Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Вместо "оранжевой" революции - первый политический partnership между Властью и Оппозицией

29.03.2005. «Молдова Ази»

Георге Кожокару

Выдвижение пленумом Партии коммунистов на должность руководителя Парламента образованного технократа, экс-министра экономики и вице-премьер-министра в кабинете Тарлева, депутата по спискам правящей партии, но беспартийного Мариана Лупу - единичный случай в истории данного политического формирования. Будучи дисциплинированными солдатами, депутаты-коммунисты единодушно отдали ему свои голоса, к которым присоединились еще 9 голосов из зоны Блока "Демократическая Молдова". Ясно, что такая фигура, как Мариан Лупу, являясь чужеродным телом в старой и пока сильной ортодоксальной партийной гвардии, не могла бы пробиться без открытой и решающей поддержки лидера партии, Владимира Воронина. В 2001 г. Воронин продвинул в кресло спикера малоизвестную Еуджению Остапчук, верную соратницу по партии, но не имеющую никакого веса в политической жизни. Тем самым президент стремился исключить появление конкурирующих центров власти. Его нынешний выбор в пользу Мариана Лупу можно было бы приписать той же логике, однако здесь присутствуют и другие соображения. Лупу - не какой-нибудь инкогнито, попавший в сети Воронина. Он проявил себя как компетентный менеджер в должности министра экономики, следовательно, четыре года его работы в правительстве Тарлева не позволяют считать его совершенно чужим в стане коммунистов. В то же время бывший министр экономики - не просто уважаемое лицо внутри правящих кругов, он известен и вне этой среды, и считается представителем новой волны кишиневских политиков, ориентированных на европейские ценности. Владимир Воронин чувствует, что у него нет никаких шансов осуществить амбициозные задачи Плана действий Молдова - ЕС, если будет и впредь рассчитывать на своих занафталиненных товарищей по партии и по поколению. Только продвижение молодых реформаторов может обеспечить ему успех и уважение Запада. Кредит доверия, оказанный Воронину в условиях, когда в Кишиневе говорилось о возможной революционной ситуации, необходимо обеспечить продвижением людей, убедительных в глазах Запада, то есть приверженных европейским и евроатлантическим демократическим ценностям. Как и его предшественница в кресле спикера Парламента, Мариан Лупу не имеет за спиной политической силы, следовательно, несмотря на свою ярко выраженную личность, он уязвим с политической точки зрения, находясь в полной зависимости от президента Воронина и от мажоритарной фракции коммунистов. Не исключено, что вновь избранному руководителю Парламента отведена определенная роль в будущей партийной конструкции, которая появится вследствие обещанной Ворониным модернизации нынешней Партии коммунистов.

Сюрпризом первого заседания нового Парламента стало поведение Думитру Дьякова, в прошлом вдохновителя проекта создания в Кишиневе, совместно с коммунистами, единой демократической силы левого толка. По неясным пока мотивам, вместе с другими 7 депутатами Демократической партии, Дьяков дезертировал из Блока "Демократическая Молдова", проголосовав за кандидатуру Мариана Лупу в качестве председателя Парламента. Самое слабое звено БДМ, Дьяков первым разорвал единство Оппозиции. Вне всякого сомнения, с голосами Дьякова в кармане Воронин без проблем обновит свой мандат главы государства, что позволит избежать досрочных парламентских выборов.

Наибольший интерес вызывает вопрос о том, какова цена парламентской и политической стабильности, вокруг которой велись / ведутся переговоры? Приблизительный ответ могла бы дать Декларация о политическом партнерстве во имя достижения задач европейской интеграции, единогласно принятая Парламентом по инициативе его нового председателя. Этот документ, являющийся уникальным случаем в политической жизни Республики Молдова, пронизан подчеркнутой приверженностью целям европейской (но не евроатлантической - пока) интеграции. Он связывает развитие Республики Молдова в период 2005 - 2009 гг. с необратимостью стратегического курса на европейскую интеграцию, решением приднестровского конфликта, функционированием демократических институтов и гарантированием прав национальных меньшинств. Все эти цели смогут быть достигнуты в условиях ответственного сотрудничества между властью и оппозицией, демократических гарантий свободы средств массовой информации, укрепления независимости государства. Вслед за целями, в Декларации зафискированы основные направления этого политического партнерства. Они предусматривают совместные усилия по реализации Плана действий "Республика Молдова - Европейский союз", обеспечению независимости судебной системы в соответствие с нормами и стандартами ЕС, развитию социально ориентированной рыночной экономики, мирному решению приднестровского вопроса в тесном сотрудничеств с ОБСЕ, ЕС, Румынией, Россией, США и Украиной, всестороннему укреплению роли государственного языка и развитию языков и культур национальных меньшинств.

Находящееся на стадии благих намерений партнерство между Властью и Оппозицией должно пройти проверку временем. Оно должно осуществляться ответственно, шаг за шагом воплощаться в решения и законодательные акты, чтобы заявленные намерения не оставались мертвой буквой.

Что выигрывает Власть от этого партнерства с политическими оппонентами? Прежде всего, гарантии политической стабильности и конструктивную конкуренцию в Парламенте и обществе. Что выигрывает оппозиция, соглашаясь на партнерство с политической партией, которую до этого нещадно критиковала и в Парламенте, и на площади, и на рабочих местах, в органах публичной администрации? Больше уверенности в том, что ее мнение будет учитываться при принятии политических решений, что отмечаемые неисправности политической системы будут устраняться совместными усилиями. Что выигрывает общество в целом в результате данного партнерства? Консенсусные политические ориентиры и больше уверенности в том, что противоречивые дискуссии не переродятся в дестабилизирующие политические кризисы. И, не в последнюю очередь, в результате этого парламентского партнерства вопрос о досрочных выборах, похоже, окончательно снимается с повестки дня.

И все же остается один вопрос - а именно в связи с гарантами / гарантиями политического партнерства, заключенного на старте работы нового Парламента. Поскольку участники данного соглашения являются одновременно и ее гарантами, они несут двойную ответственность. Можно предположить, что у инициативы принятия Властью и Оппозицией совместных обязательств были посредники в высоких западных кругах. Это способно свести к минимуму риск саботирования заявленного партнерства. И, наконец, заключением данного partnersip-а, на манер английской революции, молдавский политический класс смог избежать "оранжевую" революцию на улице. С теми же результатами. Во всяком случае, пока не будет доказано обратное.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