Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №121(15.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИЯ



Туркменские чекисты в круге первом

Оазис №2 за март 2005

Ресул Бекхан

В Ашхабаде снова чистки. Под стражу заключен генерал-лейтенант Аннагельды Гумманов, бывший министр национальной безопасности (МНБ), скопировавший судьбу всех своих четырех предшественников - прямых назначенцев президента Сапармурада Ниязова (правит страной с 1985 года и уже шесть лет наделен пожизненными полномочиями).

На скамью подсудимых Гумманов попал, будучи заместителем министра иностранных дел, хотя своего верховного поста в МНБ опытный кадровик, прошедший студенческую закалку в РФ, стажировку в Турции лишился совсем недавно - в прошлом декабре, не успев просидеть в кресле председателя МНБ и одного года. Ни о причинах задержания, ни о самом этом факте официально власти Туркменистана ничего не сообщали. Об этом сообщил Туркменский Хельсинкский фонд (ТХФ), который со стороны МНБ и, что примечательно, в бытность самого Гумманова, преследовался более чем пристрастно. В свое время ничего не просачивалось из президентского дворца и о судьбе генерал-майора Батыра Бусакова и генерал-полковника Порана Бердыева, которые, опять же, судя по сообщениям правозащитников, также сидят за решеткой и об их реальной участи до сих пор мало кто знает. Как собственно и о некогда влиятельном Мухаммеде Назарове, которого в отличие от преемников лишили воинских регалий, заставили уйти в отставку, осудили и заключили на 20-летний срок по 13 уголовным статьям при широкой огласке, пусть и за закрытыми дверями.

Особый случай

51-летний Назаров был слишком значимой фигурой, долгожителем во власти - в течение семи лет он возглавлял туркменское КГБ, внедрив его сотрудников практически во все министерства и ведомства. Все вершилось при санкции главы государства, назначившего его своим советником по координации деятельности "силовиков". При Назарове спецслужбы изрядно поправились - на тысячу человек за счет штата МВД и насчитывали в итоге около двух с половиной тысяч человек, превышая числом президентскую охрану. "Время КГБ прошло. Это при СССР он был надстройкой. КНБ, МВД, Генпрокуратура, пограничники - все должны работать сами по себе", - подчеркнул Ниязов, когда обнародовал серьезный компромат против КНБ времен Назарова. Особо обличительно звучала речь Порана Бердыева бывшего тогда у руля МВД, затем сменившего Назарова. Он с возмущением вспоминал, что сотрудники КНБ подкидывали его сотрудникам наркотики и сажали в тюрьму "без суда и следствия". КНБ после пережила самую масштабную чистку в когорте кадровых офицеров. Десятки оказались в заключении, Верховный Суд Туркмении признал их виновными в преднамеренных убийствах, предумышленном нанесении тяжелых увечий, превышении должностных полномочий, незаконных задержаниях и арестах граждан, коррупции, контрабанде наркотическими веществами. При общем ажиотаже не скрыли, казалось бы, и заурядной для азиатских режимов детали. Один из зампредов председателя КНБ владел частной гостиницей, обладал значительными наделами земли и двумя большими особняками. Все это обещали раздать "простым смертным".

Внешне ничего не предвещало спешной "смены караула". Назарова в кулуарах звали "вторым человеком в государстве" и даже прочили еще большую власть в будущем. Этими амбициями, которыми "грели уши" Назарова его приближенные во время внутренних пиршеств и был вызван неожиданный отъезд "Великого", как величают придворные певцы "Туркменбаши" с "саммита без галстуков" глав государств СНГ, с особым шиком проходившего в лучах горнолыжного курорта Чимбулак в марте 2002 года. Что там нашептали коллеги по цеху - можно лишь догадываться, но у туркменского президента на долгое время пропала охота оставлять вотчину без присмотра.

Незадолго до саммита СНГ в ноябре 2001 года американский консалтингово-исследовательский фонд "Евразия" поделился с журналистами сенсацией: источник приближенный к Белому Дому допустил утечку о, якобы, готовящемся Кремлем плане по устранению туркменского лидера. В Чимбулаке Ниязову попытались доказать обратное. Его благосклонность ценилась дорого: страна которой он руководит обладает мировыми запасами природного газа. Да и вообще он для остальных наследников СССР был более понятен - чувствовалась партийная закалка.

