Украина перешла в наступление на Черном и Азовском морях
06.04.2005. Единое
Отечество
В середине месяца в российско-украинских отношениях вновь
всплыл вопрос о Тузле: киевские парламентарии заявили о непоправимом
экологическом ущербе, который причиняет Украине недостроенная в 2003 г.
российская дамба от мыса Тузла, и потребовали от РФ компенсации. Затем
состоялась встреча президентов двух стран, где тема Тузлы была под строгим
"табу". Однако, коснувшись проблемы разграничения Азово-Черноморской акватории,
Ющенко однозначно заявил о том, что приемлет только те границы, которые
существовали между РСФСР и УССР (по которым выходит, что Украина контролирует
Керченский пролив). Напомним, что границы эти еще не согласованы.
Действительно, урегулирование российско-украинской
границы что-то затянулось, особенно в районе Керченского пролива. Что является
основным камнем преткновения – политические амбиции или экономический интерес? С
политикой все более-менее понятно: Украина хочет контролировать пролив и не быть
связанной чем-то общим (даже морем) с Россией, так проще интегрироваться в
евро-атлантические структуры. Россия, напротив, стремится оставить эти акватории
в общем пользовании (на правах "исторических вод"), чтобы исключить появление
там военных кораблей НАТО.
Об экономическом аспекте проблемы говорят меньше, хотя и
он довольно существенный. Начнем с наиболее очевидной его стороны –
"национальной принадлежности" Керченского пролива, точнее, его судоходных
фарватеров. Если Киеву удастся сохранить свою исключительную юрисдикцию над
судоходным Керчь-Еникальским каналом (а он проходит к западу от острова Тузлы),
то Украина будет и впредь получать доход от "транзита" через пролив и в целом
контролировать судоходство в этом регионе. Цена вопроса – немалая, так как через
Керченский пролив ежегодно проходит около 8,5 тыс. судов различных стран.
Проблема это, надо сказать, неоднозначная. С одной
стороны, Украина ни в коей мере не препятствует судоходству. "Сейчас в проливе
создалась такая ситуация, при которой суда России совершенно свободно плавают по
Керченскому проливу и, в частности, между Тузлой и берегом Крыма", – заявляет
авторитетный эксперт в области международного морского права Анатолий Колодкин
(президент Ассоциации международного морского права и Российской Ассоциации
международного права, вице-президент Международного морского комитета, судья
Международного трибунала ООН по морскому праву). Он отмечает при этом, что
"деньги взимаются за лоцманскую проводку, причем надо сказать, что большинство
лоцманов – это российские люди, которые там продолжают работать". Однако кроме
лоцманских сборов – и в этом заключается основная проблема – приходится
уплачивать сборы "за проход". Анатолий Колодкин характеризует эту плату как "не
всегда справедливую" и отмечает, что из-за нее нередко возникают споры, которые
рассматриваются в арбитражном порядке. Однако он приводит пример, когда по
такому спору "несколько лет назад наш российский, Ростовский арбитражный суд
вынес решение в пользу украинской стороны". Так что, в принципе, ничего ужасного
в этих сборах нет – нормальная мировая практика. Другое дело, что российским
морякам обидно платить за проход по "родному" Керченскому проливу, который
теперь почему-то стал "неродным". За использование Керчь-Еникальского фарватера
России приходится ежегодно платить украинской стороне порядка $15 миллионов. А
общий доход от пользования иностранными судами каналом и лоцманским
сопровождением составляет около $80 млн в год. Разумеется, делиться с Россией
таким прибыльным делом Украина не хочет.
Кроме судоходства, в Азово-Керченской акватории издревле
процветает рыболовство. Косяки сельди, хамсы и другой рыбы дважды в год кочуют
через Керченский пролив из Черного моря в Азовское и обратно. И, кстати, именно
рыбаки "породили" остров Тузла – как выяснилось, на свою беду. Случилось это в
1925 г., когда они прорыли в одноименной косе (бывшей тогда сплошной) небольшой
канал, который был впоследствии размыт сильным штормом до ширины в несколько
километров. Так и возник злополучный остров. Рыбаки первыми "поплатились" за
свое новшество. До прорыва косы тактика лова здесь была довольно простой. Ожидая
благоприятной погоды для выхода в Черное море, рыба заходила в залив,
ограниченный Тузлинской косой, где ее и ловили без особых усилий. Теперь же у
рыбы есть два выхода в море, и она пользуется ими поочередно, обманывая рыбаков.
Так что с точки зрения рыбного промысла, восстановление косы российской дамбой –
дело нужное и полезное. Рыбаки теоретически должны быть на стороне России. С
другой стороны, если Украина будет упорствовать в вопросе контроля над проливом,
то не исключено, что Россия решит попросту обойти эту тему стороной – в прямом
смысле. То есть, углубить фарватер к востоку от Тузлы, сделав "промоину" (ныне
глубиной не более метра) судоходной – в качестве российской альтернативы
Керчь-Еникальского канала. А такие планы уже есть. В этом случае всем будет
хорошо, но только не рыбакам: ведь хамса и керченская сельдь лишатся последнего
места для нереста...
