Дело – труба!
05.04.2005. Центр "Новая
политика"
Дина Малышева
У
туркменского диктатора и украинского демократа совпали интересы
В последней декаде марта президент Украины совершил
двухдневный официальный визит в Туркменистан, где тепло пообщался с главой этого
государства, дружно осуждаемого за "диктаторские замашки" и "массовые нарушения
прав человека" Европой и Америкой – то есть теми, кто вдохновлял "оранжевую
революцию" на Украине и восхищался ею. Но лозунги – это одно, а реальная
политика – совсем другое. И украинский президент ничем не отличается от своих
западных коллег, а также и от многих других глав государств в мире, которые
пытаются совмещать несовместимое – рассуждать о демократии и одновременно
сотрудничать – во имя "национальных интересов" – с отнюдь не либеральными
режимами. В случае Украины причины, побудившие Виктора Ющенко крепить дружбу с
Туркменбаши, весьма серьезны и основательны. Главнейшая из них – труба.
Газовая.
Туркменистан является крупнейшим поставщиком природного
газа на Украину и по условиям украинско-туркменского межгосударственного
соглашения о сотрудничестве в газовой сфере на 2002—2006 годы, Украина
импортирует порядка 36 миллиардов кубометров газа в год, что покрывает половину
ее спроса. Остальное приходится на долю "Газпрома", других российских компаний и
собственных украинских месторождений. Кроме газа, Украина получает от
Туркменистана нефтепродукты, сырую нефть и текстиль. При этом Украина выступает
в этом тандеме не только как заинтересованная сторона: без ее труб, качающих
туркменский газ в Европу, "голубое топливо" Туркменистана не имело бы столь
высокой цены. Доказанные запасы природного газа на территории Туркменистана
составляют порядка 2.86 триллионов кубометров, в то время как объем добычи газа
в этой стране достигает около 60 млрд. кубометров в год. Для внутреннего
потребления используется 10—12 млрд. кубометров газа, остальной объем
экспортируется. Газовый экспорт – главная статья дохода для Туркменистана и, что
немаловажно – основной ресурс, обеспечивающий местной правящей господствующей
группе возможность бесконтрольно распоряжаться государственными ресурсами и
поддерживать одновременно приемлемый уровень стабильности. Именно "газовые
деньги" позволяют Туркменбаши сколько угодно "закручивать гайки", душить
оппозицию, расправляться со своими противниками, в том числе и на российской
территории, на что Москва деликатно закрывает глаза.
А между тем именно от России в значительной мере зависит
главная статья доходов Туркмении. Она, как и ни одно другое государство
Центральной Азии, не в состоянии заниматься экспортом своего газа без учета
интересов "Газпрома". От этой компании зависит возможность доступа к российской
газотранспортной системе и именно "Газпром" выполняет функции оператора транзита
туркменского газа через трубопроводную систему Средняя Азия — Центр (ГТС САЦ),
проходящую через территории Узбекистана, Казахстана и России и являющуюся
главным и пока единственным выходом для центрально-азиатских стран на внешние
рынки.
Между тем далеко не все в газовом треугольнике
Туркменистан-Россия-Украина гладко и однозначно. Работа над проектом
реконструкции и развития газопроводной системы ГТС САЦ (она предусмотрена в
рамках подписанного Путиным и Ниязовым соглашения) не может начаться из-за
невыполнения Ашгабадом ключевого условия разработки ТЭО – предоставления
международного аудита своих запасов, подтверждающего возможности туркменской
стороны поставлять необходимые объемы газа. Стороны должны были согласовать
результаты аудита еще осенью прошлого года, но это не сделано до сих пор, что
порождает у партнеров Туркменистана сомнения в достоверности официальной
туркменской статистики относительно истинных объемов неразведанных и разведанных
запасов туркменского газа. С аналогичной ситуацией сталкиваются энергетические
компании и в Азербайджане, где официально заявленные запасы нефти так и не
подтверждены независимыми источниками.
Со своей стороны Туркменистан недоволен тем, что свыше
половины его газа, предназначенного для Украины, Россия потребляет сама,
компенсируя это поставками на Украину собственного "голубого топлива", но по
своим и более высоким ценам. Как напоминают эксперты, еще в 1999 г. на
переговорах с тогдашним главой "Газпрома" Рэмом Вяхиревым Сапармурат Ниязов
резко критиковал ценовую и реэкспортную политику "Газпрома", обвиняя его, в
частности, в сверхвысоких наценках на транзитный туркменский газ и в нелегальном
реэкспорте его в европейское зарубежье. Эти обвинения не были опровергнуты
российской стороной.