Большая перемена

Спустя год после пророчеств в ноябре 2002 года мир с уст самого Ниязова узнал о попытке покушения на его жизнь. Он назвал заказчиков, МИД заподозрил в причастности некоторых политиков России, где в то время и укрывались представители так называемого оппозиционного крыла, в основном состоящего из бывшей номенклатуры. В этом списке замаячила и заметная фигура Бориса Шихмурадова, бывшего министра иностранных дел и посла в Пекине. Сейчас, он, как и ряд его соратников отбывает под Ашхабадом свое пожизненное заключение. Однако, подозрительность в отношении КНБ, наспех переименованного в МНБ, осталась у Ниязова "всерьез и надолго".

Верхушка МНБ меняется раз в год, а то и в полгода и его костяком все больше становятся честолюбивые молодые ребята с мест. Недавно президентским указом, Ахалский велаят (область) в структуре МНБ было поручено курировать парню, которому по всей видимости нет и тридцати. Штатную ситуацию по замене очередного шефа в МНБ туркменский глава комментирует скупо: Гумманов был уволен - за "мягкотелость", Бусаков "за неопытность", Бердыев "за излишнюю сдержанность". При этом, все они трудоустраивались по указке президента, кто в МИД, кто на какую-либо иную госслужбу.

Общеизвестно, что все они до назначения в МНБ проходили тщательный отбор - родословную проверяли до седьмого колена и все были не из последнего эшелона власти. К примеру, молодой Бусаков был телохранителем Туркменбаши, Гумманов руководил погранслужбой. "Ситуация с частой сменой руководства туркменских силовых органов, причины побуждающие к этому и безапелляционное преследование чиновников с отправкой в места лишения свободы напоминает период сталинских репрессий в СССР", - констатирует ТХФ.

Парадокс, но факт. Конкурс среди желающих на поступление в Военный институт, который имеет отдельный факультет спецслужб, после всех этих драматических перетасовок не становится меньше, а французская строительная компания "Буиг" приступила к строительству монументального здания Академии Министерства национальной безопасности. И есть для кого.




Дело – труба!

05.04.2005. Центр "Новая политика"

Дина Малышева

У туркменского диктатора и украинского демократа совпали интересы

В последней декаде марта президент Украины совершил двухдневный официальный визит в Туркменистан, где тепло пообщался с главой этого государства, дружно осуждаемого за "диктаторские замашки" и "массовые нарушения прав человека" Европой и Америкой – то есть теми, кто вдохновлял "оранжевую революцию" на Украине и восхищался ею. Но лозунги – это одно, а реальная политика – совсем другое. И украинский президент ничем не отличается от своих западных коллег, а также и от многих других глав государств в мире, которые пытаются совмещать несовместимое – рассуждать о демократии и одновременно сотрудничать – во имя "национальных интересов" – с отнюдь не либеральными режимами. В случае Украины причины, побудившие Виктора Ющенко крепить дружбу с Туркменбаши, весьма серьезны и основательны. Главнейшая из них – труба. Газовая.

Туркменистан является крупнейшим поставщиком природного газа на Украину и по условиям украинско-туркменского межгосударственного соглашения о сотрудничестве в газовой сфере на 2002—2006 годы, Украина импортирует порядка 36 миллиардов кубометров газа в год, что покрывает половину ее спроса. Остальное приходится на долю "Газпрома", других российских компаний и собственных украинских месторождений. Кроме газа, Украина получает от Туркменистана нефтепродукты, сырую нефть и текстиль. При этом Украина выступает в этом тандеме не только как заинтересованная сторона: без ее труб, качающих туркменский газ в Европу, "голубое топливо" Туркменистана не имело бы столь высокой цены. Доказанные запасы природного газа на территории Туркменистана составляют порядка 2.86 триллионов кубометров, в то время как объем добычи газа в этой стране достигает около 60 млрд. кубометров в год. Для внутреннего потребления используется 10—12 млрд. кубометров газа, остальной объем экспортируется. Газовый экспорт – главная статья дохода для Туркменистана и, что немаловажно – основной ресурс, обеспечивающий местной правящей господствующей группе возможность бесконтрольно распоряжаться государственными ресурсами и поддерживать одновременно приемлемый уровень стабильности. Именно "газовые деньги" позволяют Туркменбаши сколько угодно "закручивать гайки", душить оппозицию, расправляться со своими противниками, в том числе и на российской территории, на что Москва деликатно закрывает глаза.

