Этнокультурная политика Республики Молдова. Положение русского языка и культуры
Данный материал был представлен
ещё до президентских выборов в Молдавии на научно-методологическом семинаре
«Проблемы взаимодействия стран СНГ в области культуры», который был организован
и проведён Российской государственной библиотекой и Институтом диаспоры и
интеграции (Институт стран СНГ) в Москве, 22 февраля 2005года. Прошедшие выборы
только обострили проблему.
Геннадий
Коненко
Этнокультурная политика Республики Молдова,
основные направления и задачи в области культуры определяются сегодня
несколькими основополагающими документами, прежде всего, такими как Конституция
РМ (июль 1994 г.), Концепция государственной национальной политики РМ (декабрь
2003 г.), Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и
правовом статусе их организаций (июль 2001 г.), Закон о государственном языке,
Закон о функционировании языков на территории РМ (1989 г.), Закон об образовании
(июль 1995 г.), Закон о культуре (август 1999 г.) и др.
Статья 10 Конституции, в частности, гласит, что
«государство признает и гарантирует право всех
граждан на сохранение, развитие и выражение этнической,
культурной, языковой и религиозной самобытности».
В Законе о культуре (ст.11) говорится, что «Культурная
деятельность является неотъемлемым правом каждого человека, независимо от
национальной принадлежности, социального происхождения, языка, пола,
политических, религиозных и других убеждений, местожительства, имущественного
положения, образования, профессии и других обстоятельств». Статья 13
подтверждает положение Конституции о том, что «любое лицо имеет право на защиту
своей культурной самобытности».
Важным документом, принятым в Молдове почти сразу после
победы коммунистов на парламентских выборах 2001 г., который затрагивал статус
национальных меньшинств, их права на сохранение и развитие родного языка и
культуры, является закон о национальных меньшинствах. В нем государство
гарантирует права на полноценное развитие всех языков и культур, бытующих в
Молдове, формулирует права и обязанности интеграционного характера,
обеспечивающие гармоничный диалог культур, но на фоне непременного знания
государственного языка, молдавской культуры и истории.
Он содержит также ряд положений, приближающих русский
язык к статусу официального, и предусматривает пропорциональное
представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной
власти всех уровней, в армии, органах охраны общественного порядка и т.д.
Однако полноценный механизм по имплементации упомянутого
закона до сих пор не создан.
В Концепции национальной политики РМ, одобренной
парламентом в 2003 г., несмотря на сопротивление оппозиции, зафиксировано:
«Терпимость и уважение к языкам, культурам, религиям и верованиям других
этнических сообществ, проживающих на территории Молдовы, … является неотъемлемым
условием политического суверенитета и гражданского мира в стране.
Государство обязуется всемерно заботиться о сохранении,
развитии и свободном выражении этнической, культурной, религиозной и языковой
идентичности всех этнических сообществ, проживающих в Молдове.
Молдавский язык, обладая статусом государственного
языка, применяется во всех сферах политической, экономической, социальной и
культурной жизни. Обучение молдавскому языку является одним из национальных
приоритетов Республики Молдова.
Русский язык также применяется во всех сферах
жизнедеятельности государства и общества…».
В пояснительной записке к Концепции подчеркивается, что
Концепция является базовым документом для органов публичной власти при
проведении социально-экономической и культурной политики, направленной на
укрепление государственности, восстановление территориальной целостности
республики и построение демократического гражданского общества. Правительство
должно было разработать комплексную программу мер по реализации Концепции
государственной национальной политики Республики Молдова, но пока такой
программы нет.
Националистическая оппозиция встретила Концепцию «в
штыки» и до настоящего времени не приемлет этот документ, утверждая, что
Концепция ущемляет права коренного населения. Следует в связи с этим заметить,
что есть научные исследования, доказывающие совместное участие предков молдаван,
валахов и русинов (одна из ветвей древнерусской народности) в создании и
становлении молдавской государственности – средневекового Молдавского княжества.
На территории Молдавии обнаружено 30 славянских поселений VI –VII вв. и свыше 80
– VIII – IX вв. Поэтому можно говорить о том, что в сегодняшней Молдове
проживают два коренных народа – потомки молдаван и русинов, получивших позднее
название «руснаки».
