Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Демография Миграция



Спасут ли мигранты вымирающую Россию?

В. Михайлов

Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций», Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ, Союз журналистов России, Информационное Агентство « Миграция» (ИАМ) при спонсорской поддержке Комиссии по делам демократии Посольства США в РФ и программы МАТРА Посольства Нидерландов 5 апреля 2005 года провели конференцию «Спасут ли мигранты вымирающую Россию?», посвященной проблемам миграционной политики и миграционной амнистии переселенцев из стран ближнего зарубежья, которая прошла в Москве, в Домжуре.

Открывая пресс-конференцию, председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова заявила: «Соотечественникам, прибывающим из стран бывшего СССР, необходимо создать все условия для нормальной жизни и трудовой деятельности.  Люди должны приезжать туда, где их труд будет востребован. Но сегодня ни одна организация не может сказать мигранту, где он нужен, потому что такие исследования не проводились. Что же касается миграционной амнистии, то если хотя бы 50% работающих в России мигрантов будут легализованы, федеральный бюджет получит около 27 миллиардов рублей».  

 Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин начал своё выступление несколько странным заявлением, что на данном мероприятии он присутствует в качестве «гостя», хотя в пресс-релизе конференции он числился одним из организаторов. Может быть его насторожило эмоциональное вступление Лидии Графовой заявившей, что демографическое положение России катастрофическое и спасут её только мигранты.

И г. Лукин В. тут же поспешил ретироваться: «Спасут ли мигранты вымирающую Россию?»- название пресс-конференции носит журналистский оттенок. Насчет слова «спасут» могу заметить, что не спасут. А вот по поводу определения «вымирающая» Россия... не такая уж она и вымирающая. Да, демографическая ситуация в нашей стране оставляет желать лучшего, но те, кто хотел приехать в Россию, уже это сделали. Теперь нужно привлекать других, а не действовать по принципу «запрещать и не пущать». Однако для реализации этой задачи нужна четко отлаженная и юридически выверенная миграционная политика, которой сейчас, увы, нет, констатировал Уполномоченный.

По словам В.Лукина, государственные чиновники не всегда защищают интересы государства. Чаще общество защищает государство от бюрократического аппарата. Поэтому, важным фактором В. Лукин считает позицию гражданского общества по миграционной проблеме, так как не в последнюю очередь благодаря общественному давлению власти произвели ряд позитивных изменений в политике по миграции. «Недавно президент Владимир Путин заявил о начале серьезной работы в этом направлении, - отметил В. Лукин. - Новая миграционная политика должна привлекать переселенцев в Россию, а не воздвигать на их пути административные барьеры».

Участники пресс-конференции обратили внимание на пробелы в административно-организационном аспекте миграционной политики и выразили уверенность в необходимости создания серьезной, специализированной структуры, вне Министерства внутренних дел. «Действия МВД не всегда соответствуют интересам государственной политики», - заявил руководитель Департамента защиты мигрантов Аппарата Уполномоченного правам человека в РФ Сергей Ягодин.

Выступивший вслед член рабочей группы, юрист «Форума переселенческих организаций» Евгений Бобров остановился на предлагаемых поправках в законы РФ «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан», в связи с проектом «Концепции проведения Программы легализации незаконных трудовых мигрантов» (иммиграционной амнистии).

 В своём докладе, независимый эксперт в области миграции, координатор Рабочей группы по иммиграционной амнистии Наталья Власова, отметила: «В настоящее время в России проживают около 4 миллионов нелегальных трудовых мигрантов, примерно две трети из них прибыли из стран СНГ. Многие из них уже имеют свое жилье, постоянную работу, но вынуждены трудиться в «теневых» структурах из-за сложнейшей бюрократической системы, препятствующей получению российского гражданства».  Далее она сообщила о ходе работы,   рабочей группы  Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, над проектом «Концепции иммиграционной амнистии». В январе проект «Концепции проведения Программы легализации незаконных трудовых мигрантов» (иммиграционной амнистии) был направлен на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Координационный совет объединения работодателей России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Всеобщую конфедерацию профсоюзов, Федерацию независимых профсоюзов России. Из полученных отзывов очевиден вывод, что проект Концепции своевременен  и актуален. Реализация программы может сыграть положительную роль в упорядочении миграционных процессов в РФ. Сейчас идёт работа по устранению ошибок и реализации поступивших предложений.

