коридоров (через Грузию) не желают и в Киеве,
поскольку здесь прекрасно осознают все выгоды проектов, разрабатываемых в рамках
Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Единого экономического
пространства (ЕЭП).
Об этом свидетельствует и предложение президента Украины
Ющенко о создании нового межгосударственного газотранспортного консорциума
Туркменией, Казахстаном, Россией и Украиной. Украинская сторона также осознает
бесперспективность проекта трансконтинентального газопровода Иран-Украина в
обход России, поскольку, даже заручившись поддержкой Европы, страны-участницы
проекта столкнутся с противодействием США, блокирующим любые масштабные
экономические инициативы, касающиеся Ирана. Таким образом, момент переноса
экономических приоритетов с СНГ на ЕврАзЭС и ЕЭП был выбран Москвой крайне
расчетливо. Дальнейшая экономическая интеграция России с Казахстаном и
Белоруссией не оставляет зазоров для Украины.
В итоге единственной перспективой ГУМ становится
милитаризация этого блока и осуществление идеи создания полноценного, нового
«санитарного кордона» вокруг России, но уже на территории постсоветского
пространства. С этой целью Грузия, Украина и Молдова будут усиливать акцент на
решении региональных конфликтов по своему сценарию. Именно противодействие
лояльным Москве, а значит, разрывающим контуры «санитарного кордона» Абхазии,
Южной Осетии и Приднестровью, становится главной миссией ГУМа. В силу своего
географического положения из данного контекста полностью выпадает Нагорный
Карабах, чем и объясняется пассивность Баку, для которого сбалансированная
позиция Москвы в этом вопросе более ценна.
Тем не менее, череда визитов Михаила Саакашвили в Киев и
Кишинев, а также визит Воронина в Киев имели целью заручиться поддержкой
главного игрока в ГУМ - Украины в разработке курса на экономическую блокаду
непризнанных государств и интернационализацию миротворческих контингентов
посредством планомерной дискредитации российских миротворцев. В частности,
грузинская сторона постоянно высказывалась в пользу привлечения украинского
контингента в зону абхазского конфликта. Причём о возможной милитаризации
ГУУАМ-ГУМа лидеры стран, входящих в данную структуру, начали предупреждать ещё с
2001г., когда впервые заявили о намерении создать так называемые «коллективные
миротворческие» контингенты для «своих» зон конфликтов. Так что, Тбилиси,
вероятно, будет стараться призвать к жизни данную инициативу экс-президента
Грузии Эдуарда Шеварднадзе.
Между тем, в ответ на растущую угрозу со стороны ГУМа
Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия практически уже заявили о создании союза,
который будет координировать усилия и наращивать интеграцию с Россией. В
частности, президент Абхазии Багапш недавно заявил, что в случае интервенции в
отношении Южной Осетии со стороны Грузии первая может рассчитывать на поддержку
Сухума. Он же высказался против замены российских миротворцев на международный
контингент иного формата. В том же духе неоднократно высказывались лидеры
Приднестровья и Южной Осетии. По объективным причинам некоторую осторожность к
интеграционным процессам между непризнанными государствами проявляет
Степанакерт, однако и здесь не скрывают своей лояльности к России, а когда-то
даже выдвигали идею о вхождении в состав РФ - как возможный и выгодный вариант
решения карабахско-азербайджанского конфликта. К тому же между Абхазией и ЮО
действует 2-сторонняя договорённость об оказании военной помощи в случае, если
против одной из республик будет возобновлена агрессия.
Страны ГУМа, вероятно, не вполне отдают себе отчет в том,
что для непризнанных государств интеграция с Россией не является самоцелью -
степень их лояльности Москве находится в прямой пропорции от степени
предвзятости западных структур и организаций в пользу тех же Грузии и Молдовы.
Известно, что такая организация, как ОБСЕ, практически подорвала свой авторитет
в глазах Южной Осетии, хотя при этом усиленно пытается играть более значительную
роль уже в Абхазии. И, наоборот, для Москвы не является самоцелью поддерживание
движения за независимость в приграничных странах и регионах, однако, видя
упорное желание Запада занять стратегические позиции в зоне своих коренных
интересов, в том числе, посредством лжемиротворческой политики, иного выбора ей
просто не остается.