Национал-экстремисты считают Концепцию документом,
«конечная цель которого - аннулировать Декларацию о независимости 1991 года как
юридический акт рождения второго румынского государства и придать Республике
Молдова новый этнокультурный, исторический, лингвистический и политико-правовой
статус». По их мнению, центральным стержнем новой национальной стратегии
является попытка дерумынизации территории между Прутом и Днестром в результате
углубления процесса русификации политико-экономической, общественной и
административной жизни", предоставления русскому языку официального статуса,
создания благоприятных условий для этнических меньшинств в ущерб национальному
большинству.
Они утверждают, что претворение концепции в жизнь
преследует закрепление доминирующей позиции России в регионе и осуществление ее
геостратегических интересов в отношениях с Евросоюзом и НАТО.
Но здесь они глубоко ошиблись. Президент В.Воронин с
конца 2003 г. взял курс на окончательное сближение с Западом, тесное
сотрудничество и интеграцию с европейскими структурами, прежде всего, с
Евросоюзом, а также с НАТО, в ущерб интересам России, в ущерб интересам
русскоязычного населения Молдовы.
Новая ориентация нынешних властей в Кишиневе,
практически полностью совпадающая с политическими взглядами националистической
оппозиции, самым серьезным образом негативно влияет и на проведение политики в
области культуры, образования, языка и т.д.
Тем более, что остаются в силе законы о языках ("О
статусе государственного языка МССР», "О возврате молдавскому языку латинской
графики", "О функционировании языков на территории МССР"), принятые под нажимом
националистов еще в 1989 г., которые, и послужили первопричиной всплеска
межнациональных противоречий, приведших к вооруженному конфликту между Кишиневом
и Тирасполем в 1992 г.; произошедшего раскола как в молдавском полиэтническом
обществе, так и среди самого молдавского населения в результате деления
его националистами на румын и молдаван.
В соответствии с законом о функционировании языков в
Молдове продолжают действовать своего рода запреты на профессии.
Пришедшие к власти в 1994 г. аграрники внесли в
Конституцию некоторые изменения и определили статус русского языка как языка
межнационального общения. Они несколько «подправили» и закон о функционировании
языков в РМ, но ограничения на профессии для «незнающих» молдавский язык, тем не
менее, еще существуют.
Следует подчеркнуть, что политика Кишинева в области
культуры, образования и обеспечения прав национальных меньшинств на их языковую,
культурную самобытность непоследовательна и противоречива.
С одной стороны, Молдова ратифицировала более 30
соответствующих международных и европейских конвенций, присоединилась к Рамочной
Конвенции СЕ о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных
языков и языков национальных меньшинств.
В самой Молдове принят целый ряд документов,
регламентирующих межэтнические отношения в стране, полное претворение которых в
жизнь может привести к установлению подлинного равноправия титульного
населения и проживающих в Молдове представителей других этносов, к полному
удовлетворению их культурных и языковых потребностей.
В системе государственного управления появились
специализированные органы различного уровня, которые должны были
обеспечивать деятельность государства в этой области. Это Комиссия по
делам национальных меньшинств парламента РМ, Департамент по делам национальных
меньшинств при правительстве РМ, Отдел образования по преподаванию языков
национальных меньшинств в Министерстве просвещения, а также Институт
национальных меньшинств в Академии наук РМ. Кроме молдавских и русских
библиотек, в РМ функционируют библиотеки - украинская, болгарская, гагаузская,
еврейская, белорусская.
В настоящее время в Молдове функционируют около 80
этнокультурных организаций республиканского значения, которые объединяют
представителей 19 этносов, украинцев, русских, болгар, гагаузов, цыган, евреев,
поляк и представителей других национальностей.
В стране постоянно проходят различные фестивали,
выставки, конкурсы, регулярно транслируются передачи на языках соответствующих
национальных общностей на национальном телевидении РМ. Традиционным и масштабным
в последние годы стал ежегодный этнокультурный фестиваль, который проводится по
всей республике.
Но с другой стороны, нельзя не отметить, что большинство
инициатив в области образования и в области развития языка и культуры
национальных меньшинств реализуются благодаря помощи России, Украины, Беларуси и
др.
Государство участвует во многих культурных мероприятиях,
но больше с пропагандистской точки зрения, предпочитая расходовать средства
на «сохранение и дальнейшее развитие молдавского языка и молдавской
культуры, сохранение исторической памяти молдавского народа, дальнейшее
утверждение и развитие его национально-культурной самобытности». В то
время как, например, единственный в республике профессиональный русский театр им
А.П.Чехова, Дом-музей А.С.Пушкина и его филиал в селе Долна до недавних пор
находились в очень трудной ситуации, пока российские компании «Лукойл» и «Итера»
не выделили средства на их ремонт.