А между тем именно от России в значительной мере зависит главная статья доходов Туркмении. Она, как и ни одно другое государство Центральной Азии, не в состоянии заниматься экспортом своего газа без учета интересов "Газпрома". От этой компании зависит возможность доступа к российской газотранспортной системе и именно "Газпром" выполняет функции оператора транзита туркменского газа через трубопроводную систему Средняя Азия — Центр (ГТС САЦ), проходящую через территории Узбекистана, Казахстана и России и являющуюся главным и пока единственным выходом для центрально-азиатских стран на внешние рынки.

Между тем далеко не все в газовом треугольнике Туркменистан-Россия-Украина гладко и однозначно. Работа над проектом реконструкции и развития газопроводной системы ГТС САЦ (она предусмотрена в рамках подписанного Путиным и Ниязовым соглашения) не может начаться из-за невыполнения Ашгабадом ключевого условия разработки ТЭО – предоставления международного аудита своих запасов, подтверждающего возможности туркменской стороны поставлять необходимые объемы газа. Стороны должны были согласовать результаты аудита еще осенью прошлого года, но это не сделано до сих пор, что порождает у партнеров Туркменистана сомнения в достоверности официальной туркменской статистики относительно истинных объемов неразведанных и разведанных запасов туркменского газа. С аналогичной ситуацией сталкиваются энергетические компании и в Азербайджане, где официально заявленные запасы нефти так и не подтверждены независимыми источниками.

Со своей стороны Туркменистан недоволен тем, что свыше половины его газа, предназначенного для Украины, Россия потребляет сама, компенсируя это поставками на Украину собственного "голубого топлива", но по своим и более высоким ценам. Как напоминают эксперты, еще в 1999 г. на переговорах с тогдашним главой "Газпрома" Рэмом Вяхиревым Сапармурат Ниязов резко критиковал ценовую и реэкспортную политику "Газпрома", обвиняя его, в частности, в сверхвысоких наценках на транзитный туркменский газ и в нелегальном реэкспорте его в европейское зарубежье. Эти обвинения не были опровергнуты российской стороной.

Не удивительно, что Ашгабад, не смиряясь с тем, что Россия остается монополистом в прокачке туркменского и всего центрально-азиатского газа, не прекращает поисков альтернативных российским путей доставки газа на внешние рынки. В этом ряду – проталкиваемая Туркменбаши с 1995 года идея Трансафганского транспортного трубопровода, который позволил бы качать газ на восток в обход России. Ищет Туркменбаши и союзников, в опоре на которых на переговорах с Россией можно было бы занять гораздо более жесткие позиции, нежели сейчас. В эту противоречащую российским интересам долгосрочную стратегию Ашгабада легко укладываются переговоры с "оранжевым" украинским руководством тем более, что и оно стремится при опоре на европейские и американские структуры и капитал освободиться от "имперских пут" Москвы. Словом, у туркменского диктатора и украинского демократа обнаруживается очевидное совпадение интересов.