Не удивительно, что Ашгабад, не смиряясь с тем, что
Россия остается монополистом в прокачке туркменского и всего
центрально-азиатского газа, не прекращает поисков альтернативных российским
путей доставки газа на внешние рынки. В этом ряду – проталкиваемая Туркменбаши с
1995 года идея Трансафганского транспортного трубопровода, который позволил бы
качать газ на восток в обход России. Ищет Туркменбаши и союзников, в опоре на
которых на переговорах с Россией можно было бы занять гораздо более жесткие
позиции, нежели сейчас. В эту противоречащую российским интересам долгосрочную
стратегию Ашгабада легко укладываются переговоры с "оранжевым" украинским
руководством тем более, что и оно стремится при опоре на европейские и
американские структуры и капитал освободиться от "имперских пут" Москвы. Словом,
у туркменского диктатора и украинского демократа обнаруживается очевидное
совпадение интересов.
Однако туркменский лидер не раз подтверждал репутацию
ненадежного партнера. Вот и в конце прошлого года он проявил в очередной раз
склонность к экономическому шантажу. Воспользовавшись политической заварухой,
связанной с выборной борьбой на Украине, Ашгабад внезапно объявил 27 декабря
ультиматум "Газпрому" и "Нафтогазу Украины", являющейся крупнейшей национальной
нефтегазовой компанией страны. Суть его состояла в то, что с Нового года
Туркменистан объявлял о прекращении подачи топлива в газотранспортные системы
России и Украины по старой цене – в 44 доллара за тысячу кубометров и о
повышении ее до 60 долларов. Согласно сообщению туркменской стороны, данное
решение не имело политического подтекста и было обусловлены лишь тем, что
соответствующие контракты на поставку газа в 2005 году не были заключены.
Официально Ашхабад объяснил свое решение и тем, что существующая цена на
туркменское топливо значительно ниже среднемировой и что в пять-десять раз
взлетели цены на товары, в том числе на поставляемые с Украины по клирингу по
товарной части расчетов за газ трубы и металлопродукцию. Однако нашлось и
неофициальное объяснение такому решению туркменского правительства. Согласно
такой неофициальной версии случившегося, Туркменбаши был просто взбешен
доведенной до него информацией, что инициаторами повышения цен на украинские
товары были украинские компании, связанные с оппозицией. Они, практически ничего
не заработав на повышении, все полученные сверхприбыли направили на нужды
"оранжевой" революции, сделав, таким образом, Туркмению косвенным ее
спонсором.
Тогдашний глава "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко, который
рисковал оставить значительную часть своей страны без газа, вынужден был
подписать 3 января 2005 г. новый контракт с Туркменистаном по новой цене — 58
долл. В противном случае замену туркменскому газу Украине пришлось бы искать в
"Газпроме", что и предлагали сделать руководители последнего в декабре, как
только туркменский лидер объявил о своем решении. Ровно через два месяца – 3
марта Юрий Бойко был отстранен президентским указом от руководства компанией, и
Ющенко лично попытался "разрулить" ситуацию – уговорить во время своего визита
Туркменбаши пересмотреть крайне невыгодное для Украины решение о повышении цены
на газ.
До встречи с туркменским президентом его украинский
коллега постарался заручиться политической поддержкой на Западе, в частности – в
Германии, где он 9 марта провел успешные переговоры с главой энергоконцерна E.ON
Ruhrgas Бурхардом Бергманном. Комментируя итоги состоявшихся 9 марта в Германии
переговоров Президента Украины Виктора Ющенко и главы E.ON Ruhrgas Бурхарда
Бергманна, председатель правления E.ON. Вульф Бернотат подтвердил, что E.ON
получил предложение "активизировать" работу по созданию консорциума по транзиту
газа по территории Украины. Бернотат заявил также о возможном вхождении E.ON в
состав российско-украинского газотранспортного консорциума. "Украинский
президент предложил вдохнуть жизнь в этот проект, и E.ON поддерживает эту
инициативу", – заявил глава E.ON.
В дополнении к этому Deutsche Bank, являющийся давним
партнером российского "Газпрома", в присутствии президента Виктора Ющенко
подписал с "Нафтогазом Украины" рамочный документ о том, что немецкий банк
откроет "Нафтогазу" кредитную линию в размере около 2 млрд. евро "для реализации
международных проектов компании". По словам нового руководителя "Нафтогаза",
назначенца Ющенко, Алексея Ивченко, кредит должен быть погашен в течение 5—7
лет, и его среднегодовой процент составляет около 8 %. Предполагается, что
выделенная сумма будет направлена на модернизацию нефтегазотранспортной сферы,
геологоразведку, реализацию других проектов. Ивченко не исключил, что эти деньги
могут быть использованы в достройке нефтепровода "Одесса—Броды" до польского
Плоцка, а также могут быть использованы для участия Украины в трехстороннем
газотранспортном консорциуме с Германией и Россией. Кредит может быть также
направлен на модернизацию добычи газа в Украине с тем, чтобы увеличивать ее в
среднем на 2 млрд. куб. м в год. Учитывая существующие противоречия между
Россией и Туркменией, достигнутые украинско-германские договоренности могли бы в
теории стать серьезным вызовом монополии "Газпрома" на экспорт газа в Восточную
и Центральную Европу.