Тем временем Вашингтон пытается представить тождественной
ситуацию, сложившуюся вокруг четырех конфликтов на постсоветском пространстве –
карабахско-азербайджанского, абхазо- и осетино-грузинских, а также
приднестровского. Для прагматичных и к тому же «торопящихся» американцев
вдаваться в детали каждого конфликта - лишний труд, к тому же это не вписывается
в их политику, которая рассматривает Закавказье как единое целое. Кстати, в
последнее время даже такая градация американцам показалась роскошью, и они
соединили этот регион в единый пакет со Средней Азией. В принципе, только так
можно относиться к одному из проявлений новой стратегии США, получившей
известность в мире как курс на создание «Глобального Ближнего Востока». Именно в
контексте унификации региональных проблем и их решения по единой модели следует
рассматривать нашумевшее заявление теперь уже бывшего помощника государственного
секретаря США Элизабет Джонс. Согласно газете «The Moscow Times», она заявила
примерно следующее: «В интересах России, чтобы в Приднестровье, Северной Осетии,
Абхазии и Нагорном Карабахе сохранилась стабильная ситуация, велась борьба с
коррупцией и от власти были отстранены уголовные элементы». Кстати, напомним,
что сделав это заявление, Джонс подала в отставку.
Если в России, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье
высказывание Джонс было пропущено мимо ушей, то бурная реакция армянской
общественности не заставила себя долго ждать. В Ереване прошли акции возле
американского посольства, целый ряд армянских и карабахских общественных
организаций выступил с заявлениями, а саму Джонс пригласили в НКР лично
ознакомиться с положением дел там. Примечательно, что больше всего армян смутил
тот факт, что Джонс поставила НКР в один ряд с остальными конфликтами региона.
Посольству США в Армении пришлось комментировать инцидент. В комментарии вновь
была изложена однозначная позиция Вашингтона по карабахской проблеме, а именно,
что США не признают НК в качестве независимой государственности и исходят из
территориальной целостности Азербайджана, однако «осознают, что каждый конфликт
обусловлен отдельными и исключительными обстоятельствами». Последняя фраза была
важна с армянской точки зрения, поэтому сразу и снизила напряжение. Впоследствии
и действующий председатель ОБСЕ, министр ИД Словении Дмитрий Рупель, будучи с
визитом в Армении, также заявил, что «нагорно-карабахский конфликт уникален по
всем своим параметрам и не ставится со стороны ОБСЕ в один ряд с другими
замороженными конфликтами» на постсоветском пространстве.
Международное право не указывает и не конкретизирует
исторический момент или предпосылки, при которых тому или иному народу следует
поднять вопрос о самоопределении. Этим правом может воспользоваться любой народ
на территории любого государства - другой вопрос, каких успехов добьется он на
этом поприще. С этой точки зрения стремление народов Абхазии, ЮО, Приднестровья
и НК к защите своих прав и свобод, к отстаиванию права самим определить модель
сосуществования с соседними народами, с которыми, волею коммунистического
абсурда, когда-то слишком тесно связала их судьба - понятно и тождественно.
Однако важной особенностью НК является тот факт, что в отличие от всех остальных
самопровозглашенных государств, процесс формирования независимой
государственности НК был осуществлен с правовой точки зрения идеально - в четких
временных рамках правомочного применения Конституции СССР и закона о порядке
выхода союзной республики из состава Союза.