Однако туркменский лидер не раз подтверждал репутацию ненадежного партнера. Вот и в конце прошлого года он проявил в очередной раз склонность к экономическому шантажу. Воспользовавшись политической заварухой, связанной с выборной борьбой на Украине, Ашгабад внезапно объявил 27 декабря ультиматум "Газпрому" и "Нафтогазу Украины", являющейся крупнейшей национальной нефтегазовой компанией страны. Суть его состояла в то, что с Нового года Туркменистан объявлял о прекращении подачи топлива в газотранспортные системы России и Украины по старой цене – в 44 доллара за тысячу кубометров и о повышении ее до 60 долларов. Согласно сообщению туркменской стороны, данное решение не имело политического подтекста и было обусловлены лишь тем, что соответствующие контракты на поставку газа в 2005 году не были заключены. Официально Ашхабад объяснил свое решение и тем, что существующая цена на туркменское топливо значительно ниже среднемировой и что в пять-десять раз взлетели цены на товары, в том числе на поставляемые с Украины по клирингу по товарной части расчетов за газ трубы и металлопродукцию. Однако нашлось и неофициальное объяснение такому решению туркменского правительства. Согласно такой неофициальной версии случившегося, Туркменбаши был просто взбешен доведенной до него информацией, что инициаторами повышения цен на украинские товары были украинские компании, связанные с оппозицией. Они, практически ничего не заработав на повышении, все полученные сверхприбыли направили на нужды "оранжевой" революции, сделав, таким образом, Туркмению косвенным ее спонсором.

Тогдашний глава "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко, который рисковал оставить значительную часть своей страны без газа, вынужден был подписать 3 января 2005 г. новый контракт с Туркменистаном по новой цене — 58 долл. В противном случае замену туркменскому газу Украине пришлось бы искать в "Газпроме", что и предлагали сделать руководители последнего в декабре, как только туркменский лидер объявил о своем решении. Ровно через два месяца – 3 марта Юрий Бойко был отстранен президентским указом от руководства компанией, и Ющенко лично попытался "разрулить" ситуацию – уговорить во время своего визита Туркменбаши пересмотреть крайне невыгодное для Украины решение о повышении цены на газ.

До встречи с туркменским президентом его украинский коллега постарался заручиться политической поддержкой на Западе, в частности – в Германии, где он 9 марта провел успешные переговоры с главой энергоконцерна E.ON Ruhrgas Бурхардом Бергманном. Комментируя итоги состоявшихся 9 марта в Германии переговоров Президента Украины Виктора Ющенко и главы E.ON Ruhrgas Бурхарда Бергманна, председатель правления E.ON. Вульф Бернотат подтвердил, что E.ON получил предложение "активизировать" работу по созданию консорциума по транзиту газа по территории Украины. Бернотат заявил также о возможном вхождении E.ON в состав российско-украинского газотранспортного консорциума. "Украинский президент предложил вдохнуть жизнь в этот проект, и E.ON поддерживает эту инициативу", – заявил глава E.ON.

В дополнении к этому Deutsche Bank, являющийся давним партнером российского "Газпрома", в присутствии президента Виктора Ющенко подписал с "Нафтогазом Украины" рамочный документ о том, что немецкий банк откроет "Нафтогазу" кредитную линию в размере около 2 млрд. евро "для реализации международных проектов компании". По словам нового руководителя "Нафтогаза", назначенца Ющенко, Алексея Ивченко, кредит должен быть погашен в течение 5—7 лет, и его среднегодовой процент составляет около 8 %. Предполагается, что выделенная сумма будет направлена на модернизацию нефтегазотранспортной сферы, геологоразведку, реализацию других проектов. Ивченко не исключил, что эти деньги могут быть использованы в достройке нефтепровода "Одесса—Броды" до польского Плоцка, а также могут быть использованы для участия Украины в трехстороннем газотранспортном консорциуме с Германией и Россией. Кредит может быть также направлен на модернизацию добычи газа в Украине с тем, чтобы увеличивать ее в среднем на 2 млрд. куб. м в год. Учитывая существующие противоречия между Россией и Туркменией, достигнутые украинско-германские договоренности могли бы в теории стать серьезным вызовом монополии "Газпрома" на экспорт газа в Восточную и Центральную Европу.