Да и само исполнение молдавского законодательства по
вопросам, касающимся национальных меньшинств, на практике не обеспечивает
им равных прав с представителями титульного населения.
Заметную роль в сохранении русской культуры и русского
языка, проведении культурно-просветительской работы в Молдове играют русские
общины.
В Молдове насчитывается сегодня около 30 общественных
организаций российских соотечественников. В июле 2000 г. большинство организаций
на Правобережье объединилось в рамках Координационного совета русских общин.
Наиболее влиятельными являются Республиканская русская община «Содружество»,
Фонд славянской письменности и культуры (у которого, кстати, власти недавно
отобрали рабочее помещение), Центр русской культуры, Русская община РМ и др.
Параллельно и независимо от КСРО действует Конгресс
русских общин, который также объединяет несколько коллективных членов, таких как
Гильдия русских предпринимателей, Ассоциация русских писателей, Лига русских
студентов и др.
Конгресс русских общин ежегодно проводит в Кишиневе и
некоторых районных центрах Дни русской культуры и духовности, оказывает
финансовую помощь русскому драматическому театру им. А.П.Чехова.
При финансовой поддержке КРО в республике издаются
произведения (проза, поэзия, литературная критика, научные монографии,
справочно-библиографические издания) русских авторов Молдавии.
Коллективный член КСРО, Русская община РМ также много
сделала для сохранения и распространения русского языка, русской культуры и
истории среди русскоязычного населения страны.
С ноября 2003 г. по ноябрь 2004 г. в Молдове были
проведены такие мероприятия, как фестиваль русской книги и прессы; вечера,
посвященные 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева и Ф.И.Глинки; концерт русской
классической музыки в исполнении симфонического оркестра Национальной
филармонии; круглый стол «Преподавание русского языка в молдавских школах» и
др.
Конечно, без поддержки России, наверное, многого не
удалось бы осуществить. Из федерального бюджета России на оказание помощи
соотечественникам в Молдове в 2003 г. было выделено около 250 тыс. долл. США, в
2004 г. эта сумма превысила 300 тысяч долл. В 2004 г. русским школам было
передано более 200 тыс. экземпляров учебников. Произведена подписка на
российские периодические издания для 400 школ в Молдове и Приднестровье на сумму
60 тыс. долл. США.
Отдельно остановимся на положении русского языка
в Молдове. Новое руководство страны сразу же после прихода к власти попыталось
предпринять ряд мер по восстановлению позиций русского языка в системе
образования. Однако объединенные усилия правых националистов и Запада вынудили
руководство страны, стремившееся не допустить дестабилизации внутриполитической
обстановки, отменить действие соответствующих приказов Министерства просвещения.
Сыграл свою роль настоятельный призыв Совета Европы к правительству повременить
с расширением сферы применения русского языка.
К тому же Конституционный Суд РМ признал ряд положений
принятых новой властью законов несоответствующими Конституции, в частности,
положений о дублировании на русском языке актов гражданского состояния,
наименований населенных пунктов и государственных учреждений и т.д.
По оценкам некоторых специалистов, сегодня в стране
русский язык является родным для 23,1% населения, а для 45% граждан Молдовы он
является вторым языком. Он по-прежнему активно используется в производственной
сфере, в области науки, информации.
Достаточно активно его применение в СМИ РМ. На русском
языке выходят 22 газеты и 9 журналов, в т.ч. «Комсомольская правда», «Труд» и
«Аргументы и факты» с приложениями на молдавскую тематику, на нем регулярно
ведутся информационные и развлекательные программы на молдавских
теле-радиоканалах, ретранслируются передачи ряда российских радиостанций и ТВ.
Русский язык широко востребован и как язык образования,
и как язык СМИ, и как язык межличностного общения, прежде всего, в городах и
даже в сельской местности.
Все эти факторы беспокоят не только националистические
силы, но и нынешнее руководство. Поэтому постепенное выдавливание русского языка
из Молдовы продолжает иметь место, хотя и не такими темпами, как это было в
первой половине 90-х гг.
Особенно это заметно в сфере образования. Количество
учебных заведений с преподаванием на русском языке и число учеников и
студентов в них сокращается.
