Вместо "оранжевой" революции - первый политический partnership между Властью и Оппозицией
29.03.2005. «Молдова
Ази»
Георге Кожокару
Выдвижение пленумом Партии коммунистов на должность
руководителя Парламента образованного технократа, экс-министра экономики и
вице-премьер-министра в кабинете Тарлева, депутата по спискам правящей партии,
но беспартийного Мариана Лупу - единичный случай в истории данного политического
формирования. Будучи дисциплинированными солдатами, депутаты-коммунисты
единодушно отдали ему свои голоса, к которым присоединились еще 9 голосов из
зоны Блока "Демократическая Молдова". Ясно, что такая фигура, как Мариан Лупу,
являясь чужеродным телом в старой и пока сильной ортодоксальной партийной
гвардии, не могла бы пробиться без открытой и решающей поддержки лидера партии,
Владимира Воронина. В 2001 г. Воронин продвинул в кресло спикера малоизвестную
Еуджению Остапчук, верную соратницу по партии, но не имеющую никакого веса в
политической жизни. Тем самым президент стремился исключить появление
конкурирующих центров власти. Его нынешний выбор в пользу Мариана Лупу можно
было бы приписать той же логике, однако здесь присутствуют и другие соображения.
Лупу - не какой-нибудь инкогнито, попавший в сети Воронина. Он проявил себя как
компетентный менеджер в должности министра экономики, следовательно, четыре года
его работы в правительстве Тарлева не позволяют считать его совершенно чужим в
стане коммунистов. В то же время бывший министр экономики - не просто уважаемое
лицо внутри правящих кругов, он известен и вне этой среды, и считается
представителем новой волны кишиневских политиков, ориентированных на европейские
ценности. Владимир Воронин чувствует, что у него нет никаких шансов осуществить
амбициозные задачи Плана действий Молдова - ЕС, если будет и впредь рассчитывать
на своих занафталиненных товарищей по партии и по поколению. Только продвижение
молодых реформаторов может обеспечить ему успех и уважение Запада. Кредит
доверия, оказанный Воронину в условиях, когда в Кишиневе говорилось о возможной
революционной ситуации, необходимо обеспечить продвижением людей, убедительных в
глазах Запада, то есть приверженных европейским и евроатлантическим
демократическим ценностям. Как и его предшественница в кресле спикера
Парламента, Мариан Лупу не имеет за спиной политической силы, следовательно,
несмотря на свою ярко выраженную личность, он уязвим с политической точки
зрения, находясь в полной зависимости от президента Воронина и от мажоритарной
фракции коммунистов. Не исключено, что вновь избранному руководителю Парламента
отведена определенная роль в будущей партийной конструкции, которая появится
вследствие обещанной Ворониным модернизации нынешней Партии коммунистов.
Сюрпризом первого заседания нового Парламента стало
поведение Думитру Дьякова, в прошлом вдохновителя проекта создания в Кишиневе,
совместно с коммунистами, единой демократической силы левого толка. По неясным
пока мотивам, вместе с другими 7 депутатами Демократической партии, Дьяков
дезертировал из Блока "Демократическая Молдова", проголосовав за кандидатуру
Мариана Лупу в качестве председателя Парламента. Самое слабое звено БДМ, Дьяков
первым разорвал единство Оппозиции. Вне всякого сомнения, с голосами Дьякова в
кармане Воронин без проблем обновит свой мандат главы государства, что позволит
избежать досрочных парламентских выборов.
Наибольший интерес вызывает вопрос о том, какова цена
парламентской и политической стабильности, вокруг которой велись / ведутся
переговоры? Приблизительный ответ могла бы дать Декларация о политическом
партнерстве во имя достижения задач европейской интеграции, единогласно принятая
Парламентом по инициативе его нового председателя. Этот документ, являющийся
уникальным случаем в политической жизни Республики Молдова, пронизан
подчеркнутой приверженностью целям европейской (но не евроатлантической - пока)
интеграции. Он связывает развитие Республики Молдова в период 2005 - 2009 гг. с
необратимостью стратегического курса на европейскую интеграцию, решением
приднестровского конфликта, функционированием демократических институтов и
гарантированием прав национальных меньшинств. Все эти цели смогут быть
достигнуты в условиях ответственного сотрудничества между властью и оппозицией,
демократических гарантий свободы средств массовой информации, укрепления
независимости государства. Вслед за целями, в Декларации зафискированы основные
направления этого политического партнерства. Они предусматривают совместные
усилия по реализации Плана действий "Республика Молдова - Европейский союз",
обеспечению независимости судебной системы в соответствие с нормами и
стандартами ЕС, развитию социально ориентированной рыночной экономики, мирному
решению приднестровского вопроса в тесном сотрудничеств с ОБСЕ, ЕС, Румынией,
Россией, США и Украиной, всестороннему укреплению роли государственного языка и
развитию языков и культур национальных меньшинств.
Находящееся на стадии благих намерений партнерство между
Властью и Оппозицией должно пройти проверку временем. Оно должно осуществляться
ответственно, шаг за шагом воплощаться в решения и законодательные акты, чтобы
заявленные намерения не оставались мертвой буквой.
Что выигрывает Власть от этого партнерства с
политическими оппонентами? Прежде всего, гарантии политической стабильности и
конструктивную конкуренцию в Парламенте и обществе. Что выигрывает оппозиция,
соглашаясь на партнерство с политической партией, которую до этого нещадно
критиковала и в Парламенте, и на площади, и на рабочих местах, в органах
публичной администрации? Больше уверенности в том, что ее мнение будет
учитываться при принятии политических решений, что отмечаемые неисправности
политической системы будут устраняться совместными усилиями. Что выигрывает
общество в целом в результате данного партнерства? Консенсусные политические
ориентиры и больше уверенности в том, что противоречивые дискуссии не
переродятся в дестабилизирующие политические кризисы. И, не в последнюю очередь,
в результате этого парламентского партнерства вопрос о досрочных выборах,
похоже, окончательно снимается с повестки дня.
И все же остается один вопрос - а именно в связи с
гарантами / гарантиями политического партнерства, заключенного на старте работы
нового Парламента. Поскольку участники данного соглашения являются одновременно
и ее гарантами, они несут двойную ответственность. Можно предположить, что у
инициативы принятия Властью и Оппозицией совместных обязательств были посредники
в высоких западных кругах. Это способно свести к минимуму риск саботирования
заявленного партнерства. И, наконец, заключением данного partnersip-а, на манер
английской революции, молдавский политический класс смог избежать "оранжевую"
революцию на улице. С теми же результатами. Во всяком случае, пока не будет
доказано обратное.
|