Между тем все предшествующие переговоры с Германией в тройном формате – российско-украинско-германском – не имели пока никаких реальных результатов. Само решение создать международный газотранспортный консорциум принималось на встрече В. Путина, Л. Кучмы и Г. Шредера в Петербурге, однако затем трехсторонние переговоры сменились форматом двустронних – между "Нафтогазом" и "Газпромом". Без участия немецкой стороны накануне президентских выборов на Украине был создан украино-российский "Международный консорциум по эксплуатации и развитию газотранспортной системы Украины". Подписанное главами правительств Украины и России в Сочи 18 августа 2004 г. соглашение "О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли", предусматривало увеличение объемов транзита российского газа через территорию Украины на 5 млрд. кубометров. Рамочный документ фактически означал переход от предынвестиционной к инвестиционной фазе в строительстве нового газопровода Богородчаны — Ужгород. Другое дело, что эти соглашения, а также и все другие подписанными прошлым украинским руководством договоренности с Россией, новые власти в Киеве собираются проверить на соответствие с "патриотичностью". Представляется, что и недавние украино-германские договоренности имели, скорее, демонстрационно-политический эффект, нежели несли какую бы то ни было серьезную экономическую нагрузку. И рассматривать их можно как знак выражения солидарности европейского государства с молодым демократическим режимом Киева.

Но если в германской столице украинскому президенту хотя бы обещали заманчивые проекты, то в Ашгабаде, кроме радушного приема, он ничего не добился. Были подписаны малозначащие документы (Договор о передаче лиц, осужденных к лишению свободы; Соглашение о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев; Соглашение между хякимликом Балканского велаята Туркмении и Донецкой областной государственной администрации Украины о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве и пр.). А вот вернуться к прежней цене на газ Украине не удалось (хотя его цена для "Газпрома" осталась прежней). Чтобы как-то подсластить горькую пилюлю, Туркменбаши пообещал Ющенко допустить в будущем украинские компании к добыче газа на туркменском шельфе Каспия. Были обсуждены также варианты конкурентного России транзита туркменского газа в Восточную Европу и на Балканы через Украину и Молдавию. При этом оптимальным для транспортировки газа планируемым консорциумом стал бы, по мнению украинской стороны, действующий маршрут Туркменистан-Александров Гай-Новопсков, по которому можно прокачивать 60-70 млрд. кубометров туркменского газа. Украина предполагает использовать часть этих мощностей, а часть транспортировать через свою территорию в Европу.

По мнению украинских аналитиков, возможен и вариант транспортировки этого энергосырья через Каспий и Закавказье с поставкой Украине сжиженного газа из Батуми или Поти: проекты строительства вблизи этих портов заводов по сжижению газа в настоящее время дорабатываются. Обсудили украинский и туркменский президенты давнее предложение Ашгабада о создании в рамках всего СНГ консорциума по экспорту, импорту и транзиту газа, чтобы все поставщики и потребители могли совместно регулировать взаимные поставки "голубого топлива" и его транзит. В отличие от российской аналогичной идеи, туркменский вариант предусматривает сохранение национальной собственности в газотранспортной системе. Одним словом, Ашхабад и Киев начали конкурировать с Москвой в газоснабжении и в транзите газа через страны Содружества.

Но все эти прожекты не перекрывают разочарования от отсутствия реального прорыва в "трубной политике" Украины, которой так и не удалось заключить с Туркменистаном альтернативный России газотранспортный альянс, не удалось уговорить туркменскую сторону предметно осветить перспективы украинско-туркменского сотрудничества в газовой сфере в 2007 году и позднее. И дело не в том, что Россия, по словам украинской газеты "Зеркало недели", "отрезала Украину от прямого диалога с Туркменистаном". Как бы ни было неприятно нашим европейским соседям, озабоченным энергетической безопасностью – своей и ЕС, Россия по-прежнему замыкает на себе все газовые потоки, сводя на нет любые возможности их диверсификации. В апреле 2003-го российский президент подписал с президентом Туркменистана соглашение на 25 лет: согласно соглашению, РФ постоянно и беспрерывно будут закупать туркменский газ до 2028 года. С каждым годом объем закупок будет увеличиваться: с 10 млрд. кубометров в 2006 году до 63—73 млрд. в 2008-м. Перебрасывая газ европейским потребителям, а также Украине, Россия и ее "Газпром" будут сохранять свое присутствие в энергетике стран-импортеров. Для Украины такое развитие событий – объективная реальность.