Сам по себе островок Тузла – тоже, как выясняется,
лакомый кусочек. Во-первых, это традиционное место паломничества
туристов-палаточников. Ежегодно остров, являющийся естественным биозаповедником,
располагающим 35 га песчаных пляжей, а также источниками целебных грязей и
минеральных вод, посещает до 10 тыс. "дикарей". Разумеется, дохода казне они
пока не приносят никакого, но власти Крыма давно вынашивают план превратить этот
клочок земли в "цивилизованный" курорт на 30 тыс. мест.
В известное противоречие с "курортными" планами входят
устремления нефтяников, также имеющих свой интерес в данном регионе. Ведь в
окрестностях Тузлы находится как минимум 7 нефтегазовых месторождений. Правда,
они, как и все остальные запасы углеводородов Керченского пролива, относятся к
разряду "недоказанных". Но геологи говорят, что весь Таманский полуостров
расположен на нефтегазовом "топливном баке" – так что и под Тузлой что-нибудь
найдется. Всего же в районе Азовского моря находится около 120 структур,
перспективных с точки зрения разработки месторождений нефти и газа. И поэтому
Россия вовсе не против того, чтобы поделить дно моря: на российском участке
Черноморско-Азовского шельфа имеется, по предварительным оценкам, порядка 50 млн
т нефти и около 200 млрд кубометров газа. Хотя, конечно, если начнется их
серьезная разработка, то курорт "накроется".
Однако сейчас Украина поднимает "экологический" вопрос в
несколько ином ракурсе. Орган с длинным и категорическим названием "Временная
специальная комиссии Верховной Рады Украины по обеспечению парламентского
контроля над режимом государственной границы Украины в районе острова Коса
Тузла" заявил о "катастрофически негативных экологических последствиях"
возведения Россией дамбы в Керченском проливе. Дескать, изменились течения в
Керченском проливе, что привело к размыванию этого злополучного острова, а также
других участков суши, в частности, украинской Аршинцевской косы. И уже
приходится отселять тамошних жителей. Так что, по мнению комиссии, "положение
требует немедленной реакции Кабинета Министров Украины" и требования от Россией
компенсации нанесенного экологического ущерба...
Почему-то украинские парламентарии не учли, что
российская дамба сооружена (и то не до конца) на месте прежней косы, разрытой и
размытой 80 лет назад. Так что она не нарушает, а фактически восстанавливает
экосистему Керченского пролива. А то, что в этих местах постоянно что-то
размывает и намывает, известно с незапамятных времен, и вины России в этом
нет.
Кстати, исследования на местности показывают, что сейчас
продолжается намывание Тузлинской косы. К тому же она еще и "гуляет" по проливу
(раньше она лежала южнее). Так что не исключено, что в перспективе коса
восстановится полностью, образовав еще один сухопутный участок
российско-украинской границы. Правда, граница эта будет очень зыбкая и
непостоянная...
В общем, трудноделимая акватория досталась в наследство
России с Украиной. Сама природа как бы располагает к совместному пользованию
этих вод. И если их все-таки строго поделить (как предлагает Ющенко), то
экономический ущерб обеим сторонам неизбежен. Вместе с тем, новейшая история
международных отношений знает немало примеров эффективного совместного
использования проливов и акваторий. Анатолий Колодкин приводит в пример эстуарий
реки Ла-Плата (считается "историческим заливом" Аргентины и Уругвая), залив
Фонсека (омывает берега Никарагуа, Гондураса и Сальвадора), Акабский залив и
Тиранский пролив (используются совместно Египтом, Саудовской Аравией, Иорданией
и Израилем). Эти и другие примеры, по мнению эксперта, свидетельствуют о
возможности урегулирования вопроса и о статусе и режиме Азово-Керченской
акватории в духе взаимной выгоды: "Азовское море, находившееся длительное время
под суверенитетом одного государства – СССР, а теперь двух государств – РФ и
Украины, может быть объявлено историческим заливом как внутренние воды этого
государства". Кстати, именно в этом ключе и решает данную проблему ст.5 Договора
о государственной границе между Украиной и РФ, подписанного в начале 2003
года.
Однако договор о границе есть, но процесс ее делимитации
может в корне изменить его суть. Пока что Украина, по сути, прочертила границы в
одностороннем порядке, хоть и в соответствии с прежними границами союзных
республик. Но "что касается односторонних решений, то я лично считаю, что
Украина не вправе их принимать, поскольку практика показывает, что в подобных
случаях решения принимаются совместно, – утверждает Анатолий Колодкин. – Более
того, я бы предложил создание специального органа по совместному управлению
каналом". И Путин, дискутируя на эту тему с Ющенко, подчеркивал, что переговоры
о делимитации границы должны вестись в таком духе, чтобы их окончательный
результат содействовал "нашему общему использованию" акватории и сближению
приграничных регионов. А не дележу с последующей вереницей взаимных претензий.
|