В заключение пресс-конференции Секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов сообщал об основных условиях предстоящего конкурса для СМИ, который называется «Право на Родину». К участию в нем приглашаются журналисты региональных газет, пишущих о проблемах миграции. Цель конкурса, по замыслу инициаторов - формирование доброжелательного общественного мнения о мигрантах. В конце октября жюри, в состав которого войдут известные журналисты и правозащитники, подведет итоги по трем номинациям.




Пересмотреть миграционную политику!

03.04.2005., ЦентрАзия

Василий СТЕПАНОВ

Демографическое положение в стране, мягко говоря, не радует. Уже целые отрасли испытывают острую нехватку рабочей силы, не хватает квалифицированных токарей, слесарей, монтажников, строителей. Старые кадры естественным образом выбывают, уходя на пенсию, а новое поколение, точнее то, что от него осталось, не желает, а зачастую и не может стоять у станка: во-первых, как констатируют медики, здоровье молодых существенно ослаблено и не соответствует биологическому возрасту; во-вторых, едва зародившийся "капитализм" породил слишком много невостребованных рынком специальностей: менеджеров, бухгалтеров, юристов; в-третьих, система платного обучения, дающая отсрочку от армии, перестала выполнять свои прямые функции, проще говоря, молодежь не учат. Произошло то, что и должно было произойти - "экономия" бюджетных средств на здравоохранении, образовании, поддержку молодых семей привела к потерям более существенным. Сегодня Россия, благодаря, в первую, очередь высоким ценам на нефть, имеет достаточно средств для модернизации своей экономики и подъема производства, но не имеет для этого достаточного интеллектуального и трудового потенциала, а потому вынуждена сидеть на сырьевой игле. Если ситуация коренным образом не изменится, а изменится она может только в случае изменения социальной политики государства, то и нефть лет через 7 добывать будет уже некому и России придется торговать не сырьем, а природной рентой и месторождениями, выставляя их на международные торги.

Россия попала в сложную ситуацию, когда ее экономический рост стал напрямую зависеть от притока эмигрантов из бывших союзных республик. Эмиграция стала важным экономическим фактором, однако у нас до сих пор отсутствует закон и механизм регулирования притоком иностранной рабочей силы. В Россию едут не те специалисты, которые ей нужны, и занимают они не те экономические ниши, в которых страна испытывает недостаток рук и мозгов. В результате столичный регион переполнен преступными этническими группировками, а Сибирь, Владивосток, глубинка по-прежнему пустуют. Спрашивается, зачем же нам пополнять ряды криминала, где и без того на одну вакансию претендуют по три кандидатуры?

Для решения проблемы, прежде всего, нужно перестать рассматривать эмиграцию через призму ложной политкорректности и начать относится к ней как к сугубо экономической необходимости. В противном случает ложная либеральность, работающая на руку коррумпированным чиновникам, которые занимаются регистрацией нелегалов, грозит серьезными социально обостряющими последствиями, такими как национальная рознь, вызванная несправедливым перераспределением национального рынка труда, формированием этнических криминальных групп, являющихся ключевым звеном в распространении наркотиков, оружия и терроризма, да и самих соискателей вакантных мест. Без четкого государственного контроля здесь страну ничего хорошего не ждет.

Сколько гастробайтеров замуровано в стены и фундаменты московских новостроек, точно не знает никто, но то, что выходцев из Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и Молдавии, умерших в результате производственных травм, инфарктов, воспалений легких или просто убитых соплеменниками хоронили прямо на стройках – общеизвестно. Эта тема не однократно поднималась журналистами и фигурировала в уголовных делах. А куда еще было девать трупы работодателям, использовавших труд нелегалов? Трудовое рабство в России стало реальностью, причем, как правило, приезжие нелегалы попадают в зависимость от своих же соплеменников, успевших занять более высокий экономический статус. Такое положение не может считаться нормальным ни с моральной, ни с правовой точек зрения, а потом призывы сделать въезд трудовой эмиграции еще более свободным являются прямыми политическими спекуляциями.