Попытаться стать локомотивом ЕС, тараном, который смог бы прорвать российскую газовую монополию, у украинского президента не вышло. Это означает одно – Киев вынужден будет выстраивать нормальные межгосударственные отношения с Россией, в том числе и в сфере экономики, как бы ни стремились отдельные украинские политики к установлению примата идеологии над политикой.




Туркменбаши победит на альтернативной основе!

11.04.2005. Немецкая волна

В.Волков, О.Сарыев

В Туркмении впервые пройдут альтернативные президентские выборы

Международные информационные агентства распространили сообщение о том, что в Туркмении впервые пройдут альтернативные президентские выборы, и что состоится это в 2009 году. Агентство "Рейтер" приводит следующие слова президента республики Сапармурата Ниязова: "В январе 2009 года трех-четырех кандидатов нужно выпустить в президентскую гонку, проследив, чтобы все они соответствовали закону и были чисты. Утвердим их и проведем открытые выборы президента". Значит ли это, что, по утверждению "Рейтер", "авторитарный лидер, критикуемый Западом за ущемления гражданских свобод", решил сделать шаг к демократизации Туркмении?

Сапармурат Туркменбаши уже не в первый раз говорит о президентских выборах – ранее он не только называл дату, но и назначал себе преемников. (Впрочем, судьба этих преемников было незавидной – они в скором времени оказывались в лучшем случае уволенными со свои высоких должностей, а в худшем – за решеткой). По информации "Рейтер", "западные аналитики предрекают кровавую схватку конкурирующих внутри элиты группировок за власть в богатой газом Туркмении в случае неожиданного ухода Ниязова". Однако определенным ответом на эти прогнозы прозвучали слова самого Туркменбаши, произнесенные на последнем заседании правительства: "Сам я, скажу вам, не буду стоять в стороне от общественных и государственных дел, буду работать. Но президента если другого не изберем, то мы от этого пострадаем". Согласно плану, предложенному Ниязовым, в декабре 2006-январе 2007 годов должны пройти выборы в районные советы, через год – в областные органы власти, а в 2008 году должен быть избран парламент республики, причем его полномочия будут расширены. А в 2009 году Халк Маслахаты, Народный совет Туркмении, назначаемый Туркменбаши, должен выдвинуть 3-4 кандидатов на пост президента. Выборы президента должны, по утверждению Туркменбаши, подвести черту под формированием новой вертикали власти, построенной на демократической основе. Об этом сообщает наш корреспондент Ораз Сарыев. Кроме того, по предложению нынешнего президента, до 2009 года предстоит в добавок к единственной существующей сейчас легально в Туркмении партии создать еще две партии. Все эти вопросы Туркменбаши предложил обсудить в конце октября 2005 года, на заседании Халк Маслахаты." Европа и ряд других государств нас все торопят, говоря, что у нас нет партий, демократии. У нас и демократия есть, и человеческих прав полно. Куда хочешь иди, работай, что хочешь говори... Создавай свой бизнес, выезжай-приезжай, учись, получай образование...Большей демократии и не бывает", - заключил Туркменбаши. Что же – туркменский режим, который международные правозащитные организации в течение последних лет прямо называли одним из самых страшных диктаторских режимов в мире, решил развернуться лицом к демократическим ценностям? По мнению источника в аппарате Туркменбаши, вряд ли. В беседе с корреспондентом "НВ" Оразом Сарыевым источник сообщил, что Сапармурат Ниязов намерен отдать президентское кресло только после того, как обеспечит себе юридическую основу для полновластного правления и неприкосновенности в качестве главы Халк Маслахаты. Тогда президентом может стать один из его верных подчиненных, но реальных полномочий этот президент будет лишен, зато мировой общественности и международным институтам будет продемонстрирована новая, "демократическая Туркмения". Однако по словам источника, Сапармурат Ниязов очень недоверчив, и прежде чем он обеспечит полную преемственность своей власти на новом посту, никаких президентских выборов не состоится. 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