Между тем все предшествующие переговоры с Германией в
тройном формате – российско-украинско-германском – не имели пока никаких
реальных результатов. Само решение создать международный газотранспортный
консорциум принималось на встрече В. Путина, Л. Кучмы и Г. Шредера в Петербурге,
однако затем трехсторонние переговоры сменились форматом двустронних – между
"Нафтогазом" и "Газпромом". Без участия немецкой стороны накануне президентских
выборов на Украине был создан украино-российский "Международный консорциум по
эксплуатации и развитию газотранспортной системы Украины". Подписанное главами
правительств Украины и России в Сочи 18 августа 2004 г. соглашение "О мерах по
обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли", предусматривало
увеличение объемов транзита российского газа через территорию Украины на 5 млрд.
кубометров. Рамочный документ фактически означал переход от предынвестиционной к
инвестиционной фазе в строительстве нового газопровода Богородчаны — Ужгород.
Другое дело, что эти соглашения, а также и все другие подписанными прошлым
украинским руководством договоренности с Россией, новые власти в Киеве
собираются проверить на соответствие с "патриотичностью". Представляется, что и
недавние украино-германские договоренности имели, скорее,
демонстрационно-политический эффект, нежели несли какую бы то ни было серьезную
экономическую нагрузку. И рассматривать их можно как знак выражения солидарности
европейского государства с молодым демократическим режимом Киева.
Но если в германской столице украинскому президенту хотя
бы обещали заманчивые проекты, то в Ашгабаде, кроме радушного приема, он ничего
не добился. Были подписаны малозначащие документы (Договор о передаче лиц,
осужденных к лишению свободы; Соглашение о регулировании процесса переселения и
защиты прав переселенцев; Соглашение между хякимликом Балканского велаята
Туркмении и Донецкой областной государственной администрации Украины о
торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве и пр.).
А вот вернуться к прежней цене на газ Украине не удалось (хотя его цена для
"Газпрома" осталась прежней). Чтобы как-то подсластить горькую пилюлю,
Туркменбаши пообещал Ющенко допустить в будущем украинские компании к добыче
газа на туркменском шельфе Каспия. Были обсуждены также варианты конкурентного
России транзита туркменского газа в Восточную Европу и на Балканы через Украину
и Молдавию. При этом оптимальным для транспортировки газа планируемым
консорциумом стал бы, по мнению украинской стороны, действующий маршрут
Туркменистан-Александров Гай-Новопсков, по которому можно прокачивать 60-70
млрд. кубометров туркменского газа. Украина предполагает использовать часть этих
мощностей, а часть транспортировать через свою территорию в Европу.
По мнению украинских аналитиков, возможен и вариант
транспортировки этого энергосырья через Каспий и Закавказье с поставкой Украине
сжиженного газа из Батуми или Поти: проекты строительства вблизи этих портов
заводов по сжижению газа в настоящее время дорабатываются. Обсудили украинский и
туркменский президенты давнее предложение Ашгабада о создании в рамках всего СНГ
консорциума по экспорту, импорту и транзиту газа, чтобы все поставщики и
потребители могли совместно регулировать взаимные поставки "голубого топлива" и
его транзит. В отличие от российской аналогичной идеи, туркменский вариант
предусматривает сохранение национальной собственности в газотранспортной
системе. Одним словом, Ашхабад и Киев начали конкурировать с Москвой в
газоснабжении и в транзите газа через страны Содружества.
Но все эти прожекты не перекрывают разочарования от
отсутствия реального прорыва в "трубной политике" Украины, которой так и не
удалось заключить с Туркменистаном альтернативный России газотранспортный
альянс, не удалось уговорить туркменскую сторону предметно осветить перспективы
украинско-туркменского сотрудничества в газовой сфере в 2007 году и позднее. И
дело не в том, что Россия, по словам украинской газеты "Зеркало недели",
"отрезала Украину от прямого диалога с Туркменистаном". Как бы ни было неприятно
нашим европейским соседям, озабоченным энергетической безопасностью – своей и
ЕС, Россия по-прежнему замыкает на себе все газовые потоки, сводя на нет любые
возможности их диверсификации. В апреле 2003-го российский президент подписал с
президентом Туркменистана соглашение на 25 лет: согласно соглашению, РФ
постоянно и беспрерывно будут закупать туркменский газ до 2028 года. С каждым
годом объем закупок будет увеличиваться: с 10 млрд. кубометров в 2006 году до
63—73 млрд. в 2008-м. Перебрасывая газ европейским потребителям, а также
Украине, Россия и ее "Газпром" будут сохранять свое присутствие в энергетике
стран-импортеров. Для Украины такое развитие событий – объективная
реальность.
Попытаться стать локомотивом ЕС, тараном, который смог бы
прорвать российскую газовую монополию, у украинского президента не вышло. Это
означает одно – Киев вынужден будет выстраивать нормальные межгосударственные
отношения с Россией, в том числе и в сфере экономики, как бы ни стремились
отдельные украинские политики к установлению примата идеологии над
политикой.
|