Каждое трудовое место – это, прежде всего, сложная инфраструктура жизнеобеспечения трудящегося: регистрация, защита условий труда, медицинское страхование, жилье. Государство только в том случае может обеспечить все перечисленные требования, если будет знать рентабельность прибывшего соискателя вакансий, его образование, стаж, будущее место трудоустройства. Если эта рентабельность ниже предполагаемых бюджетных затрат, то извините, "овчинка выделки не стоит". В капиталистическом государстве, где каждая копейка на счету, где у пенсионеров отнимаются заслуженные льготы, а за малейшую неуплату коммунальных услуг могут лишить жилья, такая расточительность – непростительная роскошь. Правительство России, идя по пути "либеральных" реформ, обязано быть последовательным и должно пересмотреть свою миграционную политику, сделав ее экономически оправданной. В этом отношении ключевым решением является введение трудовых квот - практика широко распространенная в США и Европе. Механизм квотирования выглядит примерно следующим образом: региональные власти в сотрудничестве с торгово-промышленными палатами, предпринимательскими союзами и центрами трудоустройства, оценивают рынок вакансий, то есть определяют какие специалисты, в каком количестве и на какой срок нужны региону. Затем этот запрос передается в центр контроля за миграцией, далее регистрация переселенцев ведется уже на основе соответствия требованиям – знание языка, квалификация, возрастной ценз и т.д. То есть регистрация ведется не по месту проживания, а по месту занятости на условиях долгосрочного трудового договора, по истечении которого, скажем, через 10-15 лет уже может ставиться вопрос о присвоении гражданства и даже предоставлении жилья, но не раньше этого срока, т.к. при свободном рынке все должно быть рентабельным. Исключение из правил может быть сделано, и должно быть сделано, для русских соотечественников, решивших вернуться из ближнего зарубежья на родину. Эта категория эмигрантов должна быть поставлена в приоритетные условия: во-первых, Россия это их родина по праву рождения; во-вторых, они знают язык и культуру страны, им легче адаптироваться; в-третьих, как правило, они хорошие специалисты, посланные в свое время советской системой кадрового распределения восстанавливать экономику братских республик.

Следует отметить, что насколько бы грамотной не была иммиграционная политика государства, направленная на привлечения кадровых ресурсов со стороны, она не должна подменять собой естественного прироста отечественных специалистов. В противном случае она ничем не будет отличаться от национального геноцида против собственного народа. Ведь нет принципиальной разницы за какой срок - 5 или 50 лет - национальная экономика будет передана в руки выходцев из Средней Азии, будет ли коренное русское население истреблено физически или методами убийственных экономических реформ. В виду этого неотвратимого будущего, государство обязано принять немедленные меры для повышения рождаемости и продолжительности жизни в стране. А сделать это можно, только сделав экономические реформы в стране социально ориентированными.




Дорогое это дело – депортация

Апрель 2005.,  «Ноев ковчег»№4(86)

Кирилл Привалов

«Было бы идеально, если бы к нам приезжали только представители российских коренных национальностей. Но этого, увы, не происходит. Зато растет приток китайцев...» — констатирует первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Юрий Демин.

Сокращение численности экономически активного населения в ближайшие 15—20 лет станет серьезным ограничением экономического роста России. Таковы безрадостные прогнозы Росстата, сделанные по итогам прошедшего года. Экономически активное население сокращается прежде всего за счет уменьшения потока мигрантов — жителей российского происхождения из стран СНГ и Балтии, переселяющихся в Россию. Если такая тенденция будет сохраняться и впредь, к 2050 году при нынешних низких темпах рождаемости население России сократится на треть. С другой стороны, давление на российских работодателей, пользующихся услугами нелегальных иммигрантов, нарастает. С 1 февраля начали действовать поправки в УК, предусматривающие наказание в виде тюремного заключения от двух до пяти лет для юридического лица, не зарегистрировавшего своего работника в срок до трех дней. Ранее были на порядок увеличены штрафы за отсутствие регистрации (до 2500 рублей). О том, как совместить цели ограничения нелегальной иммиграции и задачи привлечения в страну рабочей силы, в интервью «Итогам» рассказал первый заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) Юрий Демин.

— Юрий Георгиевич, какие страны являются самыми крупными поставщиками рабочей силы в Россию?

— В 2004 году ФМС выдала документы на оформление более 100 тысяч иностранных граждан из дальнего зарубежья в рамках привлечения иностранной рабочей силы. Самыми крупными странами-поставщиками являются Китай (35.628), Турция (22.808), Вьетнам (17.128), КНДР (8519), Сербия и Черногория (2767), Афганистан (1265)... Если же говорить о странах СНГ, то это Украина (36.152), Молдавия (14.137), Армения (4793), Грузия (3910), Таджикистан (3623)...

— Не получится ли так, что, образно говоря, мигрант будет выглядеть как сидящий на корточках таджик в кавказской папахе, который ест китайскими палочками украинское сало?