С 1990 г. - по 1994-й г. доля учащихся в русскоязычных
школах уменьшилась с 39% до 26%, в колледжах - с 51% до 18%, студентов в вузах -
с 55% до 31%. Сегодня в РМ функционируют 272 начальных и средних учебных
заведения с русским языком обучения, что составляет 18,3% от числа всех
общеобразовательных школ. Русскоязычных граждан в Молдове насчитывается около
35% населения страны. Число обучающихся в «русских школах» в 2003-2004 гг.
составляло чуть более 125 тыс. человек, примерно 24% от числа всех учащихся
начальных и средних школ Молдовы.
Школ с российскими программами обучения здесь нет.
Поэтому здесь продолжают изучать Историю румын, где, например, возвращение в
1940 г. Советским Союзом земель, принадлежавших Российской империи и захваченных
Румынией в 1918 г., считается аннексией, а русские – оккупантами и т.д. и
т.п. Молдавский язык в Минпросе РМ называют румынским в нарушение
положений Конституции. Неудивительно, что часть выпускников школ молдаван уже
идентифицирует себя румынами, что, по некоторым данным, подтвердила недавно
проведенная в Молдове перепись населения.
В 17 государственных высших учебных заведениях (всего в
РМ 40 вузов) преподавание ведется в основном на молдавском языке. А получение
высшего образования на русском языке фактически переведено в стране на платную
основу, тогда как получение образования на молдавском финансируется из
госбюджета.
Филиалов российских вузов в Молдове нет. Переговоры о
возможном учреждении таких филиалов ведутся. В частности, речь шла о создании в
Молдове филиала МГУ им. М.В.Ломоносова, филиала Госуниверситета
Санкт-Петербурга. Обсуждался проект соглашения об учреждении и деятельности в
Кишиневе молдавско-российского университета «Дмитрий Кантемир». Но молдаване
затягивают реализацию этих планов под предлогом того, что, мол, пока в
республиканском законодательстве нет соответствующих правовых актов.
Больше того, России был заявлен протест в связи с созданием в Приднестровье
филиалов российских вузов. Кишинев расценил их появление в регионе как
вмешательство во внутренние дела Молдовы.
Прежние заявления и обещания президента о придании
русскому языку статуса официального или второго государственного сменились
сегодня призывами к русскоязычному населению изучать, прежде всего, молдавский
язык, что, по его мнению, является главным средством достижения межэтнического
согласия.
Представляется, что власти Молдовы стремятся теперь не к
предоставлению русским и другим национальным меньшинствам равных прав с
титульным населением, к их постепенной ассимиляции.
Есть и еще тревожные сигналы. Министр просвещения РМ
В.Бенюк запросил у латвийского правительства материалы по реформе системы
образования в Латвии, которая, как известно, лишила русскоязычных граждан этой
страны права получать образование на русском языке.
Появилась информация о том, что в школьных программах
запланировано сокращение почти в 2 раза количества часов на изучение русского
языка, а предмет «русская литература», начиная с 9-го класса, будет изъят
вообще. В Минпросе ликвидируется отдел по проблемам образования
нацменьшинств.
Российско-молдавское сотрудничество в гуманитарной сфере
осуществляется на основе двухгодичных программ. С 2002 г. проводятся Дни
культуры Республики Молдова в Российской Федерации. В Москве, Екатеринбурге,
Твери и Подольске проходили гастроли всемирно известных звезд классического
вокала М.Биешу и М.Мунтяну, хореографических коллективов "Кодрянка"
и "Флуераш".
В сентябре 2003 г. проведены Дни культуры Российской
Федерации в Республике Молдова, в ходе которых подписана Программа культурного
сотрудничества между Министерством культуры России и Министерством культуры
Молдова на 2004-2005 гг.
Значительным шагом в развитии связей в области
образования стало Несомненно, что важное значение для развития культурного
сотрудничества между двумя нашими странами имело бы создание в Молдове
Российского Центра науки и культуры. Однако до сих, несмотря на принятое
правительством РФ соответствующее решение, необходимых средств для его
реализации Москвой еще не выделено.
подписание в марте 2003 г. межправительственного
соглашения о взаимном признании документов об образовании.
В 2002 г. Республике Молдова было выделено 150 мест в
вузах Российской Федерации. В 2003 г. для молдавских граждан было предоставлено
230 стипендий на различные формы обучения.
Взаимодействие наших стран в области науки, несмотря на
наличие подписанной 29 мая 2001 г. пятилетней Программы научно-технического
сотрудничества между РФ и РМ, пока не получило должного развития.
Российской стороной подготовлена программа гуманитарного
сотрудничества с Молдовой на 2006-2007 гг.
|