Однако рискнем предположить, что, четко осознавая данную
особенность, в Ереване не желают сравнения карабахского конфликта с остальными
еще по одной немаловажной причине. Фактически карабахский конфликт является
единственным на постсоветском пространстве, где роль и влияние России
максимально сбалансированы. Любые отклонения от баланса сил в МГ ОБСЕ крайне
нежелательны для армянской стороны. Попытки, в частности, западных политиков
сравнить, а в итоге отождествить эти вопросы неминуемо (хотя и косвенно)
приведут к неверной трактовке сути конфликта, роли и места России в процессе
прекращения огня, достижении продолжительного перемирия и хода переговоров. О
том, что подавляющий процент населения Абхазии и Южной Осетии принял российское
гражданство, а вопрос Приднестровья сводится к опасениям русскоязычного
населения попасть под молдавско-румынские тиски, всем известно. Интересы и роль
России в этих конфликтах коренным образом отличаются от ее политики в
урегулировании карабахского конфликта. Любое, даже искусственное, увеличение или
снижение ее нейтралитета мгновенно вынесет процесс урегулирования в иную
плоскость - уже не конфликта НК-Азербайджан (Армения - гарант) или даже
Армения-Азербайджан, как это комментируют в Баку, а Россия-Запад (Армения и
Азербайджан - статисты, Степанакерт - тем более, «никто»). В этом случае
предопределить исход процесса будет невозможно. Армянской стороне более близок
прецедент провозглашения независимости Восточного Тимора, его отделение от
Индонезии и признание независимости международным сообществом (пример Восточного
Тимора в контексте карабахского конфликта был применен замминистром иностранных
дел РФ Вячеславом Трубниковым). Там, кстати, референдум о независимости
состоялся тогда же, когда и в Абхазии, - в 1999г. Так что можно констатировать,
что территориальная целостность государства не есть абсолют, а вопрос признания
не есть критерий существования государства. Всё заключается лишь в
целесообразности этих шагов для мировых сверхдержав.
Совсем в ином ракурсе следует рассматривать миссию России
в территориальных конфликтах непосредственно на своих южных границах. Здесь
Москва может и имеет право проявить больше твердости, исходя сразу из нескольких
причин. Как уже отмечалось, абсолютное большинство населения Абхазии и ЮО
является гражданами России. Кроме того, Москва рано или поздно должна дать
адекватный ответ Южной Осетии, которая стремится к воссоединению с Северной
Осетией, и Абхазии, которая претендует на ассоциированные отношения с Россией с
введением общей таможни и координацией внешней политики. Эскалация абхазского и
южноосетинского конфликтов непосредственно скажется на безопасности южных
регионов России, где ситуация и без того неспокойна. Россия - единственная
страна, непосредственно обеспечивающая режим перемирия в этих двух регионах на
протяжении десятка лет.
В контексте растущей угрозы со стороны антироссийского
пояса Грузия-Украина-Молдова с основным упором на снижение влияния России вдоль
своего же приграничья, российская сторона при желании в состоянии умело
использовать фактор самоопределившихся государств и укрепить свои позиции в
стратегических регионах. Несмотря на то, что первопричиной конфликтов в Абхазии,
ЮО и Приднестровье была политика не Москвы, а руководителей республик, в состав
которых они когда-то входили, обвинения в адрес России во взращивании и
поддержке сепаратизма, кажется, ослабевать не будут. По всей видимости, не стоит
надеяться и на резкое потепление российско-грузинских и российско-молдавских
отношений. Так что, России в этом плане терять нечего. Быстрые и смелые решения
в отношениях с непризнанными государствами способны выбить из рук ГУМа и их
западных опекунов еще один козырь, который они и стараются разыграть для
регионального вторжения. Стоит учесть и наличие соответствующих прецедентов:
объединения двух Германий как прецедента для Южной и Северной Осетий,
фактической независимости Косово и реального признания Восточного Тимора - как
прецедента для Абхазии, НК и Приднестровья.
Пояснения
1) СБ РФ - Совет Безопасности Российской Федерации;
2) ОДКБ СНГ - Организация Договора о коллективной
безопасности Содружества Независимых Государств;
3) ЮО - Южная Осетия;
4) ОБСЕ - Организация Безопасности и Сотрудничества в
Европе;
5) НКР - Нагорно-Карабахская Республика;
6) НК - Нагорный Карабах;
7) МГ ОБСЕ - Минская группа ОБСЕ
|