— Конечно, было бы идеально, если бы к нам приезжали работать и жить только представители российских коренных национальностей. Но этого, увы, не происходит. Но я бы не стал впадать в меланхолию. Для России многонациональность исконно характерна. У нас всегда было смешение народов. И все они, в сущности, сводятся к общему знаменателю. У нас единая культура, единый менталитет, общее образование, та же самая профессиональная подготовка. Российское общество всегда умело переплавлять в своем национальном тигле другие народы. Поэтому не надо бояться въезда на нашу территорию граждан СНГ. И в то же время необходима осторожная, выверенная политика, направленная на то, чтобы избежать демографических перекосов и обеспечить сохранение национального единства.

— В чем же все-таки состоит функция вашего ведомства: в борьбе с нелегальной иммиграцией или в привлечении в Россию мигрантов?

— Нелегальная иммиграция и трудовая миграция — стороны одной и той же медали. Функцией ФМС является разрешение на занятие трудовой деятельностью. Это рычаг, который позволяет нам регулировать приток трудовой миграции, ограничивая его в тех случаях, когда наносится ущерб нашим национальным интересам, и поощряя, когда это действительно необходимо для развития нашей экономики.

— А в каких отраслях экономики заняты мигранты?

— Если взять статистику по отраслям экономики РФ за период с 1994 по 2004 год, то получится, что в строительстве были заняты 40 процентов мигрантов, в торговле и общепите — 20, в промышленности — 14, в сельском хозяйстве — 6, в коммерческой деятельности и транспорте — по 5 процентов.

— Незаконная иммиграция — это огромные нелегальные деньги. Как вы намерены бороться с «трудовой мафией»? Тем более что немало случаев, когда к незаконной иммиграции были причастны сотрудники правоохранительных органов.

— Сегодня на территории РФ находится, по разным оценкам, от 1,5 до 15 миллионов незаконных иммигрантов. Нам необходимо создать условия для перехода основной части этих людей на легальное положение. Те, кто не захочет этого, должны или покинуть страну, или стать объектом пристального внимания правоохранительных органов и специальных служб. Ключевым элементом станет автоматизированная система регистрации мигрантов. Информация о выданных работодателям и иностранцам разрешительных документах, включая сведения об их регистрации, будет передаваться нами в соответствующие органы. Во-первых, эта система позволит в короткие сроки легализовать большую часть незаконных иммигрантов, вывести их из теневой экономики. Во-вторых, будут минимизированы контакты сотрудников правоохранительных органов с работодателями и иммигрантами, что приведет к снижению уровня коррумпированности.

— Хватает ли у вашего ведомства средств для организации депортации нежелательных мигрантов?

— Дорогое это дело — депортация. В этом году на эти цели в бюджете предусмотрено 55,6 миллиона рублей. Однако пока что не произведено нормативного регулирования расходов, связанных с обеспечением депортации, которая в идеале должна проводиться за счет самого выдворяемого и пригласившего его лица или организации. На практике же все расходы по выдворению оплачиваются из федерального бюджета. И тут выясняется, что еще не предусмотрены, например, расходы по содержанию и питанию иностранных граждан в центрах временного содержания, по приобретению проездных документов. Не говоря уже о медицинских расходах. Будем заполнять эти лакуны в ближайшее время.

— Разве можно говорить об эффективной борьбе с нелегальной иммиграцией на пространстве с безвизовым режимом?

— Можно и нужно. Не случайно количество документов, по которым граждане СНГ могут въехать в Россию, не столь давно было сокращено с восемнадцати до пяти. Это обусловлено и требованиями рационализации, и международными нормами. Конечно, проще было бы ограничить изобилие въездных документов лишь одним — паспортом зарубежного образца. Однако это пока что невозможно.

— За последние 12 лет в Россию переселились более 8 миллионов соотечественников из ближнего зарубежья, которые несколько компенсировали дефицит рабочих рук в нашей стране. А что надо сделать, на ваш взгляд, чтобы активизировать этот процесс?

— Надо законодательным путем обеспечить мигранту возможность комфортно чувствовать себя в России. Без совершенствования законодательства мы не сумеем разрешить ни проблем миграции, ни демографического дефицита. Действующие законы по миграции были приняты, чтобы хоть как-то восполнить пробелы в правовом регулировании этих общественных отношений. С учетом изменяющихся реалий и уже накопленного опыта необходимо их дальнейшее совершенствование. Надо создать такие условия, чтобы трудовые мигранты направлялись именно в те регионы, которые больше всего нуждаются в рабочей силе, — например, не в Москву и Краснодарский край, а в Сибирь и на Дальний Восток. Большую роль в привлечении трудовых мигрантов могут сыграть и губернаторы. Федерация законодательно и финансово должна обеспечить условия для миграции, а реализовывать политику надо на местах.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